Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА СТРАНИЦАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА СТРАНИЦАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ / ПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / БИЛИНГВАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорина Татьяна Александровна

В статье рассматривается технология применения предметно-языкового интегративного обучения на уроках русского языка в зарубежный школах дополнительного обучения. Анализируются произведения классической литературы авторов на предмет слияния разных интегрированных областей. Предлагается подход на основе предметной интеграции и рассматривается методика применения такого подхода на уроках русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT INTEGRATION ON THE PAGES OF FICTION AND EDUCATIONAL LITERATURE

The article deals with the technology of applying the subject-language integrative learning at the lessons of the Russian language in foreign schools of additional education. The works of classical literature authors are analyzed for the fusion of different integrated areas. The author suggests the approach based on the subject integration and examines the methodology of such an approach application at Russian language and literaturelessons.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА СТРАНИЦАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Татьяна Шорина

DOI: 10.37492/ETN0.2022.67.1.014

Предметная интеграция на страницах художественной и учебной литературы

В статье рассматривается технология применения предметно-языкового интегра-тивного обучения на уроках русского языка в зарубежный школах дополнительного обучения. Анализируются произведения классической литературы авторов на предмет слияния разных интегрированных областей. Предлагается подход на основе предметной интеграции и рассматривается методика применения такого подхода на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: технология, предметно-языковое интегративное обучение, интегрированный урок, предметная область, предметная интеграция, художественная, учебная литература, билингвальная школа.

«Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны».

А. Дистервег (1790-1866)

Огромную популярность в билинг-вальных школах РФ и зарубежных школах завоевали подходы и методики предметно-языкового интегративного обучения. CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) - метод, позволяющий изучать любой школьный предмет на иностранном языке. CLIL как термин был сформулирован Дэвидом Маршалом в 1994 г. для обозначения обучения, при котором иностранный язык является одновременно и объектом изучения, и средством обучения образовательному

Шорина

Татьяна Александровна,

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник межвузовского центра билин-гвального и поликультурного образования. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), shorinatatiana@yandex.ru

материалу другой предметной области. Технологии CLIL включают многие аспекты методики обучения языку, опираются на коммуникативный принцип обучения языку: языку надо обучать и практиковать в значимом контексте.

Технология CLIL включает следующие компоненты: Content (содержание другой предметной области); Communication (иностранный язык - инструмент общения); Cognition (расширение кругозора, развитие мышления); Culture (познание и понимание своей и иноязычной культур).

В современной школе существует несколько моделей внедрения CLIL в образовательный процесс.

Модель № 1: расширение языкового образования.

Модель № 2: модульное преподавание

Модель № 3: частичное слияние с предметом [5].

Согласно технологии CLIL, важно, что интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения, интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать окружающую действительность во всем ее разнообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, развитию творческого мышления. Обладая большой информационной емкостью, уроки с использованием технологии предметно-языкового обучения способствуют формированию целостной картины мира. Появляется новая модель обучения, ориентированная на потенциальное развитие творческой личности, лич-ностно-ориентированное воспитание и обучение с учетом склонностей и способностей детей.

Материалы формата предметно-интегративного обучения, внедренные в структуру учебника, помогают школьникам рассматривать язык не только как учебный предмет, не только, как средство общения, но и как

средство познания. Дети, увлеченные той или иной предметной областью, получают огромную мотивацию узнать интересные факты из текстов, заданий, коммуникативных игр, получают возможность принять участие в процессе познания, исследовании, художественном творчестве. С помощью интеграции дети знакомятся с интересной для них предметной областью или конкретным событием, явлением с разных сторон, используя различные источники знания: учебник, книги, словари, мультимедийные средства и т. д. [4].

