Научная статья на тему 'Теоретические аспекты исследования процесса адаптации иностранных студентов к социокультурной и образовательной среде высшей школы России'

Теоретические аспекты исследования процесса адаптации иностранных студентов к социокультурной и образовательной среде высшей школы России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Евгения Дмитриевна

В данной статье освещены вопросы, связанные с физиологической, психологической, социальной и межкультурной адаптацией образующих систему взаимосвязанных компонентов оказывающих влияние на иностранных студентов во время образовательного процесса. Представлены внутренние и внешние факторы, влияющие на адаптационную систему. Каждому компоненту адаптационной системы выделен показатель, с указанием примерных методик его оценки. Результаты, описанные в данной статье, могут быть использованы для разработки программ улучшающих процесс адаптации иностранных студентов к условиям Российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of investigation of process of foreign students’ adaptation in socio-cultural end educational environment of Russian higher school

The article is devoted to the analysis of literary sources on the topic “Improving the process of adaptation of foreign students to the new conditions of the sociocultural educational environment of higher education”, and the analysis of the experience of implementing adaptation programs for foreign students in Russian universities. This article covers issues related to the physiological, psychological, social and intercultural adaptation of the system of interrelated components that influence on foreign students during the educational process.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты исследования процесса адаптации иностранных студентов к социокультурной и образовательной среде высшей школы России»

24. Khromov-Borisov, N.N., (2016,), Correct statistical analysis of the main results of Tatiana Fedorovna Abramova's doctoral dissertation "Finger dermatoglyphics and physical abilities", available at: http://klnran.ru/wp-content/uploads/2016/05/m01_p2_abramova.pdf (accessed 10.07.2017).

25. Chistikin, A.N. (1992), Technique and technique of dermatoglyphic studies: methodical manual, Tyumen Medical Institute, Tyumen.

Контактная информация: delta8080@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2017

УДК 37.062.1+37.062.2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ

Евгения Дмитриевна Коваль, аспирант, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск

Аннотация

В данной статье освещены вопросы, связанные с физиологической, психологической, социальной и межкультурной адаптацией образующих систему взаимосвязанных компонентов оказывающих влияние на иностранных студентов во время образовательного процесса. Представлены внутренние и внешние факторы, влияющие на адаптационную систему. Каждому компоненту адаптационной системы выделен показатель, с указанием примерных методик его оценки. Результаты, описанные в данной статье, могут быть использованы для разработки программ улучшающих процесс адаптации иностранных студентов к условиям Российских вузов.

Ключевые слова: иностранные студенты, программы адаптации для иностранных студентов, факторы адаптации, компоненты адаптационной системы.

THEORETICAL ASPECTS OF INVESTIGATION OF PROCESS OF FOREIGN STUDENTS' ADAPTATION IN SOCIO-CULTURAL END EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF RUSSIAN HIGHER SCHOOL

Evgenia Dmitrievna Koval, the post-graduate student, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Annotation

The article is devoted to the analysis of literary sources on the topic "Improving the process of adaptation of foreign students to the new conditions of the sociocultural educational environment of higher education", and the analysis of the experience of implementing adaptation programs for foreign students in Russian universities. This article covers issues related to the physiological, psychological, social and intercultural adaptation of the system of interrelated components that influence on foreign students during the educational process.

Keywords: foreign students, adaptation programs for foreign students, adaptation factors, components of the adaptation system.

Международный характер современного образования выражается в росте академической мобильности студентов. Ныне в Российской системе образования наблюдается интенсивное реформирование, сопровождающиеся интеграцией России в мировое образовательное пространство, развитием гуманитарной составляющей, сохранением и продвижением традиционных ценностей. Одной из задач программы «Развитие образования до 2020 г.» является создание «глобально конкурентоспособных университетов», помимо этого программа предусматривает расширение международных обменов [9]. В настоящее время перед российским образованием стоит амбициозная цель занять прочное место на мировом рынке образовательных услуг. Она находит выражение в «Стратегии 2020 г.», в рамках которой поставлена задача, вывести не менее пяти вузов страны в мировой рей-

тинг «Топ-100» [4]. Поэтому для наших ведущих университетов интернационализация образования, стала видом деятельности, проявляющимся в разработке международных образовательных программ, в обмене студентов и в привлечении иностранных преподавателей.

