Научная статья на тему 'Мониторинг эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в регионе'

Мониторинг эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / МОНИТОРИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Н. Н., Ишуткина К. А.

Предмет. В постиндустриальной экономике культурная деятельность имеет большое значение для социально-экономического развития страны и отдельных регионов, поскольку доступность культурных ценностей широким слоям населения является одним из основных показателей качества жизни. В связи с этим важнейшую роль в развитии культуры играет государственное финансирование отрасли. В то же время в условиях реализации в России концепции «бюджетирование, ориентированное на результат» актуальным вопросом является организация мониторинга эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры. Цели. Разработка алгоритма и проведение мониторинга эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в Республике Мордовия. Методология. Методологической основой для исследования явилась балльная и интегральная оценка бюджетного финансирования учреждений культуры, позволившая определить уровень его эффективности. В процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, анализ и синтез. Результаты. Предложена методика проведения мониторинга эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры и произведен расчет интегрального показателя эффективности в Республике Мордовия за 2007-2014 гг. Дана оценка уровня эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в регионе. Выводы. Сделан вывод о том, что основными преимуществами предложенной методики мониторинга эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры являются возможность расчета не только интегрального показателя, но и частных показателей (финансовые, социальные); универсальность и гибкость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в регионе»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 2 (2017) 22-31 and Non-Profit Organizations

ISSN 2311-9411 (Online) Проблемы. Мнения. Решения

ISSN 2079-6714 (Print)

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ*

Надежда Николаевна СЕМЕНОВА3^, Кристина Александровна ИШУТКИНАЬ

а доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита,

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация

ь аспирантка кафедры финансов и кредита,

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 31.05.2016 Принята в доработанном виде 06.07.2016 Одобрена 27.07.2016

Ключевые слова: бюджетные расходы, мониторинг, эффективность, результативность, сфера культуры

Аннотация

Предмет. В постиндустриальной экономике культурная деятельность имеет большое значение для социально-экономического развития страны и отдельных регионов, поскольку доступность культурных ценностей широким слоям населения является одним из основных показателей качества жизни. В связи с этим важнейшую роль в развитии культуры играет государственное финансирование отрасли. В то же время в условиях реализации в России концепции «бюджетирование, ориентированное на результат» актуальным вопросом является организация мониторинга эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры.

Цели. Разработка алгоритма и проведение мониторинга эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в Республике Мордовия. Методология. Методологической основой для исследования явилась балльная и интегральная оценка бюджетного финансирования учреждений культуры, позволившая определить уровень его эффективности. В процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, анализ и синтез.

Результаты. Предложена методика проведения мониторинга эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры и произведен расчет интегрального показателя эффективности в Республике Мордовия за 2007-2014 гг. Дана оценка уровня эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в регионе.

Выводы. Сделан вывод о том, что основными преимуществами предложенной методики мониторинга эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры являются возможность расчета не только интегрального показателя, но и частных показателей (финансовые, социальные); универсальность и гибкость.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В настоящее время одним из важнейших инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является бюджетирование, ориентированное на результат [1, 2]. При этом особая роль отводится мониторингу эффективности и результативности бюджетных расходов. Заметим, что понятия «результативность» и «эффективность» - это категории не тождественные. непосредственных результатов управленческого труда, а эффективность - относительный показатель, устанавливающий связь полученных результатов с затратами и позволяющий определить, оправданы расходы или нет.

Мониторинг эффективности и результативности бюджетных расходов дает возможность на систематической основе отслеживать ход предоставления услуг, исполнения программ,

*Статья публикуется по материалам журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения». 2016. № 30.

результаты деятельности, что помогает разрабатывать бюджет, обосновывать направления и объемы расходования бюджетных средств на культуру при утверждении бюджета и наилучшим образом использовать имеющиеся бюджетные средства [3, 4].

Стоит отметить, что мониторинг эффективности и результативности бюджетных расходов не является чем-то новым в сфере управления общественными финансами. Этот мониторинг широко распространен и продолжает совершенствоваться в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Швеция, Финляндия, Норвегия, Швейцария, Нидерланды и др. [5]. При этом мониторинг эффективности и результативности бюджетных расходов используется не только на уровне правительства, но и на уровне регионов и муниципальных образований.

