УДК 17.02
DOI: 10.24412/2713-1033-2024-3-07-23
А. Е. Зимбули
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]
ПРЕДАТЕЛЬСТВО: ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
И реальная история, уходящая в века, и новейшая история, продолжающая разворачиваться в наши дни, и самонаиразные мифы-сказания содержат такое множество ситуаций ПРЕДАТЕЛЬСТВА, что даже удивительно, что до сих пор не создана «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА», которая в систематизированном виде представляла бы участников и свидетелей данного вида взаимоотношений. Автор в предлагаемом тексте фокусирует внимание на этических ракурсах предательства, рассматривая его через обобщенную структуру ситуации: КТО, КОГО, КОМУ предает, каковы ОБСТОЯТЕЛЬСТВА происходящего, в чем оно КОНКРЕТНО состоит, каковы ПЕРЕЖИВАНИЯ взаимодействующих субъектов, как они, прежде всего сам Предатель, ОСМЫСЛИВАЮТ события, каковы ПОСЛЕДСТВИЯ предательства. И очень хотелось бы надеяться, что приводимые размышления помогут противостоять данному нравственному злу, минимизировать его разрушительные последствия.
Ключевые слова: межсубъектные взаимоотношения, предательство, «энциклопедия предательства», обобщенная ситуация предательства, этический анализ.
Ссылка для цитирования: Зимбули А.Е. Предательство: этические аспекты // Социальные нормы и практики. 2024. № 3. С. 7-23. DOI: 10.24412/2713-1033-2024-3-07-23.
А. Е. Zimbuli
Herzen State Pedagogical University of Russia St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected]
BETRAYAL: ETHICAL ASPECTS
Both historical accounts spanning centuries and modern events, as well as various myths and tales, contain such a multitude of instances of BETRAYAL that it is surprising an "ENCYCLOPEDIA OF BETRAYAL" has not yet been created, which would present in a systematic form participants and witnesses of this type of relationship. The author in the proposed text focuses on the ethical perspectives of betrayal, considering it through the generalized structure of the situation: WHO betrays, WHO is betrayed, TO WHOM is being betrayed, what are the
CIRCUMSTANCES surrounding the act, WHAT it specifically consists of, what are the EXPERIENCES of the involved parties, how they, first of all the traitor himself COMPREHEND the events, what are the CONSEQUENCES of betrayal. The author expresses the hope that the insights provided in this text will contribute to mitigating moral evil and reducing the destructive impact of betrayal.
Keywords: intersubjective relationships, betrayal, "Encyclopedia of betrayal", generalized situation of betrayal, ethical analysis.
For citation: Zimbuli A.E. (2024) Betrayal: ethical aspects. Social norms and practices. No. 3. P. 7-23. DOI: 10.24412/2713-1033-2024-3-07-23.
Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»1
Друзей за деньги купить нельзя, а продать можно.
Ф.Г. Раневская2
А ведь и измена требует определенного рода решимости.
А.Е. Зимбули
Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу.
Тацит3
Введение
Начать можно с самого безобидного. В одном из довольно знаменитых номеров КВН изображены ребятки из детского сада «Яблочко». Их выступлением руководит воспитательница, которая, среди прочего, декламирует:
Вот выходит Аркашечка, Аркаша не репетировал, Стекло разбил в группе, Думал, я не узнаю...
Но я-то все узнала: Сережа молодец!4
Смех смехом, но с самых малых лет нам знакомы ситуации, которые можно обозначать словами: Донос, Стукачество, Подстава, Измена, Предательство. Ситуации эти имеют богатейшее разнообразие наполнения.
1 Рылеев К.Ф. Полное собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1971. С. 155.
2 Раневская Ф.Г. Все афоризмы. М.: Яуза-пресс, 2019. С. 209.
3 Федоренко Н.Т., Сокольская Л.И. Афористика. М.: Наука, 1990. С. 27.
4 Сережа Молодец. URL: https://ok.ru/video/64291670528 (дата обращения 28.09.24).
Настолько богатейшее, а зачастую столь жизненно значимое, что мне даже непонятно - ну как это до сих пор не существует «ЭНЦИКЛОПЕДИИ ПРЕДАТЕЛЬСТВА». В которой была бы представлена галерея реальных людей и выдуманных персонажей из мифов, легенд, сказок; литературных, театральных и киногероев. Представителей самых разных народов, веков, социального происхождения, мировоззрений. Разных сложившихся и не сложившихся судеб, самого разного прозвучавшего или утаенного социального эха, вынесенных оперативно или запоздало оценок этим героям. С разной степенью исповедальности сообщенных ими самооценок, состоявшимся или не состоявшимся раскаянием. В этой «Энциклопедии» были бы рассмотрены пословицы о предателях, систематизирована лексика, используемая для описания ситуации измены. Среди главных задач указанной «Энциклопедии» обязательно была бы разработка матрицы разновидностей предательства, с четким отграничиванием этого вида человеческого поведения от в чем-то сходных ситуаций - эмиграции, перехода на новую работу, смены футболистом спортивной команды, а то и страны, за которую он выступает. Даже без особого погружения в тему понятно, что загранкомандировка - это вовсе не предательство. А вот если во время этой деловой поездки командированный оказывается завербован или попросту начинает бранить свое начальство -справедливые нравственные вопросы к нему уже возникают. Известно краткое-выразительное высказывание Владимира Семеновича Высоцкого, прозвучавшее однажды во время общения с иностранными журналистами: «У меня есть претензии к властям моей страны, но решать я их буду не с вами»1. Даже если у кого-то есть сомнения в дословной точности цитаты, да в конце концов пусть оппоненты оспаривают авторство В.С. Высоцкого, - сама мировоззренческая позиция, и ее формулировка нравственно безупречны.
