Научная статья на тему 'Деятельностный подход в системе биологического образования'

Деятельностный подход в системе биологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ / ACTIVITY APPROACH / EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY / ACTIVITY ELEMENTS / SUBJECT-SUBJECT RELATIONS / ACTIVITIES IN TEACHING BIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Наталья Геннадьевна

Модернизация современного биологического образования предполагает реализацию деятельностного подхода в учебном процессе. В статье рассматривается структура учебно-познавательной деятельности учащихся и характеристика основных ее компонентов, применительно к процессу обучения биологии в школе. Рассматривается возможность организации различных видов деятельности по биологии на базе структуры учебно-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боброва Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY APPROACH IN THE SYSTEM OF BIOLOGICAL EDUCATION

The modernization of biological education implies activity approach in the educational process. The article describes the educational-cognitive activity and its main elements as applied to teaching biology at school. Various activities based on the educational-cognitive one are supposed to be use in teaching biology.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход в системе биологического образования»

4.Румянцев А. «Аристократизация» английской знати во второй половине XV - первой половине XVI веков // Нобилитет в истории Старой Европы. СПб.: СПбГУ, 2010. С.151-164.

5.Стасевич В.А. Титулованная знать в составе мировых судей при Генрихе VII // Клио. 2013. № 9. С. 48-53.

6.Robertson M. L. Court Careers & County Quarrels: George Lord Hastings & Leicestershire unrest 1509-1529// State, sovereigns & society in Early Modern England. N-Y.: Palgrave Macmillan, 1998. P. 153-169.

7. Goodman A. The new monarchy England. 1471-1534. Oxford, N-Y.: Basil Blackwell, 1988. 96 p.

8. A Deposition: Conversations held at Calais (c. 1503) // Tudor Constitution. Documents & Commentary. Cambridge: Cambridge University Press, 1960. P. 6.

9. Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М.: Наука, 1990. 324 с..

10. Calendar of Patent Rolls preserved in PRO. Henry VII. Nendeln: Krauz reprint, 1970. Vol 1. 688 p.

11. Calendar of Patent Rolls preserved in PRO. Henry VII. Nendeln: Krauz reprint, 1970 Vol. 2. 889 p.

12. Condon M. Ruling elites in the Reign of Henry VII //

Patronage, Pedigree & Power in Later Middle Ages/ Ed. by C. Ross. Glouchester: Alan Sutton, 1979. P. 109-143.

13. Arnold C. The Commission of the Peace for the West Riding of Yorkshire, 1437-1509// Property & Politics in the Later Medieval English History. Glouchester: Alan Sutton, 1984. P. 116-133.

14. McCulloch D. Suffolk & the Tudors. Politics & religion in the county. 1500-1600. Oxford: Clarendon Press, 1986. 454 p.

16. Ross J. John de Vere, Thirteenth Earl of Oxford (14421513). 'The Foremost Man of the Kingdom'. Woodbridge: Boydell and Brewer, 2011. 294 p.

17. Virgoe R. The Recovery of the Howards in East Anglia 1485-1529// Wealth & Power in Tudor England. L.: Athlone press, 1978. P. 1-20.

18. Gunn S.J. Henry Bourchier, earl of Essex (14721540)// Tudor nobility/ Ed. by G. Bernard. Manchester: Manchester University Press, 1992. P. 134-179.

19. Chrimes S. Henry VII. L.: Methuen, 1972. 373 p.

20. Elton G. The Crown // Tudor Constitution. Documents & Commentary. Cambridge: Cambridge University Press,

1960. P. 1-80.

THE CROWN, THE ARISTOCRACY AND THE STAFF OF THE LOCAL ADMINISTRATION

UNDER THE FIRST TUDOR

© 2013

A.A. Beltser, candidate of the historical sciences, associate professor, vice-rector

Samara Institute - Higher school of privatization and business, Samara (Russia)

Annotation: This paper displays the royal policy towards the aristocracy under Henry VII. This problem is looked upon as exemplified in local government recruitment.

Keywords: aristocracy, commission of peace, local government, Henry VII, justices of the peace, the Tudors.

