УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10080
ББК 67 © А.А. Оганов, 2020
Научные специальности: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.09 — уголовный процесс; 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ: ПОНЯТИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Андрей Айрапетович Оганов, старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУУР МВД России, кандидат юридических наук
(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: [email protected]
Аннотация. Права и свободы детей и несовершеннолетних — острая проблема современного общества и степень их безопасности определяется во многом информационно-телекоммуникационными сетями. Решение проблем детей и несовершеннолетних в области константного формирования в первую очередь связано с устойчивым развитием сети Интернет, на что необходимо ориентировать законодательство, конференции, собрания, конгрессы, форумы, заседания и др. Современные изменения, которые с очевидностью происходят в нынешнем инновационном мире, как на глобальном, так и на национальном уровнях, в значительной степени зависят от сущностного понимания защиты прав и свобод детей и несовершеннолетних. Необходимо выстроить нравственные ориентиры в отношениях уровня «ребенок — настоящее», «несовершеннолетний — будущее».
Ключевые слова: актуальность, предложения, закономерности, подходы, взаимодействия, активизировать, ограничивать, инструктивно-нормативное, информационные, основные, направления, совершенствование, взаимосогласованность, международное сотрудничество, киберпреступления, неуригулированность, транснациональность, киберполиция, киберрастление, кибернасилие, киберугрозы, оперативно-разыскное законодательство, киберпреступность, киберпространство, несовершеннолетние, киберразыскные мероприятия, характеристика и профилактика.
CYBERCRIME AGAINST MINORS USING INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS NETWORKS. CONCEPTS. OFFERS. DEFINITIONS
Andrey A. Oganov, Senior Detective Officer for Particularly Important Cases of the GUUR of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Legal Sciences
(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana Publishing House) E-mail: [email protected]
Abstract. The rights and freedoms of children and minors are an acute problem of modern society and the degree of their security is largely determined by information and telecommunication networks. The solution of problems of children and minors in the field of youth formation is primarily associated with the sustainable development of the Internet, which is necessary to focus legislation, conferences, meetings, congresses, forums, meetings, etc. Modern changes, which are clearly taking place in the current innovative world both at the global and national levels, largely depend on the essential understanding of the protection of the rights and freedoms of children and minors. It is necessary to build moral guidelines in relations of the level "child-present", "minor-future".
Keywords: relevance, proposals, patterns, approaches, interactions, activate, limit, instructive-normative, information, basic, directions, improvement, mutual coordination, international cooperation, cybercrime, neurigulirovannost, transnational, cyberpolice, cyberbullying, cyber violence, cyber threats, operational-search legislation, cybercrime, cyberspace, minors, cyber-search activities, characteristics and prevention.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Оганов А.А. Киберпреступность в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: понятия, предложения, определения. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):107-15.
«Киберпространство — это важнейший инструмент хаоса онлайн и офлайн.»
Андрей Оганов
Представляю Вам материал собственного диссертационного исследования по проблеме противодействия киберпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей для дальнейшего использования во благо воспитания и развития детей и подростков в Российской Федерации и совершенствования уголовного законодательства в данной сфере.
Права и свободы детей и несовершеннолетних — острая проблема современного общества и степень их безопасности определяется во многом информационно -телекоммуникационными сетями. Решение проблем детей и несовершеннолетних в области константного формирования в первую очередь связано с устойчивым развитием сети Интернет, на что необходимо ориентировать законодательство, конференции, собрания, конгрессы, форумы, заседания и др.
Современные изменения, которые с очевидностью происходят в нынешнем инновационном мире, как на глобальном, так и на национальном уровнях, в значительной степени зависят от сущностного понимания защиты прав и свобод детей и несовершеннолетних. Необходимо выстроить нравственные ориентиры в отношениях уровня «ребенок — настоящее», «несовершеннолетний — будущее». Коверкание концептуальных идей прав и свобод несовершеннолетних, которое мы все чаще наблюдаем со стороны информационно-телекоммуникационных сетей, претендующих на особую роль в современном мироздании, приводит к использованию темы прав ребенка для данных злодеяний. Это почти не оставляет места оптимизму и надеждам на удержание от разрушения социокультурного подросткового пространства, где есть место для цивилизованной дискуссии, плюрализма мнений и солидарности.