Кстати, если, обращаясь к теме предательства, заглянуть в Библию, то в ней мы не обнаружим не только слов ДВОЙНОЙ АГЕНТ, ИНОАГЕНТ, ДИССИДЕНТ, но и самого слова ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Да и слово ПРЕДАННОСТЬ ни в одном из библейских текстов не упоминается. Обобщающие абстрактные термины вообще возникают не вдруг. В упомянутой «ЭНЦИКЛОПЕДИИ», конечно же, будет хотя бы кратко проанализирована этимология ведущих терминов указанной предметной сферы. Кстати - термины не только возникают - их жизнь отнюдь не носит линейный характер: рождение ^ вхождение в обиход ^ уточнение-уподробнивание^ возникновение ветви науки. А могут термины и уходить в тень. Так, «Словарь по этике» последних советских лет содержал статьи «Коварство» и «Предательство», соответственно на страницах 132-й и 268-й [Словарь по этике, 1989]. Довольно краткие, но емкие, конкретные, полезные. Зато в издании постсоветских времен «Этика: Энциклопедический словарь» [Этика: Энциклопедический словарь, 2001] эти понятия почему-то составителей не заинтересовали. Зато нашлось место на
1 Высоцкий в США. URL: https:// http://rusila.su/2015/08/07/vysotskij-v-ssha/ (дата обращения 14.03.20).
^ г
страницах этой книги для трактовки таких терминов, как КАИВАЛЬЯ (~
г г
уединение), КАЛАМ (~ направление арабо-мусульманской философии), КАМАЛ
г г
(-совершенство), КАРМА (~ ценность поведения), КАРУНА (~ сострадание),
г г _ г_
КУШАЛА (~ благое действие), КШАНТИ (~ терпение); ПАПА (в буддизме - зло),
г __г
ПУНЬЯ (~ заслуга), ПУРУШАРТХА (~ цель человека). А давайте, заглянем в «Новую философскую энциклопедию» [Новая философская энциклопедия, 2010], что написано там о ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ? Открываю на букву «П», а вот уже и на буквы «ПР». Вижу объяснения понятий <ударений нет, уж не обижайтесь, пожалуйста!> ПРАЛАЯ, ПРАМА-АПРАМА, ПРАМАНА,
«ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ», ПРАМЕЯ, ПРАНА, ПРАСАНГИКА-МАДХЬЯМИКА, «ПРАСАННАПАДА», ПРАТИБХА, ПРАТИТЬЯ-САМУТПАДА,
ПРАТЬЯБХИДЖНЯ, ПРАШАСТАПАДА, ПРЕДЕЛОВ РОСТА ТЕОРИЯ, ПРЕДИКАБИЛИИ. Честное слово, мы не ошиблись, это Т.3 «Новой философской энциклопедии», изданный в Москве в 2010-м году [Новая философская энциклопедия, 2010: 325-329]... ПРЕДАТЕЛЬСТВО там так и не упомянуто. Честное слово - никогда ничего не имел против арабской и индийской мысли, но разве знакомясь с зарубежной музыкой или живописью нужно своих композиторов и художников забывать! Тем более - если мы дело имеем не с музыкой или живописью, а со всей вместе взятой жизнью и с отражающей ее родной речью. Еще куда ни шло - если б речь шла, допустим, о «крепостном праве», «рабовладении», или каких-нибудь «райкомах партии» -эти понятия можно было бы в справочно-философских изданиях объяснять с уточнением: «устарелое», «анахронизм». Но разве многоликое ПРЕДАТЕЛЬСТВО в постсоветское время исчезло из нашего обихода?! Разве слова ПЕРЕБЕЖЧИК, ДЕЗЕРТИР, ДВУРУШНИЧЕСТВО, ПЯТАЯ КОЛОННА канули в лету! Разве после трехсот спартанцев больше никто не погибал в результате чьего-то предательства? Разве Иуды и Геростраты остались в незапамятном прошлом, как динозавры или мамонты? Разве у всемирно известного клоуна Юрия Куклачева (кстати, уже в послесоветские времена!) не было ученика, который сбежал от учителя, присвоив несколько кошек и пытался выступать, выдавая себя за брата маэстро? Разве пару лет назад во время теленовостей не возникла в кадре «Первого канала» молодая особа, держащая плакат в поддержку Украины? Увы, в диссидентах и иноагентах, как их ни называй, никогда на Земле дефицита не было. А стало быть, если этика претендует на статус серьезной науки, изучающей людей, их поступки и взаимоотношения, ей не пристало фокусировать внимание исключительно на историко-философских сюжетах, но придется всматриваться-вдумываться и в сегодняшние проявления добра и зла.
Предательство, по факту, продолжает существовать в самых разных обличьях, и его, стало быть, кому-то придется изучать. «ЭНЦИКЛОПЕДИЮ ПРЕДАТЕЛЬСТВА» вряд ли инопланетяне за нас напишут. И очень маловероятно, что в ней будут содержаться исключительно материалы художественных метафор и прошедших веков.
О сути предательства
Итак, сейчас речь не вообще о терминах и их судьбе, а о сути того, что называют предательством. В частности, о нравственно-психологических и нравственно-ценностных аспектах данного явления. Вот несколько пословиц разных народов на затрагиваемую тему.
Благородным становятся, а не рождаются (кубинская) (согласимся, очень маловероятно, что предатель - это психотип, которого можно распознать с первых его звуков и жестов после появления на свет).
В огне, который зажигает грешник, сгорает праведник (сомалийская) (предательство в очень редких случаях оказывается сфокусированным-зауженным исключительно на судьбу самого предающего).
В темнице враги становятся друзьями (персидская) (обстоятельства жизни могут так серьезно измениться, что происходит так называемая «переплавка» характера, смена ценностных ориентиров. Что же касается возникающей в темнице дружбы - еще большой вопрос: в какую сторону эта дружба людей поведет по окончании срока заключения).
Вдова резва, как лошадь, сбросившая седока (малайская) (тема, можно сказать, «симметричная». Жаку Дю Лорану принадлежит эпитафия: «Здесь спит моя супруга. Ах какой / И ей покой, и мне покой!»1).
Вырасти воронят, и они тебе глаза выклюют (колумбийская) (эта пословица будет гораздо круче той русской, которая подмечает, что одна мать заботится о семерых детях больше, чем семь детей об одной матери. Однако при всей нарочитой жестокости колумбийская пословица фокусирует наше внимание не на факте детской неблагодарности, а на ответственности родителей за то, какими становятся их дети).
