Научная статья на тему 'Предельные ценовые и пороговые критерии социально-экономической безопасности России в отдельных сферах культуры: экономико-финансовое обеспечение'

Предельные ценовые и пороговые критерии социально-экономической безопасности России в отдельных сферах культуры: экономико-финансовое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ / ЦЕНЫ / ЦЕНООБРА-ЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лев М.Ю.

Автор на основании статистических материалов и нормативных документов проводит взаимосвязь финансово-экономического и музыкаль-но-ультурного развития России. Рассматриваются вопросы взаимодействия финансов и цен как факторов экономической безопасности России в ус-ловиях формирования бюджетной политики. Предлагается разработать и официально утвердить перечень показателей и их пороговых критериев в музыкально-культурной отрасли, отражающих уровень социально-эконо-мической безопасности РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предельные ценовые и пороговые критерии социально-экономической безопасности России в отдельных сферах культуры: экономико-финансовое обеспечение»

УДК 338; 339; 351

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦЕНОВЫЕ И ПОРОГОВЫЕ КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ КУЛЬТУРЫ: ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

М.Ю. Лев

Аннотация. Автор на основании статистических материалов и нормативных документов проводит взаимосвязь финансово-экономического и музыкаль-но-ультурного развития России. Рассматриваются вопросы взаимодействия финансов и цен как факторов экономической безопасности России в условиях формирования бюджетной политики. Предлагается разработать и официально утвердить перечень показателей и их пороговых критериев в музыкально-культурной отрасли, отражающих уровень социально-экономической безопасности РФ.

Ключевые слова: финансирование учреждений культуры, цены, ценообразование, государственное регулирование цен, экономическая безопасность, бюджетная политика.

LIMIT PRICE AND THE THRESHOLD CRITERIA FOR SOCIO-ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA IN CERTAIN SPHERES OF CULTURE: ECONOMIC AND FINANCIAL MAINTENANCE

M.Yu. Lev

Abstract. The author on the basis of statistical materials, normative documents conducts interrelation of financial and economic and musical-cultural development of Russia. The issues of interaction of finances, prices, as factors of economic security of Russia in the conditions of formation of budgetary policy are considered. It is proposed to develop and officially approve the list of indicators and their threshold criteria in the music and cultural sector, reflecting the level of social and economic security of the Russian Federation.

Keywords: financing of cultural institutions, prices, pricing, state regulation of prices, economic security, budgetary policy.

В переводе с греческого слово «музы» означает «мыслящие» - в древнегреческой мифологии это дочери бога Зевса, живущие на Парнасе богини - покровительницы искусств и наук. Первоначально с их деятельностью связывали не только музыку в ее теперешнем смысле, но любое искусство или науку.

Забавное переплетение: музы как покровители музыки, мыслящие. Если пройти дальше по этой цепочке, то люди, которые не разбираются в музыке, не мыслят и, стало быть, не существуют как человеческие разумные существа.

Музыкальный тон, или звуки, состоящие в определенной последовательности, явились прообразом человеческой речи. И если вначале было слово, то до начала слов был набор звуков, сформировавший различные языки, на котором общались народы до цивилизованного периода.

Дэвид Лэндес (англ. David S. Landes; 1924-2013), американский экономист, доктор философии (1953) Гарвардского университета, академик Национальной академии наук США (с 1983), утверждал: «Макс Вебер был прав. Главная мысль, которую можно вынести из истории экономики, заключается в том, что почти все в ней объясняется культурой.

Если мы и можем извлечь какой-то урок из истории экономического развития, то он звучит так: практически все здесь зависит от культуры... Но возможно и обратное: в недрах культуры со временем может вызревать враждебное отношение к предпринимательству.

В Китае при наличии большого количества диалектов, казалось бы, одной языковой группы, понимания нет.

Однако написанная иероглифами речь может быть прочитана различными народами Китая, которые заселяют большие территории.

До настоящего времени, на съездах ЦК КПК раздают речи политических деятелей, написанные на основе единой иероглифической системы письма, чтобы различные делегаты, имеющие различное произношение могли понимать выступающих и вовремя реагировать на произнесенные слова, призывы.

В основе китайского языка как раз и лежат различные звуковые тональности, которые передаются голосом, высоким или низким звуком, по которым говорящее население даже различных диалектов понимает повелительную и командную речь.

Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкальные звучания принципиально отличаются от них как ритмической последовательностью, так и высоким или низким звуком.

В отличие от других языков, китайский язык представляется наиболее музыкальным, и вполне возможно, это связано с тем, что имеется большое сближение поэзии и музыки в различных названиях предметов, но особенно в географических названиях.

В каком еще языке можно услышать название, например, провинции Фунзянь в переводе, означающий "место, где живет счастье", или город Тяньцзинь - "место, где видно Небо", или провинция Гуйчжоу - "земля, дорого оплаченная", или река Хуанпу - "река с желтыми берегами"» [6].

