Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
Мастер-класс
Вавилова Л.Н., Балашова Н.Г.
Способы актуализации знании на современном уроке
в соответствии с ФГОС
Аннотация. Авторы статьи задают насущные для каждого учителя вопросы. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащихся, стимулируя их природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
В статье описан ряд конкретных способов актуализации знаний, обеспечивающих формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях современной школы.
Ключевые слова:
актуализация знаний, компетенции, интерес, исследовательская деятельность.
Каждый урок является важным звеном в цепи образовательной системы для получения знаний и умений, практических навыков для дальнейшей жизни наших учеников [1, 3, 5, 7, 11, 12]. Важно, чтобы на каждом учебном занятии обучающиеся осознавали актуальность темы урока как для современности, так и для себя лично [2, 4, 6, 8-10, 13]. Рабочая группа нашего лицея в рамках экспериментальной площадки по созданию современного урока в соответствии с ФГОС разработала в 2014 учебном году тридцать способов актуализации знаний. Данные способы являются универсальными и могут использоваться на различных уроках, независимо от предметных областей. На этапе апробации независимые эксперты в рамках образовательного учреждения доказывают универсальность способов. Рабочая группа разработала фрагменты уроков с использованием этих способов (урок английского языка — метод «Телеграмма», «Шкатулка», «Метод высказывания»; урок математики — «Теория вероятности», «Метод соотнесения»; урок химии — «Использование литературного фрагмента») и сценарий интегрированного урока (литература и мировая художественная культура) в 10-м классе по теме «Современный взгляд на поступок Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и одноименной опере П.И. Чайковского».
По теме эксперимента проведены тридцать три урока. Имеется отрефлексированный и оформленный педагогический опыт по теме эксперимента.
Способы актуализации знаний
1. Визуальный ряд
Видеофрагмент. Мы предлагаем использовать видеофрагмент в начале урока, чтобы учащиеся самостоятельно могли сформулировать тему. Для этого им задается вопрос: «Как связаны видеофрагмент и тема сегодняшнего урока?» Учителю в зависимости от целей и задач урока предлагается выбирать зрелищные фрагменты, воздействующие на эмоциональную сферу учащегося.
«Черныйящик». «Черный ящик» может быть реальным или виртуальным, его появление сопровождается знакомой нам с детства музыкой из любимой передачи «Что? Где? Когда?»
Вопрос: «Что в «черном ящике»?
Как связаны этот предмет и тема сегодняшнего урока? В «черном ящике» может лежать любой предмет либо макет, так или иначе связанный с темой.
Шкатулка. Возможно использовать шкатулку для направляющих заданий по теме урока. Например, задание на уроке литературы: «Собери в шкатулку все, что необходимо герою, с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем». Можно собрать в шкатулку все, что нужно учащемуся для постановки цели и задач урока.
Три мешочка. Способ рассчитан на выявление взаимосвязи предметов, явлений по теме урока. Учитель может приоткрыть один, два, три мешочка, учащимся предлагается догадаться, что в мешочках и как связаны между собой предметы, которые находятся внутри. Далее формулируется тема урока, ставятся цели и задачи.
Кто изображен на портрете? В зависимости от предметной области урока это может быть портрет любого ученого, деятеля искусств, исторической личности.
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
Вопрос: «Нужно ли нам узнавать ученого, с чьим именем связана наша жизнь? Для чего?»
Например, на уроке мировой художественной культуры: «В детстве его называли фарфоровым мальчиком, сегодня с его музыки начинаются самые значимые события в мире, в том числе и открытие Олимпиады в Сочи».
Изображения на экране. Этот способ помогает определить тему урока через визуальный ряд.
Ассоциации с темой урока. На экране появляются изображения.
Вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают при виде данных предметов?» Определяется тема урока. Или учащимся предлагается нарисовать свои ассоциации, связанные с темой урока.
Основа ассоциации
Образы, которые необходимо соединить в ассоциацию
2. Аудиовосприятие
Музыкальный фрагмент. В начале урока мировой художественной культуры звучит музыка. Ариозо Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Учитель задает вопросы: «Ребята, кто из вас по данному музыкальному фрагменту может определить автора и произведение? Это одно из самых знаменитых ариозо в мировом оперном искусстве. Сегодня, в XXI в., это великое произведение узнали в 1-м классе 2 человека, тогда как 100 лет назад его узнавали десятилетние гимназисты, услышав несколько нот. Нужно ли нам сегодня знать это? Или наши нравственные приоритеты изменились?»
