Научная статья на тему 'Предикторы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел в кадровой политике МВД России'

Предикторы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел в кадровой политике МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕ СПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕ ЗОПАСНО СТИ / ПРОФЕ ССИОНА ЛЬНЫЙ ОТБОР / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРЕДИКТОРЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PRIVATE SECURITY / PROFESSIONAL SELECTION / FORECASTING / PREDICTORS / IMPROVEMENT / HUMAN RESOURCES POLICY / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коченогов Олег Аркадьевич, Горелов Станислав Александрович

В статье рассматривается вопрос о необходимости совершенствования профессионального отбора методами прогнозирования и проведения дополнительных мероприятий по основам личной безопасности методом тестирования с последующим контролем за повышением профессионализма у личного со става. Проводится контент-анализ средств массовой информации по вопро су«Чрезвычайные происшествия, связанные с гибелью и ранением сотрудников при выполнении служебных обязанностей». Рассматриваются рекомендации по модернизации профессионального отбора в органах внутренних дел, внутренних войск и Вооруженных Сил России при формировании кадрового ядра, в т.ч. и территориальных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коченогов Олег Аркадьевич, Горелов Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Predictors of personal safety of police officers in the personnel policy of the Russian Interior Ministry

The article discusses the need for improvement of professional selection methods of forecasting and additional activities on the basics of personal safety testing method, followed by monitoring the increase of professionalism of the personnel. Held content analysis of the media on the issue emergencies related to the death and injury of employees in the performance of official duties. Consider the recommendations on the modernization of professional selection in the internal affairs bodies and internal troops of the Russian armed forces and the formation of personnel at the core, including the territorial divisions.

Текст научной работы на тему «Предикторы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел в кадровой политике МВД России»

имело место самоубийство или убийство, а следовательно, стоит ли искать преступника. Обладающий данными знаниями следователь не позволит уйти преступнику безнаказанным и будет способствовать быстрому нахождению преступника.

Список литературы

1. Кудрявцев, И. А. Смысловая типология суицидов // Суицидология. - 2013. - №2 (11).

2. Белоглазов, Г. Социологический анализ самоубийств в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://katatonia.musica.mustdie.ru/ssuicide.html (дата обращения: 15.09.2015).

3. Волков, П. В. Разнообразие человеческих миров. - М.: Рипол, 2004.

4. Бруно, М. Е. О характерах людей [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. - Режим доступа: www.nnre.ru (дата обращения: 16.09.2015).

5. Паранойяльная акцентуация характера и паранойяльное развитие личности [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: www.medicus.ru (дата обращения 16.09.2015).

6. Дюркгейм Э. Самоубийство // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., 2001.

7. Савюк, Л. К. Правовая статистика. - М., 1999.

УДК - 338.24

О.А. Коченогов*, С.А. Горелов**

Предикторы обеспечения личной безопасности

сотрудников органов внутренних дел в кадровой политике МВД России

В статье рассматривается вопрос о необходимости совершенствования профессионального отбора методами прогнозирования и проведения дополнительных мероприятий по основам личной безопасности методом тестирования с последующим контролем за повышением профессионализма у личного состава. Проводится контент-анализ средств массовой информации по вопросу «Чрезвычайные происшествия, связанные с гибелью и ранением сотрудников при выполнении служебных обязанностей». Рассматриваются рекомендации по модернизации профессионального отбора в органах внутренних дел, внутренних войск и Вооруженных Сил России при формировании кадрового ядра, в т.ч. и территориальных подразделений.

Ключевые слова: обеспечение личной безопасности, профессиональный отбор, прогнозирование, предикторы, совершенствование, кадровая политика, органы внутренних дел, образовательные организации.

O.A. Kochenogov*, S.A. Gorelov**. Predictors of personal safety of police officers in the personnel policy of the Russian Interior Ministry. The article discusses the need for improvement of professional selection methods of forecasting and additional activities on the basics of personal safety testing method, followed by monitoring the increase of professionalism of the personnel. Held content analysis of the media on the issue - emergencies related to the death and injury of employees in the performance of official duties. Consider the recommendations on the modernization of professional selection in the internal affairs bodies and internal troops of the Russian armed forces and the formation of personnel at the core, including the territorial divisions.

Keywords: private security, professional selection, forecasting, predictors, improvement, human resources policy, internal affairs agencies, educational organizations.

