Научная статья на тему 'ПРЕДИКТОРЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙПЕРВОКУРСНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ'

ПРЕДИКТОРЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙПЕРВОКУРСНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нимировская Юзефа Казимировна, Витольник Галина Адамовна

В статье рассматривается проблема адаптации иностранных слушателей первого курса к учебной деятельности в образовательной организации системы МВД России. Сбор данных осуществлялся методом анкетирования разработанной анкеты, дана оценка индекса адаптации в контексте учебной деятельности слушателей из стран Африки в Санкт-Петербургском университете МВД России. Показывается необходимость организации образовательного процесса, ориентированного на личность иностранного слушателя к новому контексту обучения, который является основным фактором в его адаптации. Рекомендовано, чтобы в процессе адаптации иностранных слушателей-первокурсников учитывать такие характеристика как: когнитивная нагрузка; уровень владения русским языком; уровень образования; способность познания новой культуры; новых норм, стереотипов, ценностей, при этом, не ассимилируя их; способность к толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нимировская Юзефа Казимировна, Витольник Галина Адамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTORS OF ADAPTATION OF FOREIGN FIRST-YEAR STUDENTS TO EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with the problem of adaptation of foreign first-year students to educational activities in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The information was collected using questionnaires with developed questionnaire, the estimation of the index of adaptation was given in the context of learning activities of students from Africa in Saint-Petersburg University of MIA of Russia. The article shows the necessity of the educational process organization focused on the personality of the foreign student to the new learning context, which remains as the main factor in adaptation. It is recommended to take into account the following characteristics: cognitive load; level of Russian language proficiency; level of education; ability to learn new culture, new norms, stereotypes, values without assimilating them; ability to towards tolerance.

Текст научной работы на тему «ПРЕДИКТОРЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙПЕРВОКУРСНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ»

УДК 378.4

ПРЕДИКТОРЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Юзефа Казимировна Нимировская, кандидат педагогических наук, Галина Адамовна

Витольник, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматривается проблема адаптации иностранных слушателей первого курса к учебной деятельности в образовательной организации системы МВД России. Сбор данных осуществлялся методом анкетирования разработанной анкеты, дана оценка индекса адаптации в контексте учебной деятельности слушателей из стран Африки в Санкт-Петербургском университете МВД России. Показывается необходимость организации образовательного процесса, ориентированного на личность иностранного слушателя к новому контексту обучения, который является основным фактором в его адаптации. Рекомендовано, чтобы в процессе адаптации иностранных слушателей-первокурсников учитывать такие характеристика как: когнитивная нагрузка; уровень владения русским языком; уровень образования; способность познания новой культуры; новых норм, стереотипов, ценностей, при этом, не ассимилируя их; способность к толерантности.

Ключевые слова: адаптация, учебная деятельность, система высшего образования, педагогический работник.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p275-279

PREDICTORS OF ADAPTATION OF FOREIGN FIRST-YEAR STUDENTS TO

EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Yuzefa Kazimirovna Nimirovskaya, the candidate of pedagogical sciences, Galina Adamovna

Vitolnik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

Abstract

The article deals with the problem of adaptation of foreign first-year students to educational activities in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The information was collected using questionnaires with developed questionnaire, the estimation of the index of adaptation was given in the context of learning activities of students from Africa in Saint-Petersburg University of MIA of Russia. The article shows the necessity of the educational process organization focused on the personality of the foreign student to the new learning context, which remains as the main factor in adaptation. It is recommended to take into account the following characteristics: cognitive load; level of Russian language proficiency; level of education; ability to learn new culture, new norms, stereotypes, values without assimilating them; ability to towards tolerance.

Keywords: adaptation, learning activity, higher education system, teacher/professor.

ВВЕДЕНИЕ

Адаптация есть приспособительный процесс уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. [1, с.78]. В словаре Р.С. Немова понятие термина «адаптация» описывается как: «приспособление поведения человека к социальной ситуации и социальным условиям, в которых он находится» [4, с. 14].

Современная парадигма высшего российского образования обеспечивает качественную подготовку иностранных слушателей. Проблема адаптации к учебной деятельности остается актуальной и для представителей иностранных слушателей - сотрудников ОВД в рамках профессиональной подготовки в образовательной организации МВД Рос-

сии. Важно также учитывать, что обучение иностранного слушателя в высшем образовательном учреждении, помимо возможностей приобретения знаний, также соотносится с его личным психологическим развитием. В значительной мере университетская среда воспринимается студентом как значимая для межличностного взаимодействия, а адаптация к учебной деятельности формирует профессиональную мотивацию.

