DOI 10.31168/2618-8570.2019.18
Илияна
АТАНАСОВА (МАРЧЕВА)
Празднование 140-летия русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в контексте болгаро-российских отношений 2007-2018 гг.*
Аннотация:
Рассматривая юбилеи как составной элемент «исторической политики» государства и ее производной — политики памяти, а также как инструмент формирования идентичности болгарского общества, автор анализирует празднования в Болгарии 130-летия (2008 г.), 135-летия (2013 г.) и 140-летия (2018 г.) русско-турецкой войны 1877-1878 гг. как национальные мероприятия. В статье показано, как на протяжении 1991-2018 гг. оформлялась современная официальная интерпретация национального праздника 3 марта, каковы позиции ученых-историков и содержание дискуссий экспертов. Особое внимание уделено трем международным научным конференциям по случаю Освобождения страны (2008-2018 гг.). В статье делается вывод о том, что рассматриваемые юбилеи отражают политику памяти, проводимую официальной Болгарией, с учетом разных этапов развития болгаро-российских отношений (нормализация, охлаждение, застой), и стремление властей не допустить откровенной русофобии.
Ключевые слова:
юбилеи, 3 марта, Россия, Болгария, историческая память, идентичность, русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Iliyana
ATANASOVA (MARCHEVA)
Celebration the 140th anniversary of the Russo-TUrkish liberation war of 1877-1878 in the context of Bulgaria-Russia relations 2007-2018
Abstract:
Considering anniversaries as part of the so-called «politics of memory» executed by the state which in fact is a tool used to construct Bulgarian identity, the
* Статья подготовлена при финансовой поддержке болгарского Фонда научных исследований, проект ДНТС/Русия/02/17- «Россия, Болгария, Балканы. Проблемы войны и мира. XVIII—XXI вв. (Мифы и реальность)».
author analyses three celebrations, i.e. the 130th (2008), the 135th (2013) and the 140th (2018) anniversaries of the end of the Russo-Turkish war of 1877-1878 that took place in Bulgaria in the form of national events. The article shows gradual formation of the official interpretation of 'March 3rd' that proceeded from 1991 to 2018 as well as attitudes of historians and expert discussions' contents. Special attention is paid to the three international conferences devoted to Liberation of Bulgaria that took place in 2008-2018. It is concluded that the anniversaries in question reflect the official «politics of memory» exercised in Bulgaria taking into account all stages of modern Bulgaria-Russia relations (normalization, cooling, stagnation) and the authorities' desire not to come down to outspoken Russophobia.
Key words:
anniversary, March the 3rd, Russia, Bulgaria, historical memory, identity, Russo-Turkish War of 1877-1878.
Т^/ТЛЛбилеи, рассматриваемые как совокупность официаль-ИМ^ных мероприятий по конкретным поводам, являют собой определенные послания обществу и миру, содержание и значение которых не всегда однозначно определенное. «Разгадка» возможна, если оценивать данные мероприятия (в соответствии с постмодернистскими тенденциями в историографии) как социальный конструкт. При таком подходе юбилеи являют собой инструмент и элемент официальной «исторической политики» и ее производной — политики памяти. Ее важная задача состоит в том, чтобы интерпретировать историческое событие в интересах формирования необходимой власти идентичности общества, личности и государства. С таких позиций в предлагаемой вниманию читателя статье предпринят анализ празднования в Болгарии в 2018 г. 140-летия русско-турецкой войны 1877-1878 гг. (РТВ) в контексте болгаро-российских отношений на современном этапе.
Официальное празднование «Освобождения Болгарии от османского ига» берет свое начало 3 марта (19 февраля по ст. стилю) 1888 г. Спустя 60 с лишним лет, в 1950 г., эта дата была объявлена «шовинистическим» праздником и исключена из перечня национальных чествований. Официальным праздник был объявлен вновь в 1978 г., но единовременно — в связи со 100-летием окончания войны, а затем еще один раз — постановлением Июльского пленума ЦК БКП (1987 г.) по случаю 110-летия начала войны. Главным национальным праздником по-прежнему оставалось 9 сентября — в тот день в 1944 г. к власти пришла
коалиция левых сил, и входившая в ее состав коммунистическая партия начала борьбу за властную монополию1. Такое положение сохранялось до 1991 г., несмотря на наступившие в стране перемены после отстранения в 1989 г. от власти прежнего партийного и государственного лидера Тодора Живкова. Функционировавшие вплоть до «нежной революции» в Болгарии* старые коммунистические органы власти, отказавшись от коммунистической символики во имя национальной, не спешили решать вопрос о новом национальном празднике и ограничивались эпизодическими полумерами. Так, в 1990 г. по решениям Государственного совета НРБ и Народного собрания 9-го созыва, принятым в феврале-марте, день 3 марта был отпразднован в национальном масштабе. Но очередное коалиционное правительство Димитра Попова (22 декабря 1990 г.- 8 ноября 1991 г.), в состав которого впервые вошла антикоммунистическая оппозиция — Союз демократических сил (СДС), не изменило дату национального праздника. И только 3 марта 1991 г., впервые после длительного перерыва, «День Освобождения Болгарии от османского ига» отметили в стране как национальный праздник2.
