А. В. Максимов A. V. Maksimov
Анализ правовых особенностей направления средств материнского капитала на получение образования ребенком в высшем учебном заведении
(на примере СЗИУ РАНХиГС)
The Analysis of Legal Features of Usage of the Federal Subsidies for Multiple-child Families (Maternity Capital) for the Education of the Child in a Higher Educational Institution (On the Example of the North-West Institute of Management branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)
Максимов Алексей Владимирович Maksimov Aleksey Vladimirovich
Северо-Западный институт управления — филиал North-West Institute of Management branch of the
РАНХиГС (Санкт-Петербург) Russian Presidential Academy of National Economy and
Начальник юридического отдела Public Administration (Saint-Petersburg)
Кандидат философских наук Head of Legal Department
[email protected] PhD in Philosophical Sciences
О Ö
3
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
материнский (семейный) капитал, государственный сертификат, образовательное учреждение, вуз, договор, лицензирование, аккредитация
KEYWORDS
Federal subsidies for multiple-child families (maternity capital), state certificate, educational institution, higher education institution, contract, licensing, accreditation
РЕФЕРАТ
В статье анализируются правовые особенности отношений, возникающих при направлении средств материнского (семейного) капитала лицами, получившими государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, на получение образования ребенком (детьми) в высшем учебном заведении. Подробно освещаются обязательные условия, необходимые родителям для принятия решения о направлении средств материнского (семейного) капитала на оплату обучения ребенка (детей) в вузе. Приведена актуальная нормативно-правовая база по рассматриваемой проблеме. Освещены проблемные вопросы, возникающие в практической работе вузов при оплате родителями платных образовательных услуг средствами материнского (семейного) капитала, и приведены рекомендации по их решению.
АBSTRACT
In the article legal features of the relations arising when the maternity capital of persons, received the state certificate on the maternity use the capital for education of their child (children) in a higher educational institution are analyzed. The indispensable conditions necessary for parents for
о ©
decision-making on the usage of funds of the maternity (family) capital on payment of education of the child (children) in higher education institution are in detail covered. The actual standard and legal base on a considered problem is given. The problems arising in practical work of higher education institutions, when parents pay for educational services by funds of the maternity capital are taken up and recommendations about their decision are provided.
о
ш Ш
О
Сокращение бюджетных мест в вузах, увеличение стоимости обучения по направлениям (специальностям) на основании соответствующих договоров с оплатой стоимости обучения ставит родителей перед проблемой поиска денежных средств на обучение ребенка в вузе. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать направление средств материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг, оказываемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
Впервые о необходимости введения материнского капитала как средства поддержки женщин, принявших решение родить второго ребенка, прозвучало в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 10 мая 2006 г. («...Считаю, государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию... государство, если оно действительно заинтересовано в повышении рождаемости, обязано поддержать женщину, принявшую решение родить второго ребенка. Должно предоставить в ее распоряжение, так сказать, первичный, базовый материнский капитал, который реально повысил бы ее социальный статус, помог бы решать будущие проблемы...»)1.
Провозглашенные основные положения о материнском капитале нашли отражение в принятом и вступившем в силу с 1 января 2007 г. федеральном законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ и в последующих к нему изменени-
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 // Российская газета. № 97. 11.05.2006.
ях и дополнениях (далее — Закон № 256-ФЗ). Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. (статья 13 Закона № 256-ФЗ).
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие при направлении средств материнского (семейного) капитала лицами, получившими государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, на получение образования ребенком (детьми) в вузе
1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.).
2. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.).
3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.).
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» от 24.12.2007 г. № 926 (ред. от 23.04.2012 г.).
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16.03.201 1 г. № 174 (ред. от 24.09.2012 г.).
6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» от 21.03.2011 г. № 184 (ред. от 19.07.2012 г.).
7. Приказ Минобразования РФ «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» от 28.07.2003 г. № 3177 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 05.08.2003 г. № 4956).
8. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Правил ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки» от 30.12.2006 г. № 892 (ред. от 09.09.2011 г.). (Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.02.2007 г. № 8986).
9. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала» от 26.12.2008 г. № 779н (ред. от 22.09.2011 г.). (Зарегистрирован в Минюсте РФ 13.01.2009 г. № 13066).
10. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» от 18.10.2011 г. № 1180н. (Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.03.2012 г. № 23417).
11. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении форм документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложения к нему и технических требований к указанным документам» от 08.12.2011 г. № 2805. (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.04.2012 г. № 23675).
Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее — сертификат) — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей
независимо от периода времени, про- з шедшего с даты рождения (усыновле- ^ ния) предыдущего ребенка (детей), § и может быть реализовано не ранее чем £ по истечении 3 лет со дня рождения ^ (усыновления)второго, третьего ребен- ° ка или последующих детей1. ц
В настоящее время на основании ст. 3 ^ Закона № 256-ФЗ право на дополнитель- ш ные меры государственной поддержки в виде материнского капитала (материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки) возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Указанные в ст. 3 Закона № 256-ФЗ
категории лиц обращаются непосред-
1 Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» от 18 октября 2011 г. № 1180н. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 6 марта 2012 г. № 23417.
2 На оплату платных образо- Направление На оплату проживания
О вательных услуг, оказываемых средств в общежитии, предоставляе-
© ш образовательным учреждением А V материнского л V мом образовательным
X по договору, заключенному (семейного) учреждением иногородним
О между лицом, получившим капитала обучающимся на период
— О ш ш О сертификат, и образователь- на образование обучения
ным учреждением ребенка
Рис. 1. Виды расходов средств материнского (семейного) капитала, связанных с образованием ребенка
ственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с соответствующим заявлением со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке) за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки.
С 1 июля 2012 г. территориальные органы Пенсионного фонда РФ самостоятельно запрашивают у других ведомств в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) часть документов при обращении граждан с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, если заявитель их не предоставляет. Так, при направлении средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми), территориальные органы Пенсионного фонда РФ запрашивают в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособр-надзор) сведения о государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, федеральных образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям путем направления
этих средств, в том числе на получение образования ребенком (детьми)1.
Законодательно предусмотренные виды расходов, связанные с образованием, представлены в рис. 1.
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) установлены Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» от 24 декабря 2007 г. № 926 (ред. от 23 апреля 2012 г.). Указанные Правила устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее — средства) на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее — образовательное учреждение), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы
1 Правила подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала» от 26 декабря 2008 г. № 779н (ред. от 22 сентября 2011 г.). Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 13 января 2009 г. № 13066.
Условия направления
средств материнского (семейного) капитала на оплату обучения ребенка в вузе
Рис. 2. Совокупность условий для направления средств материнского (семейного) капитала на оплату обучения ребенка (детей) в вузе
и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.
Условия, необходимые для направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в вузе, представлены на рис. 2.
Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Изменения размера материнского (семейного) капитала за период с 2007 по 2013 г. представлены в таблице.
Как уже было отмечено выше, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на оплату платных образовательных услуг, оказываемых имеющими государственную аккредитацию и расположенными на территории Российской Федерации образовательными учреждениями. Оплата обучения ребенка за границей средствами материнского (семейного) капитала не предусмотрена.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования
как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.
Нельзя не согласиться с утверждением, что можно учиться и для общего развития, но гораздо более эффективной будет учеба для должностного и профессионального роста [1, с. 138.]. Реализация права лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на оплату платных образовательных услуг ребенка (детей) в образовательном учреждении высшего профессионального образования за счет средств материнского (семейного) капитала, представлена на рис. 3.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 12 ноября 2012 г.) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и
Размер материнского (семейного) капитала за период с 2007 по 2013 г.
Период Размер материнского (семейного) капитала, руб. Основание (нормативный акт)
2007 250 000 Часть 1 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ
2008 276 250,0 Часть 1 статьи 11 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ (ред. от 8 ноября 2008 г.)
2009 312 162,5 Часть 1 статьи 11 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ (ред. от 2 декабря 2009 г.)
2010 343 378,8 Часть 1 статьи 10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (ред. от 3 ноября 2010 г.)
2011 365 698,4 Часть 1 статьи 10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (ред. от 6 ноября 2011 г.)
2012 387 640,3 Часть 1 статьи 10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (ред. от 3 декабря 2012 г.)
2013 408 960,5 Часть 1 статьи 10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ
воспитание обучающихся, воспитан-ников1.
Следует помнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) образовательная деятельность на территории Российской Федерации подлежит ли-
1 Правовое регулирование отношений в области высшего профессионального образования осуществляется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 3 декабря 2011 г.).
цензированию2. Лицензия выдается бессрочно3.
