УДК 34 ББК 67
DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-114-119 © Оганов А.А., 2021
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИБЕРПРОСТРАНСТВА
Андрей Айрапетович Оганов, старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУУР МВД России, кандидат юридических наук
(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследуются проблемы противодействия киберпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием киберпространства.
Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию, не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной. Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти.
Ключевые слова: киберразыскные мероприятия, информационные, основополагающие, направления, законодательные предложения, совершенствование, международное сотрудничество, киберпреступления, неуригулирован-ность, транснациональность, кибернасилие, киберугрозы, оперативно-розыскное законодательство, актуальность, ки-берпространство, несовершеннолетние, законы.
PROPOSALS TO COMBAT CYBERCRIME AGAINST MINORS USING CYBERSPACE
Andrey A. Oganov, Senior Detective Officer for Particularly Important Cases of the GUUR of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Legal Sciences
(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana Publishing House) E-mail: [email protected]
Abstract. The saturation of the modern information and educational environment with destructive information harmful to the development of children is becoming disastrous. Children and adolescents, by age, do not have the ability to filter the quality of information. They do not have criteria for the distinction, they see no dangers and are not aware of the risks, accept all the information, not realizing that it can be illegal, unethical, unreliable, harmful. Information impact is becoming the main lever for managing people. Modern information and communication technologies (ICT) are changing not only the structure of relations, but also the way people live, thinking, the functioning mechanisms of the family, public institutions, and authorities.
Keywords: cyber-search events, informational, fundamental, directions, legislative proposals, improvement, international cooperation, cybercrime, lack of regulation, transnationality, cyber violence, cyberthreats, operational-search legislation, relevance, cyberspace, minors, cyber-search measures, laws.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Оганов А.А. Предложения по противодействию киберпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием киберпространства. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):114-119.
Киберпространство — Среди всех вызовов и угроз правам детей и несо-
это важнейший инструмент хаоса ош1айн и офлайн. вершеннолетних внешнего характера данная ситуация
Андрей Оганов является основной. Она связана с возможными ущемлениями таких базовых прав, как право на безопасность,
жизнь подростка, свободу общения онлайн и офлайн. В таких условиях представляется важным сосредоточиться на консолидации внутренних сил, способных обеспечить соблюдение прав и свобод российских детей подростков в киберпространстве, а также на развитии взаимодействия и сотрудничества с омбудсменами (уполномоченными по правам человека и ребенка) зарубежных государств, которые, будучи независимыми институтами, как правило, дистанцируются от проблемы компьютерных преступлений в отношении несовершеннолетних с использованием Сети.
Основными основополагающими документами в сфере защиты прав детей являются: Конституция РФ, Федеральные законы1, нормативные акты Президента2 и Правительства РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Всеобщая декларация прав человека, определения Конституционного Суда РФ, постановления Верховного Суда РФ, Доктрина информационной безопасности РФ3, Конвенция совета Европы4, Конвенция «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими5», Европейская конвенция о репатриации несовершеннолетних6, Международная Конвенция о правах ребенка7, Декларация прав ребенка8, а также Евро-
комиссии9, факультативные протоколы к Конвенции10, постановления11, конференции, собрания, конгрессы, форумы, сессии, заседания, ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты12, участником которой является и Российская Федерация, где основная идея заключается в защите прав и свобод детей и подростков.
Россия шаг за шагом продолжает укреплять правовой каркас прав и свобод детей и подростков, в том числе и при непосредственном участии института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации13. Несмотря на законодательное обеспечение борьбы с преступлениями, связанными с Интернетом, проблема неразрешима без выработки конкретных направлений в тесном сотрудничестве различных ведомств. В настоящее время действия субъектов оперативно-разыскной деятельности не адекватны угрожающим тенденциям распространения криминализированной киберинформации, что не позволяет в полной мере влиять на процессы, происходящие в криминогенной среде.
Причем негативное влияние на состояние борьбы с преступлениями в сфере киберпреступности в отношении детей и подростков оказывают низкий уровень
1 ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», вступивший в силу 1 сентября 2012 года; ФЗ от 24.07.98 г. № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ; ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015).
2 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
3 Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
4 Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (Заключена в г. Ланса-роте, Испания, 25.10.2007).