Большинство поступающих иностранных слушателей в Санкт-Петербургский университет МВД России не на высоком уровне демонстрируют свои интеллектуальные ресурсы. В связи с чем, возникает задача у первокурсников адаптироваться к образовательной среде. Вместе с тем педагогический работник высшей школы продумывает не только предметную (знаниевую) составляющую, но и организует образовательный процесс таким образом, чтобы помочь вовлечь в получение знаний самих обучающихся, что особенно актуально в работе с иностранными слушателями.

В соответствии с педагогической деятельностью - это адаптация учебной программы дисциплины таким образом, чтобы сделать ее содержание более определенным, что обязывает педагогического работника перенести акцент на отбор содержания дисциплины. Вместе с тем поведенческая адаптация первокурсника связана не просто с акклиматизацией, но и приспособлением к различным обстоятельствам и условиям, поскольку эта характеристика не передается генетически. В то же время мы говорим о кросс-культурной адаптации представителей различных этнических групп и их способности взаимодействовать друг с другом.

Необходимо также отметить, что процесс адаптации связан с физиологическими маркерами функционирования организма в ответ на условия новой среды. Из физиологии высшей нервной деятельности человека известно, что в основе когнитивных процессов лежит хорошо проработанный теоретический материал. Только творческий, практический опыт развивает способности, что достигается в процессе когнитивной адаптации и развитием рациональности мышления. В этой связи усилия педагогического работника направлены на организацию процесса обучения таким образом, чтобы поддерживать способность к умственной и творческой деятельности слушателей, создание образовательной среды, ориентированной на взаимодействие, интерактивность и результативность процесса обучения. В современных условиях педагогический работник университета должен работать в симбиозе со слушателями с использованием инновационных технологий, способствующих развитию когнитивного мышления и адаптации иностранных слушателей к учебной деятельности. Ориентированность на адаптацию является важным критерием к формированию внутренней структуры учебной деятельности и достижению учебного результата. Необходимо отметить, что в условиях образовательной среды университета МВД России высокий уровень адаптации в интеграции с более высокими успехами в учебе особенно актуален, поскольку подготовка сотрудников для органов внутренних дел сопровождается необходимостью соблюдать определенные нормы.

В то же время поступление в высшее образовательное учреждение - это знаменательное событие в жизни человека. В условиях перехода в новую образовательную среду слушателю-первокурснику необходимо адаптироваться к новому контексту обучения, получить удовлетворительную академическую успеваемость и, в конечном итоге, правильно управлять поведением межличностного общения. Развитие отношений навыкам межличностного общения есть важный фактор в адаптации. Сегодня эта точка зрения нашла отражение в исследованиях А.В. Погукаевой, Л.Н. Коберник, Е.Л. Омельянчук [4, с.294.], которые рассмотрели:

- характеристику перехода, так называемую поддержку перехода до и после внедрения в новую культуру;

- характеристику новой среды, включая восприятия и принятия новой культуры;

- степень различия между домашней культурой обучающегося и культурой, в которую он встроен;

- доступная социальная поддержка и возможности сверстников;

- демографические и социальные аспекты, такие как возраст, пол, финансовые ресурсы, образование и предыдущий межкультурный опыт.

Несколько иного взгляда на проблему адаптации рассмотрела в своем диссертационном исследовании И.А. Гребенникова. По ее мнению взаимодействие культур (ассимиляция, интеграция, этническая консолидация) позволит наиболее успешным способом адаптироваться, поскольку в этом контексте взаимное приспособление основано на уважении, толерантности и согласовании культурных ценностей [2, с.13].

В ситуации адаптации иностранного слушателя к учебной деятельности полная интеграция в новую культуру на самом деле не ожидается и, возможно, даже не желательна, так как иностранному слушателю нужно будет оставаться в образовательной организации МВД России только на определенное время. Адаптированный слушатель, как правило, участвует в деятельности, организованной университетом, имеет много друзей и чувствует себя социально интегрированным в своем университете. С другой стороны, адаптация к высшему образованию происходит, когда иностранный слушатель младшего курса получает хорошие оценки и доволен своими усилиями и академическими результатами. Очевидно, чтобы обеспечить переход к условиям новой образовательной среды и получить учебный результат, необходимо выявить трудности, с которыми сталкиваются первокурсники - иностранные слушатели разных культур и языков в процессе учебной адаптации в образовательной организации МВД России.