В современной концепции развития общества и государства огромную роль необходимо отводить мерам личной безопасности в целом и сотрудников полиции в частности. Невысокие результаты оперативно-служебной деятельности, события в Северо-Кавказском регионе, чрезвычайные происшествия, связанные с гибелью и ранением сотрудников при выполнении служебных обязанностей при задержании вооруженных преступников, при охране общественого порядка свидетельствуют о необходимости совершенноствования профессионализма личного состава, его умения действовать в экстремальных ситуациях, эффективно применять оружие и физическую силу. Также необходимо учитывать прогрессирующую политическую активность партий, различных групп и населения в целом, особенно в предвыборный период, в период проведения экономических и межгосударственных

* Коченогов, Олег Аркадьевич, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93

** Горелов, Станислав Александрович, начальник кабинета специальных дисциплин кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93

* Kochenogov, Oleg Arkadievich, lecturer of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel .(812) 744-70-93.

** Gorelov, Stanislav Alexandrovich, head of special disciplines of the chair of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel .: (812) 744-70-93. © Коченогов О.А., Горелов С.А., 2015

форумов, организацию и проведение огромного количества массовых спортивных мероприятий (Олимпийские игры, Паралимпиские игры, подготовка к проведению в России чемпионата мира по футболу в 2018 году). Учитывая, что до сих пор происходит реформирование системы МВД России (сокращение личного состава органов внутренних дел), на сотрудников полиции ложится огромная ответственность за полное, своевременное и качественное выполнение служебных обязанностей с соблюдением мер личной безопасности в условиях острого психологического напряжения.

Проведенный нами анализ источников средств массовой информации показал, что ежегодно в России от рук преступников и несоблюдения мер личной безопасности гибнут сотрудники правоохранительных органов. Согласно данным официальной статистики ГУ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за 2010-2014 гг., в последнее время имеется тенденция к росту этого показателя, а если учесть потери при дорожно-транспортных происшествиях, совершение самоубийств из-за нерешённых семейных и бытовых проблем, а также вследствие длительных эмоционально-псхилогических перегрузок и стрессов в процессе выполнения служебного долга, получится внушительная цифра (диагр. 1).

Анализ данных о получении телесных повреждений и смертей при несении сотрудниками ОВД службы по охране общественного порядка

Диаграмма 1

Год Тн 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Телесные повреждения >118 > 82 > 113 > 128 > 142

Смертельный исход > 3 >3 > 1 >3 > 1

Таблица 1

Год

In

Телесные повреждения

Смертельный исход

2010 г.

•>1 1Я

> 3

2011 г.

> Ю.

> ч

2012 г.

> m

> 1

2013 г.

> m

2014 г.

14?.

> 1

Исходя из этого, можно полагать, что обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел традиционно является важнейшей профессионально-нравственной компетенцией, и этому направлению в работе с кадрами постоянно уделяется большое внимание.

Согласно статистики ВОИС «Выстрел» (рис 1), структура ситуаций применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками ОВД за период 2009-2014 гг. выглядит следующим образом.

В большинстве случаев (42 %) - это производство предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги и вызова помощи путем выстрела вверх или в ином безопасном направлении; далее (41 %) - остановка транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывалось выполнить неоднократные законные требования сотрудника полиции остановиться и пыталось скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, затем (15 %) - обезвреживание животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, и лишь в 2 % случаев это задержание лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого преступления против жизни, здоровья, собственности, и пытавшегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представлялось возможным .

Если рассмотреть структуру распределения по должностным категориям сотрудников, примениявших табельное оружие в 2009-2014 гг. (рис. 2), видно, что в большинстве случаях (51 %) оружие применялось сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения,

2% 2

i Остановка гранспортногосредства. путем его повреждения

| Задержание лица, настигнутого при совершении деяния, содержащего признаки преступления

Производство предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги и вызова помошн

■ Обезвреж! 1ваш :е животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотруднику полиции

Рис 1. Ситуации применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел за период 2009-2014 гг.

»ГИБДД 1

1ППСП 2

51%

■ Другие подразделения СОД. СО. 1ШС, 5 ОКС.ДЧ)

Рис 2. Ситуации применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел за период 2009-2014 гг.

в 15 % случаев - сотрудниками патрульно-постовой службы полиции, в 13 % случаев - участковыми уполномоченными полиции, 7 % приходится на подразделения вневедомственной охраны, 3 % - на сотрудников уголовного розыска, оставшиеся 11 % - на подразделения ИВС, ОКС, ДЧ.

