5. Kitov Yu.V. Defitsit kul'tumykh interesov sovremennoy rossiyskoy elity [The deficit for the cultural interests of modern Russian elite]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow state university of culture and arts]. Moscow, 2007, no. 5, p. 21. (In Russ.).
6. Romakh O.V., Sleptsova A.A. Soderzhanie i struktura glyantsevykh zhurnalov [Contents and structure of glossy magazines]. Analitika kul 'turologii [Analytics of culturalogy], 2009, no. 14. 56 p. (In Russ.).
7. Fakhrutdinova S.G. Mifologemy barokko v dialoge sovremennoy kul'tury [Baroque mythemes in dialogue of modern culture]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: philosophy, history, culture]. Nizhnevartovsk, 2016, no. 1, pp. 103-106. (In Russ.).
8. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar'[Philosophical dictionary]. Moscow, Nauka, 1995. 624 p. (In Russ.).
УДК 008:14
СОХРАНЕНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ АРВМ КНР: ОРДОС КАК КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ
Фэн Цзунжэнь, аспирант, кафедра теории и истории культуры, искусств и дизайна, Забайкальский государственный университет (г. Чита, РФ). E-mail: [email protected]
В статье автором выявлены практики сохранения и развития современной художественной культуры АРВМ КНР в рамках социокультурного анализа культурного капитала Ордоса. Выделены две группы социокультурных практик Ордоса: практики сохранения и практики продвижения современной художественной культуры Китая. К первой группе социокультурных практик, нацеленных на продвижение художественной культуры Ордоса, относятся китайский фестиваль степной культуры Внутренней Монголии, Ордоский музей бронзовых изделий, серии уникальных народных танцев Ордоса «Танец с палочками», «Танец с чашкой на голове», «Танец - дойка коровы», народный праздник «Наадам». Вторую группу практик продвижения Ордоса составляют культурные кластеры района рекреационного характера как парк культурных индустрий, куда входят художественно-постановочный отдел центра национальных культур, центр развлечений, выставочные павильоны, туристическая зона «Мавзолей Чингисхана» и музей Ордоса, внедрение проекта «Ордос 100», проектов комплексного архитектурного моделирования под названием «Один город - пять парков - четыре улицы - восемь крупных культурных объектов», строительство объектов культурного наследия «Культура скотоводческого района», реализация проекта «Культурная художественная премия» и музыкально-визуального проекта «Столица музыки».
Ключевые слова: Ордос, культурное наследие, культурный капитал региона и индивида, материальный и нематерильный актив.
PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY ART OF AUTONOMOUS REGION OF INNER MONGOLIA OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA (BY THE EXAMPLE OF PROJECTS IN ORDOS)
Feng Zongren, Postgraduate, Department of Theory and History of Culture, Art and Design, Zabaikalsky State University (Chita, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article shows the practice of preservation and development of contemporary art of Autonomous Region of Inner Mongolia of the People's Republic of China, analyzing cultural capital of Ordos. On the basis of analysis of research literature, the author describes cultural capital of region by creative and productive, management and artistic activities of region. Two sociocultural practices of Ordos are revealed: practices of preservation and practices of development of contemporary art culture of Ordos. The first group of sociocultural
practice which focuses on preservation of contemporary art culture of Ordos presents the Chinese Festival of steppe culture of Inner Mongolia, Ordos museum of bronze products, a series of unique folk dances of Ordos "Dance with sticks", "Dance of the cup on the head", "Dance of milking the cow", "Naadam" folk festival. The second group of practice of development of contemprory art culture of Ordos are cultural clusters of region of recreation as Centre of national ansambles' performances and Entertainment Centre, exposition places, tourist area "Mausoleum of Genghis Khan," Ordos Museum, implementation of "Ordos 100" project (ORDOS 100), projects of complex architectural modeling titled "One city - five parks - four streets -eight major cultural sites", the construction of objects of cultural heritage "Cultural pastoral areas" and "Cultural Art Award"; musical and visual project "music capital".
The cultural capital of Ordos is a factor of sustainable development of Chinese contemporary art IMAR. Ordos as a sociocultural practice is aimed at the reproduction of cultural traditions and preserving the cultural heritage of the Mongolian people. The mechanisms of innovative development of contemporary artistic culture of China IMAR are branding the folk festivals, development of the tourism industry, creation of cultural district clusters, engineering design.
Keywords: Ordos, cultural heritage, cultural capital of the region and person, material and intangible activity.