Определение рейтинга лучших университетов мирового значения проводится по индикаторам, установленным британской консалтинговой компании Quacquarelli Sy-monds (QS). Одними из нескольких индикаторов оценки вузов являются: доля иностранцев в научно-преподавательском составе (5%) и доля иностранцев в общем числе студентов (5%), что составляет показатели успешности и конкурентоспособности университета на мировом рынке образовательных услуг и повышает его статус [8].

Это одни из главных причин, увеличивающие с каждым годом число молодых людей приезжающих в Российскую Федерацию для получения высшего образования. По данным статистического сборника Министерства образования и науки Российской Федерации количество иностранных студентов в образовательных организациях высшего образования увеличилось с 250,2 тыс. чел до 282,9 тыс. чел (2015-2016 гг.), и составляет 5,42% от общего количества студентов обучающихся в России за 2016 г.

Тенденция увеличения иностранных граждан, обучающихся в Российской системе образования, в среднем составила 27 тыс. человек с 2013 по 2015 г. [11]. Но дело не только в количестве, но и в качестве абитуриентов и образования.

Увеличение числа иностранных граждан в сфере высшего образования России и создание для них благоприятной образовательный среды пробуждает исследовательский интерес в отношении изучения особенностей адаптации данной категории студентов к совершенно новым условиям проживания и обучения, что вызвало всплеск работ посвященных данной теме: А.В. Меренков и Н.Л. Антонова (2013), Д.С. Дрожжина (2013), Б.Б. Степанова (2014), Л.Н. Ваулина и Н.А. Коношенко (2014), А.П. Козулина (2015), А.В. Погукаева и Л.Н Коберник (2016), Е.В. Чечкарева (2016.).

Большинство исследований просвещенных процессу адаптации иностранных студентов в образовательной среде ведутся на стыке шести наук: философии, социологии, психологии, педагогики, культурологи и этнопсихологии [1]. Каждая наука рассматривает этот феномен со своей позиции, выделяя в нем особенности характерные для отдельной науки. На наш взгляд, данный процесс необходимо рассматривать в системе, ссылаясь на важные факты, выделяемые каждой научной позицией, и структурировать их в единый аспект, для более ясной картины данного феномена. Об этом высказывается В. Э. Тамарина [10].

Многие авторы изучающие процесс адаптации иностранных студентов с педагогической точки зрения в своих работах рассматривают этот процесс только как социальное явление. Ниже нами приведены последние из подобных работ: Т. Аль-Крад «Педагогические условия адаптации иностранных студентов к учебной деятельности на факультете физической культуры» 2010 г.; И.А. Гребенникова «Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе» 2010 г.; Т.Н. Язвинская «Социокультурная поддержка иностранных студентов в процессе адаптации к российскому образованию» 2009 г.; Вэй Син «Адаптация китайских студентов к межкультурному общению в образовательном процессе российского вуза» 2003 г.; С. Ю. Родонова «Педагогические условия социальной адаптации иностранных студентов-стажеров к обучению на гуманитарном факультете российского вуза» 2002 г.; А.Я. Алеева «Методика адаптации иностранных студентов к учебно-информационной среде вуза посредством информационных технологий», 2000 г.; А.П. Кормилицин «Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки» 1997 г.

Вместе с тем, вряд ли стоит соглашаться с тем что, это явление охватывает лишь проблему социализации. Приезжая в чужую страну, иностранные граждане попадают в совершенно другую социальную среду с незнакомым для них языком, культурную среду

с новыми нормами, правилами, традициями и ценностями, что приводит к культурному шоку, все это усугубляют психологические проблемы, такие как динамический стереотип, отсутствие моральной поддержки близких, а также иностранцы оказываются в ином географическом регионе с непривычными для организма климатическими условиями. Поэтому мы рассматриваем адаптацию иностранных студентов к условиям российских вузов, как более широкую систему связанных компонентов: социального, межкультурного, психологического и физиологического.