Яркими примерами тому являются проблемы киберпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, и борьба с нею за последнее десятилетие привлекает внимание все большего числа специалистов. Эта тема, непосредственно затрагивающая различные сферы нашей инновационной жизни, стала одной из наиболее острых практических проблем и не может не волновать ученых и практических работников, занимающихся проблемой правопорядка и интернет-безопасности несовершеннолетних в стране. Выявлять,
предупреждать и раскрывать такие преступления непросто из-за ряда специфических особенностей, например, из-за того, что преступник с жертвой проживают не в одной стране.
Преступления в сфере компьютерной информации в отношении детей и подростков стали в настоящее время одной из важнейших проблем в обеспечении государственной безопасности, о чем свидетельствуют следующие статьи: 132, 133, 134, 135, 110, 150, 240, 241, 272, 273, 274, 274.1 УК РФ, а также, набирающим обороты становятся транснациональная и организованная преступность в отношении несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях.
Киберпреступность в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей — это совокупность кибердеяний, совершаемых в сети Интернет с помощью или посредством компьютера и иных средств доступа к киберпространству, в которых находятся криминализированные электронные данные и материалы в отношении детей и подростков, посягающие на их права, свободу, жизнь и здоровье. В связи с этим, необходимо сформировать у каждого ребенка и подростка «информационный иммунитет несовершеннолетнего» — это способность несовершеннолетнего отражать негативное влияние информационной киберсреды, выражающаяся в умении выявлять информационные угрозы, определять степень их опасности и умело противостоять им.
Телекоммуникационная преступность в отношении детей и подростков с использованием киберс-реды, а также транснациональные организованные преступные группы, как правило, не имеют контроля над какой-либо определенной сферой преступной деятельности, а также над административной территорией для совершения преступного интернет-промысла в отношении несовершеннолетних и совершают киберпреступления, имеющие международный характер по следующим видам:
• Торговля детьми с использованием информационно -телекоммуникационного пространства.
• Секс-индустрия несовершеннолетних с использованием Интернета.
• Проституция несовершеннолетних с использованием киберпространства.
• Нелегальная эмиграция с целью сексуальной и иной эксплуатации несовершеннолетних и нелегального усыновления с использованием Интернета.
• Торговля порнографией несовершеннолет-
них и детей с использованием киберпро-странства.
Кибермошенничество в отношении детей и подростков в сети Интернет. Кибервымогательство и шантаж в отношении детей и подростков с использованием Сети, с целью требования фото или видео материала, а также денежных средств. Насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних с использованием Интернета. Побуждение к действиям сексуального характера детей и подростков в информационном пространстве.
Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Развратные действия в отношении подростков с использованием Сети (педофилия). Киберсексуальная эксплуатация несовершеннолетних.
Домогательство в отношении детей с сексуальными целями с использование киберсреды. Киберзапугивание, киберпреследование, груминг, кибербуллинг (кибертравля) с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Вербовка несовершеннолетних террористами через глобальную сеть. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с использованием Интернета. Доведения до самоубийства несовершеннолетних с использованием Интернета «буллицид1». Торговля наркотиками с использованием информационных сетей. Киберпреступность в отношении несовершеннолетних со стороны представителей сексуальных меньшинств «ЛГБТ2» с ис-
пользованием глобального пространства.
Все эти виды компьютерных преступлений имеют транснациональный характер и отличаются следующими тенденциями:
• совершаются интернет-преступления в отношении подростков и детей в сети Интернет преступниками, находящимися как в России, так и в любой другой стране;
• влияние на преступную деятельность транснациональных преступных групп осуществляется из-за рубежа;
• носят исключительно закрытый характер, контакты с ними затруднены, занимаются, как правило, одним видом преступной деятельности;
• характеризуются высокой оснащенностью, технологичностью, мобильностью при совершении кибердеяний и каждый член преступной группы предпочитает проживать в определенном месте и выполнять свою роль, стараясь как можно меньше перемещаться по территории России;
• не вступают в ряды российской преступности, а напрямую стараются наладить отношения для совершения киберпреступлений в отношении несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях.
