Научная статья на тему 'Сценарий интегрированного урока: литератураи мировая художественная культура в 10-м классе'

Сценарий интегрированного урока: литератураи мировая художественная культура в 10-м классе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
547
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ / ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вавилова Л. Н., Балашова Н. Г.

Урок представляет собой новый взгляд на прочтение отечественной классики через межпредметную интеграцию. Авторы предлагают использование новых современных технологий сайт лицея и школьную газету «Лицеист» для воспитания духовности и приобщения к вечным ценностям через искусство. Таким образом, как на уроке, так и во внеурочное время происходит сетевое взаимодействие всех участников форума школьного сайта и читателей газеты, что позволяет создавать коллективный разум, отвлекая обучающихся от социальных сетей. Предложенный тип урока является универсальным в школьном курсе обучения. Он направлен на формирование метапредметных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарий интегрированного урока: литератураи мировая художественная культура в 10-м классе»

Эксперимент и инновации в школе

Мастер-класс

№ 1/2015

Вавилова Л.Н., Балашова Н.Г.

Сценарий интегрированного урока: литература и мировая художественная культура в 10-м классе

Аннотация

Урок представляет собой новый взгляд на прочтение отечественной классики через межпредметную интеграцию. Авторы предлагают использование новых современных технологий — сайт лицея и школьную газету «Лицеист» — для воспитания духовности и приобщения к вечным ценностям через искусство. Таким образом, как на уроке, так и во внеурочное время происходит сетевое взаимодействие всех участников форума школьного сайта и читателей газеты, что позволяет создавать коллективный разум, отвлекая обучающихся от социальных сетей. Предложенный тип урока является универсальным в школьном курсе обучения. Он направлен на формирование метапредметных компетенций.

Ключевые слова

межпредметная интеграция, сетевое взаимодействие, коллективный разум, воспитание духовности.

Тема: «Современный взгляд на поступок Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкина и одноименной опере П.И. Чайковского»

Цель — дать оценку поступка Татьяны Лариной в финале двух произведений.

Задачи:

► проанализировать финал романа и оперы;

► сравнить систему образов двух произведений;

► углубить умение сопоставлять, доказывать, обобщать, используя критические статьи;

► формировать нравственно-эстетические ценности.

Материалы: опера П.И. Чайковского, роман А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, портреты А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, тексты критики, раздаточный материал.

Ход урока

Звучит ариозо Е. Онегина из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

I. Вступительное слово учителя

Учитель: Ребята, кто из вас по данному музыкальному фрагменту может определить автора и произведение? Это одно из самых знаменитых ариозо в мировом оперном искусстве.

Обучающиеся: Да, мы узнали! Это ариозо Е. Онегина из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

Учитель: Молодцы! Сегодня в XXI в. это великое произведение узнали в 10-м классе 2 человека, тогда как 100 лет назад его узнавали десятилетние гимназисты, услышав несколько нот. Известный искусствовед М. Казиник в книге «Тайны гениев» рассказывает о маленькой девочке, ученице обычной гимназии в Москве, которая по первым четырем нотам узнала это ариозо и произведение.

Нужно ли нам сегодня знать это? Или наши нравственные приоритеты изменились?

Обучающиеся: Да, нам это нужно, так как эта волшебная музыка о любви.

Учитель: По мотивам какого известного нам произведения написана опера?

Expirimenti_i innovacii.indd 57

24.03.2015 15:07:30

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

Обучающиеся: Это роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Учитель: В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». Почему?

Обучающиеся: Перед нами встают картины жизни, нравы, отношение к дружбе, любви, к семье. Нас волнует сейчас тема любви, мы мечтаем об идеальной семье.

Учитель: Могут ли помочь нам разобраться в этих вопросах А.С. Пушкин и его герои?

Обучающиеся: Надеемся!

Учитель: У Пушкина свое представление о любви, но шли времена, менялись взгляды. В 70-е гг. XIX в. П.И. Чайковский написал оперу, в которой выразил свое отношение к главным героям и их поступкам.

