Научная статья на тему 'Развитие образного строя речи учащихся 57 классов на уроках русского языка и литературы'

Развитие образного строя речи учащихся 57 классов на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
268
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ / ПОЭТИЧЕСКИЕ И ПРОЗАИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ / ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО / ТЕКСТ / АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА МЕТАФОРЫ / ГИПЕРБОЛЫ / СРАВНЕНИЯ / ЭПИТЕТЫ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ / ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ РЕЧИ / LESSONS OF RUSSIAN AND LITERATURE / POETIC AND PROSAIC TEXTS / POETIC WORD / TEXT / ANALYSIS OF A WORK OF ART / LANGUAGE FEATURES OF THE TEXT / METAPHOR / HYPERBOLE / COMPARISONS / EPITHETS / LINGUISTIC AND LITERARY ASPECTS / FIGURATIVE SYSTEM OF THE SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Левшина Э. С.

В данной статье рассматриваются методические приемы, развивающие образный строй речи учащихся средних классов общеобразовательной школы, используемые на уроках русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A FIGURATIVE SYSTEM OF THE SPEECH OF PUPILS OF 57 CLASSES AT LESSONS OF RUSSIAN AND LITERATURE

In this article the methodical receptions developing a figurative system of the speech of pupils of middle classes of comprehensive school, used at lessons of Russian and literature are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие образного строя речи учащихся 57 классов на уроках русского языка и литературы»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 811.161.1'373 (072.3) Э.С. ЛЕВШИНА

учитель русского языка и литературы, Гимназия № 7 г. Подольск

UDC 811.161.1' 373 [072.3) ES. LEVSHINA

Teacher of Russian and literature, Gymnasium № 7,

Podolsk

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО СТРОЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

DEVELOPMENT OF A FIGURATIVE SYSTEM OF THE SPEECH OF PUPILS OF 5-7 CLASSES AT LESSONS OF RUSSIAN AND LITERATURE

В данной статье рассматриваются методические приемы, развивающие образный строй речи учащихся средних классов общеобразовательной школы, используемые на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: уроки русского языка и литературы, поэтические и прозаические тексты, поэтическое слово, текст, анализ художественного произведения, языковые особенности текста (метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты), лингвистический и литературоведческий аспекты, образный строй речи.

In this article the methodical receptions developing a figurative system of the speech of pupils of middle classes of comprehensive school, used at lessons of Russian and literature are considered.

Keywords: lessons of Russian and literature, poetic and prosaic texts, poetic word, text, analysis of a work of art, language features of the text (metaphor, hyperbole, comparisons, epithets), linguistic and literary aspects, figurative system of the speech.

Под образностью речи лингвистами понимается «одно из коммуникативных качеств речи, направленное на формирование конкретно-чувственных представлений о действительности» (Словарь лингвистических терминов Т. В. Жеребило). По мнению лингвистов, образность - это «1) основная черта художественной литературы, ориентированная на создание художественных образов, 2) стилевая черту художественной речи, связанная с употреблением слов в переносном значении, метафор, эпитетов, сравнений, гипербол и т. п. Метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы изучаются стилистикой художественной литературы (литературоведческой стилистикой). Слова в переносном значении, сравнительные обороты, предложения с определениями входят в компетенцию стилистики языка. Таким образом, в одном и том же стилистическом средстве выделяются два плана: связанный с 1) литературоведческой стилистикой и 2) связанный со стилистикой языка»1.

В центре внимания учителя русского языка должны быть оба плана: связанный с 1) литературоведческой стилистикой и 2) связанный со стилистикой языка.

С нашей точки зрения, разделение языка и литературы искусственно. Что есть литература, как не жизнь слова, его работа в речи, его служение человеку для выражения чувств, мыслей, движений души? И что есть язык, как не само слово, несущее в себе смысл, значение, и, тем самым, предназначенность быть использованным для выражения мысли, чувства, «обреченность»

1 Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и до-полн. Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т. В. Жеребило. 2010.

на использование в речи?

Поэтому вполне правомерно требование строить объяснение на уроках родного языка на хороших поэтических и прозаических текстах, знакомящих учеников с работой слова в речи. Обращение на уроках русского языка к литературным текстам и языковой анализ художественных произведений на уроках литературы развивают образность речи учащихся.

Например, объяснение работы принципов русской орфографии можно построить на отрывке из романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин»: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Для справок: Примером действия фонетического принципа русской орфографии в тексте, может быть написание мягкого знака на месте и, обусловленное более быстрым прочтением конца слова (очарованье, дыханье). правописание безударного окончания ее (свежее), сравните: межой. Примером работы фонематического принципа - написание слов леса, волнистою, небеса, редкий, отдаленные (написания, проверяемые сильной позицией фонем). Примером исторического написания служат слова багрец, прощальная, отдаленные, смысло-различительного - частично седой (сравните: седеть -сидеть), леса (лиса).

