Научная статья на тему 'Основные направления по противодействию киберпреступлениям в отношении несовершеннолетних с использованием киберпространства'

Основные направления по противодействию киберпреступлениям в отношении несовершеннолетних с использованием киберпространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
972
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
закономерности / подходы / взаимодействия / активизировать / ограничивать / инструктивно-нормативное / информационные / основные / направления / совершенствование / взаимосогласованность / международное сотрудничество / киберпреступления / неуригулированность / транснациональность / кибернасилие / унификация / кибер-угрозы / оперативно-разыскное законодательство / актуальность / киберпреступность / киберпространство / несовершеннолетние / кибер-разыскные мероприятия. / patterns / approaches / interaction / enhance / restrict / instructional and regulatory / informational / basic / direction / improvement / consistency / international cooperation / cybercrime / neuregulirovannost / transnationalist / hibernacula / unification / cyber threats / operational- investigative legislation / currency / cybercrime / cyberspace / minors / cyber investigative activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Айрапетович Оганов

Исследуется актуальная проблема киберпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Информационная среда основывается на предметности культуры общества и выступает как фактор развития ребенка, образующий динамическую систему взаимодействий участников информационного пространства. Параметрами информационной среды выступают ценностно-целевые установки, определяющие вектор воздействия, насыщенность (ресурсный потенциал), структурированность (способ и средства организации функционирования), виды и формы коммуникации в медиапространстве, эффекты воздействия, в том числе развивающие эффекты. Системообразующим основанием выделения и операционализации критериев стало требование создания оптимальных психологических условий личностного и умственного развития ребенка. Признаком нарушения информационной безопасности стало содержание или форма коммуникативного акта, инициированного или проектируемого образовательными ресурсами, выступающими как факторы риска нарушения психического развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Айрапетович Оганов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY AREAS FOR COUNTERING CYBERCRIME AGAINST MINORS USING CYBERSPACE

The actual problem of cybercrime against minors with the use of information and telecommunication networks is investigated. The information environment is based on the objectivity of the culture of society and acts as a factor in the development of the child, forming a dynamic system of interactions of participants in the information space. The parameters of the information environment are value-target settings that determine the vector of impact, saturation (resource potential), structuring (method and means of organization of functioning), types and forms of communication in the media space, impact effects, including developmental effects. The requirement of creation of optimum psychological conditions of personal and mental development of the child became the systemforming basis of allocation and operationalization of criteria. The content or form of the communicative act initiated or projected by the educational resources acting as risk factors of violation of mental development of children became a sign of violation of information security.

Текст научной работы на тему «Основные направления по противодействию киберпреступлениям в отношении несовершеннолетних с использованием киберпространства»

УДК 343 ББК 67.4

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10161 © А.А. Оганов, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИБЕРПРОСТРАНСТВА

Андрей Айрапетович Оганов,

старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУУР МВД России, полковник полиции, кандидат юридических наук

(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследуется актуальная проблема киберпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Информационная среда основывается на предметности культуры общества и выступает как фактор развития ребенка, образующий динамическую систему взаимодействий участников информационного пространства. Параметрами информационной среды выступают ценностно-целевые установки, определяющие вектор воздействия, насыщенность (ресурсный потенциал), структурированность (способ и средства организации функционирования), виды и формы коммуникации в медиапространстве, эффекты воздействия, в том числе развивающие эффекты.

Системообразующим основанием выделения и операционализации критериев стало требование создания оптимальных психологических условий личностного и умственного развития ребенка. Признаком нарушения информационной безопасности стало содержание или форма коммуникативного акта, инициированного или проектируемого образовательными ресурсами, выступающими как факторы риска нарушения психического развития детей.

Ключевые слова: закономерности, подходы, взаимодействия, активизировать, ограничивать, инструктивно-нормативное, информационные, основные, направления, совершенствование, взаимосогласованность, международное сотрудничество, киберпре-ступления, неуригулированность, транснациональность, кибернасилие, унификация, кибер-угрозы, оперативно-разыскное законодательство, актуальность, киберпреступность, киберпространство, несовершеннолетние, кибер-разыскные мероприятия.

