Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНОРАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНОРАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВООТНОШЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬ / КИБЕР-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КИБЕР-ДАННЫЕ / ОПЕРАТИВНЫЙ СОСТАВ / КИБЕР-МАТЕРИАЛЫ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES / CYBERCRIME / CYBERSPACE / MINORS / INTERNATIONAL COOPERATION / LEGAL RELATIONS / LEGISLATOR / CYBER-SEARCH ACTIVITIES / CYBER-DATA / OPERATIONAL COMPOSITION / CYBER-MATERIALS / EVIDENCE / INVESTIGATIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оганов Андрей Айрапетович

При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искажённую картину мира и неправильные, порой даже опасные, жизненные установки. Необходимо постоянно разрабатывать нормативные акты Федерального закона, направленного на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности, а также на введение запрета на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Оганов Андрей Айрапетович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of the use of the results of operational investigative activities in combating cybercrime against minors using information and telecommunication networks

At the present level of development of mass communications and information technologies, parents and teachers often do not have the opportunity to protect children from negative and harmful information. An overabundance of violence and violence in publicly available media sources can give children a distorted picture of the world and wrong, sometimes even dangerous, attitudes. It is necessary to constantly develop regulations of the Federal law aimed at protecting children from destructive, traumatic information impact on their psyche, as well as information that can develop vicious tendencies in the child, and also introduces a ban on information that causes fear, horror and panic in children, as well as justifying violence and illegal behavior. It is unacceptable to uncontrollably disseminate information that can cause children to want to use drugs, alcohol or encourage harm to their lives and health.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНОРАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10272

ББК 67 © А.А. Оганов, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Андрей Айрапетович Оганов, старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУУР МВД России,

полковник полиции, кандидат юридических наук

Издательство «Юнити-Дана» (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1)

E-mail: [email protected]

Аннотация. При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искажённую картину мира и неправильные, порой даже опасные, жизненные установки. Необходимо постоянно разрабатывать нормативные акты Федерального закона, направленного на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности, а также на введение запрета на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.

Ключевые слова: опыт зарубежных стран, киберпреступность, киберпространство, несовершеннолетние, международное сотрудничество, правоотношение, законодатель, кибер-разыскные мероприятия, кибер-данные, оперативный состав, кибер-материалы, доказательства, следственные действия.

LEGAL ASPECTS OF THE USE OF THE RESULTS OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES IN COMBATING CYBERCRIME AGAINST MINORS USING INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORKS

Andrey Airapetovich Oganov, Senior Detective Officer for Particularly Important Cases of the GUUR of the Ministry of the Interior of Russia, police colonel, Candidate of Law

Unity-Dana publishing house (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1) E-mail: [email protected]

Annotation. At the present level of development of mass communications and information technologies, parents and teachers often do not have the opportunity to protect children from negative and harmful information. An overabundance of violence and violence in publicly available media sources can give children a distorted picture of the world and wrong, sometimes even dangerous, attitudes. It is necessary to constantly develop regulations of the Federal law aimed at protecting children from destructive, traumatic information impact on their psyche, as well as information that can develop vicious tendencies in the child, and also introduces a ban on information that causes fear, horror and panic in children, as well as justifying violence and illegal behavior. It is unacceptable to uncontrollably disseminate information that can cause children to want to use drugs, alcohol or encourage harm to their lives and health.

Keywords: experience of foreign countries, cybercrime, cyberspace, minors, international cooperation, legal relations, legislator, cyber-search activities, cyber-data, operational composition, cyber-materials, evidence, investigative actions.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Оганов А.А. Правовые аспекты использования результатов оперативно-разыскной деятельности в противодействии киберпреступлениям в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. 2019;(5):156-61.

Интернет — это город, построенный на мусорной свалке.

