Научная статья на тему 'Методологические вопросы составления сателлитных счетов культуры: от теоретических концепций к практике'

Методологические вопросы составления сателлитных счетов культуры: от теоретических концепций к практике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
247
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САТЕЛЛИТНЫЙ СЧЕТ КУЛЬТУРЫ / ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНОЕ БЛАГО / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫЙ СЧЕТОВ / CULTURE SATELLITE ACCOUNT / CULTURAL ECONOMICS / CULTURAL GOODS / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Козлова М.А.

В статье рассматривается сателлитный счет культуры как вспомогательный инструмент СНС для более подробного описания экономики культуры, чем в национальных счетах. В условиях сокращения государственных расходов на экономику культуры сателлитный счет культуры представляется оптимальным инструментом для анализа ее текущего состояния и изменения методов ее регулирования. Отсутствие опубликованного международного стандарта составления сателлитного счета культуры порождает ряд вопросов методологического характера. Были проанализированы сателлитные счета культуры Австралии, Великобритании, Испании, Канады, Колумбии, Португалии, США, Финляндии и Чехии. В результате были выделены три основных методологических вопроса, связанные с составлением сателлитного счета культуры. Первый вопрос касается определения понятия «культуры» как объекта статистического анализа. Второй вопрос ставит задачей отграничить набор видов экономической деятельности, которые образуют экономику культуры и должны быть отражены в сателлитном счете культуры. Третий вопрос является результирующим и касается формирования системы статистических таблиц сателлитного счета культуры для отражения воспроизводственного цикла благ, создаваемых экономикой культуры. В статье приведены фрагменты сателлитных счетов культуры с целью демонстрации опыта стран, трансформирующих статистические таблицы и счета (счет производства, таблица ресурсов и использования) для отражения производства, распространения культурных благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические вопросы составления сателлитных счетов культуры: от теоретических концепций к практике»

РАЗДЕЛ II. СТАТИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ

МИРЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ

АНАЛИЗ

УДК 311.3

Козлова М. А.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОСТАВЛЕНИЯ

САТЕЛЛИТНЫХ СЧЕТОВ КУЛЬТУРЫ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ К ПРАКТИКЕ

Аннотация

В статье рассматривается сателлитный счет культуры как вспомогательный инструмент СНС для более подробного описания экономики культуры, чем в национальных счетах. В условиях сокращения государственных расходов на экономику культуры сателлитный счет культуры представляется оптимальным инструментом для анализа ее текущего состояния и изменения методов ее регулирования. Отсутствие опубликованного международного стандарта составления сателлитного счета культуры порождает ряд вопросов методологического характера. Были проанализированы сателлитные счета культуры Австралии, Великобритании, Испании, Канады, Колумбии, Португалии, США, Финляндии и Чехии. В результате были выделены три основных методологических вопроса, связанных с составлением сателлитного счета культуры. Первый вопрос касается определения понятия «культура» как объекта статистического анализа. Второй вопрос ставит задачей отграничить набор видов экономической деятельности, которые образуют экономику культуры и должны быть отражены в сателлитном счете культуры. Третий вопрос является результирующим и касается формирования системы статистических таблиц сателлитного счета культуры для отражения воспроизводственного цикла благ, создаваемых экономикой культуры. В статье приведены фрагменты сател-литных счетов культуры с целью демонстрации опыта стран, трансформирующих статистические таблицы и счета (счет производства, таблица ресурсов и использования) для отражения производства, распространения культурных благ.

Ключевые слова

Сателлитный счет культуры, экономика культуры, культурное благо, система национальный счетов.

JEL: E01, Z11

Kozlova M. A.

METHODOLOGICAL QUESTIONS OF CULTURE SATELLITE ACCOUNTS CONSTRUCTION: FROM THEORETICAL CONCEPTIONS TO PRACTICE

Annotation

In article there is attention to culture satellite account as a supporting instrument of SNA for more detailed description of culture economy than in national accounts. Culture satellite account is optimal tool for analyzing of its recent state and change regulation methods in condition of restriction of culture economy financing. International document of rules for cul-

ture satellite account construction has not published. So this fact causes some methodological questions. In focus of attention there are experiences of Australia, UK, Spain, Canada, Columbia, Portugal, USA, Finland and Czech Republic. As a result three methodological questions have been formed. First question is about notion «culture» as object of statistical analysis. Second question has a task to mark the boundaries of set of economic activities which forms the culture economy and has to be reflected in culture satellite account. Third question is final and about construction of statistical tables system of culture satellite account for reflecting of reproduction cycle of goods created in the culture economy. In article there are fragments of culture satellite accounts for purpose of experience representation for countries, which transform the statistical tables and accounts (production account, the supply and use table) for reflect the production and distribution of cultural goods.

Keywords

Culture satellite account, cultural economics, cultural goods, system of national accounts.

