УДК 343.721
А.В. Архипов
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА МОШЕННИЧЕСТВА, СВЯЗАННОГО С НЕЗАКОННЫМ ПОЛУЧЕНИЕМ СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА
Настоящая статья посвящена вопросам уголовно-правовой квалификации действий, связанных с хищением средств материнского (семейного) капитала мошенническим способом, объективной стороне данных преступлений. Особое внимание уделяется исследованию материнского (семейного) капитала как возможного предмета преступного посягательства.
Ключевые слова: мошенничество, предмет хищения, материнский (семейный) капитал.
Материнский (семейный) капитал как правовое понятие был введен Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [1] (далее - Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»). Данный закон, как следует из его преамбулы, был принят для установления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Практически одновременно с принятием данного закона возникла и быстро приобрела без преувеличения общероссийские масштабы проблема незаконного получения и использования средств материнского капитала. Об этом свидетельствует и растущее с каждым днем количество разного рода «агентств», обещающих помочь гражданам «обналичить» материнский капитал, и количество уголовных дел, возбуждаемых по всей стране в связи с таким «обналичиванием». Как указывается в пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», переданного на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации Правительством России 25 февраля 2013 г., только за период с января 2009 г. по сентябрь 2012 г., по данным МВД РФ, было выявлено около 2 тысяч преступлений, связанных с хищением и обналичиванием средств материнского (семейного) капитала. Также МВД РФ указывает на то, что прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества посягательств на бюджетные средства в этой сфере и на появление новых преступных схем [2]. Учитывая размер материнского капитала, который, к примеру, с 01.01.2013 г. составляет 408 960,50 руб., очевидным становится факт, что ущерб от таких преступлений в масштабах страны может исчисляться сотнями миллионов и даже миллиардами рублей. Несмотря на то, что история борьбы с незаконными операциями с материнским капиталом насчитывает уже более шести лет, уголовно-правовая квалификация данных действий на практике не является однообразной, что создает значительные трудности для правоохрани-
тельных органов и судов. Не малую роль в сложившейся ситуации сыграла недостаточная научная разработанность вопросов квалификации хищения средств материнского капитала. Целью настоящей статьи является изучение материнского (семейного) капитала как возможного предмета мошенничества, а также изучение объективной стороны преступлений, связанных с хищением средств материнского капитала мошенническим способом.
Ввиду того, что материнский капитал относится к социальным выплатам, с 1 января 2013 г. уголовная ответственность за его хищение путем сообщения заведомо ложных и (или) недостоверных сведений установлена ст. 159.2 УК РФ.
Основным отличием рассматриваемых в настоящей статье противоправных действий от иных случаев мошенничества при получении социальных выплат является специфический предмет преступного посягательства - материнский капитал. Именно специфичность материнского капитала как предмета преступного посягательства и создает сложности с квалификацией действий, направленных на его незаконное получение и использование.
Легальное определение материнского (семейного) капитала дано в п. 2 ст. 2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Указанная норма определяет материнский (семейный) капитал как средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Ст. 6 указанного Федерального закона устанавливает конкретный размер материнского капитала.
Анализ приведенных норм позволяет выделить следующие признаки материнского капитала: во-первых, материнский капитал представляет собой денежные средства или, говоря более обще, имущество; во-вторых, у этого имущества имеется собственник, которым является Российская Федерация; в-третьих, данные денежные средства перечисляются собственником Пенсионному фонду России исключительно для осуществления целей, указанных в Федеральном законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», т.е. носят целевой характер.
Также считаю необходимым обратить внимание на такие признаки, как возможность существования материнского капитала только в форме безналичных денег и безвозмездности получения права на распоряжение материнским капиталом, что прямо вытекает из положений ст. 3, 9-12 указанного выше Федерального закона.
Из приведенных признаков материнского капитала можно сделать выводы о том, что незаконное получение материнского капитала или незаконное распоряжение им полностью подпадает под признаки хищения, указанные в примечании к ст. 158 УК РФ, поскольку оно сопряжено с незаконным безвозмездным изъятием у собственника (Российской Федерации) имущества (безналичных денежных средств) и обращением этого имущества в пользу виновного (при перечислении средств материнского капитала непосредственно на его банковский счет) или других лиц (например, посредством погашения долга виновного перед кредитной организацией). Факт причинения
ущерба собственнику в результате таких действий является очевидным, равно как и очевидным является корыстный мотив совершения таких действий.