В условиях геополитического разрыва Республики Болгария (провозглашена 15 ноября 1990 г.), заявившей о своем «пути в Европу», с преемницей Советского Союза Российской Федерацией признание 3 марта национальным праздником сразу же вызвало критику в болгарском обществе. Оперируя политическими и историческими аргументами, свое отрицательное отношение выражали настроенные антикоммунистически политики правого спектра, часть ученых и журналистов, в основном из этих же политических кругов. Для них подобный праздник, сопровождавшийся естественным выражением признательности болгар России за Освобождение и восстановление их государственности, диссонировал с «новым цивилизационным выбором». Президент Республики Болгария Петр Стоянов, вступая 22 января 1997 г. в должность, так определил этот выбор: путем вхождения в НАТО и ЕС Болгария стремится стать европейской страной3.
* «Нежная революция» — процесс ликвидации коммунистического режима в Болгарии, начатый смещением со своих постов 10 ноября 1989 г. руководителя страны Т. Живкова (прим. ред.).
В 1991-2007 гг. проводимая в стране политика памяти была направлена на формирование новой цивилизационной идентичности. Предполагалось преодолеть коммунистическое наследие, в том числе особенно близкие отношения между СССР и Болгарией. В демонстрации этой близости болгарские коммунистические руководители подчас доходили до сервилизма и самоунижения. Но в указанные годы начинает поднимать голову и русофобия, а праздник 3 марта и РТВ оказываются весьма подходящими событиями для ее внедрения в болгарское общество4. Отношение общества к подписанному 3 марта 1878 г. Сан-Сте-фанскому мирному договору (или, точнее, невозможность осуществления идеала Сан-Стефанской Болгарии) разделяло болгарское общество еще в Х1Х в., когда формировались политические партии, чей внешнеполитический курс обуславливался их отношением к России. В зависимости от этого они подразделялись на русофильские и русофобские5.
Политика памяти, утверждающая отрицательные коннотации в отношении РТВ и 3 марта, также реализуется посредством уточнения текстов в учебниках истории и публикаций в прессе о «другом лице» войны, отражавшем страдания убегавших из Болгарии турок, и о «Янусовом лице» героев — европейского воспитанника Османа-паши и преследователя «кавказцев» генерала Скобелева6. Некоторые историки поднимают вопрос о необходимости для болгарской науки преодолеть «наше предубеждение, что русские солдаты всегда хорошие, а турки — всегда плохие»1.
Ученые не ушли от ответа на поставленный в СМИ вопрос: «Должна ли эта дата [3 марта. — Ред. ] быть нашим национальным праздником?». Одним из ведущих историков, противников 3 марта как даты болгарского освобождения, являлся покойный проф. Пламен Цветков. Еще в начале 1990-х годов он обосновывал свою позицию, указывая на неучастие болгар в войне, наличие оккупационного режима в стране и фиктивный характер Сан-Стефанского мирного договора и подчеркивая, что реально Болгария появилась на карте Европы лишь в результате Берлинского конгресса. По мнению Цветкова, графа Н.П. Игнатьева, автора Сан-Стефанского мира, следует считать «болгароедом», желавшим объединить славян под эгидой России на руинах Авст-
рии и Турции8. Ученый предлагал отмечать 3 марта как дату подписания в 1918 г. Брест-Литовского мирного сепаратного договора, поскольку тогда Болгария находилась в стане победителей — Германии, Австро-Венгрии и Турции. «Этот договор является признанием болгарского подвига в Добрудже, перекрывшего дорогу русским в Царьград и обеспечившего выживание болгарскому государству», — утверждал Цветков9.
