Научная статья на тему 'ПРЕДЧУВСТВИЕ ПЕРЕМЕН: ОТТЕПЕЛЬ В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 60-Х ГГ. ХХ В. НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ»'

ПРЕДЧУВСТВИЕ ПЕРЕМЕН: ОТТЕПЕЛЬ В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 60-Х ГГ. ХХ В. НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
488
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ОТТЕПЕЛЬ» / М. ХУЦИЕВ / «ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ» / ИСТОРИЯ КИНО / ИСКУССТВО / АРХИВНЫЙ ДОКУМЕНТ / СИМВОЛЫ ЭПОХИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прибыткова Яна Владимировна

В статье рассмотрены политико-культурные взаимосвязи на материале советского кинематографа 1960-х гг., прослеживаются черты, указывающие на то, что период относительной свободы в жизни и быте людей постепенно уходит. Фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь» является определенным культурным маркером завершения эпохи «оттепели». В исследовании приведены наиболее важные социально-политические маркеры кинематографических и сценарных приемов эпохи конца «оттепели» и времени перехода к эпохе «застоя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PREMONITION OF CHANGE: THE THAW IN SOVIET CINEMA IN THE SIXTIES OF THE 20TH CENTURY ON THE EXAMPLE OF FILM “JULY RAIN”

The article examines the aspects of the influence of political and cultural interconnection in the Soviet cinema of the 60s of the 20th century. What features indicate that the period of freedom in the existence of people is leaving. Marlen Khutsiev’s film “July Rain” is a definite cultural marker of the end of the thaw era. The study presents the most important socio-political features of the end of the thaw and the transition to the era of stagnation using cinematic and script techniques.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЧУВСТВИЕ ПЕРЕМЕН: ОТТЕПЕЛЬ В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 60-Х ГГ. ХХ В. НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ»»

УДК 791 ББК 85.37

Я.В. Прибыткова

Предчувствие перемен: оттепель в советском кинематографе 60-х гг. ХХ в.

на примере фильма «Июльский дождь»

В статье рассмотрены политико-культурные взаимосвязи на материале советского кинематографа 1960-х гг., прослеживаются черты, указывающие на то, что период относительной свободы в жизни и быте людей постепенно уходит. Фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь» является определенным культурным маркером завершения эпохи «оттепели». В исследовании приведены наиболее важные социально-политические маркеры кинематографических и сценарных приемов эпохи конца «оттепели» и времени перехода к эпохе «застоя».

Ключевые слова: «оттепель», М. Хуциев, «Июльский дождь», история кино, искусство, архивный документ, символы эпохи

На излете оттепели в 1966 г. на большие экраны Советского Союза выходит фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь». Задумка и первый сценарий появились за два года до этого, сценарная заявка была сдана в Шестое творческое объединение «Мосфильма» 4 апреля 1964 г. и получила одобрение через несколько дней. И, как водится в мире кино, была повергнута затем многочисленным метаморфозам в процессе обсуждения, однако фильм «Июльский дождь» все-таки дошел до финального вида с относительно небольшим количеством правок.

«Июльский дождь» - не дебютная картина Хуциева. До этого были сняты несколько важных кинокартин, среди которых «Весна на Заречной улице» (1956) и «Застава Ильича» - первая версия «Мне двадцать лет» вышла в свет раньше и с измененным концом, так как «Застава Ильича» не понравилась Н.С. Хрущеву» (1964). Если сравнить эти три фильма, они помогут понять историко-культурный контекст оттепельного периода. «Весна на Заречной улицы» с ее вечерней школой и тонкой любовью, не получившей одобрения общества. Далее выходит каноничный для восприятия оттепели фильм «Застава Ильича», вобравший в себя всю семантику своего времени: послевоенную строящуюся Москву, рефлексия на тему только что окончившейся Второй мировой войны, в главных ролях три моло-

© Прибыткова Я.В., 2021

дых человека (Сергей, Слава и Николай), архетипичные «советские» битники и картошка, выращенная на севере нынешней Москвы. За этот фильм Марлен Хуциев получает награду Венецианского кинофестиваля в номинации Специальный приз жюри.