В условиях рыночных отношений особо важную роль играют продвижение современной художественной культуры на основе культурного капитала индивида и региона в целом. В этой связи возрастает потребность в комплексных исследованиях закономерностей сохранения и развития современной художественной культуры Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики.
В исследовательской литературе выделяют культурный капитал индивида и культурный капитал региона.
Культурный капитал индивида. П. Бурдье определяет культурный капитал как знание, позволяющее его обладателю понимать и оценивать различные типы культурных отношений и культурных продуктов [2, с. 183-198]. Культурный капитал включает в себя способность человека к труду. Образуется в результате чтения книг, посещения музеев, театров, межличностного общения, и весь этот процесс начинается с рождения. Д. Тросби, один из основоположников экономики культуры, вслед за П. Бурдье уточнил понятие культурный капитал индивида. По его мнению, это совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности, при этом узаконивают обладание статусом и властью. Д. Тросби проводит деление культур-
ных активов на материальные и нематериальные. К первому типу относятся материальные объекты как естественного происхождения, так и созданные человеком, и любые частные блага, обладающие культурной ценностью. Ко второму - относятся идеи, традиции, верования и ценности, присущие какой-либо группе и объединяющие ее, а также общественные блага (например, музыка и литература). И материальные, и нематериальные культурные активы способны участвовать в производстве новых частных и общественных благ [9, с. 254].
Культурный капитал региона является территориально ограниченным проявлением общегосударственного культурного капитала, имеющим региональные особенности. Культурный капитал региона включает материальные специализированные инфраструктуры (музеи, кинотеатры, библиотеки, учреждения образования, школы искусств, клубы, театры и художественные мастерские, студии звукозаписи и т. д.), вспомогательные инфраструктуры (СМИ), культурные ценности (музейные экспонаты, библиотечные фонды, памятники истории и архитектуры и т. д.) и нематериальные активы (знания, компетенции, способность к восприятию инноваций, способность к творчеству; осознание ценности национальной культуры; патриотизм, имидж региона), которые в процессе получения населением образования, научной и производственной (профессиональной) деятельности трансформируются в опреде-
ленные положительные достижения (повышение производительности труда), качество продукции (услуг), инновационной активности учреждений, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивый экономический рост и достойное качество жизни населения региона [5].
Таким образом, капитализация культурных ресурсов есть не что иное, как успешная реализация потенциала культуры в том или ином регионе. В итоге формируется среда, которая способствует развитию творческих сил, приносит экономическую и эстетическую «прибыль», гармонизируя социальный климат в регионе, питая его общественные силы. При этом более перспективными в процессе капитализации являются те регионы, культурные ресурсы которых обладают яркой самобытностью и индивидуальностью. К такого рода регионам относится Ордос Автономного района Внутренняя Монголия КНР с уникальными артефактами, ландшафтом и месторасположением.
Культурный капитал Ордоса выступает в качестве ресурса воспроизводства социокультурной сферы современной культуры Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики. Это прежде всего развитие и передача социокультурного опыта в форме традиций, в рамках освоения людьми объектов материальной и духовной культуры, впечатлений в досуго-вой деятельности и т. п.
В трудах Н. А. Абрамовой разрабатываются методологические подходы к исследованию Ордоса как культурного объекта [1, с. 13-20]. Различные аспекты Ордоса (история и культура, развитие национальной культуры, сохранение объектов нематериального культурного наследия: жертвенные законы Чингисхана; ордоская свадебная церемония, ордоские народные песни) рассматривались в работах Ян Земун, О. Курто, Сан Ши Бо, Л. Ли, С. Сяоли, В. Хунцзюнь, Д. Джи-бинь Жуй и др.
Аналитический обзор данных работ показал, что проблемы Ордоса в социокультурной деятельности пока еще не стали предметом углубленного культурологического анализа.
Цель исследования - выявление практик развития и продвижения современной художественной культуры АРВМН КНР в рамках социокультурного анализа культурного капитала Ордоса.
Ордос как социокультурная практика, направленная на воспроизводство культурной традиции и сохранение культурного наследия монгольских народов. Ордоский район является источником степной кочевой культуры. Племена кочевых народов создали здесь бронзовые изделия. В пределах Ордоса «Золотое племя» монголов также обосновалось в Ордоских землях, поэтому монгольская культура проникла в Ордос. Впоследствии жившие в Ордоском районе монголы распространили и развили свою традиционную уникальную и яркую культуру. Ордоские монголы создали большое количество народных песен и танцев высокого класса. Сейчас насчитывается более тысячи народных песен в Ордосе, что является причиной, почему Ордоский район пользуется известностью в Китае и за границей.
