НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ
РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ (зарубежный и российский опыт)
Карташова Лариса Васильевна
доктор экономических наук, профессор, декан Плехановской школы бизнеса «Integral» РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье показано место программ подготовки управленческих кадров в общей системе образовательных программ, направления их развития. Поскольку руководители, особенно первые лица в организации, принимают стратегически значимые для экономики страны решения, во всем мире развитию данного направления придают первостепенное значение. Рассмотрены два перспективных направления подготовки управленческих кадров: подготовка профессиональных руководителей по программе «Мастер делового администрирования» (МВА) и формирование в России новой системы присвоения прикладных исследовательских степеней - доктора делового администрирования (DBA). Отмечены возможности, которые открывают эти программы для российской экономики, а также проблемы, которые российскому образованию предстоит преодолеть на пути их становления и развития.
Ключевые слова: перспективные направления подготовки управленческих кадров, формирование в России новой системы присвоения прикладных исследовательских степеней, мастер делового администрирования (МВА), доктор делового администрирования (DBA), международные тенденции.
REFORMING OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM: PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PREPARATION OF ADMINISTRATIVE SHOTS (foreign and Russian experience)
Kartashova, Larisa V.
Doctor of Economics, Professor, the Dean of Plekhanov Business School «Integral» of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article shows the place of programs of training managerial staff in the general system of educational programs and trends of their development. As managers, especially executives
take strategically important for the country decisions the development of this line is considered to be of high priority all over the world. The author describes two promising directions in managerial staff training: training of professional executives under the program 'Master of Business Administration' (MBA) and shaping in Russia a new system of granting applied research grades - Doctor of Business Administration (DBA). The article demonstrates opportunities which could be opened for Russian economy by these programs and challenges which should be overcome by Russian education during their development. Keywords: promising directions of training managerial staff, shaping in Russia a new system of granting applied research grades, Master of Business Administration (MBA), Doctor of Business Administration (DBA), global trends.
Масштабы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров несравнимы по масштабам с подготовкой, например, бакалавров или магистров. Подготовка управленческих кадров носит эксклюзивный характер. Рассмотрим, какое место занимают программы подготовки управленческих кадров в общей системе образовательных программ и перспективные направления их развития.
Программа «Мастер делового администрирования» (МВА) нацелена на подготовку руководителей высшего и среднего звена. Она получила официальное признание в России в 1999 г. Российский рынок этой программы, с одной стороны, уже прошел 15-летний период и в настоящее время вступает в стадию зрелости. Вместе с тем во все времена он отличался особой динамичностью и всегда чутко реагировал на процессы, происходящие во всем мире. В последнее время здесь проявился целый ряд новых тенденций в части как ожиданий работодателей и слушателей программы, так и появления новых методов отбора потенциальных слушателей, оценки их компетенций до поступления и после окончания программы, формирования новых блоков содержания программы и методов изучения.
Программа «Доктор делового администрирования» (DBA) достаточно распространена на Западе, но не получила пока официального признания и широкого распространения в российской практике. Национальным аккредитационным сове-
том делового образования России (НАСДОБР) с учетом международных критериев разработаны критерии оценки российских программ DBA. Поддержку внедрения степени доктора делового администрирования в российскую практику высказали представители основных профессиональных образовательных, научных ассоциаций и объединений работодателей (РАБО, РСПП и др.), участники международных конференций, авторы многочисленных публикаций, появившихся за последнее время в научных изданиях и в средствах массовой информации. При этом отмечается необходимость ускорить процесс формирования национальной системы присвоения профессиональных степеней DBA, активно обсуждается идея организации в России эксперимента по внедрению практики присвоения степени DBA и мониторинга серии пилотных проектов, осуществляемых ведущими российскими образовательными учреждениями. Дискутируются критерии отбора учебных заведений для участия в эксперименте.