Где деньги, там и дьявол недалеко (сербская) (судьба предлагает нам «испытания на прочность» - в том числе нуждой, подкупом).
Говорящий на двух языках стоит двоих (французская) (в военное время двуязычие может иметь стратегическое значение, но бывает чревато и опасностью для соотечественников билингва).
Голову сложи, а верность сохрани (афганская) (бесхитростная установка -понятна многим, а многим ли посильна?).
Делай добро и не спрашивай, для кого оно (колумбийская) (очень неосторожный совет, не учитывающий того, в каких конфликтных взаимоотношениях могут оказаться наши окружающие. Конечно же, риск оказаться коллаборационистом, пособником врагу нужно по возможности минимизировать).
Доносчику - первый кнут (русская) (хлестко, выразительно, с исторической подоплекой - и подчеркнутым смыслом: информатор для нашей традиции не в чести).
1 ...Острый галльский смысл. Пять веков французской фривольной поэзии. СПб.: Информационно-издательское агентство "ЛИК", 2003. С. 290.
Если в полдень царь скажет, что сейчас ночь, то подивись на звезды (персидская) (даже людям, не жившим при шахском дворце, может быть понятен подобный совет, если рядом с человеком его жена в состоянии беременности или гостящая у него теща)
Если жена не предана своему дому, то дом пропадет (абхазская) (про мужчин и говорить не приходится. Нашу недавнюю Родину Советский Союз, как выясняется спустя годы, старательно хоронил Михаил Сергеевич Горбачев, и был он в этих стараниях политической элиты далеко не одинок).
Если женщина выходит замуж, то она меняет внимание многих мужчин на невнимание одного (итальянская) (очень тонкий сюжет - сходный с ситуацией, когда молодой человек поступает в вуз или начинает какое-то серьезное профессиональное восхождение - тем самым обижая дефицитом внимания многих своих близких).
Если с женой не повезло - разведись, друзья предали - застрелись (абхазская) (нет у меня статистики, но подозреваю, что очень редко люди склонны, что называется, ставить даже самые жизненно важные вопросы ребром).
Изменивший друг хуже врага (колумбийская) (ни прибавить, ни убавить).
И с миллионной армией, что с голыми кулаками, если заведется один предатель (корейская) (тем страшнее, если этот предатель не какой-нибудь новобранец-рядовой, а, допустим, генерал Власов или же генерал Калугин).
Искренний вздох лучше лицемерной молитвы (датская) (да, лицемерие -это, можно прямо сказать, предательски разрушительная установка).
Как бы корова ни сердилась на теленка, все равно за него заступится (армянская) (напрашивается сравнение: библейская история про блудного сына).
Коль отец пропьет лошадь, сын пропьет телегу (финская) (не исключаю, что у какого-то народа есть, хотя пока мне не попалась на глаза, пословица о том, что если отец изменил матери, то сын изменит родине).
Кто может лизать, может и кусаться (французская) (на Востоке широко известна пословица «Руку, которую невозможно укусить, придется лизнуть». Увы, она реально отражает довольно многое из того, как складываются отношения в самой большой политике).
Кто хочет быть вольным, в плен не сдается (кубинская) (можно предположить, что речь у сдающихся в плен идет не о воле, а, вероятно, о жизни и смерти).
Лучше «стучать», чем перестукиваться (русская) (да - взгляды на заинтересовавшую нас ситуацию существуют полярные, однозначности здесь нет в помине. Неспроста даже в официальных сообщениях можно услышать, что задержанный «пошел на сделку со следствием», это выражение скорее отражает оценку не органов правосудия, а подельников задержанного).
Лучше худо исполнять свой долг, чем хорошо - чужой (индийская) (очень сильная мысль о верности своему жизненному пути, призванию).
Не выноси сор из избы (русская) (очень красивая метафора, с доходчивым смыслом, даже с двумя смыслами: не нужно о проблемах своей общности
болтать всему свету, поскольку 1. у окружающих людей своих проблем хватает, 2. недоброжелатели смогут использовать ваши слабинки и вам навредить).
От болезни можно избавиться, от привычки - нет (уйгурская) (о том, что привычка - вторая натура, утверждали Аристотель, Цицерон, Августин).
Рана, нанесенная другом, долго не заживает (африканская, гирьям) (прямая аналогия - с войнами, самый жуткий вид которых - гражданские).
Религия сильных мира состоит обычно в том, чтобы служить богу, не досаждая дьяволу (шведская) (примеры службы «нашим и вашим» можно множить и множить).
Тигр по одной тропе не ходит, мужчина не нарушает данное слово. (китайская) (в самые разные эпохи самые разные народы уважали людей, которые умели быть хозяевами своего слова).
Треснувшую дружбу можно склеить, но она никогда уже не будет прочной (английская) (что-то мне подсказывает, что холодные, погруженные в себя люди не очень-то срастаются душами с теми, кого именуют друзьями).
Человек в трудную минуту любовника матери отцом назовет (курдская) (оох, прямо жуть, какие повороты судьбы бывают схвачены в пословичных наблюдениях!).
Что хранить отдал, тому уже наполовину не хозяин (японская) (этому наблюдению можно приискивать подтверждения и прямые, с каким-нибудь ломбардом, залогом, и расширительно-метафорические - с детскими интернатами и выдачей дочерей замуж).
