Научная статья на тему 'Предмет договора возмездного оказания информационных услуг'

Предмет договора возмездного оказания информационных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1235
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предмет договора возмездного оказания информационных услуг»

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

АЮ. ГАЛАЕВ

Научный руководитель - кандидат юридических наук,

Обязательства по возмездному оказанию информационных услуг в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации впервые указаны как отдельный вид договора возмездного оказания услуг1. Ранее лишь некоторые отношения в сфере оказания услуг непосредственно регламентировались нормативными актами, поэтому участники гражданского оборота опирались на сходные правоотношения, используя при этом аналогию закона.

На договор возмездного оказания информационных услуг распространяются общие правила о договоре возмездного оказания услуг, а в случае отсутствия таковых в субсидиарном порядке применяются общие положения о договоре подряда.

ГК РФ к числу существенных условий любого гражданско-правового договора относит условие о предмете. Принято считать, что «в широком смысле слова предмет охватывает весь набор показателей того, по поводу чего заключен договор. Сюда входят данные о предмете, как таковом, включая количество, цену и качество передаваемых товаров, выполненных работ и оказываемых услуг»2.

Существуют различные точки зрения о понятии предмета договора возмездного оказания услуг. Одни под предметом понимают действия услугодателя по оказанию услуги и соответственно действия услуго-получателя по принятию ее и уплате установленной цены3. Другие сводят определение предмета договора к полезному эффекту, который получает услугополу-чатель4.

Предмет данного договора имеет ряд особенностей, а вернее, содержит в себе ряд таких элементов, которые позволяют его отграничить от смежных договоров, таких, например, как договор возмездного оказания консультационных услуг. Во-первых, это информация, а точнее ее свойства. Винер определил, что информация — это не энергия и не материя, а обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему5. Подобное определение можно найти и в словаре С.И. Ожегова, где информация — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством6. Там же раскрывается понятие «сведения» — это познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представление о чем-либо7.

В договоре возмездного оказания информационных услуг заказчику предоставляются данные, сведе-

профессор П.В. АЛЕКСИЙ

ния о каком-либо явлении, событии или процессе, в противовес этому в договоре возмездного оказания консультационных услуг предоставляется информация, касающаяся конкретного объекта, разъясняются существующие нормы применительно к заданному объекту, вырабатываются рекомендации для определенного объекта и т.п. Соответственно, по договору возмездного оказания информационных услуг предоставляется справочная информация.

Во-вторых, услуга — это действия или деятельность услугадателя, посредством которых передается и получается информация. Следует отметить, что по договору возмездного оказания информационных услуг информация может предоставляться любым субъектом, который обладает гражданской дееспособностью. В свою очередь, по договору возмездного оказания консультационных услуг, по нашему мнению, консультации должны оказываться специалистами, которые имеют соответствующее образование в той или иной области знаний.

В результате указанного выше отметим, что основные особенности предмета договора предопределяют как характер предоставляемой информации, так и круг субъектов, которые могут оказывать информационную услугу.

Так, предметом договора возмездного оказания информационных услуг является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им определенной деятельности фактического характера по предоставлению и распространению справочной информации.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»8, информация передается в следующих формах: предоставление, распространение и предоставление доступа к информации. Предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Следовательно, в качестве предмета исполнения по рассматриваемому договору выступает полученный заказчиком неовеществленный результат или полученный эффект от совершения исполнителем определенных действий или определенной деятельности9.

Эффект, полученный заказчиком по договору возмездного оказания информационных услуг, носит нематериальный характер и может выражаться в предоставлении информации в устной форме либо закрепленной на бумажном или электронном носителе.

На наш взгляд, необходимо указать, что эффект, о котором говорится выше, может быть как полезным, так и не иметь никакой ценности, поскольку информация, которая предоставляется заказчику, может содержать в себе сведения, данные, которые он вовсе не желал получить или они не удовлетворят его интерес к определенной информации в результате оказания информационной услуги. Также необходимо указать, что в противоположность договору подряда предмет договора не выражается в появлении новой вещи или изменении (улучшении) потребительских свойств уже существующей.

Предметом договора возмездного оказания услуг всегда выступает либо совершение исполнителем определенных действий, либо осуществление им определенной деятельности в отношении определенного заказчика, важнейшей его характеристикой является качество оказываемых услуг.

Согласно ст. 721 ГК РФ качество оказанной исполнителем услуги, т. е. достигнутого им неовеществлен-ного результата, должно соответствовать условиям договора возмездного оказания услуг, а при отсутствии или неполноте условий договора — требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода. В данной норме, исходя из принципа диспози-тивности, сторонам договора предоставляется право самостоятельно определять качество информационных услуг.

Услуги являются результатами деятельности субъектов гражданских правоотношений, но, в отличие от работ, такие результаты неотделимы от самой деятельности, а также специфика оказания услуг заключается в неотделимости услуги с личностью услугодателя.