Сотрудники оперативных подразделений правоохранительных органов России и международных стран должны быть оснащены программными средствами, позволяющими вести наблюдение, отслеживание, выявление, пресечение и расследование преступлений в таких сетях, как: DarkNet, VPN, Tor, I2P, Freenet3. Необходимо научиться самостоятельно, проводить киберразыскные мероприятия внутри сети Интернет.
1 До настоящего времени, ежегодно, остается существенной проблема детских и подростковых суицидов. В прошедшие года потенциальную опасность имели так называемые «группы смерти» с манящими ссылками «синий кит», «разбуди меня в 4.20», «Я в игре», «Тихий дом», которые создавались в социальных сетях. В настоящее время данная проблема уменьшилась, однако нет никаких гарантий, что в скором будущем в киберпространстве не появится аналог еще более современной и злободневной игры, которая принесет немало бед подросткам, поэтому необходимо постоянно проводить мониторинг виртуального пространства несовершеннолетних с целью предотвращения подобных видов киберзла.
2 ЛГБТ — это все сексуальные меньшинства: лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров. ЛГБТ аббревиатура начала использоваться в конце XX века с целью того, чтобы сделать акцент на разных сторонах сексуальности и гендерной идентичности. Смысл, который вкладывается в эти четыре буквы, заключается в объединении людей нетрадиционной ориентации с общими интересами, проблемами и целями. Основное задание ЛГБТ — это
движение за права сексуальных и гендерных меньшинств в основном в странах ЕС и Америки.
3 DаrкNет — скрытая сеть, соединения которой устанавливаются только между доверенными пирами, иногда именующимися как «друзья», с использованием нестандартных протоколов и портов. VPN — виртуальная частная сеть, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений (логическую сеть) поверх другой сети. Несмотря на то, что коммуникации осуществляются по сетям с меньшим или неизвестным уровнем доверия, например, по публичным сетям, уровень доверия к построенной логической сети не зависит от уровня доверия к базовым сетям благодаря использованию средств криптографии (шифрования, аутентификации, инфраструктуры открытых ключей, средств для защиты от повторов и изменений, передаваемых по логической сети сообщений). Tor — свободное и открытое программное обеспечение для реализации второго поколения, так называемой луковой маршрутизации. Это система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение, защищенное от прослушивания. Рассматривается, как анонимная сеть виртуальных туннелей, предоставляющая передачу данных в зашифрованном виде.
I2P — это проект «Невидимый интернет», с целью создания анонимной компьютерной сети, работающей поверх сети интернет. Freenet —одноранговаясеть, предназначеннаядлядецентрализованного распределённого хранения данных без возможности их цензуры, созданная с целью предоставить пользователям электронную свободу слова путём обеспечения их строгой анонимности.
