Научная статья на тему 'Теоретические положения статистического исследования культурного капитала региона'

Теоретические положения статистического исследования культурного капитала региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / ТЕОРИЯ / СТАТИСТИЧЕСКОЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / РЕГИОН / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / АКТИВЫ / CULTURAL CAPITAL / THEORY / STATISTICS / STUDY / REGION / AN EDUCATION / SCIENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / ECONOMY / ASSETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кажаева Татьяна Ивановна

В статье представлены результаты систематизации теоретических подходов к определению культурного капитала, что позволило автору показать роль культурного капитала в формировании условий устойчивого экономического роста и обеспечения достойного качества жизни населения, а также уточнить понятие «культурный капитал региона» для целей статистического исследования. Составляющими культурного капитала региона является материальный и нематериальный капитал. Влияние культурного капитала на экономический рост и качество жизни населения осуществляется через систему образования и науки, а также путем реализации профессиональных компетенций. Автор рассматривает особенности информационной базы исследования, включающей такие блоки, как статистика культуры, образования, рынка труда, результатов экономической деятельности на региональном уровне. Показаны проблемы информационного обеспечения статистического исследования культурного капитала региона, среди которых ведомственная разобщенность государственных информационных ресурсов, отсутствие подробной информации на региональном уровне в разрезе видов экономической деятельности, связанных с культурным капиталом и инфраструктурой культуры и др. Представлена методика статистического исследования культурного капитала региона, состоящая из трех основных этапов. Реализация предложенной автором методики позволит охарактеризовать изменения, происходящие в составе, структуре культурного капитала региона, динамику его величины, измерить взаимосвязи между элементами культурного капитала и важнейшими социально-экономическими процессами на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical principles of statistical research of the cultural capital of the region

The article contains the results of the systematization of theoretical approaches to the definition of cultural capital. The author shows the role of cultural capital in shaping the conditions for sustainable economic growth and provide a decent quality of life, as well as clarify the concept of "cultural capital of the region" for the purposes of statistical research. Components of cultural capital is the tangible and intangible assets. The influence of cultural capital on economic growth and quality of life through education and science, as well as through the implementation of professional competencies. The author examines the particular information base of research, includes units such as statistics on culture, education, labor market and economic performance at the regional level. The author considers the information base of research, which includes items such as statistics of culture, education, labor market and economic performance at the regional level. Showing the problems of information support of statistical research of the cultural capital of the region, including departmental dissociation state institutions, lack of information at the regional level by economic activities related to infrastructure of the culture etc. The technique of statistical study of the cultural capital of the region, which consists of three main steps. Implementation of the proposed technique allows the author to describe the changes in the composition and structure of the cultural capital of the region, the dynamics of its size, measure the relationship between the elements of cultural capital and the most important social and economic processes at the regional level.

Текст научной работы на тему «Теоретические положения статистического исследования культурного капитала региона»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/123EVN215.pdf DOI: 10.15862/123EVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/123EVN215)

УДК 311:2/33

Кажаева Татьяна Ивановна

ФГБОУ ВПО «Оренбургский Государственный аграрный университет»

Россия, Оренбург1 Соискатель E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=781087

Теоретические положения статистического исследования

культурного капитала региона

460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18

Аннотация. В статье представлены результаты систематизации теоретических подходов к определению культурного капитала, что позволило автору показать роль культурного капитала в формировании условий устойчивого экономического роста и обеспечения достойного качества жизни населения, а также уточнить понятие «культурный капитал региона» для целей статистического исследования. Составляющими культурного капитала региона является материальный и нематериальный капитал. Влияние культурного капитала на экономический рост и качество жизни населения осуществляется через систему образования и науки, а также путем реализации профессиональных компетенций. Автор рассматривает особенности информационной базы исследования, включающей такие блоки, как статистика культуры, образования, рынка труда, результатов экономической деятельности на региональном уровне. Показаны проблемы информационного обеспечения статистического исследования культурного капитала региона, среди которых ведомственная разобщенность государственных информационных ресурсов, отсутствие подробной информации на региональном уровне в разрезе видов экономической деятельности, связанных с культурным капиталом и инфраструктурой культуры и др. Представлена методика статистического исследования культурного капитала региона, состоящая из трех основных этапов. Реализация предложенной автором методики позволит охарактеризовать изменения, происходящие в составе, структуре культурного капитала региона, динамику его величины, измерить взаимосвязи между элементами культурного капитала и важнейшими социально-экономическими процессами на региональном уровне.

