Научная статья на тему 'Предметная и личностная направленность образовательных технологий как условие развития положительной мотивации учения'

Предметная и личностная направленность образовательных технологий как условие развития положительной мотивации учения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / LEARNING MOTIVATION / COGNITIVE INTEREST / MODERN TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букчина Наталья Александровна

В статье анализируются мотивационные возможности технологий, применяемых в современной педагогической практике общеобразовательной школы для развития учебной мотивации учащихся основной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject and personal orientation of educational technologies as a condition of positive educational motivation development

The paper analyzes the scope of motivational technologies used in modern pedagogical practice of comprehensive school for the developing of basic school students’ learning motivation

Текст научной работы на тему «Предметная и личностная направленность образовательных технологий как условие развития положительной мотивации учения»

Н. А. Букчина

(Санкт-Петербург)

ПРЕДМЕТНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

В статье анализируются мотивационные возможности технологий, применяемых в современной педагогической практике общеобразовательной школы для развития учебной мотивации учащихся основной школы

Понимание главной цели образования обусловлено изменениями, происходящими в современном мире. «Технологии будущего не нужны миллионы малограмотных людей, готовых в полном согласии трудиться над выполнением бесконечно повторяющейся работы, ей не нужны люди, безропотно исполняющие приказания, знающие, что цена хлеба насущного - это автоматическое подчинение начальству, - ей нужны те, кто способен к критическому суждению, кто может сориентироваться в новых условиях, кто быстро определяет новые связи в стремительно меняющейся действительности» [11, с. 437].

По результатам различных международных исследований - PISA, TIMSS, PIRLS, российские школьники достигают больших успехов в репродуктивном воспроизведении полученных знаний и использовании их в знакомой ситуации, но испытывают затруднения при объяснении явлений, происходящих в окружающем мире, в самостоятельном поиске знаний и творчестве, в применении их для получения новых знаний. В аналитическом отчете по результатам международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2007, например, можно найти следующую информацию: «Относительно высокие результаты российских учащихся 8 класса отмечаются для заданий, проверяющих знание фактического материала, а также применение изученных элементов при сравнении объектов по их свойствам, проведении простейших расчетов (средний результат - 61%). Результаты выполнения заданий, оценивающих понимание основных естественнонаучных понятий и применение основных закономерностей, в среднем составляют только 49%, а на объяснение реальных явлений или

процессов из окружающей жизни еще ниже -44%» [7]. Дети стремительно меняются, но образовательный процесс по-прежнему строится на традиционных методах и приемах, преобладающим дизайном продолжает оставаться технология классно-урочной системы передачи знаний.

Данные исследований А. К. Марковой, Т. А. Матисс, А. Б. Орлова говорят о том, что при наличии у школьников только репродуктивных умений примерно в половине случаев наблюдается безразличное отношение к учению, примерно у трети школьников - ситуативный интерес, у большинства остальных -отрицательная мотивация [13, с. 177]. «Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности» [1, с. 97]. Внутренняя мотивация придает деятельности ребенка целенаправленность, энергию, веру в свои возможности. Согласно модели мотивации Р. Хекмана и Г. Олдхэма, уровень внутренней мотивации определяется тремя факторами: значимостью выполняемых заданий для исполнителя, осознанием личной ответственности за результат и степенью понимания результативности своего труда [10, с. 209]. По мнению Н. В. Бордовской, «...любая технология обеспечивает актуализацию и регулирование внутренних процессов, происходящих с объектом (или субъектом) педагогического влияния» [10, с. 15]. Исходя из этого попытаемся выяснить мотивационные возможности технологий, применяемых в современной школьной практике. При этом будем учитывать, что без эмоциональной поддержки деятельности детей, без создания ситуа-

Таблица 1

Виды стимуляции познавательных интересов (по Г. И. Щукиной)

Содержание учебного материала Организация учебной деятельности Взаимоотношения между участниками образовательного процесса

- новизна содержания, при условии заострения противоречий между личным опытом учащегося и новым знанием; - остранение учебного материала; - историзм; - демонстрация современных научных достижений; - практическая значимость. - многообразие форм самостоятельной работы; - овладение новыми способами деятельности; - проблемный характер; - включение элементов исследования; - приобщение к методам науки; - творческие работы; - практические работы. - создание эмоционального тонуса познавательной активности; - позитивное отношение учителя; - доверие (педагогический оптимизм); - взаимная поддержка деятельности; - соревнование; - поощрение.