Повторяю: острота, значимость, разноракурсность проблемы предательства для народной мудрости, выраженной в пословицах, очевидна. Немало существенного высказано на эту тему видными мыслителями. Аристотель не выделяет для нее специальной книги, но по разным поводам и с разных ракурсов ее освещает. Так, например, он указывает: «приучаясь презирать опасности и не отступать перед ними, мы становимся мужественными, а став такими, лучше всего сможем выстоять» [Аристотель, 1983: 81]. Приведу еще две-три цитаты. Так, мыслитель констатирует: «Есть люди, которые крепко держатся своих взглядов [...], т. е. это такие, кого трудно убедить [...] и нелегко заставить изменить убеждения» [Аристотель, 1983: 208]. Прямо и четко он пишет: «быть богатым - удовольствие, но только не ценой предательства» [Аристотель, 1983: 231]. И наконец, упоминает вот какое хитросплетение обстоятельств: «Расторгая [дружбу с неисцелимо порочным, человек] не делает, видимо, ничего странного, ведь другом он был не такому, [а прежнему], и вот, будучи не в состоянии спасти изменившегося друга, он от него отступается» [Аристотель, 1983: 249]. Но целостного объяснения предательства как такового и нравственно выверенных вариантов отношения к нему Аристотель нам не оставил.
Не задавался целью подробно описать измену-предательство Августин, но, разумеется, когда всматривался в собственную душу, ищущую веры и правды, то раз за разом касался интересующей нас темы. Приведу несколько выразительных фраз.
«Я не любил Тебя, я изменял Тебе, и клики одобрения звенели вокруг изменника» [Августин, 1991: 66].
«"Вернитесь, отступники, к сердцу" и прильните к Тому, Кто создал вас» [Августин, 1991: 114]. «И Ты, Господи, не давал мне передохнуть в тайниках сердца моего: в суровом милосердии Своем бичевал Ты меня двойным бичом страха и стыда, чтобы я опять не отступил [...]» [Августин, 1991: 208].
«И чем ближе придвигалось то мгновение, когда я стану другим, тем больший ужас вселяло оно во мне, но я не отступал назад, не отворачивался; я замер на месте» [Августин, 1991: 208]. Могу признаться - мне с Августином везет. Читаю - и радуюсь пронзительным признаниям, тонким наблюдениям, созвучиям. Но поскольку только «заглядываю в гости», а не засиживаюсь там, то и автору не слишком досаждаю, и сам от него не утомляюсь. Вот и в этот раз спешу взять другую книгу. Точнее - трехтомник М. Монтеня, «Опыты» [Монтень, 1992]. Тоже очень люблю вчитываться в оригинальные рассуждения этого самобытнейшего мыслителя - россыпь занимавших его тем впечатляет: ГНЕВ, ДОБРОДЕТЕЛЬ, ЖЕСТОКОСТЬ, ПРАЗДНОСТЬ, РАСКАЯНИЕ, СЛАВА, СОВЕСТЬ, СУЕТНОСТЬ, УМЕРЕННОСТЬ... Прямо глаза разбегаются! Но отдельная тема ПРЕДАТЕЛЬСТВО не вдохновила автора на специальное эссе. Да, по ходу рассуждений над другими вопросами он нередко с разных ракурсов затрагивает данную тему, так что в уже не раз упомянутой «Энциклопедии предательства» вполне могла бы поместиться статья о взглядах М. Монтеня на ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Мне сейчас будет достаточно только самым сжатым образом сослаться на те цитаты, где напрямую говорится о предательстве.
Обитатели Молуккских островов (современная Индонезия) перед объявлением войны извещали неприятеля, кто-то сегодня сказал бы - «следуя абсолютной транспарентности» - обо всех подробностях сил и средств: сколько воинов, каковы их снаряжение, оборонительное и наступательное оружие. «Однако, если, невзирая на это, неприятель не уступает и не идет на мирное разрешение спора, они не останавливаются ни перед чем и полагают, что в этом случае никто не имеет права упрекать их в предательстве, вероломстве, хитрости и всем прочем, что могло бы послужить средством к обеспечению легкой победы» [Монтень, 1992а: 25-26]. <не хотели по-хорошему - получайте по-плохому!>
Жители соседнего для Монтеня городка Мюссиана «жаловались на предательство, ибо во время переговоров, условившись о перемирии, они подверглись внезапному нападению и были разбиты наголову. Подобная жалоба в другой век могла бы, пожалуй, вызвать сочувствие. Но, как я говорил выше, наши обычаи не имеют больше ничего общего с правилами былых времен. Вот почему не следует доверять друг другу, пока договор не скреплен последней печатью; да и при наличии этого, чего не случается!» [Монтень, 1992а: 27-28]. <новейшая история щедро дополняет примеры такого рода - достаточно назвать уже подписанные было в начале 2022 года соглашения между Москвой и Киевом, или то, что происходит в наши дни вокруг Сектора Газа>
«Маркиз Салуцкий нередко с горестью говорил своим приближенным о несчастьях, неотвратимо нависших, по его мнению, над французской короной, а также о своих французских друзьях. В конце концов, он поднял мятеж и переметнулся к врагу, что оказалось для него величайшим несчастьем» [Монтень, 1992а: 43] <тут я бы отметил только один момент: есть ведь разница между тем, кто переметнется к врагу - смерд или князь>.
