Научная статья на тему 'Объёмы культурного производства'

Объёмы культурного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЁМ КУЛЬТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ / ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ / НЕНАБЛЮДАЕМАЯ ЭКОНОМИКА / VOLUME OF CULTURAL PRODUCTION / STATISTICAL QUALIFIERS / MEASURING TECHNICIANS / NOT OBSERVED ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чарная Ирина Вениаминовна

В статье рассмотрен вопрос определения объёмов культурного производства как необходимого условия адекватной оценки места и роли отрасли культуры в национальной экономике, произведены расчёты объёма культурного производства за 2010-2013 годы, определены динамика культурного производства и соотношение с объёмом валового внутреннего продукта, области неучтённого и нерегламентированного производства в отрасли, связанные как со спецификой культурного продукта, так и с несовершенством измерительных техник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUMES OF CULTURAL PRODUCTION

In article the question of determination of volumes of cultural production as necessary condition of an adequate assessment of a place and role of branch culture in national economy is considered, calculations of volume of cultural production for 2010-2013, its dynamics and a ratio with a volume of gross domestic product are made, areas of unaccounted and independent production in the branches connected both with specifics of a cultural product, and with imperfection measuring the technician are defined.

Текст научной работы на тему «Объёмы культурного производства»

БЪЁМЫ КУЛЬТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА УДК 316.7 И. В. Чарная

Московский государственный институт культуры

В статье рассмотрен вопрос определения объёмов культурного производства как необходимого условия адекватной оценки места и роли отрасли культуры в национальной экономике, произведены расчёты объёма культурного производства за 2010—2013 годы, определены динамика культурного производства и соотношение с объёмом валового внутреннего продукта, области неучтённого и нерегламентированного производства в отрасли, связанные как со спецификой культурного продукта, так и с несовершенством измерительных техник.

Ключевые слова: объём культурного производства, статистические классификаторы, измерительные техники, ненаблюдаемая экономика.

I. V. Charnaya

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

VOLUMES OF CULTURAL PRODUCTION

In article the question of determination of volumes of cultural production as necessary condition of an adequate assessment of a place and role of branch culture in national economy is considered, calculations of volume of cultural production for 2010—2013, its dynamics and a ratio with a volume of gross domestic product are made, areas of unaccounted and independent production in the branches connected both with specifics of a cultural product, and with imperfection measuring the technician are defined.

Keywords: volume of cultural production, statistical qualifiers, measuring technicians, not observed economy.

функция количественных показателей состоит в том, чтобы охарактеризовать уровень качества. Показатели численности производителей определённого вида благ, данные об объёмах их производства, его динамике характеризуют развитие отрасли, место её продуктов в структуре потребностей населения, место отрасли в экономике. Реализовать эту функцию по отношению к отрасли культуры непросто — прежде всего из-за особенностей проведения её статистических границ. Действующая статистическая группировка производителей по видам экономической деятельности и вновь вводимая в 2015 году Росстатом показывают данные по культуре в обобщённой группировке: ОКВЭД — 2007 в подразде-

ле «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», ОКВЭД — 2014 в подразделе «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» [5]. Отдельного раздела культурная деятельность не имеет ни в новом, ни в старом классификаторе. Хотя в новом классификаторе отрасль культуры получила некоторые признаки идентификации, но сведения о её количественных параметрах, масштабах культурного производства можно получить только в результате обработки (доработки) открытых статистических сведений или в результате выборочных обследований.

Так, Российский статистический ежегодник Росстата, группируя статистические данные

ЧАРНАЯ ИРИНА ВЕНИАМИНОВНА — кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики культуры и управления социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

CHARNAYA IRINA VENIAMINOVNA — Ph.D. (Economics), Professor of Department of economy of culture and management, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Чарная И. В., 2015

зительным оценкам, сделанным нами в работе «Сетевая динамика культуры», общее количество сетевых единиц отрасли составляет около 120 тысяч, то есть на 30% больше называемых открытой статистикой.

Несмотря на указанный выше недостаток оценочных техник, попытаемся определить объёмы культурного производства в стране, для чего используем показатели объёмов платных услуг и расходов консолидированного бюджета на культуру Российского статистического ежегодника 2014 (только в этих таблицах Росстата культура дана без «спутников»).