Во многих зарубежных странах использование мониторинга эффективности и результативности бюджетных расходов как инструмента управления общественными финансами связано с реализацией таких принципов, как обеспечение прозрачности бюджета и бюджетного процесса, обеспечение подотчетности органов власти общественности. Например, в США и Новой Зеландии принципы подотчетности реализуются, когда органы власти оплачивают проделанную работу после подведения итогов и получения сведений о достигнутых результатах. В Норвегии, Швейцарии и Нидерландах акцент сделан на подотчетности и контроле, Великобритании - на отчетности по расходованию бюджетных средств и достигнутым результатам перед общественностью. Правительство таких стран, как Канада, США, Австралия, Финляндия и Швеция включают информацию об оценке исполнения тех или иных программ (предоставления услуг) в бюджет. Кроме того, Австралия, США и Норвегия ввели показатели мониторинга и индикаторы результативности предоставления услуг в процесс планирования.

Таким образом, в ведущих мировых экономиках мониторинг уже стал реальным инструментом, обеспечивающим достоверной информацией систему управления, а в России работа в этом направлении фактически только начинается [6-8]. Как и всякая область действительности, мониторинг эффективности и результативности бюджетного финансирования нуждается в разработке концептуальных основ, методических и организационных подходов.

В современных условиях в связи с переходом на программно-целевое бюджетирование необычайную актуальность приобретает проблема качественного улучшения различных видов целевых программ, реализуемых в Российской Федерации1 [9-11]. Программы должны быть максимально конкретны, при этом они должны ориентироваться на достижение общественно-значимых целей, а не только на финансирование организаций, в частности учреждений культуры. Однако данный вид деятельности до сих пор носит фрагментарный характер, порядок организации мониторинга и его взаимодействия с основными этапами бюджетного процесса и управления общественными финансами не определены.

Следует отметить, что мониторинг эффективности и результативности бюджетного финансирования

1 Замятина Н.В. Целевые программы как инструмент повышения эффективности расходов территориальных бюджетов // Финансы и кредит. 2011. № 9. С. 38-42.

связан со всеми этапами бюджетного процесса, начиная от планирования деятельности и кончая предоставлением отчетности2 [12]. Соответственно необходимость проведения подобного мониторинга обусловлена тем, что он позволяет соединить стадию получения информации со стадией предварительного реагирования на выявленные угрозы в сфере культуры, возникающие в результате недостаточности финансового потенциала, путем выработки определенных схем, алгоритмов и программ (ориентиров) будущих действий.

Рассмотрим развитие культуры на примере Республики Мордовия. Динамика количества учреждений культуры в регионе представлена в табл. 1.

Анализ данных табл. 1 свидетельствует, что за 2007-2014 гг. количество театров осталось на том же уровне, количество концертных организаций и музеев увеличилось на 20 и 19% соответственно, а количество библиотек и учреждений культурно-досугового типа уменьшилось на 5 и 11% соответственно. В целом количество учреждений культуры уменьшилось на 7%.

Следует отметить, что наибольший удельный вес в общем количестве учреждений культуры в регионе составляют библиотеки и учреждения культурно-досугового типа.

Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние культуры в регионе, являются данные по количеству посещений населением учреждений культуры, представленные в табл. 2.

За исследуемый период посещение театров увеличилось на 35%, а посещение концертных организаций и музеев уменьшилось соответственно на 9 и 2%. В целом количество посещений учреждений культуры увеличилось на 6%.

Следует отметить, что наиболее популярными в Республике Мордовия являются концертные организации.

Основные источники финансирования учреждений культуры - это бюджетные средства, в первую очередь - республиканский бюджет. Динамика расходов бюджета Республики Мордовия на культуру в разрезе статей представлена в табл. 3.

2 Яшина Н.И., Поющева Е.В., Яшин К.С. Методические аспекты оценки результативности бюджетных учреждений культуры // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 3. С. 23-34.

Анализ данных табл. 3 свидетельствует, что за 2007-2014 гг. финансирование культуры увеличилось на 160,6%. За исследуемый период наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на культуру составляли расходы на осуществление бюджетных инвестиций, а также на театры, цирки, концертные и другие организации исполнительских искусств.