Особые природные условия и особый ход истории сформировали уникальную ордоскую культуру. Ордоская бронзовая культура, культура сельского земледелия, монгольская традиционная культура, культура народных песен и танцев совместно составляют ордоскую культуру. Ордоская культура представляет собой местную культуру с долгой историей, глубоким влиянием, слиянием разнообразных культур. После основания Китайской народной республики под эгидой партийной и государственной культурной политики ордоская культура активно развивалась. В 1950-х годах XX века работники культуры Ордоского района провели этнографическую работу, чтобы собрать и упорядочить культурное наследие народов, народные песни и танцы для создания серий уникальных народных танцев Ордоса «Танец с палочками», «Танец с чашкой на голове», «Танец - дойка коровы». Эти номера добились блестящих успехов на китайских сценах и за рубежом. Речь идет не просто о сохранении аутентичной культуры, но создании на ее основе обновленных по содержанию, но архаичных по форме произведений искусств.
Механизмы инновационного развития современной художественной культуры АРВМ КНР. 26 февраля 2001 года государственный совет КНР утвердил создание Ордоса (в переводе с монгольского «Дворцовый комплекс», получил название «Дубаи Северного Китая») в районе Кангбаши. Ордос является регионом устойчивого
экономического развития за счет природных ресурсов (запасы угля, природного газа), текстильной промышленности, электростанции, нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов, способствующих повышению жизненного уровня, качества духовной культурной жизни через национальную систему позиционирования общественного культурного обслуживания региона [4, с. 24]. В частности, наблюдалось явное увеличение доли произведений искусства из металла, к тому же на тот момент искусство выплавки золота и бронзы уже было достаточно развитым. Жившие в этот период в ордо-ских степях люди высоко ценили золото. В целях демонстрации власти правителя создавались сосуды из золота.
В 80-х годах XX века в Ордосе началось строительство культурных баз, решались проблемы культурной жизни живущих в отдаленных селах народных масс, распространялся по всей стране опыт культурного строительства в Ордосе. На основе народного праздника «Наадам» создается международный бренд спортивного фестиваля, который в течение трех последних лет проводится в г. Ордос. Большим потенциалом развития туристической отрасли обладает находящаяся здесь же туристическая зона «Мавзолей Чингисхана», площадь ландшафтной территории которой составляет 5,5 гектаров. На ее сооружение было привлечено инвестиций общим объемом около 400 млн. юаней. Объект признан образцовой базой культурной индустрии общенационального уровня и охраняется государством [10, с. 17-21]. Инновационным направлением развития культуры становится создание культурных кластеров района (Х^ШШК). В 2012 году объемные капиталовложения (500 млн. юаней) из средств г. Хух-Хото выделены на создание парка культурных индустрий, где будут функционировать в едином комплексе Центр национальных культур, Центр развлечений, выставочные павильоны. В г. Ордос осуществляется масштабная работа, начатая в 2010 году по ключевому Проекту комплексного архитектурного моделирования под названием «Один город - пять парков - четыре улицы - восемь крупных культурных объектов», одним из которых является возведенное в пустыне по проекту одной из пекинских арт-студий
величественное куполообразное здание музея Ордоса (Ordos museum). Внутри представлены выставочные экспонаты, связанные с культурным наследием региона и его современными достижениями, которые воплощены в ультрасовременной архитектуре здания, гармонирующей с природными формами. Только в 2012 году в целом по проекту освоено 3 млрд. юаней. Китайскими властями район Ордоса признается достаточно перспективным для развития культурных (или творческих) индустрий, поэтому в 2012 году здесь приступили к реализации совместного с одним из подразделений Китайской Академии наук музыкально-визуального проекта «Столица музыки», рассчитанного на пять лет. Первоначально в этот проект было инвестировано 2,3 млрд. юаней.
В мае 2011 года министерством культуры Китая Ордос был утвержден как первый показательный государственный район социально-культурного обслуживания. В Ордосе была построена сеть учреждений культуры и социально-культурной деятельности, усиленно развивалось сооружение системы государственного социально-культурного обслуживания (мероприятие «День культуры» и др.).