Применение приема предметной интеграции достаточно разнообразно [1; 4]. Не так давно в современных языковых школах стали появляться методики обучения иностранным языкам с использованием принципа би-лингвального обучения: подача учебного материала производится на двух изучаемых языках. В качестве примера создания билингвальных учебников XXI века можно привести опыт Латвии. Рижская классическая гимназия, возглавляемая доктором философских наук Романом Саяфовичем Алиевым - это современный учебно-воспитательный комплекс, образовательные программы которого гармонично и грамотно сочетают традиции и ценности классического образования с современной концепцией гимназического образования. Все преподаватели в этом коллективе - единомышленники, создающие и использующие собственные авторские учебные программы, учебники и учебно-методиче-ские пособия. В гимназии успешно действует лаборатория педагогических инноваций, мультикуль-турный и билингвальный центры. В гимназии разрабатываются и создаются учебные пособия на двух языках: латышском и русском, причем это не параллельное воспроизведение одного и того же материала, а именно интегративное использование двух языков с целью передать основную идею параграфа и т. д. Под руководством

P.C. Алиева были созданы учебники для детей-билинг-вов по математике и естественным наукам, именно им была разработана методика преподавания на двух языках.

Конструирование билингвальных учебников и учебников предметно-интеграционного типа имеет свои правила и способно решить следующий комплекс задач:

• проведение входной диагностики уровня сформированное™ творческой активности учащихся;

• выявление необходимости использования межпредметных связей в целях развития творческого мышления;

• модернизация макроструктуры урока при использовании новых подходов к изучению русского языка на предметном контенте.

Анализ учебников, разработанных по принципам предметной интеграции, позволил заключить, что в учебниках используются следующие основные подходы:

• содержание образования отдельных дисциплин объединяется в интегративные курсы (русская словесность);

• все дисциплины изучаются только в творчески развивающей парадигме (интеграция по методу);

• образовательный процесс переводится на компьютерную основу (интеграция по технологии). Новизна технологии использования интегративных

учебников продиктована следующими факторами: изменившиеся ценности современного образования, активизация процесса обучения, превращение ученика в главную фигуру в классе, ориентация деятельности учителя на развитие творческих способностей учащихся; максимальное включение опыта ребенка.

Обратимся к русской литературе и ответим на вопрос: применялся ли в русской классической литературе прием предметной интеграции? Мы старались обращаться к произведениям, которые могли бы заинтересовать ребят той или иной возрастной категории, входящим в программу обучения по литературе. Выделяем предметные интегративные области: история, краеведение, география, физика, окружающий мир (природа), рассказ в рассказе (литература), музыка. Следует сказать, что произведений, в которых встречаются приемы предметной интеграции, множество. Мы выбрали лишь некоторые отрывки, которые можно использовать в виде текстов для занятий по русскому языку с последующими коммуникативными заданиями и лексико-грамматическими упражнениями.

Перечислим наиболее яркие примеры интеграции в литературные произведения предметных областей:

• история: эпопея Л.Н. Толстого «Война и Мир», «Севастопольские рассказы»; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

• москвоведение: В.А. Гиляровский «Москва и москвичи»;

• география: В.А. Обручев «Земля Санникова»;

• физика: А.Н. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»;

• музыка: К. Г. Паустовский « Старый повар », « Струна», «Корзина с еловыми шишками», В.В. Бианки «Музыкант»;

• окружающий мир, биология: И.С. Тургенев «Записки охотника»; С.Т. Аксаков «Записки ружейного охотника Оренбургской области», «Записки об уженье рыбы», очерк «Буран», В.В. Бианки «Синичкин календарь»;

• рассказ в рассказе: М. Горький «Старуха Изергиль»; М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Именно методика предметно-языкового интег-ративного обучения призвана объединить в едином уроке несколько смежных областей. Интегрированный урок способен стать инструментом, выполняющим задачи предметно-языковой технологии, он пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Интегрированные уроки направлены на формирование у учащихся не разрозненной, а целостной картины мира. Они представляют собой источник нахождения новых взаимоотношений между фактами в различных предметных областях. Интегрированные уроки открывают перед учащимися новые возможности к самовыражению и самореализации, являясь одновременно и источником педагогического творчества.

Такие уроки нового типа побуждают детей к осмысленному восприятию цепочки исторических событий и способствуют нахождению причинно-следственных связей, мотивируют и побуждают ребят к процессу активного познания окружающего мира. Вместе с тем интегрированные уроки способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, создают атмосферу успешности для ребят, развивая их потенциал и образное мышление, таким образом, формируя и воспитывая широко эрудированного ребенка.