II. Целеполагание

Учитель: Ребята, исходя из темы нашего урока, давайте определим его цель.

Обучающиеся: Мы попробуем сравнить позиции авторов и выберем то, что нам ближе. Подумаем, как к этой проблеме относятся в современном обществе.

Учитель: Давайте вспомним, о чем роман. Отличается ли опера по содержанию от романа?

Обучающиеся: Нет, и роман, и опера о любви двух главных героев: Татьяны Лариной и Евгения Онегина.

Учитель: Цель нашего урока — дать оценку поступка Татьяны Лариной в финале двух произведений. Что нам нужно, чтобы сделать это?

Обучающиеся: Для этого мы еще раз погрузимся в финал романа и оперы. Сопоставим эпизоды встреч главных героев, проанализируем различные точки зрения в критических статьях. Дадим свою оценку.

Учитель: Дома вы перечитали последнюю главу романа, изучили критические статьи о романе и опере. Группа аналитиков провела исследование, используя интернетресурсы школьного сайта, отзывов о романе А.С. Пушкина. С классным руководителем посмотрели спектакль Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Сейчас мы посмотрим финал оперы в постановке Большого тетра.

М. Казиник в книге «Тайные знаки оперы. “Евгений Онегин” (Часть 1)» пишет: «Всякая опера, как и Библия, имеет много уровней прочтения. Есть первый уровень толкования, есть второй, есть третий, есть четвертый... Ну, вот, например, всем хорошо известная опера «Евгений Онегин» — какие в ней тайные знаки?»

Просмотр видеозаписи. Звучит ария Гремина.

III. Групповая работа

1. Класс делится на четыре группы.

Первая группа анализирует финал романа в стихах «Евгений Онегин». Работа с текстом романа (гл. 8).

Вопрос: как А.С. Пушкин относится к поведению Татьяны в этой сцене и ее отказу Онегину?

Вторая группа изучает сцену свидания Евгения Онегина и Татьяны Лариной в финале либретто оперы. Либретто оперы «Евгений Онегин» (см. прилож. 1).

Третья группа: критика о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и опере П.И. Чайковского (см. прилож. 2).

Четвертая группа: провести исследование, используя интернет-ресурсы школьного сайта, отзывов о романе

А.С. Пушкина и его героях.

Группы работают 10 минут.

От каждой группы выступают спикеры.

Выступление спикеров

I группа

A. С. Пушкин дает свое видение поступка Татьяны.

Что собой представляет муж Татьяны? У автора о нем сказано несколько слов: «важный» генерал, приятель Онегина, князь. Мы представляем его стариком, и нам кажется, что Пушкин относится к нему иронично, доказательством этому слова —

«И нос, и плечи подымал Вошедший с нею генерал».

Татьяна не любит своего мужа, но она отказывает Онегину, потому что долг женщины быть рядом с мужем, не изменять ему, быть ему верной.

Это точка зрения автора, поэтому Татьяна — его «милый идеал».

II группа

B. Г. Белинский оправдывает Татьяну, но весьма странным и непоследовательным образом. Значит, по Белинскому, Татьяна поступила в высшей степени безнравственно? С одной стороны, он осуждает ее за то, что она ради любви не сумела преодолеть общественные предрассудки. С другой стороны, он заявляет, что «Татьяна — это тип русской женщины, которая приносит себя в жертву ради супружеского долга».

Д. Писарев считает, что Татьяна полна противоречий: отвергая общественное мнение, она в то же время подвластна ему. Татьяна и Онегин под стать друг другу. Ф.М. Достоевский, напротив, увидел в Татьяне «апофеоз русской женщины», идеальный характер, вырастающий из народной почвы. Она не могла поступить иначе.

III группа

Как известно, опера Чайковского не музыкальная иллюстрация к роману Пушкина, а самостоятельное музыкально-драматическое произведение. В пушкинских образах Чайковский выделил и высветлил черты, придававшие им сценическую четкость, законченность. Композитор осмелился видоизменить ситуацию, начертанную Пушкиным.