Место программ подготовки
управленческих кадров в общей
системе образовательных программ
В соответствии с принятой в международной практике, а также в рамках Болон-ских соглашений классификацией образовательных программ в большинстве стран выделяют:
- образовательные программы уровня Undergraduate Programs - UG (базовый университетский курс - бакалавр BA, синоним высшего образования);
- образовательные программы уровня Postgraduate Programs - PG (образовательные программы, на которые можно поступать после получения степени бакалавра, хотя дополнительными программами за рубежом их никто не называет).
Среди Postgraduate Programs выделяют дипломные программы (Degree Programs),
такие как магистерские программы МА, MS, MBA, DBA, PhD, и краткосрочные программы повышения квалификации (Non-Degree Programs), для обозначения которых используется термин Executive Education (рисунок).
Degree Programs
(с присвоением новой степени)
1-й уровень
1 2
Bach
elor's
Бакалавр
2-й уровень
★
-►12-
Master's Магистр
3-й уровень
PhD
Канд. экон. наук Д-р экон. наук
•"ч
' ч 1
А ........ z41
. Рынок труда
3
4
Non - Degree Programs
(без присвоения новой степени)
uV
Профессиональная переподготовка
Повышение квалификации
^^ Программы, реализуемые Плехановской школой бизнеса "Integral"
Рис. Образовательная деятельность
К числу дипломных программ (Degree Programs), дополнительных к высшему образованию, в большинстве стран принято относить:
- магистерские программы МА (Master of Art), MS (Master of Science); опыт работы для поступления на такие программы, как правило, не требуется;
- мастерские программы МВА (Master of Business Administration - мастер делового администрирования), предназначенные для подготовки профессиональных руководителей высшей квалификации; опыт работы для поступления на такие программы в соответствии с критериями аккредитации Ассоциации МВА (АМВА) со-
ставляет не менее трех лет. Наряду с программами МВА за рубежом успешно реализуются программы MPA, предназначенные для подготовки профессиональных руководителей для организаций некоммерческого сектора и государственной службы;
- докторские программы (исследовательская прикладная степень) DBA (Doctor of Business Administration - доктор делового администрирования), предназначенные для подготовки топ-менеджеров с опытом управленческой деятельности не менее 57 лет на уровне крупного холдинга, региона, отрасли, способных, основываясь на результатах научных исследований, внести
существенный вклад в развитие управленческой практики на стратегическом уровне управления;
- ученая степень PhD. Как и программы МВА и DBA, ее в ряде стран относят к третьему (самому высокому) уровню образовательных программ. Программа PhD в основном предназначена для профессиональных деятелей в области науки и образования, способных, основываясь на научных исследованиях, внести значимые элементы новизны в науку. Программу PhD зачастую приравнивают к российскому аналогу доктора/кандидата наук.
Именно такой классификации придерживается Ассоциация МВА (АМВА), которая наряду с AACSB и EFMD попадает в число трех наиболее авторитетных в мире аккредитующих организаций (Triple Crown Accreditation).
При этом в ряде стран признаются одна ученая степень PhD и два уровня исследо-
Перспективы развития программы МВА
Во всем мире программа МВА стала стартовым уровнем квалификации для тех,
вательских прикладных степеней - MBA и DBA (таблица). В других странах, куда, в частности, попадает Россия, наоборот, на официальном уровне признаются два уровня ученых степеней (кандидат и доктор наук) и один уровень исследовательских прикладных степеней - МВА. Доказательством официального признания степени МВА является существование в период с 1999 по 2013 г. государственных требований по программам МВА и государственного диплома МВА. Идея придания официального статуса программам DBA (наряду со степенью доктора/кандидата наук) находится в стадии широкого обсуждения. Внедрение ее в практику позволило бы разделить потоки на тех, кто способен реально внести существенный вклад в развитие экономики, региона, отрасли, и тех, кто готов посвятить себя преимущественно научной деятельности.