Тем временем в Европе царит "La Nouvelle Vague" или «новая волна», на экраны выходят фильмы «Хиросима, моя любовь» Алена Рене (1959), «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара (1960), «Клео от 5 до 7» Аньеса Варда (1962). Андрей Тарковский получает свою первую награду Венецианского кинофестиваля за фильм «Иваново детство» (1962), Никита Михалков дебютирует в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» (1964), беззаботно напевая песню в московском метрополитене. «Я шагаю по Москве» признается критиками важнейшим фильмом эпохи оттепели. Сценарий для него пишет выпускник ВГИКа Геннадий Шпаликов, автор сценария к фильму «Застава Ильича».

Важно охарактеризовать исторический и культурологический контекст 1960-х годов или эпохи оттепели:

- культ личности Сталина уничтожен на XX съезде КПСС в 1956 г. Теперь Сталин больше не отец народов, его политика и репрессивные методы подвергаются критике, тело Сталина изъято из мавзолея и перезахоронено за стенами Кремля;

- происходит реабилитация репрессированных, 29 декабря 1958 г. из Уголовного Кодекса РСФСР было изъято понятие «враг народа»;

- отношения между Америкой и Советским Союзом немного теплеют, но ненадолго, скоро мир станет биполярным, а вскоре отношения между СССР и США накалятся до предела;

- наблюдается заметный общественный интерес к поэзии и творчеству: в Политехническом музее проходят вечера поэтов-шестидесятников, литературные журналы расхватываются, новости об изданиях распространяются с космической скоростью.

Все это можно отнести к положительным сторонам оттепели, но вместе с тем происходит:

- кровавое подавление выступления в Новочеркасске (1962);

- не затихает борьба с диссидентским движением, многие критикующие власть отправлены в лагеря или психбольницы, распространяется самиздат; проходят кампании против формализма и абстракционизма.

Сложно оценить оттепель как однозначно положительное явление, ведь на смену «оттепели» пришли очевидные «заморозки».

И где-то между этими событиями начинаются съемки фильма «Июльский дождь».

В жаркий июльский день, прячась от дождя, вбежали в телефонную будку на бульваре парень и девушка. Девушка куда-то спешила, дождь был явно некстати. Парню было некуда спешить, и он отдал ей свою непромокаемую куртку... Она оставила парню свой телефон - он может позвонить и заехать за курткой в любое время, дома всегда кто-нибудь есть. Вот и все, так началась эта история1.

«Июльский дождь». Дело фильма, сценарный договор, сценарная заявка, заключение и др. Ч. 1. 4 апреля 1964 г. - 23 декабря 1966 г. // Архив «Мосфильма». Арх. № 2045. Связка № 106. Опись № 6. Л. 115-118.

Фабула у фильма довольно простая, малодинамичная, весь фильм тоже будет плавным, без резких сюжетных твистов, настроение «Июльского дождя» скорее размеренное. Встреча главной героини Лены (Евгения Уралова) и Жени (Илья Былинкин) произошла случайно: летняя погода очень изменчива. Именно летний внезапный дождь заставляет героев встретиться.

Дальше все повествование фильма будет сконцентрировано вокруг жизни Лены и ее молодого человека Володи (Александр Белявский). Лена ждет от Володи предложения выйти замуж. Елена работает инженером в типографии, печатающей репродукции классических полотен и живет среди образов идеала2. Володя молодой и перспективный ученый, но мы узнаем, что его научный доклад был украден начальником-профессором Володи.

Кульминационной точкой становится смерть отца Елены, про это событие мы узнаем через телефонный звонок: Лене звонит Женя.

...Я не могу сейчас говорить, у меня умер отец, - отвечает ему Елена. Причину смерти мы не знаем, но именно это событие становится водоразделом фильма. После него Лена как бы начинает задумываться о Володе, смотрит на него другими глазами. Он, конечно, выглядит как идеальный кандидат: умный, много друзей, нежадный. Но при этом Алик, друг Володи, в середине фильма описывает его так - «антимагнитен, морозоустойчив, водонепроницаем, антикоррозиен, тугоплавок. не сгорает в плотных слоях атмосферы».

