Научная статья на тему 'Социально-психологический аспект подготовки иностранных военных специалистов в вузах Министерства обороны российской Федерации'

Социально-психологический аспект подготовки иностранных военных специалистов в вузах Министерства обороны российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING OF FOREIGN MILITARY PERSONNEL / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ABILITY OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скибо Т.Ю.

Статья посвящена анализу особенностей подготовки иностранных военных специалистов в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Основное внимание автор уделяет социально-психологическому аспекту подготовки, который определяет не только качество адаптации, но и успешность обучения иностранных слушателей и курсантов в целом. В тексте статьи проанализированы основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации и иностранные граждане, обусловленные витальной и ментальной спецификой обеих сторон. Автором предложена классификация иностранных слушателей и курсантов, позволяющая подбирать наиболее оптимальные способы работы с ними в процессе освоения военной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FOREIGN MILITARY EXPERTS’ TRAINING IN HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF DEFENSE IN RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the features of the training of foreign military personnel in higher education institutions of the Russian Federation Ministry of Defense. Main attention is paid to the socio-psychological aspects of training, which determines not only the quality of adaptation, but also the success of training of foreign students and students in general. The text represents the main problems faced by educational institutions and foreign citizens due to the vital and mental specifics of both sides. The author proposed a classification of foreign students and cadets, which allows to select the most appropriate ways to work with them in the process of development of the military profession.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический аспект подготовки иностранных военных специалистов в вузах Министерства обороны российской Федерации»

УДК 348.147

ГРНТИ 78.15

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т.Ю. СКИБО, кандидат педагогических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Статья посвящена анализу особенностей подготовки иностранных военных специалистов в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Основное внимание автор уделяет социально-психологическому аспекту подготовки, который определяет не только качество адаптации, но и успешность обучения иностранных слушателей и курсантов в целом. В тексте статьи проанализированы основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации и иностранные граждане, обусловленные витальной и ментальной спецификой обеих сторон. Автором предложена классификация иностранных слушателей и курсантов, позволяющая подбирать наиболее оптимальные способы работы с ними в процессе освоения военной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: подготовка иностранных военных специалистов; адаптация; социально-психологическая адаптация; социально-психологическая адаптированность.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FOREIGN MILITARY EXPERTS'

TRAINING IN HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF DEFENSE IN

RUSSIAN FEDERATION

T. U. SKIBO, Candidate of Pedagogics Sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

This article analyzes the features of the training of foreign military personnel in higher education institutions of the Russian Federation Ministry of Defense. Main attention is paid to the socio-psychological aspects of training, which determines not only the quality of adaptation, but also the success of training of foreign students and students in general. The text represents the main problems faced by educational institutions and foreign citizens due to the vital and mental specifics of both sides. The author proposed a classification of foreign students and cadets, which allows to select the most appropriate ways to work with them in the process of development of the military profession.

Keywords: training of foreign military personnel; adaptation; social and psychological adaptation; ability of adaptation.

Ускорение темпов технического развития, информатизация и глобализация - современные тенденции, характерные не только для науки и производства, но и для сферы образования. Интегративные процессы, происходящие в высшей школе в связи с вступлением в Болонский процесс, призваны обеспечить сопоставимость национальных образовательных программ и, как следствие, повышение академической мобильности обучающихся. Однако, по оценкам исследователей, несмотря на огромный поток иностранных студентов, получающих образование в разных странах за рубежом, со-

временное состояние этого процесса не лишено проблем [1]. Их частному проявлению в вузах Министерства обороны РФ посвящено данное исследование.

В условиях множественных локальных конфликтов современная геополитическая обстановка требует повышенного внимания к использованию военной силы. Объединение международных усилий в этом направлении предполагает не только принятие взвешенных коллективных решений и организацию совместных действий, но и подготовку военных специалистов в условиях единого информационного и технологического пространства. В свою очередь, обучение иностранных специалистов в российских вузах позволяет отечественной высшей школе интегрироваться в интеллектуальное мировое сообщество и способствует совершенствованию военной науки и практики.