Другие оппоненты, в частности, проф. Петко Ст. Петков в 2005 г., обосновывали свое негативное отношение, подчеркивая, что 3 марта 1878 г. был заключен лишь прелиминарный, т.е. необязательный договор между Россией и Турцией, который не был реализован, а в то же время предполагал передачу болгарских территорий Румынии и Сербии. Более того, договором предусматривалась двухлетняя русская оккупация Болгарии. В самой войне болгары не принимали участие. Не отрицая освободительного характера РТВ и героизма русских солдат, Петков констатировал: имеется «множество оснований сомневаться в знаковом характере даты 3 марта, с которой мы связываем освобождение болгар от османского ига». Положительные коннотации этой дате придали, в сущности, решения Берлинского конгресса, который, однако, расчленил национальную территорию. В силу этого, считает Петков, необходимо искать начальную дату освобождения, могущую стать национальным праздником. Таковой ученому видится 20 апреля, день начала Апрельского восстания 1876 г. Именно это событие, по мнению тырновского профессора, положило начало болгарскому Освобождению, поскольку героизм и страдания апрельских повстанцев явились поводом к войне10.
Дата 3 марта как национальный праздник подвергается сомнению видными историками в публичном пространстве, где формируется общественное мнение. Практически с самого начала перехода к демократии их научные поиски находят отражение в учебниках и формируют мировоззрение будущих поколений болгарских граждан. Но в отличие от исследований и даже публичных дебатов, где у индивидов есть свобода дискутировать и отстаивать свою точку зрения, учебники с введенными в них программами представляют официальную историю и содержат знание-норму, предназначенную для учащихся в дисциплинар-
ном порядке. В учебниках, изданных в 1993-2000 гг., а также в указаниях Министерства образования о содержании учебников заложены «стратегии, дающие преимущество европейской ориентации, воспринимаемой главным образом как средство "отталкивания " от бывшего Советского Союза и как способ преодоления славянофильства, длительное время считавшегося идеологическим препятствием для формирования западноевропейской (подчеркнуто мной. — И. М.) идентичности»11.
В1999 г. фактически начинается новая эра, происходит окончательный слом послевоенного биполярного мира с его системой взаимных сдержек. В этих условиях строители «новой Европы» понимают, что необходимо формировать общую европейскую культурную идентичность. Ситуация чревата конфронтацией, но в Брюсселе всё еще колеблются, кого сделать общим врагом, способным объединить все страны континента так же, как Запад был объединен против коммунизма и СССР во время холодной войны. Рассматриваются «кандидатуры» России, Евразии и исламского мира12. Таким образом, в конце 1990-х годов русофобия как иной вариант паневропейской идентичности не была четко выражена, несмотря на то, что находилась в фокусе внимания всех неправительственных организаций переходного периода, наряду с распространением либерализма и демократии13.
После 2001 г., по мере ухудшения отношений между Россией, с одной стороны, и ЕС и США, с другой, в связи с военным и геополитическим противостоянием между ними, Россия становится в глазах западного мира признанным врагом, противостоящим ЕС и НАТО, лояльным членом которых является Болгария. Очевидно, что новый цивилизационный выбор Болгарии противоречит установлению национального праздника, тесно связанного с Россией. Анализ торжеств по случаю юбилеев РТВ и празднования 3 марта после 2001 г. — 130-летие, 135-летие и 140-летие — наглядно демонстрирует официальную политику памяти, с помощью которой болгарское руководство стремится формировать общественное мнение в собственной стране и в то же время адресовать свои установки как России, так и ЕС.
Каковы общие моменты в праздновании этих годовщин? Созданы Национальные инициативные комитеты с участием из-
вестных политиков, общественных деятелей, ученых и представителей творческой интеллигенции, которые каким-либо образом связаны с Россией. Разрабатываются национальные программы празднований, в которых преобладают традиционные мероприятия — издание книг, организация выставок, открытие мемориальных досок или памятников14, проведение конференций, торжественный концерт, парад перед парламентом и возложение цветов на Шипке высшими должностными лицами.
Эта общая схема, взятая из сведений о Программе празднований 140-летия в 2018 г. и о проведенных мероприятиях в 2013 г. и 2008 г., демонстрирует и характерные различия, в которых отражается состояние и «температура» болгаро-российских отношений.
В 2008 г. Национальный комитет действует под патронажем президента РБ Георгия Пырванова. Возглавляет комитет министр культуры Стефан Данаилов, что свидетельствует о вовлечении исполнительной власти в организацию торжеств. Почетный гость — президент России, который в январе 2008 г., наряду с подписанием трех крупных проектов в сфере энергетики (нефтепровод Бургас — Александруполис, газопровод «Южный поток» и строительство второй АЭС «Белене»), открывает вместе с президентом Пырвановым торжества и объявляет 2008 год «Годом России в Болгарии». Следующий, 2009 год, будет объявлен «Годом Болгарии в России».
