УДК 159; ББК 88
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10123
© Стрельникова Ю.Ю., Емельянова С.В. 2020
PERSONAL PREDICTORS OF STUDENTS' ADAPTATION TO EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ*
Yulia Yu. Strelnikova,
Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Saint-Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor
S. V. Еmelyanova,
Senior Psychologist of the Department on Work with Personnel of the Leningrad Regional Branch of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia
Юлия Юрьевна Стрельникова,
профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор психологических наук, доцент
С.В. Емельянова,
старший психолог отдела по работе с личным составом Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского
университета МВД России
Для цитирования: Стрельникова Ю.Ю., Емельянова С.В. Личностные предикторы адаптации обучающихся к учебной деятельности в образовательной организации МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 113-115. Научная специальность: 19.00.07 - Педагогическая психология.
*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.
Abstract. The object of research in the article is personal predictors of adaptation of students to educational activities in the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia. As a result of the analysis, it was possible to establish that the characterological characteristics of cadets, in General, are sufficiently balanced, which indicates developed adaptive abilities. Personal predictors of successful adaptation include a high level of activity, optimism, predominance of achievement motivation, emotional stability, and a moderate level of anxiety. Cognitive predictors of successful adaptation include rational thinking and a moderate level of frustration tolerance.
Keywords: adaptation to educational activities, universities of the Ministry of internal Affairs of Russia, personal predictors.
Аннотация. Объектом исследования в статье являются личностные предикторы адаптации обучающихся к учебной деятельности в образовательной организации МВД России. В результате проведенного анализа удалось установить, что характерологические особенности курсантов, в целом, достаточно сбалансированы, что свидетельствует о развитых адаптационных способностях. К личностным предикторам успешной адаптации относятся высокий уровень активности, оптимизм, преобладание мотивации достижения, эмоциональная устойчивость, умеренный уровень тревожности. К когнитивным предикторам успешной адаптации относятся рациональность мышления и умеренный уровень фрустрационной толерантности.
Ключевые слова: адаптация к учебной деятельности, вузы МВД России, личностные предикторы.
Специфика обучения в образовательной организации МВД России предполагает серьезные изменения в привычном образе жизни курсантов в первые несколько месяцев учебы. Помимо непосредственного получения знаний и навыков, подготовка будущих офицеров отличается жесткой регламентацией отношений, требованием участво-
вать в мероприятиях по охране общественного порядка, необходимостью в учебное и свободное от службы время соблюдать обязанности, нормы и запреты, распространяющиеся на каждого сотрудника органов внутренних дел. В этой связи предъявляются особые требования к адаптационным возможностям курсантов, которые способ-
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
ствуют эффективному обучению, быстрому включению в новую социальную роль, сохранению профессионального здоровья. В широком смысле под адаптацией понимается приспособление организма к требованиям среды. Согласно словарю Р.С. Немова, под психологической адаптацией понимается «приспособление психологических особенностей, а также поведения человека к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он в данный момент времени оказался» [1 с. 13]. В рамках когнитивной психологии адаптация рассматривается как основной процесс, способствующий интеллектуальному развитию личности, и определяющий эффективность при решении жизненных задач.
И.Н. Носс и Т.М. Баранова указывают на то, что профессиональная адаптация реализуется в процессе обучения. Ими выделены концепции адаптации, которые необходимо рассматривать в контексте образовательного процесса. В данном ключе адаптация рассматривается как способ выполнения задач в изменяющихся условиях, как выбор и реализации новой стратегии поведения, а также отдельно рассматривается синтетическая адаптация.
Гармоничная личность отличатся сбалансированностью характерологических особенностей, которые определяют ее способность к адаптации. Л.Н. Собчик связывает успешность социальной адаптации с нахождением равновесия между требованиями социума и эгоцентрическими потребностями человека. В случае выраженной индивидуальности сохранение такого баланса требует высокого внутреннего напряжения.
Представители когнитивно-поведенческого подхода акцентируют внимание на особой роли мыслительного процесса в восприятии ситуации. А. Эллис считает, что существуют рациональные когниции, которые в силу гибкости, изменчивости, адекватности ситуации способствуют быстрому и эффективному решению задач. В отличие от них иррациональные установки (мысли, убеждения) отличаются ригидностью, оценочностью суждений и большим количеством долженствований, ведущих к ухудшению адаптации и длительным негативным эмоциональным переживаниям, препятствующих решению проблем и снижающих эффективность деятельности.
Целью проведенного исследования являлось установление личностных предикторов адаптации курсантов Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России к учебной и служебной деятельности.
Объект исследования: курсанты первого курса Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России (п = 46), средний возраст 18,3 ± 0,6 лет.
Методы исследования: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), методика диагностики иррациональных установок А.Эллиса.
Результаты исследования. Профиль усредненных показателей СМИЛ находится в рамках нормативного диапазона (от 45 до 62 Т-баллов). Индекс по Уэлшу: 9-4825713/60:^/^ Умеренное повышение шкалы коррекции свидетельствует об осторожности, стремлении к конформизму, желании скрыть недостатки и показать положительные стороны своего характера.