2 Основные положения лицензирования образовательной деятельности установлены Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16 марта 2011 г. № 174 (ред. от 24 сентября 2012 г.).
3 Формы документа, подтверждающего наличие лицензии, и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам утверждены Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении форм документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложения к нему и технических требований к указанным документам» от 8 декабря 2011 г.
Подача/прием заявления с комплектом документов на получение сертификата
Подача/прием заявления с комплектом документов на направление средств материнского (семейного) капитала на обучение ребенка (детей)
Пенсионный фонд Российской Федерации (территориальные органы)
Лицо, имеющее право на получение государственного
сертификата на материнский (семейный) капитал
Выдача/получение государственного сертификата
Перечисление средств на счет
V
Заключение договора (дополнительного соглашения к договору) на оказание платных образовательных услуг по обучению ребенка (детей)
Образовательное учреждение высшего профессионального образования, оказывающее платные образовательные услуги
о ©
о
ш
ш
О
Рис. 3. Реализация права лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, на оплату платных образовательных услуг в вузе за счет федеральных средств материнского (семейного) капитала
Еще одно обязательное условие при направлении средств материнского (семейного) капитала на образование ребенка в вузе состоит в том, что вуз должен иметь государственную аккредитацию1. При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательному учреждению или научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
1) 6 лет для образовательного учреждения начального профессионального,
№ 2805. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 2 апреля 2012 г. № 23675.
1 Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений утверждено Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» от 21 марта 2011 г. № 184 (ред. от 19 июля 2012 г.).
среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации; 2) 12 лет для иного образовательного учреждения.
Так, Северо-Западный институт управления — филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» осуществляет свою деятельность на основании лицензии на право осуществления образовательной деятельности от 12 апреля 2011 г. рег. №1138, Серия ААА № 001172 (выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно) и свидетельства о государственной аккредитации от 25 июня 2012 г. № 0018 (выдано Федеральной службой по надзору
з в сфере образования и науки на срок до 25 июня 2018 г.). Одна из его главных ^ задач — укрепление кадрового и науч-£ ного потенциала государственной служ-^ бы и сферы управления Северо-Запада. 2 Реализуя уставные цели своей деятель-о ности, институт занимает лидирующее д положение в данной области образова-ш ния в системе высшей школы России [1, ° с. 136].
Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения1.
Средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату предоставляемых образовательными учреждениями высшего профессионального образования платных образовательных услуг по любой форме обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной.
Следует особо обратить внимание, что средства материнского (семейного) капитала направляются на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг
1 Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования утверждена Приказом Минобразования РФ «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» от 28 июля 2003 г. № 3177. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 5 августа 2003 г. № 4956.
территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором на оказание платных образовательных услуг, заключенным между лицом, получившим сертификат, и образовательным учреждением путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных учреждений, указанные в договоре на оказание платных образовательных услуг. Средства материнского (семейного) капитала не передаются в виде наличного расчета. Любые схемы обналичивания этих средств являются незаконными.
Средства материнского (семейного) капитала также могут быть направлены и на оплату проживания в общежитии, предоставляемом образовательным учреждением иногородним обучающимся на период обучения. Средства направляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных учреждений, указанные в договоре найма жилого помещения в общежитии.
Средства направляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (Пенсионным фондом Российской Федерации) за соответствующие периоды обучения (проживания). При этом необходимо учесть следующую особенность — первый платеж осуществляется не позднее чем через 2 месяца со дня принятия заявления о распоряжении средствами, а последующие платежи — в соответствии со сроками, указанными в договоре на оказание платных образовательных услуг, и (или) договоре найма жилого помещения в общежитии.
В случае внесения в договор на оказание платных образовательных услуг и (или) договор найма жилого помещения в общежитии изменений, касающихся размеров оплаты и сроков перечисления средств, лицо, получившее сертификат, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением об уточнении размера и (или) сроков направления
средств на оплату предоставляемых образовательным учреждением платных образовательных услуг и (или) на оплату проживания ребенка (детей) в общежитии, к которому прилагается дополнительное соглашение к соответствующему договору. На основании принятого по указанному заявлению решения территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет перечисление средств. При этом первый платеж осуществляется не позднее чем через 2 месяца со дня принятия заявления о распоряжении средствами, а последующие платежи — в соответствии со сроками, указанными в дополнительном соглашении к соответствующему договору.
Перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации средств, направляемых на получение образования ребенком (детьми), на счет (лицевой счет) образовательного учреждения приостанавливается в связи с предоставлением студенту академического отпуска.
Не все вузы согласны работать по такой схеме финансирования и включаться в программу материнского (семейного) капитала и как итог этого — родители получают отказ от таких вузов в заключение дополнительных соглашений к договорам на оказание платных образовательных услуг. Практика показывает, что, во-первых, стоимость обучения в вузе определяется, как правило, только на один учебный год, а во-вторых, по условиям договора с вузом на оказание платных образовательных услуг предусмотрена обязанность оплаты стоимости обучения до начала учебного процесса (как правило, до 1 сентября). Таким образом, для решения вопросов с обучением первокурсников необходим индивидуальный подход, который предусматривает изменение срока оплаты.
Из анализа положений действующих правовых норм следует, что договор на оказание платных образовательных услуг и дополнительное соглашение к нему должны быть трехсторонними: одна сторона — вуз (Исполнитель), вторая сторона — родитель (Заказчик), оплачивающий
образовательные услуги за счет средств з материнского (семейного) капитала, тре- ^ тья сторона — ребенок (Обучающийся), § при этом Заказчиком может быть только £ лицо, получившее государственный сер- ^ тификат на материнский (семейный) ка- ° питал, а Обучающимся — его ребенок ц (родной или усыновленный). ^
Так, в Северо-Западном институте ш управления — филиале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» разработаны и успешно внедрены в работу формы дополнительных соглашений к договору на оказание платных образовательных услуг, учитывающих особенности взаимоотношения с территориальными органами Пенсионного фонда РФ. Пример формулировок основных пунктов текста дополнительного соглашения, апробированных на практике, приведен ниже.
Пример формулировки основных пунктов дополнительного соглашения:
1. Дополнить пункт____Договора
№__от_абзацем 2 следующего
содержания: «Плата за обучение на 20__/20__ учебный год по специальности/направлению «___» _ курса
______ формы обучения в соответствии с п._Приказа директора СевероЗападного института управления от_
№_составляет_(_) руб.
Оплата за обучение на 20_/20_учебный год может быть произведена из средств материнского (семейного) капитала по сертификату серия _____
№__, выдан Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации
в_районе Санкт-Петербурга,
в срок не позднее чем через 2 месяца со дня принятия заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в ____районе Санкт-Петербурга».
2. Дополнить пункт____Договора
№__от___абзацем 2 следующего содержания: «В случае произведения оплаты за обучение на 20_/20_учеб-
з ный год из средств материнского (семейного) капитала, оплата за обучение 0 производится Управлением Пенсион-£ ного фонда Российской Федерации
^ в__районе Санкт-Петербурга
2 путем безналичного перечисления о средств на счет (лицевой счет) Акаде-д мии».
ш 3. Настоящее дополнительное соглашение составлено в 4-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по 1-му экземпляру для каждой из Сторон, а 4-й экземпляр — для представления в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в___районе Санкт-Петербурга.
Лицо, получившее сертификат, вправе направить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявление об отказе в направлении средств на получение образования ребенком (детьми) (далее — заявление об отказе в направлении средств) с приложением копии приказа о предоставлении студенту академического отпуска, заверенной образовательным учреждением. Возобновление перечисления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации средств, направляемых на получение образования ребенком (детьми), осуществляется на основании заявления о распоряжении средствами, к которому прилагается копия приказа о допуске студента к образовательному процессу.
В случае прекращения получения ребенком (детьми) образовательных услуг до истечения срока действия договора на оказание платных образовательных услуг в связи с отчислением из образовательного учреждения, в том числе по собственному желанию или в случае неуспеваемости, а также в связи со смертью ребенка (детей) (объявлением его (их) умершими (признанием безвестно отсутствующими)), лицо, получившее сертификат, обязано известить территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, направив заявление об отказе в направлении средств (с указанием причины отказа), к которому прилагается документ (его заверенная копия) об отчислении из образовательного
учреждения или свидетельство о смерти ребенка (детей) (решение суда об объявлении его (их) умершими (признании безвестно отсутствующими)).
На основании заявления об отказе в направлении средств перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации средств на счет (лицевой счет) образовательного учреждения прекращается в течение
5 рабочих дней со дня подачи заявления
06 отказе в направлении средств.