Для препятствования росту негативных тенденций в категории «нарушение личной безопасности» необходимо изначально осуществлять валидный профессиональный отбор кандидатов на прохождение службы в органах внутренних дел. Рассмотрим, как происходит пополнение кадровой составляющей системы МВД с учётом требований ФЗ № 3 «О полиции» от 7 февраля 2011 г. об обязательном наличии высшего юридического образования в ряде ключевых подразделений ОМВД (отделы Министерства внутренних дел), к которым относятся ОУУП (отделения участковых уполномоченных полиции) и ОДН (отделения по делам несовершеннолетних), ДПС ГИБДД (дорожно-патрульная служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения), СО (следственные отделы), ОД ( отделения дознания), ОЛРР (отделения лицензионно-разрешительной работы), ОБПСПР и ИАЗ (отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства). Далее следуют подразделения, которые большею частью формируются из кандидатов, имеющих высшее юридическое образование, но при этом в них имеются должности, не требующие его наличия: ДЧ (дежурные части), ППСП (патрульно-постовая служба полиции), ОУР (отделения уголовного розыска), ЭБ и ПК (отделы экономической безопасности и противодействия коррупции), ИВС (изоляторы временного содержания), ОМВО (отделы межрайонной вневедомственной охраны).

Есть и службы, в которых наличие юридического образование не требуется: УРЛС (управления по работе с личным составом), штабы и подразделения ТО (тылового обеспечения).

При этом кандидаты на службу в органах внутренних дел из гражданских и высших военных учебных заведений, училищ могут иметь как высшее юридическое образование так и иное, а кандидаты из профильных учереждений системы МВД будут находиться в привелигированном положении, т.к. уже будут иметь необходимое юридическое образование.

На кандидатов из гражданских вузов накладывается ещё одно ограничение - либо обязательное прохождение срочной службы в Вооруженных Силах, либо возрастное ограничение с 27 лет, при наличии официального освобождения от её прохождения.

Ещё один немаловажный аспект, который не нужен для выпускников федеральных государственных образовательных организаций МВД России и обязателен для всех остальных - это обязательная первоначальная подготовка на 5-м факультете Санкт-Петербургского университета МВД

Рис. 3. Схема пополнения кадровой составляющей системы МВД России с учётом рекомендаций

России в г. Пушкин сроком от 6 до 9 месяцев, где по дисциплине «Тактико-специальная подготовка и личная безопасность сотрудника органов внутренних дел» проводятся занятия для слушателей следующих категорий обучения:

1) лица рядового и младшего начальствующего состава ОВД факультета профессионального обучения;

2) для слушателей категории обучения: профессиональное обучение (профессиональная подготовка) лиц среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности оперуполномоченных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, на должности сотрудников подразделений предварительного следствия, сотрудников подразделений дознания, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений;

3) для принимаемых на должности участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по исполнению административного законодательства предусмотрено ограниченное количество часов и минимальная тематика по действиям в нестандартных ситуациях, которая не обеспечивает в полном объёме тех требований по личной безопасности, которые предъявляются к сотрудникам полиции.

У выпускников образовательных организаций МВД России, получивших определенный объём знаний, касающихся личной безопасности, существуют пробелы в них из-за значительного разрыва в теории и практике, т.к. данный курс преподается 4 года, и это практически сводит к минимуму усилия научно-педагогического состава.

Если проанализировать вопрос комплектования (рис. 4), учтя все проверки, то окажется, что выпускники образовательных организаций МВД России практически в полном составе (90-100 %) приходят в то подразделение, от которого получали направление. Отсева по причине непрохождения медицинских комиссиий и психо-физиологического исследования личности) или несдачи нормативов по физической подготовке у них нет (осуществляется на первоначальном этапе). Кандидатов же из военных заведений после первоначального обращения до прохождения проверок остаётся около 90 %, после дополнительных специализированных проверок - 70-80 %. Для кандидатов из гражданских высших учебных заведений эти цифры составляют соотвественно 50-60 % и 30-40 %.

УРЛС

30-40 %

Ввести тестирование по основам личной безопасности

70-80 %

90-100 %

МЕДКОМИССИЯ, ПФЛ, СДАЧА НОРМАТИВОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ, СПЕЦПРОВЕРКИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

50-60 %

90 <

ПОПОЛНЕНИЕ КАНДИДАТАМИ НА СЛУЖБУ В СИСТЕМУ МВД РОССИИ

ГРАЖДАНСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

ВЫСШИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Рис. 4. Схема комплектования кандидатами на службу системы МВД России

Считаем целесообразным на этапе проведения всех проверок ввести тестирование по теме «Личная безопасность и проверка действий в нестандартной ситуации», которое потом периодически проводить у личного состава ОМВД по истечении 1, 3, 5, 10, 15 и 20 лет службы. Это необходимо, т.к. можно будет выяснить «уровень риска» у новобранца и тех, кто уже в системе. Нужно также учитывать, что со временем происходит профессиональная деформация, чувство опасности при выполнении служебных обязанностей притупляется, наступает самоуспокоение («я же сотрудник полиции, у меня особый статус, форма, удостоверение, оружие»), не всегда обоснованная увереннность в своих силах, в уровне своей физической подготовленности.