Дмитрий Пашков

До конца нерешенной проблемой использования результатов оперативно-разыскных и кибер-разыскных мероприятий в уголовном процессе в противодействии киберпреступлениям в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей является проблема преобразования фактических данных, полученных за рамками уголовного дела, в доказательства. В оперативных подразделениях она содержится в делах оперативного учета, в справках, рапортах, меморандумах и т.д. Для использования ее в уголовном судопроизводстве необходимо, чтобы она была оформлена в соответствии с требованиями закона.

Обеспечение прав личности при проведении оперативно-разыскных и кибер-разыскных мероприятий в первую очередь зависит от соблюдения законных оснований их проведения. От правомерности проведения оперативных мероприятий зависит и возможность использования их результатов в интересах уголовного судопроизводства. В силу специфики оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД), ее результаты не всегда могут иметь процессуальное значение и официально использоваться в уголовном процессе.

Причем результат ОРД нередко отождествляется с результатом проведения отдельного оперативно-разыскного или кибер-розыскного мероприятия, и не процессуальное получение информации невозможно в последующем использовать в рамках уголовного процесса. Чаще они выступают лишь в качестве информации, которая может быть использована при подготовке и производстве следственных действий и представлена как их результат. Следует согласиться с мнениями Ю.В. Гаврилина и Е.С. Шевченко, что «принятие решений о производстве следственных действий на основе оперативно-разыскных и кибер-разыскных данных допустимо рассматривать как начальный этап процесса доказывания».

Таким образом, результаты проведенных оперативно-разыскных и кибер-разыскных мероприятий в целях раскрытия преступлений, совершенных в отношении детей и подростков в сети Интернет, «являются лишь сведениями» о фактах, полученных с соблюдением требований ФЗ «Об опера-тивно-розыской деятельности» и УПК РФ. Межведомственная Инструкция 2007 года «О порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд» определяет результаты ОРД как фактические данные, получен-

ные оперативными подразделениями в установленном ФЗ «Об оперативно-розыской деятельности» порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Это определение включает в себя основной видовой признак результатов ОРД как фактических данных о признаках конкретного преступления, а также указание на субъектах и порядок их получения. Однако не все результаты ОРД всегда можно признать в качестве достоверных. Например, при проведении такого ОРМ, как оперативное внедрение, полученная информация требует дополнительной проверки. Она может быть некорректной, неполной, предположительной, может содержать определенную долю субъективизма, исходящего от предоставившего ее источника. При помощи других данных и только по их совокупности можно с достаточной долей вероятности утверждать, что эти данные являются объективными и достоверными. В оперативно-разыскном и кибер-разыскном смысле результаты ОРД также не всегда являются фактическими данными, хотя они и могут быть использованы в качестве оснований для проведения конкретного ОРМ, определения тактики его проведения.

Такого рода действия могут основываться и на предположениях (версиях), первичных данных, которые лишь предстоит проверить, после чего эти сведения при их подтверждении можно будет рассматривать как сведения о фактах. При этом результаты проведения одного ОРМ могут служить основаниями для проведения другого. Эти данные могут иметь как материальное закрепление в виде бумажных, электронных либо иных носителей, так и характер вербальной информации, не имеющей документального закрепления. По вопросам использования результатов ОРД существуют различные мнения. Вместе с тем использованию результатов ОРД посвящены и другие нормы ФЗ «Об оперативно-розыской деятельности». В частности, его ст. 10 закрепляет право органов, осуществляющих ОРД, для решения задач, возложенных на них ФЗ «Об оперативно-розыской деятельности», создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета, что возможно лишь по результатам ОРД. Органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий также вправе собирать данные, необходимые для принятия предусмотренных ФЗ «Об оперативно-

розыской деятельности» решений (ст. 7).

Исходя из содержания этих норм ФЗ «Об опе-ративно-розыской деятельности», можно выделить следующие основные направления использования результатов ОРД, полученных в ходе проведения ОРМ в отношении киберпреступности несовершеннолетних: подготовка и проведение оперативно-разыскных и кибер-разыскных мероприятий; заведение дел оперативного учета; принятие соответствующих решений органами, осуществляющими ОРД; пополнение информационных схем; оценка в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела; подготовка и осуществление следственных и судебных действий; доказывание по уголовным делам; иное обеспечение уголовного процесса ОРД.