За счет переключения на разные виды деятельности на уроках у ребят снимается перенапряжение и утомляемость, повышается познавательных интерес, а также формируются умения и навыки в области сравнения фактов, обобщения и умения делать выводы. Поскольку интегрированный урок насыщен различными видами деятельности, переключением на активные и пассивные виды работы, внимание учащихся всегда поддерживается на высоком уровне. Такие уроки повышают твор-

ческую активность учащихся, успешно способствуют ее развитию, развивают воображение, учат концентрации внимания, формированию мышления, тренируют память, развивают и обогащают речь. Помимо этого, учащиеся углубляются в ту или иную предметную область, соотносят, сравнивают факты, проводят исторические параллели, анализируют явления и события. Это приводит к повышению мотивации не только к процессам познания, но и обучения в целом.

Продолжая тему творчества, следует сказать, что интегрированные уроки литературы, искусства, музыки, русского языка открывают возможности для развития креативных способностей. Литературное развитие школьников можно осуществлять исключительно в русле творчества: создается новое, личностное, преображенное. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Особенность творческой деятельности школьников состоит в том, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта.

Обучаясь русскому языку на текстах литературного чтения, заметках о творческих личностях в истории и культуры России, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями.

Именно методы предметно-языкового обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска [2; 3]. Творческие

способности формируются в деятельности самих учеников. Для решения ряда проблем приходится рассматривать традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.

Для примера разработки и создания творческих заданий с привлечением нескольких предметных областей можно привести авторскую разработку - своеобразную «Антологию» серии интегрированных уроков «Русская природа: поэзия, проза, живопись, музыка», разработанную автором для использования в зарубежных школах русского языка. Такая методика интегрированных уроков была востребована в школах Италии, Нидерландов, Испании, Германии для билингвов 6-16 лет. В зависимости от возраста, интересов каждого учебного коллектива, уровня владения русским языком учителем подбирается и варьируется образовательный и просветительский материал, но сущность методики не меняется. Суть методики: интеграция (по теме) литературных произведений, музыкальных пьес и полотен живописи, внедрение этого материала в уроки русского языка. В «Антологии» в качестве поэтических иллюстраций времен года использованы стихи русских поэтов, отрывки из художественных произведений русских писателей, пейзажные полотна русских художников, отрывки из музыкальных произведений русских композиторов.

Ниже представлена своеобразная тематическая подборка материалов, которые можно использовать при составления интегрированных уроков. Такую антологию можно предложить ребятам для творческих исследовательских проектов, которые, несомненно, помогут формированию их художественного вкуса, пониманию

искусства, эстетики, музыкальной и поэтической культуры, будут способствовать расширению кругозора.

Зима. Поэзия: Б.Л. Пастернак «Снег идет», «Февраль. Достать чернил и плакать»; С.А. Есенин «Белая береза под моим окном», «Клен ты мой опавший»; A.C. Пушкин «Зимний вечер»; H.A. Некрасов «Мороз красный нос»; Проза: И.С. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок), Ю.М. Нагибин «Зимний зуб»; Живопись: А.М. Васнецов «Зимний сон» (Зима); К.А. Коровин «Зимой»; Б.М. Кустодиев «Зима. Масленичное гулянье»; И.И. Шишкин «На севере диком»; К.Ф. Юон «Волшебница-зима. Лигачево. Московская губерния»; Музыка: Г.В. Свиридов «Вальс» (музыкальные иллюстрации к повести A.C. Пушкина «Метель»); П.И. Чайковский «Щелкунчик»; А.К. Глазунов «Зима. Балет «Времена года».

Весна. Поэзия: Ф.И. Тютчев «Зина недаром злится», «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Весна»; А.Н. Плещеев «Весна»; A.A. Блок «О весна, без конца и без краю»; A.A. Фет «Это утро, радость эта». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»; Проза: Л.Н. Толстой «Пришла весна» (отрывок из романа «Анна Каренина»); А.П. Чехов. «Весной»; В.В. Бианки «Синичкин календарь. Март», И.С. Шмелев «Лето господне»; Живопись: А.К. Саврасов «Ранняя весна», «Март. Грачи прилетели», И.И. Левитан «Март»; В.Э. Борисов-Мусатов «Март»; В.Г. Никонов «Апрель. Таяние льда»; Музыка: C.B. Рахманинов «Весенние воды», И.Ф. Стравинский «Весна священная», отрывки из оперы H.A. Римского Корсакова «Снегурочка» (Пролог и Четвертое действие).