Показатель объёма платных услуг, предоставляемых населению, характеризует удовлетворённый рыночный спрос на услуги разных видов. В таблице 1 даны объёмы и динамика платных услуг, предоставляемых населению в отрасли культуры, в сравнении с родственными отраслями социально-культурной сферы — здравоохранением и образованием.

Как видно из таблицы, производство платных услуг в отрасли культуры имеет положительную динамику: за 4 года его объёмы возросли на 38,5%, опередив динамику платных образовательных услуг. Доля платных услуг отрасли культуры в общем объёме платных услуг стабильна, около 2% (2010 год — 1,75%, 2011 год — 1,6%, 2012 год — 1,6%, 2013 год — 1,7%), и в 3 раза меньше доли услуг сфер образования и здравоохранения.

в таблице 2 содержатся данные о размерах расходной части консолидированного бюджета Российской федерации на культуру, здравоохранение и образование и их долях

: 1. Объёмы и динамика платных услуг, предоставляемых населению в отраслях социально-культурной сферы

в соответствии с разделом «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» ОКВЭД, относит к учреждениям культуры клубные учреждения, массовые библиотеки, профессиональные театры, музеи, концертные организации и коллективы, зоопарки, цирки, парки культуры и отдыха. Кинематография представлена только киноустановками.

В «профильный» раздел ОКВЭД и Российского статистического ежегодника Росстата, а также в статистические сборники Главного вычислительного центра Министерства культуры РФ не попали специальные библиотеки, народные художественные промыслы, организации фэйшн-индустрии, дизайна, photo productions.

Не входят в указанные статистические сборники данные о зарегистрированных частных производителях культурных благ, несмотря на то, что производители всех организационно-правовых форм ежегодно предоставляют статистические данные по форме классификатора видов экономической деятельности. В предисловии к разделу «Культура, отдых и туризм» в Российском статистическом ежегоднике сказано: «Приводится информация по государственным, муниципальным и профсоюзным учреждениям культуры». на этом основании, в частности, не ведётся статистический учёт любительских театров.

Действующие статистические технологии секвестируют отрасль примерно на треть. Так, по данным Росстата за 2014 год, суммарная численность организаций культуры составила немногим больше 85 тысяч. По прибли-

№ Показатели/год 2010 2011 2012 2013 Темп прироста, % Доля в общем объёме 2013, %

1 Все оказанные услуги, млн, руб. 4851018 5540168 6036839 6927482 43 100

2 Культура, искусство и кинематография 84744 89516 98589 117405 38,5 1,7

3 Здравоохранение 244440 286056 333895 416227 70 6

4 Образование 326619 347350 378931 449233 37,5 6,5

в общей сумме расходов консолидированного бюджета.

В отличие от объёма производства платных услуг населению, объём расходов отрасли в консолидированном бюджете Российской Федерации характеризует удовлетворённый спрос на услуги её бюджетного сектора, то есть хороший объём бюджетного производства культурных продуктов. Данные таблицы 2 свидетельствуют об устойчивой положительной динамике этого показателя в культуре; стабильности доли расходов на бюджетное производство в отрасли; превышении доли бюджетного производства в отрасли культуры более чем в 6 раз доли расходов на здравоохранение и образование.

Совокупный объём услуг рыночного и нерыночного характера отрасли отражён в таблице 3.

Расчёты таблицы 3 показывают, что по от-

ношению к общему объёму произведённой за год в экономике продукции культурное производство составляет около 1% (меньший объём производства только у отрасли рыбоводство и рыболовство). И с позиций теории, и с позиций практики потребления эти данные можно оценить как положительные. в самом деле, в соответствии с иерархией потребностей объём спроса на культурные блага не может быть больше размера спроса на блага здравоохранения и образования. («Пирамида Маслоу» не должна быть разрушена, а остаточный принцип финансирования культуры нельзя заменить другим.) Как свидетельствует статистика, отрасль культуры находится на «своём» месте.