ции успеха для всех и для каждого, организации атмосферы творчества никакие инновационные технологии не смогут повысить мотивационную составляющую процесса обучения.

Для выявления возможностей образовательных технологий в процессе формирования положительной мотивации проанализируем динамику изменений стимулов, используемых учителем. В исследованиях В. Г. Болотовой в 2010 г. [2] и Н. А. Букчиной в 2011 г. [3] выявлялись тенденции изменения учебной мотивации современных подростков и было установлено, что по-прежнему основными стимулами положительной мотивации учения являются:

- привлекательность школы, в первую очередь, как места для общения с друзьями;

- желание стать образованным человеком;

- личность учителя;

- профессиональные намерения самого школьника.

По данным исследования Г. И. Щукиной [15], ведущими учебными мотивами школьников 60-х годов XX века были мотивы познавательного интереса, социальный и личностный. На сегодняшний день наиболее значимыми мотивами учения для подростков являются личностный и профессиональный. При этом современные подростки хотят, чтобы в процессе обучения и воспитания школа учитывала их индивидуальные особенности и предоставляла возможности творчески проявить себя. То есть становится более выражена «потребительская мотивация при сохране-

нии значимости мотивации, связанной со своим Я» [14, с. 21].

В своей работе Г. И. Щукина предложила пути повышения познавательной мотивации учащихся. Она пишет, что «резервы развития в процессе обучения следует искать во взаимосвязи содержательной стороны обучения и способов, которыми овладевают учащиеся», и выделяет три вида стимуляции познавательных интересов посредством изменения:

- содержания учебного материала;

- организации учебной деятельности;

- взаимоотношений между учителем и учеником.

Конкретизация указанных стимулов представлена в таблице 1.

В процессе активной и самостоятельной деятельности учащихся, по мнению Г. И. Щукиной, должны возникать особые переживания, распространяющиеся на моральные и эстетические области переживаний. Это осознание подростком собственного роста, радости овладения более совершенным способом деятельности; удовольствие от процесса деятельности; чувство успеха, собственного достоинства; гордость за товарищей. Данный вывод особенно важен для поиска путей формирования положительной учебной мотивации именно современных подростков. Обоснуем это утверждение, проанализировав особенности подросткового возраста, рассмотренные в работах Д. И. Фельдштейна [12], И. В. Дубровиной [9], В. С. Мухиной [8].

Среди традиционных психологических изменений подросткового возраста исследователи выделяют:

- готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в собственных глазах;

- общую активность, готовность включиться в различные виды деятельности;

- отрицательное отношение к репродуктивным видам деятельности;

- стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию;

- притязания на признание среди сверстников;

- проявление внешнего безразличия к мнению других;

- потребность в самостоятельном удовлетворении познавательного интереса вне школы.

При этом у современных подростков на передний план выходит поиск своего смысла жизни; ярко выраженный мотив необходимости и личной значимости образования; потребность в знаниях, имеющих жизненное значение.

Следовательно, можно предположить, что для формирования положительной мотивации учения современных подростков можно использовать технологии, которые способствуют индивидуализации процесса обучения, учету потребностей и возможностей конкретного учащегося, гарантирующих личностное развитие, реализуют деятельностный подход к обучению, организуют разнообразную развивающую среду школы, которая обеспечивала бы удовлетворение потребности в знаниях, имеющих жизненное значение, создают ситуацию успеха для каждого ученика.