В эпоху современного мира, цифровизации, кибернетики, информационных и цифровых технологий предоставим определение следующих терминов и понятий в кибернетическом пространстве:
• киберразыскные мероприятия — это кибернетические поисковые действия, проводимые внутри киберпространства, направленные на выявление и получение компьютерной информации с использованием специальных навыков, знаний и методов понимания информационно-телекоммуникационного пространства, как особого инструментария информационного поиска криминализированной информации в отношении детей и подростков, а также лиц, посягающих на их жизнедеятельность, для проведения дальнейшего анализа и использования полученных криминализированных интернет-сведений в оперативных целях, а также в последующем применении в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве. Допустимость доказательств, полученных в ходе проведения киберразыскных мероприятий зависит от законности, обоснованности и правильности их получения из киберпространства. Данными инструментами получения ки-берданных должен владеть каждый оперативный сотрудник правоохранительной деятельности для оперативного принятия решения в разных киберситуациях, которые могут возникать в процессе проведения киберразыскных мероприятий в информационно-телекоммуникационных сетях. Киберданные и киберматериалы необходимо своевременно сохранять и фиксировать в киберпространстве, владея точным алгоритмом законных требований их получения;
• оперативно-разыскная и киберразыскная профилактики — это система оперативных и кибернетических мероприятий, направленных на предварительную проверку первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес в отношении несовершеннолетних; выявление причин и условий, способствующих совершению киберпреступлений, обнаружению признаков, замышляемых подготовку преступных деяний в отношении детей и подростков, установлению причастных к ним лиц, допускающих отклонения от нормального поведения с использованием информа-
ционно-телекоммуникационных сетей;
• киберрастление в отношении детей и подростков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей — это грубое вмешательство в общение компонентов киберпространства несовершеннолетних, функционирующих в их среде компьютерных сетей и чатов, вызывающих дезорганизацию их детского мышления и создающих опасность насилия над детьми и подростков, причиняя значительный психологический, виктимиологический, моральный и духовный ущербы либо наступления иных общественно опасных последствий;
• под организованной и транснациональной преступностью в отношении несовершеннолетних с использованием сети Интернет, можно понимать закрытые преступные сообщества либо группы с полной автономной и независимой структурой, созданные по принципу кибернетической преступности онлайн и офлайн, занимающиеся преступным интернет-промыслом с использованием виртуальной паутины, новых технологий и контентов, поддерживающие связи с криминальными структурами за пределами России, и в своей деятельности, строго ограничивающие контакты с иными видами преступности;
• иностранная организованная преступность в отношении несовершеннолетних представляет собой постоянно действующий фактор, существенно влияющий на криминогенную ситуацию в киберпространстве и офлайн. Она проявляется во многих сферах политической, информационной, телекоммуникационной, образовательной, воспитательной и социальной жизни, добивается расширения подступов к воспрещенным тенденциям и получению крупных неконтролируемых доходов. В сравнении с другими преступными формированиями эти сообщества имеют более сплоченный характер, за счет отдаленности от объекта преступного посягательства, используя киберсреду, что существенно повышает жизнеспособность данной криминальной структуры, равно как и ее сопротивляемость воздействию, как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны конкурирующих преступных сообществ;
• оперативно-разыскная характеристика ки-берпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием информацион-
но-телекоммуникационных сетей — это совокупность уголовно-правовых, криминалистических, криминологических, информационных, телекоммуникационных, ки-берразыскных, кибервиктимиологических и киберологических признаков, совершенных киберправонарушителями в информационном пространстве в отношении детей и подростков, а также факультативных признаков, касающихся формирования и поведения личности преступника-киберрастлителя, имеющих значение для более эффективного использования оперативно-разыскных и ки-берразыскных возможностей в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии кибердеяний данного вида.
В этих целях следовало бы организовать не только международную, но и межведомственную кооперацию и на этой основе создать единый стандартный инструментарий для полицейской оперативной работы в указанных теневых информационно-телекоммуникационных сетях.
Среди всех вызовов и угроз правам детей и несовершеннолетних внешнего характера данная ситуация является основной. Она связана с возможными ущемлениями таких базовых прав, как право на безопасность, жизнь подростка, свободу общения онлайн и офлайн. В таких условиях представляется важным сосредоточиться на консолидации внутренних сил, способных обеспечить соблюдение прав и свобод российских детей и подростков в киберпро-странстве, а также на развитии взаимодействия и сотрудничества с омбудсменами (уполномоченными по правам человека и ребенка) зарубежных государств, которые, будучи независимыми институтами, как правило, дистанцируются от проблемы компьютерных преступлений в отношении несовершеннолетних с использованием Сети.
Основными основополагающими документами в сфере защиты прав детей являются: Конституция РФ, Федеральные законы1, нормативные акты Президента2 и Правительства РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Всеобщая декларация прав человека, опреде-
ления Конституционного Суда РФ, постановления Верховного Суда РФ, Доктрина информационной безопасности РФ3, Конвенция совета Европы4, Конвенция «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими5», Европейская конвенция о репатриации несовершеннолетних6, Международная Конвенция о правах ребенка7, Декларация прав ребенка8, а также Еврокомиссии9, факультативные протоколы к Конвенции10, постановления11, конференции, собрания, конгрес-
1 Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», вступивший в силу 1 сентября 2012 года; Федеральный закон от 24 июля 98 N 124-ФЗ (ред. от 17 декабря 2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ; Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 № 126-ФЗ (ред. от 21 июля 2014, с изм. от 01 декабря 2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 1 марта 2015).