KEY AREAS FOR COUNTERING CYBERCRIME AGAINST MINORS USING CYBERSPACE

Andrey A. Oganov,

Senior Detective Officer for Particularly Important Cases of the GUUR of the Ministry of the Interior of Russia, police colonel, Candidate of Law

(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. The actual problem of cybercrime against minors with the use of information and telecommunication networks is investigated.

The information environment is based on the objectivity of the culture of society and acts as a factor in the development of the child, forming a dynamic system of interactions of participants in the information space. The parameters of the information environment are value-target settings that determine the vector of impact, saturation (resource potential), structuring (method and means of organization of functioning), types and forms of communication in the media space, impact effects, including developmental effects.

The requirement of creation of optimum psychological conditions of personal and mental development of the child became the system-forming basis of allocation and operationalization of criteria. The content or form of the communicative act initiated or projected by the educational resources acting as risk factors of violation of mental development of children became a sign of violation of information security.

Keywords: patterns, approaches, interaction, enhance, restrict, instructional and regulatory, informational, basic, direction, improvement, consistency, international cooperation, cybercrime, neuregulirovannost, transnationalist, hibernacula, unification, cyber threats, operational-investigative legislation, currency, cybercrime, cyberspace, minors, cyber investigative activities.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Оганов А.А. Основные направления по противодействию киберпреступлениям в отношении несовершеннолетних с использованием киберпространства. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):193-9.

Наиболее привлекательный из найденных адресов адресует к давно не существующему сайту.

Законы Мерфи

При сегодняшнем уровне развития телекоммуникационных и информационных технологий мы

зачастую не имеем возможности оградить несовершеннолетних от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у них искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные, жиз-

ненные установки. Необходимо постоянно разрабатывать нормативные акты Федерального закона, направленного на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, а также вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение.

В противодействии киберпреступности в отношений несовершеннолетних с использованием Сети, необходимо внести следующие предложения:

• повысить эффективность научного обеспечения деятельности по противодействию киберпре-ступности в отношений детей и подростков с использованием киберпространства [1];

• совершенствовать систему правоприменения и разработать новые формы и методы борьбы с данным видом кибер-зла;

• с целью формирования у детей, подростков и молодежи духовно-нравственных качеств активизировать информационно-просветительскую работу, раскрывающую ценность семьи, как основы социализации и нормальной жизнедеятельности личности, а также пропаганду здорового образа жизни в СМИ;

• на законодательном уровне предусмотреть уголовную и административную ответственность организаций провайдеров, за допущение распространения в сети Интернет порнографического контента и текстовых публикаций, пропагандирующих культ жестокости, насилия, наркомании, алкоголизма, сексуальной распущенности и скрытой рекламы проституции;

• в тесты полиграфических исследований лиц, поступающих на работу в государственные учреждения Министерств: образования, здравоохранения, культуры и спорта, в обязательном порядке включать вопросы на выявление склонности к педофилии. При положительном результате, под персональную ответственность осуществляющих проверку должностных лиц, информация должна в обязательном порядке направляться в правоохранительные органы;

• в целях ужесточения предварительной проверки всех категорий лиц, поступающих на работу в

государственные учреждения Министерств: образования, здравоохранения, культуры и спорта, от технического персонала до руководителей, создать общедоступную Федеральную базу лиц, ранее судимых за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних;

• Минобрнауки России разработать систему обязательного тестирования учащихся школьными психологами на предмет выявления фактов возможного совершения в отношении несовершеннолетних действий сексуального характера с последующим обязательным информированием правоохранительных органов.

• ограничивать доступность несовершеннолетних к информационным порталам и ресурсам в сети Интернет, чем активно пользуются педофилы, втираясь к ним в доверие и т.д.;

• активизировать работу правоохранительных органов по инициативному выявлению преступлений данной категории не только в специализированных отделах, но и во всех оперативных подразделениях территориальных отделов внутренних дел, а также во всех регионах России;

• оживлять позиции отдельных граждан, сообщающих в правоохранительные органы о совершаемых или выявленных преступлениях.