В России бытует выражение: архитектура - это музыка, застывшая в камне. В Китае: музыка - это аорта экономического развития общества.

Почему аорта? Возможно потому, что по мнению, принятому в Китае, музыка как часть общей культуры является духовной составляющей нации, ее главным кровотоком.

В Китае ни одна из проводимых экономических реформ не начиналась, а если начиналась, то не продолжалась, если она затрагивала культуру, образование как основу благосостояния народа [3, с. 186].

Анализ социально-экономической ситуации в РФ в 20152016 гг. позволяет сделать следующий главный вывод: происходит вхождение в длительный период сравнительно низких мировых цен на нефть, существенно ниже 100 долл./барр., характерных для 2011-2013 гг. Также, видимо, еще долго будут продолжаться западные санкции, затрудняющие развитие российской экономики, и дополнительные расходы, связанные с украинскими событиями. Все это требует адаптации российской экономики к подобным условиям.

Прогноз социально-экономического развития не предусматривает должного увеличения уровня жизни населения, что видно из таблицы 1.

Таблица 1

Рост денежных доходов населения (в % к предыдущему году)

Факт Оценка Прогноз

2014 2015 2016 2017 2018

Реальные располагаемые денежные фонды 99,3 96,0 99,3 101,5 101,9

Реальная заработная плата 101,2 91,9 99,8 102,9 103,1

Среднегодовой размер трудовой пенсии 101,4 96,8 96,1 97,5 98,5

Итак, реальные денежные доходы населения в 2016 г. снижаются, а в 2017-2018 гг. растут темпами, лишь немного превышающими темпы роста ВВП, что сильно ограничивает их роль как фактора экономического роста. Это ставит под сомнение прогнозируемые темпы роста розничного товарооборота. Подобные темпы не обеспечивают и должного роста уровня жизни населения.

Уровень бедности, рассчитываемый по устаревшему методу по сравнению с крайне низким, не соответствующим современным стандартам прожиточным минимумом, увеличился с 11,2 в 2014 г. до 13,2 % в 2015 г. [4]. В 2016 г. этот показатель практически не изменился и составил 13,1 % - столько же, сколько было в кризисном 2009 г. (13 %). В 2017-2018 гг. прогнозируется некоторое снижение этого показателя - до 12,6 и 12,5 %.

В опубликованной «Стратегии государственной культурной политики» основной посыл - то, что после развала СССР модель культурной политики не изменилась, и значительная часть культуры по-прежнему финансируется из бюджета РФ, что провоцирует «иждивенческие настроения в отношении обязательств государства» [1].

В Стратегии отмечено, что массовая культура воспитывает потребителя, но не активного участника культурных процессов. Также проблемой является некоторое сокращение инфраструктуры профессионального образования в сфере культуры.

В ряде регионов РФ обозначилась тенденция к сокращению количества детских школ искусств (далее - ДШИ), являющихся первым и важнейшим звеном в сложившейся отечественной трехуровневой системе подготовки кадров для отрасли культуры, а также к реорганизации детских школ искусств путем объединения их с общеобразовательными организациями и передачи в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования. За последние 10 лет при сокращении количества детских школ искусств на 293 единицы (до 5262 школ к 2015 г.) количество обучающихся в детских школах искусств возросло на 234 тыс. чел., превысив значение в 1,5 млн детей.

В 2015 г. образование отрасли культуры было представлено 5338 образовательными учреждениями, из них 59 вузами (в том числе в ведении Минкультуры России - 48), 275 профессиональными образовательными учреждениями (из которых в ведении Минкуль-

туры России - 10 учреждений), 5108 детскими школами искусств, которые в основном находятся в ведении муниципалитетов. Доля выпускников, поступивших после окончания ДШИ на профильные образовательные программы в профессиональные образовательные учреждения или вузы, , составила 11 % (17 094 чел.) от общего количества выпускников.

С 2012 г. количество детей, обучающихся на струнных инструментах, уменьшилось на 1202 чел.; на 4219 чел. уменьшилось количество детей, обучающихся на народных инструментах.

В 2015 г. во всех ДТТТИ страны в классе гобоя обучалось только 850 детей, в классе валторны - 785 детей, а фагота - 181 ребенок. В ряде регионов такие учащиеся практически отсутствовали, что указывает на снижение популярности в обучении детей игре на классических музыкальных инструментах и, как следствие, снижение в дальнейшем конкурсной ситуации при приеме абитуриентов в среднее и высшее звенья образования, а значит - и отсутствие соответствующих профессиональных кадров в симфонических оркестрах и других коллективах.

