Научная статья на тему 'Возможности качественного бизнес-образования в Казахстане'

Возможности качественного бизнес-образования в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / BUSINESS EDUCATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бульба Тарас Александрович

Цель исследования определить особенности выбора университетов с качественным образованием с последующим выбором профессии, для того, чтобы в будущем молодые специалисты могли получать наивысшие зарплаты и могли доказать, что бизнес-образование сегодня имеет более практическое применение в жизни, ведь каждый хочет получить качественное и сильное образование, которое принесет им пользу, если не на работе в международной компании, то для открытия своего дела в бизнес сфере. На сегодняшний день в эпоху глобализации и большой массы информации, которая растет с каждым днем, когда все дороги открыты для развития, существует большое количество программ для развития специальных и практических способных навыков студента или же человека, которые хотят развиваться в бизнес сфере и достигать немыслимых результатов. В деловом цикле предпринимательство, имеющее управленца с бизнес-образованием, является отличным ресурсом и необходимым условием успеха в бизнесе, формирование управленческого костяка связано с процессом объединения творческих и инновационных идей, а также управленческих и организационных навыков, с тем, чтобы иметь возможность объединить человека, механизмы и другие организационные ресурсы для удовлетворения потребностей, определили потребности клиента, создавая тем самым богатство. Актуальность работы на сегодняшний день существует много факторов, влияющих на бизнес-образование, возможность выбора и обзор инновационного рынка, тенденций, которые помогают понять особенности и уровень качества образования. Конкурентоспособность любой страны во многом зависит от качества бизнес-образования, а наращивания экономического потенциала невозможно достичь без высококвалифицированных управленческих кадров.The purpose of the study is to determine the features of the choice of universities with quality education followed by the choice of professions, so that in the future young specialists can receive the highest salaries and can prove that: business education today has a more practical use in life, because everyone wants to get a high-quality and strong education , which will benefit them, if not at work in an international company, then to open their own business in the business sphere. Today, in the era of globalization and a large mass of information that grows every day, when all roads are open for development, there are a large number of programs for the development of special and practical capable skills of a student or person who wants to develop in the business sphere and achieve unthinkable results . In the business cycle, entrepreneurship, having a manager with a business education, is an excellent resource and a prerequisite for success in business, the formation of the managerial framework is associated with the process of combining creative and innovative ideas, as well as managerial and organizational skills, in order to be able to combine people, mechanisms and other organizational resources to meet needs identified customer needs, thereby creating wealth. The relevance of work today there are many factors affecting business education, the ability to choose and review the innovation market, trends that help to understand the features and level of quality of education. The competitiveness of any country largely depends on the quality of business education, and the building of economic potential cannot be achieved without highly qualified managerial personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности качественного бизнес-образования в Казахстане»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВОЗМОЖНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

В КАЗАХСТАНЕ Бульба Т.А. Email: Bulba688@scientifictext.ru

Бульба Тарас Александрович - магистрант экономических наук, кафедра менеджмента, Алматы менеджмент университет, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: цель исследования - определить особенности выбора университетов с качественным образованием с последующим выбором профессии, для того, чтобы в будущем молодые специалисты могли получать наивысшие зарплаты и могли доказать, что бизнес-образование сегодня имеет более практическое применение в жизни, ведь каждый хочет получить качественное и сильное образование, которое принесет им пользу, если не на работе в международной компании, то для открытия своего дела в бизнес сфере.

На сегодняшний день в эпоху глобализации и большой массы информации, которая растет с каждым днем, когда все дороги открыты для развития, существует большое количество программ для развития специальных и практических способных навыков студента или же человека, которые хотят развиваться в бизнес сфере и достигать немыслимых результатов.

В деловом цикле предпринимательство, имеющее управленца с бизнес-образованием, является отличным ресурсом и необходимым условием успеха в бизнесе, формирование управленческого костяка связано с процессом объединения творческих и инновационных идей, а также управленческих и организационных навыков, с тем, чтобы иметь возможность объединить человека, механизмы и другие организационные ресурсы для удовлетворения потребностей, определили потребности клиента, создавая тем самым богатство.