Более убедительные выводы может представить сравнительная оценка количественных показателей культурного производства разных стран. Однако она чрезвычайно за-

таблица 2. Объёмы и доли отраслей социально-культурной сферы в расходной части консолидированного бюджета Российской Федерации

№ Показатели /год 2010 2011 2012 2013 2010/2013

1 Всего расходов консолидированного бюджета РФ, млрд руб. 17616 19994 23174 25290 143,5%

2 Расходы на образование 1893,9 2231,8 2558,4 2888,8 153%

3 Расходы на медицину — 1933 2283 2318 120%

4 Расходы на культуру, искусство и кинематографию 244,4 310,6 340,2 377 154,5%

5 Доля расходов на образование в консолидированном бюджете, % 10,5 11 11 11 100

6 Доля расходов на медицину в консолидированном бюджете, % — 9,7 9,85 9,2 9

7 Доля расходов на культуру, искусство и кинематографию в млрд руб. в консолидированном бюджете, % 1,4 1,55 1,47 1,49 106

№ Показатели, млрд руб./годы 2011 2012 2013

1 ВВП 48289 57877 59255

2 Совокупный объём платных услуг и объёмов бюджетного производства в отрасли культуры 400 438,8 494

3 Соотношение совокупного объёма услуг и объёмов бюджетного производства в отрасли культура и ВВП, % 0,83 0,76 0,78

таблица 3. Совокупный объём услуг рыночного и нерыночного характера отрасли культуры и соотношение его с объёмом валового внутреннего продукта

труднена, прежде всего в связи с разницей в принципах формирования отраслевых статистических группировок в системах национальных счетоводств. В последние годы в международных отчётах и аналитических докладах используется новый термин и новая отраслевая группировка — креативная экономика. при этом всё реже авторы современных исследований прибегают к терминам «отрасли искусства», «сфера культуры».

смена понятийного аппарата характеризует изменения в оценке роли и места процесса творчества в общественном, и в частности в экономическом, развитии. Отрасли культуры, искусства как области экономики по производству благ с высокой затратностью, «непроизводительным» характером труда, «потребительским» участием в распределении национального дохода, отрасли «второго плана» в экономике, теперь стали рассматриваться в ином ракурсе: как производительный фактор, как условие роста экономики, социально-экономического развития территорий. В отличие от постиндустриальной экономики, обеспечивающей рост за счёт прогресса инноваций (открытий, изобретений, рационализации), творческая, креативная экономика использует потенциал культурного наследия, культурной среды, традиционных, доиндуст-риальных производств. В обществе утверждается новый взгляд на условия и направления экономического развития. Во многих странах креативная экономика признаётся в качестве ведущего сектора в обеспечении экономического роста, занятости и торговли.

По классификации ЮНКТАД креативные индустрии объединены в 4 группы [4].

Первая группа — наследие: художественные ремёсла, фестивали и праздники; культурные достопримечательности: культурные и исторические памятники, места раскопок, музеи, библиотеки, выставки и т.д.

Вторая группа — искусство: изобразительное искусство: живопись, скульптура, фотография и старинные вещи; исполнительское искусство: вокал, живая музыка, драматическое искусство и театр, балетное искусство,

современный танец, опера, цирк и т.д.

третья группа — медиа: публикации и печатные издания, в том числе книги (художественная и учебная литература), пресса и другие публикации; аудиовизуальные средства: фильмы, телевидение, радио, сети широкого вещания.

Четвёртая группа — функциональный креатив: дизайн: дизайн интерьера, графический дизайн, мода, ювелирные изделия, игрушки; новые медиа: программное обеспечение, видеоигры и цифровой творческий контент; креативные услуги: архитектура, реклама, культурные и рекреационные услуги, исследования и разработки, цифровые и другие смежные услуги.

Несмотря на видовое разнообразие, все отрасли, вошедшие в классификацию, обладают общим свойством — это области приложения интеллектуального, творческого труда. Это их, если так можно сказать, родовой признак. Большая часть видов деятельности, включаемых в творческий сектор, это области художественного творчества (искусства). В традиционной отраслевой классификации — это отрасли культуры и искусства. В отраслевой структуре экономики их функции состоят в производстве, сохранении и организации потребления культурных благ (произведений искусства).

Другая группа отраслей творческого сектора, по классификации ООН, это средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет) и книгоиздание (группа медиа и новых медиа). Они обладают рядом особенностей, отличающих их от отраслей художественного творчества. Это области массовых коммуникаций, тиражных производств, которым присущи масштабность выпуска продукта, индустриализация производственного процесса, тиражируемость результата, отсутствие локальности производства и другие черты.

