УДК 372.34
Амет- Уста З.Р., к пед.н. доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь
Хайтазова Н.Р. обучающаяся группы ЗДО-5-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: в статье раскрыто логико-математическое развитие детей дошкольного возраста как важная задача дошкольного образования. логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах и являются характерными для более старшего возраста. Однако, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития логического мышления.
Ключевые слова: логико-математическое развитие, дети старшего дошкольного возраста, логические приемы, логическое мышление.
Amet-Usta Z.R., candidate of pedagogical .N.,
associate Professor of preschool education and pedagogy faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Haytazova N.R., student of the group ZDO-5-5-14 faculty of psychology and pedagogical education
GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University"" Russia, Republic of Crimea, Simferopol LOGICAL-MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF
PRESCHOOL AGE AS AN IMPORTANT TASK OF PRESCHOOL
EDUCATION
Abstract: the article reveals the logical and mathematical development of preschool children as an important task of preschool education. logical thinking is formed on the basis of imagery and is the highest stage of development of thinking. The achievement of this stage is a long and complex process, as the full development of logical thinking requires not only high activity of mental activity, but also generalized knowledge about the General and essential features of objects and phenomena of reality, which are fixed in words and are characteristic of an older age. However, the skills acquired in the preschool period will serve as the Foundation for knowledge and development of logical thinking.
Key words: logical and mathematical development, children of preschool age, logical methods, logical thinking.
Логико-математическое развитие дошкольников - это сдвиги и изменения в познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Другими словами, в методике математического развития дошкольников под развитием логики ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие умозаключения. Логическими приемами умственных действий являются: сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, абстрагирование, классификация, аналогия, систематизация.
Изучению проблемы развития логико-математического развития детей дошкольного возраста посвящены труды отечественных и зарубежных ученных, педагогов: Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушиной, Т.А. Мусейибова, В.П. Новикова, А.А. Столяр, В.Д. Яковенко. Исследователи отмечают, что сегодня нет ни одной программы математического развития дошкольников, которая не затрагивала бы вопрос о развитии логического мышления. Раскроем ниже задачи и содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста.
Цель статьи: раскрыть логико-математическое развитие детей дошкольного возраста как важную задачу дошкольного образования.
Логическое мышление - это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление; это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. В частности, это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий (дефиниция),
сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство.
Логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Подчеркивая значение математики в воспитании логического мышления, необходимо выделить общие положения организации такого воспитания:
- длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его повседневно;
- недопустимость погрешности в логике изложения и обосновании;
- вовлечение детей в постоянную работу по совершенствованию своего мышления, которая рассматривалась бы ими как личностно значимая задача;
- включение в содержание обучения системы определенных теоретических знаний, прежде всего, знаний о способах ориентировки в выполнении умственных действий.
Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются [4]:
1) свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления - способность к абстрагированию.
2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.
3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)
4) Пространственно- временные представления - наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).
5) Познание чисел и освоение действий с числами - важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.
Задачами логико-математического развития детей дошкольного возраста являются:
1. Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение.
2. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления.
3. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация).
4. Представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
5. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация).
6. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка.
7. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности и т.д. [3].
Умение логически мыслить включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д.
В свою очередь, логико-математическая компетентность дошкольника предполагает владение логическими приемами мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие умозаключения. Логическими приемами умственных действий являются: сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, абстрагирование, классификация, аналогия, систематизация. Рассмотрим их более детально.
Сравнение - мыслительная операция, которая состоит в сопоставлении познаваемых объектов по некоторому основанию с целью выявления сходства и различия между ними. Сравнение неотделимо от других мыслительных операций и осуществляется на основе определенных качеств и свойств (анализ) с последующим установлением связи между ними (синтез) [5].
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение является переходом на более высокую ступень абстракций путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых понятий, законов, теорий. Обобщение обеспечивает мышлению определенность и последовательность. Обобщение осуществляется на основе абстракции.
Абстракция - форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей.
Классификация - логическая операция распределения предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове - названии группы - общих признаков.
Систематизация - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Систематизации предшествуют анализ, синтез, обобщение, сравнение [2; 5].
Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
Синтез - это соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему). Синтез - одна из основных мыслительных операций. Это связано с тем, что характерной особенностью восприятия является целостность; понятие формируется путем синтезирования отдельных существенных признаков предметов и явлений; синтез включается в творческую деятельность мышления и воображения по созданию нового образа; на основе синтеза происходит объединение компонентов в процессе формирования двигательного навыка. Синтез неразрывно связан с анализом и не существует отдельно от него, а также с обобщением, систематизацией, сравнением, вместе с которыми составляет логический аппарат мышления и способствует более глубокому познанию действительности [1].
Суждение - форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно каких-то объектов, предметов, явлений. Суждения бывают истинные и ложные; общие, частные и единичные; утвердительные и отрицательные.
Умозаключение - умственное действие, в результате которого из одного или нескольких известных и определенным образом связанных суждений получается новое суждение.
Доказательство - это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже не вызывает сомнений. В доказательстве различаются тезис - утверждение, которое нужно доказать, и основание, или аргументы, - те утверждения, с помощью которых доказывается тезис [5].
Таким образом, логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие
логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах и являются характерными для более старшего возраста. Однако, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития логического мышления.
Использованные источники:
1. Богоявленская Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская, И.Л. Петухова // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: АСТ, 2012. - 161 с.
2. Воспитание дошкольников / Под ред. А.С. Стасова. - М.: Академия, 2012. - 121 с.
3. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике / М.Я. Выгодский. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 396 с.
4. Гончарова М.А. Развитие у дошкольников математических представлений, воображения и мышления / М.А. Гончарова. М.: Антал, 2012. - 146 с.
5. Данилова В. Математическая подготовка в дошкольных учреждениях / В.Данилова. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 215 с.