Однако структура расходов республиканского бюджета на подраздел «культура» хаотична, без четко проявляющихся тенденций и не носит постоянного характера. Это свидетельствует прежде всего о том, что, во-первых, культурная деятельность в республике носит эпизодический характер, что связано с проведением отдельных разовых культурных мероприятий, а, во-вторых, о том, что культура в регионе финансируется по остаточному принципу.

Применительно к организациям и учреждениям культуры часто говорят об экономической и социальной эффективности3 [13, 14]. Экономическая эффективность определяется как результат бюджетного финансирования учреждений культуры, выражающийся в соотношении полученных ими доходов к затраченным ресурсам. Социальная эффективность выражается в соответствии результатов деятельности учреждения культуры основным социальным потребностям и целям общества, а также интересам отдельного человека. Социальная эффективность определяется с помощью таких понятий, как «уровень жизни» и «качество жизни населения». Экономическая и социальная эффективность тесно взаимосвязаны. Экономическая эффективность является важной предпосылкой для наиболее полного достижения социальной эффективности.

Как справедливо отмечают ученые-экономисты, организация мониторинга эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры включает проведение определенной совокупности процедур и расчетов, необходимых для формирования заключения относительно экономической и социальной эффективности использования государственных средств [15-17].

На наш взгляд, мониторинг эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в регионе целесообразно осуществлять в несколько этапов.

Первый этап - определение показателей для осуществления мониторинга эффективности и

3 Тульчинский ГЛ., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. 528 с.

результативности бюджетного финансирования учреждений культуры.

Для оценки эффективности бюджетного финансирования культуры целесообразно использовать две группы показателей: финансовые и социальные (табл. 4). Финансовые показатели отражают степень обеспеченно сти и достаточности финансовых ресурсов для развития культуры, а социальные показатели характеризуют степень решения социальных проблем в отрасли.

Второй этап - балльная оценка показателей. В процессе диагностики уровня финансового обеспечения учреждений культуры в регионе бывает недостаточно ответить на вопрос, больше или меньше какой-либо показатель соответствующего рекомендуемого значения. Важной является информация, насколько его значение удалено от данного уровня. На наш взгляд, в качестве рекомендуемых значений финансовых и социальных показателей целесообразно использовать их средние значения в России (табл. 5).

Балльная оценка фактического значения показателей определяется в зависимости от удаленности от среднероссийских значений:

• 25 баллов - менее 50% от среднего значения;

• 50 баллов - от 50 до 75% от среднего значения;

• 75 баллов - от 75 до 100% от среднего значения;

• 100 баллов от 100 до 125% от среднего значения;

• 125 баллов - свыше 125% от среднего значения.

Балльная оценка показателей эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры представлена в табл. 6.

В рамках исследования была проведена оценка эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в Республики Мордовия за 2007-2014 гг. Балльная о це нка по казате ле й э ф фе ктив но с ти и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в регионе представлены в табл. 7.

В качестве примера визуализации результатов на рис. 1 представлена лепестковая диаграмма, содержащая показатели эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в Республике Мордовия в 2007 и 2014 гг.

Анализ данных рис. 1 свидетельствует, что наиболее критическая ситуация в республике сложилась по показателям:

— количество посещений учреждений культуры Республики Мордовия на 1 000 чел.;

— расходы регионального бюджета на культуру в расчете на 1 чел.

Это соответственно требует реализации определенных мер по повышению посещаемости учреждений культуры и увеличению расходов регионального бюджета на культуру.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень эффективности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах рекомендуемых значений, а высокие значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Третий этап - расчет интегрального показателя эффективности и результативности бюджетного финансирования культуры, который осуществляется по следующей формуле:

п I

Э=У ^

Э ^ N '

где Э - интегральная оценка эффективности бюджетного финансирования учреждений культуры;

Ь - значение показателя в баллах; N - количество показателей.

Динамика интегрального показателя эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в Республике Мордовия за 2007-2014 гг. представлена на рис. 2.

Четвертый этап - определение уровня эффективности бюджетного финансирования учреждений культуры.

