Научная статья на тему 'Программа «Мастер делового администрирования» в отечественном и зарубежном бизнес-образовании'

Программа «Мастер делового администрирования» в отечественном и зарубежном бизнес-образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА «МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» / ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / МЕНЕДЖЕР-ДЖЕНЕРАЛИСТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / “MASTER OF BUSINESS ADMINISTRATION” PROGRAM / FORMS OF EDUCATION / MANAGER-GENERALIST / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баклашова Татьяна Александровна

Данная статья представляет собой компаративное исследование в области бизнес-образования, основной целью которого является характеристика особенностей и тенденций развития отечественных и зарубежных программ «Мастер делового администрирования» (содержательный аспект, форматы обучения, приоритетные направления развития).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“MASTER OF BUSINESS ADMINISTRATION” PROGRAM IN RUSSIAN AND FOREIGN BUSINESS EDUCATION

The paper is devoted to the comparative analysis of business education, describing peculiarities and development tendencies of Russian and foreign “Master of Business Administration” programs (content, forms of education, directions of development).

Текст научной работы на тему «Программа «Мастер делового администрирования» в отечественном и зарубежном бизнес-образовании»

УДК 378.014.54 Баклашова Татьяна Александровна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института экономики и финансов Казанского (Поволжского) федерального университета dom-hors@mail.ru

ПРОГРАММА «МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ

Baklashova Tatyana Alexandrovna

PhD in Education Science, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Economics, Business and Finance, Institute of Economics and Finance (Kazan (Volga region) Federal University. dom-hors@mail.ru

“MASTER OF BUSINESS ADMINISTRATION” PROGRAM IN RUSSIAN AND FOREIGN BUSINESS EDUCATION

Аннотация:

Данная статья представляет собой компаративное исследование в области бизнес-образования, основной целью которого является характеристика особенностей и тенденций развития отечественных и зарубежных программ «Мастер делового администрирования» (содержательный аспект, форматы обучения, приоритетные направления развития).

Ключевые слова:

программа «Мастер делового администрирования», формат обучения, менеджер-дженералист, дистанционное обучение.

Summary:

The paper is devoted to the comparative analysis of business education, describing peculiarities and development tendencies of Russian and foreign “Master of Business Administration” programs (content, forms of education, directions of development).

Keywords:

“Master of Business Administration” program, forms of education, manager-generalist, distance learning.

Система отечественного бизнес-образования, получившая свое динамичное развитие в последние годы, является конкурентоспособной на международном рынке образовательных услуг. В конце 90-х - начале 2000-х гг. отмечалось явное отставание России от зарубежных стран в подготовке менеджеров, способных отвечать суровым вызовам времени и успешно вести вперед свою команду.

Академичность российских экономических вузов, дающих прежде всего фундаментальную теоретическую подготовку своим слушателям, способствовала формированию у будущих менеджеров системы знаний в области экономики, управления, бухгалтерского учета. Однако умению мыслить гибко, развитию интуиции, эмоциональному потенциалу и способности работать в команде не уделялось должного внимания.

Интродукция в отечественный контекст западных программ постдипломного образования «Мастер делового администрирования» (МВА) была первым шагом по преодолению серьезнейшей проблемы отсутствия профессионально подготовленных руководителей в стране, которые затем привели к формированию мощнейших конкурентоспособных площадок российского бизнес-образования, содержательный и процессуальный аспекты которых ни в чем не уступают сегодня западным школам.

История отечественного бизнес-образования насчитывает двадцать лет. Руководители высших школ осуществляли отбор содержания и технологий своих программ в соответствии с международными стандартами, адаптировали их к потребностям российской почвы, устанавливали контакты с ведущими бизнес-школами мира и заключали договоры на предоставление образовательных услуг с привлечением иностранного профессорско-преподавательского состава.

Основополагающим принципом программ МВА является их универсальность [1]. Отбор содержания обучения осуществляется таким образом, что выпускник может управлять любым бизнесом. Отсюда возник термин «менеджер-дженералист», обозначающий специалиста, способного работать как на производстве, так и в сфере услуг. Данное образование позволяет контролировать развитие собственной карьеры, осуществить переход в другую сферу деятельности, найти работу за рубежом, окупить и преумножить вложенные инвестиции, обрести степень, являющуюся ценностью в любой стране мира.

В результате компаративных исследований отечественных и зарубежных программ МВА выявлен сходный факт вариативности предлагаемых программ. Однако было установлено их различие по критериям, детерминирующим их как таковые, а именно: специализация; образовательные формы и методы; лингвокультурный; тип кооперации и партнерства с зарубежными организациями; формы аккредитации; профессорско-преподавательский состав; учебные технологии; стоимостный критерий (для российских программ; для зарубежных программ); специализация и содержание; место обучения; форма и продолжительность программы; рейтинговый критерий; финансовая поддержка.

Необходимо подчеркнуть факт разнообразия образовательного предложения, являющегося результатом довольно дифференцированного спроса на такой продукт, как МВА.

Директора подобных программ, учитывая накопленный опыт в сфере предоставления данной услуги, самостоятельно могут проконсультировать работающего управленца и рекомендовать ему нужную траекторию собственного развития в стенах учебного центра или за его пределами, если выбор осуществится в пользу дистанционной формы. Так, например, директор программы МВА факультета «Институт менеджмента и маркетинга» Академии народного хозяйства (АНХ) при правительстве РФ Б. Токарев отмечает, что маркетологам, не занимающим пока управленческие должности, рекомендуются программы профессиональной подготовки, позволяющие углубить предметные знания по маркетингу и освоить смежные направления. По его мнению, «было бы ошибкой смешивать в одной аудитории специалистов-маркетологов и директоров, которые хоть и работают в одной сфере, но выполняют совершенно разные функции и решают разные задачи» [2, c. 40]. В случае сформированной иноязычной компетенции следует обратить внимание на совместные программы, при загруженности на работе - на модульное обучение, а недавним выпускникам высшей школы - на дневную форму обучения.