Процесс документирования действий, организованных транснациональных преступных групп в ходе проведения оперативно-разыскных и кибер-разыскных мероприятий имеет определенную специфику. Во-первых, процесс документирования тесно связан с оперативной работой и процессуальным доказыванием. Во-вторых, результаты оперативно-разыскных и кибер-разыскных мероприятий не могут использоваться в доказывании согласно требованиям, предъявляемым к соответствующим видам доказательств на основании УПК. В-третьих, предметом доказывания должна быть преступная деятельность ОПГ, а не только конкретных ее участников. В частности, действующие ведомственные нормативные акты, регулирующие вопросы оперативно-разыскной деятельности, ориентируют опер-состав на фиксацию противоправных действий конкретных лиц.

Совершенно прав М.В. Гаврилов, полагающий, что «действия членов ОПС, как правило, не являются решением задачи реализации собственного преступного умысла, а представляют продукт согласованной преступной деятельности ОПС, обеспечиваемой механизмом ее существования». Действительно, только всесторонне отрабатывая организованную преступную группу (фиксация обстоятельств, относящихся к событиям преступлений; причастность ОПГ к подготовке и совершению преступлений; выявление преступных связей, как в России, так и за ее пределами и т.д.), можно пресечь ее преступную деятельность в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Привлечение к уголовной ответственности одного-двух участников группы либо их депортация серьезного урона деятельности ОПГ не нанесет. Таким образом, в процесс доказывания деятельности организованных и транснациональных преступных групп с использованием сети Интернет должно

входить: нахождение признаков организованной преступности, а также из граждан других государств или стран, т.е. наличие связей, подтверждающих криминальность группы; выявление особенностей организации и тактики ее преступной деятельности в отношении детей и подростков в сети Интернет; получения фактических данных в рамках дел оперучета, вне уголовного дела, сбор, проверка и оценка оперативной и кибер-информации, полученной в ходе проведения оперативно-разыскных и кибер-разыскных мероприятий по преступлениям в отношении несовершеннолетних в сети Интернет, следует рассматривать как первичный этап доказывания обстоятельств, предусмотренных ст. 73 (Обстоятельства, подлежащие доказыванию) УПК РФ.

Также следует отметить, что при разработке и совершенствовании нормативного регулирования необходимо учитывать опыт зарубежных стран, которые, значительно раньше приступив к борьбе с преступлениями в отношении несовершеннолетних в сети Интернет, выработали систему эффективных правовых средств и методов противодействия. В правовом государстве борьба с преступностью является одной из ключевых и первоочередных задач, которая осуществляется посредством противодействия целой системы его социальных институтов. Непосредственно же решением данной задачи занимается ограниченный круг государственных органов. Это специализированные органы, которые существуют только для выполнения такой роли в рамках своей компетенции.

Оперативно-разыскная деятельность, являясь государственно-правовой формой борьбы с преступностью в отношении несовершеннолетних в сети Интернет, осуществляется в строгом соответствии с законом и имеет правовое регулирование, понимаемое как нормативно-правовое опосредование общественных отношений, их государственно-властное нормирование, облеченное в правовые нормы. В этой связи предпосылки эффективного осуществления оперативно-разыскных и кибер-ра-зыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних в сети Интернет напрямую связаны с наличием полноценной правовой основы, под которой многими авторами понимается совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих возникающие при этом отношения.

Противодействие киберпреступлениям в отношении несовершеннолетних в сети Интернет является важнейшей межгосударственной и внутренней криминологической и правовой проблемой нашей страны, основывающейся на соответствующей правовой базе, к которой относятся международные правовые нормы, Конституция РФ, Федеральные законы, нормативные акты Президента и

Правительства РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ «О государственной тайне», Всеобщая декларация прав человека, определения Конституционного Суда РФ, постановления Верховного Суда РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Конвенция совета Европы, Конвенция «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими», Европейская конвенция о репатриации несовершеннолетних, Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, а также Еврокомиссии, факультативные протоколы к Конвенции, постановления, конференции, собрания, конгрессы, форумы, сессии, заседания, ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, имеющие непосредственное отношение к вопросам осуществления оперативно-разыскной деятельности, функционирования информационно-телекоммуникационных сетей, проведения оперативно-разыскных и кибер-разыскных мероприятий по выявлению оперативно-значимой информации в виртуальном пространстве в отношении несовершеннолетних и представления их результатов органам расследования или в суд.