кто хотел бы стать профессиональным топ-менеджером и бизнес-лидером, выделиться среди остальных и сделать выдающуюся карьеру в бизнесе и менеджменте. На вы-
Сравнительный анализ программ MBA, DBA и PhD
MBA - мастер делового администрирования DBA - доктор делового администрирования
Параметр сравнения PhD -доктор наук
Для кого предназначены программы Высшая управленческая степень для руководителей высшего и среднего звена, владельцев бизнеса, административно-хозяйственных работников (MPA) Высшая научно-практическая управленческая степень для крупных хозяйственных работников (президент или генеральный директор крупной компании, владелец крупного бизнеса, руководитель отрасли, региона) Высшая научная степень для ученых и академических работников
Требования к поступающим Опыт работы не менее трех лет (высшее образование) Опыт работы на высших управленческих позициях 5-7 лет (как правило, степень MBA или MA) Опыт практической работы не требуется (степень кандидата наук)
Результаты обучения Существенный вклад в развитие компании и обеспечение ее эффективности Существенный вклад в развитие экономики страны, отрасли, региона Существенный вклад в развитие науки, открытие нового научного направления
Продолжительность обучения 2 года 3-4 года 3-4 года
пускников МВА - успешных бизнес-лидеров возлагают большие надежды. Они способны преобразовать экономику, бизнес, людей и систему их ценностей. Работодатели их ценят. Не случайно, что спрос на выпускников МВА во всем мире остается высоким. После окончания программы их доходы, как правило, значительно выше, чем у бакалавров (ВА) и магистров: Master in Science (MS) и Master of Arts (MA).
По данным исследования международной организации Graduate Management Admission Council (GMAC), стартовая зарплата для выпускников MBA в Европе составляет 85 тыс. долларов, в США - 95 тыс. долларов, в то время как для магистра бизнеса и менеджмента (Master in Business and Management - MBM) - 58 тыс. и 75 тыс. долларов, магистра финансов - 56 тыс. и 73 тыс. долларов соответственно. Зарплата выпускников бакалаврских программ значительно ниже - 41 тыс. долларов в Европе и 52 тыс. долларов в США.
По данным авторитетной международной организации AMBA, зарплаты выпускников МВА после окончания программы в таких компаниях, как Apple, JP Morgan, AIG, выше примерно вдвое. Компания Amazon (крупнейшая в мире по обороту среди продающих товары и услуги через Интернет и один из первых интернет-сервисов) попадает в ТОП 5 основных работодателей для выпускников МВА наряду с McKinsey & Company, Google и Apple. В 2015 г. Amazon планирует нанять сотни выпускников MBA. По словам директора Amazon.com по связям с университетами Дженнифер Боден, выпускники MBA обеспечивают существенный вклад в развитие компании. Они способны находить оптимальный баланс между стратегическим видением и оперативным управлением, между долгосрочными целями и краткосрочными результатами. Ценно и то, что они способны сочетать инновации и устойчивое развитие, глобальный подход и умение находить оптимальные локальные решения.
Современные требования к руководителям вынуждают бизнес-школы искать новые инновационные подходы к оценке компетенций абитуриентов и выпускников МВА, трансформировать содержание и методы обучения. Те компетенции, которые ценят сегодня компании, имеют непосредственное отношение и к отбору слушателей, поступающих на программы. То есть если мы хотим на выходе иметь людей с определенными компетенциями, мы должны уже на стадии поступления отобрать людей с потенциалом для развития этих компетенций.
Бизнес-образование - спутник бизнеса. Оно не самостоятельно в формировании содержания и методов обучения, а напрямую и теснейшим образом привязано к трендам развития как глобального, так и локальных рынков. И если существуют глобальные тенденции в бизнес-образовании, то они повторяют сам бизнес, а зачастую опережают и предвосхищают его развитие.
Развитие подходов к оценке компетенций выпускников MBA, а следовательно, и к критериям отбора тех, кто поступает на программы, прошло несколько этапов.