Лето. Поэзия: А. Н. Майков «Летний дождь»; И.А. Бунин «Детство», «На пруде»; Ф.И. Тютчев «В небе тают облака»; С.А. Есенин «С добрым утром»; А.К. Толстой. «Клонит к лени полдень жгучий»; Проза: И.С. Тургенев «Бежин луг», И.А. Бунин «Антоновские яблоки»;

К.Г. Паустовский «Прощание с летом»; Живопись: И.И. Левитан «Июньский день» (Лето); Б.В. Щербаков «Июнь в Подмосковье»; Музыка: М.И. Глинка «Жаворонок»: 3-я песня Леля «Туча с солнцем разговаривает» из оперы H.A. Римского -Корсакова «Снегурочка».

Осень. Поэзия: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая», «Осень»; Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Осень наступила, высохли цветы», H.A. Некрасов «Несжатая полоса»; Проза: В.В. Бианки «Сентябрь»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Е.И. Носов «Лесной хозяин»; Живопись: И. И. Левитан «Золотая осень», А. И. Куинджи «Осенняя распутица»; В. Д. Поленов «Ранний снег»; Музыка: П.И. Чайковский «Скучная картина», Г.Ф. Пономаренко «Отговорила роща золотая».

Методика создания интегративных уроков на базе предложенной тематической подборки «Русская природа» заключаются в использовании на уроках русского языка тестов, представленных в «Антологии», которые сопровождаются видеорядом и музыкой. В текстах отрабатывается лексика и грамматика, которая затем представлена в многочисленных коммуникативных заданиях, ролевых играх, творческих проектах, конкурсах или викторинах.

Еще один пример использования технологии пред-метно-интегративного обучения - проведение серии интегрированных уроков «Времена года» A.C. Пушкин и П.И. Чайковский.

Цель уроков: формирование компетенций и системных знаний в области литературы, русского языка и музыки. Задачи: ознакомление с шедеврами русской музыки и литературы, воспитание эстетического вкуса и понимания музыки, анализ произведения A.C. Пушкина «Евгений Онегин» в аспекте изучения художественных приемов при описании времен года, изуче-

ние структуры и своеобразия музыкального альбома П.И. Чайковского «Времена года», формирование интереса к изучению русского языка на основе русских классических произведений.

Одной из сюжетных особенностей романа «Евгений Онегин» являются многочисленные пейзажные зарисовки. В романе «Евгений Онегин» поэт обратился к природе среднерусской полосы. Пейзаж присутствует в виде законченных картин, играет роль введения к главам, передает ход времени в романе. Пушкинские пейзажи постоянно меняются: лето - «мелькает», ноябрь -«приближается», дни - «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы, этим передается вечное движение, наполняющее жизнь природы. Главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме. Достаточно часто учителя литературы анализируют четыре времени года в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин», останавливаясь лишь на музыке пушкинского слога, но без привлечения музыки как таковой. А интеграция музыки в уроки литературы может происходить следующим образом. Учитель продумывает работу над представлением музыкального альбома П.И. Чайковского: делит альбом на четыре части (четыре времени года), изучает эпиграфы к пьесам, находит им объяснения в музыке произведения. Затем к музыкальным пьесам подбираются отрывки из романа «Евгений Онегин». В помощь учителю мы предлагаем своеобразные «подсказки»:

• Зима встречается в романе трижды (в IV, V, VII главах).

• Весна встречается в VII главе и передается обилием глаголов.

• A.C. Пушкин не любил лето (в IV главе четыре строчки), но дает описание прекрасного летнего вечера в VII главе.

• Осень. Осень поздняя (IV глава) и любимая поэтом «осень золотая» (VII глава).

При прослушивании пьес альбома «Времена года» П.И. Чайковского в классе обращается внимание на то, что каждая из пьес предваряется эпиграфом. Этот эпиграф очень значим, так как приоткрывает слушателю тему и раскрывает содержание пьесы.

