Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ ГАРАНТИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НПО'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ ГАРАНТИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НПО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / КОРПОРАТИВНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / НАДЕЖНОСТЬ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД / АСВ / NON-GOVERNMENTAL PENSION FUND / CORPORATE PENSION PROGRAMS AND INDIVIDUAL PENSION PROGRAMS / RELIABILITY / NON-GOVERNMENT PENSION PROVISION AND COMPULSORY PENSION INSURANCE / GUARANTEE FUND / DEPOSIT INSURANCE AGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев Михаил Александрович, Голубева Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрена специфика действующей системы правового регулирования гарантия прав и интересов вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов. Также даны предложения по основным направлениям совершенствования действующего законодательства для обеспечения большего учета интересов. Предложения будут интересны не только специалистам в данной сфере, но и потребителям услуг негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афанасьев Михаил Александрович, Голубева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPOSALS FOR THE SYSTEM OF GUARANTEE OF CORPORATE AND INDIVIDUAL PROGRAMS NON-STATE PENSION PROVISION

The article considers the specificity of the current system of legal regulation of the guarantee of the rights and interests of depositors and participants of non-state pension funds. Also, proposals are made on the main areas for improving the current legislation to ensure greater consideration of interests. Proposals will be of interest not only to specialists in this field, but also to consumers of non-state pension funds services for non-governmental pension provision and compulsory pension insurance.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ ГАРАНТИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НПО»

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» // Российская газета. N 70. 04.04.2016.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. N 140. 30.06.2015.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Верховного Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Российская газета. N 109. 21.05.2010.

5. Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда РФ от 05.04.2011 по делу № А65-1798/2010-СГ3-13 // СПС «Консультант Плюс».

6. Определение Верховного Суда РФ от 31.07. 2017 по делу №А40-125977/2013 // СПС «Консультант Плюс»

7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2008 г. № 1051/08 // СПС «Консультант Плюс»

8. Скловский К.И. Сделка и ее действие (3-е издание). Комментарий главы 9 ГК РФ (понятие, виды и форма сделок. Недействительность сделок) // СПС «Консультант Плюс»

9. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. N 209-210, 02.11.2002; N 145, 06.07.2018.

10. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.10.2017 № 308-ЭС15-6280 // СПС «Консультант Плюс»

11. Решение Арбитражного Суда Брянской области по делу № А09-9146/2013 от 25 ноября 2014 года // СПС «Консультант Плюс»

12. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.09.2014 г. № 310-ЭС14-79 // СПС «Консультант Плюс»

13. Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа от 15.06.2015 № Ф03-1898/2015 по делу № А51-17166/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

14. Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2015 № 303-ЭС15-2858 по делу № А51-7114/2012 // СПС «Консультант Плюс»

15. Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 по делу № 301-ЭС16-20128 // СПС «Консультант Плюс»

References and Source

1. Opredelenie Sudebnoj Kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda RF ot 6 oktyabrya 2015 g. № 5-KG15-124 // SPS «Konsul'tant Plyus»

2. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 24.03.2016 № 7 «O primenenii sudami nekotoryh polozhenij Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii ob otvetstvennosti za narushenie obyazatel'stv» // Rossijskaya gazeta. N 70. 04.04.2016.

3. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 23.06.2015 № 25 «O primenenii sudami nekotoryh polozhenij razdela I chasti pervoj grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. N 140. 30.06.2015.

4. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF i Verhovnogo Arbitrazhnogo Suda RF ot 29 aprelya 2010 g. № 10/22 «O nekotoryh voprosah, voznikayushchih v sudebnoj praktike pri razreshenii sporov, svyazannyh s zashchitoj prava sobstvennosti i drugih veshchnyh prav» // Rossijskaya gazeta. N 109. 21.05.2010.

5. Postanovlenie Prezidiuma Verhovnogo Arbitrazhnogo Suda RF ot 05.04.2011 po delu № A65-1798/2010-SG3-13 // SPS «Konsul'tant Plyus».

6. Opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 31.07. 2017 po delu №A40-125977/2013 // SPS «Konsul'tant Plyus»

7. Postanovlenie Prezidiuma Vysshego Arbitrazhnogo Suda RF ot 8 aprelya 2008 g. № 1051/08 // SPS «Konsul'tant Plyus»

8. Sklovskij K.I. Sdelka i ee dejstvie (3-e izdanie). Kommentarij glavy 9 GK RF (ponyatie, vidy i forma sdelok. Nedejstvitel'nost' sdelok) // SPS «Konsul'tant Plyus»

9. Federal'nyj zakon ot 26.10.2002 № 127-FZ «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» // Rossijskaya gazeta. N 209-210, 02.11.2002; N 145, 06.07.2018.

10. Opredelenie Sudebnoj kollegii po ehkonomicheskim sporam Verhovnogo Suda RF ot 09.10.2017 № 308-EHS15-6280 // SPS «Konsul'tant Plyus»

11. Reshenie Arbitrazhnogo Suda Bryanskoj oblasti po delu № A09-9146/2013 ot 25 noyabrya 2014 goda // SPS «Konsul'tant Plyus»

12. Opredelenie Sudebnoj kollegii po ehkonomicheskim sporam Verhovnogo Suda RF ot 16.09.2014 g. № 310-EHS14-79 // SPS «Konsul'tant Plyus»

13. Postanovlenie Arbitrazhnogo Suda Dal'nevostochnogo okruga ot 15.06.2015 № F03-1898/2015 po delu № A51-17166/2012 // SPS «Konsul'tantPlyus».

14. Opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 21.07.2015 № 303-EHS15-2858 po delu № A51-7114/2012 // SPS «Konsul'tant Plyus»

15. Opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 13.06.2017 po delu № 301-EHS16-20128 // SPS «Konsul'tant Plyus»

ЖУКОВ ЕВГЕНИИ НИКОЛАЕВИЧ - старший преподаватель кафедры гражданского права Северо-Кавказского филиала

Российского государственного университета правосудия.

КИРЕЕВА Е.В. - помощник судьи Арбитражного суда Краснодарского края.

ZHUKOV, EVGENIY N. - Senior Teacher, Department of Civil Law of the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Zhukov.e@mail.ru).

KIREEVA, E.V. - Assistant to the judge of the Arbitration Court of Krasnodar Region (e.kireeva@mail.ru)/

УДК 347.4

афанасьев м.а., голубева т.ю. предложения по системе гарантирования корпоративных и индивидуальных программ нпо

Ключевые слова: Негосударственный пенсионный фонд, корпоративные пенсионные программы и индивидуальные пенсионные программы, надежность, негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование, гарантийный фонд, АСВ.

В статье рассмотрена специфика действующей системы правового регулирования гарантия прав и интересов вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов. Также даны предложения по основным направлениям совершенствования действующего законодательства для обеспечения большего учета интересов. Предложения будут интересны не только специалистам в данной сфере, но и потребителям услуг негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию.

AFANASYEV, MA., GOLUBEVA, T.Yu. PROPOSALS FOR THE SYSTEM OF GUARANTEE OF CORPORATE AND INDIVIDUAL PROGRAMS NON-STATE

PENSION PROVISION

Keywords: non-governmental pension fund, corporate pension programs and individual pension programs, reliability, nongovernment pension provision and compulsory pension insurance, guarantee fund, Deposit Insurance Agency.

The article considers the specificity of the current system of legal regulation of the guarantee of the rights and interests of depositors and participants of non-state pension funds. Also, proposals are made on the main areas for improving the current legislation to ensure greater consideration of interests. Proposals will be of interest not only to specialists in this field, but also to consumers of non-state pension funds services for non-governmental pension provision and compulsory pension insurance.

