Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся предмета преступного посягательства как структурного элемента криминалистической характеристики преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, приводится классификация предмета преступного посягательства, показываются особенности закономерных связей между предметом преступного посягательства и иными элементами криминалистической характеристики. Делается вывод о значении предмета для организации расследования анализируемых преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECT OF CRIMINAL ENCROACHMENT AS AN ELEMENT OF THE FORENSIC CHARACTERISTICS OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

The article deals with the issues related to the subject of criminal encroachment as a structural element of the forensic characteristics of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities; the classification of the subject of criminal encroachment is given; the peculiarities of the natural connections between the subject of criminal encroachment and other elements of forensic characteristics are revealed. The conclusion is made about the significance of the subject for the organizing the investigation of the analyzed crimes.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

УДК 343.973

Евгений Владимирович ЧИНЕНОВ,

начальник кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России,

кандидат экономических наук, доцент

Chinenovevg@yandex.ru

ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

THE SUBJECT OF CRIMINAL ENCROACHMENT AS AN ELEMENT OF THE FORENSIC CHARACTERISTICS OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

ь

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся предмета преступного посягательства как структурного элемента криминалистической характеристики преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, приводится классификация предмета преступного посягательства, показываются особенности закономерных связей между предметом преступного посягательства и иными элементами криминалистической характеристики. Делается вывод о значении предмета для организации расследования анализируемых преступлений.

The article deals with the issues related to the subject of criminal encroachment as a structural element of the forensic characteristics of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities; the classification of the subject of criminal encroachment is given; the peculiarities of the natural connections between the subject of criminal encroachment and other elements of forensic characteristics are revealed. The conclusion is made about the significance of the subject for the organizing the investigation of the analyzed crimes.

Ключевые слова: частная криминалистическая методика расследования преступлений, криминалистическая характеристика преступлений экономической направленности, железнодорожный транспорт.

Keywords: private forensic methodology of crime investigation, forensic characteristics of economic crimes, railway transport.

Одним из элементов системы криминалистической характеристики преступлений, как нельзя точно отражающих криминалистическую сущность рассматриваемых деяний, выступает предмет преступного пося-

гательства. В ее структуре он обоснованно доминирует. Имея прямую связь с обстановкой преступления, личностью преступника, предмет преступного посягательства детерминирует выбор способа приготовления, соверше-

ния и сокрытия преступления, что объясняет его важное методологическое значение, наделяя широкими возможностями в конструкционном использовании при решении задач частной криминалистической методики.

Однако, несмотря на свою весомость с точки зрения криминалистики, эта составляющая совокупности объективных сведений об обстоятельствах преступлений до настоящего времени практически не подвергалась научному исследованию. Исключение составляет разве что незначительный ряд работ.

Малая изученность открывает все возможности для деятельности. Она оправдывает формулирование собственных взглядов, тем более актуальных с практической точки зрения, когда в привязке к конкретным (выбранным) видам преступлений можно и должно ставить вопрос о рассмотрении предмета преступного посягательства с криминалистических позиций, определении его роли и места в системе криминалистической характеристики.

Реализация намеченного предполагает проведение анализа состояния научной мысли в выбранной области. Полученные в результате идеи будут использованы для обоснования собственных позиций по ключевым положениям типичных сведений о предмете преступного посягательства по преступлениям экономической направленности, совершаемым на железнодорожном транспорте. Такой подход позволит приблизиться к познанию особенностей и содержания элементов структуры изучаемых преступлений, выстроив их в определенную систему. Исследовав закономерные связи предмета преступного посягательства с взаимодействующими с ним иными элементами криминалистической характеристики преступлений рассматриваемой группы, мы получим возможным показать его положение в структуре методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте.

Подвергнув проработке и осмыслению отдельные труды ученых-криминалистов и правоведов, касающиеся предмета и объекта преступного посягательства, мы пришли к

следующим опорным для настоящей работы заключениям.

1. Предмет преступного посягательства обоснованно считается ключевым элементом криминалистической характеристики преступлений, имеющим принципиальное значение для расследования преступлений [3, с. 229]. С криминалистической точки зрения предмет преступления несет в себе изрядный объем самой разнообразной значимой информации - оперативной, ориентирующей, доказательственной. Именно этот «элемент внешнего мира, имеющий для субъекта доказывания определенный смысл и значение» [6, с. 43] проецирует на себе важные данные о расследуемом событии, касающиеся причастных лиц, способа приготовления, совершения и сокрытия преступления, окружающей обстановки. Их познание в совокупности обеспечивает информативную составляющую процесса установления неизвестного в происшедшем событии, способствует выдвижению обоснованных версий. В конечном итоге такой подход положительно влияет на целенаправленность, всесторонность, полноту, объективность и последовательность расследования.