2 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2 декабря 2017 годы».
3 Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
4 «Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» (Заключена в г. Лансароте, Испания, 25.10.2007).
5 Конвенция «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими» от 12 сентября 1923 г. — международное соглашение, направленное на борьбу с порнографией. Предложено Лигой Наций и подписано в Женеве. В 1947 году была принята поправка к соглашению. В соглашении участвуют 56 стран. Ратифицирована Законом РК от 21 мая 2013 г. № 96-У
6 «Европейская конвенция о репатриации несовершеннолетних» (ets п 71) (Заключена в г. Гааге 28 мая 1970).
7 Международная конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка. В 1989 году Конвенция была принята резолюцией 44/25 Генассамблеи ООН. Вступила в силу 2 сентября 1990 года — после того, как ее ратифицировали двадцать государств. Состоит из 54 статей. В 2002 году были приняты два протокола к конвенции — об участии их в вооружённых действиях и о торговле и малолетней проституции. Важным является то, что был создан специальный контрольный орган за осуществлением и защитой прав несовершеннолетних — Комитет ООН по правам ребенка. Третий протокол, вступивший в силу в 2012 г. дает возможность органу рассматривать жалобы на нарушения Конвенции.
8 Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
9 Европейская Конвенция Совета Европы по киберпреступлениям (по компьютерным преступлениям). Будапешт. 23 ноября 2001 года.
10 Факультативный протокол к Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка», касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г. 25 с.; Конвенция ООН О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 декабря 1923 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 9. М., 1954. С. 100-105.
11 Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 № 758 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»; Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 № 758 «О Правилах хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях, предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года».
сы, форумы, сессии, заседания, ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты1, участником который является и Российская Федерация, где основная идея заключается в защите прав и свобод детей и подростков.
Россия шаг за шагом продолжает укреплять правовой каркас прав и свобод детей и подростков, в том числе и при непосредственном участии института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации2. Несмотря на законодательное обеспечение борьбы с преступлениями, связанными с Интернетом, проблема неразрешима без выработки конкретных направлений в тесном сотрудничестве различных ведомств. В настоящее время действия субъектов оперативно-разыскной деятельности не адекватны угрожающим тенденциям распространения криминализированной киберинформации, что не позволяет в полной мере влиять на процессы, происходящие в криминогенной среде.
Причем, негативное влияние на состояние борьбы с преступлениями в сфере киберпреступности в отношении детей и подростков оказывают низкий уровень профессиональной подготовки оперативных работников, зачастую не умеющих совмещать свои знания в оперативно-разыскной деятельности со смежными науками психологией, этнопсихологией, этнологией и киберологией; отсутствие теоретических разработок по тактике и методике использования возможностей оперативно-разыскной деятельности и киберразыскных мероприятий в пресечении действий в сети Интернет; наличие многих неурегулированных вопросов в практике межгосударственного сотрудничества в области использования результатов ОРД; невысокая оперативная осведомленность об криминализированных интернет-сайтах, интернет-ресурсах и их участниках; отсутствие знаний и навыков киберразыскных мероприятий внутри Сети.
Из Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской федерации за 2017 г. говорится, что в почте Уполномоченного немало обращений по вопросам недостаточности в обществе профилактики сексуальных домогательств в отношении несовершеннолетних. Существенное увеличение количества таких пре-
1 Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению".
2 Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», вступивший в силу 1 сентября 2012 года.
ступлений обусловливает актуальность усиления мер защиты детей от сексуального насилия. За 2017 г. Следственный комитет Российской Федерации возбудил 7011 уголовных дел, по которым пострадавшими являются дети (при этом из 9600 несовершеннолетних, ставших объектами половых посягательств, 1800 — это дети до 10 лет), в 2016 году — 5835. В том числе большое количество таких преступлений связано с активной деятельностью несовершеннолетних в сети Интернет. С учетом новых вызовов современности актуальными являются предложения об обучении несовершеннолетних в рамках специальных дисциплин основам интернет-безопасности, умению распознавать криминальный риск в киберпространстве.