Следующая цитата важна уже не в политическом, а в нравственно-психологическом и педагогическом ключах: «Для матерей нередко бывает забавою смотреть, как их сыночек сворачивает шею цыпленку и потешается, мучая кошку или собаку. А иной отец бывает до такой степени безрассуден, что, видя как его сын ни за что ни про что колотит беззащитного крестьянина или слугу, усматривает в этом добрый признак воинственности его характера, или, наблюдая, как тот же сынок одурачивает, прибегая к обману и вероломству, своего приятеля, видит в этом проявление присущей его отпрыску бойкости ума. В действительности, однако, это не что иное, как семена и корни жесткости, необузданности, предательства; именно тут они пускают свой первый росток, который впоследствии дает столь буйную поросль и закрепляется в силу привычки» [Монтень, 1992а: 117-118]. <замечу от себя - эти дурные качества самым естественным образом могут быть направлены и против недальновидных родителей. Колумбийская пословица про воронят не на пустом месте возникала!>
Ну и еще одну цитату приведу, адресованную уже людям, склонным к физическому самоистязанию. «Наше тело - пишет Монтень, - призвано служить не только нам, но также и богу и другим людям; поэтому умышленно терзать его столь же недопустимо, как и лишать себя жизни под каким бы то ни было предлогом. Уродовать и калечить бессознательные и непроизвольные отправления нашего тела ради того, чтобы избавить душу от необходимости разумно руководить ими, значит проявлять большую трусость и предательство» [Монтень, 1992Ь: 208]. <эту мысль я, полагаю, не мешало бы принять во внимание тем, кто нынче или впадает в так называемую анорексию, или протыкает свое тело разными железками>
Этические аспекты предательства
Итак, не буду отнимать хлеб у будущих составителей «ЭНЦИКЛОПЕДИИ ПРЕДАТЕЛЬСТВА», и уже обращусь к заявленной сфокусированной теме - а именно к этическим аспектам данного явления. В качестве рабочего определения - чтобы не загораться уводящими в сторону критическими настроениями относительно классовых, партийных, государственных интересов, - да будет позволительно опереться на самые первые слова из соответствующей статьи «Словаря по этике»: «Предательство - нарушение верности общему делу» [Словарь по этике, 1998: 268]. Плюс, пожалуй, не помешают несколько слов, которыми Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Словаре» определяет, что такое Предатель: «изменник, вероломец, крамольник, лукавый и облыжный человек, душепродавец» [Даль, 1956: 384]. Ну, а всматриваться в означенную
ситуацию будем, отталкиваясь от ее ключевых моментов: КТО, КОГО, КОМУ предает, каковы ОБСТОЯТЕЛЬСТВА происходящего, в чем оно КОНКРЕТНО состоит, каковы ПЕРЕЖИВАНИЯ взаимодействующих субъектов, как они, прежде всего сам Предатель, ОСМЫСЛИВАЮТ события, каковы ПОСЛЕДСТВИЯ предательства.
КТО. Совершенно очевидно, что субъектом, автором предательства может считаться кто бы то ни было свободный, разумный, отдающий себе отчет в том, что его действиям присуще не только сиюминутное значение, но они могут иметь последствия - как для него самого, так и для кого-то еще. Про такие имена, как Алкивиад, Брут, старший сын Александра Невского Василий, российский пилот Виктор Беленко, про разных дезертиров-перебежчиков и неплательщиков алиментов в будущей «Энциклопедии» материал будет представлен богатейший. Кстати, хотя указывалось, что слова «предательство» Библия не содержит, персонажей, действовавших по данному алгоритму, на ее страницах оказывается немало. Далила - предала любящего ее Самсона на расправу его врагам, братья Иосифа вообще за какие-то гроши продали его в египетское рабство. Об учениках Христа в роковую ночь можно было бы не говорить - один (Иуда) не только за тридцать сребреников продал, но и коварным поцелуем помог страже определить, кого именно нужно хватать; другой (Петр) трижды публично отрекся; остальные - трусливо разбежались. Да и не мешает помнить про самого-самого серьезного отступника, о котором упоминает Библия, - это, конечно Дьявол. Но я не буду соперничать по этому поводу с богословами, обобщу: для субъекта предательства наиболее значимыми нравственно-ценностными характеристиками выступают СВОБОДА, СОЦИАЛЬНЫИ СТАТУС, ДОСТОИНСТВО.
КОГО. Однажды слышал историю про находчивого водителя где-то в Зимбабве. Ему нужно было перевезти 20 пациентов психлечебницы из одного города в другой. Где-то на полпути он вышел утолить жажду в придорожном ресторанчике. Уж что он там пил и чем закусывал - неведомо, но, когда вернулся в автобус - обнаружил его пустым. Не растерявшись, он подъехал к ближайшей остановке, и набрал нужное число пассажиров, пообещав им бесплатную доставку. А прибыв на место заявил, что его пациенты - большие фантазеры. Только через три дня ситуацию удалось разрулить. Правда, там не сообщалось, отыскались ли настоящие пациенты1. В общем - по факту, водитель подвел-предал и 20 пациентов, и 20 случайных пассажиров, и не в хорошем свете выставил автопарк. Надо ли говорить, что эта история еще далеко не самая страшная.
Из отечественных событий начала 20-го века нам известно так называемое «Кровавое воскресенье» (1905 г.), когда поп Гапон привел многотысячную манифестацию к Зимнему дворцу. А уже в самом конце века (3 октября 1993 г.) толпа протестующих пыталась прорваться в Останкинский телецентр. Лет с тех
1 Находчивый водитель. ЦКЪ: https://pikabu.ru/story/nakhodchivyiy_voditel_1275953 (дата обращения 22.10.24).
пор прошло меньше, и, хотя много участников трагических событий еще живы, выделить кого-то персонально наиболее ответственным за кровопролитие, как Георгия Гапона, пока не представляется возможным. Но факт остается фактом. Сотни и тысячи доверчивых-отзывчивых-активных граждан становятся заложниками, а то и жертвами чьих-то политических игр. Причем для громких трагедий не всегда даже нужны пулеметы и автоматы. В 1978 году в далекой от нас Гайане сторонники секты Джима Джонса совершили массовое самоубийство - более 900 человек добровольно приняли яд цианид1.
И примеры политические дополню двумя уже из других сфер. Один - из далекой древности. В 395-м году до н.э. скончался знаменитый спартанский полководец Лисандр. И когда выяснилось, что он был бедным человеком, то женихи его дочерей отказались от них. Впрочем, замечу от себя: никаких подробностей не ведаю, но разве даже не к лучшему для молодых спартанок стало то, что они не связали свою жизнь с теми молодыми людьми, кого больше всего занимали вопросы собственности. Ну и еще один пример - тоже бескровный. Однажды довелось мне в интернете увидеть ролик, где два приятеля привели и буквально вытолкнули на сцену своего товарища. Шел какой-то творческий конкурс, и смотреть на неловкие танцевально-гимнастические движения паренька было даже не смешно. Сидевшее за столом жюри в недоумении переглядывалось, а стоящие за занавесом двое приятелей доверчивого конкурсанта злорадно потирали руки и прыскали со смеха над незадачливым своим товарищем. Предостережение от излишней доверчивости -слова: «Берегитесь лжепророков» - были произнесены Христом в Нагорной проповеди. Только вот как определить разумную меру ДОВЕРЧИВОСТИ и ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ между крайностями ЛЕГКОВЕРНОСТИ и ПАРАНОЙЕЙ - каждый раз остается вопросом.
