УДК 330.342.3
Бекбергенова Ж.Т.
ассистент профессора Каспийский университет технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова
(г. Актау, Казахстан)
ПРЕДМЕТ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» - СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ОЖИВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: в статье рассматривается обучение предпринимательству, обучающихся по специальности «Экономика» и результаты по данному курсу.
Ключевые слова: предпринимательство, бизнес-среда, бизнес-операции, мир
бизнеса.
В современном динамичном мире, способности и навыки предпринимателя становятся важной частью базового профессионального формирования управляющего, вне зависимости от того, планирует ли он корпоративную карьеру или планирует создавать свой бизнес.
Обучение по предмету «Предпринимательство», проводимое в Каспийском Университете технологии и инжиниринга, включает базовые знания по ведению предпринимательской деятельности, менеджменту, маркетингу, финансам, бизнес-операциям, бизнес-моделированию стартап-проектов с учетом казахстанского и международного опыта. Развитие предпринимательства - это один из залогов экономического роста региона и Казахстана в целом. Сегодня приходится слышать широкий спектр мнений относительно будущего страны: от перехода к автократии с дальнейшим усилением роли государства в экономике до новой волны приватизации, стимулирования частной инициативы и либерализации многих сфер экономической и общественной деятельности. Вероятность исходов, в которых
предпринимательский тип мышления и деятельности будет востребованным, является высокой. Если так, то наши выпускники смогут найти себя на региональном или национальном рынке труда, принять участие в его формировании в качестве работодателей и будут трудиться на благо экономики региона, страны.
Данный предмет, способствующий формированию
предпринимательского мышления и базовых навыков XXI века, реализует практико-ориентированную модель среди студентов ВУЗа [1].
Предмет «Предпринимательство» создан в контексте модернизации Казахстана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан, и одним из заявленных приоритетов является радикальное улучшение и расширение бизнес-среды путем реализации эффективной занятости и программа развития массового предпринимательства.
Ведущую роль в этом процессе играют предприниматели как участники экономических отношений:
• обеспечение конкурентоспособности Казахстана и казахстанских товаров на международном рынке,
• общаться с партнерами и клиентами на основе справедливости и прагматизма,
• выбор лучших инновационных способов и механизмов ведения бизнеса без потери национальной идентичности,
• привнесение новых знаний и технологий в бизнес-процессы - это то, что могут сделать предприниматели,
• они способствуют эволюционному и открытому развитию страны[2].
Основное отличие предпринимателей от других людей состоит в том,
что они обладают тремя особыми качествами мышления: они активны, ответственны и ориентированы на результат.
А умение правильно вести бизнес - это не только залог личной свободы и независимости, но и умение придумывать уникальные решения и пытаться реализовать их в реальности, самостоятельно менять свою жизнь, жизнь
близких и себя. жизни всех соотечественников. С другой стороны, бизнес способствует созданию рабочих мест в стране, производству необходимых обществу продуктов и услуг, помощи сообществам, в которых он работает, повышению благосостояния страны за счет налогов [3].
Бизнес - это творческий процесс, умение преодолевать трудности, внутреннее развитие и в то же время большая ответственность перед своими сотрудниками, партнерами и клиентами.
На курсе «Предпринимательство» студент учится правильно формировать компетенции, необходимые в жизни любому предпринимателю, понимает, как создать команду для своего проекта путем создания бизнес-модели, учится выбирать правильную бизнес-идею, исходя из потребностей рынке, разрабатывает бизнес-модель, учится разрабатывать и создавать бизнес-план для начала собственного дела.
Они также познакомятся с основами маркетинга, поймут, как и где продвигать товары и услуги, узнают о существующих стратегиях продаж, поймут, какими ресурсами они обладают и как ими правильно распоряжаться.
Они также узнают изнутри о бизнес-операциях, узнают, что такое налоги и почему они взимаются, как рассчитывать доходы и расходы, как привлечь инвестиции и как расширить бизнес [4].
Мир бизнеса очень динамичен, поэтому для достижения успеха учебному заведению важно соответствовать последним бизнес-тенденциям и внедрять в учебный процесс современных технические инновации [5].
Каспийский Университет технологии и инжиниринга развивает предпринимательство по всем направлениям обучения в вузе. У нас функционирует Совет при кафедре «Экономика», который ищет студентов, имеющих желание и способности заниматься бизнесом, с ними работают, проводят воркшопы, и уже из этих студентов мы выбираем лидеров. Кто-то выходит на свой бизнес, у кого-то всё остается на уровне прототипа.
По 6В04103 ОП «Экономика» в этом учебном году по такие бизнес-проекты получили авторское свидетельства: «Умная тележка», «Кошкин
отель», «Производство термопанелей из фибробетона». Следующей целью студентов является получение патент на изобретение, для дальнейшего внедрения. Не удивительно, что ОП «Экономика» может похвастаться большим количеством успешных воспитанников и высоким уровнем трудоустройства выпускников.
Понятно, что освоение этого предмета поможет студенту определить свое внутреннее желание стать в будущем бизнесменом.
Какое бы решение не было принято в ходе изучения предмета «Предпринимательство», полученные знания могут стать надежной платформой для дальнейшего развития каждого студента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по неэкономическим специальностям / [В. Л. Клюня и др.] , под ред. В. Л. Клюни, Н. В. Бородачевой , Минск : Издательский Центр БГУ, 2019. - 308с;
2. Самарина, В. П. Экономика организации : учебное пособие для студентов, В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов. - М.: КНОРУС, 2020. -318 с;
3. Кондраков, Н. П. Основы малого и среднего предпринимательства : практическое пособие / Н. П. Кондаков, И. Н. Кондакова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 446 с;
4. Бизнес-анализ деятельности организации: Учебник / под ред. Л.Н. Усенко.- Москва: ИНФРА-М, 2021.- 560 с;
5. Кларк Бертон Р. Создание предпринимательских университетов. Организационные направления трансформации. Пер. С англ. А. Смирнова. 2-е изд. Москва. Высшей школы экономики. 2019. 230с. 978-5-7598-1997-4
Bekbergenova J.T.
Caspian University of Technology and Engineering named after Sh. Yesenov (Aktau, Kazakhstan)
SUBJECT "ENTREPRENEURSHIP" IS MODERN MECHANISM
FOR REVIVING ECONOMY
Abstract: the article discusses entrepreneurship education for students majoring in Economics and the results of this course.
Keywords: entrepreneurship, business environment, business operations, business world.