Отличительной чертой статистики киберпра-вонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних в глобальной сети, является фиксация совершенных в отношении них преступлений только в случае их раскрытия, т.е. когда устанавливается виновный-кибернасильник, тем самым затрудняя вести полный и тщательный контроль.
Главной нерешенной причиной и проблемой является то, что киберправонарушители-иностранцы, совершающие преступления в сети Интернет в отношении несовершеннолетних, находятся под разными юрисдикциями мировых стран, и зачастую их задержание практически становится невозможным, так как они находятся за пределами РФ.
Совершенствуя законодательство о гарантиях соблюдения и защиты прав несовершеннолетних, целесообразно внести изменения и дополнения в законодательство, касающиеся дополнительных механизмов противодействия киберпреступности в отношении детей и подростков в информационно-телекоммуникационных сетях.
В современной России сформировано хотя и не идеальное, но достаточно разветвленное и добротное законодательство о правах ребенка, которое в целом соответствует самым высоким международным стандартам и постоянно совершенствуется. Следуя этому курсу, будут приниматься новые законы и правовые акты, благодаря которым в будущем искоренится данный вид компьютерной преступности.
Анализируя характерные черты отдельных киберпреступных проявлений в отношении несовершеннолетних, и исследуя данную проблему в диссертационных трудах, автор предлагает для противодействия им использовать возможности оперативно-разыскного и киберразыскного характера, как в документировании преступной деятельности, так и в проведении оперативно-разыскных и киберразыскных мероприятий, а также формиро-
вании и рассмотрении предложений на законодательных уровнях.
Неконкретность и неполнота законодательных актов в сфере противодействия киберпреступно-сти в отношении несовершеннолетних снижает эффективность правоприменительной практики.
Недостаточный комплекс принимаемых государственных мер, связанных с противодействием киберпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей уменьшает результативность правовой деятельности.
Рассмотреть вопрос об ответственности за размещение противоправной информации в отношении несовершеннолетних в сети Интернет администраторов сайтов и о возможности переадресации пользователя, осуществляющего поиск запрещенных сведений, на специализированные ресурсы, содержащие информацию о запрете, в том числе, с целью учета лиц, осуществляющих поиск.
Внести в законодательство изменения, регламентирующие ответственность (административную, штрафные и иные санкции) владельцев интернет-сайтов, социальных сетей, провайдеров, хостинговых компаний (в зависимости от ситуации) за отсутствие должного контроля с их стороны за распространяемыми иными лицами на их ресурсах материалами, запрещенными к обороту на территории Российской Федерации (например, детская порнография), а также информации, отнесенной законом к причиняющей вред здоровью и развитию детей. Практика ответственности интернет-провайдеров и хостинговых компаний за «недонесение» о запрещенном контенте существует, например, в США. Так, любое лицо — будь то администратор сайта или представитель компании услуг связи, которому в силу осуществления им своих рабочих обязанностей стало известно о запрещенном контенте, размещенном в сети Интернет (например детской порнографии, переписке пользователей на тему педофилии и т.д.) обязан копировать и предоставить данную информацию в виде сообщения со скрин-шотами, 1Р-адресами пользователей и любой другой информацией, которая может помочь изобличить преступника, в некоммерческую организацию «Национальный Центр разыскиваемых и эксплуатируемых детей» (дословный перевод названия организации). В основе данной организации лежит общественный договор между правоохранительными органами США и любыми коммерческими или некоммерческими организациями, которые могут поспособствовать в получении информации о пропавших
или сексуально эксплуатируемых детях (в постоянные партнеры NcMec входят такие корпорации как Google, Yahoo, Facebook, Microsoft и другие). После такого сообщения администратор сайта должен заблокировать запрещенный контент.