Опыт подготовки иностранных студентов в военных вузах страны представлен в работах А.И. Афанасьева, Г.И. Гладкова, А.Н. Григорьева, Ж.И. Жеребцовой, Т. А. Карповой, Г.В. Коршунова, В.М. Ромашова, С.М. Филькова, Н.Г. Чумичева и др. Его анализ позволяет утверждать, что существует ряд особенностей, характерных для содержания и организации подготовки военных специалистов в вузах Министерства обороны РФ, наряду с общими трудностями социокультурной адаптации, которые переживаются всеми иностранными студентами, приехавшими на обучение в Россию.

По данным исследований И.А. Позднякова, И.О. Кривцовой и др., основными причинами затруднений в обучении являются: плохое владение русским языком (около 70% опрашиваемых), неадаптированность учебно-методических материалов (25% респондентов), непривычная организация учебного процесса, в том числе и самостоятельной работы (15-25% опрошенных в разных источниках), неготовность к принятию новых условий жизни на уровне внутренних установок (около 10% респондентов) [2].

Очевидно, что трудности обучения иностранных студентов в российском вузе и их преодоление будет обусловлено сложным взаимодействием трех сторон: внешними социокультурными условиями, микросредой образовательного учреждения и внутри-личностными особенностями самого иностранца. Именно поэтому существенным фактором, определяющим эффективность обучения иностранных специалистов, которому должно быть посвящено пристальное внимание принимающей стороны, является их адаптация к новым условиям жизни и деятельности.

Специалисты утверждают, что в первую очередь это касается языковой адаптации обучающихся, для чего проводятся следующие мероприятия [3]:

- допрофессиональная языковая подготовка: обязательным условием организации военно-профессиональной подготовки иностранных специалистов является одновременное изучение русского языка, причем в такие сжатые сроки и на таком уровне, который бы обеспечил высокое качество усвоения знаний и навыков;

- привлечение переводчиков, координация их работы с преподаванием, знакомство со спецификой процесса обучения и возможностями организации синхронного перевода в рамках разных форм учебных занятий и видов деятельности;

- специальная лингвистическая и методическая подготовка преподавателей профильных дисциплин инженерных вузов для соблюдения орфографического режима и правильного преподнесения иностранным студентам терминологии своих предметов, для выбора адекватных методических приемов и дидактических средств обучения, которые бы позволили преодолевать трудность понимания учебного материала на иностранном языке.

При этом Л.Н. Ваулина, Н.А. Коношенко, Т.Р. Рахимов высказывают положение о важности отказа от привычного подхода - обучения на русском языке - и перехода на обучение на английском языке, что характерно для международного образования сегодня и обеспечивает более быструю и безболезненную адаптацию обучающихся [4].

Реализация данного условия, в свою очередь, требует качественно нового уровня подготовки преподавателей высшей школы, владеющих иностранным языком.

Вторая группа особенностей связана со спецификой организации педагогического воздействия и взаимодействия в образовательном процессе по профессиональной подготовке иностранных военных специалистов. К ним относят:

- различия в базовом образовательном уровне и качестве предшествующей подготовки обучающихся военных специалистов;

- потребность в совершенствовании педагогического мастерства и методической компетентности преподавателей вузов, развитии их прогностических и проектировочных умений и навыков, что вызвано увеличением времени для понимания учебного материала иностранными студентами и необходимостью более тщательного отбора и дробления содержания дисциплин; переход в преподавании на миниформы и монозадания; новое качество реализации принципа наглядности;

- выбор адекватного стиля педагогического общения, основанного на тактичном и толерантном отношении к разным национальным и конфессиональным особенностям обучающихся с привлечением информации о качестве и характере взаимоотношений между нашими странами [3, 5].