5 Конвенция «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими» от 12 сентября 1923 года — международное соглашение, направленное на борьбу с порнографией. Предложено Лигой Наций и подписано в Женеве. В 1947 году была принята поправка к соглашению. В соглашении участвуют 56 стран. Ратифицирована Законом РК от 21 мая 2013 года № 96-У
6 Европейская конвенция о репатриации несовершеннолетних (ets п 71) (Заключена в г. Гааге 28.05.1970).
7 Международная конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка. В 1989 году Конвенция была принята резолюцией 44/25 Генассамблеи ООН. Вступила в силу 2 сентября 1990 года — после того, как ее ратифицировали двадцать государств. Состоит из 54 статей. В 2002 году были приняты два протокола к конвенции — об участии их в вооружённых действиях и о торговле и малолетней проституции. Важным является то, что был создан специальный контрольный орган за осуществлением и защитой прав несовершеннолетних — Комитет ООН по правам ребенка. Третий протокол, вступивший в силу в 2012 году, дает возможность органу рассматривать жалобы на нарушения Конвенции.
8 Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386
(XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
9 Европейская Конвенция Совета Европы по киберпреступлениям (по компьютерным преступлениям). Будапешт. 23 ноября 2001 года.
10 Факультативный протокол к Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка», касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г. 25 с.; Конвенция ООН О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 декабря 1923 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 9. М., 1954. С. 100-105.
11 Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 758 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»; Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 758 «О Правилах хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях, предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года».
12 Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению».
13 Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», вступивший в силу 1 сентября 2012 года.
профессиональной подготовки оперативных работников, зачастую не умеющих совмещать свои знания в оперативно-розыскной деятельности со смежными науками психологией, этнопсихологией, этнологией и киберологией; отсутствие теоретических разработок по тактике и методике использования возможностей оперативно-розыскной деятельности и киберразыск-ных мероприятий в пресечении действий в сети Интернет; наличие многих неурегулированных вопросов в практике межгосударственного сотрудничества в области использования результатов ОРД; невысокая оперативная осведомленность об криминализированных интернет-сайтах, интернет-ресурсах и их участниках; отсутствие знаний и навыков киберразыскных мероприятий внутри Сети.
Из Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской федерации за 2017 год говорится, что в почте Уполномоченного немало обращений по вопросам недостаточности в обществе профилактики сексуальных домогательств в отношении несовершеннолетних. Существенное увеличение количества таких преступлений обуславливает актуальность усиления мер защиты детей от сексуального насилия. За 2017 год Следственный комитет Российской Федерации возбудил 7011 уголовных дел, по которым пострадавшими являются дети (при этом из 9600 несовершеннолетних, ставших объектами половых посягательств, 1800 — это дети до 10 лет), в 2016 году — 5835. В том числе большое количество таких преступлений связано с активной деятельностью несовершеннолетних в сети Интернет. С учетом новых вызовов современности актуальными являются предложения об обучении несовершеннолетних в рамках специальных дисциплин основам интернет-безопасности, умению распознавать криминальный риск в киберпространстве.
Отличительной чертой статистики киберправо-нарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних в глобальной сети, является фиксация совершенных в отношении них преступлений только в случае их раскрытия, т.е. когда устанавливается ви-новный-кибернасильник, тем самым затрудняя вести полный и тщательный контроль.
Главной нерешенной причиной и проблемой является то, что киберправонарушители-иностранцы, совершающие преступления в сети Интернет в отношении несовершеннолетних, находятся под разными юрисдикциями мировых стран, и зачастую их задержание практически становится невозможным, так как они находятся за пределами РФ.
Из Выступления Министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской
Федерации, которое состоялось 26 февраля 2020 года, стало понятно, что повышенное внимание уделялось выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий. Министр рассказал, что данная проблема актуальна для большинства развитых стран мира. По данным ООН, в последние годы она приобрела глобальный характер в связи с цифро-визацией всех сфер жизнедеятельности человека. Рост криминальных деяний данного вида оказал значительное влияние на динамику и структуру преступности в целом. Их доля в общем массиве достигла почти пятнадцати процентов и продолжает расти. Для своевременного реагирования на киберпреступления принимались меры по развитию взаимодействия с кредитными организациями, провайдерами, операторами связи и владельцами интернет-сервисов. Несмотря на объективные сложности, МВД России последовательно наращивает усилия в борьбе с ^-преступностью.