Актуальность работы на сегодняшний день - существует много факторов, влияющих на бизнес-образование, возможность выбора и обзор инновационного рынка, тенденций, которые помогают понять особенности и уровень качества образования. Конкурентоспособность любой страны во многом зависит от качества бизнес-образования, а наращивания экономического потенциала невозможно достичь без высококвалифицированных управленческих кадров.

Ключевые слова: бизнес-образование, инновационное развитие, Республика Казахстан.

OPPORTUNITIES OF QUALITY BUSINESS EDUCATION IN

KAZAKHSTAN Bulba T.A.

Bulba Taras Aleksandrovich - Master's in economics degree, MANAGEMENT DEPARTMENT, ALMATYMANAGEMENT UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the purpose of the study is to determine the features of the choice of universities with quality education followed by the choice of professions, so that in the future young specialists can receive the highest salaries and can prove that: business education today has a more practical use in life, because everyone wants to get a high-quality and strong education , which will benefit them, if not at work in an international company, then to open their own business in the business sphere.

Today, in the era of globalization and a large mass of information that grows every day, when all roads are open for development, there are a large number of programs for the development of special and practical capable skills of a student or person who wants to develop in the business sphere and achieve unthinkable results.

In the business cycle, entrepreneurship, having a manager with a business education, is an excellent resource and a prerequisite for success in business, the formation of the managerial framework is associated with the process of combining creative and innovative ideas, as well as managerial and organizational skills, in order to be able to combine people, mechanisms and other organizational resources to meet needs identified customer needs, thereby creating wealth.

The relevance of work today - there are many factors affecting business education, the ability to choose and review the innovation market, trends that help to understand the features and level of quality of education. The competitiveness of any country largely depends on the quality of business education, and the building of economic potential cannot be achieved without highly qualified managerial personnel. Keywords: business education, innovative development, Republic of Kazakhstan.

Сегодня в Казахстане процессам бизнес-образования отводится ключевая роль, что связано в первую очередь с увеличением количества быстроразвивающихся профессий и различных сфер деятельности, и как следствие, потребность в современных, востребованных на отечественном рынке труда специалистов новой формации по-прежнему остается высокой. Немаловажное значение при выборе места обучения имеет престижность учебного заведения, соответственно, и диплома, выданного им. После обучения по качественным европейским программам MBA у соискателя появляется возможность получить должность управленца в той организации, в которой он хотел бы работать, создать свой бизнес, потому что приходит понимание, с чего начинать и как управлять.

В деловом цикле предпринимательство, имеющее управленца с бизнес-образованием, является отличным ресурсом и необходимым условием успеха в бизнесе, формирование управленческого костяка связано с процессом объединения творческих и инновационных идей, а также управленческих и организационных навыков, с тем чтобы иметь возможность объединить человека, механизмы и другие организационные ресурсы для удовлетворения потребностей определили потребности клиента, создавая тем самым богатство. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предпринимательство - это все о: Определение возможностей для бизнеса, Креативность и инновационность, Риск, связанный с использованием возможностей или реализацией новых планов, навыки управления, Создание богатства [1, c. 57].

Как таковые, они становятся востребованными выпускниками благодаря своей способности отражать и формулировать компетенции, необходимые для того, чтобы помочь организациям добиться успеха на международной арене.

Современные перспективы включают процесс интеграции международной перспективы в цель и легитимность управленческого образования. Конкретнее, международное обучение направлено на развитие у студентов компетенций, которые позволяют им управлять в культурно разнообразных средах. Они приобретают способность воспринимать, анализировать и использовать культурные различия для достижения четко определенных бизнес-целей. Из-за возрастающей тенденции к глобализации и внедрению международных стандартов, казахстанскому бизнесу приходится гибко реагировать и непрерывно меняться. Именно поэтому возникает необходимость в бизнес-образовании. Посредством различных курсов и учебных программ международного уровня люди получают знания, которые нужны для эффективного ведения бизнеса. Особенной популярностью пользуются программы, дающие не абстрактные знания, а практические приемы и навыки, учитывающие

специфику конкретной сферы деятельности и законодательство страны, в которой предстоит работать.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) увеличение срока обучения для жителей определенной страны лишь на год приводит к росту ее валового внутреннего продукт (ВВП) на 3-6%. Повышение расходов на образование на 1% ведет к увеличению ВВП страны на 0,35%.