На адаптационную систему оказывают влияние внешние и внутренние факторы. «Фактор» (от лат. factor - делающий, производящий) определяется как причина, движущая сила совершающего процесса или одно из основных его условий. Внутренние факторы, влияющие на адаптацию - это, прежде всего индивидуальные характеристики личности студента. На основании работ Г.В Кузнецова, Е.С. Левченко мы провели анализ суждений о характеристики личности студента и определили данную информацию в пять групп в таблице 1 [6, 7].

Таблица 1 - Внутренние факторы, влияющие на адаптационную систему

№ Факторы Условия влияния

1 Условия жизни студентов Материальные, жилищно-бытовые

2 Социально-демографическая ситуация Возраст, пол, семейное положение, национальность.

3 Профессиональная ситуация Профиль ВУЗА, факультет, специальность, курс обучения.

4 Индивидуальные особенности Физические Черты лица, цвет кожи, рост, физическая сила.

Психологические Характер, темперамент, самооценка, мировоззрение, самоопределение, мотивация, интеллект, способности

5 Факторы, формирующие воздействия Вузовские Учебный процесс, система воспитания, мероприятия, студенческий коллектив, кафедра, администрация.

Вневузовские СМИ, сфера быта, искусство, спорт, институционные формы, общественные отношения.

Каждая группа обуславливает определенные характеристики студента, которые необходимо учитывать при изучении адаптации иностранных студентов к условиям российских вузов, возможно, что характеристики какой либо из групп будут, одной из причин усугубляющей или наоборот движущей силой улучшающей этот по сути индивидуальный процессе. Внешним факторам, влияющим на адаптационную систему, выступает окружающая среда, рассматриваемая как условие, совокупность условий, компонентов, выступающих стимулами, раздражителями, агентами влияния на человека [3]. Нами выделены следующие внешние факторы социокультурной образовательной среды вузов России, в широком контексте представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Внешние факторы, влияющие на адаптационную систему

№ Факторы Условия влияния

1 Бытовой Инфраструктура, учебные корпуса, общежития, столовые, транспорт.

2 Природный Климат, ландшафт.

Образовательный Образовательные условия по ФГОС ВО РФ, учебная нагрузка, содержание образовательного процесса, характер контроля.

3 Межкультурный и психологический Степень сходства и различия культур, конфликты между народами, влияние «хозяев» на приезжих.

4 Культурный Национальные праздники и кухня, исторические и архитектурные памятники .

5 Социокультурный Мероприятия («КВН», «Студ. весна», досуг (театры, кино, спорт, искусство, музыка).

6 Социальный Коммуникация (студент и студ. группа, студент и студент, студент и преподаватель, студ. группа и студ. общество и т.д.), национальный (иностранный) язык.

Для совершенствования процесса адаптации и улучшения уровня адаптированно-сти иностранных студентов к среде российских вузов, необходимо учитывать индивидуальность данного процесса и уделять внимание каждому средовому ее фактору. В част-

ности, компоненты нашей адаптационной системы должны отвечать на поставленные задачи. С целью выделения задач для каждого компонента системы, а также для исследования опыта реализации комплексных адаптационных программ. Мы провели анализ опыта реализации адаптационных программ для иностранных студентов в вузах России.

В России имеется около 69 высших учебных заведений, в которых число иностранных студентов превышает 500 человек [2]. Нами исследовано 32 вуза на предмет наличия опыта реализации адаптационных программ для иностранных студентов. Установлено, что комплексные программы реализуются только в шести вузах: Калмыцкий государственный университет (КалмГУ); Новосибирский государственный университет (НГУ); Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ); Курский государственный медицинский университет (КГМУ); Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС).

В ходе анализа, было установлено и то, что все реализуемые в российских вузах адаптационные программы для иностранных студентов можно разделить на две группы: ориентационные (от 1 недели до 5 месяцев); комплексные (от полугода до года).