Юбилей 2013 г. пришелся на период нахождения у власти (с 2009 г.) партии ГЕРБ (Граждане за европейское развитие Болгарии), лояльного члена ЕНП (Европейской народной партии). Национальный комитет находился под патронажем председателя Народного собрания Цецки Цачевой, и не президент страны или исполнительная власть, а парламент инициировал создание этого комитета. Его возглавил депутат от Болгарской социалистической партии (БСП), авторитетный профессор-историк Андрей Пантев. Его позиция: «Любое современное государство празднует ту дату, когда оно появилось на карте Европы», и в этом смысле с помощью РТВ «Россия реализует европейскую идею, соответствующую идеалам XIX века и современного национализма»15. Глава парламента не наделен внешнеполитическими
представительскими функциями, имеющимися у президента, и это говорит об ориентации праздника на болгарскую общественность. Кроме того, в своем праздничном обращении президент Росен Плевнелиев заявляет что «Третье марта — это святой национальный праздник, день, когда мы выражаем свою признательность жертвам, принесенным русскими воинами, а также финскими, румынскими, польскими, как и воинами многих других стран, отдавшими свою жизнь за Освобождение Болгарии»16. Упоминание русских солдат — это прорыв, так как в предыдущем Обращении Плевнелиева в 2012 г. слов «русский» и «Россия» вообще не было11. В духе выступления президента на юбилейные мероприятия были приглашены делегации парламентских групп дружбы из России, Финляндии, Украины, Беларуси, Румынии и «других стран, внесших вклад в Освобождение Болгарии», как указывалось на сайте парламента18.
Вследствие украинского кризиса зимы 2013-2014 гг. антагонизм между ЕС и Россией усиливается. Русофобия становится объединяющей идеологией ЕС, начинается гибридная война* против российского влияния на континенте. Обострение отношений между ЕС и Россией негативно отражается на двусторонних отношениях. Подтверждением последующей деградации становится провал трех болгарско-российских проектов в области энергетики, а также участие Болгарии в режиме санкций ЕС против России в связи с присоединением Крыма в 2014 г.19.
В 2015 г., когда антироссийские настроения в ЕС достигают своего пика, а в Болгарии у власти вместе с партией ГЕРБ находятся правая, христианско-демократическая и русофобская коалиция «Реформаторский блок» и либеральная социал-демократическая партия АБВ («Альтернатива — болгарское возрождение») бывшего президента-социалиста Георгия Пырванова, президент Плевнелиев в речи по случаю праздника 3 марта подчеркивает: «В этот день мы едины в нашей признательности и почитании тысяч русских воинов и добровольцев — представителей многих других народов: румын, финнов, поляков, украинцев, сербов,
* Гибридная война — подавление политического оппонента без классического военного вторжения; комбинация разного рода подрывных средств и манипуляций в политической, идеологической и других сферах (прим. ред.)
черногорцев, эстонцев, литовцев, латышей и других воинов, погибших в освободительной для болгар Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Их подвиг не будет забыт, и болгарский народ всегда будет преклоняться перед их самопожертвованием!»20. Фактически сформулирована модель выражения благодарности болгар своим освободителям.
140-летие РТВ отмечалось в 2018 г., когда у власти снова находится ГЕРБ, на сей раз вместе с коалицией «Объединенные патриоты», придерживающейся националистической риторики. Русофобия уже считается в болгарском обществе признаком хорошего тона. В одном из интервью журналист Болгарского национального радио (БНР) Петр Волгин заметил, что говорить что-либо хорошее о России, независимо от темы разговора, неполиткорректно21. Более того, в 2016 г. Россия в национальной оборонной доктрине Болгарии названа врагом в возможной будущей войне22.