Однако, учитывая масштабы распространения киберпреступлений, разнообразие схем и методов их совершения, отсутствие единых алгоритмов выявления и раскрытия, мерами исключительно организационного и оперативно-разыскного характера добиться кардинального улучшения ситуации невозможно. Новые подразделения должны быть не только укомплектованы профессионально подготовленными кадрами, но и оснащены современным высокотехнологичным оборудованием, для чего понадобятся значительные бюджетные средства.
В связи с этим, совершенствуя законодательство о гарантиях соблюдения и защиты прав несовершеннолетних, целесообразно внести изменения и дополнения в законодательство, касающиеся дополнительных механизмов противодействия киберпреступности в отношении детей и подростков в информационно-телекоммуникационных сетях.
В современной России сформировано хотя и не идеальное, но достаточно разветвленное и добротное законодательство о правах ребенка, которое в целом соответствует самым высоким международным стандартам и постоянно совершенствуется. Следуя этому курсу, будут приниматься новые законы и правовые акты, благодаря которым в будущем искоренится данный вид компьютерной преступности.
Анализируя характерные черты отдельных кибер-преступных проявлений в отношении несовершеннолетних, и исследуя данную проблему в диссертационных трудах, автор предлагает для противодействия им использовать возможности оперативно-розыскного и киберразыскного характера, как в документировании преступной деятельности, так и в проведении оперативно-розыскных и киберразыскных мероприятий, а
также формировании и рассмотрении предложений на законодательных уровнях, например:
Неконкретность и неполнота законодательных актов в сфере противодействия киберпреступности в отношении несовершеннолетних снижает эффективность правоприменительной практики.
Недостаточный комплекс принимаемых государственных мер, связанных с противодействием кибер-преступности в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей уменьшает результативность правовой деятельности.
Рассмотреть вопрос об ответственности за размещение противоправной информации в отношении несовершеннолетних в сети Интернет администраторов сайтов и о возможности переадресации пользователя, осуществляющего поиск запрещенных сведений, на специализированные ресурсы, содержащие информацию о запрете, в том числе, с целью учета лиц, осуществляющих поиск.
Внести в законодательство изменения, регламентирующие ответственность (административную, штрафные и иные санкции) владельцев интернет-сайтов, социальных сетей, провайдеров, хостинговых компаний (в зависимости от ситуации) за отсутствие должного контроля с их стороны за распространяемыми иными лицами на их ресурсах материалами, запрещенными к обороту на территории Российской Федерации (например, детская порнография), а также информации, отнесенной законом к причиняющей вред здоровью и развитию детей. Практика ответственности интернет-провайдеров и хостинговых компаний за «недонесение» о запрещенном контенте существует, например, в США. Так, любое лицо — будь то администратор сайта или представитель компании услуг связи, которому в силу осуществления им своих рабочих обязанностей стало известно о запрещенном контенте, размещенном в сети Интернет (например детской порнографии, переписке пользователей на тему педофилии и т.д.) обязан копировать и предоставить данную информацию в виде сообщения со скрин-шотами, IP-адресами пользователей и любой другой информацией, которая может помочь изобличить преступника, в некоммерческую организацию «Национальный Центр разыскиваемых и эксплуатируемых детей» (дословный перевод названия организации). В основе данной организации лежит общественный договор между правоохранительными органами США и любыми коммерческими или некоммерческими организациями, которые могут поспособствовать в получении информации о пропавших или сексуально эксплуатируемых детях (в постоянные партнеры NcMec входят такие корпорации как Google,
Yahoo, Facebook, Microsoft и другие). После такого сообщения администратор сайта должен заблокировать запрещенный контент.