Для более полного понимания сущности материнского капитала следует обратиться к положениям вышеуказанного Федерального закона, касающегося порядка предоставления данной меры государственной поддержки, а также порядка расходования средств материнского капитала. Поскольку формат статьи ограничен в ее объеме, позволю привести здесь лишь обобщенное описание данных процедур, опустив некоторые подробности.
Итак, в ст. 3 указанного Федерального закона перечислены категории граждан, которые имеют право на получение рассматриваемой нами меры государственной поддержки. Ими являются:
1) женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
2) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки вышеуказанных лиц не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Этой же статьей закона устанавливаются обстоятельства, при наступлении которых перечисленные выше граждане не могут получить данную меру государственной поддержки.
Частями 4 и 5 указанной статьи закона предусматривается возможность получения права на распоряжение средствами материнского капитала детьми в случаях невозможности получения такого права родителями.
Первым шагом для граждан, указанных в пп. 1-3 ч. 3 закона, является обращение в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда России с заявлением о получении государственного сертификата на материнский капитал. Заявление наряду с просьбой выдать сертификат должно содержать сведения, перечень которых дан в п. 6 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 октября 2011 г. № 1180н [3]. К ним, в частности, относятся сведения о наличии оснований для выдачи сертификата, а также об отсутствии обстоятельств, препятствующих его выдаче. К заявлению прикладываются документы, перечень которых дан в п. 5 указанных Правил.
По результатам рассмотрения заявления территориальным органом Пенсионного фонда РФ принимается решение о выдаче (отказе в выдаче) государственного сертификата на материнский капитал.
С момента получения сертификата сведения об этом вносятся в регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который ведется также соответствующим органом Пенсионного фонда России.
Средствами материнского (семейного) капитала по общему правилу гражданин, получивший сертификат, может распорядиться только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Во всех случаях средства материнского капитала расходуются только на цели, перечисленные в ст. 10-12 закона, которыми являются улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения. При этом только в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого гражданами без привлечения организации, средства материнского капитала после соблюдения достаточно сложной процедуры могут быть перечислены двумя равными платежами с разрывом во времени на банковский счет непосредственно владельца сертификата. Во всех остальных случаях средства материнского капитала либо перечисляются на расчетные счета организаций или физических лиц, с которыми владелец сертификата находится в договорных отношениях (например, банк, выдавший ипотечный кредит, подрядчик, учебное заведение и т.п.), либо остаются в Пенсионном фонде и направляются для увеличения накопительной части пенсии.
Иными словами, денежные средства, составляющие материнский капитал, как правило, в собственность граждан - владельцев сертификатов не переходят, а принадлежат государству до момента перечисления их на счета вышеуказанных организаций.
Единственным случаем, когда средства материнского капитала могут быть использованы в любое время после рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, является предусмотренная ч. 6.1 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» возможность подачи заявления о распоряжении средствами капитала для погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией. Именно этот случай представляет наибольший интерес в целях настоящей статьи, поскольку наиболее часто используется для хищения средств материнского капитала. Остальные способы использования материнского капитала менее удобны для его хищения, поскольку либо исключают возможность быстрого получения денежных средств материнского капитала виновным лицом (при перечислении средств для увеличения накопительной части пенсии), либо значительно ее затрудняют, в первую очередь ввиду невозможности распорядиться средствами капитала в течение трех лет. Ниже более подробно будут рассмотрены два частных случая использования указанного способа распоряжения средствами материнского капитала для их хищения - незаконное получение средств материнского капитала указанным способом, совершаемое непосредственно владельцем государственного сертификата на материнский капитал, и неза-
конное получение данных средств при соучастии сотрудников кредитной или иной организации.
Распоряжение средствами материнского капитала в соответствии со ст. 7 закона осуществляется владельцем государственного сертификата путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом. Заявление о распоряжении подается в совокупности с рядом документов, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление о распоряжении рассматривается соответствующим органом Пенсионного фонда РФ в порядке, предусмотренном ст. 8 вышеупомянутого закона. В случае удовлетворения заявления о распоряжении орган Пенсионного фонда РФ уведомляет об этом заявителя и обеспечивает перечисление денежных средств, полученных из федерального бюджета по соответствующей заявке, в соответствии с заявлением о распоряжении. При этом заявка о перечислении денежных средств из бюджета Российской Федерации в бюджет Пенсионного фонда подается Пенсионным фондом после удовлетворения заявления о распоряжении средствами материнского капитала, и поступившие на счет Пенсионного фонда денежные средства бюджета РФ подлежат обязательному перечислению на счет физического или юридического лица, указанного в заявлении о распоряжении средствами материнского капитала.