На ранних этапах становления программ МВА приоритеты отдавались знаниям и навыкам. Основу программ МВА составляло изучение стратегического менеджмента, управления производством, финансами, маркетингом (hard skills). Необходимость таких знаний для успешной управленческой практики не утратила своего значения. В дополнение к ним появились новые требования. Наряду с традиционными дисциплинами все более востребованными становятся предпринимательство, управление изменениями, управление проектами, управление рисками, устойчивое динамичное развитие. Для управленческой мобильности и ротации важны не просто знания. Знания должны быть интегрированными (cross-functional). Повышается спрос на межфункциональных (multifunctional) лидеров, обладающих
широким управленческим кругозором и мышлением.
Чтобы освоить такую сложную междисциплинарную программу, надо обладать высоким интеллектуальным потенциалом, оценить который при поступлении на программу помогает GMAT (Graduate Management Admission Test) - стандартизованный тест для определения способности успешно обучаться в бизнес-школах. GMAT используется школами бизнеса по всему миру как один из важнейших критериев отбора абитуриентов на Postgraduate Programs. Ежегодно тестирование GMAT на английском языке проходят более 250 тыс. человек. Россия по показателю темпов роста числа граждан, которые отправляют GMAT при поступлении в зарубежные бизнес-школы, входит в число ТОП 10, уступая Китаю, Индии, Франции, Германии и Канаде.
В самой России GMAT не имеет широкого распространения, хотя используются аналоги GMAT - тесты на проверку аналитических способностей в дополнение к таким методам отбора, как интервью, собеседование, эссе. Последнее хорошо отражает интеллект, экономический кругозор, управленческий опыт и знания, ожидания абитуриентов и их мотивацию освоить эту сложную интегрированную программу.
Ограниченное применение GMAT объясняется, на наш взгляд, следующими обстоятельствами. За рубежом GMAT используется в основном для молодых людей, поступающих на программы обучения с отрывом от работы (FT-МВА), а в России преобладающей формой обучения является МВА без отрыва от работы (PT-МВА). Следует отметить, что доля тех, кто хотел бы совмещать работу и учебу на программе МВА, в большинстве стран в последние годы увеличивается. Средний возраст абитуриентов, поступающих на FT-МВА в американские бизнес-школы, составляет 25-27 лет. В них зачастую можно поступать, даже не имея опыта управленческой работы.
В российских школах МВА другая ситуация. При поступлении многие уже имеют опыт успешной управленческой деятельности. Например, в Плехановской школе бизнеса «Integral» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова средний возраст поступающих составляет 33 года с опытом работы в среднем примерно 13 лет. В основном это представители интенсивно развивающихся и стратегически значимых отраслей экономики и бизнеса, таких как нефтегазовая отрасль, строительство, транспорт, высокотехнологичные сферы деятельности, IT, банковский сектор, товары народного потребления, медицина и фармацевтика. К моменту поступления на программу эти люди уже доказали высочайший интеллектуальный уровень и желание непрерывно расширять свой управленческий кругозор, обновлять опыт и знания. Сравнивать их по результатам формального тестирования с начинающими руководителями было бы не совсем правильно. Нужны более глубокие гибкие методы оценки и отбора абитуриентов.
Еще одна мировая тенденция: меняющаяся внешняя среда все активнее требует смены или корректировки управленческих подходов к решению бизнес-задач. Простая ретрансляция даже самых современных теоретических знаний и практических инструментов уже явно недостаточна. Необходимы как новые управленческие идеи, так и новые образовательные технологии. Современная философия бизнеса, базирующаяся на хаотичности, непредсказуемости изменений, требует нестандартных инструментов. Понимание того, что знания быстро устаревают, вызвало к жизни новые подходы к оценке компетенций руководителей.
Для обеспечения конкурентоспособности и развития компании важны социальные навыки и личностные компетенции (soft skills): целеустремленность, умение видеть перспективы и преодолевать трудности, создавать эффективные команды, особенно в глобальном контексте.