Стратегия развития города Ордос предусматривает ускорение управления социально-культурной деятельностью. Система учреждений культуры и социально-культурной деятельности состоит из библиотек, мультихудожественных центров, дворцов культуры, музеев, общее число которых насчитывается 27 единиц. Приняты эффективные меры по поддержке музеев Ордоса на государственном уровне. Инвестированы средства в развитие Музея динозавров «Chubb». Отдел по делам музеев и охране памятников искусства Ордоса совместно с местной администрацией города пытается сделать все возможное, чтобы собрать средства для успешного завершения строительства нового музея. В этом существенную помощь оказали Департамент культуры АРВМ КНР, Департамент наследия, Музей Внутренней Монголии, Бюро по вопросам животноводства, Управление по борьбе с нищетой, Управление по охране памятников культуры и культурных центров АРВМ КНР и т. д. [6].
По данным Ян Земун, изначально идея создания музея Ордоса восходит к 1963 году. Был
введен Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ордоса. Однако в 1966 году работа по внесению в реестр была приостановлена. Лишь в 1975 году существенные результаты в области развития местной культуры были достигнуты благодаря позиционированию артефактов материальной культуры Ордоса. Они стали центром внимания бизнес-сообществ, значительно расширивших туристический сегмент в Ордосе в 1979 году. Таким образом, Ордос как проект сохранения и позиционирования традиционного наследия вступил в новый этап своего развития. Поздней осенью 1981 года состоялась первая выставка истории древнего Ордоса «Артефакты Ордоса на экране». Благодаря этой выставке люди узнали историю и древнюю культуру Ордоса. Новый взгляд на историческое наследие региона и осознание особой роли музея в сохранении и продвижении духовной традиционной культуры помогают создать положительный имидж Ордоса, воздействующий на общественное сознание [7, с. 7].
Осенью 1982 года впервые в восьмилетней истории Ордоса была осуществлена перепись культурных памятников. Работниками культуры были выявлены факты, что на всей территории Ордоса в 90000 кв. км обнаружены тысячи древних культурных объектов различных категорий, был осуществлен сбор артефактов и образцов всех видов общим количеством порядка десятков тысяч единиц. Кроме того, были проведены исследования культурных реликвий, организованы археологические раскопки, в результате которых найдено большое количество ценных исторических, этнических, фольклорных, культурных памятников и коллекций. Эти культурные реликвии обозначали наследие народа разных исторических эпох. Результаты исследований дали более полное научное представление о культурном пространстве и социальном развитии древнего человека. О. Чжоу назвал Ордос регионом древних человеческих отношений, древней культуры [3, с. 137-138]. Это отчетливо можно проследить на примере музея Ордоса (разработан китайским архитектурным бюро MAD architects), подчеркивающего внутренним и внешним пространством здания связь с древнейшими традициями. Му-
зей Ордоса представлен как космический объект в статичном состоянии, внешняя оболочка которого состоит из металлических листов, собирающих солнечную энергию и тем самым обеспечивающих экологичную вентиляцию.
В 2008 году в период проведения китайского фестиваля степной культуры Внутренней Монголии Ордоский музей организовал выставку шедевров степной цивилизации северных кочевых народов. Выставка «Идти навстречу блестящим шедеврам», проведенная в рамках «Китайского фестиваля Ордоской степной культуры» 2009 года, способствовала пониманию глубокого влияния монголов на ход развития истории Китая в сфере политики, экономики и культуры [8, с. 23].
Музей Внутренней Монголии организовывал выставку шедевров степной культуры, которая экспонировалась более 50 раз в десятках стран, таких как Япония, Америка, Франция, Канада, Новая Зеландия, Испания, Тайвань и Гонконг. Данные шедевры пользовались широкой известностью и получили положительные отзывы. Музей интенсивно изучает эффективные пути и способы распространения по всему миру знаний о степной культуре, сделав Ордос международным центром исследования и распространения знаний о степной культуре.
С наступлением XX века деятельность музеев в Ордоском районе вступила в новую эпоху, началось развитие музеев особого типа. В частности, были сооружены монгольские исторические и культурные музеи, открытие которых состоялось в мае 2005 года. Монгольский историко-культурный музей является единственным в стране крупным комплексным культурным и научно-исследовательским институтом по изучению и сохранению традиционной культуры монголов. Отдельно отметим оригинальность архитектуры данного музея.
На сегодняшний день в выставочном зале музея площадью 206 кв. м хранятся и выставляются монгольские исторические масляные картины и культурные ценности: оружие, бронзовые пушки, головные уборы, статуи, золотые стаканы, одежда, камни с письменами времен существования монгольского государства, отражающие историю, культуру, производство и другие сферы жизни.