Сбор статистических данных, применение методов обработки и представления информации определяется значимостью экономических благ и видов деятельности и необходимостью разработки управленческих решений. Такая взаимосвязь касается и сферы (экономики) культуры [1, 2, 3]. Увеличение доли добавленной стоимости от производства и распространения культурных благ в валовой добавленной стоимости национальных экономик стало отправной точкой исследований: теоретико-методологических - относительно особенностей экономики культуры и ее структуры как совокупности видов экономической деятельности, практических - относительно разработки статистических инструментов (показателей, таблиц, счетов, балансов) для анализа экономики культуры в национальных и региональных экономических системах.

Исследование экономики культуры на макроэкономическом уровне -значимый фактор определения ее роли для экономики в целом, для развития системы методов ее регулирования и финансовой поддержки в условиях уменьшения государственных расходов.

Публикуемые статистические данные в национальных счетах и таблицах «затраты-выпуск» по видам деятельности не позволяют оценивать вклад экономики культуры в базовые макроэко-

номические показатели [4]. В такой ситуации стандарт СНС-2008 предполагает составление сателлитных счетов.

Сателлитный счет культуры - система статистических таблиц, включающая стоимостные и нестоимостные показатели и построенная в соответствии с центральной концептуальной основой СНС с целью более детального описания экономики культуры (п. 2.166) [21]. Са-теллитный счет культуры не требует пересмотра центральной концептуальной основы СНС, как, например, сателлит-ные счета домашних хозяйств, для которых необходимо изменение понятия границы сферы производства [5].

В статье попытаемся определить основные методологические вопросы, которые связаны с построением сателлитного счета культуры, и, опираясь на зарубежную практику их составления, проанализируем, каким образом национальные статистические службы и профильные министерства решают такие вопросы.

Первым методологическим вопросом, возникающим при построении са-теллитных счетов культуры, является определение понятия культуры с целью отграничения тех видов экономической деятельности, которые должны быть учтены в таких счетах.

«Система статистики культуры ЮНЕСКО - 2009», которая указывается разработчиками национальных методо-

логий составления сателлитных счетов культуры в качестве основного документа, адаптирует определение культуры из «Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии», понимая ее «через идентификацию и измерение поведения и обычаев, определяющихся верованиями и ценностями общества или социальной группы» [22]. Такая широкая интерпретация культуры для целей составления сателлитных счетов привела к большому разнообразию ее трактовок и адаптаций национальными статистическими службами и статистическими департаментами профильных министерств и, как результат, к невозможности международных сопоставлений показателей сателлитных счетов культуры.

Д. Тросби в монографии «Экономика и культура», опубликованной в 2001 г., отмечает, что наряду с широким определением культуры существует ее определение с функциональным акцентом, которое характеризует скорее виды деятельности (в том числе экономические), чем навыки. И термин «культура» в таком качестве употребляется в словосочетаниях «культурные блага», «культурные институты», «культурные индустрии» и «сектор культуры в экономике» и характеризуется следующим образом: (1) виды деятельности требуют включения некоторых форм креативности для производства благ; (2) в результате формируются и распространяются символические смыслы; (3) создается интеллектуальная собственность [6, с. 4].

Прагматический подход к роли культуры в экономическом развитии позволил сформулировать понятие культуры как индустрии («культурная индустрия», введенная в оборот в 1947 г. Т. Адорно и М. Хоркхаймером [7]) и культуры как экономической системы («экономика культуры» - междисциплинарная область научных исследований).

Р. Тоуз определяет экономику культуры как одну из «обширных дисциплин, дополнительно акцентирую-

щую внимание на общественных благах и внешних эффектах от потребления творческих товаров и услуг, на неопределенностях и проблемах, связанных с государственным вмешательством» [8, с. 542-543]. Государственная политика сыграла решающую роль и в появлении дебатов относительно культурного и творческого (креативного) в экономике культуры: «Понятие «творческие индустрии» - политический конструкт, впервые использованный лейбористским правительством Великобритании в 1997 г. Понятие «культурные индустрии» стало раньше использоваться <...> для обозначения практически тех же видов деятельности» [9, с. 37].

Д. Тросби утверждает, что в понятии «творческая экономика» заключена идея о том, что «творческий сектор может быть идентифицирован внутри макроэкономики и оказывается источником экономической динамики в новую информационную эру» [10, с. 5]. С. Галло-вэй и С. Данлоп со ссылкой на С. Кан-нингема отмечают расширение понятия «культурные индустрии», которые в совокупности формируют экономику культуры, благодаря технологическим изменениям, включая Интернет и дигитали-зацию: «творческие индустрии - продукт технологического изменения» [11, с. 19].

Продолжая дискуссию об особенностях культурного и творческого (культурные и творческие блага, индустрии, экономика), некоторые исследователи видят в идее креативности для экономики культуры определенные аналитические преимущества: «Творческие индустрии связаны с инновациями, которые все более воспринимаются как ключ к экономической конкурентоспособности. Другая сторона привлекательности идеи творчества для экономики состоит в том, что она сближает принудительность и свободу, труд и самореализацию, средство и цель» [12, с. 76-77].