КОМУ предает. Вспомнилась старая грустная история из школьной жизни. Когда мы учились классе в пятом, на втором этаже был выкрашен коридор. И какой-то хулиганистый пацан вечером оставил на стенке несколько следов правой ноги, на высоте примерно метр от пола. Поутру нас выстроили на линейку, учителя-завучи произнесли грозные слова и стали по одному вызывать нас в учительскую. Когда настала моя очередь, у меня проверили подошвы моей обуви - следов краски там не было. - «Так значит, это следы оставлял не ты?» -«Конечно не я!» - «А не знаешь кто?» - «Нет-нет, не знаю!» - «А можешь поручиться за одноклассников?» - «Конечно, могу. Ой, а вот за Борю Леонова -не могу». И с ужасом выбежал в коридор, где одноклассникам признался в своей неосторожной реплике. Два дня мне в классе был бойкот, потом все рассосалось и даже забылось. Это уже сейчас, много лет спустя, мне приходят в голову мысли: 1. не нужно ли было мне заявить, что на вопросы буду отвечать только в присутствии личного адвоката? 2. а ведь наверняка именно в такой форме вопросы задавались не только мне, а признался в своей неосторожности только
1 Самое массовое самоубийство XX века. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2347175 (дата обращения 23.10.24).
я... КОМУ, в самом общем виде, это, наверное - или тот, за кого предающий субъект хочет вступиться (~ берегись, на тебя готовится покушение), или тот, перед кем собираются выслужиться (~ а вот Семенов пишет на партах), или просто инстанция, способная положить конец каким-то злоупотреблениям (версия, в какой я впервые услышал историю про Павлика Морозова, звучала примерно так: соседи-крестьяне голодали, а у дяди и дедушки Павлика в подвале были заготовлены запасы зерна для спекуляции). Для этого компонента ситуации, стало быть, наиболее важны характеристики АВТОРИТЕТ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Представим себе такую сценку. Заканчивается открытый урок. Проверяющие-гости хвалят, благодарят, поздравляют учеников. И вдруг кто-то из школьников говорит: «А вчера, когда мы в третий раз репетировали, было еще лучше». Грустно и смешно. Показуха - явление очень малорадостное и малополезное. Но куда драматичнее самонаиреальное предательство, которое случается во время войн. Николай Дмитриевич Козлов в одной из своих публикаций приводит сведения о том, например, как в Литве проходили повсеместно торжества по случаю взятия французами Москвы, а в Смоленске нашлись православные священники, которые встречали Наполеона со всевозможными знаками покорности [Козлов, 2012: 46]. Что поделать, в семье не без урода! Помню, как пронзительно было читать фундаментальный труд Сергея Викторовича Ярова «Блокадная этика» [Яров, 2011], где автор сообщает нам объективную картину того, что происходило в осажденном Ленинграде. Кто-то из последних сил сражался с врагами, работал на народное хозяйство, а кто-то - во время бомбардировки пускал осветительные ракеты, указывающие немцам направление для сброса бомб. Кто-то банально занимался собирательством антиквариата. Так или иначе, конечно же, преобладал героический, самоотверженный настрой, который помог городу и горожанам выстоять-победить. Но понимать объективную картину происходившего нужно со всеми ее плюсами и минусами.
И еще в данном пункте нужно обозначить вот какой сюжет. Эмигрант, переехавший с родины в другую страну, легионер-спортсмен, выступающий то за один, то за другой футбольный или хоккейный клуб, архитектор Огюст Монферран, создававший красоту Петербургу, это, пожалуй, космополиты в лучшем смысле этого слова. То есть - люди, приподнявшиеся над узконациональными интересами, но, надо подчеркнуть, не оборвавшие связи с исторической родиной. Таковы выдающийся писатель Иван Алексеевич Бунин, который стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии; итальянский тренер Лючано Спалетти, который помог российскому «Зениту» завоевать четыре высоких трофея; Людмила Белоусова и Олег Протопопов, которые много лет после переезда в Швейцарию продолжали дарить миру красоту фигурного катания; сегодняшний капитан «Зенита» бразилец Дуглас Сантос, получивший российское гражданство, - все это примеры КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОГО включения в обстоятельства.
КОНКРЕТНО в чем состоит предательство. Какие именно значимые ценности оказываются попранными. Информация о расположении стратегических объектов, химический состав проб, взятых у спортсменов, просто чье-то доверие или содержание присяги, произнесенной перед строем войсковой части. Можно продолжать и продолжать: обещание, озвученное в ЗАГСе, или обет, произнесенный перед аналоем; кровное побратимство или просто данное кому-то честное слово. Да разве ж обязательно нужны во взаимоотношениях клятвенные заверения или справки от нотариуса! Мы и вправду очень разные. Кто-то ни во что не ставит произнесенные клятвы (в числе них - «Гадом буду!», «Чтоб мне провалиться!», «Век свободы не видать!») («Не будь занудой!», «Я вчера была в другом настроении»), а кто-то испытывает жгучий стыд оттого, что подвел, обманул ожидания даже малознакомого человека. В силу этой неодинаковости, конечно, происходит немало нестыковок. Вспоминаю, как несколько лет назад наш известный футболист Андрей Аршавин на обиды болельщиков по поводу вялой-невыразительной игры футбольной сборной заявил: «Это ваши проблемы!». Но ведь ровно то же самое могла бы воскликнуть и какая-нибудь оперная певица, пустившая петуха в своей партии: «Ну - с кем не бывает! Это ваши проблемы, что вы ждали от меня безошибочного пения». Как хотите, для меня подобные высокомерные-бездушные реплики - это показатель крайней неуважительности к окружающим, непонимание собственной социальной роли и, можно сказать, социальная неполноценность. Могу признаться и в том, что с давних пор меня озадачивал сюжет старинной английской баллады «Вересковый мед»1, где, можно сказать, попросту капитулянтски ведет себя главный герой, пожилой медовар. Дабы сохранить секрет рецепта, он приносит в жертву собственного сына. Нет, чтобы вместе с ним сварить для захватчиков отраву... Война - она ведь требует не только харакири, но и активного противостояния. В целом данному компоненту ситуации соответствуют ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ, приносимая в жертву предателем. Доверие, дружба, государственная тайна, в случае с «Вересковым медом» - человеческая жизнь.