Предметом данного исследования явился социально-психологический аспект профессиональной подготовки иностранных военных специалистов. Его рассмотрение требует анализа социально-психологической адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания, которые будут обусловлены их ментальными и витальными особенностями и могут быть представлены системой необходимых и достаточных условий. Очевидно, что необходимые условия связаны с различными сторонами процесса обучения (в самых общих чертах охарактеризованных выше), а достаточные -с возможностью реализации внеучебных потребностей, индивидуально-личностных установок, с особенностями организации жизнедеятельности и общения курсантов и слушателей [6].

Под социально-психологической адаптацией традиционно понимают способность человека приспособиться к условиям социальной среды. Результатом данного процесса является социально-психологическая адаптированность, состоящая в сближении целей и ценностных ориентаций группы и конкретного человека, в принятии и трансляции организационной культуры, внутригрупповых норм и форм поведения, в освоении различных статусов и ролевых позиций. Социально-психологическая адаптация обусловлена феноменологическими особенностями личности, состоящими: в наличии определенных характерологических признаков, особенностей проявления и деятельности нервной системы, развитости психических, в частности - познавательных, процессов; в готовности к внутренним преобразованиям, к соотнесению собственных целей, установок и ценностей с теми, которые транслируются группой, и их согласовании.

Адаптация к процессу обучения рассматривается М.П. Будякиной, И.К. Кряжевой, М.С. Яницким как вид социальной адаптации, включающей помимо социально-психологического аспекта психофизиологическую, организационную, рекреационную и другие виды адаптации. В исследованиях В.Г. Асеева, Т.Н. Вершининой, А.А. Руса-линовой, А.И. Сурыгина они представлены как иерархическая функциональная система адаптации, существующая на трех взаимосвязанных уровнях (социально-психологический, психологический и психофизиологический) и, работающая на основе определенных психологических и социально-психологических механизмов (подражания, идентификации, рефлексии, экзистенциального нажима, стилизованного механизма и др.). Результатом действия данных механизмов должен явиться оптимальный баланс между притязаниями человека и возможностями их удовлетворения в конкретных условиях, т.е. должна возникнуть некая внутренняя программа адаптации, состоящая в

поддержании и восполнении энергетического ресурса и обеспечении требуемых учебных результатов. Поэтому есть все основания утверждать, что системообразующим элементом социально-психологической адаптации иностранных военных специалистов к процессу подготовки в инженерных вузах МО РФ является психологическая адаптация. Ее качество во многом будет определяться факторами, предшествующими процессу обучения иностранных военных в российских образовательных учреждениях, начиная с особенностей семейного воспитания и формирования личности на ранних этапах развития и заканчивая высокими требованиями ситуации обучения в совокупности с недостаточностью существующих адаптационных возможностей слушателей. Кроме того, существенным фактором, снижающим качество социально-психологической адаптации военных специалистов, проходящих подготовку в России, могут стать идеологические противоречия, наличие предубежденности к нашей стране, стереотипов в восприятии российской культуры и системы ценностей [7].

По мнению исследователей, существуют два типа ситуаций, способных вызвать психологическую нестабильность и культурный шок у иностранных курсантов и слушателей и существенно препятствовать их социально-психологической адаптации [3, 6]. Прежде всего, обязательной причиной возникновения напряженности являются ситуации в учебной деятельности, связанные с языковым барьером, новыми формами и методами организации обучения, неизвестной системой аттестации учебных достижений. Вторая группа ситуаций, снижающих адаптационные возможности курсантов и слушателей, приехавших на обучение из-за рубежа, - это социально-бытовые ситуации: оторванность от семьи и отсутствие ее непосредственной поддержки, несформирован-ность навыков самообслуживания, характеристика определенных условий проживания, необходимость принятия правил повседневного поведения, материальные трудности, барьеры коммуникации (с одногруппниками, соотечественниками, местным населением) [7]. Обращает на себя внимание тот факт, что для обеих групп ситуаций могут быть характерны несоответствия как на витальном (привычные способы жизнеобеспечения: еда, гигиена, распорядок дня, ориентация на местности и др.), так и на ментальном уровне (взгляды, морально-этические представления и нормы, система убеждений и ценностей, особенности стратификации и коммуникации и т.п.).

