с.
2. Матиевич, А. С. Исследование сущности и способов воспроизводства основных фондов [Электронный ресурс] / А.С. Матиевич // Вестник науки Сибири . 2015. №3 (4). Режим доступа: http://cyberlenmka.m/article/n/issledovame-suschnosti-i-sposobovvosproizvodstva-osnovnyh-fondov
3. Каверина О. Д. Управленческий учет: теория и практика : учебник для бакалавров / О. Д. Каверина; Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014. -488 с.
4. Агеева, О.А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник для академического бакалавриата / О.А. Агеева, Л.С. Шахматова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 245 с.
УДК:372.3 4
Мемедулаева Э.Э. обучающаяся группы ЗДО-3-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Аннотация: в статье раскрыта важность процесса предматематической подготовки детей старшего дошкольного возраста. Приобретая элементарные математические представления, ребенок старшего дошкольного возраста учится ориентироваться в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними. Полученные знания, умения и навыки дошкольник начинает применять на практике. Это позволяет ему связать процессы познания с окружающим миром, воспитывает положительные личностные качества и создает предпосылки для возникновения целостной картины мира.
Ключевые слова: предматематическая подготовка, математические представления, дети старшего дошкольного возраста.
Memedulaeva E.E., student of the group ZDO-3-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University" Russia, Republic of Crimea, Simferopol
PREMATHEMATICAL TRAINING OF PRESCHOOL CHILDREN AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract: the article reveals the importance of the process of pre-mathematical training of preschool children. Acquiring elementary mathematical concepts, a child of preschool age learns to navigate in a variety of properties of objects and the relationship between them. The acquired knowledge, skills and abilities preschooler begins to apply in practice. This allows him to connect the processes of knowledge with the world, brings up positive personal qualities and creates the prerequisites for the emergence of a holistic picture of the world.
Key words: pre-mathematical preparation, mathematical representations, children of the senior preschool age.
Важнейшей предпосылкой успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста и дальнейшего обучения в школе является уровень сформированности у них основ интеллектуальной культуры и таких качеств личности, как любознательность, произвольность, организованность, усидчивость, целеустремленность. Решение данной задачи осуществляет подготовка к обучению дошкольников математике.
Предматематическая подготовка, которая осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, представляет собой часть общей подготовки детей к школе и включает в себя формирование системы элементарных математических представлений. Методика формирования элементарных математических представлений состоит из следующих разделов: «количество и счет», «величина», «геометрические фигуры», «ориентировка во времени», «ориентировка в пространстве». Данные разделы, будучи взаимосвязанными между собой, формируют у старших дошкольников умения выделять в предметах и явлениях окружающей действительности такие их стороны, свойства и отношения, которые являются предметом изучения математики.
Изучению проблемы предматематической подготовки у детей старшего дошкольного возраста посвящены труды отечественных и зарубежных ученных, педагогов: Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушиной, Т.А. Мусейибова, В.П. Новикова, А.А. Столяр, В.Д. Яковенко.
Исследователи отмечают, что процесс предматематической подготовки влияет на формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста, а также его интеллектуальное развитие. Полноценное развитие и воспитание ребенка-дошкольника невозможно без сформированности у него математических знаний и умений.
Цель статьи: раскрыть важность процесса предматематической подготовки детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это период усиленного развития детей и знакомства их с большим количеством математических понятий Однако, стоит отметить, что данные представления являются для детей дошкольного возраста трудными в понимании, так как в их развитии принимают участие множество анализаторов, а именно: зрительный, кинестетический, слуховой
и осязательный. Приобретая элементарные математические представления, ребенок старшего дошкольного возраста учится ориентироваться в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними. Полученные знания, умения и навыки дошкольник начинает применять на практике. Это позволяет ему связать процессы познания с окружающим миром, воспитывает положительные личностные качества и создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания [2].
Предматематическая подготовка детей старшего дошкольного возраста происходит в основном на занятиях, когда дети находятся в коллективе сверстников. Посредством такой подготовки у детей развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникает активность и интерес к решению задач.
По мнению Р.К. Говоровой, одним из важнейших направлений воспитания детей, начиная уже с дошкольного возраста является - развитие умственных качеств, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют ребенку легко осваивать новое. На реализацию данной задачи должно быть направлено содержание и методы подготовки дошкольников, должны быть предложены различные способы развития мышления и применения полученных знаний в жизни [3]. Формирование мыслительных процессов в дошкольном возрасте происходит посредством предматематической подготовки, которая подразумевает и включает в себя следующее:
- формирование системы элементарных математических представлений и основных понятий («множество», «отношение», «число», «величина);
- формирование простейших навыков счета предметов, измерения расстояний, объемов жидкостей и сыпучих веществ условной меркой, умения выполнять вычисления при решении арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание;
- формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в процессе школьного обучения (овладения различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению);
- формирование сенсорных процессов и способностей (складываются представления об окружающем, о признаках и свойствах предметного мира: форме, величине, пространственном расположении предметов и их количестве);
- формирование начальных форм учебной деятельности (выработка умений слушать и слышать, действовать в соответствии с действиями педагога, понимать и решать учебно-познавательные задачи определенными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность) [1].