Первый музей Внутренней Монголии знакомит туристов с древней историей и культурой монгольской нации [11, с. 3].
Ордос придает большое значение развитию управления персоналом, а также музейному фан-драйзингу. В настоящее время только в районах Ордоса музеи превратились в профессиональный бизнес. Группа специалистов Ордоского музея уже сформирована, к тому же в целом научный уровень сравнительно высок, глубокие познания историко-культурного развития Ордоса, в частности в сфере исследования исторических ценностей, национального достояния и современных культурных памятников, о которых написано, издано и опубликовано немало монографий и статей. В данном музее построены электронные читальные залы нового типа, увеличены капиталовложения на разработку и возведение художественных объектов, постоянно увеличивается количество общественно-культурной продукции. Для продвижения художественной культуры Ордоса публикуются книги и статьи об Ордосе, проводятся выставки, разрабатываются меры по дальнейшему развитию музея: впервые запущены Сайт музея Ордоса и цифровой музей.
Таким образом, Ордоская культура находится на новом этапе своего инновационного развития. Город Ордос планирует построение передовых культурных сооружений с высоким культурным сервисом, культурными продукциями, развитым культурным производством, охраной культурного наследия. Реализуется проект «Ордос 100» (ORDOS 100), целью которого является привлечение внимания мировой общественности к региону как к новому культурному центру Китая (http://www.ordosproject.com/ - официальный сайт проекта «Ордос 100»). В рамках открытия в городе Ордос Музея изящных искусств осенью 2007 года состоялось обсуждение данного проекта. Открывала музей выставка лучших работ китайских художников за последние пятьдесят лет. На церемонию съехались коллекционеры и арт-критики со всего мира. За почти три прошедших года в рамках программы было проведено восемь крупных мероприятий, несмотря на малозаселён-ность района и небывалую амбициозность организаторов. Уникальность проекта заключается в элитарности, новаторстве, смелости техниче-
ских и дизайнерских решений, высоком уровне исполнения, эксклюзивности арт-объектов. В Ордосе китайские дизайнеры пытаются реализовать самые необычные идеи. В районе Каокаошин был построен концертный зал, представляющий собой сочетание пяти цилиндров разной высоты и диаметра. Образ архитектурного сооружения воспроизводит порядок шагов исполнительницы традиционного китайского «танца длинных рукавов» и напоминает изгибы её одежды. Удивительная форма сочетается с удобством современной архитектуры: концертный зал рассчитан на 1200 мест, театральный - на 335 мест, зал типа black box, похожий на амфитеатр, можно сравнить с черной стилистически неопределенной коробкой на 100 мест. В архитектурных кругах некоторое время назад обсуждался проект протестантской церкви, построенной на холме Ордоса. Весь ансамбль получил название «Голубь мира», поскольку сверху план сооружения напоминает силуэт птицы в полёте. Церковь гармонично вписывается в окружающий горный пейзаж и архитектуру строящегося города. Она сочетает интересы заказчика, эстетическую ценность и общественную пользу. Так, в 2010 году завершён проект, курируемый швейцарским архитектором Жаком Херцогом (Herzog & de Meuron Architekten) и Ай Вэйвэй. Согласно замыслу 100 молодых архитекторов из 27 стран мира должны построить сто вилл, каждая площадью 1000 кв. м, выдержанные в фирменном стиле мастера - минимализме и с использованием новейших материалов.
Таким образом, культурный капитал Ордоса выступает фактором устойчивого развития современной художественной культуры АРВМ КНР. Ордос как социокультурная практика направлена на воспроизводство культурной традиции и сохранение культурного наследия монгольских народов. Механизмами инновационного развития современной художественной культуры АРВМ КНР являются брендирование народных праздников, развитие туристической отрасли, создание культурных кластеров района (парк культурных индустрий, Центр национальных культур, Центр развлечений, выставочные павильоны), дизайн проектирования (комплексного архитектурного моделирования под названием «Один город - пять парков - четыре улицы - восемь крупных культурных объектов»).
Литература
1. Абрамова Н. А. Региональное измерение социокультурного пространства современного Китая (автономный район Внутренняя Монголия) // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. 12-14 марта 2014. - Чита: ЗабГУ, 2014. - С. 13-20.
2. Бордье Пьер. Экономический капитал, культурный капитал, социальный капитал // Рейнхард Крекел. Социальное неравенство (Социальный мир; вып. 2). - Гёттинген: Отто Шварц, 1983. - С. 183-198.