В целом же следует отметить, что нормативное урегулирование информационных отношений, в том числе и отношений, возникающих при пользовании компьютерной информации в РФ находятся на должном уровне.

Уже в 90-е года XX века в России происходит активное нормотворчество в сфере информационных технологий. Так, в этот период были приняты:

• Федеральный закон от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»;

• Федеральный закон от 5 марта 1992 года «О безопасности» (утративший силу в 2010 году в связи с принятием нового Закона);

• Федеральный закон от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»;

• Федеральный закон от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

• Указ Президента РФ от 28 июня 1993 года 966 «О Концепции правовой информатизации России»;

• Указ Президента РФ от 20 января 1994 года 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации»;

• Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»;

• Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

• Указ Президента РФ от 24 января 1998 года 61 «О Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;

• Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная распоряжением Президента РФ от 9 сентября 2000 года;

• ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 года.

В УК РФ целая глава посвящена преступлениям в сфере компьютерной информации. Глава 28 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления в сфере компьютерной информации» включает в себя три состава преступлений:

• ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации»;

• ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ»;

• ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей».

Появление данной главы в УК РФ в 1996 году было крайне обоснованным и весьма своевременным в связи с интенсивным развитием информационных технологий. В то же время в силу относительной новизны регулируемых данной главой правоотношений она страдала многочисленными недостатками главным образом в понятийной сфере, начиная с отсутствия нормативной дефиниции самого понятия компьютерной информации и заканчивая множеством спорных моментов, связанных с объективной частью каждой из включенных в нее статей 12. В последующем указанные и другие недостатки были устранены в уголовном законодательстве путем внесения соответствующих изменений и дополнений.

Правовую основу противодействия компьютерным преступлениям в отношении несовершеннолетних посредством осуществления оперативно-разыскной деятельности органами внутренних дел составляют нормативно-правовые акты различной юридической силы: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности»; другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты и международные договоры Российской Федерации.

Виртуальная природа сети Интернет не выводит его из-под юрисдикции Российской Федерации и на возникающие здесь отношения в полном объеме распространяется действие российского законодательства, при решении указанных проблем нельзя не учитывать надгосударственный характер

глобальных сетей, который объективно требует развития международного правового регулирования в этой области, более детальной регламентации в соответствующих актах вопросов организации проведения оперативно-разыскных и кибер-разыскных мероприятий в противодействии преступлений в отношении несовершеннолетних в глобальных компьютерных сетях.

Среди законодательных актов, оказывающих влияние на организацию оперативно-разыскной деятельности в глобальных сетях, следует особо выделить Федеральный закон от 07 июля 2003 года 126-ФЗ «О связи». В этом Законе установлен порядок взаимодействия операторов связи с субъектами оперативно-разыскной деятельности.

В соответствии со ст. 64 указанного Закона, операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности... обязаны оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, возможность проведения оперативно-разыскных мероприятий на сетях связи.

Между тем Законом «О связи» детально не определены формы содействия оператора связи субъектам ОРД, что влечет возникновение коллизий при попытках оперативных служб получить требуемую информацию. Решение данной проблемы возможно путем более четкого закрепления на законодательном уровне обязанностей операторов связи. Внесение соответствующих изменений и дополнений в Закон о связи позволило бы, в отличие от достаточно неопределенной формулировки о «содействии», четко регламентировать порядок предоставления субъектам ОРД доступа к информации на узлах связи.