На основании рассчитанных баллов определяем степень эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры. Мы предлагаем выделить три основных уровня эффективности: низкий, средний и высокий (табл. 8).

Проведенный анализ свидетельствует о том, что эффективность бюджетного финансирования культуры в Республике Мордовия практически за весь исследуемый период (2007-2014 гг.) характеризуется как средний уровень (за исключением 2012 г., когда финансирование отрасли характеризовалось высоким уровнем эффективности).

В заключение отметим, что основными преимуществами предложенной методики являются: возможность расчета, как интегрального показателя эффективности и результативности, так и частных показателей; универсальность (может быть применена для всех типов учреждений культуры).

Таблица 1

Динамика количества учреждений культуры в Республике Мордовия за 2007-2014 гг.

Учреждение 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Театры, ед. 5 5 5 5 5 5 5 5

Удельный вес, % 0,42 0,43 0,44 0,44 0,45 0,45 0,45 0,46

Концертные организации 5 5 5 5 5 5 6 6

и самостоятельные коллективы, ед.

Удельный вес, % 0,42 0,43 0,44 0,44 0,45 0,45 0,54 0,55

Библиотеки, ед. 561 560 548 540 538 538 536 534

Удельный вес, % 47,5 47,7 48,2 48,04 48,34 48,56 48,59 48,72

Музеи, ед. 21 23 24 25 25 25 25 25

Удельный вес, % 1,78 1,96 2,11 2,22 2,25 2,26 2,27 2,28

Учреждения культурно-досугового 589 581 555 549 540 535 531 526

типа, ед.

Удельный вес, % 49,87 49,49 48,81 48,84 48,52 48,29 48,14 47,99

Всего... 1181 1174 1137 1124 1113 1108 1103 1 096

Источник: составлено авторами по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия

Таблица 2

Динамика посещений учреждений культуры в Республике Мордовия за 2007-2014 гг.

Учреждение 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Театры, тыс. чел. 151 162,4 168,9 151 178 196,1 207,2 204,3

Удельный вес, % 24,9 27,1 26,6 24,6 25,2 32,6 34,4 31,9

Концертные 263,7 242,9 234,7 239,6 319,6 212,4 234,1 241,3

организации, тыс. чел. Удельный вес, % 43,6 40,5 37 39,1 45,3 35,4 38,9 37,7

Музеи, тыс. чел. 190,6 194,1 230,5 222,6 207,8 192,3 160,3 193,9

Удельный вес, % 31,5 32,4 36,4 36,3 29,5 32 26,6 30,3

Всего... 605,3 599,4 634,1 613,2 705,4 600,8 601,6 639,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено авторами по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия

Таблица 3

Динамика расходов республиканского бюджета Республики Мордовия за 2007-2014 гг. по подразделу «культура», млн руб.

Статья расходов 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Кинематография 472,7 713,9 674,2 1 278,7 1 228,9 1 899,2 578,3 1 093

Культура 344,2 485,3 536,1 1 114,9 1 086,4 1 819,9 517,9 896,9

Федеральные целевые 0 0 269,3 757,3 190 0 0,1 0

программы

Мероприятия, связанные 0 0 0 0 0 55 0 0

с подготовкой и проведением

празднования 1000-летия

единения мордовского народа с народами Российского

государства

Региональные целевые 64,7 112,3 50,9 26,4 357,4 431,6 196,1 896,9

программы с 2014 г.

Дворцы и дома культуры, 1,6 2 4,6 6,6 8,4 367,2 46 5,8

другие учреждения культуры

Музеи и постоянные выставки 19,2 23,2 32,5 32,1 34,2 34,8 35,3 42,3

Библиотеки 21,7 25,5 37,1 34,1 46,1 40,8 45,8 56,7

Театры, цирки, концертные 86,2 99,6 124,4 122 163,3 172,2 189,8 214,3

и другие организации

исполнительских искусств

Учреждения, осуществляющие мероприятия в области 0 0 0 0 0 0 0 2,4

туризма

Мероприятия в сфере 49,1 39,9 16,1 16,4 35 0 0 15

культуры, кинематографии

Субсидии некоммерческим 0 0 0 0 0 0 0 21,4

организациям (за исключением государственных учреждений)