Казахстанское бизнес-образование остается зависимым от влияния иностранных тенденций. Согласно исследованию компании Head Hunter, порядка 16% анкетируемых (всего было опрошено 3566 респондентов) получили бизнес-образование, из них лишь 2% имеют западный диплом. Кроме того, карьерные возможности интересуют соискателей гораздо больше, чем, к примеру, содержание программы или стоимость обучения. Если кандидат с высшим образованием, а MBA у него идет как дополнительное, то это будет влиять на увеличение заработной платы, если он знает, как его применить и использует его на практике. В этом случае бизнес-образование создает добавочную стоимость кандидату и дает ему возможность увеличить доход в 20-30%.

Бизнес-школа КАЗГЮУ сегодня предлагает своим слушателям программы: MBA, Executive MBA, Mini-MBA, DBA.

В Международной Бизнес Школе "IBS Astana" и EU Business School по окончании обучения получают диплом Европейского университета (EU) установленного образца Master of Business Administration (MBA) или Doctor of Business Administration (DBA)

Высшая Школа Бизнеса при НУ и Высшая Школа Государственной Политики, стратегическим партнером которой является Школа Государственной Политики Ли Куан Ю. Высшая школа бизнеса предлагает широкий спектр программ МВА различного формата и для различных целевых групп, а также ряд более специализированных краткосрочных программ без присвоения ученой степени для руководителей, предпринимателей и специалистов различных уровней. Кроме того, есть индивидуальные программы с учетом конкретных потребностей корпоративных клиентов. Очная программа MBA в Высшей школе бизнеса Назарбаев Университета готовит управленцев высшего звена по программам и с преподавателями Школы бизнеса Фукуа Университета Дьюк (США). В ходе обучения студенты также разбирают кейсы казахстанских компаний, чтобы проиллюстрировать типичные проблемы, с которыми сталкивается бизнес в Казахстане. Таким образом, эта программа MBA сочетает в себе как глобальный, так и локальный подход. Помимо разбора кейсов процесс обучения включает бизнес-игры, тренинги, семинары, разработку собственных проектов и их защиту.

Например, SBS Swiss Business School:

Global Mba Программа разработана для бизнесменов и линейных менеджеров, стремящихся открыть двери для международных карьерных возможностей и деловых связей по всему миру.

Master Of Business Administration (Mba) Даёт возможность предпринимателям и менеджерам из любой сферы бизнеса повысить управленческие компетенции, продвинуться по карьерной лестнице и выйти на международный уровень.

Executive Mba (Emba) Создана специально для топ-менеджеров и собственников компаний, работающих в наполненном беспрецедентными вызовами динамичном мире экономики основанной на науке и инновациях.

Doctor Of Business Administration (Dba) Разработана специально для опытных бизнесменов и управленцев, желающих посвятить себя исследовательской работе и внести свой вклад в базу знаний мирового бизнес-сообщества.

Для предпринимателей открывают бизнес школы и в центрах, например - Бизнес Школа Палаты Предпринимателей Города Алматы. Бизнес обучение предоставляется бесплатно субъектам малого и среднего бизнеса, а также населению с предпринимательской инициативой действующих во всех секторах экономики. По

результатам прохождения обучения слушателям предоставляется зарегистрированный сертификат.

Бизнес-Советник - Краткосрочные двухдневные курсы для начинающих и действующих предпринимателей. Экспресс курс ведется по программе «Дорожная карта бизнеса 2020». По окончании курса выдаются именные сертификаты установленного образца.