Гончарова М.А. указывала на то, что предматематическая подготовка
играет важную роль при становлении начальных форм учебной деятельности. Процесс подготовки к обучению математике способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умения слушать и слышать, действовать по определенному алгоритму, понимать и решать учебно-познавательные задачи различными способами, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность [4].
Немаловажным является и тот факт, что процесс формирования элементарных математических представлений способствует расширению и обогащению активного словарного запаса детей, совершенствованию грамматического строя речи и формированию связной речи. Для отражения количественного строя дети дошкольного возраста используют слова много, один, ни одного, сколько, столько, поровну, больше, меньше и т.д. При этом ребенок учится на интуитивном уровне согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Сравнение совокупностей предметов по количеству, а позже сравнение чисел требует построения и употребления довольно сложных речевых конструкций. В речевую форму преобразуются не только результаты познавательной деятельности, но и ее способы. Чем глубже осознаются математические связи, зависимости и отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи.
Отсюда следует вывод о том, что при формировании элементарных математических представлений во взаимосвязи с сенсорным, и мыслительными процессами происходит также и речевое развитие ребенка дошкольного возраста.
В общении со взрослыми и взаимодействии с окружающим миром ребенок знакомится с математическими категориями: счет, измерение, вычисление, ориентировка в пространстве и на местности. Данные группы понятий способствуют усвоению системы элементарных математических представлений и тем самым, формируют у старшего дошкольника основы анализа и синтеза, логики и мышления [5, с. 34].
Обобщая изученный по теме исследования материал, необходимо отметить, что предматематическая подготовка имеет важное значение в системе успешного обучения, воспитания и развития старших дошкольников и охватывает следующие аспекты работы с детьми:
- общепознавательный аспект, включающий в себя восприятие системы математических представлений, понимание математических категорий;
- познавательный аспект, включающий в себя работу по развитию знаний и умений в рамках основных разделов предматематической подготовки.
Использованные источники:
1. Богоявленская Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская, И.Л. Петухова // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред.
О.К. Тихомирова. - М.: АСТ, 2012. - 161 с.
2. Воспитание дошкольников / Под ред. А.С. Стасова. - М.: Академия, 2012. - 121 с.
3. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике / М.Я. Выгодский. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 396 с.
4. Гончарова М.А. Развитие у дошкольников математических представлений, воображения и мышления / М.А. Гончарова. М.: Антал, 2012. - 146 с.
5. Данилова В. Математическая подготовка в дошкольных учреждениях / В.Данилова. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 215 с.
616-035.1
Михеенко П. В. студент 3 курса лечебного факультета Омский Государственный Медицинский Университет Россия, Омск
ПСИХОНЕЙРОИММУНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА
И АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА Аннотация: Атопический дерматит-хроническое воспалительное заболевание кожи, характеризующееся нарушением функции эпидермального барьера, воспалительной инфильтрацией, обширным зудом и клиническим течением, определяемым симптоматическими вспышками и ремиссиями. Механизмы обострения заболевания до сих пор плохо изучены. Клиническое возникновение атопического дерматита часто связано с психологическим стрессом. Прогресс в выяснении нейроиммунных связей улучшит наше понимание того, как эмоциональный стресс влияет на атопический дерматит. Более того, фармакологические средства, модулирующие нейрональные рецепторы, являются привлекательными вариантами лечения не только атопического дерматита, но и других стрессовых воспалительных заболеваний кожи.
Ключевые слова: атопический дерматит, экзема, психологический стресс, нейрогенное воспаление, психонейроиммунология.
Mikheenko P. V. 3-year student of the medical faculty Omsk State Medical University Russia, Omsk
PSYCHONEUROIMMUNOLOGY OF PSYCHOLOGICAL STRESS AND
ATOPIC DERMATITIS.
Atopic dermatitis is a chronic inflammatory skin disease characterized by impaired epidermal barrier function, inflammatory infiltration, extensive pruritus and a clinical course defined by symptomatic flares and remissions. The mechanisms of disease exacerbation are still poorly understood. Clinical occurrence of atopic dermatitis is often associated with psychological stress.