Приведённый перечень отраслей не включает области научного творчества — деятельность по производству нового объективного знания, деятельность, связанную с научными исследованиями, созданием инноваций

в науке (законов, теорий, принципов, образцов техники, технологий). Эти области творчества составляют основу «инновационной экономики», «постиндустриального общества» и «постиндустриального развития».

Таким образом, по классификации ООН, все отрасли креативного сектора экономики — это области интеллектуального творческого труда, однако области художественного творчества, отрасли культуры и искусства занимают лишь часть её, хотя и самую значительную.

По данным, опубликованным в отчёте ООН «Креативная экономика 2013», объём экспорта продуктов креативных отраслей вырос за период 2002—2011 годов в мире в 2,3 раза и составил в 2011 году 454 млрд долларов США. По группе развивающихся стран за рассматриваемый период объём экспорта вырос в 3 раза, по группе развитых стран — в 1,8 раза, по группе стран с переходной экономикой

— в 3 раза. Вклад отраслей, базирующихся на авторском праве, в ВВП составлял в 2010 году в США, Корее — более 11%, России — 6% (по группировке отраслей, принятой ООН), средний уровень — 5,2%. Вклад этих отраслей в занятость населения Филиппин, Мексики, Нидерландов — 11%, США — 8%, России

— 7%, средний уровень — 5,36% [3].

В России внимание к проблеме возросло в связи с поиском альтернатив модели экстенсивной, сырьевой экономики. Помимо исследовательского, научного интереса, это нашло некоторое отражение в нормативных документах. Так, Приказом Правительства Российской федерации принято решение о введении с 1 января 2015 года новой версии Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 0342014 (КПЕС 2008), устанавливающих границы отраслей в экономике. В ОКВЭД — 2014 появился разделR «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений», который имеет подраздел «Дея-

тельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений». Однако изменения классификаторов не приблизили их к возможности дать целостную характеристику отрасли культуры хотя бы потому, что кинопроизводство, народные художественные промыслы, организации фэйшн-ин-дустрии, дизайна и другие производители культурного продукта остались разбросанными по другим разделам классификатора. В связи с этим данные статистики, полученные с использованием классификаторов, и, соответственно, расчёты по объёмам культурного производства, сделанные на их основе (см. приведённые выше таблицы), характеризуют лишь часть этого производства, хотя и значительную. Эти данные не сопоставимы и со статистикой в докладе ООН.

В опубликованном в 2013 году докладе Бюро экономического анализа при Министерстве торговли США и Национального фонда искусств содержатся данные об объёмах валового производства в области культуры и искусств. В докладе, в частности, выделены данные по объёму производства кино- и видеопродукции и исполнительских искусств1. Этот объём составлял в 2011 году 132 млрд долларов, то есть в расчёте на 1 американца 422 доллара, или 12672 рубля. В том же году в Российской федерации показатель объёма платных услуг отрасли культуры2, где услуги кино-, видеопроката и услуги организаций исполнительских искусств занимают наибольшую долю, составлял 98,5 млрд рублей, то есть на 1 россиянина — 689 рублей, что в 18 раз меньше, чем на 1 американского потребителя.

Приведённые показатели, как и цифры объёмов культурного производства в России, в упоминавшемся докладе ООН соответствуют уровню развивающихся стран [4]. Главная причина отставания великой культурной державы в производстве культурных благ нахо-

1 http://www.proficinema.ru/questions-problems/articles/

2 В объёме платных услуг культуры услуги кино, театров, концертных организаций, в том числе организаций шоу-бизнеса, занимают наибольшую часть, что позволяет сделать сравнения с докладом Бюро.

дится за пределами проблем его измерения и не рассматривается в работе. В то же время оценить комплексно «вклад» в эту проблему измерительных технологий представляется возможным только с качественной стороны, обозначив места «утечек».

Методические «погрешности» официальной статистики, о которых было сказано в начале статьи, вносят в культурное «недопроизводство» лишь небольшую лепту. Существует ряд других областей неучтённого и нерегламентированного производства в отрасли. Количественное измерение объёмов производства в одних из них невозможно, в других — пока невозможно. В целом эти зоны культурного производства — настоящая терра инкогнито отрасли. Можно предположить, что они гораздо более значительны по масштабу и разнообразию форм, чем аналогичные сектора других отраслей.