Анализируя приведенные выше положения закона, касающиеся порядка предоставления данной меры государственной поддержки, можно выделить еще несколько особенностей материнского (семейного) капитала, имеющих значение для его определения как предмета хищения и правильной квалификации незаконных операций с ним. Во-первых, выдача государственного сертификат на материнский капитал сама по себе не предоставляет возможности распоряжаться его средствами, получение государственного сертификата для этого является обязательным, но не единственным условием; во-вторых, по общему правилу средства материнского капитала при их правомерном использовании не могут поступить в собственность владельца государственного сертификата; в-третьих, распоряжение средствами материнского капитала осуществляется посредством совершения определенных действий - подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала с приложениями в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, который вправе отказать в удовлетворении заявления в случаях, предусмотренных в законе; в-четвертых, средства материнского капитала выбывают из владения собственника - Российской Федерации уже после удовлетворения заявления о распоряжении средствами материнского капитала и после их зачисления на счет Пенсионного фонда подлежат обязательному перечислению на счета физических или юридических лиц, указанных в заявлении о распоряжении, проще говоря, перечисляются из бюджета РФ на цели, указанные в заявлении о распоряжении, через бюджет Пенсионного фонда.
Суммируя все сказанное выше, можно определить материнский (семейный) капитал как социальную выплату в виде безналичных денег, перечисляемых по решению уполномоченных государством должностных лиц Пенсионного фонда из средств бюджета Российской Федерации через Пенсионный фонд РФ, для их последующего использования в интересах лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Приведенное определение материнского (семейного) капитала полностью совпадает по объему с легальным его определением, но, на мой взгляд, обладает рядом преимуществ для уголовно-правовой квалификации, которые заключаются в следующем:
1) данное определение подчеркивает свойство материнского капитала -существование только в виде безналичных денег, что ограничивает вариативность способов его хищения, а также дает возможность более четко определить момент окончания совершения хищения;
2) в определении имеется указание на собственника данного имущества -Российскую Федерацию, а также имеется указание на то, что перечисляются средства материнского капитала по решению должностных лиц Пенсионного фонда РФ. Данные указания позволяют без труда определить, кому причиняется материальный ущерб в результате хищения средств материнского капитала и кто в целях хищения данных средств вводится в заблуждение;
3) данное определение отражает роль государственного сертификата как необходимого условия для получения возможности использования средств материнского капитала;
4) определение подчеркивает целевой характер материнского капитала, что, в свою очередь, указывает на изначально противоправный характер его нецелевого использования.
Разобравшись со спецификой материнского (семейного) капитала как предмета преступного посягательства, необходимо перейти к изучению действий, входящих в объективную сторону преступлений, связанных с его хищением.
Во всех случаях объективная сторона преступлений, связанных с хищением средств материнского капитала, будет выражаться в форме активных действий. Как и у любого другого хищения, виновному необходимо выполнить целый комплекс действий, направленных на изъятие средств из владения собственника и их обращение. Объективную сторону данных преступлений будут составлять только такие действия, которые непосредственно направлены на изъятие самих средств материнского капитала и их обращение в пользу виновного.
Как было сказано выше, материнский капитал может существовать только в виде безналичных денег, что само по себе ограничивает число способов его хищения по сравнению, например, с наличными деньгами.
Рассматриваемым в данной статье способом хищения средств материнского капитала является обман. Во всех случаях обман будет выражаться в совершении активных действий, связанных с подачей в соответствующий орган Пенсионного фонда России заявления установленного образца о распо-
ряжении средствами материнского капитала с прилагаемыми к нему документами, поскольку только в результате удовлетворения такого заявления средства материнского капитала перечисляются либо на счет заявителя, либо на счет указанного им лица. Очевидно, что в заблуждение относительно наличия оснований для распоряжения средствами материнского (семейного) капитала вводятся должностные лица Пенсионного фонда России, поскольку только им даны полномочия по одобрению заявлений о распоряжении, после которого и производится перечисление денежных средств. Все действия виновных лиц, совершенные до подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала, даже если они сопряжены с обманом должностных лиц Пенсионного фонда, не могут расцениваться как начало реализации объективной стороны преступления. Такие действия, как, например, незаконное получение государственного сертификата или заключение мнимой сделки купли-продажи квартиры, сами по себе без подачи полученных в результате этих действий документов с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала в Пенсионный фонд не могут побудить сотрудников Пенсионного фонда принять решение о подаче заявки на получение денежных средств из федерального бюджета и направлении этих средств куда-либо. Указанные действия при определенных условиях могут быть квалифицированы как приготовление к совершению преступления.