Цель исследования состояла в том, чтобы оценить индексы адаптации и интеграции иностранных слушателей в контексте учебной деятельности в Санкт-Петербургском университете МВД России.

Данное исследование проводилось в 2019-2020 учебном году среди слушателей первого курса средний возраст 21,4±0,6; п = 37 факультета подготовки иностранных специалистов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сбор данных осуществлялся методом анкетирования при поддержке факультета подготовки иностранных специалистов Санкт-Петербургского университета МВД России. Мы разработали специальную анкету, содержание вопросов которой различаются по 3 категориям.

1 группа вопросов: трудности в адаптации к учебной деятельности. Например: в чем вы видите отличие системы высшего образования в Российской Федерации от системы высшего образования вашего государства.

2 группа вопросов: Оцените общение со слушателями других языковых культур.

3 группа вопросов: Оцените трудности, с которыми сталкиваются иностранные слушатели в новой образовательной среде.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Этническая характеристика респондентов: иностранные слушатели стран Африки приезжают в Санкт-Петербургский университет МВД России, в котором уже находятся их соотечественники, что позволяет создать помощь при адаптации первокурсников. Слушатели Латинской Америки относятся к другой этнической группе, имеющие свои этнические установки, другую культуру, что оказывает влияние на индекс адаптации. Исходя из данной информации, у многих в процессе адаптации отмечаются различные показатели, связанные с личностными факторами. Поскольку группа иностранных слушателей очень разнородна с точки зрения национальности и культурного происхождения и навыками этнической идентичности.

Были определены характеристики адаптации иностранных слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России к учебной деятельности. Следует подчерк-

нуть, что адаптация к учебной деятельности рассматривались как адаптация требований к их текущему жизненному моменту, как в глобальном масштабе, так и по отношению к конкретным аспектам жизни. Однако важно подчеркнуть разницу в уровнях адаптации и общей удовлетворенности иностранных слушателей из разных этнических групп. Хотя выборка латиноамериканских слушателей была меньшей (4 человека), анализ результатов исследования с использованием разработанной анкеты свидетельствует, что слушатели государств Африки сообщили о более низких показателях адаптации в новой образовательной среде (74%). Частично это можно объяснить культурными различиями.

Другой результат, который привлек внимание в этом исследовании, - это большее общее восприятие трудностей слушателей со стороны слушателей государств Африки (37%). Гипотеза, которая может быть выдвинута для обоснования этих данных, относится к разнице в ожиданиях между этими двумя группами слушателей. Прибытие в университет приносит чувство беспокойства и много ожиданий относительно новой среды, в том числе надежду, что университет поможет и что возможен естественный переход. Со временем первоначальное волнение, скорее всего, уйдет, возникает у них надежда на университет для их решения в связи с более длительным сроком пребывания в нем. Полученные данные анкеты, свидетельствуют, что университетская среда воспринимается иностранными слушателями как значимая, стимулирующая к взаимодействию. Иностранные слушатели стран Африки и Латинской Америки разделяются по языковому ба-рьеру(португальский язык (63%, испанский язык (11%) и английский язык(74%)) признаются, что одной из главных трудностей в России для них было слабое знание русского языка. Однако в Санкт-Петербурге много жителей, в основном молодых, говорящих по-английски. Результаты предполагают некоторые колебания средних значений, полученных, когда мы берем выборку с учебной адаптацией, которая находится в компромиссе с психоэмоциональной адаптацией. Однако задача получения высшего образования выступает важным предиктором адаптации в образовательной среде университета (100%), поскольку способствуют процессу интеграции в новую образовательную среду. Это дает ему больше возможностей для развития учебных и профессиональных навыков и более зрелых межличностных отношений, чтобы соответствовать академическим требованиям высшего образования.