Ключевые слова: культурный капитал; теория; статистическое; исследование; регион; образование; наука; профессиональная деятельность; экономика; активы.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кажаева Т.И. Теоретические положения статистического исследования культурного капитала региона // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/123EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/123EVN215

На Всемирной конференции в области культуры, проводимой под эгидой ЮНЕСКО в Мексике в 1982 г. была признана неотделимость культуры и развития. Как следствие в последние годы в развитых странах мира наблюдается тенденция пересмотра отношения к культуре. Становится очевидным, что культура, культурная среда, культурные ценности способствуют формированию качественно новой рабочей силы. В последние годы в нашей стране усиливается государственная поддержка культуры. В 2012 г. была принята Федеральная целевая программа «Культура России на 2012-2018 гг.», в которой определены приоритетные задачи государственной политики в области культуры на современном этапе2:

• воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

• развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

• сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

• поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.

Решение поставленных задач планируется осуществить на основе последовательной, целенаправленной работы под контролем государственных институтов. Общий объем финансирования по целевой программе составит 192863,03 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 186513,57 млн. рублей; за счет прочих источников - 6349,46 млн. рублей. Применение программно-целевых методов в управлении культурой предполагает существенное улучшение качества информационно-статистического обеспечения. В этой связи возрастает потребность в комплексных статистических исследованиях закономерностей развития культуры как важнейшего экономического ресурса.

В современных научных публикациях, посвященных анализу роли культуры в развитии общественных отношений, широко применяется термин «культурный капитал», рассматриваемый с позиций культурологической, исторической, социологической, философской, экономической науки. Очевидно, что на формирование и воспроизводство культурного капитала в значительной степени оказывают влияние условия жизнедеятельности в границах определенной территории. Население, знания и опыт которого формировалось в специфических культурно-исторических условиях, влияет на социально-экономические процессы в рамках конкретного региона. Следовательно, культурный капитал региона является территориально ограниченным проявлением общегосударственного культурного капитала, имеющим региональные особенности. Учитывая важную роль культурного капитала в региональном развитии, необходимо придать его составляющим количественную определенность.

По признанию российского экономиста А.Я. Рубинштейна, на сегодняшний день остаются нерешенными вопросы количественной оценки влияния культурных индустрий на рост ВВП и роли культуры и искусства в развитии человеческого капитала. Актуальными являются и междисциплинарные исследования потребительского спроса на продукты культуры и аудитории искусства, использующие социологические опросы, анализ статистических

; URL: http://fcpkultura.ru/new.php?id=9

данных и эконометрические модели [10]. Следовательно, статистическое исследование культурного капитала на региональном уровне является актуальным и имеет практическую значимость.

Прежде всего, необходимо уточнить содержание понятия «культурный капитал региона». Культурный капитал является синтетической категорией, объединяющей в себе экономический (капитал) и социально-философский (культура) аспекты.

В энциклопедическом словаре определение понятия «культура» сформулировано следующим образом: культура (от лат. - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности... Культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования [3].

В современной научной литературе представлено множество различных трактовок понятия «культура». Например, О.К. Луховская приводит определения в широком, узком и отраслевом смыслах. В частности, с точки зрения отраслевого подхода, культура - это отрасль национальной экономики с системой внутренних подотраслей (библиотечное дело, музейное дело, туризм и др.). Другими словами, это общественные взаимоотношения людей по поводу создания, сохранения, распространения культурных ценностей и художественного освоения их базовых образов. Культура как отрасль экономики включает экономические субъекты. У культуры своя «продукция» и технологии её производства [6]. Система обмена продуктами творческой деятельности на платной (безвозмездной) основе образует рынки культуры [2].

Одной из ключевых особенностей культуры как субъекта экономических отношений является то, что большинство «культурных продуктов» относится к классу мериторных благ, общественный спрос на которые превышает спрос индивидуумов и требует субсидирования со стороны государства. Культурные блага не относятся к классу общественных благ, однако по признанию многих экономистов, они несут в себе множество общественно значимых экстерналий, и это обуславливает целесообразность внешней финансовой поддержки [10, 13]. Также важной особенностью культуры, подчеркивает А.Б. Долгин, является тот факт, что потребитель продуктов и услуг культуры не может «попробовать» образец, то есть, как правило, проба совпадает с потреблением [2]. Отсюда следует, на наш взгляд, вывод о значении образования и качества культурной среды индивида, которые помогают решить проблему навигации потребителей на рынке культуры.