2. Отмечается важность предмета преступного посягательства для практической деятельности следственных органов и в работах по уголовному праву [8, с. 157; 9, с. 70; 11, с. 17]. На разных этапах предварительного расследования, в ходе принятия следователем организационных и процессуальных решений, при проведении уголовно-правовой оценки (квалификации) преступлений, закреплении ее результатов в соответствующих процессуальных документах и актах в числе прочих обязательно устанавливаются признаки предмета преступления.

Указанное выше со всей очевидностью показывает, что чем полнее будут установлены и восприняты все признаки предмета преступного посягательства и их особенности, чем точнее в присущих им связях, отношениях раскроются значимые оценочные данные, тем в более полной мере будет выполнено основное предназначение криминалистической характеристики преступлений - выступать

основанием выдвижения следственных версий, источником установления фактических обстоятельств расследуемого события.

Детальное рассмотрение особенностей предмета преступного посягательства в системе элементов криминалистической характеристики преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, необходимо начать с обращения к источникам, содержащим сведения относительно его понимания и научного определения. Их теоретический анализ дает все основания считать, что на сегодняшний день в криминалистике отсутствует однозначное восприятие предмета преступного посягательства. Имеются только лишь отдельные частные мнения [7; 10]. Причиной тому трактование его большинством ученых с позиций уголовно-правовой характеристики объекта и предмета преступления, на основе которых и формируются криминалистические дефиниции [1; 4].

Обобщение некоторых из них, наиболее весомых, позволило М.В. Кардашевской достаточно точно с позиций специфики проводимого нами исследования показать криминалистическую сущность предмета преступного посягательства, его определяющую роль. «Предметом преступного посягательства являются объекты гражданского права, в связи и по поводу которых совершено преступление. В зависимости от того, на какой объект гражданского права покушается преступник, он выбирает способ своих действий, сам вид преступления. Отсюда следует, что предмет преступного посягательства является для других элементов криминалистической характеристики системообразующим» [5, с. 237].

Данная формулировка в полной мере оправдывает себя, когда речь идет о целостной совокупности (системе) объектов гражданских прав, раскрывающихся в полном своем многообразии в рамках относительно самостоятельной производственно-экономической и социальной системы железнодорожного транспорта как комплекса сосредоточения разнообразных объектов, предметов, в том числе попадающих в поле зрения лиц, совершающих преступления. А потому их

систематизация в криминалистических целях, в первую очередь видовая, проводимая в рамках формируемой криминалистической характеристики, обоснованно должна строиться исходя из положений ст. 128 ГК РФ «Объекты гражданских прав», на научной основе и с учетом специфики железнодорожного транспорта.

Опираясь на концептуальное представление о криминалистическом структурировании информации о предмете преступного посягательства, предложенное А.А. Бессоновым [2, с. 69-71], классифицируем по ряду выделенных автором оснований и кратко охарактеризуем принципиальные особенности предмета преступного посягательства по преступлениям экономической направленности, совершаемым на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, покажем существующие связи с другими элементами криминалистической характеристики.

1. По принадлежности. Этот классификационный критерий имеет важное не только криминалистическое, но и уголовно-правовое значение. Его выделение и использование решают задачу определения объекта преступления как конкретной области охраняемых уголовным законом общественных отношений, которым в результате преступления был причинен вред. По принадлежности все предметы преступного посягательства в группе преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, мы подразделяем на три категории:

1) находящиеся в собственности коммерческих организаций, задействованных в отрасли (на их долю по результатам изученных материалов уголовных дел приходилось 21,3%);

2) находящиеся в личной собственности (25,3%);

3) находящиеся в собственности государственной компании ОАО «РЖД» (53,4%).

2. По видам. Видовое деление предметов преступного посягательства - наиболее важный классификационный критерий, призванный способствовать решению сугубо криминалистических задач. Выделение общих

признаков в индивидуальных понятиях не только содействует раскрытию их ключевых особенностей, но и показывает взаимосвязь предмета преступного посягательства с другими элементами криминалистической характеристики (с обстановкой преступления, с личностью преступника, со способом совершения преступления, со следами последствий преступления). Наиболее полно такая классификация раскрывается в привязке к основным направлениям деятельности в сфере железнодорожного транспорта. Выделим главные из них:

1) движимое имущество. Данный вид имущества выступал предметом преступного посягательства в 75,05% уголовных дел. К движимому имуществу на железнодорожном транспорте относятся:

- объекты подвижного состава (локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны локомотивной тяги, моторвагонный подвижной состав и пр.), а также элементы конструкций (ходовая часть, рама, кузов, оборудование, приборы и др.). На их долю приходится до 42,2% преступных посягательств. Конкретными предметами посягательств, входящих в указанную категорию, могут быть, например, колесные пары вагонных тележек железнодорожных вагонов1;

- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и их составные части, компоненты (железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование железнодорожного транспорта объекты) - 57,8%. Распространенным предметом посягательств на инфраструктурных объектах железнодорожного транспорта выступают перемычки стальные междроссельные и их обмотки, являющиеся элементом железнодорожной рельсовой сети2;

2) недвижимое имущество и право его владением либо распоряжением (земли федерального значения, отведенные под железнодорожные пути и станции, включая полосу отвода, а также под защитные и укрепительные насаждения, земляное полотно, искусственные сооружения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации железных дорог; предприятия производственно-технологического комплекса) - 1,7%. Примером, свидетельствующим об использовании недвижимого имущества в качестве предмета преступного посягательства, могут послужить материалы уголовного дела, когда имущество (земельный участок), право собственности на которое принадлежало ОАО «РЖД», но по договору аренды передано коммерческой организации, было неправомерно использовано руководством последней для удовлетворения имущественных требований отдельных кредиторов и собственного обогащения в рамках процедуры банкротства3;

3) денежные средства (наличные и безналичные), обращающиеся в отрасли. Являлись предметом преступного посягательства в 17,8% случаев. Наряду с движимым имуществом деньги, находясь на руках у пользователей услугами железнодорожного транспорта, в кассах, в банкоматах, на счетах в банковских, кредитных и иных организациях, относятся к достаточно распространенным предметам преступного посягательства. Причем преступниками используется множество различных способов завладения ими4;

4) документы и цифровая фиксация их содержания. Перечень таких предметов составляют документы, удостоверяющие личность граждан, официальные документы юридических лиц, а также инструменты их фиксации в цифровых носителях, например пластиковая банковская платежная карта, электронная цифровая подпись и пр. Указанные объекты в качестве предметов преступных посягательств встречались в 4,1% уголовных дел. Наиболее

1 Уголовное дело N 1-272/2015 // Архив Свердловского районного суда г. Белгорода.

2 Уголовное дело N 1-258/2018 // Архив Чебаркульского городского суда Челябинской области.

3 Уголовное дело N 1-118/2018 // Архив Северобайкальского городского суда Республики Бурятия.

4 Уголовное дело N 1-171/2019 // Архив Верхнетуринского районного суда Свердловской области.

распространенным предметом посягательств в перечне цифровых в настоящее время является пластиковая банковская карта5;

5) иные, в том числе деловая репутация и имидж ОАО «РЖД» как объект охраняемых законом нематериальных благ (0,71%)6; автотранспортные средства и специальная техника (0,64%) и пр.

3. По взаимосвязи с преступником. Большая часть предметов преступного посягательства имеет прямую взаимосвязь с личностью вероятного преступника. Так, для посягательства на подавляющее большинство из них требуется владение хотя бы минимумом специальных знаний, обладание специальными навыками.

4. По отношению к видам преступлений. Квалифицирующий признак конкретизирует характеристику объекта посягательства во взаимосвязи с иными элементами криминалистической характеристики.

1) для совершаемых на железнодорожном транспорте преступлений против собственности характерным предметом преступного посягательства, как правило, выступают движимое и недвижимое имущество, денежные средства, находящиеся в обращении в отрасли;

2) для преступлений, квалифицируемых как деяния, относимые к категории совершаемых в сфере экономической деятельности, предметом преступного посягательства будут являться имущественные права субъектов железнодорожного транспорта; денежные средства, документы, ценные бумаги, отдельные виды продукции (алкогольная продукция, табачные изделия), в том числе поддельные; нематериальные блага (деловая репутация);

3) для отдельных видов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях предметом преступного посягательства выступят наличные деньги.