Во-первых, генерал получает фамилию Гремин и, скорее всего, не случайно.

П.И. Чайковский вместе с автором либретто К. Шилов-ским вводит образ Гремина, пытаясь объяснить поступок Татьяны через его монолог.

Он любит Татьяну искренно, нежно, безумно! Она для него луч солнца! Звезда во мраке ночи! Лучистый ангел!

Закаленный судьбой, боец с седой головой, Гремин не может по определению быть плохим человеком. Только люди со светлой душой способны так излагать! Не может оставить такого человека Татьяна!

Композитор показывает восторженную любовь Гремина к жене, по-своему переистолковав знаменитый пушкинский афоризм «Любви все возрасты покорны» и добавив строки, подчеркивающие преклонение героя перед чистотой Татьяны: «Она блистает, как звезда во мраке ночи в небе чистом, и мне является всегда в сиянье ангела лучистом!» Глубоко нравственное чувство не позволяет Татьяне пожертвовать счастьем близкого человека, что психологически оправдано. Его Татьяна (Чайковского) духовно связана с Греминым.

Образ Гремина, так поднятый в опере по сравнению с литературным образом, предстает перед нами зрелым, много пережившим человеком, исполненным большого достоинства и благородства. Этот поэтический и психоло-

Expirimenti_i innovacii.indd 58

24.03.2015 15:07:30

$

Сценарий интегрированного урока: литература и мировая художественная культура в 10-м классе

гически углубленный музыкальный образ Г ремина раскрывается в басовой арии, исполняемой спокойно, сдержанно, очень тихо. Ария полна величавого благородства, торжественности.

IV. Выводы

Учитель: Мы прослушали выступления спикеров, в которых прозвучали различные точки зрения на поступок Татьяны в романе и опере. А как вы сами можете объяснить мотивы поведения героини? Права ли Татьяна с точки зрения современного читателя?

IVгруппа аналитиков представит результаты своего исследования ответов обучающихся на нашем сайте.

Обучающиеся:

— Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Во времена Пушкина иначе и быть не могло, потому что девушка должна была подчиниться воле родителей, она была воспитана в религиозных традициях. В наше время возможно и другое решение этого вопроса. По-моему, жить с нелюбимым человеком безнравственно. Счастье возможно только в любви.

— Я думаю, Татьяна правильно поступила, отказав Онегину. Ничем хорошим их связь все равно не закончилась бы, у них не было будущего, и Татьяна это понимала.

— Любовь всегда права!

— Для меня любовь — это не только отношения полов. Любовь включает в себя и уважение друг к другу, и ответственность перед детьми, нравственные установки. Поэтому считаю, что Татьяна поступила правильно.

— У меня за время нашего урока родились стихи:

Любовь всегда одна права!

Любить не значит рядом быть!

Ведь с болью крылья прорастают.

— А я отвечу словами поэта: «Учитесь властвовать собой!»

Учитель: Действительно, здесь неразрешимая ситуация — из нее невозможно найти выход, но ее надо пережить. Долг побеждает любовь, и в этом сила русской женщины. А вот, действительно, хорошо это или плохо, трудно дать однозначный ответ.

V. Рефлексия

Учитель: Чему мы сегодня научились на уроке?

Обучающиеся: Сегодня мы попытались по-новому взглянуть на известные нам произведения различных видов искусства, сопоставляя их. Познакомились с результатами исследования взглядов современной молодежи на нашу проблему. Мы анализировали первоисточники, учились формулировать и отстаивать свою точку зрения, работая в группе и представляя ее на всеобщее обсуждение.

Мы поняли, что нового внес П.И. Чайковский в решение нашего вопроса урока. Мы увидели, что нас волнуют те же проблемы, которые волновали А.С. Пушкина, П.И. Чайковского и их современников. Мы осознали, что нравственный выбор сложен во все времена, поэтому и сейчас не может быть однозначных решений, все это обусловлено душевными качествами, временем, жизненной ситуацией. Но семья, долг, любовь во все времена были и остаются вечными ценностями.