Тем не менее, все перечисленные выше элементы предыдущих юбилеев повторились и в 2018 г. Национальный инициативный комитет снова действует под эгидой болгарского президента, а программа, которую он готовит, называется «Болгария помнит». Председателями являются известные интеллектуалы — проф. Андрей Пантев и глава Болгарской академии наук акад. Юлиан Ревальский. 28 августа и 14 ноября 2017 г., в канун юбилея, открыты две мемориальные доски ген. Николаю Столетову, командующему Болгарским ополчением, на столичном бульваре, носящем его имя, и на фасаде 5-й городской многопрофильной больницы, расположенной на том же бульваре (№ 67)23. Российский президент был приглашен на торжества еще в 2017 г., но из-за предстоящих в 2018 г. выборов он отклонил приглашение, и вместо него в качестве высокого гостя в Болгарию прибыл предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл. Хотя его официальный визит состоялся по приглашению Св. Синода БПЦ, но 2 марта в аэропорту патриарха с государственными почестями встретила вице-президент Болгарии Илияна Йотова. 4 марта патриарха Кирилла приняли президент, а также премьер-министр. Налицо — признаки юбилея 2008 г., что говорит о намерении болгарской стороны поднять уровень праздника и предпринять шаги по улучшению двусторонних отношений.
Вместе с тем празднование 140-летия сопровождалось чередой болгаро-российских дипломатических и общественных скандалов. Поводом явилось Слово президента Болгарии Румена Радева, вызвавшее цепную реакцию. В своей речи 3 марта 2018 г. болгарский президент очень четко перечислил тех, кого чтит болгарское общество. От его имени он дал обещание, что Болгария будет помнить подвиг участников Апрельского восстания 1816 г., кровавое подавление которого вызвало возмущение и искреннее сочувствие Виктора Гюго и других европейцев; будет помнить благородный «братский порыв русского общества, который доказал, что православные болгары не одиноки», а также объявление императором Александром II войны Турции во имя справедливости и русского достоинства. Вместе с тем, в соответствии с уже утвердившейся «формулой» Радев выразил уважение и почтил память «воинов многих народов: русских, румын, финнов, украинцев, белорусов, поляков, литовцев, сербов и черногорцев». «Для всех них, — подчеркнул президент, — Болгария стала последним домом, и мы чтим их как своих героев»24.
Премьер-министр Бойко Борисов, в свою очередь, направил письма премьер-министрам Польши, Финляндии, Черногории, Румынии, Украины и Молдовы с выражением благодарности «за участие их соотечественников в русско-турецкой освободительной войне 1877-1878 гг.»25.
Позиция официальных болгарских властей вызвала острую реакцию патриарха Кирилла, причем дважды. 4 марта во время встречи с президентом он выразил свое разочарование «неправильной исторической интерпретацией событий, связанных с освобождением Болгарии», имея в виду «все эти ссылки на участие других стран в освобождении... Ни Польский сейм, ни Литовский сейм не принимали участия в решении о начале войны с Османской империей»26. В тот же день в софийском аэропорту перед представителями средств массовой информации патриарх заявил: «Меня огорчило то, что по официальной риторике представителей государства наравне с Россией, оказывается, ту же самую роль в освобождении Болгарии играли Польша, Литва,
Финляндия. ...Никакой политкорректностью нельзя оправдать
21
ложную историческую интерпретацию»21.
Более того, Русская православная церковь предоставила запись встречи президента 4 марта, чтобы информировать болгарскую и российскую общественность об испытанном патриархом, и, весьма вероятно, и официальной Москвой, чувстве «огорчения». Но таким образом возник внешнеполитический скандал с внутриполитическим оттенком. Скандал фактически свел на нет важные констатации патриарха Кирилла об огромном цивилиза-ционном вкладе Болгарии, сделанные в начале визита. Ведь еще 2 марта 2018 г., прибыв в Софию, патриарх в своем заявлении впервые открыто признал решающую и первостепенную роль Болгарии в распространении славянской письменности и православия в России. И во время войны «десятки тысяч русских воинов... вернули братьям-болгарам этот великий исторический долг». «Без болгарского Православия не было бы и русского Православия..., — подчеркнул патриарх, — потому что через болгарское Православие русский народ получил основы православной веры на родном славянском языке»2%. Прежде патриарх делал подобное признание лишь перед болгарскими официальными лицами, в частности, перед болгарским президентом Плевнелиевым во время своего первого визита в Софию 29 апреля 2012 г., о чем упоминает в фейсбуке министр иностранных дел и бывший главный секретарь Плевнелиева29. Таким образом, как утверждают аналитики3, в 2018 г. патриарх косвенно принес свои извинения болгарскому обществу за слова российского президента В.В. Путина 24 мая 2017 г. Тогда, выступая по случаю присуждения президенту Македонии Гёрге Иванову международной премии им. Святейшего Патриарха Всея Руси Алексия II * за 2016 год, Путин заявил, что славянская письменность пришла в Россию «из македонской земли». В болгарском обществе сказанное было воспринято как «бестактность» или «глупость», а у политиков и общественных деятелей вызвало острую реакцию31.