Изучением культуры занимаются представители разных наук: философии, социологии, психологии, экономики и других. Объединяет многообразие определений культуры то, что они базируются на деятельностном подходе. А именно, в результате осознанной или бессознательной деятельности человека формируется культурная среда, культурные ценности. Очевидно, что такая деятельность может осуществляться в результате использования основных (классических) факторов производства - земли, труда, капитала (инвестиций), предпринимательской (творческой) деятельности. Итогом деятельности может быть приращение активов в форме культурных ценностей, знаний, интеллектуальных способностей человека и т.д. Часть таких активов носит нематериальный характер (например, идеи, образ жизни и т.п.), другие активы имеют материальную природу (памятники культуры, библиотечные фонды, музейные ценности и т.п.), которые, в свою очередь, могут

накапливаться и участвовать в создании новых культурных ценностей, знаний, технологий и т.д. Это обстоятельство позволяет ассоциировать процесс приращения и потребления культурных ценностей с понятием капитала.

В экономике «капитал» является фундаментальной категорией. Согласно расширенной трактовке трудовой теории стоимости, капитал включает в себя накопленный овеществленный и живой труд (способность к труду), часть природных ресурсов, которые могут быть вовлечены в экономический оборот. Основными свойствами капитала выступают: ограниченность ресурсов; способность к накоплению; ликвидность (т.е. способность превращаться в денежную форму); включенность в процесс кругооборота стоимости, способность к конвертации (к постоянной смене собственных форм); способность создавать добавочную (прибавочную) стоимость, или прибыль [9]. Французский социолог и философ П. Бурдье доказал, что перечисленные свойства капитала, а в особенности его способность к постоянной смене форм, позволяют рассматривать эту категорию не только в рамках экономической науки. Из сформулированной П. Бурдье трактовки капитала следует, что существует несколько видов капитала: экономический; физический; культурный; человеческий; социальный; административный; политический; символический. В частности, культурный капитал - это знание, позволяющее его обладателю понимать и оценивать различные типы культурных отношений и культурных продуктов. Культурный капитал определяет способность человека к труду [14]. Культурный капитал, по мнению французского ученого, образуется в результате чтения книг, посещения музеев, театров, межличностного общения, требует личного «вложения времени», и весь этот процесс начинается с рождения.

Видный австралийский экономист, один из основоположников экономики культуры Д. Тросби дает следующее определение культурного капитала: «совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности при этом узаконивают обладание статусом и властью» [12]. Д. Тросби считает, что изучение культурного капитала позволит расширить понимание устойчивости экономического роста. Д. Тросби проводит деление культурных активов на материальные и нематериальные. К первому типу относятся материальные объекты - как естественного происхождения, так и созданные человеком, и любые частные блага, обладающие культурной ценностью. Ко второму - относятся идеи, традиции, верования и ценности, присущие какой-либо группе и объединяющие ее, а также общественные блага (например, музыка и литература). И материальные, и нематериальные культурные активы способны участвовать в производстве новых частных и общественных благ (в том числе и культурных активов), которые могут непосредственно потребляться или, в свою очередь, служить промежуточным продуктом в производстве других благ (например, посещение музея Рембрандта может служить источником вдохновения для художников, достопримечательностью для привлечения туристов, и т.п.) [12]. Д. Тросби трактовал культурный капитал, в первую очередь, как качество, присущее индивиду.

Известно, что важным свойством культуры является то, что её нормы «не наследуются генетически, а усваиваются только методом научения, и потому вопрос об уровне культуры в обществе сводится к проблеме эффективности такого рода «научения» (т.е. механизмов социализации и инкультурации личности)» [3]. Поэтому система образования играет важнейшую роль в процессе воспроизводства культурного капитала.