3. Ван Хунцзюнь. Основы музееведения в Китае. - Шанхай: Древние книги, 2001. - С. 137-138.
4. Доу Чжибинь Жуй. Ордос // Музей Ордос. - 2001. - № 3. - 24 с.
5. Кажаева Т. И. Теоретические положения статистического исследования культурного капитала региона [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журн. - 2015. - Т. 7, № 2. - URL: www.naukovedenie.ru/ PDF/123EVN215. pdf.
6. Курто О. «Русский» Хух-хото [Электронный ресурс]. - URL: http://magazeta.eom/2010/08/russian-hohhot/3/.
7. Сан Ши Бо, Лин Ли. Современные артефакты и коллекция // Китайская культурная газета. - 2012. -№ 13 (7). - 7 с.
8. Сюй Сяали. Музей современных артефактов // Коллекция размышлений и репортажей. - 2011. - № 8. - 23 с.
9. Тросби Д. Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой; науч. ред. А. Смирнов. - М.: Высш. шк. экономики, 2013. - 254 с.
10. Федотова Н. Г. Сфера культуры как стратегический ресурс региона // Вестн. Новгород. гос. ун-та. - 2011. -№ 63. - С. 17-21.
11. Ян Земун Я. Музей Ордоса // Ордос ежедневно. - 2008. - № 003. - 3 с.
References
1. Abramova N.A. Regional'noe izmerenie sotsiokul'turnogo prostranstva sovremennogo Kitaya (avtonomnyy rayon Vnutrennyaya Mongoliya) [The regional dimension of socio-cultural space of modern China (Inner Mongolia Autonomous Region)]. Aktual'nye problemy razvitiya KNR vprotsesse ee regionalizatsii i globalizatsii. Materialy VIMe-zhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 12-14 marta 2014 [Actual problems of the development of China in the process of regionalization and globalization: the VI International Scientific and Practical Conference materials (12-14March 2014)]. Chita, ZabSU Publ., 2014, pp. 13-20. (In Russ.).
2. Bord'e P'er. Ekonomicheskiy kapital, kul'turnyy kapital [Eocnomic capital, cultural capital, social capital]. ReynkhardKrekel. Sotsial'noe neravenstvo (Sotsial'nyy mir, iss. 2) [Soziale Ungleichheiten (Soziale Welt, Sonderheit 2)]. Goettingen, Otto Schwartz & Co. Publ., 1983, pp. 183-198. (In Russ.).
3. Van Khuntszyun'. Osnovy muzeevedeniya v Kitae [Basic of Museology in China]. Shanghai, Ancient Book Publ., 2001, pp. 137-138. (In Russ.).
4. Dou Chzhibin' Zhuy. Ordos [Ordos]. Muzey Ordos [OrdosMuseum], 2001, no. 3. 24 p. (In Russ.).
5. Kazhaeva T.I. Teoreticheskie polozheniya statisticheskogo issledovaniya kul'turnogo kapitala regiona [Theoretical thesis of statistic research of cultural capital of region]. Internet-zhurnal "Naukovedenie" [Internet Journal of Science], 2015, iss. 7, no. 2. (In Russ.). Available at: www.naukovedenie.ru/PDF/123EVN215.pdf .
6. Kurto O. "Russkiy" Khukh-khoto ["Russian" Hohhot]. (In Russ.). Available at: http://magazeta.com/2010/08/ russian-hohhot/3.
7. San Shi Bo, Lin Li. Sovremennye artefakty i kollektsiya [Modern Artifacts and collection]. Kitayskaya kul'turnaya gazeta [Chinese cultural newspaper], 2012, no. 13 (7). 7 p. (In Russ.).
8. Syuy Syaali. Muzey sovremennykh artefaktov [Museum of modern artifacts]. Kollektsiya razmyshleniy i reportazhey [Collection of reflection and reporting], 2011, no. 8. 23 p. (In Russ.).
9. Trosbi D. Ekonomika i kul'tura [Economy and culture]. Tr. From English I. Kushnareva, Edited by А. Smirnov, Мoscow, High school economy Publ., 2013. 254 p. (In Russ.).
10. Fedotova N.G. Sfera kul'tury kak strategicheskiy resurs regiona [Sphere of culture as a strategic resource of region]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Novgorodsky State University], 2011, no. 63, pp. 17-21. (In Russ.).
11. Yan Zemun Ya. Muzey Ordosa [Ordos Museum]. Ordos ezhednevno [Ordos daily], 2008, no. 003. 3 p. (In Russ.).