Анализ исследований М.А. Акрама, И.А. Воронова, Я. Грица, П.Х. Монева, А.В. Столяровой, В.А. Ткачевой, Н.Г. Чумичева свидетельствует о том, что профессиональная интериоризация имеет психологический, а не социальный или этнический характер, что подтверждает сформулированное нами положение о том, что в основе адаптации в инонациональной среде лежит такая ее разновидность как психологическая адаптация. В связи с этим в научной литературе закрепилась классификация иностранных студентов, позволяющая судить об их адаптационных возможностях и выбирать наиболее адекватные способы работы с ними в практике организации обучения [8].

Курсанты и слушатели первого типа заинтересованы в получении диплома. Обучение воспринимается ими как формальный процесс, в результате которого будет приобретен определенный социальный и профессиональный статус, дающий желаемое положение в обществе и соответствующее материальное обеспечение. Основной мотив, которым движимы данные будущие военные специалисты - потребность в социальной защищенности и психологическом комфорте после возвращения на родину. Это определяет их отношение к учебе, характеризующееся отсутствием инициативы и самостоятельной познавательной активности, и сказывается на результатах обучения, состоящих в поверхностном усвоении материала, необходимого для сдачи промежуточных и итоговых форм контроля. Такие обучающиеся редко демонстрируют добросовестность и дисциплину и, как правило, не выходят из стен вуза хорошими специалистами.

Для курсантов и слушателей второго типа также характерен стойкий интерес к высшему образованию, но он обусловлен ярко выраженным вниманием к избранной профессиональной сфере и желанием освоить ее как можно лучше. Данных курсантов отличает избирательное отношение к предметам (тщательное изучение специальных дисциплин и небрежение к тем, которые не пригодятся в профессиональной деятельности, по их мнению) и, как следствие, неровная успеваемость, малая общественная и социальная активность (вплоть до автономизации от соотечественников) и предпочтительное взаимодействие с хорошо разбирающимися в нужных предметных областях русскими сокурсниками, которые могут оказать помощь в усвоении языка и специальных дисциплинах. Несмотря на свою избирательность и частичную включенность в образовательную и социальную среду, такие обучающиеся, как правило, становятся хорошими специалистами.

Оптимальным, по мнению экспертов и исследователей, является третий тип курсантов и слушателей, совмещающий в себе характеристики первых двух. Их отличительной особенностью будет активность, разносторонность и успешность как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Нередко они выражают готовность к продолжению обучения на постдипломном факультете, проявляют склонность к преподавательской, научной, изобретательской и рационализаторской деятельности.

Наконец, «проблемными» можно назвать курсантов и слушателей четвертого типа, которые не мотивированы на учебу вовсе и приехали в страну по настоянию родственников или другим внешним причинам. Поскольку они не заинтересованы ни в дипломе, ни в профессии, их социально-психологическая адаптация идет по «обходному» пути, а о качестве их подготовки говорить вообще не приходится.

В целом анализ социально-психологического аспекта профессиональной подготовки иностранных военных специалистов позволяет констатировать:

- процесс социально-психологической адаптации имеет динамический характер и направлен на коррекцию или замену привычных программ жизнедеятельности новыми способами и средствами удовлетворения потребностей разных уровней (как витальных, так и ментальных), на выработку новой системы регулирующих механизмов и внутренних санкций, которые обеспечили бы максимально быстрое и безболезненное вхождение в новые условия;

- процесс интериоризации профессиональной деятельности в условиях обучения в инонациональной среде невозможен без благоприятной социально-психологической адаптации, основой которой является психологическая адаптация;

- центральная роль в качественной социально-психологической адаптации будущих военных специалистов принадлежит агентам социализации, к числу которых можно отнести не только руководящий и преподавательский состав инженерных вузов, но и главное командование ВС РФ и национальные военные командования государств, направляющих на учебу своих граждан;

- всегда существует процент курсантов и слушателей с ограниченными адаптационными возможностями, приспособление которых к инонациональной среде будет крайне затруднено или фактически невозможно. В связи с этим анализ и оценку адаптивности принято рассматривать с точки зрения трех уровней - высокого, среднего и низкого.