Известный российский историк Б.Н. Миронов характеризует культурный капитал как богатство в форме знания или идей, которое поддерживает статус носителей этого знания. В зависимости от носителя элементов культурного капитала ученый выделяет культурный статус индивида, культурный статус государства в целом [8]. Б.Н. Миронов охарактеризовал культурный капитал в контексте образованности населения. По его оценкам, темпы роста

образования населения примерно на треть обуславливают темпы роста национального дохода на душу населения. Таким образом, связь образования и культуры является неоспоримой и требует отражения в процессе статистического анализа культурного капитала.

Наряду с образованием важную роль в формировании культурного капитала играет наука как особая сфера деятельности, в которой знания и компетенции, полученные в процессе образования, позволяют найти революционные решения в различных сферах общественной жизни либо в виде экономии затрат ресурсов или в виде дополнительной прибыли. Без специфических условий, созданных для научной деятельности, сложно получить желаемый эффект. Осознание обществом необходимости создания таких условий для научных исследований происходит, как нам представляется, в благоприятной культурно-образовательной среде. В свою очередь, научная деятельность наряду с образованием, является средством трансформации культурных ценностей в социально-экономические достижения общества.

Разные авторы сходятся во мнении, что культурный капитал обладает синергическим эффектом, стимулирующим развитие общества, создание интеллектуальной базы, обеспечивающей устойчивый экономический рост и улучшение уровня (качества) жизни населения [4, 7].

Учитывая значительное национально-этническое, социально-демографическое, природно-климатическое разнообразие жизнедеятельности в регионах России, целесообразно выделить культурный капитал региона в качестве самостоятельного объекта статистического изучения. Под регионом в рамках данного исследования понимается административно-территориальное образование, обладающее определенной экономической и политической самостоятельностью, а именно, субъект Российской Федерации (область, республика в составе РФ, города федерального подчинения). Региональные власти в рамках своих полномочий могут осуществлять финансирование социальных программ, в том числе программ поддержки культуры, искусства, образования и других соответствующих видов деятельности, что, в конечном итоге позволит повысить эффективность использования ресурсов и устойчивость региональной экономики.

Систематизация имеющихся в научной литературе определений позволила уточнить содержание понятия «культурный капитал региона» для целей статистического исследования. Культурный капитал региона, по нашему мнению, включает материальные и нематериальные активы, которые в процессе получения населением образования, научной и производственной (профессиональной) деятельности трансформируются в определенные положительные достижения (повышение производительности труда, качества продукции (услуг), инновационной активности хозяйствующих субъектов и др.), что, в свою очередь, обеспечивает устойчивый экономический рост и достойное качество жизни населения региона (рис. 1).

В целях статистического изучения закономерностей воспроизводства культурного капитала региона необходимо дать количественную характеристику его составляющим. Материальные активы (институты, элементы специализированной и вспомогательной инфраструктуры, культурные ценности) не сложно измерить количественно. Так, в России в 2013 г. действовало 2727 музеев, 39,8 тыс. библиотек, 658 профессиональных театров, 67 цирков, выпущено 121 тыс. наименований книг и брошюр общим тиражом 542 млн. экземпляров3. Для характеристики материальных активов наряду с натуральными используются стоимостные показатели, например, цены на билеты, расходы консолидированного бюджета на цели развития культуры и спорта и др. Сложнее «оцифровать»

3 Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. - М., 2014. - 693 с. 6

нематериальные активы (знания, компетенции, способность к восприятию инноваций и др.). Статистически эти активы можно измерить косвенно: например, способность к восприятию инноваций - оценить на основе федерального статистического наблюдения за инновационной активностью организаций, имидж региона - на основе упоминаний региональных достижений в СМИ.

- знания, опыт, компетенции;

- способность к восприятию инноваций, способность к творчеству;

- осознание ценности национальной культуры;

- патриотизм;

- имидж региона.

______гт______

ОБРАЗОВАНИЕ, НАЖА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- повышение производительности труда, качества продукции (услуг),

- рациональное использование природных ресурсов,

- справедливое перераспределение национального богатства,

- повьлпение инновационной активности организаций (предпринимателей);

- повьлпение конкурентоспособности региональной экономики

УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА <=>КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Рисунок 1. Влияние культурного капитала региона на устойчивость экономического роста и качество жизни населения (Источник: разработано автором)

Источниками информации для изучения культурного капитала на региональном уровне являются территориальные органы Росстата, Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС), территориальные подразделения Министерства культуры РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства образования и науки,

Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Основной проблемой информационного обеспечения статистического изучения культурного капитала в настоящее время является ведомственная разобщенность государственных институтов, а также отсутствие подробной информации на региональном уровне в разрезе видов экономической деятельности, связанных с культурным капиталом и инфраструктурой культуры [11].