Обновить российское законодательство по вопросам, связанным с использованием в качестве доказательств, сведений, полученных негласным путем. Аналогичные требования предъявляются и к фото- и видеоматериалам, полученным в сети Интернет. Исходя из смысла ст. 84 УПК РФ, в качестве вещественных доказательств, полученных с использованием оперативно-разыскных мероприятий, могут приниматься и иные носители информации (например, порнографические фото- и видеоматериалы, контенты, переписки, чаты, форумы, социальные сети, содержащие сексуальный контент в отношении несовершеннолетних в сети Интернет др.). Для успешного раскрытия кибер-преступлений данного вида это является немаловажным фактором, так как зачастую получить доказательства преступной деятельности можно, только используя негласные методы работы с использованием Сети и проведением киберразыск-ных мероприятий. Следовательно, полученная таким способом оперативная киберинформация должна каким-либо образом стать доказательством и использоваться в уголовном судопроизводстве.
Исследование в киберпространстве деятельности лиц, совершающих киберпреступления в отношении несовершеннолетних показало, что их участники распространяют материалы порнографического характера, фото- и видеоконтенты, тексты в отношении несовершеннолетних, используя разные виды киберпреступности (груминг, кибербуллинг и др..)1, пропагандируют данную продукцию, призывают (провоцируют) к размещению в Сети запрещенных материалов, а также создают интернет-ресурсы для распространения своих фото- и видеоматериалов, в частности, для своего общения с подобными лицами, для обмена и оценки своих криминализированных деяний в Сети и в жизни, поэтому, необходимо применение организационно-административных и тактических мер по блокировки криминализированных интер-
1 Груминг — это установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальные отношения. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), преступник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Кибербуллинг - это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала.
нет-ресурсов и аккаунтов криминализированных активистов в социальных сетях.
Выработать механизм мер профилактического и воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних за распространение своих интимных фото- и видеоматериалов, контентов и иной интернет-продукции с целью предотвращения и противодействия противоправным деяниям в сети Интернет.
Внести дополнения и изменения в имеющиеся нормативные акты, а также, в дальнейшем, разработать федеральный закон, который бы полно определил понятийный аппарат противодействия кибернетическим угрозам в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, путем проведения специальных ки-берразыскных и технических мероприятий.
В ст. 6 Оперативно-разыскных мероприятий ФЗ «об оперативно-разыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144 ФЗ добавить шестнадцатым пунктом «Проведение киберразыскных мероприятий», независимо от изменений и дополнений, которые были внесены Федеральным законом от 6 июля 2016 N 374-Ф3 (п. 15 «Получение компьютерной информации») с целью выполнения указанными мероприятиями разных функций в киберпро-странстве и офлайн.
Для достижения значительных и всеобъемлющих результатов по выявлению, предупреждению, раскрытию и сопровождению киберпреступлений в отношении детей и подростков в сети Интернет, подбору и внедрению киберконфидентуры, проведению необходимых оперативно-разыскных и ки-берразыскных мероприятий в таких теневых сетях, как: DarkNet, VPN1, Tor, I2P, Freenet, социальных сетях, чатах и иных интернет-ресурсах, необхо-
1 Запрет на VPN. Федеральный закон от 29 июля 2017 № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Установлен запрет на обеспечение использования в РФ информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и компьютерных программ для получения доступа к запрещенным информационным ресурсам; с целью исполнения владельцами таких сетей, систем и программ указанного запрета им будет предоставляться доступ к информационному ресурсу Роскомнадзора, содержащему сведения о запрещенных информационных ресурсах; за неисполнение соответствующего требования Роскомнадзора в течение 30 дней будет устанавливаться ограничение доступа к информационным ресурсам, предоставляющим доступ к сетям, системам и программам, используемым для обхода блокировок; на операторов поисковых систем возложена обязанность прекращать выдачу ссылок на заблокированные информационные ресурсы. Кроме того, отменены положения закона, регулирующие распространение блогерами общедоступной информации в Интернете. Однако, этого недостаточно для эффективной борьбы, так как все равно данные сети функционируют и нет никакого контроля. Причиной того, отсутствие Киберполиции, как специального подразделения МВД и спецслужб, которые занимались бы данными вопросами и борьбой с преступлениями, совершенными в Интернете и контролировали соблюдение правил поведения в киберпространстве.