• усилить законодательный уровень контроля за ранее судимыми, отбывавшими наказание за аналогичные преступления.

• изменить кадровые позиции на местах, как в количественном, так и качественном плане, так как это отражается на эффективности работы;

• наладить взаимодействие между оперативными и другими службами органов внутренних дел, в том числе с оперативными подразделениями ФСИН России;

• проводить эффективные профилактические работы со стороны подразделений полиции общественной безопасности в отношении лиц, ранее судимых, привлекавшихся к административной ответственности, злоупотребляющих алкогольными напитками, ведущих асоциальный образ жизни, склонных к насилию над детьми;

• в полном объеме использовать возможности ОПБ, БСТМ, УОРИ МВД России;

• осуществлять качественный подбор специализированного аппарата по данной линии;

• организовывать должное оперативное прикрытия детских учреждений;

• разработать дополнительные меры по совершенствованию закона о геномной регистрации [2], создание общей систематизированной базы, а также активизировать работу по использованию имеющихся в ЭКЦ (ЭКП) МВД России учетов.

• проводить рабочие встречи, совещания и совместные научно-практические мероприятия с представителями Следственного комитета РФ, с целью организации совместного контроля за ходом раскрытия преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности в отношении несовершеннолетних, а также киберпреступлений в отношении них с использованием сети Интернет;

• осуществлять работу по организации совместных разработок с региональными подразделениями уголовного розыска при постоянном взаимодействии с оперативными подразделениями БСТМ, ОПБ и ФСИН России;

• при выездах в командировки организовывать совместные совещания, рабочие встречи для обеспечения постоянного обмена информацией между службами о нераскрытых киберпресту-плениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних и лицах, к ним причастных;

• разработать специальный алгоритм действий по использованию кибер-розыскных мероприятий в сети Интернет и их документированию, с целью оказания практической помощи регионам в раскрытии киберпреступлений в отношении детей и подростков и задержании лиц, их совершивших;

• сконструировать методические рекомендации, например, — «Методика выявления и документирования преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершаемых с использованием сети «Интернет»;

• принимать участие в заседании рабочей группы, сформированной в целях выработки мер по совершенствованию механизма выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с деятельностью лиц, скло-

няющих несовершеннолетних к суицидальному поведению посредством оказания психологического воздействия через Интернет и социальные сети на базе БСТМ МВД России; • осуществлять взаимодействие с БКБОП СНГ1, например, (предоставлении информации из ЭКЦ МВД России в ГУУР МВД Республики Узбекистан о проверке генотипа преступника — письмо о предоставлении информации из ЭКЦ МВД Республики Казахстан о проверке генотипа преступника, причастного к серии изнасилований, или письмо об оказании содействия в направлении запроса в МВД Республики Казахстан по проведению мероприятий, направленных на установление в социальной сети «ВКон-такте» и т.д.).

Также хочется отметить, что в настоящее время не существует ни релевантной статистики, отражающей реальную картину состояния киберпреступ-ности в отношении несовершеннолетних в сети Интернет, ни надежных методов сбора таких данных. И дело не только в отсутствии единообразия национального уголовного законодательства стран в сфере борьбы с киберпреступностью в отношении детей и подростков и разной практике его применения, различиях в формировании уголовной статистики и особенностях правоохранительной системы.

Наибольшая часть киберпреступлений в отношении несовершеннолетних с использованием интернет-пространства остается за рамками статистики — можно с уверенностью утверждать, что в официальные отчеты попадает лишь 30, в лучшем случае 40% совершенных преступных деяний. Это объясняется тем, что «потерпевшие — родители детей и подростков» предпочитают не сообщать в правоохранительные органы о совершенных в отношении их детей преступлениях, чтобы не придать огласки общественности и не попасть под обсуждения родственников, близких, друзей и т.д. Другие жертвы киберпреступлений в отношении детей не сообщают о них, понимая, что найти виновных и компенсировать нанесенный ущерб будет очень сложно.