Прежде всего речь идёт о домашнем производстве культурных благ: коллекционировании, музицировании, репетиторстве для своих домочадцев, самообучении, например игре на музыкальных инструментах, чтении, просмотре телепрограмм. В этих ситуациях удовлетворение культурных потребностей не носит организованного характера. Результаты этого производства не приобретают товарную форму, никем и нигде не учитываются, но и не носят противоправный, нелегальный характер.

производство культурных благ, основанное на так называемом социальном капитале — родственных, соседских, профессиональных связях, сейчас получило особенное распространение благодаря Интернету. Нетвор-кинг (Networking) — искусство установления взаимовыгодных деловых связей — на первый взгляд выглядит как экономический ресурс, но в среде творческих людей, каждый из которых является уникальным профессионалом, обмен идеями, сотрудничество способствуют расширению кругозора всех участников, повышению уровня их культурного развития. Творческие проекты — это, как правило, продукты надёжных профессиональных связей.

Арт-моб как вид флешмоба (в переводе

с английского — мгновенная толпа) — общественное благо, созданное членами интернет-сообщества на благотворительной основе и стремлении сделать что-либо вместе, имеющее художественную ценность. В отличие от других культурных благ общественного характера, например массовых праздников, памятников архитектуры, они создаются за счёт социально-культурной активности участников, на основе социального капитала. И арт-мобы, и продукты нетворкинга — это несосчитанные культурные блага в неденежной форме.

особенностью отрасли культуры является её опора на такой неформальный институт, каким являются так называемые вольные стрелки, фрилансеры. Это люди, занятые профессиональной деятельностью самостоятельно. к ним в том числе относятся работники творческих профессий: писатели, художники, скульптуры, дизайнеры, фотографы, артисты, музыканты. Эта деятельность отличается как от индивидуального предпринимательства, так и от работы по найму. Люди самостоятельно осуществляют её на основе профессиональных знаний, самостоятельно же неся за неё ответственность. В культуре фрилан-серы — большая группа по масштабам и значимости. В России юридический статус этой группы хозяйствующих субъектов до конца не урегулирован, статистика не ведётся. однако необходимость совершенствования положения творческих фрилансеров отражена в законопроекте о самозанятых и самозанятости, который находится в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении. Продукты труда фрилансеров учитываются в составе продукции смежных производителей — галерей, выставочных залов, звукозаписывающих компаний, концертных организаций, и отдельного счета не имеют.

Денежную оценку объёмов производства культурной продукции уменьшает и специфика её ценообразования. При установлении цен на платные услуги в составе затрат не учитывается амортизация значительной по объёму части такого имущества, как книги, брошюры,

произведения искусства, музейные предметы музейного фонда России. Перечисленное имущество не учитывается на балансе организации в денежной оценке и не подлежит амортизации в связи со сложностью объекта.

Ценообразование творческих продуктов «не научилось» адекватно оценивать в затратах на оплату труда талант творческого работника: коммерческие организации оплату труда ставят в зависимость от выручки от продажи творческого продукта, а бюджетные организации — от образования работника, его стажа, званий и прочих факторов, очень часто не имеющих к таланту отношения. «Оценить неоценимое» либо не удаётся (например, в ситуации с талантом), либо удаётся в отдельных случаях (например, определение страховой стоимости при перевозке культурных ценностей).

Следует упомянуть и положительный внешний эффект производства культурных благ, по причине которого их называют социально значимыми, или мериторными, и который тоже не учитывается при определении объёмов производства в культуре.

Перечисленные виды неучтённого производства культурных продуктов относят к так называемой ненаблюдаемой экономике вследствие того, что они не учтены в национальном счетоводстве при определении стоимости валового внутреннего продукта страны. Они предполагают иные методы измерения. Международная практика предлагает некоторые из них [2]. Изучение и применение их в российской практике — задача не для одиночек-энтузиастов. Самое заинтересованное лицо в решении этой проблемы — Министерство культуры России, главная организация, ответственная за объёмы культурного производства в стране и их измерение.

В декабре 2014 года Министр культуры Российской федерации утвердил собирательную группировку видов экономической деятельности «Туризм». Как сообщают СМИ: «Это позволит оценить роль туризма в экономике страны с учётом показателей смежных отраслей и таким образом определить долю сферы туризма в ВВП страны, занятости, инвестициях, бюджетных доходах» [1]. Может быть, культура — следующая в очереди?

