Научная статья на тему 'DBA в России – вызовы и возможности'

DBA в России – вызовы и возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТОР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / DOCTOR OF BUSINESS ADMINISTRATION / НАУЧНО-ИССЛЕ-ДОВАТЕЛЬСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / RESEARCH BASED QUALIFICATION / СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / QUALITY STANDARDS / ДИССЕРТАЦИЯ / DISSERTATION / СУЩЕСТВЕННЫЙ ВКЛАД В УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ / SIGNIFICANT CONTRIBUTION TO MANAGERIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Лариса Васильевна

В статье рассматриваются подходы к созданию в России новой системы присвоения научно-прикладных степеней – DBA. Проанализированы международный опыт и перспективы развития этого направления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses approaches to the development of a new system of assignment of scientific and applied degrees – DBA in Russia. The international experience and prospects of development of this field in Russia have been analysed.

Текст научной работы на тему «DBA в России – вызовы и возможности»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

DBA В РОССИИ - ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Карташова Лариса Васильевна

доктор экономических наук, профессор, декан Плехановской школы бизнеса «Integral» РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются подходы к созданию в России новой системы присвоения научно-прикладных степеней - DBA. Проанализированы международный опыт и перспективы развития этого направления в России.

Ключевые слова: доктор делового администрирования, научно-исследовательская квалификация, стандарты качества, диссертация, существенный вклад в управленческую практику.

DBA IN RUSSIA: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

Kartashova, Larisa V.

Doctor of Economics, Prof., Dean of Plekhanov Business School «Integral» of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: [email protected]

The article discusses approaches to the development of a new system of assignment of scientific and applied degrees - DBA in Russia. The international experience and prospects of development of this field in Russia have been analysed.

Keywords: Doctor of Business Administration, research based qualification, quality standards, dissertation, significant contribution to managerial practice.

В настоящее время на всех уровнях активно обсуждаются вопросы создания в России новой системы научных (PhD) и профессиональных степеней (DBA). По общему признанию, качество и научная новизна работ, представляемых к присуждению научных степеней доктора и кандидата наук, в последние годы существенно снизились. Проверки диссертаций, проведенные ВАК, выявили, что многочисленные факты заимствования, компиляции и плагиата в работах были связаны преимущественно с представителями государственного управления и бизнеса, т. е. с людьми, не имеющими непосредственного отношения к науке.

В ходе проходивших в стране широких обсуждений научной общественностью, представителями авторитетных общественных организаций и объединений работодателей справедливо высказывалось мнение, что решению проблемы могло бы способствовать создание в стране новой системы подготовки и защиты научных и профессиональных степеней - DВА. При этом справедливо отмечалось, что полученные в России ученые степени должны соответствовать принятым в большинстве стран мира университетским степеням: PhD - доктор-

ским степеням, присваиваемым за научные достижения; DBA - докторским степеням, присваиваемым за достижения в прикладной, практической управленческой деятельности.

За рубежом те, кто хочет стать профессиональным ученым и преподавателем высшей школы, поступают на программы PhD (кандидат наук/ доктор наук). Топ-менеджеры и государственные служащие приходят на программы DBA, чтобы, опираясь на исследовательские методы, внести существенный вклад в развитие экономики, бизнеса и общества.

Во всем мире программа DBA является эксклюзивной программой подготовки управленческих кадров высшего звена, способных на основе современных исследовательских методов генерировать и реали-зовывать на практике новые идеи и глобальные стратегические управленческие решения.

Рассмотрим международный опыт аккредитации программ DBA в одной из наиболее авторитетных аккредитующих организаций - Ассоциации МВА (АМВА) и проанализируем практику реализации программ DBA в зарубежных школах бизнеса.

Какое место программа DBA занимает в общей системе образовательных программ и в чем ее отличие от программ подготовки кандидатов и докторов наук, так называемых на Западе программ PhD?

Программа DBA, как и программа PhD, соответствует квалификации докторского уровня, так как основана на проведении масштабных научно-прикладных исследований. Но в отличие от программы подготовки докторов и кандидатов наук программа DBA делает акцент на инновационном применении теорий на практике, а не на создании новых научных теорий. Для DBA приоритет состоит в том, чтобы, основываясь на научном анализе, выявить новые тенденции и подходы к развитию управленческой практики. А для степени кандидата и доктора наук (PhD) приоритет состоит в том, чтобы внести существенный вклад в развитие науки, предложить новые научные подходы и методы исследования.