Голос за кадром. Басня, песня, притча в зависимости от темы урока.
3. Заглянем в будущее
На доске пишется тема урока, дата, например, 2114 год. Учитель не ошибся. «Давайте представим, что мы заглянули в будущее. Актуальна ли будет наша тема в XXII в.?»
Ученик — родитель. «2034 год. Вы родители. Ваши дети учатся в нашей школе. Попробуйте объяснить своим детям значимость нашей темы.»
4. Приглашение в гости для актуализации знаний
Можно пригласить:
• ученика из параллели, знакомого с этой темой;
• учеников старших классов, изучавших данную тему;
• родителей;
• интересных людей.
5. Опережающее задание
Тема урока сообщается учителем заранее, и дается задание подготовить краткое сообщение о ее актуальности фронтально или индивидуально.
6. Незаконченное повествование
Например, на уроке музыки: «И. Кант сформулировал признак существования Бога. Этот признак мы узнаем с вами на нашем уроке».
7. Риторический вопрос
На уроке мировой художественной культуры — «Миф об Орфее и Эвридике». Учитель рассказывает миф и предлагает учащимся ответить на вопрос: «Почему Орфей обернулся?» Это вопрос-предположение, однозначных ответов на подобные вопросы не существует, такой прием позволяет развивать творческое воображение.
8. Продолжи фразы
Тема урока...
Я почувствовал.
Я знаю.
Мне трудно.
9. Телеграмма
Ученику предлагается кратко написать, что он знает по определенной теме, и пожелания соседу по парте, отправить телеграмму (обменяться). Написать в телеграмме пожелание себе.
Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОС
61
10. Предмет как проблема
Представить тему урока в виде обычного предмета и предложить варианты решения: отставить в сторону, посмотреть с другой стороны, окрасить в новый цвет, представить в виде человека, животного, цветка и т. д.
11. Найди три отличия
Обучающиеся ищут три отличия на экране, в классном кабинете, во внешнем облике учителя, так или иначе связанных с темой урока.
12. Театрализация
В начале урока появляется необычный персонаж — исторический или современный политический деятель, ученый, сказочный герой. Обучающиеся формулируют тему урока либо связывают появление этого персонажа с целью и задачами.
13. Введение понятия с помощью метапредмета «Задача»
«Например, одному человеку нужно было уехать на 10
лет очень далеко. Чтобы сохранить ценные вещи, он решил зарыть их в лесу. Подскажите, как ему запомнить место, где он зароет клад».
Может быть предложена любая другая задача.
14. Решение задач с выходом за рамки учебного предмета (русский язык, окружающий мир, геометрия и экология)
Стрелка заменяет слова: «выше», «длиннее», «дороже», «старше», «больше»
15. Что общего? В чем различия?
Предлагаются для рассмотрения любые предметы, так или иначе связанные с темой урока.
16. Прямой вопрос
«Напишите три аргумента, доказывающие значимость нашей темы урока».
17. Вопросы-загадки Ребусы. Шарады. Пиктограммы.
18. Рулетка
Обучающиеся выбирают вопросы по теме урока.
Предложенные способы подвижны, их можно модифицировать. Учитель может их видоизменять под конкретную ситуацию, что позволяет не только актуализировать знания по предмету, но и эмоционально настроить участников учебного процесса на урок, смотивировать внутреннюю потребность в исследовательской деятельности на уроке. Данные способы, используемые на этапе актуализации знаний, помогут обучающимся перейти к следующему этапу урока — проблематизации. Обучающиеся понимают, что такое цели и задачи, проблема урока. Цели и задачи урока формулируются учителем совместно с учениками. Дети понимают, что они должны узнать и что они должны сделать, чтобы разрешить проблему урока. Совместно с учителем принимаются решения, рассматриваются различные варианты решений. Каждый ребенок осознает значимость темы урока для своей жизни. Формируются ключевые компетенции, которые помогут нашим детям решать сложные жизненные ситуации.
Литература
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под. ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
2. Бадмаева Б.Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет / / Образование и наука. 2012. № 7. С. 45-67.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2.
4. Карабанова О.А. Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1.
5. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1.
6. Селиванова О.А. Актуализация жизненного опыта несовершеннолетних в процессе создания безопасной социальной среды // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3. С. 47-51.
7. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С. 41-45.
8. Сиденко А.С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 6. С. 65-77.
9. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С. 4-7.
10. Сиденко Е.А. Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 2-10.
11. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С. 5-14.
12. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 3.
13. Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 3. С. 3-7.