УДК 372.857

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©2013

Н.Г. Боброва, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Ботаники, общей биологии,

экологии и биоэкологического образования»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Модернизация современного биологического образования предполагает реализацию деятельност-ного подхода в учебном процессе. В статье рассматривается структура учебно-познавательной деятельности учащихся и характеристика основных ее компонентов, применительно к процессу обучения биологии в школе.

Ключевые слова: деятельностный подход, учебно-познавательная деятельность, компоненты деятельности, субъектно-субъектные отношения, виды деятельности по биологии.

На современном этапе модернизации общего образования существует объективная потребность совершенствовать методику обучения, внедрить в учебно-воспитательный процесс эффективные методы и средства с тем, чтобы активизировать процессы усвоения знаний и формирования компетентностей различного уровня, повысить уровень образованности школьников. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся не только усвоили знания, но и в наибольшей степени реализовали свои потенциальные способности и возможности, развили лучшие личностные качества, были удовлетворены результатами учебного труда. Уменьшение интереса к знаниям, пассивность восприятия учебного материала, асоциальные явления среди детей приводят к снижению уровня образования, переориентации на другие виды деятельности, не связанные со школой. Все это вызывает необходимость научно обоснованного разрешения имеющегося несоответствия между социально-экономическим развитием общества и уровнем образования учащихся.

В последние годы в отечественной школе происходят различные инновационные процессы. Одним из них является реализация деятельностного подхода и включение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности. Актуальность применения данного подхода в процессе обучения биологии определяется объективными потребностями современной школы в создании оптимальных условий развития познаватель-

ного интереса учеников, активизации процесса учения.

Проблема деятельности актуальна в педагогике, психологии и методике преподавания биологии. Деятельностный подход к формированию личности -важнейшее достижение современной психологии. Он разрабатывался в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.А. Рубинштейна, и других видных психологов.

В психологии выделяют следующие составляющие деятельности: потребность, мотив, задачу, средства решения задачи, действие, операции. Рассмотрим их характеристику.

А.Н. Леонтьев вычленяет в деятельности следующие образования: собственно деятельность как процесс активности субъекта, отвечающий мотиву; действие, отвечающее той или иной цели; операцию, отвечающую условиям, в которых она осуществляется [1]. Мотивом являются потребности личности, которые побуждают деятельность. Предметность, которая характеризует деятельность, порождает не только предметный характер образов, но и предметность потребностей, эмоций, чувств [2, с. 89]. Несмотря на то, что отдельные виды деятельности можно различать по форме, способам осуществления, эмоциональности, временной протяженности и т.п., главным отличительным признаком одного вида деятельности от другого А.Н. Леонтьев считает их предметы: «Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность, ...предмет де-

ятельности есть ее действительный мотив» [2, с. 102]. Каждый вид деятельности имеет свои потребности, мотивы, задачи, средства и действия. Это утверждение А.Н. Леонтьева лежит в основе разработанной нами методики организации учебно-познавательной деятельности, основанной на взаимосвязи видов деятельности, каждый из которых характеризуется своим предметом.

В концепции строения деятельности А.Н. Леонтьева деятельность, действие и операция выступают как функционально связанные между собой образования, плавно переходящие друг в друга при определенных условиях. «Действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать особой деятельностью, действие может трансформироваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различные действия» [2, с. 110]. Одно и то же действие может лежать в основе разных деятельностей, может переходить из одной деятельности в другую, оставаясь при этом относительно самостоятельным. Таким образом, разные виды деятельности можно осуществлять одними и теми же способами и приемами. Это положение особенно важно для обоснования механизма взаимодействия видов деятельности в учебном процессе по биологии.

Учебная деятельность занимает определенное место в системе других видов человеческой деятельности. Деятельность является основой учебного процесса. По мнению Т.В. Габай, учебная деятельность - это совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого [3, С. 116].

Если в психологии учение рассматривают как совокупность психических процессов, обусловленных нервными механизмами, то в дидактике учебно-познавательная деятельность трактуется как «специальная деятельность, необходимая обществу, и это совместная деятельность, форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное, - в ней совершаются как познавательные процессы, так и социализация подрастающего поколения» [4, с. 15-16].