Правовую основу осуществления оперативно-разыскных и кибер-разыскных мероприятий в отношении киберпреступников, совершающих противоправные деяния в глобальных компьютерных сетях касательно детей и подростков в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» создают и нормативные акты, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.

Положения, содержащиеся в нормативных актах МВД России (приказах, инструкциях, наставлениях), должны учитываться при осуществлении оперативно-разыскной деятельности в глобальных компьютерных сетях. Противодействие сетевым преступлениям в отношении подростков требует согласованности и оперативности, наличия системы устойчивых и эффективных связей правоохранительных органов разных государств.

Предпринимаемые в этой сфере усилия ведут к реальному укреплению международного взаи-

модействия правоохранительных органов. Как утверждают эксперты, к настоящему моменту между правоохранительными структурами большинства наиболее развитых стран достигнуты прямые соглашения о сотрудничестве в борьбе с компьютерными преступлениями в отношении несовершеннолетних, и Россия интенсивно участвует в этих процессах.

Важную роль играет сотрудничество по линии Интерпола. Во взаимодействии на международном уровне осуществляется сотрудничество в следующих формах:

• а) обмена информацией, в том числе: о готовящихся или совершенных преступлениях в сфере компьютерной информации и причастных к ним физических и юридических лицах в отношении детей и подростков; о формах и методах предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в данной сфере; о способах совершения преступлений в национальном законодательстве и международных договорах, регулирующих вопросы предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации в отношении несовершеннолетних;

• б) исполнения запросов о проведении оперативно-разыскных и кибер-разыскных мероприятий, а также процессуальных действий в соответствии с международными договорами о правовой помощи;

• в) планирования и проведения скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в отношении несовершеннолетних с использованием сети Интернет;

• г) оказания содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, в том числе путем стажировки специалистов, организации конференций, семинаров и учебных курсов;

• д) создания информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в отношении несовершеннолетних с использованием кибер-среды;

• е) проведения совместных научных исследований по представляющим взаимный интерес проблемам борьбы с преступлениями в отношении подростков с использованием сети Интернет;

• ж) обмена нормативными правовыми актами, научно-технической литературой по

борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации в отношении детей и подростков; • з) в других взаимоприемлемых формах. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время не завершен процесс формирования правовой основы по противодействию компьютерным преступлениям в отношении детей и подростков в сети Интернет, которую составляет совокупность содержащихся в законодательных и иных нормативных актах правовых норм, создающих правовые условия либо непосредственно регламентирующих его осуществление.

Вместе с тем интенсивное изменение технологий опережает соответствующую реакцию законо-

дателя и возможности правоохранительных органов. Поскольку законодательное решение должно основываться на глубоком осмыслении практики, требуется время для того, чтобы в законе и иных нормативно-правовых актах была дана адекватная регламентация отношений, возникающих в рассматриваемой сфере.

Подводя итог, вполне очевидно, что при разработке и совершенствовании нормативного регулирования необходимо учитывать опыт зарубежных стран, которые, значительно раньше, приступив к борьбе с преступлениями в отношении несовершеннолетних с использованием сети Интернет, выработали систему эффективных правовых средств и методов противодействия.

Информационные ^ технологии юридической деятельности

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ

Информационные технологии в юридической деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А.И. Уринцова. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Рассмотрены основные понятия и категории информатики в юриспруденции, программное обеспечение, охватывающие практически все области юридической деятельности. Предложена оригинальная схема направлений информатики в аспекте их изучения в юридическом вузе. Приведены примеры использования в юридической деятельности современных информационных технологий, таких как мультимедиа, экспертные системы и др. Отдельные главы посвящены рассмотрению технологий работы с правовыми информационными системами, структуры, состава и принципов функционирования программного обеспечения информационных технологий.

Изложены основы информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах. Разобраны проблемы защиты информации на персональном компьютере от потери и разрушения, несанкционированного доступа, вопросы восстановления утраченных данных, надежного удаления данных и т.д. Особое место отведено вопросам обеспечения защиты информации в компьютерных сетях.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Правоохранительная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.