Помимо перечисленных особенностей, изложенных в классификации, криминалистический аспект данных о предмете преступного посягательства по преступлениям экономической направленности, совершаемым на же-

лезнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, можно проследить и в ряде других сведений. В этом ряду:

- сведения, характеризующие качественные свойства предмета. Например, по перевозимым нефтепродуктам ими будут их физико-химических свойства, зависящие как от химического состава (плотность, вязкость, температура кипения, замерзания, вспышки, самовоспламенения и др.), так и от внешних условий (содержание воды, механических и прочих примесей);

- количественные характеристики предмета как определенные внутривидовые свойства, выраженные с помощью физических величин и единиц их измерения (кг, шт., пог. м, куб. м и пр.);

- сведения, раскрывающие индивидуализирующие особенности предмета, например маркировка груза при железнодорожной перевозке (наименование грузоотправителя и пункта отправления; грузополучатель и станция назначения; наименование пункта перегрузки; количество мест в партии, порядковый номер внутри партии; масса нетто и брутто в килограммах или количество изделий в штуках, габаритные размеры и пр.), манипуля-ционные обозначения, идентификационные знаковые обозначения, нумерация деталей, уникальность их использования, техническая защищенность, стоимость и др.

Криминалистическое содержание предмета преступного посягательства может определяться и характером его восприятия. Приведенный вывод подкрепим теоретическими выкладками и примерами.

Во-первых, объект, находящийся в обращении в сфере железнодорожного транспорта, может рассматриваться как предмет посягательства. Например, для присвоения или растраты это имущество железнодорожных транспортных организаций, пользователей ее услуг. Например, гр. Р., занимающий должность мастера дорожного линейного участка N 7 Магнитогорской дистанции пути филиала ОАО «РЖД», совершил хищение вверенного ему на основании договора о полной инди-

5 Уголовное дело N 1-12/2020 // Архив Балезинского районного суда Республики Удмуртия.

6 Уголовное дело N 1-282/2019 // Архив Арзамасский городского суда Нижегородской области.

видуальной материальной ответственности от 10 января 2018 г. имущества, принадлежащего Магнитогорской дистанции пути7.

Во-вторых, он может быть представлен в виде взаимосвязанной системы «предмет преступного посягательства - его собственник, потерпевший от преступления». К примеру, собственник имущества (груза), похищенного при краже из грузового железнодорожного вагона, перевозимого транспортной железнодорожной компанией, пользующейся инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования для перевозки грузов. Так, гр. О. и гр. М. на 12-м железнодорожном пути западной горловины Красноярской железной дороги из полувагонов N 28, 29 совершили две кражи груза, принадлежащего ООО «Вторметресурс»8.

Переходя к обобщению информации относительно предмета преступных посягательств на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, заметим, что фактически они (предметы) представлены широким спектром объектов, подразделяющихся в зависимости от непосредственного отношения к определенным видам деятельности в железнодорожной транспортной отрасли и находящихся в собственности юридических и физических лиц. Причем каждую из представленных групп предметов преступного посягательства отличают типичные сведения:

- об элементах обстановки совершения преступления (место, время и пр.);

- о личностных особенностях преступника (образование, опыт, служебное положение и пр.);

- о способах приготовления, совершения и сокрытия преступлений (замаскированные, незамаскированные, с использованием специальных инструментов и средств и т.п.).

- о следах последствия преступлений (материальные и их виды, идеальные).

Отмеченное позволяет нам показать взаимосвязи предмета преступного посягательства по делам о преступлениях экономической направленности, совершаемым на железнодорожном транспорте и объектах транспортной

инфраструктуры, с элементами криминалистической характеристики: предмет преступного посягательства и обстановка преступления (находятся во взаимной связи); предмет преступного посягательства и преступник, его личностные особенности (находятся во взаимной связи); предмет преступного посягательства и способ приготовления, совершения и сокрытия преступления (находятся в прямой связи); преступник, его личностные особенности и способ приготовления, совершения и сокрытия преступления (находятся в прямой связи); преступник, его личностные особенности и обстановка преступления (находятся во взаимной связи); обстановка преступления и следы последствия преступления (находятся в прямой связи); способ приготовления, совершения и сокрытия преступления и следы последствия преступления (находятся в прямой связи).

Выделенные связи, вполне закономерные, считаем, обоснованно предопределят возможность использования знаний о предмете преступного посягательства для решения задач формируемой частной криминалистической методики расследования. Они, в частности, обуславливают криминалистическую видовую систематизацию предмета преступного посягательства в рамках криминалистических характеристик и ее использование в решении задач расследования отдельных видов преступлений, входящих в выделенные нами группы преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры: против собственности, в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Поэтому формировать системы этих криминалистических характеристик преступлений необходимо с учетом предмета преступного посягательства. Таким образом, именно на основе систематизированных знаний о предмете преступного посягательства будет обеспечено решение организационной задачи расследования, заключающейся в определении направлений поиска криминалистически значимой информации и ее ис-

7 Уголовное дело N 1-424/2020 // Архив Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинская область.

8 Уголовное дело N 1-249/2020 // Архив Канского городского суда Красноярского края.