По статистике 9 из 10 организаций осуществляют ежегодные изменения бизнеса, поэтому высоко ценятся также позитивный настрой и адаптивность к изменениям. Бизнес заинтересован не только в экспертах, которые знают правильные ответы, но и в лидерах, способных быстро адаптироваться к ситуациям с высокой степенью неопределенности, управлять стрессом, мыслить системно, сотрудничать и видеть новые возможности там, где еще вчера никто не предполагал их обнаружить. В условиях нового открытого мира становится важен не столько IQ, сколько эмоциональный (EQ - Emotional Intelligence) и культурный (Cultural Intelligence) интеллект -умение слышать других людей, управлять через отношения, желание понять людей с другим менталитетом, из другой культуры. Эти навыки становятся обязательными для успешного и эффективного управления любым бизнесом.
Наряду с GMAT в международной практике приоритетными при отборе в ведущие бизнес-школы становятся методы определения эмоционального интеллекта. В их числе поведенческое интервью. Его цель - определить, опираясь на достижения в прошлом, потребность в успехе, целеустремленность, незаурядные лидерские качества и потенциал их развития у поступающих на программы. При этом данные качества будут востребованы не только работодателем. Они выступают гарантией возврата инвестиций абитуриентов в обучение (personal ROI), поскольку именно эти качества позволяют им выделиться среди остальных и сделать выдающуюся карьеру в бизнесе и менеджменте.
В настоящее время все более приоритетными становятся внешние компетенции руководителя - способность учитывать интересы различных стейкхолдеров, создавать стратегические альянсы представителей бизнеса, государства, различных общественных организаций, лоббировать важные решения. Конкуренция в мире нарастает. Затраты, связанные с разработкой и продажей новых продуктов, слишком
велики, чтобы окупиться только на одном рынке. Поэтому организации должны уметь соперничать между собой и одновременно сотрудничать на глобальных рынках. Компании становятся международными путем распространения своей деятельности на зарубежные страны или путем слияний и приобретений совместных организаций. Менеджеров международных организаций оценивают уже не только по их восприимчивости к чужой культуре (способности понимать конкретную страну и приспосабливать свое поведение к местным условиям), а также по их способности руководить многонациональным персоналом, преодолевать вызовы и использовать преимущества разнообразия рабочей силы.
Исследования доктора Elisabeth Marx показывают, что в мультинациональных компаниях топ-менеджеры должны иметь предыдущий опыт управления как минимум в двух странах, а в советы директоров в западных странах все чаще стараются привлечь руководителей из других стран, преимущественно из Азии и Африки.
Растет понимание важности наличия развитого чувства социальной ответственности за последствия принимаемых решений, особенно в глобальном масштабе. Оценить такие компетенции непросто. Для всесторонней характеристики и устранения субъективизма применяется проверенный на практике метод «360 градусов» - круговая обратная связь. На сегодняшний день это один из самых объективных инструментов, помогающий компаниям качественно производить оценку компетенций и планировать их развитие. Из практики бизнеса в последнее время он трансформировался в систему бизнес-образования. Ведущие школы МВА начинают использовать проверенные методы оценки компетенций руководителей, основанные на сборе и анализе информации о текущем уровне компетенций, сильных сторонах и зонах развития слушателей программы МВА на начальном этапе обучения и в самом конце программы.
Высоко ценится их потенциал для самообучаемости и саморазвития. Поэтому наряду с характеристиками, которые дают поступающим бизнес-школа и независимые эксперты со стороны, используется самооценка абитуриентов и выпускников программы. Такое самосознание своих сильных сторон, конкурентных преимуществ и потенциала для развития предполагает высокую эмоциональную зрелость и управленческий опыт. Не случайно, что АМВА при оценке качества программ МВА и их аккредитации последовательно придерживается следующего принципа: принимать на программы МВА надо только тех, у кого опыт управленческой работы составляет не менее трех лет.