Заявления патриарха Кирилла также сопровождались обвинениями и нападками на него как на «второсортного агента
* Точное название премии — «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». Учреждена Международным фондом единства православных народов, руководителем Попечительского совета которого вплоть до своей кончины в 2008 г. был патриарх Алексий II (прим. ред.).
советского КГБ» — со стороны болгарского вице-премьера Валерия Симеонова из коалиции «Объединенные патриоты». Резко отреагировали на слова патриарха и ведущие болгарские журналисты, эксперты и ученые, часто, между прочим, критикуемые за русофильство32. Обвинения и упреки посыпались и на «неблагодарных болгар» со стороны российских журналистов и экспертов, например, в популярной передаче Владимира Соловьева на канале «Россия 1» государственного телевидения 6 марта 2018 г. Обсуждалась тема «Почему Болгария забыла "русскую кровь"»33.
В то же время правящая партия ГЕРБ обвинила Радева в неспособности защитить «национальные интересы» от претензий патриарха и потребовала от канцелярии президента опубликовать ответ главы государства. Когда выяснилось, что стенографической записи беседы нет, раздались голоса даже об импичменте президента. Из канцелярии президента сообщили, что российская видеозапись не зафиксировала именно ответ Радева, в котором тот изложил болгарскую «формулу» благодарности: «...так же, как Церковь борется за душу каждого человека, так и мы чтим память каждого воина, сражавшегося в русской армии под знаменами императора Александра II и погибшего за болгарскую свободу, независимо от его народности. Что касается Освобождения, то оно явилось результатом Русско-турецкой войны, и Болгария признательна России»34. Поскольку упреки не прекращались35, 29 марта 2018 г. Св. Синод РПЦ был вынужден продемонстрировать аудиозапись встречи, сделанную с личного телефона протоиерея Николая Георгиева, отвечающего в Московской патриархии за связи с общественностью, которая была передана в СМИ «из-за непрестанного интереса многих»36.
Кроме того, президента обвиняли в нарушении первоначального сценария празднования: после принятия военного парада он поднялся на Шипкинский перевал к памятнику Свободы, хотя по предварительной договоренности туда должна была отправиться председатель Народного собрания Цвета Караянчева. В результате на Шипке она была освистана собравшейся на вершине Столетова толпой31. Вероятная причина обструкции — отсутствие Караянчевой и премьер-министра Бойко Борисова на приеме у президента по случаю праздника.
Из сказанного выше ясно, что организация юбилея в 2018 г. явилась попыткой повысить уровень отношений между двумя странами. Но, в отличие от 2008 г. и 2013 г., новый президент не связан с правящей коалицией, и между ним и исполнительной властью существуют соперничество и напряженность. После вмешательства гостя из России они усилились, и вместо улучшения дело доходит до скандалов и обострения отношений.
Публичные скандалы несколько заслонили роль торжеств 3 марта как важной составляющей официальной политики памяти. Вот почему более определенно перемены в организации и самом подходе к празднику наблюдаются во время проведения международных научных конференций в связи со 140-летием РТВ, особенно если сравнивать их с форумами 2008 и 2013 гг. Сравнение позволяет зафиксировать перемены в интерпретации войны и освобождения болгар профессиональными историками, которые своими докладами на научных форумах, статьями, интервью и публикациями в СМИ формируют общественное мнение и влияют, прямо или косвенно, на умы граждан и политиков. Будучи участницей тех событий, я одновременно испытываю и облегчение, и трудности при попытках их проанализировать. Но рискну посмотреть на наши научные усилия как сторонний наблюдатель. Остановлюсь на трех больших международных конференциях, которые явились частью Национальных юбилейных программ, то есть получили официальное разрешение на проведение, а не представляют собой любительские и независимые научные форумы, на их названиях, составе участников, местах проведения и результатах.
С 28 февраля по 1 марта 2008 г. в Гранд-отеле «София» состоялась большая болгаро-российская конференция «Болгария и Россия между признательностью и прагматизмом». Ее организаторы — Институт истории БАН и неправительственная организация «Форум Болгария-Россия». Участвовали 70 специалистов из Болгарии и 23 — из России. Гостей и организаторов приветствовали президент Болгарии Г. Пырванов и посол России А.В. Потапов. В программе конференции значились два «круглых стола»: «Рождение современного болгарского государства и Россия (1878-1934)» и «Болгария и Советская Россия/СССР в системе
международных отношений. Узловые события ХХ века и общественное мнение в Болгарии и России». Доклады опубликованы в 2009 г.* Очевиден традиционный исследовательский ракурс: основной акцент сделан на двусторонних отношениях, рассматриваемых как баланс между признательностью и прагматизмом. Такой подход полностью соответствовал высокому уровню болгаро-российских отношений в 2008 г. 38.