В Конституции Российской Федерации закреплено положение о приоритете норм международного права над нормами законодательства РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). В данном контексте, применение международных стандартов позволит российской системе НПО адаптироваться в общемировом процессе глобализации пенсионного обеспечения. Международной ассоциации пенсионных регуляторов (INPRS (International Network of Pension Regulators and Supervisors учреждена в апреле 2000 г. в целях содействия развитию частных пенсионных систем, созданию адекватных систем регулирования и в целях обмена информацией; членами являются более 130 пенсионных регуляторов из различных стран; административная поддержка INPRS осуществляется Секретариатом ОЭСР) были сформулированы международные стандарты Основные принципы регулирования частных пенсионных схем. Хотя эти принципы не имеют характера правовых норм, в национальном праве они могут воплощаться в юридических нормах и претворяться в жизнь. В этом и суть этих принципов - в их применимости к реалиям государств с разными правовыми системами.

Международные принципы регулирования частных пенсионных схем включают в себя 15 принципов. Все они тесно взаимосвязаны и составляют единую систему.

Так, в статье 12 «Механизмы страхования» предусмотрено: «Потребность в страховании и (или) в других гарантийных схемах на случай банкротства должна быть тщательно оценена. Эти механизмы могут быть рекомендованы в некоторых случаях, но только в рамках адекватной системы. Можно поддерживать механизмы группового страхования и перестрахования».

Вначале выделим основные риски, с которыми в своей деятельности сталкиваются российские негосударственные пенсионные фонды:

- инвестиционные (государственный дефолт 1998 г., снижение индексов мирового и российского фондового рынка 2008 г., инвестиции в малоликвидные активы группа НПФ Мотылева, санация банка «Открытие» и т.п.). А также инвестиционно-актуарные в случае применение НПФ неадекватной гарантированной ставки доходности и на длительную перспективу при выплате пожизненной пенсии;

- демографические (увеличение фактической продолжительности жизни пенсионеров при выплате пожизненных пенсий);

- операционные (технические ошибки при расчете размера пенсий разнесения дохода на счета и т.д.).

Соответственно, национальное законодательство должно иметь в своем арсенале ряд инструментов обеспечивающих защиту интересов всех сторон правоотношений по негосударственному пенсионному обеспечению.

В Федеральном законе от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) предусмотрен ряд норм призванный обеспечить гарантии исполнения обязательств негосударственного пенсионного фонда перед его Участниками и Вкладчиками:

- статья 20. «Страховой резерв фонда» предусматривает что: «Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками фонд создает страховой резерв, который подлежит обособленному учету». Данная норма призвана минимизировать все возможные риски: инвестиционные, демографические и операционные, но его размер 5% от размера резервов покрытия пенсионных обязательств, а это обстоятельство не всегда может

позволить нивелировать последствия рисков (Активы НПФ в 2008 г. снизились на 20-30% вследствие падения индекса РТС и ММВБ).

- Статья 21. Актуарное оценивание деятельности фонда определяет: «Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года». Осуществляется оценка текущих и будущих обязательств фонда перед Вкладчиками, Участниками, результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов, а также результаты актуарного оценивания исполнения обязательств фонда перед участниками в условиях прекращения поступления взносов вкладчиков. Эта норма призвана минимизировать только риски демографические. На данный момент только у некоторых НПФ возникают проблемы (т.к. в большинстве своем НПФ выплачиваются срочные пенсии). Но в перспективе данная проблема будет становиться актуальней (т.к. за последние 20 лет продолжительность жизни пенсионеров увеличилась на 7 лет). Также ЦБ РФ не было выявлено заведомо недостоверных актуарных заключений.

- Статья 22. Аудит отчетности устанавливает: «Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить аудит». Ежегодному аудиту подлежат ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения, бухгалтерская (финансовая) отчетность фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, выплат правопреемникам, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов». Данная норма призвана минимизировать только операционные риски. И ее суть сводится к тому, что дать представление Вкладчикам и Участникам что текущая финансовая отчетность соответствует реальному положению дел в НФП. На данный момент на практике ЦБ РФ не было выявлено недостоверных аудиторских заключений.