Для тех, у кого нет опыта работы, бизнес-школы предлагают альтернативные, не менее востребованные сегодня на международном рынке программы. Это в первую очередь магистерские программы в области бизнеса и менеджмента (MBM), финансов, маркетинга, управления персоналом. Судя по GMAT-takers, спрос абитуриентов на них в последние годы увеличивается. Так, в 2013 г. по сравнению с 2009 г. он вырос на 15%. Такие программы (non-MBA masters) привлекают более низкой ценой и выраженной практической направленностью на решение операциональных задач бизнеса и менеджмента.
Процесс развития бизнес-образования не останавливается, внося постоянные изменения в программы МВА, адаптируя их к современным требованиям слушателей и работодателей. Меняется и портрет слушателей бизнес-школ. Их запрос сегодня не сводится к получению диплома и пополнению своего «портфеля» новыми, а зачастую хорошо забытыми инструментами и знаниями.
Для того чтобы успешно конкурировать на современном рынке труда, людям нужно прежде всего открытое пространство для исследования себя, своих способностей, а также нужны действенные методы развития тех компетенций, которые сегодня слабы или вовсе не осознаны и потому
препятствуют росту личности и ее интеграции в актуальную бизнес-среду.
После завершения программы МВА следующим этапом развития управленческих компетенций является степень DBA.
Перспективы развития программы DBA
В настоящее время на всех уровнях активно обсуждаются вопросы создания в России новой системы научных (PhD) и профессиональных степеней (DBA). По общему признанию качество и научная новизна работ, представляемых к присуждению научных степеней доктора и кандидата наук, в последние годы существенно снизились. Проверки диссертаций, проведенные ВАКом, выявили многочисленные факты заимствования, компиляции и плагиата в работах. Установлено также, что данные факты были связаны преимущественно с представителями государственного управления и бизнеса, т. е. с людьми, не имеющими непосредственного отношения к науке.
В ходе проходивших в стране широких обсуждений научной общественности, представителей авторитетных общественных организаций и объединений работодателей справедливо высказывалось мнение, что решению проблемы могло бы способствовать создание в стране новой системы подготовки и защиты научных и профессиональных степеней - DВА. При этом справедливо отмечалось, что полученные в России ученые степени должны соответствовать принятым в большинстве стран мира университетским степеням: PhD - докторским степеням, присваиваемым за научные достижения; DBA - докторским степеням, присваиваемым за достижения в прикладной, практической управленческой деятельности.
Программа DBA, как и программа PhD, соответствует квалификации докторского уровня, так как основана на проведении масштабных научно-прикладных исследований. Но в отличие от программы подготовки докторов и кандидатов наук она делает акцент на инновационном применении
теорий на практике, а не на создании новых научных теорий. Для DBA приоритет состоит в том, чтобы, основываясь на научном анализе, выявить новые тенденции и подходы к развитию управленческой практики, а для степени кандидата и доктора наук (PhD) приоритет состоит в том, чтобы внести существенный вклад в развитие науки, предложить новые научные подходы и методы исследования.
Выпускники программ DBA, как правило, немногочисленны, но они, являясь государственными служащими, руководителями высшего звена, крупными предпринимателями, кардинальным образом влияют на устойчивое и поступательное развитие глобальной экономики, социально-экономическое развитие страны, региона, отрасли. Не случайно, что интерес к программам DBA в большинстве стран неуклонно возрастает.
За рубежом те, кто хочет стать профессиональным ученым и преподавателем высшей школы, поступают на программы PhD (кандидат наук/доктор наук). Топ-менеджеры и государственные служащие приходят на программы DBA, чтобы, опираясь на исследовательские методы, внести существенный вклад в развитие экономики, бизнеса и общества.
Вместе с тем в России рынок образовательных программ недостаточно осведомлен о целях, задачах и преимуществах программ DBA. В отличие от зарубежной практики большинство руководителей крупного бизнеса, ответственные хозяйственные работники не рассматривают сегодня программу DBA как действенное средство дальнейшего профессионального роста и развития, а также получения более высокого статуса и признания в обществе. В качестве единственной для себя альтернативы они видят защиту кандидатской или докторской диссертации. При этом парадоксально то, что люди, занимающиеся государственным управлением и бизнесом и не имеющие непосредственного отношения к науке, вынуждены фокусироваться на обосновании своего вклада в
науку и элементах научной новизны предлагаемых решений.