Идея креативности - технологической, научной, экономической или

культурной - на сегодняшний день активно используется и популяризируется в отчетах международных организаций (например, «Креативная экономика -отчет за 2008 г.» [23]) и в уже упомянутой «Системе статистики культуры ЮНЕСКО - 2009» для определения границ экономики культуры. В результате в научной дискуссии и в практике формирования методологии статистики культуры, и в частности составления сателлитных счетов культуры, противопоставление «культурный - креативный» [13, 14, 15, 16, 17] создает проблемы, связанные с определением видов экономической деятельности и продуктов, которые включаются в статистику культуры и сателлитный счет культуры.

Разработчики национальных методологий составления сателлитных счетов культуры опираются на понятие культуры, данное в «Системе статистики культуры ЮНЕСКО - 2009», уделяя больше внимания проблемам определения структуры экономики культуры.

Второй методологический вопрос определяется дискуссионным характером экономики культуры и заключается в формировании списка видов экономической деятельности, которые должны быть отражены в сателлитных счетах культуры. Несмотря на то, что ЮНЕСКО определяет список видов экономической деятельности, который оформляет границы статистики культуры, национальные статистические службы и статистические департаменты профильных министерств предлагают свои варианты структуры экономики культуры при составлении сателлитных счетов культуры. Экономика культуры, по ЮНЕСКО, включает в себя 3 сегмента: области культуры, дополнительные области и сквозные области, связанные и с областями культуры, и с дополнительными областями.

К областям культуры, по ЮНЕСКО, относятся следующие шесть.

А. Природное и культурное наследие.

Б. Представления и празднества.

В. Визуальные искусства и художественные промыслы.

Г. Книги и пресса.

Д. Аудиовизуальные искусства и интерактивные средства.

Е. Дизайн и творческие услуги.

В методологиях составления сател-литных счетов культуры Латинской Америки (по разработанному документу организации «Convenio Andres Bello») [24], Канады [25], Великобритании [26] и Испании [27] пункты А-Д в точности повторяются, некоторые отступления связаны с делением областей на сегменты. Методология, разработанная Министерством образования Финляндии [28], не предполагает такие укрупненные разделы, но из более мелких подразделов исследователи могут самостоятельно привести ее сателлитные счета культуры к форме, предложенной ЮНЕСКО. В данную схему областей культуры не укладывается структура экономики культуры, предложенная Бюро экономического анализа департамента торговли США [29]. Их вариант деления культурных (креативных) индустрий предполагает полевую структуру, где есть «ядро» и «поддерживающие искусства», но при этом в «ядро» входят не все культурные индустрии, которые признают ключевыми при определении границ экономики культуры. В «ядре» оказываются исполнительские искусства, музеи, а кроме того реклама, дизайн и образование в области культуры. С другой стороны, там никаких видов экономической деятельности области Г и Д, они отнесены к периферии - «поддерживающим искусствам», также в агрегированном виде отсутствует область В. Стоит отметить, что вопрос разработки сателлитных счетов культуры США решается двумя организациями совместно: Бюро экономического анализа департамента торговли США и Национальным фондом искусств; в их руководствах по составлению сателлитных счетов предлагаются две

разные модели структуры экономики культуры. Одна - описанная выше, а другая - аналог структуры экономики культуры по методологии ЮНЕСКО: разделы А-Д - «ядро», Е - «прикладные искусства и дизайн» [30]. В практике составления сателлитных счетов культуры США используется первая модель, авторы мотивируют такое деление культурных и творческих индустрий тем, что в «ядре» располагаются те виды экономической деятельности, выпуск которых можно непосредственно отнести к культуре и искусству, а к «поддерживающим искусствам» - те виды деятельности, которые «поддерживают», продвигают виды деятельности «ядра».

Третий методологический вопрос касается состава национального сателлитного счета культуры, набора макроэкономических показателей, включаемых в него. В связи с тем что международные организации не представили единый стандарт (или набор правил) для составления сателлитных счетов культуры, как это сделано относительно сател-литного счета туризма [31, 17], в практике существует существенные различия в составе сателлитного счета культуры. Основой и отправной точкой составления

сателлитного счета культуры является счет производства по видам экономической деятельности. Практически во всех национальных сателлитных счетах культуры он присутствует. В сателлитных счетах культуры Колумбии [32] и Испании счет производства составлен в том виде, в котором он публикуется в национальных счетах, но при этом в Колумбии он представлен в дезагрегированном виде, а именно построен для отдельных сегментов, не для экономики культуры в целом. Причиной отсутствия обобщенных данных может быть тот факт, что счет производства строится в настоящее время по восьми из 12 сегментов, на которые разделена экономика культуры для целей составления сателлитных счетов культуры в Колумбии.

Особенности существуют и у сател-литного счета культуры Испании. Кроме агрегированного варианта с общими значениями выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости, создаваемой видами экономической деятельности культуры (cultural activities), счет производства строится по укрупненным группам таких видов экономической деятельности и по этапам воспроизводственного цикла (phases) (табл. 1).