После прослушивания каждого из циклов (зима, весна, лето, очень) следует провести беседы с учащимися о музыкальных образах - картинах, которые возникли в момент прослушивании музыки. Важный вопрос: как природа в романе помогает понять «загадочную русскую душу»? Какие именно строки характеризуют характер и особенности русских? Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин», как и пьесы П.И. Чайковского в альбоме «Времена года», определяет хронологию сюжета, показывает вечное движение человеческой жизни.

Итогом проведения серии интеграционных уроков на основе чтения романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин» в сопоставлении с музыкальными картинами природы П.И. Чайковского могут стать задания для исследовательских и творческих проектов:

• Исследование хронологии в романе «Евгений Онегин». «Календарь природы».

• Исследование образов природы в романе. Что использует автор: глаголы или прилагательные.

• Произведения Чайковского, отражающие природу в романе.

• «Музыкальные иллюстрации»: подборка музыкальных отрывков из оперы П.И. Чайковский «Евгений

Онегин», которые характеризуют времена года, описанные в романе. • «Поэтические иллюстрации»: подборка строк из «Евгения Онегина» к каждой пьесе из цикла «Времена года». Обоснуйте выбор. Определенная новизна интегративного подхода состоит в систематическом внедрении в преподавание межпредметной интеграции на всех этапах обучения: от первых уроков начальной школы до завершения курса средней школы, а также на всех этапах урока -от актуализации прежних знаний до формирования умений и навыков.

Безусловно, предметно-интегративный подход к урокам русского языка выдвигает новые высокие требования к современному педагогу, поскольку от учителя требуется профессионализм не только в своей предметной области, но и во многих смежных. Сегодня востребованы учителя-эрудиты, учителя-энциклопедисты. Энциклопедическое образование в переводе с греческого языка означает «обучение по всему кругу знаний». Поэтому, чем шире круг знаний, тем больше возможности передать их ученикам. Козьма Прутков сказал: «Никто не обнимет необъятное». И все же... «Как много дел считалось невозможными, пока они не были осуществлены», - мудро заметил римский писатель и ученый Плиний Старший.

Убеждена, что учителя русского языка в современной поликультурной полилингвальной школе способны стать не только педагогами и наставниками, а станут просветителями молодого поколения, которые будут нести свет знаний науки и культуры с помощью русского языка, как это делали гении русской художественной литературы.

Литература:

1. Богданчиков В.В. Методика применения предметно-языковых интегративных технологий для обучения русскому языку и обучению на русском языке с использованием образовательной платформы /В.В. Богданчиков, Е.А. Тренкина, Т.Д. Шо-рина// Русский язык за рубежом. 2020. № 5 (282). С. 57-65.

2. Саматова Л.М., Хамраева Е.А. Практикум по общению: учебное пособие по развитию речи для детей соотечественников, проживающих за рубежом (7-9 лет). М.: Русский язык. Курсы, 2016.152 с. (Сер. «Русская школа»)

3. Хамраева Е.А. Театрализация на уроках русского языка за рубежом как форма педагогического эдьютейнмента // Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2019. № 2. С. 97-102.

4. Шорина Т.А. Использование технологии предметно-языкового интегративного обучения в билингвальном образовании // Материалы юбилейной международной научно-практической конференции «Теория и практика обучения РКИ в цифровую эпоху» (25-26 февраля 2020 г., МПГУ). М.: МПГУ, 2020. С. 375-383.

5. Coyle D. CLIL: Content and Language Integrated Learning / D. Coyle, Ph. Hood D. Marsh. 2010. URL: https://abdn.pure.elsevier.com/en/publications/content-and-language-integrated-learning (accessed: 06.02.2022)

Tatiana Shorina,

PhD in Pedagogical Sciences, Leading researcher at the Interuniversity Center for Bilingual and Multicultural Education, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg), shorinatatiana@yandex.ru

Subject integration on the pages of fiction and educational literature

The article deals with the technology of applying the subject-language integrative learning at the lessons of the Russian language in foreign schools of additional education. The works of classical literature authors are analyzed for the fusion of different integrated areas. The author suggests the approach based on the subject integration and examines the methodology of such an approach application at Russian language and literaturelessons.

Keywords: technology, subject-language integrative learning, integrated lesson, subject area, subject integration, fiction, educational literature, bilingual school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.