Информационные услуги зачастую могут носить дополнительный характер в отношении некоторых иных видов оказываемых услуг. Так, например, при заключении договора коммерческой концессии на правообладателя возлагаются также обязанности, если, однако, иное прямо не предусмотрено соглашением сторон, оказывать постоянное информационное и консультативное содействие пользователю.

Закон об информации дает понятие информационной системы, указывая, что это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

На наш взгляд, именно информационные системы представляют собой потенциал для формирования информационных продуктов в виде массивов документов (данных), которые впоследствии предоставляются пользователям (заказчикам) как информационные услуги.

Некоторые научно-правовые представления об информации воплотились в Законе об информации, который в ст. 2 определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Указанный выше закон комплексно регулирует отношения, складывающиеся по поводу информации, информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Комплексный характер проявляется в различной отраслевой принадлежности норм Закона об информации.

Статья 1 Закона об информации регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Информационные услуги предоставляются благодаря наличию разнообразных средств поиска, обработки и выдачи информации.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан.

Информационный продукт представляет собой совокупность данных, сформированную производителем для распространения в материальной или нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, — с помощью услуг.

Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Перечень услуг определяется объемом, качеством, сферой использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов. Информационный продукт — неовеществленный результат деятельности, который содержит в себе совокупность данных, сформированный производителем для распространения в материальной или нематериальной форме, предоставляющийся в пользование потребителю. Информационный продукт может быть как зафиксирован, так и не зафиксирован на материальном носителе.

Информационным продуктом являются данные, знания, а также программные средства их обработки. На рынке выделяются следующие виды информационных продуктов:

1) деловая информация, биржевая, финансовая, политическая и хозяйственная информация (котировки ценных бумаг, валютные курсы, данные о рыночной ситуации и т.п.), статистическая информация (социальная, демографическая, экологическая и т.д.), ком-

мерческая информация (по компаниям, продуктам, ценам, вакансиям и т.п.);

2) управленческие данные и сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений, рекламные сообщения;

3) информация для специалистов, или профессиональная информация, — специальные данные для юристов, врачей, метеорологов и т.д., научно-техническая информация, доступ к первоисточникам;

4) потребительская информация — новости и литература (информация служб новостей, электронные журналы, справочники, энциклопедии), бытовая и потребительская информация (расписание транспорта, заказ товаров и услуг и т.п.), развлекательная информация (игры, телетекст, видеотекст, объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции);

5) информация в виде компьютерных и некомпьютерных учебников, методических материалов, игры и т.п. для всех форм и ступеней образования;

6) обеспечивающие информационные системы и средства — программные продукты, технические средства, разработка и сопровождение информационных систем и технологий; научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок, консультирование по различным аспектам информационной индустрии, подготовка источников информации в виде баз данных;

7) информация, представляющая собой результат творческой деятельности людей, который предназначен для обеспечения досуга и получения удовольствия.

Необходимо отметить, что указанные выше информационные продукты могут передаваться потребителю (заказчику по договору) только лишь в том случае, если форма и вид информационного продукта соответствуют условиям договора.

Основная тенденция в области создания информационных технологий — усложнение и интеграция

всех видов информационных продуктов и услуг, слияние информации и средств развлечения.

Также, на наш взгляд, необходимо определить признаки информационной услуги, к которым следует отнести:

1) неустойчивость качества информационной услуги;

2) несохраняемость услуг;

3) отсутствие овеществленного результата;

4) невозможность гарантирования результата услуги исполнителем.

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что предмет договора возмездного оказания информационных услуг имеет комплексный характер. Предмет договора имеет ряд особенностей, на основании которых можно разграничить данный договор с иными смежными договорами по предоставлению информации. Договор возмездного оказания информационных услуг может иметь широкую сферу применения, т.е. регулировать отношения во многих областях человеческой деятельности. Следовательно, возникает необходимость детального правового урегулирования как самого договора, так и его предмета в частности.

1 См.: Пункт 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ.

2 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. — М., 1997. — С. 254.

3 См.: Гражданское право: В 2 т.: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во БЕК, 1999. - Т. 2. (Полутом 1). - С. 211.

4 См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 1997. - Ч. 2. - С. 9.

5 Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1968. - С. 201.

6 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1989. - С. 253.

7 Там же. - С. 698.

8 Далее - Закон об информации.

9 Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Вол-терс-Клувер, 2004. - Т 2. (Полутом 1). - С. 254.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ПРЕДПРИЯТИЙ

У.В. ГАЛКИНА

Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент Б.А. БУЛАЕВСКИЙ

Статья 1225 ГК РФ объектом гражданско-правовой охраны называет результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. В отношении этих результатов Гражданским кодексом признается особый вид прав - интеллектуальные права.

Интеллектуальные права включают (ст. 1226 ГК РФ) исключительное право, являющееся имущественным

правом, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). Таким образом, в отношении этой группы объектов возникают субъективные права трех видов:

1) исключительные права;

2) личные неимущественные права;

3) иные права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.