Таблица 1 - Фрагмент сателлитного счета культуры Испании 2012 г.,

млн евро [33]

Показатели счета производства 2012 г.

Выпуск 52 482

Промежуточное потребление 27 219

Валовая добавленная стоимость (валовой внутренний продукт): 25 263 (26 031)

по группам видов экономической деятельности:

Индустрия наследия (музеи, библиотеки, архивы); 1973 (1912)

Книгоиздание и СМИ; 9640 (10167)

Визуальные искусства; 3634 (3750)

Исполнительские искусства; 2159 (2172)

Аудиовизуальная и мультимедийная индустрии; 6139 (6310)

Междисциплинарная область; 1718 (1721)

по этапам воспроизводственного цикла:

Основная деятельность («ядро»): 24 282 (24 996)

создание и производство; 15 070 (15 544)

тиражирование; 3563 (3757)

издание (книг и периодики), распространение, продвижение и регулирование 3038 (3079)

образование в области культуры 2611 (2616)

Вспомогательная деятельность 980 (1035)

Важным отличием сателлитного счета культуры Испании является представление одновременно и валовой добавленной стоимости (ВДС) и валового внутреннего продукта (ВВП) для видов экономической деятельности и этапов воспроизводственного цикла. Сумма ВДС и чистых налогов на продукты формирует показатель ВВП и, как правило, на уровне страны ВВП больше ВДС. Но в счете производства сател-литного счета культуры Испании для индустрий наследия ситуация складывается иначе: можно объяснить тот факт, что ВДС этой группы видов экономической деятельности превышает ВВП, большими объемами субсидии по сравнению с уплачиваемыми налогами.

Структура ВДС по видам экономической деятельности Испании в счете производства соответствует структуре экономике культуры, предложенной ЮНЕСКО, и об этом было сказано выше. Больший интерес представляет вторая структура ВДС - по этапам воспроизводственного цикла. Стадии производства в воспроизводственном цикле в данном случае соответствуют два этапа «создание и производство» и «тиражирование», что отражает, во-первых, особенности появления культурных благ с предоставлением последующего доступа потребителей к ним, во-вторых, отделение производства от тиражирования отражает изменения, внесенные в СНС-2008 и касающиеся того, что оригиналы и копии понимаются как разные блага (п. 10.11510.116) [21, с. 238-239, 19]. Стадиям распределения и обмена соответствует третий пункт классификации «издание, распространение, продвижение и регулирование», который никаких особенностей не предполагает. Также выделяется «образование в области культуры» как важнейший элемент распространения и потребления культурных благ.

В сателлитном счете культуры Испании особое место отведено интеллектуальной собственности и ее вкладу в ВДС и ВВП. Стоимостная оценка интеллектуальной собственности приводится как в

целом, так и по этапам воспроизводственного цикла (за исключением «образования в области культуры»): если все культурные индустрии в 2012 г. создали добавленной стоимости 25 263 млн евро, то ВДС от видов деятельности, связанных с интеллектуальной собственностью, -33 594 млн евро, из них на стадию «создание и производство» приходится 67 %, что закономерно, так как права интеллектуальной собственности появляются именно на данном этапе. В сателлитном счете культуры США счет производства также строится, но имеет он матричную форму, где в строках указываются культурные блага (продукты), в столбцах -отрасли (от традиционных, указанных ЮНЕСКО, до строительства и оптовой и розничной торговли, связанных с экономикой культуры) [20, с. 50].

Счет образования доходов в национальных сателлитных счетах культуры фактически включен в ту же таблицу, что и счет производства. Только сател-литные счета культуры Испании и США строят такой счет, показывая объемы чистых налогов, заработной платы и валового смешанного дохода (прибыли) для экономики культуры.

Статистическая таблица, представляемая и в основной части системы национальных счетов, - таблица ресурсов и использования. Она используются в сателлитных счетах культуры Колумбии, Португалии и США. Национальная статистическая служба Колумбии строит ее для каждого из разработанных сегментов экономики культуры в виде, соответствующем равенству выпуска и импорта сумме потребления (промежуточного и конечного), экспорта и накопления основного капитала. Различия в форме для разных сегментов заключаются в представлении отдельных составляющих макропоказателей, включенных в равенство. В отличие от Колумбии, в сател-литном счете культуры США таблица ресурсов и использования составляется для всех продуктов (не культурных ин-дустрий) вместе с приведением агрегированных данных (табл. 2).