ПЕРЕЖИВАНИЯ взаимодействующих субъектов, прежде всего самого субъекта-предателя. Вряд ли где-то существует статистика, отслеживающая разнообразие и преимущественные эмоции 1) предателей, 2) предаваемых и 3) всех независимых наблюдателей. Но вряд ли мы ошибемся, если будем исходить из того, что ПРЕДАТЕЛЬ испытывает одновременно и негативные, и позитивные чувства (например, обиду, недовольство, растерянность, печаль, зависть, ревность, гнев, разочарование, вину, чувство униженного достоинства, попранной справедливости, злость, злорадство, ненависть, ярость, презрение) + (надежду, доверие, самоуверенность). Наверняка специалисты по спортивной психологии усмотрят в ситуации предательства сходство с тем, что происходит во время спортивного состязания - там ведь у участников тоже обязательно
1 Вересковый мед / пер. С.Я. Маршака. URL: https://www.culture.ru/poems/42985/vereskovyi-med (дата обращения 22.10.24).
самым тесным образом сплавляются жажда успеха, опасения по поводу удачливости соперника, уважение к его мастерству, упование на мудрость тренера, доверие массажисту, благодарность семье за поддержку, ну или желание всем доказать, всех опередить, всех поставить на место. Только вот принципиальная разница между ситуациями спортивного соперничества и предательства состоит уже в том, что спорт основывается (должен, во всяком случае, основываться) на честном-открытом противостоянии, тогда как при предательстве одна сторона заведомо активна, а другая может быть совершенно не проинформирована о происходящем. Потому и с переживаниями эта вторая сторона заведомо будет отставать по фазе. Впрочем, жизнь богата на варианты, и, например, в случае вербовки наибольшая инициатива принадлежит не предателю, а тому, кто его подкупает или берет на испуг. Да и страдающая сторона может быть не только поставлена перед свершившимся фактом, но, например, в некоторых людях существует заряд подозрительности, могущий доходить до параноидальной остроты. Не приведи Господь оказаться спутником жизни такого подозрительного ревнивца. Или подчиненным такого начальника, который опасается, что его «подсидят», сместят. В общем - переживания предаваемой стороны можно долго перечислять: например, обида, возмущение, гнев, ненависть, жалость к самому себе, недовольство самим собой по поводу произошедшего.
И для полноты картины нужно хотя бы кратко обозначить то, что в психологическом плане характеризует свидетелей-наблюдателей ситуации предательства: презрение, гадливость, возмущение, осуждение в адрес предавших, сострадание к пострадавшим, нежелание всматриваться в подробности гадкой истории, надежда, что подобных ситуаций в жизни должно быть как можно меньше, и пусть бы они происходили как можно дальше. Кстати, не исключен и вариант злорадства. Про данный компонент ситуации логичнее всего сказать, что здесь от взаимодействующих субъектов требуется КУЛЬТУРА ЧУВСТВ.
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕГО. Понятно, что в данном пункте речь должна идти не только и не столько просто об отражении событий в сознании действующих и наблюдающих людей (отражение дает и зеркало), сколько о всматривании-вдумывании-понимании, о по возможности объективной оценке происходящего. Не только должны быть подобраны слова для обозначения поступков и ролей, но и взвешены обстоятельства, испытания и искушения, вскрыты мотивы, старания взаимодействующих субъектов. Осмысление должно быть нацелено не на поиск внешних факторов, оправдывающих измену, не на приведение еще более страшных примеров, а на объективную оценку того, что имело место. Здесь следует обратить внимание на различие между реальным и кажущимся предательством, завышенным и сниженным уровнем требований к поведению человека. Очень полезна для нравственной оценки хрестоматийная констатация, предложенная Б. Паскалем: «Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками» [Паскаль, 1994: 374]. Взвешенная оценка должна учитывать и
фактические поступки+взаимоотношения, и отношение к ним общающихся субъектов. Условно говоря, Иуда, предавший Христа и повесившийся, заслуживает не ровно такого же отношения, как если бы он эмигрировал в Великую Армению или Месопотамию и продолжал там писать пасквили на своего Учителя. И понятно, не тождественны в оценке предательство по недальновидности или по неосторожности - и предательство обдуманное, основанное на зависти и злобе. Согласитесь, ну очень по-разному звучат глаголы «купиться» и «продаться». Хотя по большому счету мне трудно сказать, что хуже - измена из-за трусости или из-за жадности. Что хуже - чума или холера? Пожалуй, главное-обобщенное, что должно характеризовать данный параметр рассматриваемой ситуации предательства, это ОБЪЕКТИВНАЯ НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПРЕДАТЕЛЬСТВА и ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ НЕГО УРОКИ.
ПОСЛЕДСТВИЯ предательства - для всех участников событий: для Предателя, для Жертвы, для Выгодоприобретателя и для Окружающих. Попробуем вкратце обозначить основные варианты. В анонсированной на первых страницах, но давно не упоминавшейся «ЭНЦИКЛОПЕДИИ ПРЕДАТЕЛЬСТВА» наверняка будет прописана матрица этих самых последствий и их сочетаний: от малозаметных до трагических, от значимых только для безвестных одиночек - до громкого социального эха. Пока подобной матрицы нет, и я просто перечислю несколько фактических вариантов.