В педагогике проблеме деятельности посвящены труды Ю.К. Бабанского, Т.В. Габай, Е.С. Заир-Бек, Л.В. Жаровой, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Феномен учебной деятельности, по мнению Г.И. Щукиной, конкретизируется в следующих аспектах:

- деятельность учащихся осуществляется в коллективе, поэтому она обогащается опытом других участников и эмоционально насыщена;

- деятельность развивается от исполнительской к творческой, тем самым изменяя позицию ученика в ней от пассивной деятельности к активной [4].

Деятельностный подход к процессу обучения биологии предполагает развитие не только всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств, приемов контроля), но и основных качеств ее участников: активности, самостоятельности, самоорганизации. Активность и самостоятельность учащихся в учебно-познавательной деятельности возможны только при организации тесного сотрудничества учителя и ученика (установлении субъектно-субъектных отношений). Механизмом таких отношений в процессе обучения биологии могут являться различные виды деятельности, участвуя в которых школьники реализуют свои склонности и интересы.

При организации учебно-познавательной деятельности по биологии мотивации учения отводится большое место. Поскольку учебная деятельность направлена на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, то она побуждается мотивами, соответствующими ее содержанию.

Мотивация учения - внутренние побуждения, «которые связаны с отношением школьника к деятельности и ее соучастникам» [4, С. 30]. Действительно, усвоение 28

знаний начинается с мотивационного этапа. В педагогике различают мотивы внешние (стимулы) и внутренние, в основе которых лежит познавательный интерес, побуждающий к учению. Т.В. Габай считает, что мотив не должен отождествляться со стимулом: внешние мотивы означают возможность осуществления деятельности, а внутренние мотивы означают необходимость в осуществлении деятельности [3, с. 210]. Поэтому для успешного протекания учебно-познавательной деятельности необходимо формирование внутренних мотивов, познавательного интереса. Познавательный интерес имеет избирательный характер и также является личностным образованием. Естественно, невозможно увлечь всех одним и тем же делом, необходимо учитывать разносторонние интересы личности и дать им возможность проявиться в разных видах деятельности. Познавательный интерес, по мнению Г.И. Щукиной, является важным энергетическим ресурсом любой деятельности: он порождает в коллективе благоприятный климат, снижает утомляемость, повышает работоспособность - в общем, создает все те условия, которые определяют успех учения. Психологическими механизмами деятельности под влиянием познавательного интереса являются ожидание нового, чувство удивления, воображение, догадка, многообразные состояния мысли, положительные переживания, вызванные успехом протекания деятельности и ее результатами [4].

В преподавании биологии открываются широкие перспективы для формирования познавательных интересов. Одной из таких перспектив мы считаем включение в учебный процесс различных видов деятельности, таких как: исследовательская, информационная, медико-оздоровительная, художественно-прикладная. Включение этих видов деятельностей в учебный процесс, их сочетание друг с другом вызывает интерес к знаниям в соответствии с потребностями каждого, вскрывает и приводит в действие потенциал каждого.

Обучающая программа, обеспечивающая усвоение биологических знаний путем вовлечения учащихся в различные виды деятельности, определяет:

1) этапы формирования и усвоения содержания материала с преобладанием того или иного вида деятельности;

2) длительность того или иного этапа;

3) систему задач по каждому виду деятельности с целью применения соответствующих знаний.

Сложность задач для той или иной деятельности зависит от уровня сформированности тех или иных ком-петентностей. Сначала ученики выполняют задания, требующие простого воспроизведения фактов, затем -сложные: на раскрытие причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями, сущностей биологических законов и т.п. Задания, предъявляемые учащимся, всегда содержат учебную задачу, т.е. трансформированную цель деятельности, и проектируют умственные и практические действия по ее выполнению. Они предполагают интеграцию биологических знаний и умений со знаниями и умениями по другим учебным дисциплинам, а также ориентируют учащихся на творческое применение знаний с использованием личного опыта.

Информация о способах деятельности фиксируется учителем в виде программы или алгоритма действий. Такие программы входят в группу методических средств, которые несут информацию о процедуре выполняемой деятельности и ускоряют овладение ее способами. В эту группу мы включаем алгоритмы, предписания алгоритмического типа, инструкции для выполнения различных работ, планы деятельности, задания для индивидуальной работы учащихся и работы в группах. Они лежат в основе методики организации учебно-познавательной деятельности.