Для целей статистического исследования культурного капитала региона информационная база должна состоять из нескольких блоков (рис. 2).

1

Статистика Статистика Статистика

культуры образования рынка труда

1 г 4 1

Статистика результатов экономической деятельности на региональном уровне

Рисунок 2. Система статистической информации для изучения культурного капитала региона (Источник: разработано автором)

Так, статистика культуры позволяет количественно описать материальный и нематериальный культурный капитал: число организаций, численность персонала, занятого в сфере культуры, искусства, спорта; продукты и услуги, создаваемые в данной сфере; особенности потребления населением соответствующих продуктов и услуг. Учитывая то, что влияние культурного капитала на устойчивость экономического роста региона может быть измерено через показатели образования и развития рынка труда, блоки статистики культуры, образования и рынка труда дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. В рамках исследования статистические показатели культурного капитала выступают факторами, определяющими изменение показателей результатов экономической деятельности на региональном уровне.

Нерешенной проблемой остается формирование массива статистической информации в разрезе всех видов экономической деятельности, относимой к сфере культуры. Общероссийский классификатор по видам экономической деятельности (ОКВЭД 2007) предписывает учитывать сведения об учреждениях культуры в группировке 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» раздела О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг». Такая группировка, с одной стороны, соответствует международным стандартам в области статистического учета, но с другой, по нашему мнению, ставит культуру и искусство в один ряд с массовыми развлечениями, способствует укреплению стереотипа о падении уровня отечественной культуры. Так, например, деятельность в области искусства (сюда в ОКВЭД относится реставрационная деятельность, деятельность театров, концертных залов, цирков) входит в группу 92.3 «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность». Деятельность музеев, библиотек, архивов, учреждений клубного типа и т. п. входит в группу 92.5 «Прочая деятельность в области культуры». В связи с тем, что в официальных статистических публикациях показатели приводятся по укрупненным группам ОКВЭД, сведения по отдельным видам деятельности в области культуры и искусства на муниципальном уровне просто «выпадают» из публикуемой статистической информации. Считаем, что это обстоятельство затрудняет проведение комплексного статистического анализа развития культуры на региональном уровне [5]. При

этом на общероссийском уровне имеется более подробная статистическая информация о состоянии деятельности в области культуры.

Отечественная статистика образования постепенно гармонизируется с международными стандартами и наполняется новыми показателями. Наряду с традиционными сведениями о числе образовательных учреждений и численности обучающихся и выпускников, с 2008 г. в системе Росстата собирают сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, а также муниципальных служащих. С 2010 г. введено еще одно статистическое наблюдение по форме №1-кадры «Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников в организациях». Сведения включают информацию о численности работников, прошедших профессиональное образование и обучение в разрезе категорий персонала, возрастных групп, типам программ обучения, формам обучения и др. Повторно такое обследование планируется провести через 34 года, охватив юридических лиц всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства) и все виды экономической деятельности (исключая органы государственной власти и местного самоуправления) [1]. Признавая очевидный прогресс в развитии российской статистики образования, необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствуют сведения о дополнительном профессиональном образовании работников всех видов экономической деятельности за длительный период времени (по причине того, что в план статистических работ Росстата эти наблюдения введены сравнительно недавно). Массивы данных о результатах освоения программ бакалавриата и магистратуры в России в достаточном для статистического анализа и прогнозирования объеме также появятся лишь через несколько лет.

Программа статистических обследований Росстата на рынке труда постоянно расширяется. Вместе с тем, в настоящее время не решены методологические проблемы «увязки» показателей профессиональной структуры занятых в экономике и сведений о системе профессионального образования.

Таким образом, имеющаяся информационная база статистического исследования накладывает определенные ограничения на методику статистического исследования культурного капитала региона. Учитывая особенности информационной базы, методика исследования включает следующие этапы (рис. 3).

Реализация предложенной методики (рис. 3) позволит охарактеризовать изменения, происходящие в составе, структуре культурного капитала региона, динамику его величины, измерить взаимосвязи между элементами культурного капитала и важнейшими социально-экономическими процессами на региональном уровне.