Во время 135-летнего юбилея большая международная конференция (27 февраля — 1 марта 2013 г.) проводилась на базе Софийского университета (СУ) и БАН. Основными организаторами являлись Институт исторических исследований БАН, «Форум Болгария-Россия» и Исторический факультет СУ, представленный евразийским центром «VIA eVrASIA/ ВИА ЕВРАЗИЯ». Конференция носила интригующее название: «135 лет спустя: Болгария — Россия — Евразия». В программе уточнялось, что конференция проводится «по поводу 135-й годовщины Русско-турецкой Освободительной Войны (1877-1878)». С приветствиями выступили посол России Ю.Н. Исаков, председатель Национального комитета проф. Андрей Пантев, а также ряд ведущих болгарских и российских историков. Со стороны хозяев, однако, участников конференции приветствовали заместитель ректора СУ проф. Атанас Герджиков, а не сам ректор Иван Илчев, и ученый секретарь БАН по гуманитарным наукам доц. Йоанна Спа-сова. Сразу же бросается в глаза их более низкий ранг как организаторов мероприятия. Не прозвучало и приветствие патрона торжеств — главы парламента Цецки Цачевой. Примечательно отсутствие в названии конференции слова «война», хотя число 135 названо. Евразия включена как регион, в котором велась эта война. Таким образом, организаторы пошли по пути расширения представлений о войне и ее геополитическом значении с учетом современных реалий — создания Евразийского союза. На это намекает слово «спустя». Россия и Болгария, однако, представлены в названии как субъект и результат войны. Участие в научном мероприятии приняли 89 ученых, в основном из России и Болга-
* См.: Международна научна конференция «България и Русия между признател-ността и прагматизма». Доклади. София, март 2008 / Отговорен редактор акад. Георги Марков. София: Печатница на Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 2009 (прим. ред.).
рии, а также коллеги из Украины и Казахстана. Основные темы докладов — традиционные: «Война 1877-1878 гг.», «Политика России на Балканах до войны», «Советская политика в Болгарии и Восточной Европе», «Русская эмиграция в Болгарии». Появляются и новые темы — «Россия и Кавказ ХУШ-ХХ вв.» и «Россия-Болгария-Евразия в XXI в.». По сравнению с предыдущей конференцией, болгаро-российские отношения вписаны в более широкий геополитический и хронологический контекст. Однако неудачное стечение обстоятельств, впрочем, символизировавшее официальную политику сдержанности в болгаро-российских отношениях и оценках памяти о войне, стало причиной, по которой из-за финансовых скандалов Фонд «Научные исследования» не выделил средств на издание сборника статей и материалов конференции.
В 2018 г. проводится ряд научных конференций, о чем свидетельствует сайт «Национальная программа торжеств в связи с 140-летием Русско-турецкой освободительной войны (18771878) и восстановлением болгарской государственности». В их числе конференция, организованная фондом «Славяне», совместно с русскими и болгарскими общественными и научными организациями, состоявшаяся в БАН 27-28 января на тему «Русско-турецкая освободительная война (1877-1878) и восстановление болгарской государственности. Балканы и Россия: 140 лет спустя. Историческое значение, геополитические последствия и актуальные измерения»; конференция «140 лет со дня Освобождения Болгарии. Возвращение Болгарии в Европу», проведенная в БАН Институтом исследований обществ и знаний 1 марта; конференция «Уроки истории. 140 лет со дня Русско-турецкой войны», прошедшая 2 марта в Военной академии39. Но основной упор на веб-сайте Программы был сделан на конференции, организованной историческим факультетом Софийского университета (ИФ СУ). По всей видимости, именно ее организаторы сочли наиболее представительной40. Поэтому я уделю ей особое внимание.