В подведомственных Минкультуры России образовательных учреждениях (10 училищ и 48 вузов) в 2015 г. обучалось 66 248 чел., работало 10 329 педагогических работников и реализовывалось 118 образовательных программ в области искусств и культуры [2].

Выпуск бакалавров, специалистов, магистров частными образовательными организациями высшего образования по группам специальностей и направлениям подготовки составил по культуре и искусству 2,9 тыс. чел. (таблица 2).

Анализируя действующую систему финансирования культуры, следует отметить, что за время процесса вхождения в рыночные отношения существенных изменений не произошло. Основной источник содержания культуры - это бюджетное финансирование.

В соответствии с социальными нормативами и нормами необходимое число мест в концертных залах устанавливается из расчета 2-4 места на каждую тысячу городских жителей. В действительности же значение этого показателя составляет всего 1,137 места, что существенно уступает количественным параметрам цивилизованных стран. С учетом численности населения, проживающего в сельской местности, картина выглядит более неприглядно (0,837 места на 1000 жителей).

Таблица 2

Выпуск бакалавров, специалистов, магистров частными образовательными организациями высшего образования (по группам специальностей и направлениям подготовки)*, тыс. чел.

2010 2011 2012 2013 2014

Выпущено бакалавров, специалистов, магистров - всего 290,1 285,6 271,9 231,0 208,4

в том числе по группам подготовки:

физико-математические науки 0,3 0,2 0,3 0,2 0,1

естественные науки 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1

гуманитарные науки 99,9 98,7 93,7 77,2 76,1

социальные науки 0,9 0,9 0,9 0,7 0,7

образование и педагогика 3,7 3,9 4,7 4,1 4,3

здравоохранение 0,2 0,3 0,3 0,5 0,4

культура и искусство 3,5 3,6 3,5 2,6 2,9

экономика и управление 167,4 165,2 155,2 134,8 112,4

другие специальности и направления 13,9 12,6 13,0 10,7 11,4

* В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию 2003 г. Источник: Росстат

Обеспеченность населения концертными площадками по качественным параметрам (общее состояние, пригодность акустики) еще хуже. В настоящее время в стране почти нет полноценных филармонических залов, соответствующих мировым стандартам. По оценкам экспертов, с акустической точки зрения для проведения концертов академической музыки пригодно около 20 % залов, большинство из которых расположены в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. Бюджетное финансирование в течение длительного периода осуществлялось по смете, никаких принципов и методов расчета величины выделяемых финансовых средств установлено не было. Большая часть концертных организаций получала бюджетные ассигнования в размере, чуть превышающем расходы на оплату труда штатных работников и коммунальных услуг. Структура доходов концертных организаций практически не изменилась, бюджетные средства составляют 77,5 %, доходы от основных видов уставной деятельности - 17,2 %,

прочие доходы - 5,3 %. Таким образом, бюджетное финансирование составляет основную часть поступлений концертных организаций.

В настоящее время выделение финансовых средств осуществляется прежде всего в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, которое становится основным инструментом государственной культурной политики и средством ее детализации. При формировании государственных (муниципальных) заданий институтам власти следует исходить из того, что исполнение академической музыки является основой деятельности филармонических концертных организаций и творческих коллективов.

По мнению дирижера и пианиста Фабио Мастранджело (род. 27 ноября 1965, Бари) - самого известного итальянца с российским паспортом, с 2012 г. являющегося главным дирижером Государственной филармонии Республики Саха (Якутия), а с августа 2013 г. - художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл», - если требуется урезать бюджет в Италии, то в первую очередь начинают это делать с искусства, музыки, полагая, что в этой отрасли и так все хорошо, но между тем «этого ни в коем случае нельзя делать, это грех» [5].

В России урезать бюджет на культуру - обычное дело. Бюджет на музыку даже увидеть невозможно - не только по причине его мизерности, но и потому, что найти данные по денежным средствам, выделяемым на музыку, не представляется возможным: нет ни отдельной статьи в бюджете, ни в статистических отчетных данных. Из чего следует, что расходы на музыку являются более секретной статьей бюджета, чем средства, выделяемые на национальную оборону.

С 2000 г. по 2014 г. расходы консолидированного бюджета РФ (далее - КБ) на культуру в номинальном выражении устойчиво росли (таблица 3).

В 2015 г. ситуация в экономике России заметно ухудшилась, что привело к замедлению темпа их роста. Если в 2012 г. (год благоприятной экономической конъюнктуры) прирост указанных расходов по сравнению с 2011 г. составил 10 %, в 2013 г. он оставался на том же уровне, то в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом темп роста расходов на культуру несколько замедлился (9 %), а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. расходы консолидированного бюджета РФ на культуру сократились на 4 %.

