Научная статья на тему 'Проблемы возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений'

Проблемы возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кычина О.А.

Оценивается законодательство, регулирующее отношения в сфере возмездного оказания услуг. Раскрывается содержание договора, рассматривается его правовая форма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislation regulating the relations in the sphere of paid services is being discussed. The essence of contract and its legal form are shown.

Текст научной работы на тему «Проблемы возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений»

О. А. Кычина

ПРОБЛЕМЫ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ЗДАНИЙ

И СООРУЖЕНИЙ

Оценивается законодательство, регулирующее отношения в сфере возмездного оказания услуг. Раскрывается содержание договора, рассматривается его правовая форма.

В настоящее время визитной карточкой крупнейших городов мира становятся мега-здания и сооружения. В России за последние десять лет введено в эксплуатацию несколько десятков тысяч такого рода строений - деловых, торговых и развлекательных центров. В Москве возведено множество мостов через реку Москву, представляющих собой сложнейшие инженерные коммуникации. Ждут своего воплощения еще более крупные проекты.

Создание мега-зданий и сооружений породило небывалый спрос на услуги по их техническому обслуживанию. Теперь, когда происходит укрупнение бизнеса, уже построенные здания и сооружения собственники недвижимости отдают в доверительное управление. Собственники недвижимости, управляющие компании и есть потенциальные потребители услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений. В таких сделках они выступают заказчиками. В круг потребителей услуги входят и товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы.

Понятие «услуга» - не порождение новейшего времени. В классическом римском праве уже обнаруживаются детально разработанные договорные конструкции, опосредующие процесс оказания услуг. В праве Древнего Рима проводилось четкое разграничение между договором найма услуг и договором подряда. Основным отличием считалось наличие или отсутствие законченного результата деятельности исполнителя [7. С. 58].

После римских юристов услуги как правовой институт практически не рассматривались и не развивались вплоть до начала XIX в. В начале Х1Х в. услуги нашли свое кодифицированное выражение во Французском гражданском кодексе Наполеона 1804 г., а позднее - в Германском гражданском уложении 1900 г.

Первое законодательное закрепление услуг в России появляется в Своде законов гражданских, изданных в 1832 г., хотя разграничение между понятиями «услуга» и «работа» здесь отсутствует. Услуги не упоминались в законодательных актах России вплоть до 1993 г. Однако

понятие «услуга» активно обсуждалось в работах известных экономистов и правоведов.

В 1993 г. категория «услуга» впервые появилась в Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (п. 1 ст. 8). «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (п. 1 ст. 74).

Таким образом, Конституция РФ ставит услугу в один ряд с товарами и финансовыми средствами. Приравнивание услуг к товарам и финансовым средствам позволяет говорить о том, что услуга становится объектом гражданского права. Позднее это находит свое подтверждение и в Гражданском Кодексе РФ (ст. 128 ГК РФ): «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги...» Кроме того, в Гражданском кодексе 1995 г. появилась отдельная глава 39 «Возмездное оказание услуг», в которой содержится только пять статей. Статьи носят общий характер, не отражают специфику видов возмездных услуг и тем самым не обеспечивают в полной мере защиту прав участников обязательств по возмездному оказанию услуг. Поэтому практически необходимо каждый вид возмездного оказания услуг, в том числе и услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений, регулировать специальными нормативно-правовыми актами (федеральными законами).

Договор возмездного оказания услуг как правовая форма обязательств по техническому обслуживанию зданий и сооружений предусматривает, что исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить услуги. Как видим, определение расплывчато, носит общий характер, что не позволяет участникам гражданского оборота в данной сфере общественных отношений отличить понятие «услуга» от понятия «работа». Разграничение услуг и работ важно для четкого регулирования прав в этой сфере отношений.

В гражданско-правовой доктрине общим признаком, объединяющим договоры по возмездному оказанию услуг и одновременно отличающим их от договоров подряда, называют «отсутствие в овеществленной форме результата выполненной работы» [8. С. 489; 2. С. 396]. Другим признаком следует считать «характер интереса». Интерес заказчика в договоре возмездного оказания услуг «сводится к соверше-

нию действий» [1. С. 215]. «Результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения, составляющих вместе с ним единое целое. Поэтому при оказании услуг продается не сам результат, а действие к нему» [11. С. 119]. Третий отличительный признак сформулирован непосредственно законодателем. Статья 780 ГК РФ определяет, что услуги должны быть оказаны лично, т. е. они тесно связаны с личностью услугодателя. Четвертый признак - «характер результата». Результат возмездного оказания услуг не имеет овеществленной формы, утверждает гражданское право [4]. Следовательно, деятельность услугодателя - по договору возмездного оказания услуг - не воплощается в овеществленном результате [5. С. 633-634.]. Пятый признак - «гарантированность результата». Услугодатель не гарантирует достижение предполагаемого результата [5. С. 633-634]. Достижение предполагаемого результата может присутствовать только при договоре подряда.

Рассмотренные доктринальные признаки не выражают, однако, специфику отдельных видов возмездного оказания услуг, в том числе услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений. В практике арбитражных судов выделяется «полезный эффект» как признак возмездного оказания услуг.

По нашему мнению, признаками, отражающими специфику всех услуг, являются, во-первых, передача и потребление профессиональных знаний и, во-вторых, полезный эффект нематериального характера от применения профессиональных знаний. Профессиональные знания - это совокупность познаний в определенной области [10. С. 201]. В области технического обслуживания зданий и сооружений это знание инженерных систем зданий и сооружений, способов их технического обслуживания и др. Полезный эффект нематериального характера - то или иное поведение заказчика в зависимости от содержания полученных от исполнителя сведений.