От знаменитого певца Энрико Карузо, оказывается, ушла жена - к их шоферу. Не знаю, да и не особо стремлюсь узнать дальнейшие подробности жизни этой женщины, прочность и возвышенность ее взаимоотношений с новым избранником, но для меня уже очевидно: раз певец не ушел топиться, не бросился поджигать дом шофера, а продолжал служить искусству, то мы можем только поблагодарить его за это. Хочу верить, что личные треволнения добавили в его тембр новые нотки. И если когда-то я ужаснулся, узнав, что Карузо иногда пел, поворачиваясь к зрителям спиной, и был готов усматривать в подобном поведении звезды высокомерие-равнодушие, то теперь склонен, наоборот, видеть ответственность, нежелание личные обиды-переживания перегружать на ни в чем не повинных зрителей. Они ведь шли слушать музыку - и даже со слезами на глазах певец должен эту музыку им дарить.
Или еще трагическая страница истории. 1970-й год. СССР. Отец и сын Бразинскасы сели в самолет на рейс из Сухуми в Батуми. Вскоре после того, как самолет набрал высоту, террористы предъявили стюардессе, Надежде Курченко, требование направить самолет не в Сухуми, а в Турцию. И отважная девушка встала на пути у бандитов, когда они пытались ворваться в кабину пилотов. Светлая память Надежде Курченко! Именно после этой трагедии перед посадкой на самолет всех пассажиров Аэрофлота стали досматривать. Чем, без сомнения, предотвратили немало новых кровопролитий. Помню, как совершенно без обиды воспринял ситуацию, когда меня однажды в Пулково перед посадкой трижды заставляли пройти мимо сканера, и каждый раз раздавался звон. Это прибор
реагировал на недавно поставленную металлическую коронку зуба. «Перебдеть лучше, чем недобдеть».
Вместо заключения
Повторяю: данный текст - вовсе не заявка на то, чтобы мне доверили возглавить составление «Энциклопедии предательства», а всего лишь подступ к одному из аспектов предательства, этически значимому. Хотелось бы надеяться, что вдумчивое рассмотрение данного проблемного сюжета раньше или позже поможет тому, чтобы негатива в нашей жизни становилось меньше.
Одна из ключевых семинарских тем по курсу этики посвящена осмыслению нравственных запретов и призывов в заповедях Моисея. Радуюсь, когда студенты самостоятельно приходят к пониманию того, что в наши дни призыв ПОЧИТАТЬ РОДИТЕЛЕЙ вполне логично было бы дополнить призывом ЗАБОТИТЬСЯ О ДЕТЯХ. Также в качестве подобных дополнений из уст студентов нередко звучат формулировки:
НЕ ЗАСЛОНЯЙ МИР РЕАЛЬНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫМ.
БЕРЕГИ ПРИРОДУ.
НЕ ПРЕДАВАЙ.
ДУМАЙ О ПОСЛЕДСТВИЯХ СВОИХ ПОСТУПКОВ.
СМОТРИ НА МИР ДОБРЫМ И СВЕТЛЫМ ВЗГЛЯДОМ.
Когда слышишь подобные мысли не от каких-нибудь пророков, а от обычных молодых людей, хочется верить в светлое будущее человечества.
Список литературы (References)
1. Августин. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991.
Augustine (1991) The Confessions. Moscow: Renessans Publ. (In Russ.).
2. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения в четырех томах. Т.4. М.: Мысль, 1983. С. 53-293.
Aristotle (1983) The Nicomachean Ethics. Collected works in four volumes. Vol. 4. Moscow: Mysl' publ. P. 53-293. (In Russ.).
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.3. М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1956.
Dahl V.I. (1956) Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language. In 4 volumes. Vol. 3. Moscow: State Publishing House of Foreign and National Dictionaries. (In Russ.).
4. Козлов Н.Д. Факторы восприятия народом Отечественных войн в России // Народы России и Отечественная война 1812 года в истории и культуре. Материалы международной научной конференции. СПб.: Государственная полярная академия, изд-во Прана, 2012. С. 40-54.
Kozlov N.D. (2012) Factors of people's perception of the Patriotic Wars in Russia. Peoples of Russia and the Patriotic War of 1812 in history and culture. Proceedings of the international scientific conference. St. Petersburg: State Polar Academy, Prana Publishing House. P. 40-54. (In Russ.).
5. Монтень М. Опыты: В трех книгах. Книга 1. М.: Голос, 1992.
Montaigne M. (1992a) The Essays. In Three Book. Vol. 1. Moscow: Golos Publ. (In Russ.).
6. Монтень М. Опыты: В трех книгах. Книга 2. М.: Голос, 1992. Montaigne M. (1992b) The Essays. In Three Book. Vol. 2. Moscow: Golos Publ.
(In Russ.).
7. Новая философская энциклопедия: в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль,
2010.
New Encyclopedia of Philosophy. The 4-vols. Vol. 3. Moscow: Mysl' publ. (In Russ.).
8. Паскаль Б. Мысли. М.: «REFL-book», 1994.
Pascal B. (1994) The Pensées (Thoughts). Moscow: REFL-book Publ. (In Russ.).
9. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989. Dictionary of Ethics (1989). Moscow: Politizdat Publ. (In Russ.).
10. Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. 2001.
Ethics: The Encyclopedic Dictionary (2001). Moscow: Gardariki Publ. (In Russ.).
11. Яров С.В. Блокадная этика. СПб. : Нестор-История, 2011.
Yarov S.V. (2011) Blockade Ethics. St. Petersburg: Nestor-istorija Publ. (In Russ.).
Сведения об авторе
Зимбули Андрей Евгеньевич - профессор кафедры эстетики и этики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», доктор философских наук, профессор. Занимается изучением нравственно-ценностных аспектов современной культуры. Автор более 200 научных и учебно-методических работ. E-mail: [email protected]
About the author
Zimbuli Andrey Evgenevich - professor of the Department of Aesthetics and Ethics of the Herzen State University, doctor of philosophical sciences, professor. Engaged in studying of moral and value aspects of modern culture. Author of more than 200 scientific and educational works. E-mail: [email protected]
Поступила 21.11.2024; одобрена после рецензирования 01.12.2024; принята к публикации 05.12.2024.
Submitted 21.11.2024; revised 01.12.2024; accepted 05.12.2024.