Обновить российское законодательство по вопросам, связанным с использованием в качестве доказательств, сведений, полученных негласным путем. Аналогичные требования предъявляются и к фото- и видеоматериалам, полученным в сети Интернет. Исходя из смысла ст. 84 УПК РФ, в качестве вещественных доказательств, полученных с использованием оперативно-розыскных мероприятий, могут приниматься и иные носители информации (например, порнографические фото- и видеоматериалы, контенты, переписки, чаты, форумы, социальные сети, содержащие сексуальный контент в отношении несовершеннолетних в сети Интернет др.). Для успешного раскрытия киберпреступлений данного вида это является немаловажным фактором, так как зачастую получить доказательства преступной деятельности можно, только используя негласные методы работы с использованием Сети и проведением киберразыскных мероприятий. Следовательно, полученная таким способом оперативная киберинформация должна каким-либо образом стать доказательством и использоваться в уголовном судопроизводстве.
Исследование в киберпространстве деятельности лиц, совершающих киберпреступления в отношении несовершеннолетних показало, что их участники распространяют материалы порнографического характера, фото- и видеоконтенты, тексты в отношении несовершеннолетних, используя разные виды кибер-преступности (груминг, кибербуллинг и др.)1, пропагандируют данную продукцию, призывают (провоцируют) к размещению в Сети запрещенных материалов, а также создают интернет-ресурсы для распространения своих фото- и видеоматериалов, в частности, для своего общения с подобными лицами, для обмена и оценки своих криминализированных деяний в Сети и в жизни, поэтому, необходимо применение организационно-административных и тактических мер по блокировки криминализированных интернет-ресурсов и аккаунтов криминализированных активистов в социальных сетях.
Выработать механизм мер профилактического и воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних за распространение своих интимных
1 Груминг — это установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальные отношения. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), преступник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Кибербуллинг - это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала.
фото- и видеоматериалов, контентов и иной интернет-продукции с целью предотвращения и противодействия противоправным деяниям в сети Интернет.
Внести дополнения и изменения в имеющиеся нормативные акты, а также, в дальнейшем, разработать федеральный закон, который бы полно определил понятийный аппарат противодействия кибернетическим угрозам в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, путем проведения специальных киберразыск-ных и технических мероприятий.
В ст. 6 Оперативно-розыскных мероприятий ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года № 144 ФЗ добавить шестнадцатым пунктом «Проведение киберразыскных мероприятий1», независимо от изменений и дополнений, которые были внесены Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-Ф3 (п. 15 «Получение компьютерной информации») с целью выполнения указанными мероприятиями разных функций в киберпространстве и офлайн.
Для достижения значительных и всеобъемлющих результатов по выявлению, предупреждению, раскрытию и сопровождению киберпреступлений в отношении детей и подростков в сети Интернет, подбору и внедрению киберконфидентуры, проведению необходимых оперативно-разыскных и киберразыскных мероприятий в таких теневых сетях, как: DarkNet, VPN2,
1 Киберразыскные мероприятия — это кибернетические поисковые действия, проводимые внутри киберпространства, направленные на выявление и получение компьютерной информации с использованием специальных навыков, знаний и методов понимания информационно-телекоммуникационного пространства, как особого инструментария информационного поиска криминализированной информации в отношении детей и подростков, а также лиц, посягающих на их жизнедеятельность, для проведения дальнейшего анализа и использования полученных криминализированных интернет-сведений в оперативных целях, а также в последующем применении в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве.
2 Запрет на VPN. Федеральный закон от 29.07.2017 N 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Установлен
запрет на обеспечение использования в РФ информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и компьютерных программ для получения доступа к запрещенным информационным ресурсам; с целью исполнения владельцами таких сетей, систем и программ указанного запрета им будет предоставляться доступ к информационному ресурсу Роскомнадзора, содержащему сведения о запрещенных информационных ресурсах; за неисполнение соответствующего требования Роскомнадзора в течение 30 дней будет устанавливаться ограничение доступа к информационным ресурсам, предоставляющим доступ к сетям, системам и программам, используемым для обхода блокировок; на операторов поисковых систем возложена обязанность прекращать выдачу ссылок на заблокированные информационные ресурсы. Кроме того, отменены положения закона, регулирующие распространение блогерами общедоступной информации в Интернете. Однако, этого недостаточно для эффективной борьбы, так как все равно данные сети функционируют и нет никакого контроля. Причиной того, отсутствие Киберполиции, как специального подразделения МВД и спецслужб, которые занимались бы данными вопросами и борьбой с преступлениями, совершенными в Интернете и контролировали соблюдение правил поведения во киберпространстве.