VI. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации к нашему уроку.

При подготовке к уроку использовались материалы

[1-19].

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Андреева С.М., Григорович В.Б. Слово о музыке: Русские композиторы XIX века: Хрестоматия: Кн. для учащихся ст. кл. М.: Просвещение, 1990.

2. Анушкевич И.Г., Пожидаева З.А. Литературное занятие: лирический жанр дружеского послания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6.

С. 31-36.

3. Апухтина Л.М. Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 6-8.

4. Бабкина Н.В. Реализация компетентностного подхода при обучении литературе в основной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С. 29-36.

5. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 2010.

6. Белякова М.М. Дидактические возможности структурно-логических схем в изучении литературы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 16-27.

7. Достоевский Ф.М. Речь на открытии памятника Пушкину. М., 2010.

8. Зуев Н. Татьяна и Онегин в эпилоге романа. Опыт медленного чтения // Литература в школе. 1997. № 3.

9. Казиник М. Тайны гениев. М., 2010.

10. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Статья пятая «Татьяна, русская душою ...» // Литература в школе. 2000. № 3.

11. Крунтяева Т.С., Розанов А.С. 25 оперных шедевров. Л.: Музыка, 1980.

12. Ларош Г.А. Неделя в Москве: «Евгений Онегин» в консерватории // Избр. ст. Л., 1975. Вып. 2.

13. Писарев Д.И. Статья «Пушкин и Белинский» (1865 г.). М., 2010.

14. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1.

15. Сухих И.Н. Русская литература для всех. СПб., 2013.

16. Третьякова А.Н., Шишкина Н.М. Интерактивные формы обучения на уроках литературы и во внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1.

17. Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1982.

18. http://festival. 1 september.ru/articles/501373/

19. http://festival.1 september.ru/articles/530304/

#

Expirimenti_i innovacii.indd 59

24.03.2015 15:07:30

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

Приложение 1

Вопрос:

Михаил Казиник: «...Почему Петр Ильич Чайковский, его брат Модест и все, кто связан был с либретто, убрали огромное количество героев и вдруг поместили нового, которого нет в романе в стихах? Помните, кто муж Татьяны? Никто. Просто абстрактно названная личность. И вдруг Чайковский называет имя, вводит его как персонаж и дает ему одну из самых прекрасных арий о любви с поэтичнейшим текстом: «Любви все возрасты покорны.» Зачем появляется Г ремин?..» Прослушав арию Гремина, дайте оценку образа.

Приложение 2

Вопрос: Кто, по-вашему, более прав? Кто более глубоко проник в авторский замысел? Раздаются высказывания Ф.М. Достоевского, В.Г. Белинского, Д.И. Писарева по поводу объяснения Татьяны с Онегиным.

В.Г. Белинский

В этом объяснении сказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, — все: и пламенная страсть, и задушевность простого искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения.

Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь его приводит к ее ногам жажда скандалезной славы. Во всем так и пробивается страх за свою добродетель. Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни, но пока она в свете, его мнение всегда будет ее идолом. Последние стихи удивительны — подлинно конец венчает дело! Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана, — именно отдана, а не отдалась! Вечная верность — кому и в чем? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны...

Д.И. Писарев

Знаменитый монолог Татьяны. доказывает ясно, что Татьяна и Онегин друг друга стоят: оба они до такой степени исковеркали себя, что совершенно потеряли способность думать, чувствовать и действовать по-человечески. Подозревая Онегина в мелком тщеславии, Татьяна очевидно отказывает ему в своем уважении, и в то же время, не уважая его, она его любит, и в то же время, любя его, она его отталкивает; отталкивая его из уважения к требованиям света, она презирает «всю эту ветошь маскарада»; презирая всю эту ветошь, она занимается ею с утра до вечера. Все эти противоречия доказывают совершенно очевидно, что она ничего не любит, ничего не уважает, ничего не презирает, ни о чем не думает, а просто живет со дня на день, подчиняясь заведенному порядку.