Проанализируем ряд технологий с точки зрения выявления их влияния на развитие мотивации учащихся и попытаемся определить стимулы повышения мотивации современных подростков, учитывая перечисленные выше особенности подросткового возраста. Для анализа наряду с классно-урочным традиционным обучением, были выбраны технологии, которые стали широко использоваться учителями в последнее время. Выбор технологий обоснован изучением методических разработок уроков по русскому языку, математике и биологии, размещенных учителями образовательных учреждений РФ в сети Интернет на сайте издательства «Первое сентября» - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru). Кратко охарактеризуем эти технологии.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в

конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Основная задача данной технологии -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать и т.д.), развитие способности к самообразованию. Это целостная система приемов и стратегий, формирующая навыки критического мышления в процессе чтения и письма на каждой стадии обучения. Основу составляют три стадии: вызов - осмысление - рефлексия. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов через взаимное обучение в микрогруппах. При обязательном знакомстве учащихся с каждым этапом технологии, с разъяснением каждого приема, использующегося при работе с текстом, можно развить навыки самоконтроля, рефлексивного мышления, навыки активной работы с текстами.

Кейс - технология обучения, появившаяся в Гарвардской школе бизнеса в начале XX века, ориентирована на обучение способам решения практико-ориентированных проблем путем изучения проблемной ситуации, возникшей на основе фактов реальной жизни и допускающей множество решений и альтернативных путей их поиска. Ведущими становятся личностный, профессиональный и социальный мотивы, поскольку при правильно составленном кейсе обеспечивается удовлетворение потребности в знаниях, имеющих жизненное значение, возможность получить знания и умения в будущей профессии. В процессе обсуждения кейса приобретаются навыки критического мышления, умения вести дискуссию, решать проблемы в малых группах, расширяется ролевой репертуар и имеется возможность проявить себя. Для достижения этих целей и повышения мотивации нужно учитывать соответствие кейса цели его создания и применения в образовательных целях; доступность и обязательно сюжетность содержания кейса. Содержание кейса должно соответствовать субъективному опыту учащихся, быть для них актуальным.

Мастерская появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции (Groupe Francais d'Education Nouve-1к - добровольный творческий союз ученых и учителей), которая возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже. Объедине-

Таблица 2

Взаимосвязь образовательных технологий и стимулов формирования положительной мотивации современных подростков

Название технологии Целевая направленность технологии Возможные приемы стимулирования положительной мотивации

Развитие критического мышления через чтение и письмо Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность. Развитие таких качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность. На стадии вызова - вскрытие противоречий в уже имеющихся представлениях по изучаемому вопросу, ведущее к постановке собственной цели. Конструирование в процессе обучения своего знания, а не присвоение «готового». Реализация диалогового, интерактивного режима занятий, совместного поиска решения проблем, «партнерские» отношения между педагогом и учащимися. «Деятельностное чтение» (маркировка, составление таблиц, ведение дневника).

Кейс Решение практикоориентированных проблем, профессиональное самоопределение Отбор проблем в соответствии с результатами диагностики жизненных планов и познавательных интересов учащихся

Мастерская Творческий процесс, в ходе которого осуществляется исследование, постижение новых знаний в совместном поиске. Чередование индивидуальной, парной, групповой форм работы, сотрудничество. Конструирование учебно-методического материала, позволяющего осуществить самостоятельный выбор учащимся материала, вида деятельности, способа предъявления результата, партнеров в коллективной работе.

Проектная Самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая) Возможность реализовать практически значимый проект, предполагающий межпредметную интеграцию.

ние возглавлял А. Бассис - французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель. В технологии педагогической мастерской главное не сообщить и освоить готовую информацию, а передать учащимся способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников. В совместном поиске, продуманном и организованном мастером, учащимся предлагается решить образовательную задачу, для решения которой у них нет ни опыта, ни знаний, но при условии обеспечения мастером личной заинтересованности каждого, предоставления учащимся свободы выбора: вида деятельности, способа предъявления результата, участников для общения [6, с. 81-91]. В итоге происходит осознание собственной состоятельности, значимости; открываются как неосознаваемые ранее личные способности, так и неожиданные качества в одноклассниках. Непременны-

ми условиями проведения мастерской являются равенство всех ее участников, атмосфера открытости и доброжелательности, без-оценочное общение. В качестве стимулов развития учебной мотивации используются новизна предлагаемого материала, наличие интриги, творческие задания, создание продукта собственного творчества. Огромное значение имеет личность мастера.