Ориентационная программа для иностранных студентов - это дополнительная образовательная программа, разработанная для иностранных студентов и нацеленная на сопровождение процесса вхождения иностранных студентов в новую языковую, этнокультурную и социальную среду страны и региона, а также образовательную среду вуза [5].

Под комплексной программой адаптации иностранных студентов подразумеваем -дополнительную образовательную программу, разработанную для иностранных студентов, имеющую расширенный перечень мероприятий направленных на решение социально-культурных, бытовых, психологических и дидактических (образовательных) задач, в процессе вхождения иностранного студента в новую культурно-образовательную среду региона России. В результате анализа опыта реализации адаптационных программ для иностранных студентов в вузах России были определены основные задачи для каждого компонента адаптационной системы.

Социальный компонент. Повысить уровень русского языка как иностранного.

Межкультурный компонент. Повысить способность к межкультурному взаимодействию (анализ и интерпретация культурных различий и умение применять данную информацию при межкультурном общении).

Психологический компонент. Интернационализация личности иностранного студента в образовательное пространство вуза и в культуру России (информирование и помощь в бытовых вопросах).

Физиологический компонент. Приобщение к здоровому образу жизни, повышение уровня здоровья (снижение простудных заболеваний).

Для каждого компонента адаптационной системы выделены показатели, с указанием примерных методик их оценки, представленные в таблице 3. В качестве общей оценки для всех показателей адаптационной системы можно использовать анализ академической успеваемости иностранных студентов.

Таблица 3 - Система взаимосвязанных компонентов адаптации иностранных студентов и методы ее оценки_

Компонент Показатель Методика оценки

Социальный Языковая коммуникативная компетентность Методика оценки уровня общительности тест В. Ф Ряховского

Межкультурный Межкультурная компетентность Тест-опросник «индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кровцовой, О.Е. Хухлаевым и Л. А. Шайгеровой

Психологический Психическое состояние Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности Л.А. Курганским и Т. А. Немчиным.

Физиологический Здоровье Оценка уровня физического (соматического) здоровья по Г.Л. Апанасенко

Таким образом, в ходе анализа литературных источников было отдельно установлено, что процесс адаптации иностранных студентов к условиям российских вузов следует изучать на основе системного метода, в результате которого могут быть выделены системные компоненты: социальный, психологический, межкультурный и физиологический. На данную систему влияют внешние и внутренние факторы адаптации, для улучшения процесса адаптации каждому компоненту предписывается решение задач, обуславливающих специфику компонента. Задачи определяются, по результатам анализа опыта реализации адаптационных программ для иностранных студентов к условиям российских вузов. Заключительным этапом проделанной работы, было определение показателей, на основании которых будут проводиться измерения процесса адаптации, и осуществляться подбор методик необходимых для измерения данных показателей.

Результаты, описанные в данной статье, могут быть использованы для разработки программ улучшающих процесс адаптации иностранных студентов к условиям Российских вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аннамурадова, А. А. Проблемы адаптации иностранных студентов и пути их решения в Шуйском филиале Ивановского государственного педагогического университета [Электронный ресурс] / А.А. Аннамурадова // Материалы V Междунар. студ. электронной науч. конф. «Студенческий научный форум». 2013. - URL : https://www.scienceforum.ru/2013/77/4368 (дата обращения: 19.03.2017).

2. Грани российского образования / под ред. М.К. Горшкова. - М. : Центр социологических исследований, 2015. — 644 с.

3. Гребенникова, И.А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере китайских студентов) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Гребенникова И.А. - Биробиджан, 2010. - 193 с.

4. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: новая модель роста - новая социальная политика» [Электронный ресурс] // URL : http://2020strategy.ru/documents/32710234.html (дата обращения: 19.03.2017).

5. Козулина, А.Г. Ориентационная программа как основа подготовки иностранных студентов к обучению в российском вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Козулина А.Г. - Омск, 2015. - 208 с.