димо сформировать специальные подразделения в каждом субъекте РФ, и утвердить их на кадровом и законодательном уровнях.
Внести коррективы в систему подготовки обучения сотрудников правоохранительных органов специальных знаний и навыков по противодействию киберпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей с учетом включения в деятельность образовательных учреждений системы достижений науки в области информационно-телекоммуникационных сетей, информационных технологий, информационного киберпространства, киберологии, вебологии и психологии.
Разработать государственную политику противодействия интернет-преступности в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, определив стратегическую направленность для принятия действенных мер. Одним из направлений совместной борьбы с компьютерной преступности в отношении детей и подростков может стать создание специализированной межгосударственной структуры. В Казахстане, Азербайджане2, Украине, Лондоне, США и в нескольких других государствах и странах уже давно существует киберполиция, которая реализовывает эти функции. Создание международной организации по борьбе с компьютерными преступлениями в отношении несовершеннолетних будет способствовать эффективности межгосударственного сотрудничества в данной области. В частности, государства, не обладающие высококвалифицированными кадрами и развитыми системами коммуникаций, смогут обращаться к ней за помощью.
Предложить проект закона, в котором прописаны новые правила уголовного надзора, связанные с киберпреступностью в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, где, например, разбирается вопрос, по которому любое общение и киберпереписка интимного содержания между взрослым и несовершеннолетним с использованием информационно-телекоммуникационных сетей предусматривало уголовное наказание.
Наладить ежегодное взаимодействие на международных уровнях оперативных сотрудников правоохранительной деятельности, ведущих борьбу с киберпреступностью в отношении детей и под-
2 Ямбулатова Н. В МВД Азербайджана создано управление по борьбе с киберпреступностью. URL: http://www.crime-research.ru (дата обращения: 01 апреля 2009).
ростков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей путем проведения международных семинаров, конференций, собраний, конгрессов, форумов, заседаний и т.д.
Не теряет актуальности проблема недостаточного правового просвещения детей и подростков по проблеме киберпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием сети Интернет, по вопросам защиты прав и свобод ребенка. В связи с этим необходимо проведение при поддержке Минобрнауки России единого открытого урока «Права и безопасность ребенка в киберпро-странстве» для школьников всей России, а также разработка учебного курса «Права и безопасность ребенка в киберпространстве» для российских школ. Это позволит повысить правовую культуру и уровень знаний наших детей и подростков о правах и средствах их защиты в киберсреде.
Важнейшим направлением было бы проведение региональных и международных семинаров, конференций, собраний, конгрессов, форумов, заседаний, в которых необходимо участие руководителей правоохранительной, исполнительной, законодательной и судебной власти, с целью детального разъяснения сути и злободневности проблемы, о надобности специальной подготовки правоохранительных органов, психологов в системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также организации правоохранительными органами и психологическими службами профилактической работы с родителями, их детьми, социальным окружением ребенка и т.д.
Представленная тема исследования кибер-преступности в отношении детей и подростков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей является актуальной и востребо-
ванной для изучения и решения данной проблемы в обществе, а также содержит информацию о состоянии и проблемах детей и подростков в киберпро-странстве, их родителей, нашего будущего в Российской Федерации, о мерах, которые могут быть приняты государством по противодействию кибер-преступности в отношении несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях, по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, по правовому просвещению и международному сотрудничеству в области прав детей и подростков, по формированию эффективной системы государственной правозащиты в субъектах Российской Федерации.
На основании изложенного, с целью предупреждения и предотвращения всех перечисленных видов киберпреступности в отношении детей и подростков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей необходимо обратить внимание на указанные предложения и при взаимодействии правительства России, депутатов Государственной Думы, Уполномоченного по правам человека, Минобрнауки России и МВД России осуществить их материализацию.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение, выявление и профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних с использованием сети Интернет, требуют постоянного совершенствования и тщательной коррекции в зависимости, как от общей ситуации, так и в соответствии с частными случаями.
Интернет — место преступления XXI в.
ВенсСайрус