1 Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств—участников Содружества Независимых Государств создано на основании Решения Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года.

В настоящее время информационная безопасность в отношении несовершеннолетних рассматривается государствами, как одна из приоритетных задач в сфере национальной безопасности и международной политики, при этом концепция информационной безопасности детей включает как защиту пользователей сетей, так и защиту государства и его критических инфраструктур. Однако, поскольку ни одно государство не может защитить себя, принимая меры только на национальном уровне, для комплексного противодействия кибер-преступности в отношении детей и подростков необходимы:

• гармонизация уголовного законодательства о киберпреступлениях в отношении несовершеннолетних на международном уровне;

• разработка на международном уровне и импле-ментация в национальное законодательство процессуальных стандартов, позволяющих эффективно расследовать преступления в глобальных информационных сетях, получать, исследовать и представлять электронные доказательства с учетом трансграничности этих преступлений;

• отлаженное сотрудничество правоохранительных органов при расследовании киберпресту-плений в отношении детей и подростков на оперативном уровне;

• механизм решения юрисдикционных вопросов в киберпространстве.

Таким образом, международное сотрудничество является ключевым моментом в ликвидации правового вакуума, существующего между развитием киберпреступности в отношении несовершеннолетних в сети Интернет и реагированием на них законодательства. Процесс выработки мер на международном уровне, как показывает опыт, сам по себе является комплексной проблемой. Однако это единственный путь надежной защиты от электронных посягательств и эффективной борьбы с киберпре-ступлениями данной категории.

Следует отметить, что понятие «вред» в контексте причинения вреда несовершеннолетнему с точки зрения законодательства может включать в себя целый ряд различных действий. Отдельной статьи, которая была бы посвящена исключительно нанесению вреда ребенку или подростку, в УК нет.

Основополагающими направлениями решения

этой проблемы являются:

• разработка государственной политики предупреждения киберправонарушений в отношении несовершеннолетних в сети Интернет, основные положения которых, должны быть закреплены законодательно, а также внести предложения по изменению законодательства РФ и статьи УК РФ по противодействию преступлений, связанных с информационно-телекоммуникационной сетью в отношении несовершеннолетних и педофилии;

• выработать предложения органам власти о создании онлайнового центра защиты детей от эксплуатации, который будет заниматься созданием систем отслеживания сексуального домогательства и криминализированных деяний вне зависимости от страны, откуда они выходят в интернет, и предоставлять информацию властям;

• постоянно осуществлять взаимодействии органов внутренних дел со специалистами виртуального пространства и операторами связи, так как оббьем и содержание предоставляемых сведений о пользователях услугами интернета и связи, а также порядок обращения к профессионалам виртуального мира и операторам связи, не в полной мере позволяют органам внутренних дел эффективно и мгновенно реагировать, и решать поставленные перед ними задачи в борьбе с киберпреступностью в отношении детей и подростков с использованием Сети;

• поставить вопрос об отнесении применения интернет-технологий при совершении любых киберпреступлений в отношении несовершеннолетних к числу отягчающих обстоятельств, внеся соответствующие изменения в ст. 63 УК РФ (Обстоятельства, отягчающие наказания). Чтобы всякий раз, когда с помощью Интернета совершалось или организовывалось преступление в отношении ребенка либо облегчалось его совершение, это учитывалось при назначении наказания;

• должна быть введена персональная ответственность владельцев сайтов и социальных сетей за размещение информации, пропагандирующей либо облегчающей совершение суицида. При этом ответственность за подстрекательство к

самоубийству с использованием Интернета не должна зависеть от наличия конкретных жертв. Напомним, что в настоящее время привлечь виновное лицо к ответственности можно лишь в том случае, когда удалось установить наличие с его стороны подстрекательных действий в отношении жертвы; • разработать программы предфильтрации для компьютеров детей и подростков, то есть автоматическое определение в режиме реального времени содержимого запрашиваемой пользователем страницы и ее оценка — если интернет-страница содержит запрещенную информацию, система автоматически ее блокирует. В рамках основополагающего и комплексного подхода к борьбе с киберпреступностью в отношении несовершеннолетних в киберпространстве должны решаться следующие общие и частные научно-практические задачи:

1. Выявление объективных закономерностей, причин и условий кибернасилия над детьми. Акцент должен быть сделан на фиксацию динамики и прогностическую составляющую познания, так как только такой подход способен реально формировать комплекс профилактических мероприятий и, в конце концов, привести к тому, что основным полем деятельности законодательной власти и правоохранительных органов станет не расследование совершенных киберзлодеяний, а их предотвращение.

2. Создание единого информационно-координационного центра, ведущего сбор, анализ и переработку информации. Данный центр должен работать в тесном контакте и взаимодействии с законодательными, исполнительными, судебными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации и т.д.

3. Разработка и постоянное совершенствование методик выявления и расследования подобных преступлений. Взаимодействие с правоохранительными органами в данном контексте должно осуществляться как в форме непосредственного внедрения методик в аналитическую, оперативно-розыскную и следственную деятельность, так и через создание системы специализированных учебных заведений и курсов переподготовки, повышения квалификации действующих сотрудников.

Борьба с преступными проявлениями подразумевает различные подходы.

Просматриваются два принципиальных направления:

1) максимально эффективное предупреждение, профилактика, предотвращение самой возможности правонарушений в Сети в отношении детей и подростков;

2) ориентация на выявление и пресечение совершенных преступных кибердеяний в отношении несовершеннолетних.

Данный вид киберпреступности, является тем преступлением, которое можно и нужно пытаться предотвратить. Следовательно, основные усилия в борьбе с этим криминальным злом необходимо направить на создание максимально неблагоприятных условий для совершения кибеправонарушений.

Если говорить о видах интернет-преступности в отношении детей, то с точки зрения борьбы с ним следует выделить два уровня противодействия. Первый уровень связан с комплексом мероприятий, всячески сужающих пространство для кибер-насилия и затрудняющих (или делающих невозможным) его осуществление. Этот комплекс мер в большей своей части направлен против всех видов кибернасилия в отношении детей. Второй уровень противодействия связан с учетом специфики конкретных видов кибернасилия и подразумевает направленную детализацию законодательных, правоохранительных и информационно-общественных мер.

Первый уровень мер противодействия может включать в себя следующие крупные направления работы: научно-исследовательское, законодательное, инструктивно-нормативное, правоохранительное, корпоративное, общественно- информационное, индивидуальное.

1. Научно-исследовательское направление. Работа в данной сфере связана с целым рядом задач, включающих в себя сбор информации, ее аналитическую обработку и классификацию, определение на этой основе реальной картины состояния дел и перспективное прогнозирование развития ситуации. Эта работа имеет смысл лишь при четкой интеграции ее результатов в законодательную деятельность и правоохранительную практику. Законодательные предложения, анализ применения дей-

ствующего законодательства, экспертиза законов и в целом весь круг правового обеспечения противодействия мошенничеству чрезвычайно важно организовать как единый, иерархически выстроенный, компетентный и, в случае необходимости, быстродействующий механизм.

Важно обеспечить также максимально эффективную работу по взаимоувязыванию различных отраслей законодательства и координацию законотворчества и правоприменения на европейском и мировом уровнях, в рамках двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений, договоров, конвенций и т.д.

Первыми шагами в этом направлении должны стать:

• комплексная экспертиза с участием ученых и практических работников законодательства на предмет максимально возможного сокращения возможностей для кибердеяний в отношении ребенка;

• регулярное внесение поправок в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», связанных с развитием Интернета. В тексте самого Закона необходимо дать однозначные определения понятий, таких как: интернет-сайт, сервер, провайдер, контент, хостинг, спам и т.п., имея в виду перспективу создания специального закона об Интернете;

• согласование законодательства России с международным (прежде всего, связанным с пресечением трансграничного кибернасилия детей), в том числе проведение мероприятий по реализации в России положений Европейской Конвенций, Доктрин, Деклараций и других правовых законодательств.