Бизнес-Рост - Цель обучающего курса - передать знания и сформировать навыки, которые позволят эффективно управлять всеми видами ресурсов (время, финансы, люди, сырье и материалы) в ходе процесса производства, добиваться роста качества товаров и услуг, снижать себестоимость. Это позволит предпринимателю достигать конкурентных преимуществ на рынке товаров и услуг как за счет ценовых, так и не ценовых факторов (сервис), сводить к минимуму - влияние человеческого фактора, снижать долю брака, обеспечивать высокую контролируемость и управляемость рабочих процессов.

Проектное Обучение - Цель: предоставить профессиональные знания (пошаговые инструкции по открытию и развитию конкретного вида бизнеса в районах, моногородах, областных центрах) и отработать практические навыки с участием успешных предпринимателей, отраслевых специалистов (на практических примерах уже действующего проекта или бизнеса).

Рассмотрим понятия и курсы, которые предлагают современные ВУЗы в РК.

МВА - это Master of Business Administration. Основной целью программы МВА является подготовка управленческих кадров среднего и высшего звена для различных отраслей казахстанской экономики. Программа нацелена на развитие лидерских качеств и творческого потенциала, а также способности использовать современные методы решения практических задач, креативно управлять ресурсами, стратегически мыслить, эффективно руководить на быстроменяющемся и высококонкурентном мировом рынке. Особенностью программы MBA является ее ориентированность на непосредственный обмен управленческим опытом не только между слушателем и преподавателем, но и между самими слушателями, обучающимися по программе МВА. После окончания обучения слушателям выдается диплом государственного образца.

Альтернативой классическим программам full-time МВА стала Executive MBA (EMBA) - программа обучения топ-менеджеров, имеющих серьезный опыт управления. Она предназначена для топ-менеджеров высокого ранга, которые не имеют возможности приостановить бизнес на год-два, и EMBA - это шанс получить качественное бизнес-образование, продолжая работать. Практически все программы этого формата построены так, чтобы давать слушателям возможность совмещать учебу с профессиональной деятельностью. Так же как и на программе MBA, на Executive MBA изучаются основные вопросы управления - учет, финансы, маркетинг и стратегия.

Принципиальным различием между программой MBA и Executive МВА является то, что программа MBA сфокусирована на дальнейшем развитии карьеры слушателей, а программы EMBA - на улучшении показателей текущей деятельности.

Далее, программа mini-MBA, интенсивная, направленная на профессиональную переподготовку в области менеджмента, являющаяся для многих важной ступенью перед получением степени MBA (Master of Business Administration).

Обучение на курсе mini-MBA актуально для тех, кто планирует продвинуться по карьерной лестнице, устроиться на работу в отечественную или западную компанию, открыть собственный бизнес или улучшить уже существующий. Она привлекательна возможностью получать консультации, комментарии и оценки бизнес-решений от преподавателей практиков и бизнес-экспертов, ведь применять полученные знания в своей работе можно уже в процессе обучения. Цель программы: дать слушателям знания и навыки, необходимые менеджерам всех уровней для достижения

стратегических целей компании; понимание бизнеса как единого целого во взаимосвязи организационных, финансовых, маркетинговых решений; повышение конкурентоспособности бизнеса. Программа mini-MBA помогает в сжатые сроки получить максимальный объем знаний по наиболее функциональным направлениям бизнес-деятельности [2, с. 34].

Программа состоит из 7 модулей: корпоративный, финансовый, стратегический, операционный, международный, инновационный менеджмент и правовая среда бизнеса. При успешном завершении программы слушателю будет выдан сертификат.

DBA («Доктор делового администрирования»), которая является высшей и элитной профессиональной степенью в международном бизнес-образовании и предназначена для менеджеров высшего звена, которые обладают большим практическим опытом управления бизнесом, имеют не только высшее образование, но и диплом либо МВА, либо Executve МВА (в виде исключения на программу принимаются менеджеры-практики, имеющие степень кандидата наук в области экономики или управления).

Слушатели DBA - менеджеры высшего звена, имеющие большой практический опыт управления, которые заинтересованы в глубоком освоении и развитии современных концепций и моделей менеджмента, а также проявляющие интерес к обобщению и систематизации собственного опыта в интересах разработки новых, востребованных, прикладных знаний в сфере бизнеса.