Для курсантов 1 курса в период адаптации (первые три месяца обучения) характерны оптимизм и приподнятое настроение, энергичность, мотивация достижения, стремление к независимости, самоутверждению и нежелание углубляться в причины возникающих проблем. Ведущие 9-я (59,8±9,4 Т-баллов), 4-я (57,6±6,7 Т-баллов) и 8-я (53,1±8,4 Т-баллов) шкалы свидетельствует о сте-ническом типе реагирования с тенденцией к инди-видуалистичности. В стрессовой ситуации вероятна импульсивность, нецеленаправленная активность, низкая эффективность вследствие ошибок в деятельности. Ввиду плохой переносимости монотонии, возможны сниженная концентрация внимания и отвлекаемость на посторонние раздражители.
Для первокурсников характерна экстравер-тированность, удовлетворенность жизнью, собой и окружением, эмоциональная устойчивость, рациональное мышление, умеренный уровень тревожности с преобладанием защитного механизма вытеснения негативных переживаний. Анализ результатов исследования с использованием методики диагностики иррациональных установок свидетельствует об умеренной фрустрационной толерантности (22,1±3,2 балла) и способности к адаптации к изменяющимся условиям. Уровень сформированности некоторых иррациональных установок определяет среднюю вероятность развития стресса: долженствование в отношении других (18,4±1,6 балла), склонность оценивать личность в целом, а не отдельные поступки и черты (18,4±1,6 балла). У курсантов наиболее выраженными установками, которые могут снижать фрустрационную толерантность являются «ката-строфизация» (15,8±2,5 балла) и «долженствование в отношении себя» (15,3±2,5 балла). Под ката-строфизацией в данном случае понимается способ
мышления, при котором человек склонен прогнозировать наиболее неблагоприятный исход событий. Долженствование в отношении себя предполагает наличие завышенных требований к себе.
Таким образом, характерологические особенности курсантов, в целом, достаточно сбалансированы, что свидетельствует о развитых адаптационных способностях. К личностным предикторам успешной адаптации относятся высокий уровень активности, оптимизм, преобладание мотивации достижения, эмоциональная устойчивость, умеренный уровень тревожности. К когнитивным предикторам успешной адаптации относятся рациональность мышления и умеренный уровень фрустрационной толерантности.
Однако, невысокая устойчивость к монотонной деятельности, наличие иррациональных установок в виде склонности прогнозировать наиболее негативный исход событий, а также завышенные требования к себе способны в стрессовых условиях привести к нарушению адаптационных процессов. Иррациональные установки могут повысить уровень тревожности, снизить концентрацию внимания и существенно нарушить эффективность интеллектуальной деятельности, что приведет к дезадаптации в обучении. Поэтому для профилактики возможной дезадаптации и повышения уровня стрессоустойчивости рекомендуется проведение психологической коррекции выявленных иррациональных установок с использованием методов когнитивно-поведенческой терапии (работа с дисфункциональными мыслями, направляемое открытие, идентификация автоматических мыслей и др.). Для формирования рациональных убежде-
ний, способствующих реальной оценке ситуаций и успешному разрешению трудностей возможно использование поведенческого эксперимента, методов оспаривания долженствований, реструктурирования ранних воспоминаний и исследования убеждения на контрасте с жизненным опытом. Для психологической коррекции импульсивности и сниженной концентрации внимания необходимо обучать курсантов техникам саморегуляции. Для более тщательной проработки импульсивности возможно применение техник осознанности (Maindfulness), которые позволяют воспринимать события жизни «умом новичка», с любопытством, мысленно оставаясь в актуальной ситуации. Данный подход предполагает систематическое применение различных упражнений, направленных на возвращение внимания к актуальной ситуации, что способствует более эффективному выполнению задач.
Библиографический список
1. Баранова Т.Н., Носс И.Н. Место и роль обучения в современных зарубежных концепциях профессиональной адаптации // Психология обучения. - 2018. - № 2. - С. 5-15.
2. Немов Р.С. Психологический словарь. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
3. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. -СПб. : Речь, 2002. - 219 с.
4. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. - 2-е изд. / пер. с англ. Т. Саушкиной. - СПб. : Издательство «Речь», 2002. - 352 с.
и.Л. ипстом
Психология конфликта
□ г теории кПрлкТИУе
Психология конфликта. От теории к практике : учебное пособие / В. Л. Цветков. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 183 с. Гриф НИИ образования и науки.
Учебное пособие подготовлено с учетом особенностей профессиональной деятельности и профиля подготовки различных специалистов. Учитываются основные тенденции психологии функционирования и развития конфликтов, использованы современные отечественные и зарубежные концепции в области управления конфликтным взаимодействием людей.
Для студентов и преподавателей вузов, а также всех интересующихся проблемами конфликтов.