Tor, I2P, Freenet, социальных сетях, чатах и иных интернет-ресурсах, необходимо сформировать специальные подразделения в каждом субъекте РФ, и утвердить их на кадровом и законодательном уровнях.
Внести коррективы в систему подготовки обучения сотрудников правоохранительных органов специальных знаний и навыков по противодействию ки-берпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей с учетом включения в деятельность образовательных учреждений системы достижений науки в области информационно-телекоммуникационных сетей, информационных технологий, информационного киберпространства, киберологии, вебологии и психологии.
Разработать государственную политику противодействия интернет-преступности в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, определив стратегическую направленность для принятия действенных мер. Одним из направлений совместной борьбы с компьютерной преступности в отношении детей и подростков может стать создание специализированной межгосударственной структуры. В Казахстане, Азербайджане3, Украине, Лондоне, США и в нескольких других государствах и странах уже давно существует киберполиция, которая реализовывает эти функции. Создание международной организации по борьбе с компьютерными преступлениями в отношении несовершеннолетних будет способствовать эффективности межгосударственного сотрудничества в данной области. В частности, государства, не обладающие высококвалифицированными кадрами и развитыми системами коммуникаций, смогут обращаться к ней за помощью.
Предложить проект закона, в котором прописаны новые правила уголовного надзора, связанные с ки-берпреступностью в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, где, например, разбирается вопрос, по которому любое общение и киберпереписка интимного содержания между взрослым и несовершеннолетним с использованием информационно-телекоммуникационных сетей предусматривало уголовное наказание.
Наладить ежегодное взаимодействие на международных уровнях оперативных сотрудников правоохранительной деятельности, ведущих борьбу с ки-берпреступностью в отношении детей и подростков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей путем проведения международных семи-
3 Ямбулатова Н. В МВД Азербайджана создано управление по борьбе с киберпреступностью. URL: http://www.crime-research.ru (дата обращения: 01.04.2009).
наров, конференций, собраний, конгрессов, форумов, заседаний и т.д.
Не теряет актуальности проблема недостаточного правового просвещения детей и подростков по проблеме киберпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием сети Интернет, по вопросам защиты прав и свобод ребенка. В связи с этим необходимо проведение при поддержке Минобрнауки России единого открытого урока «Права и безопасность ребенка в киберпространстве» для школьников всей России, а также разработка учебного курса «Права и безопасность ребенка в киберпространстве» для российских школ. Это позволит повысить правовую культуру и уровень знаний наших детей и подростков о правах и средствах их защиты в киберсреде.
Важнейшим направлением было бы проведение региональных и международных семинаров, конференций, собраний, конгрессов, форумов, заседаний, в которых необходимо участие руководителей правоохранительной, исполнительной, законодательной и судебной власти, с целью детального разъяснения сути и злободневности проблемы, о надобности специальной подготовки правоохранительных органов, психологов в системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также организации правоохранительными органами и психологическими службами профилактической работы с родителями, их детьми, социальным окружением ребенка и т.д.
Представленная тема исследования киберпреступ-ности в отношении детей и подростков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей является актуальной и востребованной для изучения и решения данной проблемы в обществе, а также содержит информацию о состоянии и проблемах детей и подростков в киберпространстве, их родителей, нашего будущего в Российской Федерации, о мерах,
которые могут быть приняты государством по противодействию киберпреступности в отношении несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях, по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, по правовому просвещению и международному сотрудничеству в области прав детей и подростков, по формированию эффективной системы государственной правозащиты в субъектах Российской Федерации.
На основании изложенного, с целью предупреждения и предотвращения всех видов киберпреступности в отношении детей и подростков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей необходимо обратить внимание на указанные предложения и при взаимодействии правительства России, депутатов Государственной Думы, Уполномоченного по правам человека, Минобрнауки России и МВД России осуществить их материализацию, а также включить в совместный план работы вопрос — «О состоянии и мерах по профилактике и предупреждению кибер-преступности в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».
Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение, выявление и профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних с использованием сети Интернет, требуют постоянного совершенствования и тщательной коррекции в зависимости, как от общей ситуации, так и в соответствии с частными случаями.
Общение офлайн — это роскошь будущего человечества.
Андрей Оганов