ВЫВОДЫ

В результате анализа было определено, что для того, чтобы обеспечить адаптацию иностранных слушателей к учебной деятельности необходимо обращать внимание на такие характеристики как: хорошее владение русским языком; рациональность мышления; адаптацию к когнитивной нагрузке; разный уровень образования; разный уровень готовности к культуре российского государства; положительный институциональный климат; паттерн агрессивности со стороны слушателей; способность к толерантности и межкультурной коммуникации; этнические стереотипы; индивидуальных особенностей личности иностранного слушателя; способность противостоять стрессовой ситуации; способность развивать зрелые межличностные отношения; способность познания новой культуры, новых норм, стереотипов, ценностей, при этом, не ассимилируя ее[2, с. 231]; отсутствие наставничества (кураторства).

Таким образом, эти предикторы актуальны и должны быть преодолены первокурсниками, чтобы они могли легче адаптироваться к требованиям университетской образовательной среды. Можно сказать, что адаптация относительно показателя: получить высшее образование, выступает как вектор наиболее актуальный, а эффективность адаптации к учебной деятельности - это интерактивный и многомерный процесс по своей природе и требует внимания к данной проблеме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулина М.А. Психология социальной работы : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / М.А. Гулина. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - С.382 с.

2. Гребенникова И.А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе: на примере китайских студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гребенникова Ирина Анатольевна. - Комсомольск-на-Амуре, 2010. - 21с.

3. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - Москва : ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

4. Погукаева А.В. Адаптация иностранных студентов в российском вузе / А.В. Погукаева, Л.Н. Коберник, Е.Л. Омельянчук // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. -URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24651 (дата обращения: 01.01.2021).

REFERENCES

1. Gulina М.А. (2017), Social work psychology: textbook for university students studying in the direction and specialties of psychology, Piter, St. Petersburg

2. Grebennikova I. A. (2010.), Pedagogical support of adaptation of foreign students in a Russian university: the example of Chinese students, dissertation, Komsomolsk-on-Amur.

3. Nemov R.S. (2007), Psychological dictionary, VLADOS, Moscow.

4. Pogukaeva A.V., Kobernik L.N., Omelyanchuk E.L.(2016), "International students adaptation in Russian higher education", Modern problems of science and education, No. 3, available at http://science-education.ru/ru/article/view?id=24651 (data accessed: 01.01.2021).

Контактная информация: yuzefa_nimirovskaya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2021

УДК 796.83

КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ БОКСЕРОВ

Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент, доцент Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

Введение - для диагностики функционального состояния спортсменов исследователи стремятся применять специфические функциональные пробы. Однако это не всегда возможно. Бокс представляет собой вид единоборства, где применяемые удары, защиты, передвижения выполняются в зависимости от ситуации складывающейся на ринге, с различной скоростью, силой, амплитудой, частотой, в различном их, сочетании и где малейшая ошибка спортсмена, мгновенно наказывается ударами «противника» с сильными болевыми ощущениями. Цель исследования - обосновать возможность применения для контроля функционального состояния юных боксеров, функциональную пробу с неспецифической нагрузкой «степ-тест» и самостоятельной регистрацией частоты сердечных сокращений на цифровых матрицах с вычислением интегральной оценки. Методика и организация исследования - в качестве нагрузки, спортсмены выполняли нашагивание на лестницу высотой 50 см, в темпе 1 нашагивание за 2 сек, в течение 1 минуты 30 нашагиваний. Частота сердечных сокращений регистрировалась по 10-секундным отрезкам времени самими испытуемыми на цифровых матрицах, в покое - в течение 1 минуты и после нагрузки - в течение 5 минут. До начала выполнения нагрузки, спортсмены выполняли небольшую разминку, в пределах пяти минут и после стабилизации кардиоритма, принимали этот уровень в качестве исходного. В обследовании принимали участие 18 спортсменов в возрасте 13-14 лет, регулярно занимающиеся боксом в течение 2-х лет. Выполняемая спортсменами тренировочная работа состояла из 3-х микроциклов и продолжалась 22 дня. Результаты исследования и их обсуждение - в процессе непосредственной подготовки к соревнованиям характер переходного процесса частоты сердечных сокращений претерпел закономерные изменения: снизился исходный уровень и уровень переходного процесса во все моменты восстановления, сократилось время регулирования, оптимизировалась форма восстановления частоты сердечных сокращений, максимально приближаясь к 1-му типу. По мере подготовки возрастала и интегральная оценка (ПФС). Так на 3-й день подготовки ПФС составил (176,7±55,5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.