Таблица 2 - Фрагмент таблицы ресурсов и использования сателлитного счета культуры США 2012 г., млн долл. [29]

ю

9

Продукт Ресурсы Промежуточное потребление Конечное потребление Итого использования

Национальное производство в ценах производителя Импорт Изменение запасов Торговая (оптовая) и транспортная наценки Торговая (розничная) наценка Итого ресурсов в ценах покупателя Частные расходы Го судар ственные расходы Расходы на конечное потребление домашних хозяйств иНКООДХ Частные валовые инвестиции в основной капитал Расходы на конечное потребление органов государственного управления Экспорт

Продукция искусства и культуры (ядро): 571 068 4659 575 727 319 880 13 368 62 113 77 057 96314 6995 575 727

Исполнительские искусства 33 441 473 33 914 7415 150 25 835 514 33 914

Музеи 17 617 17 617 14 018 3599 17 617

Независимые артисты, писатели и исполнители 26560 26 560 25 124 605 188 644 26 560

Дизайнерские услуги 312 934 4115 317 052 285 120 12 330 10 372 3854 558 5815 317 052

реклама 239 797 2768 242 565 234 454 4566 345 3200 242 565

Художественное образование 5396 5396 2053 3331 12 5396

Образовательные услуги 100 914 71 100 985 170 282 8368 92 157 9 100 985

Оригиналы развлекательных произведений 74 203 74 203 74 203 74203

Поддерживающие искусства и производство: 561 186 30029 2444 46528 68412 588 771 148 020 8002 306 069 28 413 45321 52946 588 771

Книгоиздание 16 027 191 532 3332 8250 28 269 1495 2479 22 304 1991 28 269

Издание других продуктов: 59 221 948 356 14 632 14 942 89 384 4908 2393 52 893 16 189 1683 11 319 89 384

программное обеспечение 32 238 6 137 9588 6153 47 848 1411 19 366 16 189 1683 9199 47 848

Информационные услуги: 258 854 6180 181 4696 6888 276 437 112 315 1922 133 596 3453 25 152 276 437

теле- и радиотрансляции 118 379 118 379 43 832 1042 73 492 13 118 379

Производство товаров 34 221 21 472 1374 23 867 38 332 116 517 14 540 1063 82 126 5007 15 13 765 116 517

Строительство 22 120 22 120 7217 14 903 22120

Торговля 46 528

Таблица 2 позволяет проводить подробный анализ макроэкономических показателей отдельных продуктов и групп продуктов (в статье приведен вариант высокого уровня агрегирования), определяемый спецификой воспроизводственного цикла культурных и творческих благ, исследовать пропорции между промежуточным и конечным потреблением в разных секторах национальной экономики, между экспортом и импортом, а также исследовать структуру экономики культуры по предлагаемым показателям.

В практике составления сателлит-ных счетов культуры Колумбии существует еще один счет - счет расходов и финансирования, его нет в основной части национальных счетов. Он представляет собой таблицу, состоящую из трех больших частей: название показателей (в центре), потребители (разделены по основных секторам экономики) и субъекты финансирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальные статистические службы других стран, публикующие са-теллитные счета культуры, представляют только таблицы отдельных макроэкономических показателей - выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости - экономики культуры.

В агрегированном виде по экономике культуры в целом и по укрупненным разделам в качестве сателлитного счета культуры публикуют национальные статистические службы и статистические департаменты профильных министерств Великобритании, Австралии; в дезагрегированном виде - Канады, Финляндии, Португалии [34], Чехии [35].

В состав сателлитных счетов культуры также некоторыми странами включаются таблицы нестоимостных показателей, связанных с занятостью в экономике культуры: численность занятых в экономике культуры (США, Финляндия, Канада, Великобритания), заработная плата (США, Португалия), число отработанных часов (Финляндия). Сегодняшний

опыт зарубежных стран в области макроэкономической статистики культуры очень разнообразен: от простых таблиц отдельных показателей (добавленной стоимости по видам деятельности, относимым к экономике культуры) до разработки системы таблиц и балансов, которые описывают функционирование экономики культуры. Такая практика может быть применена и для составления сател-литного счета культуры России. Принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 14-ст от 31.01.2014 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) позволяет оценивать вклад некоторых культурных индустрий в базовые макроэкономические показатели благодаря появлению нового раздела R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений».

Методологические вопросы, описанные в статье, определяют пути развития разработки единой концепции сател-литных счетов и позволяют выбрать оптимальную траекторию формирования сателлитного счета культуры с учетом конкретных экономических и технологических условий. Во-первых, вопрос об определении культуры позволяет не только определить границы объекта, которые должен быть подробно описан с помощью статистических данных, но и цель составления национального сател-литного счета культуры. Во-вторых, вопрос о наборе видов экономической деятельности, включаемых в экономику культуры, призван уточнить структуру сателлитного счета для публикации дезагрегированных показателей и для достижения международной сопоставимости данных. В-третьих, вопрос о составе са-теллитного счета культуры, т. е. о системе разрабатываемых статистических таблиц, ставит задачу как подытожить методологические результаты по предыдущим двум вопросам, так и отразить воспроизводственный цикл экономики культуры.

Библиографический список

1. Flew, T. Creative industries: culture and policy. - London : Sage, 2012.

2. Кучмаева, О. В. Возможности эмпирических исследований и количественно оценки результативности культурной политики // Культурное наследие России. - 2015. - № 3. - С. 24-33.