Таким образом, профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в инженерных вузах Министерства обороны РФ представляет собой важное направление военно-технического сотрудничества стран - участниц договора. Теоретический анализ особенностей ее осуществления свидетельствует о том, что активно разрабатываются вопросы сущности и содержания, организации и методики преподавания. При этом социально-психологическому аспекту профессиональной подготовки иностранных воен-

нослужащих в инженерных вузах МО РФ уделяется недостаточное внимание, тогда как именно социально-психологическая адаптация во многом определяет качество и результативность данного процесса.

Завершая анализ, подчеркнем, что принципиально важными являются выделенные генеральные факторы, обеспечивающие адаптационные возможности иностранного студента, к которым мы отнесли характер региона, самого студента и качество педагогической системы. Два первых фактора, в силу их объективности, следует рассматривать как «данность». А способность педагогической системы гибко реагировать на запросы и потребности иностранных обучающихся будет во многом определять адаптивные возможности студента, стимулируя процесс его приспособления к условиям жизни и учебы или подавляя всякий интерес и желание приспособиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крылов Э.Г. Особенности обучения иностранных студентов инженерным дисциплинам // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 146-150.

2. Поздняков И.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в России в контексте педагогического сопровождения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 121. С. 161-168.

3. Давыдова Н.В., Остапенко Е.Э. Проблема кросс-культурной адаптации иностранных слушателей, обучающихся в вузах силовых ведомств России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1 (57). С. 146-148.

4. Ваулина Л.Н., Коношенко Н.А. Межкультурная адаптация иностранных студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. № 3. Том 20. С. 225-227.

5. Гребенникова И.А. Адаптация иностранных студентов: механизм и факторы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 98-100.

6. Камара И. Иностранные студенты в России: проблемы социальной адаптации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С. 82-85.

7. Грибанова В.В. Студенты из стран Северной Африки в вузах РФ: проблемы адаптации. Педагогика, 2016. № 7. С. 47-53.

8. Ткачев В.А. Сущность и содержание профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1116-1118.

BIBLIOGRAPHY

1. Kryilov E.G. Features of training of engineering disciplines for foreign students // Higher education in Russia. 2014. No. 2. P. 146-150.

2. Pozdnyakov I.A. Problems of adaptation of foreign students in Russia in the context of pedagogical support // Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. 2010. No. 121. P. 161-168.

3. Davyidova N.V., Ostapenko E.E. The problem of a cross-cultural adaptation of the foreign listeners who are training in higher education institutions of power departments of Russia // Bulletin of St.-Petersburg State University Russian Interior Ministry. 2013. No. 1 (57). P. 146-148.

4. Vaulina L.N., N.A. Konoshenko Cross-cultural adaptation of foreign students // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. 2014. No. 3. Vol. 20. P. 225-227.

5. Grebennikova I.A. Adaptation of foreign students: the mechanism and factors // Humanities studies in Eastern Siberia and the Far East. 2011. No. 3. P. 98-100.

6. Kamara I. Foreign students in Russia: problems of social adaptation // Theory and practice of social development. 2014. No. 8. P. 82-85.

7. Gribanova V.V. Students from North African universities in Russia: problems of adaptation // Pedagogy. 2016. No 7. P. 47-53.

8. Tkachev V.A. The essence and content of the vocational training of foreign military personnel in engineering universities of Defense of the Russian Federation // Young scientist. 2014. No. 4. P. 1116-1118.

© Скибо Т.Ю., 2017

Скибо Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, vaiu@mil.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.