Примечания

1. В России смогут оценить вклад туризма в ВВП [Электронный ресурс] // Ассоциация туроператоров : [вебсайт]. Электрон. дан. 30.12.2014. URL: www.atorus.ru/news/press-centre/new/29297.html

2. Измерение ненаблюдаемой экономики: Руководство [Электронный ресурс] // ИИЦ «Статистика России», 2003 : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: www.unece.org/stats/documents/2007/04/noe/zip.30.r.pdf

3. Creative economy. Report 2013. Special Edition. Available at: www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf

4. Creative economy: A Feasible Development Option. Report 2010. Available at: unctad.org/en/docs/ ditctab20103_en.pdf

5. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 30.09.2014) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [веб-сайт]. URL: www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_163268/

6. Российский статистический ежегодник — 2014 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2014. URL: www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/

7. Сколько стоит Россия: 10 лет спустя. Раздел 14. Культура и искусство [Электронный ресурс] // Институт стратегического анализа. Аудиторско-консалтинговая компания «ФБК» : [веб-сайт]. Электрон. дан. Москва, 2014. URL: www.fbk.ru/upload/iblock/d34/14_culture.pdf

References

1. in Russia will be able to assess the contribution of tourism to WP. Available at: www.atorus.ru/news/press-centre/new/29297.html

2. Measuring the non-observed economy: Handbook. Available at: www.unece.org/stats/documents/2007/04/noe/ zip.30.r.pdf

3. Creative economy. Report 2013. Special Edition. Available at: www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf

4. Creative economy: A Feasible Development Option. Report 2010. Available at: unctad.org/en/docs/ ditctab20103_en.pdf

5. The order of Rosstandart of 31.01.2014 N14 St (an edition of 30.09.2014) "About acceptance and introduction of the All-Russian qualifier of types of economic activity (OKVED 2) OK 029-2014 (KDES of the Edition 2) and the All-Russian qualifier of production by types of economic activity (OKPD 2) OK 034-2014 (KPES 2008)". Available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_law_163268/ (in Russian, unpublished).

6. Russian Statistical Yearbook — 2014. Available at: www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/

7. How much is Russia: 10 years later. Section 14. Culture and the arts. Available at: www.fbk.ru/upload/iblock/ d34/l4_culture.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

K^ОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

РЕГИОНОВ ЗА РУБЕЖОМ

УДК 332.1:659.127 А. С. Старцева

Московский государственный институт культуры

В статье анализируются способы позиционирования регионов в мире, обращается внимание на социокультурные характеристики общества, в котором осуществляется процесс имиджирова-ния и брендирования территорий, так как создатели репрезентационных проектов учитывают ментальные особенности тех, для кого создают имиджи и бренды данных ойкумен. Репрезентируется опыт социокультурного позиционирования регионов за рубежом. Выявляются способы визуального репрезентирования городов и стран посредством применения семантико-семиоти-ческих аспектов. Приводится характеристика визуального способа восприятия информации у современных целевых аудиторий, которые являются реципиентами в отношении создаваемой региональной идентичности. Выявляется сущность профессионального и культурно компетентного позиционирования регионов, которая детерминирована как способами визуализации, так и формами и чертами культурного пространства регионов.

Ключевые слова: региональная идентичность, визуализация территорий, культурный бренд.

A. S. Startseva

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

SOCIAL AND CULTURAL FEATURES OF PREZENTING REGIONS ABROAD

In the article the essences of the "regional identity" and "regional presentation" have been analyzed. The ways of positioning of regions in the world are analyzed, research the social and cultural characteristics of society in which process of creating image and brand of territories is dominate as founders the representations of projects consider mental features of for whom create images and brands. The regional brand can be produced on the basis of the conception of the historical sight, which has popularity in this region, country, or all over the world. Author researches problems of the modern society, presents aspect of symbolism in the process of creation regional brand (logo as a tool of identification territory). Author presents examples of regional brands abroad: Barcelona, Helsinki, Praha, Bulgaria, etc. Author uses comparative analyses to draw on similarities and differences between the logo creation.

Keywords: regional identity, visual representation of the region, cultural brand.

СТАРЦЕВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры 7

STARTSEVA ANASTASIIA SERGEEVNA — doctoral student of Department of cultural studies and international cultural cooperation, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Старцева А. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.