Таким образом, в настоящее время в научной литературе понятие культурный капитал является междисциплинарным. Содержание этого понятия постоянно уточняется, дополняется в соответствии с направлениями развития социологии, философии, экономики и других наук. Значение статистического изучения культурного капитала региона состоит в следующем: во-первых, улучшение информационного обеспечения управления воспроизводством культурных ценностей и объектов страны, региона, города, сельской местности; во-вторых, расширение границ познания причин устойчивости экономического роста и качества жизни населения.

1. Формулировка целей и задач статистического исследования культурного капитала региона, определение содержания культурного капитала и особенностей информационной базы исследования, разработка системы статистических показателей

2. Статистическое исследование культурного капитала региона

2.1 Анализ натуральных показателей материального культурного капитала региона

в динамике на уровне региона в целом

в разрезе муниципальных образований региона

2.2 Анализ стоимостных показателей материального культурного капитала

2.3 Анализ динамики показателей, характеризующих нематериальный культурный

капитал региона

Анализ развития системы профессионального образования, науки

Анализ развития рынка груда

Выборочные исследования по отдельным направлениям нематериального культурного капитала (патриотизм, способность к творчеству и др.)

2.4 Сравнительный анализ культурного капитала регионов России

2.5 Эконометрическое моделирование показателей развития экономики регионов России и качества жизни населения в зависимости от развития культурного

капитала

3. Разработка практических рекомендаций по управлению развитием культурного капитала в системе мероприятий по обеспечению устойчивого роста региональной экономики и улучшения качества жизни населения

Рисунок 3. Методика статистического исследования культурного капитала региона

(Источник: разработано автором)

Результаты статистического исследования культурного капитала позволят конкретизировать государственную стратегию в области развития культуры в России, обеспечить процесс принятия решений по поддержке учреждений культуры, искусства, образования достоверной, объективной и своевременной информацией, избежать расхождения между целевыми индикаторами и реальной практикой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева О.Н., Зубова Л.Г. Источники информации и статистический анализ профессионального образования и обучения на рабочих местах // Вопросы статистики. 2014. №6. С. 48-58.

2. Долгин А.Б. Экономика символического обмена. - М.: Инфра-М, 2006. - 632 с.

3. Культурология ХХ век. Энциклопедия в 2-х томах [электронный ресурс] / гл. редактор и составитель С.Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, 1998 // URL: http://psylib.org.ua/books/levit01/ index.htm (дата обращения 30.01.2015).

4. Ларина Т.Н. Обоснование системы статистических показателей качества жизни сельского населения // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №2. С. 3-9.

5. Ларина Т.Н., Кажаева Т.И. Статистика культуры как индикатор качества жизни населения: современное состояние и приоритетные направления развития // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. №2. С. 147-150.

6. Луховская О.К. Культурный потенциал как социально-экономический ресурс национального хозяйства: монография. - Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. - 333 с.

7. Мироедов А.А., Чуб А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития. // Вопросы статистики. 2008. №12. С. 53-58.

8. Миронов Б. «Ученость - вот чума, ученость - вот причина...»: культурный капитал России за 1000 лет // Родина. 2006. №6. С. 2-8.

9. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т.3. № 5. С. 60-74.

10. Рубинштейн А.Я. Методологический анализ теории опекаемых благ. - М.: Ин-т экономики РАН, 2014. - 64 с.

11. Сурнина Н.М., Козлова М.А. Проблемы статистико-эконометрического оценивания деятельности культурных индустрий на региональном уровне // Известия УрГЭУ. 2014. №2(52). С. 76-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Тросби Д. Экономика и культура; пер. с англ. И. Кушнаревой /науч. ред. А. Смирнов. - М.: Высшая школа экономики, 2013. - 254 с.

13. Baumol, W. J. Performing arts - the economic dilemma: A study of problems common to theatre, opera, music and dance / W. J. Baumol, W. G. Bowen. - M. I. T. Press, 1966. - 582 p.

14. Bourdieu, P. Forms of Capital, in: Granovetter, M. and R.Swedberg (eds.). The Sociology of Economic Life. 2nd ed. Boulder: Westview Press, 2001. Р. 98-102.