Развязкой фильма является разговор Лены и Володи, он как бы с позиции долженствования зовет ее замуж, но она ему отказывает со словами:

.Сказала, что ты добрый, ты не пьющий, не бабник, не лишен чувства юмора, у тебя легкий характер, ты не трус. Понимаешь, я, наверное, никогда не могу объяснить, что, несмотря на все твои прекрасные качества, я не пойду за тебя замуж.

Вся эта история довольно типична: взгляды Лены видоизменяются в процессе фильма.

Отдельного внимания стоят второстепенные персонажи. Лена живет со своей мамой в коммунальной квартире, отец Лены совсем не показан зрителю, мы лишь узнаем о его смерти. Компания Лены - друзья Володи. Они вместе проводят время, из всей группы самые яркие герои - Владик и Алик. Владик как будто одна «Большая советская энциклопедия»: очень эрудирован и бесконечно сыплет фактами. Алик - бард, в прошлом фронтовик, стоит отдельного анализа, это мощный архетип.

Строго говоря, рефлексия на тему войны занимает отдельное место в кино времени оттепели. Молодым режиссерам приходилось искать новый киноязык. Если кинематограф 1920-1930-х гг. подвергался цезуре и должен был отвечать главной соцреалисти-ческой повестке, то обо всем приходилось говорить шепотом, все

Крах среди ясного неба [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4722093 (дата обращения: 22.08.2021).

2

большие киновысказывания запрещены. В первой редакции фильма был эпизод с рассказом об адвокате, который в 1937 г. добился оправдания репрессированных людей, но в финальный монтаж он так и не был включен, так как оказался раскритикован редакционной коллегией.

После развенчивания культа личности Сталина приходилось по-новому говорить о большой травме, сформированной Второй мировой войной. Были сняты фильмы, где война - центральный «герой», такие как «Иваново детство» Андрея Тарковского (1962), «Летят журавли» Михаила Калатозова (1957), документальный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965). Кино помогало людям коллективно проживать травму, которую оставила после себя разрушительное, центральное событие XX в.

В фильмах М. Хуциева война - не центральный «персонаж», он как бы не ставит ее во главу своего кинонарратива, но в то же время не обходит событие стороной. Так, в фильме «Застава Ильича» к Сергею во сне приходит его отец, погибший во время войны. Между ними происходит диалог: сын больше никогда не увидит своего отца. А главные герои являются советскими «битниками», такой аналог потерянного поколения, скроенного советскими реалиями. В «Июльском дожде» персонаж, который вобрал в себя военную травму - это Алик. Он поет военные песни под гитару, сам он бывший фронтовик. Когда он поет песни, все слушают его. В этой сцене как раз показана эта травма, которая теперь есть у каждого человека3.

В финальной сцене фильма «Июльский дождь» мы видим совсем разных людей, и мальчиков, и юношей, и молодых людей, и пожилых, которые отмечают День победы около Большого театра в Москве. Камера скользит между персонажами, переключаясь на крупные планы лиц людей. Лена как бы наблюдает за ними со стороны.

С другой стороны, Алик - главный бард в компании молодых людей. В 1960-х годах зарождается новое направление в музыкальной сфере - бардовская песня. Роль Алика исполнил поэт, певец, писатель, журналист, актер Юрий Визбор. Вообще, стоит отметить музыкальное сопровождение: в фильме звучали песни Б. Окуджавы, квинтет Д. Шостаковича, финал 6-й симфонии С. Прокофьева, симфония из партиты № 2 И.С. Баха в исполнении ансамбля "The Swingle Singers", канкан Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду», песни в исполнении Б. Кросби и Л. Утесова4. В самом начале фильма, вместе с титрами, мы слышим, как играет радио и кто-то его переключает, пытаясь найти нужную волну. Музыкальное сопровождение в фильме довольно разнообразное: от классиков до бардов под гитару. Это тоже новое веяние, характерное для фильмов «новой волны».