3. Frey, Bruno S. Arts & Economics: Analysis & Cultural Policy. Second Edition. - Berlin, Heidelberg : SpringerVerlag. 2013.

4. Козлова, М. А. Место экономики культуры в системе национального счетоводства: история и современные тенденции развития // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2017. -№ 1. - С. 5-11.

5. Ляпина, А. А. Разработка сател-литных счетов для анализа социально-экономического развития // Вопросы статистики. - 2016. - № 2. - С. 24-31.

6. Throsby, D. Economics and culture. - Cambridge : Cambridge University Press, 2001.

7. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. - М. : Медиум : СПб. : Ювента, 1997.

8. Towse, R Textbook of Cultural Economics. - New York : Cambridge University Press, 2010.

9. Pratt, A. Cultural industries and public policy // International journal of cultural policy. - 2005. - № 11. - P. 31-44.

10. Throsby, D. Economics of cultural policy. - Cambridge : Cambridge University Press, 2010.

11. Galloway, S., Dunlop, S. Сп^д^ of definitions of cultural and creative industries in public policy // International journal of cultural policy. - 2007. - № 13. -P. 11-31.

12. Зеленцова, Е., Гладких, Н. Творческие индустрии: теории и практики. - М. : Классика-XXI, 2010.

13. Potts, J., Cunningham, S. Four models of creative industries // Internation-

al Journal of Cultural Policy. - 2008. -Vol. 4. - Iss. 3. - P. 233-247.

14. Hesmondhalgh, D. ^^ural industries. - New Delhi : Sage, 2013.

15. Морозов, С. А. Культурные индустрии vs креативные индустрии // Культурная жизнь Юга России. - 2016. -№ 4 (63). - С. 145-148.

16. Кохановский, Е. В. Спорт как культурная индустрия в России // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 7 (143). -С.141-147.

17. Ларина, Т. Н., Кажаева, Т. И. Статистика культуры как индикатор качества жизни населения: современное состояние и приоритетные направления развития // ИНТЕЛЛЕКТ. ИННОВАЦИИ. ИНВЕСТИЦИИ. - 2012. - № 2. -С.147-150.

18. Овчаров, А. О. Классификация видов экономической деятельности в туристическом сегменте экономики // Вопросы статистики. - 2014. - № 8. -С. 40-45.

19. Lynch, R. SNA 2008 implementation issues in capitalization of research and development // Вопросы статистики. -2015. - № 6. - С. 75-84.

20. Козлова, М. А. Зарубежный опыт построения сателлитного счета культуры: методологические основы и практика // Вопросы статистики. - 2017. -№ 6. - С. 45-54.

21. Система национальных счетов 2008, ST/ESA/STAT/SER.F/2. Rev. 5 : под ред. Ю. Н. Иванова. - Нью-Йорк, 2012. - C. 41-42.

22. Система статистики культуры ЮНЕСКО - 2009. - Монреаль : Институт статистики ЮНЕСКО, 2010. - С. 9.

23. Creative economy report 2008. ^allenge of assessing the creative economy: towards informed policy-making, UNCTAD/DITC/2008/2 [Электронный ресурс]. - New York, 2008. - P. 89. -Режим доступа : http://unctad.org/en/docs/ ditc20082cer_en.pdf (дата обращения: 05.08.2017).

24. Cuentas satélites de cultura en Latinoamérica. Consolidación de un manual metodológico paraa la implementación [Электронный ресурс]. - Bogotá : Convenio Andrés Bello, 2008. - Режим доступа : http://cdn.cuentasatelitecultura.go. cr/wp-content/uploads/ManualCAB.pdf (дата обращения: 05.08.2017).

25. Canadian Culture Satellite Account, 2010. Income and Expenditure Accounts Techinical Series. № 13-604-M- 75 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.statcan.gc.ca/pub/13-604-m/13 -604-m2014075-eng.pdf (дата обращения: 05.08.2017).

26. Creative and Cultural Industries Satellite Account Development. Final report / Department for Culture, Media and Sport UK, Quality Improvement Fund, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://gss.civilservice.gov.uk/ wp-content/uploads/2013/02/QIF-Project-Creative-Industries-Satellite-Account-deve lopment.pdf (дата обращения 05.08.2017).

27. Satellite Account on Culture in Spain. Methodology (Base 2008) / Ministry of Education, Culture and Sport, 2013 [Электронный ресурс]. - Режм доступа : http://www.mcu.es/culturabase/pdf/Satelli te_Account_on_Culture_in_Spain_Metho dology_Base-2008.pdf (дата обращения 05.08.2017).

28. Culture Satellite Account. Final report of pilot project / Ministry of Education, Department for Cultural, Sport and Youth, Finland, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http ://julkaisut. valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/788 64/opm13.pdf (дата обращения 05.08.2017).

29. Kern, P. V., Wasshausen, D. B., Zemanek, S. L. U.S. Arts and Cultural Production Satellite Account, 1998-2012. BEA Briefing // Survey of Current Business. 2015. January [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://bea. gov/scb/pdf/2015/01%20January/0115_art s_and_cultural_production_satellite_accou nt.pdf (дата обращения: 05.08.2017).