Необходимо продумать систему правовой ответственности субъектов сети Интернет (владельцев сайтов, доменов) вне зависимости от их гражданства и страны проживания [3].

Важным результатом научно-исследовательской работы является адаптированный перенос ее результатов в практику работы всей правоохранительной системы. Тесная координация здесь должна осуществляться уже на этапе сбора информации (в частности, регистрации киберпреступлений в отношении детей и подростков, получение оперативной инфор-

мации, сигналов и т.д.). Отсюда же вытекает настоятельная потребность максимально широкого оповещения общества о результатах изучения феномена кибернасилия через самые разные каналы: средства массовой информации, Интернет, образовательные учреждения, общественные организации и т.д.

2. Законодательное направление включает в себя создание и постоянное совершенствование законодательных норм по борьбе с киберпреступ-ностью в отношении несовершеннолетних с использованием сети Интернет. Здесь также выделяется несколько принципиальных аспектов: унификация и кодификация понятий, определений и терминов, связанных с фиксацией кибер-действий и борьбой с ним; создание норм права и правовых механизмов, в максимальной степени сужающих пространство для кибернасилия в отношении подростков. Гибкость законодательства должна обеспечивать дифференцированный подход к назначению наказания.

3. Инструктивно-нормативное направление представляется наиболее быстродействующим, точечно-направленным инструментом противодействия киберпреступности в отношении несовершеннолетних. Подзаконные акты и различного рода инструктивно-регламентирующие документы в силу своей специфики могут и должны оперативно менять ситуацию в случаях, когда законодатель проявляет медлительность, и в то же время на практическом уровне способствовать максимально эффективному применению законодательных норм. В силу разнородности нормативной базы (государственных учреждений, коммерческих структур, общественных организаций и т.д.) очень важна взаимосогласованность при создании регламентирующей документации. Барьер ведомственности в значительной степени играет на руку кибернасиль-никам. Именно несогласованность в этой сфере часто порождает возможности для преступных комбинаций. Устранение такого барьера заметно сужает поле для киберпедофильных посягательств.

4. Правоохранительное направление является ведущим элементом реализации мер по пресечению интернет-преступности в отношении детей и подростков. В силу внутренней структуры правоохранительных органов возникает проблема координации, с одной стороны, внутриведомственных

подразделений, с другой стороны — межведомственных. Значительное число кибер-действий к детям, как указывалось в предыдущих разделах, носит многоэпизодный и трансграничный характер. Действующим Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст.ст. 150—155) предварительное следствие и дознание по ст. 159 УК РФ подследственно следователям (дознавателям) органов внутренних дел, однако необходимо учитывать, что зачастую киберна-силия в отношении несовершеннолетних квалифицируются по разным статьям Уголовного кодекса. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что киберпедофильные действия выявляются в ходе работы разных территориальных и функциональных оперативных служб.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение, выявление и профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних с использованием сети Интернет, требуют постоянного совершенствования и тщательной коррекции в зависимости, как от общей ситуации, так и в соответствии с частными случаями.

Расследование уголовных дел по данному направлению целесообразно сосредотачивать у наиболее подготовленных, высококвалифицированных сотрудников, что позволит в дальнейшем самосовершенствоваться и специализироваться с учетом их ошибок и недочетов, с целью повышения их квалификации в раскрытии и расследовании кибер-преступности в отношении детей и подростков с использованием сети Интернет.

Литература

1. Аносов А.В. Специально-криминологическое предупреждение преступлений, совершаемых с использованием высоких технологий. М., 2018.

2. Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Эффективное предупреждение преступности: в ногу с новейшими достижениями / Материалы Десятого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: А/С0КР.187/10. Вена.

Предварительное следствие. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. М.В. Мешкова. 2019 г. 575 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Предварительное следствие

Учебник Третье издание

Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно-процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.