К другой группе средств, используемых при изучении биологии, можно отнести технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация: Самарский научный вестник. 2013. № 4(5)

видеосюжеты, фильмы, компьютерные презентации и т.п., а также средства, помогающие получать информацию об окружающем мире и так называемые орудия трудовой деятельности, при помощи которых оказывается воздействие на биологические объекты: увеличительные приборы, лабораторное оборудование и химические реактивы.

И, наконец, собственно дидактические средства, которые являются для учащихся источником приобретения знаний: учебники, справочники, пособия, сборники задач и упражнений, научно-популярная литература и др.

Средства обучения должны содержать в себе не только определенную информацию, но и программу действий, направленных на получение этой информации. Оснащение деятельности всевозможными средствами должно побуждать учащихся к активному их использованию. Важно также учесть влияние любой группы средств на мотивационную сферу учеников, предусмотреть постепенное овладение сложными средствами таким образом, чтобы спрогнозировать успех любого вида деятельности.

Особенностью результата деятельности является его соответствие первоначально поставленной цели. Поэтому результат деятельности должен прогнозироваться учителем и учащимися еще на этапе постановки цели. Именно по результату судят об успешном протекании всей деятельности, в том числе и о действующей личности. Получение результата - мощный побуждающий стимул для учащихся. Для нас основополагающим является четко сформулированная цель для каждого вида деятельности (исследовательской, информационной, медико-оздоровительной и художественно-прикладной) и ее прогнозируемый результат.

Рассмотрим структуру учебно-познавательной деятельности на примере обучения биологии. Взаимосвязь элементов деятельности показана на структурно-логической схеме (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура учебно-познавательной деятельности учащихся

Из схемы видно, что определяющей в структуре учебно-познавательной деятельности является цель (для учащихся она определяется в виде поставленной задачи). Цель связана с результатом через мотив и саму процедуру деятельности, т.е. четко поставленная цель прогнозирует получение продукта деятельности и определяет способы, какими он будет получен. Цель, поставленная перед субъектом деятельности, мотивирует его и определяет выбор объекта, средств и способов деятельности (Под объектом, в данном случае, подразумевается биологический объект, биологическая система, явление). Субъект воздействует на объект, который превращается в результат через процедуру деятельности. В свою очередь, способы деятельности также детерминируются объектами и средствами, имеющимися в наличии. Таким образом, каждый из структурных компонентов

учебно-познавательной деятельности учащихся имеет непосредственную или опосредованную связь с другими, благодаря чему данная деятельность выступает как целостная система.

Важной характеристикой учебно-познавательной деятельности учащихся является форма ее организации: индивидуальная или коллективная (групповая). Психолого-педагогическим обоснованием группового обучения является:

- реализация принципа деятельности;

- формирование мотивации учения и обучения;

- психологический комфорт в учебном коллективе;

- единство воспитания и обучения;

- реализация субъектно-субъектных отношений [5, с. 52].

Именно групповая учебно-познавательная деятельность формирует социальную направленность личности, определяет ее ценностные ориентации. В ней учащийся пробует себя в различных ролях - от организатора до исполнителя, учится общаться и удовлетворяет свои потребности в общении.

Таким образом, достоинствами групповой деятельности являются:

1) развитие личностных качеств: коллективизма, сотрудничества, ответственности;

2) присутствие элементов игры, что стимулирует школьников;

3) реализация возможности общения (тоже стимул);

4) экономия времени учителя: работу в группе организовать легче.

Недостатки данной формы организации - это ущемление индивидуальности и необъективность оценки результата деятельности каждого участника (некоторые формы общения участников группы остаются за пределами контроля со стороны учителя).

Однако не следует пренебрегать индивидуальной формой деятельности, которая предполагает самостоятельное выполнение задания школьником на уровне его учебных возможностей и без взаимодействия с другими. В этом случае соблюдается собственный темп работы и оценка результата деятельности объективна.

Наиболее эффективным для реализации способностей и творческих потенциалов участников в учебно-познавательной деятельности является рациональное сочетание её коллективной и индивидуальной форм.

Таким образом, деятельностный подход к использованию в учебном процессе по биологии различных видов деятельности позволяет учитывать познавательные возможности школьников, намечать усложнение каждого вида деятельности, ведущее к реализации творческих способностей учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 576 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во полит. литературы, 1975. 304 с.

3. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2003. 240 с.

4. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. 144 с.

5. Педагогические технологии / под общ. ред. Кукушина В.С. М.: «МарТ», 2004. 336 с.

ACTIVITY APPROACH IN THE SYSTEM OF BIOLOGICAL EDUCATION

©2013

N.G. Bobrova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Botany, general biology, ecology and bio-ecological education»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The modernization of biological education implies activity approach in the educational process. The article describes the educational-cognitive activity and its main elements as applied to teaching biology at school. Various activities based on the educational-cognitive one are supposed to be use in teaching biology.

Keywords: activity approach, educational-cognitive activity, activity elements, subject-subject relations, activities in teaching biology.

УДК 378.147.88

О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

© 2013

О.Ф. Брыксина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Информационно-коммуникационных технологий в образовании»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: В статье акцентируется внимание на актуальности проблемы подготовки студентов педагогических вузов к организации социального партнерства с родителями, формировании готовности родителей к осуществлению в сети Интернет совместной с детьми образовательной, культурно-просветительской и досуговой деятельности.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога, культурно-просветительская деятельность, социальное партнерство, Интернет, дети, родители.

Социальные условия и изменения в сфере школьного образования потребовали новых качественных результатов выпускников педагогических вузов, максимально соответствующих потребностям современной школы. Появление новых вызовов времени продиктовало новые требования к содержанию, условиям реализации и результатам образовательного процесса, определенным федеральным государственным образовательным стандартам всех ступеней общего образования и высшего профессионального образования. Как никогда ранее, учителю необходимы полифункциональные умения и навыки, связанные

- с разработкой содержания и методик преподавания различных предметов и организации воспитательного процесса, основанных на деятельностном подходе;

- с использованием инструментария, адекватного уровню развития современных технологий представления, обработки и передачи информации и, что не менее важно, потребностям школьников нового тысячелетия.

Вот почему один из показателей востребованности педагога сегодня - его ИКТ-компетентность. Это отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование [1], который строится на компетентностном подходе к педагогическому образованию.

Образовательные результаты будущего педагога сформулированы в виде структурированного набора компетенций, определяемых в соответствии с основными видами и задачами деятельности (педагогической и культурно-просветительской).

В качестве базовых профессиональных компетенций выделены следующие:

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

Что касается учебного процесса, то актуальность такого рода требований к выпускнику педагогического вуза определяется необходимостью внедрения в практику образовательных учреждений инновационных об-

разовательных моделей деятельностного типа, основанных на использовании высокотехнологичных средств информационно-коммуникационных технологий (1 ученик : 1 компьютер, BYOD (Bring your own device - англ. «принеси свое устройство»), образование вне стен классной комнаты, «перевернутый класс» и др.). Качество в данном случае связывается с формированием у обучающихся планируемых в ФГОС результатов: предметных, метапредметных и личностных. В этом случае предметом оценки готовности выпускника педагогического вуза к профессиональной деятельности могут выступать навыки:

- планирования образовательных достижений обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

- использования средств и сервисов информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе для достижения планируемых в ФГОС результатов;

- внедрения инновационных образовательных технологий с использованием средств ИКТ, направленных на реализацию деятельностного подхода и формирование у школьников планируемых в ФГОС результатов.

Именно поэтому эти вопросы активно обсуждаются в педагогической среде в различных контекстах [2, 3, 4], становятся предметом диссертационных исследований [5, 6, 7]. Но, как правило, без внимания остаются проблемы, связанные с организацией педагогом культурно-просветительской деятельности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, включая ресурсы сети Интернет.

При этом «информационное пространство глобальной сети Интернет представляет на сегодняшний день довольно значительную часть культурной среды социума» [5]. Именно поэтому трудно не согласиться с мнением, что «транслирование школьникам определенного объема культурных знаний только «традиционными» методами ориентирует их прежде всего на культурные ценности прошлого и отчуждает от ценностей дня сегодняшнего, затрудняя тем самым их вхождение в современный социум. Очевидно, крайне важным является следование основным принципам культурологии образования, отражающим фундаментальные свойства культуры и образования в их взаимосвязи» [5].

Такой подход определяет качественно новые требования к формированию ИКТ-компетентности будущего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.