6. Кузнецова, Г.В. Адаптация первокурсников к вузовской среде [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». - 2013. - URL : http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/25/adaptatsiya-pervokursnikov-k-vuzovskoy-srede (дата обращения: 20.03.2017).

7. Левченко, Е.С. Социальная адаптация студентов вуза средствами физической культуры : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Левченко Е.С. - Москва, 2007. - 181 с.

8. Международные рейтинги университетов. Обзор (06.2015-05.2016) [Электронный ресурс] // URL : http://univerrating.ru/FtpRoot/ FtpRoot/files/АкадемРейтинг2017%20Обзор(2).pdf (дата обращения: 19.03.2017).

9. Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства науки и образования РФ. URL л : http://минобрнаукирф/документьI/2474/файл/901/Госпрограмма_Развише_образования_o/o28Проек т%29.pdf (дата обращения: 19.03.2017).

10. Сущность, формы и факторы социальной адаптации / под ред. В.Э. Тамарина ; Барнаульский пед. институт. - Барнаул : [б.и.], 1977. - 40 с.

11. Экспорт российских образовательных услуг : статистический сборник. Выпуск 6 / Министерство образования и науки Российской Федерации ; под ред. Тайвонен Н.Р., Ганьшина И.Н., Русинова А.С. - М. : Социоцентр, 2016. - 408 с.

REFERENCES

1. Annamuradova, A.A. (2013), "Problems of adaptation of foreign students and ways of their solution in the Shuya branch of the Ivanovo State Pedagogical University", Materials V Intern. stud. elec-

tronic scientific. Conf. "Student Scientific Forum", available at: https://www.scienceforum.ru/2013/77/4368 (accessed 19 March 2017).

2. Gorshkov, M.K (2015), The Edge of Russian Education, Center for Sociological Research, Moscow.

3. Grebennikova, I.A. (2013), Pedagogical support of the adaptation of foreign students in the Russian university (on the example of Chinese students), dissertation, Birobidzhan.

4. Final report on the results of expert work on topical issues of the socio-economic strategy of Russia for the period until 2020 "Strategy 2020: A new growth model - a new social policy", available at: http://2020strategy.ru/documents/32710234.html (accessed 19 March 2017).

5. Kozulina, A.G. (2015), Orientation program as a basis for preparing foreign students for study in a Russian university, dissertation, Omsk.

6. Kuznetsova, G.V. (2013), "Adaptation of first-year students to the university environment", Social network of educators "Our network", available at: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/25/adaptatsiya-pervokursnikov-k-vuzovskoy-srede (accessed 20 March 2017).

7. Levchenko, E.S. (2007), Social adaptation of university students by means of physical culture, dissertation, Moscow.

8. International University Rankings Overview, available at: http://univerrating.ru/FtpRoot/files/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3 %D0%B8%202015-16.pdf (accessed 19 March 2017).

9. The draft state program of the Russian Federation "Development of Education" for 20132020, available at: http://минобрнауки.рф/документьI/2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образования_%28Проек x%29.pdf (accessed 19 March 2017).

10. Tamarina, V.E. (1977), The essence, forms and factors of social adaptation, Barnaul.

11. Ed. Tayvonen, N.R. (2016), Export of Russian educational services. Issue 6, Statistical compilation, Moscow.

Контактная информация: gony-91@list.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2017

УДК 796.422.12

МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СПРИНТЕРСКОМ БЕГЕ

Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Евгений Павлович Врублевский, доктор педагогических наук, профессор, Марина Станиславовна Кожедуб, аспирант, Гомельский государственный университет им. Ф. Скори-ны (ГГУ им. Ф. Скорины), г. Гомель, Беларусь

Аннотация

В статье представлены концептуальные направления индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменок и основные положения разработанной методики индивидуализации подготовки спортсменок в годичном цикле, специализирующихся в спринтерском беге. Обоснована эффективность использования разработанной, с учетом гендерных особенностей спортсменок, методики.

Ключевые слова: спортсменки, методика, индивидуализация, тренировка, маскулинность, фемининность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.