Можно выделить два основанных вида обмана, типичных для рассматриваемого нами хищения. Первый вид - это подача заявления о распоряжении средствами материнского капитала с приложением незаконно полученного (или ставшего недействительным после его получения) сертификата на материнский капитал. Второй вид - это подача заявления о распоряжении средствами материнского капитала на оплату мнимой сделки. Также возможно их сочетание. Безусловно, возможны и иные частные случаи обмана, используемые для хищения средств материнского капитала, например предоставление ложных сведений о наличии объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого гражданами без привлечения организации, но они менее распространены по причинам, которые были указаны в настоящей статье ранее.
В первом из указанных выше виде обмана сотрудники Пенсионного фонда вводятся в заблуждение относительно наличия оснований для получения лицом дополнительных мер государственной поддержки, во втором виде они вводятся в заблуждение относительно соответствия целей расходования средств, выделяемых в качестве такой государственной поддержки, целям, указанным в Федеральном законе.
Определенную сложность на практике представляет вопрос о том, кому причиняется ущерб в результате хищения средств материнского капитала. Во многих случаях правоприменители приходили к выводу о том, что ущерб в результате хищения средств материнского капитала причиняется не бюджету Российской Федерации, а соответствующему Управлению Пенсионного фонда РФ. По моему мнению, с таким выводом согласиться нельзя. Ошибочность данного вывода становится очевидной после анализа положений ст. 9 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правил перевода средств материнского (семейного)
капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2007 г. № 457 [4]. Данные нормативные акты предусматривают только один способ перечисления денежных средств материнского капитала из бюджета РФ в бюджет Пенсионного фонда. Первым шагом, направленным на перечисление средств материнского капитала из федерального бюджета РФ в бюджет Пенсионного фонда, является одобрение Пенсионным фондом заявления владельца государственного сертификата о распоряжении средствами материнского капитала, после этого Пенсионным фондом в Министерство финансов РФ направляется заявка установленного образца, в которой указываются цели использования данных средств. На основании таких заявок осуществляется перевод средств со счета органа Федерального казначейства, в котором Министерству финансов Российской Федерации открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, на счет Пенсионного фонда Российской Федерации, открытый в Центральном банке Российской Федерации по соответствующему коду расходов бюджетной классификации Российской Федерации. В дальнейшем денежные средства перечисляются со счета Пенсионного фонда на банковский счет, указанный владельцем государственного сертификата в приложении к заявлению о распоряжении средствами материнского капитала.
Из приведенного порядка перечисления средств материнского капитала следует, что при хищении средств материнского капитала денежные средства выбывают из владения собственника (из федерального бюджета) именно в результате активных действий, совершенных виновным лицом (подача заявления о распоряжении средствами капитала), которыми он вводит в заблуждение уполномоченных опять-таки собственником (государством) должностных лиц Пенсионного фонда РФ. А поскольку деньги, перечисленные из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда, могут быть направлены только на счет, указанный в ранее одобренном заявлении о распоряжении средствами материнского капитала, и никуда более, при перечислении денег в бюджет Пенсионного фонда последний не получает возможности использовать данные денежные средства в своих интересах, что, в свою очередь, означает, что какого-либо ущерба в результате списания данных денежных средств со счета Пенсионного фонда самому Пенсионному фонду причинено быть не может. Государству же, напротив, ущерб причиняется, поскольку денежные средства, составляющие материнский капитал, выбывают из федерального бюджета без фактического наступления условий, обозначенных собственником как основания их расходования, т.е. вопреки воле собственника.