пользования путем создания частнометодиче-ских криминалистических рекомендаций по схеме: «от данных о характеристике предмета преступного посягательства - к информации о системе криминалистической характеристики - к методически правильной организации расследования».

Вышеизложенное позволяет определить предмет преступного посягательства по преступлениям экономической направленности, совершаемым на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры. Это практически весь перечень объектов (материальных и нематериальных), находящихся в обращении в сфере железнодорожного транспорта, оборот которых регулируется гражданским законодательством. Причем объективно каждому из предметов свойственны определенные связи с иными элементами криминалистической характеристики преступления, которые в совокупности влияют на построение частной криминалистической методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

В структуре криминалистической характеристики преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, предмет преступного посягательства занимает одно из центральных мест, являясь наряду с отмеченными выше элементами системообразующей структурной единицей. Причиной тому его свойства, обусловленные рядом объективных факторов:

- свойства предмета преступного посягательства лежат в основе мотивационной сферы личности преступника, определяя особенности его побуждений;

- свойства предмета детерминируют выбор способа приготовления, совершения и сокрытия противоправного деяния как средства реализации преступного замысла;

- свойства предмета несут на себе отпечаток функциональной стороны обстановки совершения преступления (места и условий его совершения);

- свойства предмета позволяют вносить определенные изменения в обстановку преступления, оставляя в ней следы, либо являться самостоятельным их носителем.

При этом необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев предмет преступного посягательства на объектах железнодорожного транспорта и его инфраструктуры материален.

По изученным уголовным делам о преступлениях экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, выбор предмета преступного посягательства обусловлен:

- криминальной привлекательностью предмета посягательства;

- особенностями личности преступника, в перечне которых знание особенностей функционирования железнодорожного транспорта, специальные знания (технические, экономические и пр.), навыки, необходимые орудия и инструменты, в общей своей совокупности влияющие на выбор способа приготовления, совершения и сокрытия преступления;

- особенностями окружающей объективной реальности, индивидуализированной сферой железнодорожного транспорта и выражающейся в специфике места, объектов структуры, инфраструктуры, времени.

Подводя итог, сделаем ряд выводов.

1. Предмет преступного посягательства экономической направленности на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры - это элемент системы объектов гражданских прав, обращающихся в сфере железнодорожного транспорта.

2. Криминалистически значимая информация о типичных сведениях, касающихся предмета преступного посягательства, является важным элементом системы криминалистической характеристики преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Более того, с ключевыми из них он находится в закономерных связях и отношениях.

3. Выделение данных связей входит компонентом в целостную систему познания за-

кономерностей преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодо-

рожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Библиографический список

1. Бахин, В.П. Криминалистическая характеристика преступлений как элемент расследования / В.П. Бахин // Вестник криминалистики. Вып. 1. - М.: Спарк, 2000. - С. 16-22.

2. Бессонов, А.А. Основы криминалистического учения об исследовании и использовании криминалистической характеристики преступлений : монография / А.А. Бессонов. - М.: Юрли-тинформ, 2016. - 256 с.

3. Бессонов, А.А. Объект (предмет) преступного посягательства как элемент криминалистической характеристики преступлений / А.А. Бессонов // Вестник КИГИ РАН. - 2014. - N 4. -С. 228-233.

4. Густов, Г.А. Избранное : статьи / Г.А. Густов. - СПб., 2002. - 67 с.

5. Кардашевская, М.В. Предмет преступного посягательства как элемент криминалистической характеристики преступлений / М.В. Кардашевская // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - N 7. - С. 236-238.

6. Ким, Д.В. Криминалистическая характеристика расследования преступлений как результат разрешения следственных ситуаций / Д.В. Ким // Известия АлтГУ. - 2000. - N 2. - С.43-48.

7. Криминалистика : учебник / под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. - М.: Юрид. лит., 1993. - 592 с.

8. Маслакова, Е.А. Определение предмета преступления как уголовно-правовой категории / Е.А. Маслакова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - N 3 (33). - С. 157-162.

9. Хилюта, В.В. Предмет преступления в науке уголовного права: проблемы и противоречия / В.В. Хилюта // Журнал российского права. - 2016. - N 7 (235). - С. 70-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Хлус, А.М. Криминалистический анализ объекта и предмета посягательства в структуре преступлений / А.М. Хлус // Юридический вестник Самарского университета. - 2018. - N 1. -С. 100-107.

Шевченко, В.Ю. Объект и предмет преступления / В.Ю. Шевченко // Современная наука. -2013. - N 1. - С. 17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.