- Статья 23. Объединенные гарантийные фонды и страхование определяет: «В целях обеспечения исполнения обязательств перед участниками и застрахованными лицами фонды вправе создавать на добровольной основе объединенные гарантийные фонды. Фонды вправе участвовать в обществах взаимного страхования, а также заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств фондов перед участниками. На средства гарантийных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам фондов, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности». Данная норма призвана минимизировать все возможные риски: инвестиционные, демографические и операционные, однако на практике данная норма не была реализована ни одним НПФ и соответственно является «мертвой».

Вместе с тем действующим законодательством предусмотрен прямой механизм гарантий исполнения обязательств НПФ по обязательному пенсионному страхованию. Так в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» предусмотрено, что оператором системы гарантий является ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее - ГК «АСВ»).

ГК «АСВ» в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и соответствующим решением Арбитражного суда осуществляет функции ликвидатора НПФ по всем направлениям деятельности (по обязательному пенсионному страхованию, негосударственному пенсионному обеспечению и профессиональному пенсионному обеспечения).

Статьей 186.7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определен следующий порядок удовлетворения обязательств НПФ перед вкладчиками, участниками:

в первую очередь - требования участников НПФ, в отношении которых выплачивается пожизненная негосударственная пенсия путем выделения ее из состава пенсионных резервов

активов для формирования выплатного фонда, достаточного для выполнения указанных обязательств;

во вторую очередь - требования по выплате выкупной суммы участникам, в отношении которых осуществляется выплата срочной негосударственной пенсии;

в третью очередь - требования вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда - физических лиц;

в четвертую очередь - требования вкладчиков негосударственного пенсионного фонда -юридических лиц;

в пятую очередь - требования иных кредиторов (правопреемников, наследников и т.п.), подлежащие удовлетворению за счет пенсионных резервов в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

ГК «АСВ» по результатам конкурсного отбора принимается решение о передаче обязанности по выплате пожизненно назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов Фонда другому НПФ. Так в 2017 г. вследствие отзыва ЦБ РФ лицензий у ряда НПФ была проведена целая серия конкурсов по передаче таких обязательств от АО «Негосударственный Пенсионный Фонд «Торгово-промышленный пенсионный фонд», АО Негосударственный пенсионный фонд «Первый национальный пенсионный фонд», АО «Негосударственный Пенсионный Фонд «МЕЧЕЛ-ФОНД» к АО «Негосударственный пенсионный фонд «САФМАР».

i. Оператор: Учитывая вышеизложенное только ГК «АСВ» можно рассматривать в качестве единого оператора осуществляющего реализацию механизмов государственных гарантий по исполнению обязательств НПФ не только перед застрахованными лицами, но и перед участниками и вкладчиками. Участие других операторов и гарантийных фонды при отсутствии соответствующего политического веса будет малоэффективно и будут только мешать или запутывать процесс удовлетворения требований участников и вкладчиков НПФ.

ii. Источники финансирования гарантийного фонда: У НПФ, в отличие от банковской сферы, с 1999 г. формировался страховой резерв в размере 5 % от размера резервов покрытия пенсионных обязательств. Данный источник может послужить основным вкладом в создаваемый гарантийный фонд. Впоследствии возможно предусмотреть регулярные (номинированные в %% от пенсионных резервов или размера пенсионных взносов) отчисления НПФ в гарантийный фонд по аналогии с банковской системой. Также государство в лице ЦБ РФ или ГК «АСВ» должны нести субсидиарную или солидарную ответственность за то обстоятельства что некогда весьма ликвидные ценные бумаги, купленные обоснованно НПФ из-за действий самого ЦБ РФ или из-за не надлежащего контроля одномоментно становятся неликвидом.

iii. Диверсификация гарантийного фонда и отчислений в него: Вполне очевидно, что гарантийных фонд должен быть не для всех одинаков, он должен завесить от особенностей работы НПФ и пожеланий его Вкладчиков т.к. у НФП могут возникнуть различные виды рисков:

1. В зависимости от вида пенсионных схем:

- с установленными взносами или с установленными выплатами,

- срочные пенсии или пожизненные пенсии (применяемая таблица смертности),

- страховые или сберегательные принципы (пенсия срочная, но не наследуемая или пожизненная, но с гарантированным периодом наследования и т.п.).