В случае прекращения получения ребенком (детьми) образовательных услуг по указанным выше причинам, либо в случае расторжения договора найма жилого помещения, если сумма средств, перечисленная на счет образовательного учреждения в соответствии с договором на оказание платных образовательных услуг и (или) договором найма жилого помещения в общежитии, превышает сумму фактических расходов на указанные цели, неиспользованные средства подлежат возврату образовательным учреждением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме рассмотренных выше положений об использовании федеральных средств материнского (семейного) капитала, с 1 января 2012 г. в Санкт-Петербурге вступил в силу закон Санкт-Петербурга «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге» от 6 декабря 2011 г. № 810-151. Закон Санкт-Петербурга устанавливает дополнительную меру социальной поддержки семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге, обеспечивающую возможность в том числе получения образования ребенком (детьми) в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовых форм.Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге выплачивается за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, устанавливается в размере 100 000 руб. и предоставляется один раз на основании Сертификата. Размер материнского (семейного) капитала в Санкт-Петербурге подлежит ежегодной индексации путем умножения на коэффициент, уста-
навливаемый Правительством Санкт-Петербурга1.
Следует обратить внимание, что Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 3 декабря 2011 г.) утрачивает силу с 1 сентября 2013 г. — со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. В связи с чем с 1 сентября 2013 г., согласно главе 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вместо термина «образовательное учреждение» вводится более широкий по смыслу главы 4 ч. 1 ГК РФ термин «образовательная организация». Также с 1 сентября 2013 г. основные положения о лицензировании образовательной деятельности будут регулироваться ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, основные положения о государственной аккредитации образовательной деятельности — ст. 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
С учетом изложенного, по нашему мнению, необходимо будет внести соответствующие правки в Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» от 24 декабря 2007 г. № 926 (ред. от 2 апреля 2012 г.), поскольку в соответствии с действующими
1 Особенности реализации положений закона Санкт-Петербурга «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге» от
6 декабря 2011 г. № 810-151 нашли отражение в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге"» от 28 февраля 2012 г. № 172 (в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2012 г. № 1114).
Правилами направления средств (части з средств) материнского (семейного) ка- ^ питала на получение образования ребен- § ком (детьми) и осуществление иных свя- £ занных с получением образования ре- ^ бенком (детьми) расходов средства ° материнского (семейного) капитала мо- ц гут быть направлены на оплату предо- ^ ставляемых именно образовательными ш учреждениями, а не организациями, осуществляющими оказание платных образовательных услуг.
В заключение отметим перспективы использования средств материнского капитала в системе высшего профессионального образования. Согласно отчетам Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 и 2011 гг., по мере взросления детей и решения вопроса о получении ими образования возрастает число поданных заявлений в Пенсионный фонд РФ от лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на оплату платных образовательных услуг в вузе за счет федеральных средств материнского (семейного) капитала. Так, если в 2009 г. таких заявлений было подано всего 257 (0,015% от общего числа заявлений), то в 2010 г. таких заявлений было подано уже 5042 (0,25% от общего числа заявлений), а в 2011 г. — 14 267 (2,35%). В денежном выражении в 2010 г. Пенсионным фондом РФ было направлено средств материнского (семейного) капитала на оказание платных образовательных услуг на сумму 0,17 млрд руб., в 2011 г. — уже 0,68 млрд руб.
Следовательно, объемы привлечения этих средств в систему высшего профессионального образования также могут возрасти при активной работе (как информационной, так и организационной) самих вузов и с учетом рассмотренных выше правовых особенностей работы со средствами материнского (семейного) капитала и предстоящих изменений в самой системе образования и увеличить конкурентные преимущества вуза на рынке образовательных услуг. Все это потребует дальнейшей как научной разработки, так и практической и юридико-тех-
о ö
о
ш
ш
О
нической корректировки действующего в настоящее время механизма направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в высшем учебном заведении не только до 31 декабря
Литература
2016 г., но и на более отдаленную перспективу исходя из анализа достигнутых результатов, за время действия данного механизма и с учетом экономической и демографической ситуации в стране в целом.
1. Шамахов В. А. Опыт Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по внедрению системы менеджмента качества // Проблемы управления. 2012. № 3 (44).
References
1. Shamakhov V. A. «Experiment of the North-West Institute of Management branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration on quality management system introduction» / Problems of management, N 3(44) 2012.