Место программ DBA в общей системе образовательных программ показано на рис. 1. Они принадлежат к четвертому (самому высокому) уровню сложности. Выпускники программ DBA, как правило, немногочисленны, но они, являясь государственными служащими, руководителями высшего звена, крупными предпринимателями, кардинальным образом влияют на устойчивое и поступательное развитие глобальной экономики, социально-экономическое развитие страны, региона, отрасли. Не случайно, что интерес к программам DBA в большинстве стран неуклонно возрастает.

Вместе с тем в России рынок образовательных программ недостаточно осведомлен о целях, задачах и преимуществах программ DBA. В

отличие от зарубежной практики большинство руководителей крупного бизнеса, ответственные хозяйственные работники не рассматривают сегодня программу DBA как действенное средство дальнейшего профессионального роста и развития, а также получения более высокого статуса и признания в обществе. В качестве единственной для себя альтернативы они видят защиту кандидатской или докторской диссертации. При этом парадоксально то, что люди, занимающиеся государственным управлением и бизнесом и не имеющие непосредственного отношения к науке, вынуждены фокусироваться на обосновании своего вклада в науку и элементах научной новизны предлагаемых решений. Вместе с тем истинная ценность таких предпринимателей и хозяйственных работников для общества состоит в другом: принимая на основе анализа и системных научных исследований обоснованные стратегические решения, они способны обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны и кардинальное повышение эффективности управленческой практики.

1-й уровень

1 2

elor's

Бакалавр

2-й уровень

1

2

Master's Магистр

Рынок труда

3-4-й уровень

PhD

К.э.н.

Д-з-н. ""is—

1 DBA

1000 бакалавров

3

4

Рис. 1. Место программ DBA в общей системе образовательных (Degree) программ

Для России, в отличие от зарубежной практики, парадоксально и то, что значительная часть (по нашей ориентировочной оценке - не менее 30%) тех, кто защитил в последние годы кандидатские и докторские диссертации, вышли из государственного управления и бизнеса.

Причем после получения ученой степени они не избрали, как это происходит за рубежом, науку и преподавание в качестве своей основ-

ной сферы, а остались по-прежнему работать на государственной службе и в своих организациях (рис. 2).

За рубежом

В России

Бизнесмены. Руководители высшего звена

/■ PhD \

V >

1 г

Работники:

- научные;

- вузов

Кандидат наук

Бизнесмены. Руководители высшего звена

г-1 МВА/МРА

О*

Доктор наук

DBA?

-Г-

Наука

Образование

<—►

Практика

Топ-менеджмент. Госуправление

Рис. 2. DBA: российская и зарубежная практика

Второй вопрос, который активно обсуждается сегодня представителями научной общественности, касается критериев оценки качества программ DBA.

Опираясь на основные критерии аккредитации программ DBA международной Ассоциации МВА (АМВА), мы хотели бы обозначить следующие основные характеристики и критерии оценки программ DBA (табл. 1).

Так, для поступления на программу DBA надо иметь значительный опыт работы на высших управленческих позициях (не менее пяти лет). Продолжительность обучения на программах DBA в соответствии с критериями аккредитации АМВА составляет не менее четырех лет. Обучение завершается подготовкой и защитой докторской диссертации на присвоение степени DBA (научная новизна при этом приветствуется, но не является обязательной, а вот масштабный вклад в развитие управленческой практики является обязательным условием).

Т а б л и ц а 1 Сравнительный анализ программ MBA, DBA и PhD

Параметр сравнения MBA - мастер делового администрирования DBA - доктор делового администрирования PhD - доктор наук

Для кого предназначены программы Высшая управленческая степень для руководителей высшего и среднего звена, владельцев бизнеса, административно-хозяйственных работников (MPA) Высшая научно-практическая управленческая степень для крупных хозяйственных работников (президент или генеральный директор крупной компании, владелец крупного бизнеса, руководитель отрасли, региона) Высшая научная степень для ученых и академических работников

Требования к поступающим Опыт работы не менее 3 лет (высшее образование) Опыт работы на высших управленческих позициях 5-7 лет (как правило, степень MBA или MPA) Опыт практической работы не требуется (степень кандидата наук)

Результаты обучения Существенный вклад в развитие компании и обеспечение ее эффективности Существенный вклад в развитие экономики страны, отрасли, региона Существенный вклад в развитие науки, открытие нового научного направления

Продолжительность обучения 3 года 4 года 4 года

В соответствии с международной практикой обладатель степени DBA должен иметь уникальные управленческие компетенции, такие, как:

- способность на основе серьезных аналитических исследований внести существенный вклад в развитие экономики, бизнеса и менеджмента на междисциплинарном уровне;

- способность к критическому мышлению и умение находить уникальные решения нестандартных социально-экономических проблем в различных сферах экономики в условиях различных форм собственности и хозяйствования, состояния ресурсного обеспечения и внешней среды;

- владение исследовательской методологией, способность проводить масштабные комплексные исследования, делать стратегические выводы и доказывать их значимость;

- способность успешно управлять инновациями и изменениями в условиях рисков и неопределенности и прогнозировать их социально-экономические последствия;

- высочайший уровень эмоционального интеллекта, кросс-культурная осведомленность, умение выстраивать стратегические альянсы на межстрановом, межотраслевом и региональном уровнях управления;

- владение выдающимися лидерскими качествами, умение создать эффективную управленческую команду руководителей высшего звена, добиться взаимопонимания и социального партнерства на всех уровнях управления;

- развитое чувство социальной ответственности за последствия принимаемых экономических, политических и социальных решений.

Система присвоения степеней DBA с успехом действует в ряде стран мира. Наибольшее распространение она получила в странах Европы. Отдельные примеры реализации программ DBA в ведущих университетах Великобритании и Франции приводятся в табл. 2.

Т а б л и ц а 2 Обзор программ DBA в Европе (отдельные примеры)

Университет, Продолжительность Стоимость, евро Наличие

бизнес-школа обучения, лет аккредитации

Aston Business School, UK Мин. 4 29 000-40 000 Clárente.*"""

Grenoble Ecole de

Management, France 4-5 33 000

Durham Universi- Бизнес-школа ак-

ty, Durham Business School, UK кредитована в АМВА, AACSB,

4-6 35 000 EQUIS, DBA - не имеет аккредитации АМВА

В большинстве западных школ бизнеса продолжительность обучения на программах DBA составляет 4-6 лет, а цена программы колеблется в пределах 1 200 000-1 800 000 рублей. Однако, как доказано на фактах и подтверждается многочисленными отзывами выпускников программ DBA, затраты времени и средств в основном окупаются. Ведь по окончании программы выпускники DBA обладают уникаль-

ными знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими находить инновационные решения сложнейших проблем экономики и бизнеса и чувствовать себя уверенно в условиях постоянно меняющихся условий. А приобретенные широкое управленческое мировоззрение и аналитическое мышление позволяют осуществлять успешную ротацию на топовые позиции в любых сферах экономики, бизнеса и государственного управления.

Определенный опыт присуждения докторской степени DBA имеется и в университетах нашей страны. Национальным аккредита-ционным советом делового образования (НАСДОБР) с учетом международных критериев разработаны примерные требования к российским программам DBA. Поддержку внедрения степени доктора делового администрирования в российскую практику высказали представители основных профессиональных образовательных, научных ассоциаций и объединений работодателей (РАБО, РСПП и др.), участники международных конференций, авторы многочисленных публикаций, появившихся за последнее время в научных изданиях и в средствах массовой информации. При этом отмечается необходимость ускорить процесс формирования национальной системы присвоения профессиональных степеней DBA, активно обсуждается идея организации в России эксперимента по внедрению практики присвоения степени DBA и мониторинга серии пилотных проектов, осуществляемых ведущими образовательными учреждениями в России. Дискутируются критерии отбора учебных заведений для участия в эксперименте.

Большинство экспертов сходятся на том, что центр тяжести разработки новой системы и ее апробации должен быть возложен на университеты и профессиональные ассоциации, имеющие высокую национальную и международную репутацию и экспертный потенциал.

Представляется, что образовательные учреждения, претендующие на право приступить в порядке эксперимента к реализации программ DBA, должны отвечать следующим требованиям:

1) демонстрировать понимание отличий программ DBA от таких программ, как доктор/кандидат наук (PhD), а также Executive MBA;

2) иметь успешный опыт реализации программ МВА, демонстрирующий достижения в реализации программ МВА на национальном и международном уровне. В частности, в соответствии с критериями по аккредитации программ DBA, принятых в ведущих международных аккредитующих организациях, успешный опыт реализации программ MBA за редким исключением является обязательным условием для аккредитации программы DBA;

3) обеспечивать для программы DBA исследовательскую среду высокого уровня и демонстрировать высокое качество преподавательского состава и команды сотрудников, осуществляющих научное руко-

водство. Доказательством готовности учебного заведения приступить к участию в эксперименте по реализации программы являются выдающиеся междисциплинарные исследования, которые оказывают прямое влияние на практику управления, науку и консалтинговую деятельность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) иметь тесные связи с бизнесом, активную позицию и результаты плодотворного сотрудничества с работодателями и государством, убедительные примеры поддержки перспективных народно-хозяйственных отраслевых и региональных экономически и социально значимых проектов.