Таблица 3

Расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета РФ за период (2000 - 2015 гг.), млрд руб. (в номинальном выражении)

2000 2005 2008 2011 2012 2013 2014 2015

Расходы на культуру и кинематографию из КБ РФ, млрд руб. 28,5 118,5 248,7 310,6 340,2 377,0 410,0 396,5

Доля расходов на культуру и кинематографию в совокупных расходах КБ РФ, % 1,5 1,7 1,8 1,6 1,5 1,5 1,5 1,3

Расходы на культуру и кинематографию в % от ВВП 0,39 0,55 0,60 0,55 0,55 0,57 0,57 0,54

С 2011 г. по 2014 г. удельный вес расходов на культуру в общих расходах консолидированного бюджета РФ остается ниже докризисного уровня. В 2015 г. доля расходов на культуру достигла минимального значения в 1,3 %, что ниже ее значения в 2008 г. на 0,5 процентного пункта и даже ниже ее значения в 2000 г. на 0,2 процентного пункта.

Более информативным с точки зрения бюджетной обеспеченности культуры является показатель расходов на культуру в расчете на душу населения (таблица 4).

Его анализ показывает еще более низкое положение России по сравнению со странами, входящими в Организацию экономического сотрудничества и развития. По данному показателю Россия на протяжении 2008-2012 гг. опережала только Грецию и Болгарию. В 2013 г. к ним еще добавился Кипр.

На протяжении 2011-2014 гг. расходы выросли с 86,8 млрд руб. до 98,2 млрд руб. В 2015 г. негативные явления в экономике привели к сокращению запланированных расходов на культуру.

Таблица 4

Расходы на культуру в РФ и странах, входящих в ОЭСР, в расчете на душу населения (евро, в текущих ценах 2008 - 2013 гг.)

Страна 2008 2010 2011 2012 2013

Норвегия 360,28 415,95 442,47 467,60 608,12

Франция 237,73 230,57 240,92 244,62 252,74

Австрия 208,84 217,03 219,55 227,50 224,63

Германия 130,68 135 142,42 144,27 170,49

Великобритания 115,05 103,1 94,51 98,20 89,84

Литва 81,26 61,99 63,11 64,66 68,37

Россия 47,82 47,19 53,08 59,61 62,17

Кипр 79,33 82,95 88,26 69,80 57,28

Греция 49,88 44,83 49,18 45,16 56,53

Болгария 20,81 18,32 21,34 23,35 25,96

В 2016 г. был запланирован рост расходов на культуру почти до уровня 2014 г., в основном за счет увеличения бюджетных ассигнований на совершенствование оплаты труда работников федеральных учреждений культуры и в связи с необходимостью сохранения достигнутого уровня заработной платы на 1,4 млрд руб. Однако в реальном выражении в 2016 г. они ниже уровня 2005 г. на 1,3 %.

Соотношение расходов на культуру на душу населения представлено в таблице 5.

Таблица 5

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на культуру на душу населения

Субъект РФ Расходы на душу населения, тыс. руб. Темп прироста указанных расходов ( % к предыдущему году)

2011 2012 2013 2014 2015 2012 к 2011 2013 к 2012 2014 к 2013 2015 к 2014

РФ 1,6 1,8 2,0 2,2 2,1 9,3 11,9 9,6 -3,3

г. Москва 2,8 3,3 3,8 4,4 3,6 19,0 12,3 16,7 -19,4

г. Санкт-Петербург 3,2 2,6 2,6 3,0 3,0 -18,1 -1,0 15,7 -1,6

Бюджетные средства, как правило, выделяются на культуру в последнюю очередь, по остаточному принципу, но в случае ухудшения экономической конъюнктуры или кризиса расходы на культуру сокращаются первыми. Культура чувствует постоянную финансовую угрозу. Однако традиционную экономику и экономическую науку интересуют главным образом прибыль и накопление капитала. Социальное и особенно культурное измерение развития часто оказываются отодвинутыми на второй план.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/45830.html (дата обращения: 24.09.2017).

2. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 году. URL: http://mkrf.m/официальный (дата обращения: 24.09.2017).

3. Лев М.Ю. Ценообразование в Китае в период проведения реформ и кризисных ситуациях: нормативно-правовой аспект // Вестник МосАп. 2014. № 3.

4. Роль и оценка финансово-ценовых факторов, обеспечивающих экономическую безопасность при формировании бюджета России / под ред. М.Ю. Льва. М., 2016.

5. Из Италии с любовью. URL: http://www.gudok.ru/ newspaper/?ID=1137473& archive =2014.04.14 (дата обращения: 24.09.2017).

6. Китайский Центр переводов. URL: http://chinese-russian.ru/ news/?news=169 (дата обращения: 24.09.2017).

М.Ю. Лев

кандидат экономических наук, профессор

ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

(г. Москва), академик РАЕН,

профессор кафедры экономики и финансов

Московского финансово-юридического университета МФЮА

Е-mail: lew.mih@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.