30. NEA Guide to U.S. Arts and Cultural Production Satellite Account. Including a Blueprint for Capturing the Economic

Value of Arta and Cultural Workers and Volunteers [Электронный ресурс]. -Washington : NEA, 2013. - Режим доступа : https://www.arts.gov/sites/default/files/nea_g uide_white_paper.pdf (дата обращения: 05.08.2017).

31. Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 г. [Электронный ресурс] / Методологические исследования. Серия F. № 80 / Rev. 1. - Люксембург : Мадрид : Нью-Йорк : Париж : ООН, 2010. -Режим доступа : https://unstats.un.org/ unsd/publication/Seriesf/SeriesF_80rev1r.pdf (дата обращения: 21.07.2017).

32. Anexos Cuenta Satélite de Cultura - Serie 2005-2014 / Departamento Administrativo National de Estadística [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.dane.gov.co/index.php/estadist icas-por-tema/cuentas-nacionales/cuentas-satelite/cuenta-satelite-de-cultura-en-colombia/cuenta-satelite-de-cultura-2005-2014 (дата обращения: 05.08.2017).

33. Satellite Account on Culture in Spain. Advance results for 2008-2012 (Base 2008) / Ministry of education, culture and sport [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.mecd.gob.es/ servicios-al-ciudadano-mecd/dms/mecd/ servicios-al-ciudadano-mecd/estadisticas/ cultura/mc/csce/portada/Satellite_Account_ on_Culture_in_Spain_2008-2012.pdf (дата обращения: 25.07. 2017).

34. Portuguese National Accounts -ESA2010, base 2011. E.5 Culture Satellite Account [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.ine.pt/xportal/xmain? xpid=INE&xpgid=ine_cnacionais2010& contexto=cs&selTab=tab3&perfil=220677 460&INST=220617355 (дата обращения: 05.08.2017).

35. Results of Account of Culture of Czech Republic for 2010 [Электронный ресурс]. - Prague : Czech Statistical Office, National Information and Consulting Centre for Culture, 2012. - Режим доступа : http://www.nipos-mk.cz/wp-content/ uploads/2009/03/The-Results-of-the-Account-of-the-Culture-of-the-CR-for-2010.pdf (дата обращения: 05.08.2017).

Bibliographic list

1. Flew, T. Creative industries: culture and policy. - London : Sage, 2012.

2. Kuchmayeva, O. V. Possibilities of empirical researches and quantitatively assessment of effectiveness of cultural policy // Cultural heritage of Russia. - 2015. - № 3. -P. 24-33.

3. Frey, Bruno S. Arts & Economics: Analysis & Cultural Policy. - 2nd ed. -Berlin, Heidelberg : Springer-Verlag, 2013.

4. Kozlova, M. A. Place of economy of culture in system of national bookkeeping: history and modern tendencies of development // Economic bulletin of Republic of Tatarstan. - 2017. - № 1. - P. 5-11.

5. Lyapina, A. A. Development of satellite accounts for analysis of social and economic development // Statistics Questions. - 2016. - № 2. - P. 24-31.

6. Throsby, D. Economics and culture. - Cambridge : Cambridge University Press, 2001.

7. Horkheimer, M., Adorno, T. Dialectic of education: philosophical fragments. -M. : Medium : SPb. : Yuventa, 1997.

8. Towse, R Textbook of Cultural Economics. - New York : Cambridge University Press, 2010.

9. Pratt, A. Cultural industries and public policy // International journal of cultural policy. - 2005. - № 11. - P. 31-44.

10. Throsby, D. Economics of cultural policy. - Cambridge : Cambridge University Press, 2010.

11. Galloway, S., Dunlop S. Critique of definitions of cultural and creative industries in public policy // International journal of cultural policy. - 2007. - № 13. -P. 11-31.

12. Zelentsova, E., Gladkich, N. Creative industries: theories and practices. -M. : Klassika-XXI, 2010.

13. Potts, J., Cunningham, S. Four models of creative industries // International Journal of Cultural Policy. - 2008. -Vol. 4. - Iss. 3. - P. 233-247.

14. Hesmondhalgh, D.. Cultural industries. - New Delhi : Sage, 2013

15. Frosts, S. A. Cultural industries vs creative industries // Cultural life of South of Russia. - 2016. - № 4 (63). -P. 145-148.

16. Kokhanovskiy, E. V. Sport as cultural industry in Russia // Bulletin of Orenburg state university. - 2012. - № 7 (143). -P.141-147.

17. Larina, T. N., Kazhayeva, T. I. Statistic of culture as indicator of quality of life of population: current state and priority directions of development // Intelligence. Innovations. Investments. - 2012. - № 2. -P.147-150.

18. Ovcharov, A. O. Classification of types of economic activity in a tourist segment of economy // Statistics Questions. - 2014. - № 8. - P. 40-45.