Таким образом, под услугой понимается реализация и потребление профессиональных знаний, направленных на получение полезного эффекта нематериального характера. Это определение целесообразно внести в пункт 2 статьи 779 ГК РФ. С его помощью появляется возможность унифицировать понятие «услуга». Исходя из него можно сформулировать видовое определение услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений.

Услуга по техническому обслуживанию зданий и сооружений — это основанные на законе и/или договоре передача и потребление профессиональных знаний в данной области с целью получения полезного эффекта нематериального характера у заказчика. Передача

и потребление означают проведение комплекса мероприятий по техническому обслуживанию зданий и сооружений.

Комплексные мероприятия по договору возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию зданий с сооружений включают:

- фактические действия - проведение технического визуального осмотра специалистом здания, сооружения, оборудования, а также проведение технического осмотра с использованием технических средств;

- юридические действия - составление акта о проведении технического осмотра здания, сооружения; письменное уведомление заказчика о целесообразности проведения ремонта, об аварийном состоянии здания и сооружения, заключение сделок и т. д., выдача доверенности исполнителю на выполнение юридических действий; контроль исполнителя за проведением ремонтных и иных работ и т. д.

Условия по техническому обслуживанию зданий и сооружений определяются сторонами в договоре. Договор заключается путем составления единого документа и его подписания сторонами. Спор, связанный с заключением договора, по взаимному согласию сторон, передается на рассмотрение в суд. Сторонами договора возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений являются заказчик и исполнитель.

ГК РФ не устанавливает каких-либо ограничений в отношении субъектов обязательства (заказчика и исполнителя), в связи с чем исполнителем и заказчиком могут быть любые физические и юридические лица. Исполнителем по договору возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основании специального разрешения (лицензии) [п. 1 ст. 49 ГК РФ]. В штате исполнителя должно быть не менее 50% специалистов в области технического обслуживания с высшим образованием и опытом работы более 5 лет. Каких-либо ограничений в отношении заказчика гражданское законодательство не устанавливает.

Содержание договора составляет совокупность условий, по которым сторонами достигнуто соглашение [6. С. 431]. Одно из самых существенных - условие о предмете договора. Под предметом договора понимаются профессиональные знания по техническому обслуживанию зданий и сооружений, используемые при проведении комплекса мероприятий и направленные на достижение полезного эффекта нематериального характера. Полезный эффект нематериального характера в этом случае проявляется в выборе поведения заказчика в зависимости от содержания сведений, полученных от исполнителя. Например, заказчик может согласиться на рекомендованный исполнителем ремонт зданий и сооружений или отказаться от него и т. п. От этого зависят условия, при

которых здания и сооружения будут находиться в надлежащем состоянии, обеспечивающем их функциональное назначение (эксплуатацию).

В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ оплата услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений производится в порядке и в сроки, предусмотренные договором. За нарушение условий договора виновная сторона уплачивает другой стороне штраф в размере, определяемом в договоре.

Гражданским законодательством установлен порядок оплаты услуг при невозможности исполнения обязательств как по вине заказчика, так и при возникновении обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает. В случае невозможности исполнения, возникшем по вине заказчика, услуги - в соответствии с пунктом 2 статьи 781 ГК РФ -подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик - согласно пункту 3 статьи 781 ГК РФ - возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором.

Сроки исполнения договора возмездного оказания услуг определяются по соглашению сторон. Несмотря на то, что ГК РФ не содержит специальных правил о сроке действия договора, его определение имеет большое значение.

Заказчик имеет право:

- требовать от исполнителя надлежащего оказания услуг по техническому обслуживанию;

- осуществлять контроль за деятельностью исполнителя;

- расторгнуть договор.

Заказчик обязан:

- своевременно и в полном объеме оплатить услуги исполнителю;

- обеспечить допуск исполнителя в здание и сооружение;

- предоставлять исполнителю техническую документацию о здании и сооружении;

- выделить исполнителю помещение для технических целей.

Исполнитель имеет право:

- требовать своевременной и полной оплаты за оказанные услуги;

- требовать предоставления технической документации о здании и сооружении; допуска в здание и сооружение;

- расторгнуть договор.

Исполнитель обязан:

- надлежащим образом исполнять условия договора возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений;

- предоставлять заказчику отчетность о техническом состоянии зданий и сооружений; по поручению заказчика осуществлять контроль за проведением ремонтных работ в здании, сооружении.

Гражданское законодательство закрепило порядок изменения и расторжения договора возмездного оказания услуг. В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Руководствуясь пунктом 2 статьи 782 ГК РФ, исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Проведенные исследования и современная практика подтверждают, что для повышения эффективности в данной сфере гражданско-правовых отношений необходимо принять федеральный закон «О возмездном оказании услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений», в котором должна быть отражена специфика договора и его исполнения.

Список литературы

1. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть II. Текст, комментарий, алфа-витно-предметный указатель / Под ред. О. М. Козырь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова / МЦФЭР. М., 1996.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. М.: Омега-Л, 2003.

4. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2003.

5. Гражданское право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Т. 2. М.: ООО «ТК Велби», 2003.

6. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. 2-е изд., перераб. и доп. М: Юристъ, 2002.

7. Измайлов Е. В. Место договора на выполнение маркетинговых исследований в системе гражданско-правовых договоров // Юрист. 1999. № 8.

8. Иоффе О. С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975.

9. Новицкий И. Б. Римское право. М.: ТЕИС, 1997.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.

11. Романец Ю. Договоры возмездного оказания услуг // Закон. 1999. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.