Содержание программ МВА в РФ определяется государственными требованиями и предусматривает изучение 4 циклов дисциплин, среди которых: 1) понимание среды бизнеса в ее национальных и международных аспектах, 2) научные основы бизнеса и менеджмента, 3) базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента, 4) специальные и специализированные дисциплины [3] .

Общая продолжительность программы МВА для очного формата обучения составляет не менее 1,5 года, а для вечернего и очно-заочного форматов обучения - не менее 2 лет.

Тенденциями развития системы бизнес-образования в России являются:

1) повышение уровня инициальной подготовки обучающихся по программам МВА и, как следствие, развитие содержательной компоненты процесса обучения;

2) изменение соотношения дженералистских и специализированных программ в пользу последних, имеющее результатом интенсификацию отраслевой направленности программ МВА;

3) насыщение рынка бизнес-образования дифференцированными предложениями, обусловливающее его более глубокую сегментацию и специализацию;

4) увеличение количества программ Executive МВА, в том числе во внутрикорпоративных учебных центрах;

5) успешность отечественного бизнес-образования и высокий уровень качества подготовки специалистов менеджериального профиля и, как следствие, проявление большего интереса работодателей к выпускникам программ МВА;

6) рост количества корпоративных программ МВА в ближайшей перспективе;

7) возрастание стоимости программ МВА;

8) увеличение доли студентов из регионов РФ и Содружества Независимых Государств;

9) усложнение конкурса на поступление в бизнес-школы.

Изучение и анализ систем бизнес-образования в России и за рубежом позволяют сделать вывод о дифференциации форматов обучения. На российском рынке представлены: дневное, вечернее, модульное, executive MBA, дистанционное и индивидуальное обучение. Зарубежный рынок характеризуется:

- full-time MBA (дневное обучение, содержательный аспект которого в сбалансированном сочетании лекционных курсов и практической работы с преобладанием управленческих тренингов и кейсов);

- part-time MBA (вечернее обучение, имеющее такую же эффективность, как и full-time МВА, за счет большей интенсивности программы);

- executive МВА (программа обучения топ-менеджеров, имеющих большой опыт управления, позволяющая совмещать учебу с профессиональной деятельностью). Преимущество данного формата в том, что слушатель сразу же может применять полученные знания в работе и решать стоящие перед ним задачи. Последние годы характеризуются тенденцией роста попу-

лярности «гибридных», модульных, дистанционных и множества других разновидностей программ Executive;

- distance МВА (дистанционное обучение, приобретающее все большую популярность в последние годы). Получение степени МВА в рамках дистанционной программы занимает 3-4 года и может быть совмещено с работой. Дистанционное обучение требует от студентов высокой мотивации, дисциплины, способности к самостоятельной работе. Особенностями дистанционного МВА являются: учет индивидуальности слушателей и релевантная организация учебного процесса; высокая гибкость; возможность при помощи электронных средств общения выступать в виртуальном пространстве с собственными взглядами, формулировать мысли, выносить суждения. Среди форм дистанционных программ МВА: чаты, форумы, видеоконференции и web-сайты. Обучение в дистанционной форме включает в себя лекции, тесты, практические задания. Интеракция осуществляется через домашнюю страничку (course home page), активное общение по телефону, участие в интернет-конференциях [4].

Сравнение американских и европейских программ МВА показало, что для американской системы свойственно преобладание формата full-time, характеризующегося довольно сильным академическим уклоном, причем 50 % учебного времени отводится case-study. Слушателями американских программ являются преимущественно резиденты. В российском контексте бизнес-образования доминирует формат Executive, в то время как в европейском - гибкие образовательные программы, особенностями которых являются: насыщенность содержания обучения; разнообразный состав слушателей и, как следствие, широкие возможности для знакомства с культурой разных стран мира; усиление международной направленности европейских программ со стороны руководства бизнес-школ, способствующее овладению иностранными языками, формированию способности работать в условиях разных культур; возросшая конкуренция между европейскими школами и в результате максимальная гибкость в построении учебных программ; гибкая процедура поступления (система «непрерывных сроков» приема - rolling deadline).

Среди приоритетных направлений развития европейского бизнес-образования необходимо отметить ориентирование на практику, воспитание интуиции, честности и рассудительности, развитие умения работать на международном уровне, а именно способность мыслить, принимать решения, действовать инновационно и эффективно в непредсказуемых условиях глобального рынка.

Ссылки:

1. Крейнер С., Дирлов Д. Планета МВА. Бизнес-школы: взгляд изнутри. М., 2003.

2. Путеводитель по МВА в России и за рубежом: Альпина Бизнес Букс. М., 2007.

3. Путеводитель по МВА в России и за рубежом: Бегин групп. М., 2005.

4. Собел М. Краткий курс МВА. М., 2004.

References (transliterated):

1. Kreyner S., Dirlov D. Planeta MVA. Biznes-shkoly: vzglyad iznutri. M., 2003.

2. Putevoditel' po MVA v Rossii i za rubezhom: Al'pina Biznes Buks. M., 2007.

3. Putevoditel' po MVA v Rossii i za rubezhom: Begin grupp. M., 2005.

4. Sobel M. Kratkiy kurs MVA. M., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.