Вместе с тем истинная ценность таких предпринимателей и хозяйственных работников для общества состоит в другом: принимая на основе анализа и системных исследований обоснованные стратегические решения, они способны обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны и кардинальное повышение эффективности управленческой практики.
Для России, в отличие от зарубежной практики, парадоксально и то, что значительная часть (по нашей ориентировочной оценке - не менее 30%) тех, кто защитил в последние годы кандидатские и докторские диссертации, вышли из государственного управления и бизнеса. Причем после получения ученой степени они не избрали, как это происходит за рубежом, науку и преподавание в качестве своей основной сферы, а остались по-прежнему работать на государственной службе и в своих организациях.
В соответствии с международной практикой обладатель степени DBA должен иметь уникальные управленческие компетенции, такие как:
- способность на основе серьезных аналитических исследований внести существенный вклад в развитие экономики, бизнеса и менеджмента на междисциплинарном уровне;
- способность к критическому мышлению и умение находить уникальные решения нестандартных социально-экономических проблем в различных сферах экономики в условиях различных форм собственности и хозяйствования, состояния ресурсного обеспечения и внешней среды;
- владение исследовательской методологией, способность проводить масштабные комплексные исследования, делать стратегические выводы и доказывать их значимость;
- способность успешно управлять инновациями и изменениями в условиях рисков и неопределенности и прогнозиро-
вать их социально-экономические последствия;
- высочайший уровень эмоционального интеллекта, кросс-культурная осведомленность, умение выстраивать стратегические альянсы на межстрановом, межотраслевом и региональном уровнях управления;
- владение выдающимися лидерскими качествами, умение создать эффективную управленческую команду руководителей высшего звена, добиться взаимопонимания и социального партнерства на всех уровнях управления;
- развитое чувство социальной ответственности за последствия принимаемых экономических, политических и социальных решений.
Система присвоения степеней DBA с успехом действует в ряде стран мира. Наибольшее распространение она получила в странах Европы. В большинстве западных школ бизнеса продолжительность обучения на программах DBA составляет 46 лет, а цена программы колеблется в пределах 1 200 000-1 800 000 рублей в год. Однако, как доказано на фактах и подтверждается многочисленными отзывами выпускников программ DBA, затраты времени и средств в основном окупаются. Ведь по окончании программы выпускники DBA обладают уникальными знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими находить инновационные решения сложнейших проблем экономики и бизнеса и чувствовать себя уверенно в условиях постоянно меняющихся условий. А приобретенные широкое управленческое мировоззрение и аналитическое мышление позволяют осуществлять успешную ротацию на топовые позиции в любых сферах экономики, бизнеса и государственного управления.
Идеологи и разработчики новой концепции аттестации кадров высшей квалификации в России единодушно сходятся
во мнении, что выстраивание новой системы научно-прикладных степеней на базе пилотных проектов нуждается в поддержке и координации со стороны государства - Министерства образования и науки Российской Федерации и ВАКа.
Ректоры ряда ведущих университетов уже обратились с просьбой к министру образования и науки Д. В. Ливанову с рекомендацией включить в предложения по совершенствованию системы аттестации научных кадров высшей квалификации организацию эксперимента по введению в Российской Федерации аналогов зарубежных степеней DBA. Государственная поддержка позволила бы привлечь к созданию национальной концепции присвоения степеней DBA ведущих экспертов из профильных университетов и профессиональных ассоциаций страны, зарубежных специалистов.