© Э.С. Левшина © E.S. Levshina

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (70), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 70. 2016

Закрепление навыка правописания корней зор-зар можно провести на примере текста-сказки «Царь и вечерняя заря». Детям следует предложить подумать, в чем заключается основная мысль сказки, а также выписать из данного текста примеры изучаемой орфограммы (здесь они подчеркнуты одной чертой).

Текст Царь и вечерняя заря Жил царь. Был он богаче всех царей на свете. Амбары его ломились от добра. Сундуки были полны золота и драгоценных камней. В конюшне ржали самые быстрые кони. Самые зеленые сады, самые красивые дворцы, самые тучные поля, самые глубокие озера принадлежали ему одному.

Однажды царь сидел на балконе и озирал свои владения. На небе разгоралась вечерняя заря. Сначала красным огнем она озарила краешек неба, где опустилось солнце. Потом ширилась и вскоре объяла все небо. Она была так красива, что невозможно было оторвать от нее глаз. Люди с радостью любовались зарей.

Не радовался заре только царь. Мысль, что заря принадлежит не ему одному, а всем, терзала его сердце. От этой мысли он заболел и тут же умер. (Б. Сергунков) Поэтические картины природы оставляет след в ребячьих душах. Хотя текст A.C. Пушкина анализировался на уроке родного языка с лингвистической, а не литературоведческой позиции, дети впитали в себя созданный поэтом образ осени. Они, чувствуя красоту поэтического слова, пытаются передать в стихотворной форме свое собственное восприятие осенней природы: ОСЕНЬ Осень наступила. Желтым все покрыла. Яркие деревья В золоте стоят Птицы улетают. Зиму предвещают. Скоро мы забудем желтый листопад. (Елена С.) На уроках же литературы очень важно не только проводить анализ художественного произведения, но и выписывать примеры языковых особенностей текста (метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты), предлагать детям составить с выписанными словами, словосочетаниями свои миниатюры, а затем самостоятельно, на своем словесном материале, построить связное высказывание, подобное анализируемому \\ доже er вс иному тексту.

Такую работу желательно провести при изучении прозы М.М. Пришвина. К.Г. Паустовского.

Таким образом, работа над художественным словом, организованная на уроках родного языка и литературы, рассмотрение поэтических и прозаических текстов с точки зрения лингвистического и литературоведческого аспектов, обучение учащихся созданию собственных текстов будят воображение учащихся, их креативное (творческое) мышление, развивают образный строй речи детей.

Очень эффективна для творческого развития ребенка и работа по сопоставлению словесных, музыкальных. живописных образов, помогающая ученикам увидеть специфику словесного образа, его нравственную силу, эмоциональную и смысловую нагрузку. Детям можно предложить прослушать музыку и нарисовать на бумаге зрительные образы, навеянные произведениями П.И. Чайковского («Щелкунчик»), Э. Грига («Утро» из «Пер-Гюнта», «Весна»), А. Дворжака («Мелодия»), К.Сен-Санса («Лебедь»), Ученики читают сказу Гофмана, прозу М. Пришвина, К.Паустовского, И.Тургенева, поэзию Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, находя близкие музыкальным и зрительным словесные образы. Причем, развиваются не только языковые, но и музыкальные и изобразительные способности детей.

Как свидетельствуют экспериментальные исследования, сравнение музыки стиха и мелодики песен «Я шагаю по Москве» (А. Петрова). «Девчонки - мальчишки» (А.Островского и И.Дика), «Походной» (В.Тиличеева и Л. Некрасова) рождает желание детей спеть эти песни вместе с детским хором, исполнение которого было дано в записи.

Исчезает и предубеждение учеников в том, что они не умеют рисовать. Они с удовольствием постигают, пиктографию и логографию, создают свои пикто- и логограммы, выполняют иллюстрации к художественным и музыкальным произведениям.

Попробуйте дать учащимся для прочтения отрывок стихотворения И.А. Бунина «Листопад» и предложите нарисовать картину, увиденную благодаря поэтическому слову. Какое разноцветье предстанет перед вами!

Листопад Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в глазури голубой. Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо. Что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, И осень тихою водой Вступает в пестрый терем свой (И.А.Бунин)

В качестве итога приведенных в работе размышлений хочется еще раз подчеркнуть, что внимательная, вдумчивая работа со словом, востребованность творческих возможностей детей, дух поиска и сотрудничества, рождающийся на уроках словесности, не только пробуждают и развивают лингвистические и литературоведческие способности детей, их творческое мышление. образность речи, но и формируют умных и добрых людей, чу вствующих нравственную силу родного слова, учащихся жить по этическим законам человечества, уважающих традиции, историческое наследие своего народа, своего края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.