Идеологи и разработчики новой концепции аттестации кадров высшей квалификации в России единодушно сходятся во мнении, что выстраивание новой системы научно-прикладных степеней на базе пилотных проектов нуждается в поддержке и координации со стороны государства - Министерства образования и науки Российской Федерации и ВАК. Ректоры ряда ведущих университетов уже обратились с просьбой к министру образования и науки Д. В. Ливанову с рекомендацией включить в предложения по совершенствованию системы аттестации научных кадров высшей квалификации организацию эксперимента по введению в Российской Федерации аналогов зарубежных степеней DBA. Государственная поддержка позволила бы привлечь к созданию национальной концепции присвоения степеней DBA ведущих экспертов из профильных университетов и профессиональных ассоциаций страны, зарубежных специалистов.

Внедрение степени DBA в российскую практику будет способствовать формированию высокопрофессионального корпуса управляющих в России, способных решать проблемы управления на уровне лучших мировых стандартов, а также поддержке перспективных национальных и региональных социально-экономических проектов. Одновременно это открыло бы безграничные возможности для ротации руководителей высшего звена на топовые позиции в экономике, бизнесе, на государственной службе.

Список литературы

1. Евенко Л. И. О введении системы профессиональных степеней в бизнесе и менеджменте // Бизнес-образование. - 2013. - № 2 (34).

2. Карташова Л. В. Зачем МВА (МРА) и DBA государственным служащим // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - № 1.

3. Карташова Л. В. Подготовка профессиональных руководителей по программе МВА // Управление мегаполисом. - 2010. - № 1.

4. Карташова Л. В. Программа DBA: эксклюзивное предложение на рынке бизнес-образования // Бизнес-образование. - 2012. -№ 2 (32).

5. Манахов С. В. Развитие научной деятельности в вузах - новый приоритет государственной научно-технической политики России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 8 (62). - С. 29-36.

6. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА: жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров. - М. : Олимп-бизнес, 2010.

7. Мясоедов С. П. Российское бизнес-образование и образовательная реформа // Бизнес-образование. - 2013. - № 1 (33).

8. A Matter of Degrees: A Doctoral Programme for the 21st century. -URL: http://www.efmd.org/images/stories/efmd/globalfocus10/Issue_ 3_2010_snewell.pdf

9. We need to rid the world of «DBAs». Posted on January 14, 2009 by Matthew Yonkovit. - URL: http://www.bigdbahead.com/?p=94

References

1. Evenko L. I. O vedenii sistemu proffessionalnuh stepeney v bisnese i menedgmente // Bisnes obrasovanie. - 2013. - N 2 (34).

2. Kartashova L. V Zachem МВА (МРА) i DBA gosudarstvennum slujashim / / Chelovecheski capital I professional obrasovanie. - 2012. -N 1.

3. Kartashova L. V. Podgotovka proffessionalnuh rukovoditelei po programe МВА // Upravlenie megapolisom. - 2010. - N 1.

4. Kartashova L. V Programe DBA: akckluzivnoe predlodgenie na runke bisnes obrasovaniy // Bisnes obrasovanie. - 2012. - N 2 (32).

5. Manahov S. V. Rasvitie nauchnoy deytelnosti v vusah - novuy pri-oritet gosudarstvennoy nauchno-tehnicheskoy politiki Rossii / / Vestnik Rossiskogo economicheskogo Universiteta imeni G. V. Plekhanova. - 2013.

- N 8 (62). - С. 29-36.

6. Minzberg G. Trebuytsa upravlensu, a ne vupyskniki MBA, dgestkiy vsglyd na mygkuy praktiku upravleniy I sistemu podgotovki menedgerov.

- М. : Olimp-Bisnes, 2010.

7. Mysoedov S. P. Rossiskoe Российское Bisnes obrasovanie i obraso-vatelnay reforma // Bisnes obrasovanie. - 2013. - N 1 (33).

8. A Matter of Degrees: A Doctoral Programme for the 21st century. -URL: http://www.efmd.org/images/stories/efmd/globalfocus10/Issue_ 3_2010_snewell.pdf

9. We need to rid the world of «DBAs». Posted on January 14, 2009 by Matthew Yonkovit. - URL: http://www.bigdbahead.com/?p=94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.