Технологии проектного обучения были предложены в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Х. Килпатриком. Данные технологии сложнее всего укладываются в рамки классно-урочной системы, но предоставляют ребенку возможность приобрести исследовательский и творческий опыт. Это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изго-

товленного в процессе проектирования, и его представления в рамках <...> презентации» [5, с. 135]. В ходе выполнения проекта значимыми становятся и личностный, и профессиональный, и социальный мотивы, так как выбор проекта осуществляется на основе личностных интересов и возможностей. Во время работы над проектом участники учатся выделять личностную цель, соотносить поставленную цель и условия ее достижения, строить программу действий в соответствии с собственными возможностями, различать виды ответственности внутри собственной учебной работы. Имеют возможность приобрести знания и умения в будущей профессии. В процессе презентации готового продукта у каждого появляется возможность увидеть и принять себя как человека способного, компетентного, успешного (возможность самореализации). Усилить познавательную мотивацию учащихся, на наш взгляд, можно через прагматическую направленность темы проекта в область личных интересов участников; наличие значимой для них в исследовательском или творческом плане проблемы. Предполагаемые результаты работы над проектом также должны иметь практическую, теоретическую или познавательную значимость. Хорошо, если в процессе работы над проектом у ребят будет возможность пообщаться со значимыми для них людьми, профессионалами в соответствующей области. Поэтому оптимальным подходом будет определение темы проекта из жизненных потребностей учащихся.

Перечисленные выше технологии в той или иной мере на определенных этапах реализации создают предпосылки для переживания состояния успеха каждым участником образовательного процесса. Ситуация успеха -сочетание условий, которые обеспечивают успех. Организует ситуацию учитель, но возможности для создания подобных условий заложены в этапах реализации рассмотренных технологий.

Представим возможности образовательных технологий для развития положительной мотивации подростков на основе обобщения результатов анализа целевой направленности технологий и стимулов формирования положительной мотивации учения современных подростков (табл. 2).

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что широко используемые учителем современные образовательные технологии способствуют не только достижению предметных результатов обучения, но и развитию положительной учебной мотивации. Следовательно, проектируя образовательный процесс в основной школе, учителю следует не только обращать внимание на планирование пошаговой реализации алгоритма технологии для достижения предметной цели, но и учитывать приемы стимулирования учебной мотивации подростков, характерные для каждой технологии. В этом случае возможно достижение предметных и личностных результатов обучения в их неразрывной целостности.

Литература

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Болотова В. Г. Достижения отечественной дидактики второй половины XX века как ресурс для решения проблемы формирования образовательной мотивации современных школьников // Известия Уральского государственного университета. - 2010. -№ 5 (84). - С. 92-106.

3. Букчина Н. А. Сравнительный анализ мотивации учения подростков (середина XX века - первое десятилетие XXI века) / / Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электрон. науч. журнал. - Июль 2012, ART 1825. - СПб., 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/ 1825.htm (дата обращения 29.07.2012)

4. Загвязинский В. И. Теория обучения : Современная интерпретация : учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

5. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с. (Работаем по новым стандартам).

6. Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Современный урок : науч.-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК / под ред. Т. П. Лакоцениной. - Ч. 5. - Ростов н/Д : Учитель, 2007. - 208 с.

7. Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2007 / Рос. акад. образования ; Ин-т содержания и методов обучения; Центр оценки качества образования [Электронный ресурс]. - ^Ь: http://www.centeroko.ru/timss07/timss07_res.htm. - Загл. с экрана (дата обращения 16.11.12).

8. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 640 с.

9. Практическая психология образования : учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.

10. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.

11. Тоффлер Э. Шок будущего // Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. - ^Ь: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Culture/Toff_Shok/18.php - Заглавие с экрана (дата обращения 16.07.12).

12. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 36 с. - (Избр. лекции Университета. Вып. 119).

13. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой ; НИИ ОПП АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. -192 с.

14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Стандарты второго поколения).

15. Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема : дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1968.

--------^------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.