В заключение хотелось бы сказать, что я не ставил своей целью осветить все вопросы, связанные с уголовно-правовой квалификацией незаконных действий с материнским (семейным) капиталом. Эта тема слишком обширна для того, чтобы уместить ее в одну статью. Полагаю, что на данную проблему должно быть обращено внимание специалистов в области уголовного права, так как необходимость в ее разработке имеется уже давно, но работа в этом направлении ведется не активно. Хотелось бы надеяться на то, что данная ситуация изменится.
Литература
1. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (в редакции от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. №1. Ст. 19.
2. Пояснительная записка к законопроекту № 229645-6 «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Электрон. дан. М., 2014. URL: http://asozd2.duma.gov.ru. Режим доступа: свободный (дата обращения: 18.06.2013).
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18 октября 2011 г. № 1180н «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» // Российская газета. 2012. № 58.
4. Постановление Правительства РФ от 20 июля 2007 г. № 457 об утверждении «Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3946.
Arkchipov Andrey V. Tomsk Regional Court (Tomsk, Russian Federation).
THE SUBJECT AND OBJECTIVE SIDE OF FRAUD CONNECTED WITH MISAPPROPRIATION OF THE RESOURCES OF MATERNITY (FAMILY) CAPITAL.
Key words: fraud, subject of misappropriation, maternity (family) capital.
The problems of classification of fraudulent acts connected with misappropriation of the resources of maternity (family) capital
The present article deals with some practical problems of classification of illegal acts connected with the collection of maternity (family) capital; illegal receipt of maternity (family) funds directly by a maternity (family) capital certificate holder and illegal receipt of maternity (family) funds with complicity of either a lending institution or any other organization staff members
Maternity (family) capital as a legal notion was introduced by the Federal law 29.12.2006 № 256-ФЗ “On the supplementary measures of state support of families having children”. Alongside the adoption of this law the problem of illegal receipt and use of maternity funds acquired the all-Russian scale. Despite the fact that the history of struggle against illegal operations with maternity capital extents back over 6 years their criminal legal qualification is not undifferentiated and this results in considerable difficulties for law enforcement agencies and courts.
The purpose of the present article is to study both the maternity (family) capital as a possible subject for fraud and the objective side of crimes connected with misappropriation of the resources of maternity (family) capital by fraud. On the basis of the provisions of the above Federal law and a number of subordinate acts the author gives a detailed analysis of a legal definition of maternity (family) capital, determines additional characteristics of maternity (family) capital being of importance for criminal legal qualification of acts connected with misappropriation of these funds.
The author comes to the conclusion that the misappropriation of maternity (family) capital is possible only in the case of active deceit and it the Russian Federation that suffers material damages.
References
1. Federal'nyy zakon «O dopolnitel'nych merach gosudarstvennoy podderzhki semey, ime-yuschich detey» ot 29 dekabrya 2006 g. № 256-FZ (v redakzii ot 28 iyulya 2012 g.) // Sobranie zako-nodatel'stva RF. 2007. №1. St. 19.
2. Poyasnitel'naya zapiska k zakonoproektu № 229645-6 «O vnesenii izmeneniy v stat'i 8 i 10 Federal'nogo zakona «O dopolnitel'nych merach gosudarstvennoy podderzhki semey, imeyuschich detey» [Elektronnyy resurs] // Ofizial'nyy sayt Gosudarstvennoy dumy Fede-ral'nogo sobraniya Rossi-yskoy Federazii. Avtomatizirovannaya sistema obespecheniya zakono-datel'noy deyatel'nosti. Elek-
tron. dan. M., 2014. URL: http://asozd2.duma.gov.ru. Rezhim dostu-pa: svobodnyy (data obra-scheniya: 18.06.2013).
3. Prikaz Minzdravsozrazvitiya RF ot 18 oktyabrya 2011 g. № 1180n «Ob utverzhdenii Pra-vil podachi zayavleniya o vydache gosudarstvennogo sertifikata na materinskiy (semeynyy) ka-pital i vydachi gosudarstvennogo sertifikata na materinskiy (semeynyy) kapital (ego dubli-kata) i formy gosudarstvennogo sertifikata na materinskiy (semeynyy) kapital» // Rossiy-skaya gazeta. 2012. № 58.
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 iyulya 2007 g. № 457 ob utverzhdenii «Pravil perevoda sredstv materinskogo (semeynogo) kapitala iz federal'nogo byudzheta v byudzhet Pen-sionnogo fonda Rossiyskoy Federazii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. № 30. St. 3946.