Главное отличие программы DBA от аспирантуры или докторантуры, магистратуры и PhD, которые больше предназначены для работников науки и преподавателей, состоит в ее ориентации на обучающихся с совершенно иными жизненными и карьерными целями. В частности, на тех, кто хотел бы продолжать карьеру в сфере практической деятельности в качестве топ-менеджеров или консультантов, но при этом был бы заинтересован в осмыслении и описании накопленного опыта и приобретении новых знаний. После успешного завершения программы DBA и защиты аттестационной работы или проекта выпускникам программы присуждается степень доктора делового администрирования (Doctor of Business Administration) и выдается диплом государственного образца [3, с. 50].

Выводы имеют отношение к развитию предпринимательства, поскольку показывают, что в этой области следует сделать упор на просвещение по вопросам предпринимательства в отрасли, с тем чтобы в будущем выпускать более качественных предпринимателей.

В Глобальном индексе конкурентоспособности 2015-2016 годов Всемирного экономического форума (ВЭФ) Казахстан занял 42-ю позицию среди 140 стран мира. На 2017/18 учебный год по данным Комитета по статистике Министерства экономики РК в стране имелось 9 828 дошкольных учреждений, 7 339 дневных общеобразовательных школ, 120 гимназий, 79 лицеев, 779 колледжей и 122 вуза [4].

Главные цели и задачи развития образования сформулированы в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, ими являются: «повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех» [5].

Выводы данной работы. Процесс обучения по программам, обновит видение многих аспектов бизнеса и структурирует знания по личному росту, стратегическому менеджменту без отрыва от производства, выдаются дипломы и сертификаты. Современные программы научат добиваться поставленных целей в адекватные сроки, без серьёзных ошибок и лишних финансовых издержек. В результате обучения кандидаты смогут эффективно руководить бизнесом, увеличить заработок и занять более высокое социальное положение. Решение различных практических задач в системе обучения позволит перейти в статус бизнес-консультанта и ускорит

профессиональный рост. Путь приобрести системный взгляд на управление бизнес-проектами и бизнес-процессами, развить навыки стратегического видения бизнеса, обновить видение многих аспектов бизнеса и структурируете знания по личному росту, стратегическому менеджменту. Высокое качество и доступность образования на всех уровнях являются ключевыми факторами конкурентоспособности и успешности страны. Сегодня Казахстан проводит модернизацию образования для того, чтобы в 21 веке стать обществом с высоким качеством человеческого капитала -высокообразованной и интеллектуальной нацией, обладающей знаниями, навыками и компетенциями для построения лучшего будущего.

Бизнес-образование - это курс, основанный на навыках, который прививает получателю предпринимательские навыки. Предпринимательство, с другой стороны, занимается творческой идентификацией и использованием деловых возможностей. Бизнес-образование имеет потенциал для продвижения предпринимательства в РК, поскольку оно может привести к приобретению навыков для определения жизнеспособных инвестиционных возможностей, надлежащего маркетинга, финансового управления, надлежащего управления и предотвращения банкротства бизнеса. Поощрение предпринимательства, снижение безработицы и помощь практикующим предпринимателям быть успешными и достигать цели превращения своих начинаний в постоянные интересы, бизнес-образование следует воспринимать серьезно и настоятельно поощрять; в противном случае поощрять самозанятость через предпринимательство может оказаться миражом.

Список литературы /References

1. Boatman Jazmine, Wellins Richard S. Global Leadership Forecast, 2011. Pittsburgh. PA: Development Dimensions International.

2. Wind Jerry, Reibstein Dave. Reinventing Training for the Global InformationAge, New York: The Free Press, 2000.

3. Монобаева А.И. Развитие бизнес-образования в Республике Казахстан: проблемы и пути решения. KazNU Bulletin. Economics series. № 2 (102), 2014.

4. Казахстан в цифрах. Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике. Брошюра. Астана, 2018. 19 с. С. 8.

5. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 -2020 годы. // Официальный интернет-ресурс министерства образования и науки РК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.gov.kz/ru/ (дата обращения: 23.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.