Онегин — вполне достойный рыцарь такой дамы, которая. обливается горючими слезами; другого, более энер-

гического чувства Онегин даже не выдержал бы; такое чувство испугало и обратило бы в бегство нашего героя; безумная и несчастная была бы та женщина, которая из любви к Онегину решилась бы нарушить величественное благочиние генеральского дома.

Ф.М. Достоевский

Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает... И вот она твердо говорит Онегину:

Но я другому отдана И буду век ему верна.

Высказала она это именно как русская женщина, в этом ее апофеоза. Потому ли она отказалась идти за ним, что. не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаянием почестей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит. Но она «другому отдана и будет век ему верна». Кому же, чему же верна? Каким это обязанностям?.. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого?

Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии?

Г.А. Ларош

Чайковский осмелился видоизменить ситуацию, начертанную Пушкиным: в романе мужем Татьяны является титулованное ничтожество, в опере — это благородный, сильный и независимый человек, ставший ей подлинной опорой и другом. Не светские условности и не религия встают преградой между княгиней Греминой и Онегиным, а глубокое нравственное чувство, не позволяющее Татьяне пожертвовать счастьем близкого ей человека.

Неожиданное изменение судьбы героини казалось композитору психологически оправданным и потому необходимым. Татьяна Чайковского — Татьяна 70-х гг. — не могла бы так пассивно подчиниться родительской воле, как это сделала ее предшественница: за 50 лет требования русской женщины, ее взгляд на семейные отношения стали значительно зрелее, изменилась самая роль ее в общественной жизни; осовременив героев, композитор должен был придать концепции Пушкина иное освещение и завершить романтическую линию в перспективе своей эпохи. Его Татьяна смогла справиться с собой в минуту, когда с прежней силой вспыхнула ее девическая страсть к Онегину, не потому, что обрекла себя на безропотное выполнение супружеского долга, а потому, что была связана с мужем крепкими этическими узами.

Так появился в опере новый персонаж — генерал Гремин, в облике которого композитор пытался обобщить черты нового положительного героя, уже намечавшиеся в его время в литературе. Изменил композитор и сцену последнего свидания Татьяны с Онегиным. В романе она

Expirimenti_i innovacii.indd 60

24.03.2015 15:07:30

ф

Сценарий интегрированного урока: литература и мировая художественная культура в 10-м классе

ограничена большим, подлинно драматическим прощальным монологом Татьяны; в течение всей ее речи и после ее ухода Онегин стоит молча, ошеломленный, пока его не пробуждают звук шагов и появление мужа Татьяны. Здесь Пушкин оставляет своего героя и навсегда прощается с ним.

Подобное заключение противоречило бы закономерностям драмы; кроме того, в силу большей заостренности психологической ситуации, сцена должна была получить в опере более активный и бурный характер. Использовав письмо Онегина, Чайковский вложил в уста своего героя страстное любовное признание; мало того, вопреки мнению окружающих, композитор и Татьяну заставил выразить свои чувства более пылко, чем она это делает в рома-

не. Только после двух или трех представлений согласился он с тем, что объятие влюбленных будет оскорбительным для почитателей Пушкина, и нашел для Онегина заключительную фразу: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!»

«П.И. Чайковский подчеркнул в Татьяне не девичью робость и мечтательность, а душевную энергию, жажду деятельности жизни и любви, неискоренимую веру в благородство человеческого сердца. Свойства эти, впервые проявившиеся в пушкинской Татьяне, в ту пору еще отчетливее проступили в героинях Тургенева, Некрасова, Толстого. Чайковский с гордостью узнавал их и в своих современницах — рядовых девушках 70-х гг., готовых идти на любые жертвы, лишь бы жизнь их не прошла бесплодно».

Ф

Ф

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 61

24.03.2015 15:07:30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.