Диаграмма 2

Анализ уровня подготовленности кандидатов и прогнозируемое влияние на личную безопасность сотрудников полиции

Примечания:

Категория 1 - государственные высшие учебные заведения,

Категория 2 - высшее военные училища,

Категория 3 - образовательные организации системы МВД.

Ряд 1 - окончание школы, все 5-10 % (ОБЖ, «зарницы», военкомат, професиональное ориентирование), Ряд 2 - 1-2-й год обучения в профильном заведении, Ряд 3 - окончание учебного заведения, 4-6 лет, Ряд 4 - жизненный опыт, стаж работы.

Первоначально будущих кандидатов на службу мы получаем из ГОУ СОШ (государственные образовательные учереждения - средние общеобразовательные школы), и уже в них за счёт спецклассов, профориентирования в старших классах и огромной работы сотрудников ОДН и учителей ОБЖ (обеспечения безопасности и жизнедеятельности), сотрудников военных комиссариатов воспитываем основы личной безопасности, которая благодаря этому и полученному жизненному опыту поднимается до уровня 5-10 %.

В ходе дальнейшего образования на 1-2-м году обучения уровень для разных типов вузов повышается: в гражданских - до 15 %, в военных - до 40 %, в вузах счтемы МВД - до 20 %.

По окончании обучения ситуация меняется: для гражданских вузов этот показатель становится равным 50 %, военных - 80 %, МВД - 30%. В дальнейшем, при некотором стаже работы и появлении нового жизненного опыта, в результате общения с коллегами в своей среде, уровень личной безопасноти сочтавляет для гражданских - 60 %, для военных - 90 %, для сотрудников МВД - 20 %.

Как видим, в системе МВД России налицо определённая стагнация за счет таких факторов, как: «Закрытость организации»; «Нет чувства опасности»; «Ежедневная рутина»; «Статус сотрудника»; «Со мной такого произойти не может».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считаем, что уровень личной безопасности, кроме воздействия учебного процесса в различных образовательных организациях, зависит от личностных характерных черт - интелекта; локус контроля, воспитания в семье; социального статуса; благополучности; социальной среды, в которой вырос; уровня физической подготовленности; получения специальных навыков (секции, кружки, школа, жизненный опыт).

Проведенное нами исследование выявило высокую актуальность изучения данной проблемы. Исходя из этого на основании проведённого анализа нами разработаны следующие рекомендации.

1. Организовать дополнительное тестирование кандидатов на поступление и прохождение службы в полиции по специальной методике (опроснику) с целью выявления людей, наиболее пригодных к службе, в т.ч. и в плане соблюдения кандидатом мер личной безопасности, для предотвращения в дальнейшем ЧП с личным составом.

2. Переработать программу подготовки специалистов федеральных государственных образовательных организаций МВД России по личной безопасности, увеличив количество учебных часов по данной дисциплине, в т.ч. в структурных подразделениях системы МВД России, с целью углубления теоритической и практической подготовки и получения достаточных навыков для выполнения профессиональных задач в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения в мирное и военное время, оказания первой помощи, обеспечения в процессе решения служебных и боевых задач личной безопасности и безопасности граждан.

3. Проработать вопрос включения в программы дисциплины «Обеспечение безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ) образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также в ГОУ СОШ, раздела, касающегося поведения учащихся в различных нестандартных ситуациях, в т.ч. криминального характера, при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера с целью повышения уровня личной безопасности учащихся 1-11-х классов.

4. В ходе проведения призывных компаний и медицинских обследований, бесед также проводить тестирование-опрос призывников на готовность к действиям в нестандартных ситуациях (соблюдение личной и коллективной безопасности), проверку на «живучесть».

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution. ru/ (дата обращения: 01.09.2015).

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342- ФЗ «О службе в органах внутренних дел Россий—ской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера—ции» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 702.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. // Сайт «Российской газеты». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения 02.09.2015).

5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы». [Электронный ресурс]. // Сайт «Российской газеты». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/24/ obrazovanie-site-dok.html (дата обращения 05.09.2015).

6. Кочин, А. А., Ефремов, О. Ю., Осипов, Д. Л. Инновационные подходы к образованию в вузах силовых ведомств // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 1 (57). - С. 165-169.

7. Гусев Р. А., Кочин А. А. Педагогические условия формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 1. - С. 178-182.

8. Жайлов, А. А., Горелов, С. А. Социально-педагогическая модель кандидата на службу на должность рядового и младшего начальствующего состава патрульно-постовой службы полиции МВД России // Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации : практика применения, вопросы и проблемы реализации : материалы всероссийской научно-практической конференции (Васильевские чтения - 2015). - С. 82-85.

9. Горелов, С. А. Саморазвитие как важнейшее условие эффективности деятельности руководителя ОВД // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3. - С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.