Kazhaeva Tatiana Ivanovna

Orenburg State Agrarian University Russian Federation, Orenburg E-mail: [email protected]

Theoretical principles of statistical research of the cultural capital of the region

Abstract. The article contains the results of the systematization of theoretical approaches to the definition of cultural capital. The author shows the role of cultural capital in shaping the conditions for sustainable economic growth and provide a decent quality of life, as well as clarify the concept of "cultural capital of the region" for the purposes of statistical research. Components of cultural capital is the tangible and intangible assets. The influence of cultural capital on economic growth and quality of life through education and science, as well as through the implementation of professional competencies. The author examines the particular information base of research, includes units such as statistics on culture, education, labor market and economic performance at the regional level. The author considers the information base of research, which includes items such as statistics of culture, education, labor market and economic performance at the regional level. Showing the problems of information support of statistical research of the cultural capital of the region, including departmental dissociation state institutions, lack of information at the regional level by economic activities related to infrastructure of the culture etc. The technique of statistical study of the cultural capital of the region, which consists of three main steps. Implementation of the proposed technique allows the author to describe the changes in the composition and structure of the cultural capital of the region, the dynamics of its size, measure the relationship between the elements of cultural capital and the most important social and economic processes at the regional level.

Keywords: cultural capital; theory; Statistics; the study; the region; an education; the science; professional activity; the economy; assets.

REFERENCES

1. Andreeva O.N., Zubova L.G. Istochniki informatsii i statisticheskiy analiz professional'nogo obrazovaniya i obucheniya na rabochikh mestakh // Voprosy statistiki. 2014. №6. S. 48-58.

2. Dolgin A.B. Ekonomika simvolicheskogo obmena. - M.: Infra-M, 2006. - 632 s.

3. Kul'turologiya KhKh vek. Entsiklopediya v 2-kh tomakh [elektronnyy resurs] / gl. redaktor i sostavitel' S.Ya. Levit. - SPb.: Universitetskaya kniga, 1998 // URL: http://psylib.org.ua/books/levit01/ index.htm (data obrashcheniya 30.01.2015).

4. Larina T.N. Obosnovanie sistemy statisticheskikh pokazateley kachestva zhizni sel'skogo naseleniya // Izvestiya Samarskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. 2014. №2. S. 3-9.

5. Larina T.N., Kazhaeva T.I. Statistika kul'tury kak indikator kachestva zhizni naseleniya: sovremennoe sostoyanie i prioritetnye napravleniya razvitiya // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. 2012. №2. S. 147-150.

6. Lukhovskaya O.K. Kul'turnyy potentsial kak sotsial'no-ekonomicheskiy resurs natsional'nogo khozyaystva: monografiya. - Tambov: Izd. dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2009. - 333 s.

7. Miroedov A.A., Chub A.A. Kachestvo zhizni v statisticheskikh pokazatelyakh sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya. // Voprosy statistiki. 2008. №12. S. 53-58.

8. Mironov B. «Uchenost' - vot chuma, uchenost' - vot prichina...»: kul'turnyy kapital Rossii za 1000 let // Rodina. 2006. №6. S. 2-8.

9. Radaev V.V. Ponyatie kapitala, formy kapitalov i ikh konvertatsiya // Ekonomicheskaya sotsiologiya. 2002. T.3. № 5. S. 60-74.

10. Rubinshteyn A.Ya. Metodologicheskiy analiz teorii opekaemykh blag. - M.: In-t ekonomiki RAN, 2014. - 64 s.

11. Surnina N.M., Kozlova M.A. Problemy statistiko-ekonometricheskogo otsenivaniya deyatel'nosti kul'turnykh industriy na regional'nom urovne // Izvestiya UrGEU. 2014. №2(52). S. 76-80.

12. Trosbi D. Ekonomika i kul'tura; per. s angl. I. Kushnarevoy /nauch. red. A. Smirnov. -M.: Vysshaya shkola ekonomiki, 2013. - 254 s.

13. Baumol, W. J. Performing arts - the economic dilemma: A study of problems common to theatre, opera, music and dance / W. J. Baumol, W. G. Bowen. - M. I. T. Press, 1966. - 582 p.

14. Bourdieu, P. Forms of Capital, in: Granovetter, M. and R.Swedberg (eds.). The Sociology of Economic Life. 2nd ed. Boulder: Westview Press, 2001. R. 98-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.