19. Lynch, R. SNA 2008 Implementation issues in capitalization of research and development // Statistics Questions. -2015. - № 6. - P. 75-84.

20. Kozlova, M. A. Foreign experience of creation of satellite account of culture: methodological bases and practice // Statistics Questions. - 2017. - № 6. -P. 45-54.

21. System of national accounts 2008, ST/ESA/STAT/SER. F/2/Rev. 5 / ed. by Yu. N. Ivanov. - New York, 2012. -P. 41-42.

22. System of statistics of culture of UNESCO - 2009. - Montreal : Institute of statistics of UNESCO, 2010. - P. 9.

23. Creative economy report 2008. challenge of assessing the creative economy: towards informed policy-making, UNCTAD/DITC/2008/2 [Electronic resource]. - New York, 2008. - P. 89. -Mode of access : http://unctad.org/en/docs/ ditc20082cer_en.pdf (date of access: 05.08.2017).

24. Cuentas satélites de cultura en Latinoamérica. Consolidación de un manual metodológico paraa la implementación 2 [Electronic resource]. - Bogotá : Convenio Andrés Bello, 2008. - Mode of access :

http://cdn.cuentasatelitecultura.go.cr/wp-content/uploads/ManualCAB.pdf (date of access: 05.08.2017).

25. Canadian Culture Satellite Account, 2010. Income and Expenditure Accounts Techinical Series. № 13-604-M-752 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.statcan.gc.ca/pub/13-604-m/ 13-604-m2014075-eng.pdf (date of access: 05.08.2017).

26. Creative and Cultural Industries Satellite Account Development. Final report / Department for Culture, Media and Sport UK, Quality Improvement Fund, 20142 [Electronic resource]. - Mode of access : https://gss.civilservice.gov.uk/wp-content/uploads/2013/02/QIF-Proj ect-Crea tive-Industries-Satellite-Account-develop ment.pdf (date of access :05.08.2017).

27. Satellite Account on Culture in Spain. Methodology (Base 2008) / Ministry of Education, Culture and Sport, 20132 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.mcu.es/culturabase/pdf/Satellite_ Account_on_Culture_in_Spain_Methodo logy_Base-2008.pdf (date of access: 05.08.2017).

28. Culture Satellite Account. Final report of pilot project / Ministry of Education, Department for Cultural, Sport and Youth, Finland, 20092 [Electronic resource]. - Mode of access : http://julkaisut. valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/7 8864/opm13.pdf (date of access: 05.08.2017).

29. Kern, P. V., Wasshausen, D. B., Zemanek, S. L. U.S. Arts and Cultural Production Satellite Account, 1998-2012. BEA Briefing 2 [Electronic resource] // Survey of Current Business. January. 2015. - Mode of access : https://bea.gov/scb/pdf/ 2015/01%20January/0115_arts_and_cultur al_production_satellite_account.pdf (date of access: 05.08.2017).

30. NEA Guide to U.S. Arts and Cultural Production Satellite Account. Including a Blueprint for Capturing the Economic Value of Art and Cultural Workers and Volunteers2 [Electronic resource]. - Wash-

ington : NEA, 2013. - Mode of access : https://www.arts.gov/sites/default/files/nea _guide_white_paper.pdf (date of access: 05.08.2017).

31. Subsidiary account of tourism: the recommended methodological basis, 2008 2 [Electronic resource] / Methodological researches. Series F. № 80 / Rev. 1. -Luxembourg : Madrid : New York : Paris : UN, 2010. - Mode of access : https://un stats.un.org/unsd/publication/Seriesf/Series F_80rev1r.pdf (date of access: 07.21.2017).

32. Anexos Cuenta Satélite de Cultura - Serie 2005-2014 / Departamento Administrativo National de Estadística 2 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.dane.gov.co/index.php/estadist icas-por-tema/cuentas-nacionales/cuentas-satelite/cuenta-satelite-de-cultura-en-colombia/cuenta-satelite-de-cultura-2005-2014 (date of access:05.08.2017).

33. Satellite Account on Culture in Spain. Advance results for 2008-2012 (Base 2008)/ Ministry of education, culture and sport 2 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.mecd.gob.es/servi cios-al-ciudadano-mecd/dms/mecd/service os-al-ciudadano-mecd/estadisticas/cultura/ mc/csce/portada/Satellite_Account_on_Cul ture_in_Spain_2008-2012.pdf (date of access: 25.07.2017).

34. Portuguese National Accounts -ESA2010, base 2011. E.5 Culture Satellite Account 2 [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.ine.pt/xportal/ xmain?xpid=INE&xpgid=ine_cnacionais2 010&contexto=cs&selTab=tab3&perfil=22 0677460&INST=220617355 (date of access: 05.08.2017).

35. Results of Account of Culture of Czech Republic for 2010. - Prague : Czech Statistical Office, National Information and Consulting Centre for Culture. 20122 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.nipos-mk.cz/wp-content/ uploads/2009/03/The-Results-of-the-Account-of-the-Culture-of-the-CR-for-2010.pdf (date of access: 05.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.