2. В зависимости от видов инвестиционных стратегий:

- ставка доходности гарантированная (важно понимать: какой ее размер ранее принимался при определении обязательств и какой ее размер на данный момент),

- ставка доходности фактическая (риски минимальны),

- ставка доходности фактическая, но не может быть менее гарантированной доходности (стратегия для НПФ рискованная),

- рейтинги эмитентов ценных бумаг (чем ниже рейтинг, тем больше риски дефолта),

- структура портфеля НПФ (соотношение: акций или облигаций, либо валютных и рублевых инструментов и т.п.).

3. В зависимости от результата заключения независимых профессиональных специалистов:

- аудитора,

- актуария (сейчас актуарий может быть аффилированным с НПФ лицом, что может быть почвой для конфликта интересов).

4. В зависимости от наличия Договор страхования ответственности директоров, должностных лиц и компании (Полис D&O) и уровня страховика.

5. В зависимости от статуса НПФ (АО или некоммерческая организация), а также от надежности и стабильности акционера НПФ.

Так как в соответствии с п.2 ст.67.3. Гражданского кодекса РФ предусмотрен дополнительных механизм гарантий исполнения НПФ (акционерного общества) обязательств перед Участниками и Вкладчиками (акционер НПФ несет субсидиарную ответственность по долгам Фонда). А вот учредители Фонда (некоммерческой организации) не отвечают по обязательствам фонда (п.4 ст.4 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в ред. действующей для некоммерческих организаций).

iv. Механизмы исполнения обязательств по выплате пенсий и выкупных сумм: В

зависимости от вида обязательств НПФ (выплата пенсий или выкупной суммы) и выбранной вкладчиком инвестиционной стратегии необходимо предусмотреть диверсифицированную систему исполнения ГК «АСВ» обязательств НПФ, а не по принципу единого «котла».

В первую очередь необходимо сохранять обязательства по выплате всех уже назначенных пенсий (вне зависимости от срока их выплаты) путем их передачи другому НПФ (возможно на конкурсной основе). А то получается дискриминация пенсионеров по признаку срока получения пенсии. Также должно быть понятно, что для удовлетворения требований второй очереди может не остаться ликвидных активов и выплачивать выкупные суммы будет уже не из чего.

Также становится актуальным вопрос для вкладчиков, которые осознанно выбирали из представленных НПФ инвестиционных стратегий. Их выбор сводился к консервативной инвестиционной стратеги (с привлечением дополнительной службы риск-менеджмента международной управляющей компании, кредитных рейтингов эмитентов и т.п.). Будет весьма нелогично удовлетворять требования вкладчиков выбравших более рискованную инвестиционную стратегию (с неликвидными активами) за счет активов вкладчиков выбравших консервативный портфель (с высоколиквидными активами).

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014, №31. Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»// Собрание законодательства РФ. №19, 11.05.1998. Ст. 2071.

4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. Ст. 6987. № 52 (часть I).

5. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002, №43. Ст.4190.

6. https://www. asv.org. ru/liquidation-npf/416548

7. https://www. asv.org. ru/liquidation-npf/410212/

8. https://www. asv.org. ru/liquidation-npf/news/488252/

References and Source

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) // Sobranii zakonodatel'stva RF. 04.08.2014, №31. St. 4398.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya): feder. zakon ot 30.11.1994 № 51-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1994. № 32. St. 3301.

3. Federal'nyj zakon ot 7 maya 1998 goda N 75-FZ «O negosudarstvennyh pensionnyh fondah»// Sobranie zakonodatel'stva RF. №19, 11.05.1998. St. 2071.

4. Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 N 422-FZ «O garantirovanii prav zastrahovannyh lic v sisteme obyazatel'nogo pensionnogo strahovaniya Rossijskoj Federacii pri formirovanii i investirovanii sredstv pensionnyh nakoplenij, ustanovlenii i osushchestvlenii vyplat za schet sredstv pensionnyh nakoplenij» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 30.12.2013. St. 6987. № 52 (chast' I).

5. Federal'nyj zakon ot 26.10.2002 №127-FZ «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 28.10.2002, №43. St.4190.

6. https://www.asv.org.ru/liquidation-npf/416548

7. https://www. asv.org.ru/liquidation-npf/410212/

8. https://www.asv.org.ru/liquidation-npf/news/488252/

АФАНАСЬЕВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридиеских наук, доцент, кафедра трудового права и социального обеспечения ИПиНБ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Заведующий кафедрой юридических дисциплин, Декан юридического факультета Еврейского университета. ГОЛУБЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры трудового права и социального обеспечения ИПиНБ, федеральный судья в отставке.

AFANASYEV, MIKHAIL A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Labor Law and Social Security, Russian National Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Head of the Department of Legal Disciplines, Dean of the Law Faculty of the Hebrew University (m_afanasev@mail.ru) GOLUBEVA. TATIANA Y. - Senior Lecturer, Department of Labor Law and Social Security, IPiNB, federal retired judge (nikadrug@mail.ru)

УДК 342.56

пономаренко е.в. роль судебной власти в обеспечении духовно-нравственных

благ и общечеловеческих ценностей

Ключевые слова: духовно-нравственные блага, общечеловеческие ценности, человек как ценность, судебная система, судебная власть.

Духовно-нравственные блага и общечеловеческие ценности - это не материальные объекты, которые составляют социально-ценностную основу общественных отношений для всех сфер жизнедеятельности человека в праве, экономике, политике, познании, творчестве. Средства и способы обеспечения духовно-нравственных благ и общечеловеческих ценностей достаточно многообразны, но чаще всего во всем цивилизованном мире представление о них связывается с деятельностью судебной системы. «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законами» - это положение, содержащееся во Всеобщей декларации прав человека, определяет содержание деятельности судов — неотъемлемой части государства.

PONOMARENKO, E.V.

ROLE OF JUDICIAL AUTHORITY IN PROVIDING THE SPIRITUAL AND MORAL BENEFITS

AND UNIVERSAL VALUES

Keywords: spiritual and moral benefits; universal values; human as the value; judicial system; judicial power.

Spiritual and moral benefits and universal values are not material objects, they make social and valuable basis of publish relations for all spheres of person's activity in law, economy, policy, knowledge, creativity. Means and ways of providing spiritual and moral benefits and universal values are rather diverse, but most often in all civilized word the idea of them contacts with activity of judicial system. «Each person has the right for effective restoration in the rights by competent national courts in cases of violation of his basis rights provided to him by the constitution or laws» - this is situation which is contained in the World declaration of human rights determines the content of courts - an integral part of the state.

Духовно-нравственные блага и общечеловеческие ценности получили закрепление в Конституции РФ. Они нашли выражение в присоединении нашей страны к Международному Биллю о правах человека (1948), Международному пакту о гражданских и политических правах (1976), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1976). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, все международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Человеческое измерение определено и нормативно закреплено в международных нормативно-правовых документах, Конституции РФ. В Конституции установлено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2); «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими»; «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18); «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17). В приведенных статьях обобщающий критерий «человеческое измерение» получил конкретизацию и представлен в виде общих правил поведения (действия), адресованных всем субъектам права. Человеческое измерение изменяет подход к содержанию права. Для человека имеют значение не нормы сами по себе, а те ценности, которые посредством их закрепляются, реализуются, отражаются [1; с.28-29]. Такими жизненно важными ценностями и выступают духовно-нравственные, общечеловеческие ценности.

Духовно-нравственные блага и общечеловеческие ценности - это не материальные объекты, составляют социально-ценностную основу общественных отношений для всех сфер жизнедеятельности человека в праве, экономике, политике, познании, творчестве. Они являются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.