Расходы на осуществление 101,7 182,8 1,2 120 237,8 717 4,7 277,7

бюджетных инвестиций

Межбюджетные трансферты 0 0 0 0 12,9 1,2 0,1 261,3

Расходы бюджета, всего 16 780,4 22 969,4 24 840,1 34 252,1 37 689,5 39 205,6 35 465,9 40 337,3

Источник: составлено авторами по данным Министерства финансов Республики Мордовия

Таблица 4

Показатели для оценки эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры

Группа Показатель

1. Финансовая 1.1. Доля расходов бюджета на культуру в общей сумме расходов. 1.2. Доля расходов бюджета на культуру в ВВП (ВРП). 1.3. Расходы бюджета на культуру на душу населения, тыс. руб.

2. Социальная 2.1. Уровень оплаты труда работников учреждений культуры по отношению к средней заработной плате. 2.2. Количество учреждений культуры на одного жителя. 2.3. Количество посещений учреждений культуры на одного жителя

Источник: составлено авторами

Таблица 5

Показатели эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в России за 2007-2014 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Среднее значение

1. Финансовые показатели

Доля расходов бюджета на культуру в общей сумме расходов, % 1,5 1,6 1,4 1,6 1,6 1,3 1,4 1,4 1,5

Доля расходов бюджета на культуру в ВВП, % 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5

Расходы бюджета на культуру на душу населения, тыс. руб. 1,2 1,5 1,6 1,9 2,2 2,1 2,4 2,6 1,9

2. Социальные показатели

Уровень оплаты труда работников культуры по отношению к средней заработной плате, % 76,5 78,3 80,9 78,1 77,9 78,8 83 85,8 79,9

Количество учреждений культуры на 1 000 чел. 2,1 2 2 2 1,9 1,8 1,8 1,7 1,9

Количество посещений учреждений культуры на 1 000 чел. 2,6 2,7 2,7 2,7 2,8 2,9 3,1 3,3 2,9

Источник: расчеты авторов по данным Федерального казначейства, Федеральной службы государственной статистики

Таблица 6

Балльная оценка показателей эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры

Estimation of the effectiveness and efficiency of budget Продолжение табл. 6

financing of cultural institutions, points

Фактическое значение Балл Фактическое значение Балл

Доля расходов бюджета на культуру в общей сумме расходов Уровень оплаты труда работников культуры по отношению к средней заработной плате

Менее 0,7% 25 Менее 40% 25

От 0,7 до 1,1% 50 От 40 до 60% 50

От 1,1 до 1,5% 75 От 60 до 80% 75

От 1,5 до 1,8% 100 От 80 до 100% 100

Более 1,8% 125 Более 100% 125

Доля расходов бюджета на культуру в ВВП (ВРП) Количество учреждений культуры на 1 000 чел.

Менее 0,3% 25 Менее 1 25

От 0,3 до 0,4% 50 От 1 до 1,4 50

От 0,4 до 0,5% 75 От 1,4 до 1,9 75

От 0,5 до 0,7% 100 От 1,9 до 2,4 100

Более 0,7% 125 Более 2,4 125

Расходы бюджета на культуру на душу населения Количество посещений учреждений культуры на 1 000 чел.

Менее 1 тыс. руб. 25 Менее 1,4 25

От 1 до 1,4 тыс. руб. 50 От 1,4 до 2,1 50

От 1,4 до 1,9 тыс. руб. 75 От 2,1 до 2,9 75

От 1,9 до 2,4 тыс. руб. 100 От 2,9 до 3,6 100

Более 2,4 тыс. руб. 125 Более 3,6 125

Источник: составлено авторами

Таблица 7

Балльная оценка показателей эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в Республике Мордовия за 2007-2014 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Доля расходов регионального бюджета 2,1 2,1 2,2 3,3 2,9 4,6 1,5 2,2

на культуру в общей сумме расходов, %

Балл 125 125 125 125 125 125 125 125

Доля расходов регионального бюджета 0,4 0,5 0,6 1,1 0,9 1,4 0,3 0,6

на культуру в ВРП, %

Балл 75 100 100 125 125 125 50 100

Расходы регионального бюджета на культуру 0,4 0,6 0,6 1,3 1,3 2,2 0,6 1,1

на душу населения Республики Мордовия, тыс. руб.