Герои фильма - молодые люди, которым около тридцати, они проводят досуг, танцуют под зажигательный джаз и твист. Подобная музыка не была одобряемой, а впоследствии жестко цензуриро-валась властью. Эпизоды с музыкой критиковались редакционной коллегий «за излишнее мещанство». «Мы не обвиняем интеллиген-

Характерна история празднования Дня Победы. Как известно, в 1945-1947 гг. 9 мая являлся нерабочим днем, но указом Президиума Верховного совета СССР от 23 декабря 1947 г. выходной был отменен и вновь возвращен только в 1965 г. Между Парадом Победы 24 июня 1945 г. и следующим майским парадом 1965 г. - двадцатилетнее временное расстояние. Венгеровский Б. «Просто надо подойти ближе других». Воспоминания звукорежиссера (Беседу ведет Тамара Сергеева) // Искусство кино. 2003. № 12 (декабрь). С. 117-118.

3

4

цию, а хотим сказать об интеллектуальном мещанстве»5. Согласно официальной установке, советская интеллигенция должна представлять силу рабочего класса, а не быть осколком мелкобуржуазного порождения. Вообще заявка на фильм, поданная в 1964 г., несколько раз пересматривалась редакционной коллегией. В прокат фильм вышел относительно небольшим тиражом: по кинофильму «Июльский дождь» поступили заявки на потребление от 8 республик, составляющее 164 копии6.

Отдельное внимание стоит обратить на то, как снят фильм. Оператором фильма стал Герман Лавров. Марлен Хуциев преимущественно не использует статичные кадры, за исключением важных сюжетных опорных точек, например, сцена, где Лена отказывает Володе в замужестве. Панорамные кадры нестатичны, создается ощущение парящей камеры. Зрители как будто существуют внутри фильма, мы идем и смотрим на Москву вместе с героями картины. Первая сцена с титрами сразу погружает нас внутрь происходящего.

Но редакционная коллегия не одобрила такое большое количество кинокадров с видами города, поэтому Марлену Хуциеву пришлось вырезать некоторые панорамные виды. Но, даже несмотря на это, зрители идут по Москве. В этом фильме город людный, но нединамичный, как, например, в фильме «Я шагаю по Москве», где герои используют быстро развивающийся тогда вид транспорта - московское метро. Герои фильма «Июльский дождь» не ездят на метро, мы видим лишь трамвайную сетку. В сцене, где у Лены умирает отец, главная героиня провожает Володю до трамвая. Москва - больше не главный герой фильма, а скорее декорация.

Отдельного внимания стоят взаимоотношения Лены и Жени. Зритель видит Женю лишь в начале фильма. Их взаимоотношения развиваются через телефонную трубку: Женя звонит Лене. Их общение носит эпизодический характер, разговоры непродолжительные. К концу фильма Женя так и не забрал свой плащ. Об их взаимоотношениях мы не знаем практически ничего: они пересеклись лишь в самом начале. Их отношения находятся за скобками, и приведут ли они к чему-нибудь, зритель не знает, а может лишь додумать. Это не большая влюбленность юных людей, как в фильме «Я шагаю по Москве» или «Застава Ильича», и не любовь двух взрослых людей, как в фильме «Весна на Заречной улице», заканчивающемся хеппи-эндом. Это вообще мало про любовь, потому что Володе сложно любить Лену, а Лена к концу фильма понимает, что больше не любит Володю. Это фильм про жизнь обычных людей, скорее, антология жизни, чем любовная мелодрама.

«Июльский дождь» - деконструкция смыслов. Этот кинофильм предвосхищает эпоху застоя. Нет явного намека на счастливое будущее, вообще в фильме мало намеков и полутонов, финал открытый. Марлен Хуциев рассказывает о своих героях откровенно, хотя и несколько трагично. Многие кинокритики приходят к выводу о том, что «Июльский дождь» закрывает плеяду оттепельных фильмов. Перемены чувствовались уже тогда, оттепель закончилась, начался застой, но вместе с тем огромное количество символом и знаков хранятся в дублях кинокартин.

Заключение сценарной редакционной коллегии VI творческого объединения по литературному сценарию «Июльский дождь / Июльский дождь»: Дело фильма. Ч. 1 // Архив «Мосфильма». Арх. № 2045. «Июльский дождь»: Дело фильма Ч. 2 // Архив «Мосфильма». Арх. № 2046.

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.