Решению проблемы также будет способствовать проводимая сегодня Минтрудом России, РСПП с участием РАБО масштабная работа по формированию в нашей стране новой системы квалификаций и профессиональных стандартов (в том числе в части управленческих кадров). Введение в макет профессии требований к наличию обязательной управленческой подготовки уровня МВА/MPA и DBA как условия, позволяющего претендовать на занятие высших управленческих позиций, будет способствовать формированию высокопрофессионального корпуса управляющих в России, способных решать проблемы управления на уровне лучших мировых стандартов, а также поддержке перспективных национальных и региональных социально-экономических проектов. Одновременно это открыло бы безграничные возможности для ротации руководителей высшего звена на топовые позиции в экономике, бизнесе, на государственной службе.
Список литературы
1. Евенко Л. И. О введении системы профессиональных степеней в бизнесе и менеджменте / / Бизнес-образование. - 2013. - № 2 (34). - С. 9-14.
2. Карташова Л. В. Зачем МВА (МРА) и DBA государственным служащим // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - № 1. - С. 61-64.
3. Карташова Л. В. Программа DBA: эксклюзивное предложение на рынке бизнес-образования // Бизнес-образование. - 2012. - № 2 (32). - С. 11-15.
4. Манахов С. В. Развитие научной деятельности в вузах - новый приоритет государственной научно-технической политики России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 8 (62). - С. 29-36.
5. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА: жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров. - М. : Олимп-бизнес, 2010.
6. Мясоедов С. П. Российское бизнес-образование и образовательная реформа // Бизнес-образование. - 2013. - № 1 (33). - С. 3-12.
7. A Matter of Degrees: A Doctoral Programme for the 21st century. - URL: http://www.efmd.org/ images/stories/efmd/globalfocus10/Issue_ 3_2010_snewell.pdf
8. We Need to Rid the World of «DBAs». Posted on January 14, 2009 by Matthew Yonkovit. - URL: http://www.bigdbahead.com/?p=94
References
1. Evenko L. I. O vvedenii sistemy professional'nykh stepeney v biznese i menedzhmente [Concerning Introduction of Professional Grades in Business and Management]. Biznes-obrazovanie [Business Education], 2013, No. 2 (34), pp. 9-14. (In Russ.).
2. Kartashova L. V. Zachem MVA (MRA) i DBA gosudarstvennym sluzhashchim [What is the Need of MBA (MPA) and DBA for Civil Servants]. Chelovecheskiy kapital i professionaVnoe obrazovanie [Human Capital and Vocational Education], 2012, No. 1, pp. 61-64. (In Russ.).
3. Kartashova L. V. Programma DBA: eksklyuzivnoe predlozhenie na rynke biznes-obrazovaniya [DBA Program: Exclusive Offer on the Market of Business Education]. Biznes-obrazovanie [Business Education], 2012, No. 2 (32), pp. 11-15. (In Russ.).
4. Manakhov S. V. Razvitie nauchnoy deyatel'nosti v vuzakh - novyy prioritet gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politiki Rossii [Development of Research Work in Universities as a New Priority of State Science and Technical Policy in Russia]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 8 (62), pp. 29-36. (In Russ.).
5. Mintsberg G. Trebuyutsya upravlentsy, a ne vypuskniki MVA: zhestkiy vzglyad na myagkuyu praktiku upravleniya i sistemu podgotovki menedzherov [We Need Managers but not MBA Graduates: Hard View on Lenient Practice of Management and System of Managers' Training]. Moscow, Olymp-Business, 2010. (In Russ.).
6. Myasoedov S. P. Rossiyskoe biznes-obrazovanie i obrazovatel'naya reforma [Russian Business Education and Reform of Education]. Biznes-obrazovanie [Business Education], 2013, No. 1 (33), pp. 3-12. (In Russ.).
7. A Matter of Degrees: A Doctoral Programme for the 21st century. Available at: http://www.efmd.org/ images/stories/efmd/globalfocus10/Issue_ 3_2010_snewell.pdf
8. We Need to Rid the World of «DBAs». Posted on January 14, 2009 by Matthew Yonkovit. Available at: http://www.bigdbahead.com/?p=94