Балл 25 25 25 50 50 100 25 50

Уровень оплаты труда работников культуры 73,5 67 75,9 74 75,8 70 68,7 67,7

по отношению к средней зарплате

в Республики Мордовия, %

Балл 75 75 75 75 75 75 75 75

Количество учреждений культуры Республики 1,4 1,4 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3

Мордовия на 1 000 чел.

Балл 75 75 50 50 50 50 50 50

Количество посещений учреждений культуры 0,7 0,7 0,8 0,7 0,8 0,7 0,7 0,8

Республики Мордовия на 1 000 чел.

Балл 25 25 25 25 25 25 25 25

Источник: расчеты авторов по данным Министерства финансов Республики Мордовия, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия

Таблица 8

Уровни эффективности бюджетного финансирования учреждений культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень эффективности Балл Результат

Низкий От 25 до 60 Непосредственный результат не достигнут или достигнут в незначительной степени. Требуются фундаментальные улучшения

Средний От 60 до 90 Непосредственный результат достигнут в некоторой степени. Требуются умеренные улучшения

Высокий Более 90 Непосредственный результат достигнут в очень большой степени. Требуются незначительные улучшения

Источник: составлено авторами Рисунок 1

Показатели эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в Республике Мордовия в 2007 и 2014 гг.

Источник: авторская разработка

Рисунок 2

Интегральный показатель эффективности бюджетного финансирования учреждений культуры в Республике Мордовия за 2007-2014 гг.

2007 2008 2009 Источник: авторская разработка

Список литературы

1. Мазеев П.Е. Механизм финансирования государственной услуги в бюджетировании, ориентированном на результат // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 9. С. 50-55.

2. Карепина О.И. Государственный финансовый контроль за деятельностью учреждений культуры // Научные труды SWorld. 2014. Т. 24. № 2. С. 3-8.

3. Иванова О.Б. Методические подходы к проведению мониторинга и оценки качества региональных финансов // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2012. № 1. С. 236-237.

4. Миронов С.К. Инновационный подход к стандартизации бюджетных расходов в сфере культуры // Инновационная деятельность. 2012. № 21. С. 37-41.

5. Чижиков В.М. Финансирование культуры: зарубежная практика // Культура и образование. 2014. № 1. С. 86-97.

6. Евменов А.Д. Анализ эффективности государственного финансирования развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2015. № 1. С. 8-16.

7. Колчеева О.О. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 7. C. 14-17.

8. Мамонова А.В., Канцур И.Г. Моделирование приоритетов финансового обеспечения социальной сферы // Бизнес Информ. 2014. № 1. С. 179-183.

9. Дзарахова Б.Ю. Программы финансирования учреждений сферы культуры и их роль в обеспечении ее сохранения и развития // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-1. С. 568-570.

10. Большакова Ю.Б., Клявина Т.А. Подходы к оценке качества творческого продукта и качества предоставления услуг // Руководитель автономного учреждения. 2012. № 8. С. 33-38.

11. Романова Н.В., Морозова Д.Л. Применение программно-целевого подхода к развитию учреждений культуры в сфере исполнительских искусств // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Сер. Экономика. 2013. № 2. С. 49-56.

12. Сотникова А.С. Управление деятельностью в сфере культуры: организационные и финансовые аспекты // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2015. № 2. С. 67-71.

13. Каменец А.В. Критерии эффективности государственного финансирования отрасли «Культура» // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). 2014. № 6. С. 32-36.

14. Такмазян А.С. Актуальные вопросы финансирования контроля деятельности учреждений культуры и искусства // Научные труды SWorld. 2014. Т. 26. № 1. С. 45-50.

15. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М.: Олимп Бизнес, 2003, 304 с.

16. Крупка А.Я. Формирование эффективной финансовой стратегии в отрасли культуры и искусства в условиях финансового кризиса // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 5. С. 60-69.

17. Антонова И.М., Елисеева Ю.А. Методы оценки уровня финансового риска // Петербургский экономический журнал. 2014. № 3. С. 94-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.