Конференция была полностью организована силами ИФ СУ в лице Инициативного комитета. В его составе — один из ведущих национальных историков, чл.-корр. БАН, проф. Иван Илчев (руководитель) и известные специалисты по истории болгарского
Возрождения и России в XIX в. Тема конференции — «Балканы и Европа во время Восточного кризиса (1815-1881 гг.)» — отразила весьма отвлеченную связь с юбилеем. Выпали не только война, Болгария и Россия, не указаны даже юбилейные даты. Ученым было предложено рассматривать войну не в болгаро-российском, а в более широком контексте, а именно в европейском и балканском — как часть Восточного кризиса и его влияния на весь Балканский полуостров. Об этих намерениях свидетельствуют и тематические секции конференции. Их семь: Балканские общества накануне войны; Европейское общественное мнение и Восточный кризис; Высокая Порта, реформы и Восточный вопрос; Болгария, Балканы и мир; Война; На пути к новому международному порядку; Память о войне. Еще одной важной отличительной чертой конференции явилось участие в ней ученых из России, Болгарии, Сербии, Турции, Молдовы, Беларуси, Украины, Финляндии. Такой состав участников отразил научную концепцию организаторов и утвердившуюся традицию чествовать память народов, воевавших в рядах русской армии41. Сборник докладов вышел в 2019 г.*
Всё это говорит о новом подходе к РТВ и ее итогам. Он выражается в подчеркнутой политкорректности и строгом академизме организаторов и участников, их стремлении избегать прямой полемики о роли России, вписав РТВ в общеевропейский контекст, демонстрирует восприятие болгарскими учеными европейских ценностей толерантности, поиска общего, того, что объединяет, а не разъединяет в различных «национальных версиях» событий. Они также приняли модель празднования, установленную болгарскими политиками.
Такой подход к празднованию юбилеев всё более утверждается в болгарской научной жизни. Примером может служить чествование в 2014 г. 1000-летия со дня кончины царя Самуила (991-1014 гг.) — трагической фигуры национальной истории, на правление которого выпала постоянная борьба в защиту независимости болгарского государства от Византии. К сожалению, вскоре после его смерти Болгария была завоевана своей южной
* См.: Балканите и Европа в Източната криза 1875-1881 г. София: Университетско издателство «Св. Климент Орхидски», 2019.
соседкой, наследницей которой считается современная Греция. На Самуила «претендуют» и македонские историки, рассматривая его как родоначальника македонского государства. Очевидно, что чествование выдающейся фигуры болгарской средневековой истории — весьма деликатный вопрос с точки зрения современных болгаро-балканских отношений. Поэтому представительная научная конференция в БАН при участии 65 ученых из Европы и США, организованная Комитетом во главе с акад. В. Гюзелевым, прошла под названием «Европейский Юго-Восток во второй половине Х — начале XI века. История и культура»42. Одноименный сборник докладов увидел свет в 2015 г.*
Новый подход преодолевает традиционный, в известной степени парадный, стиль подобных юбилеев, как и их двусторонний характер. Расширяются география и тематика, теряет значение оппозиция «враг-герой», а также идея о ведущей роли России. Война предстает как часть европейской истории, но без реализации высказанного в 2013 г. предложения проф. Андрея Пантева рассматривать войну и дату 3 марта в более широком европейском контексте — с точки зрения образования национальных государств в XIX в. Освобождение рассматривается в более скромных географических границах европейского Юго-Востока. Таким образом, с помощью региональной истории формируется европейская идентичность.
В праздновании 3 марта со всеми отмеченными в указанные годы различиями прослеживается подобная тенденция: признательность за Освобождение выражается не только России, но и государствам, чьи представители сражались в ее армии. И такой подход соответствует нормальным отношениям, которые уже сложились между двумя странами. Так болгарское государство выражает полную эмансипацию от своей русской освободительницы. Данная позиция впервые в 2018 г. встретила открытую реакцию со стороны российской власти в лице патриарха. Это свидетельствует о том, что и Москва уже не смотрит на Болгарию снисходительно, как на «младшую сестру». Для установления
* См.: Европейският Югоизток през втората половина на Х — началото на XI в. История и култура. (Международна научна конференция. София, 6-8 октомври 2104 г.) / Съставители Васил Гюзелев, Георги Н. Николов. София: Военно издателство, 2015.
таких очищенных от сентиментальности болгаро-российских отношений, бесспорное значение имеет и внешнеполитическая ориентация Болгарии. Страна, как лояльный член ЕС и НАТО, следует их внешнеполитическому курсу, который на данном этапе подчеркнуто антироссийский. Тем не менее, в данных условиях, посредством организации юбилея в 2018 г., Болгария стремится утвердить в обществе европейскую идентичность, а политики и ученые стараются, чтобы осуществление этой задачи не происходило на откровенно русофобской основе.
Примечания
1 България празнува! Честит 3-ти Март! Сдружение на югозападните общини. 03.03.2016 г.: http://www.aswm.net/index.php/bg/news/item/47-balgariya-praznuva-chestit-3-ti-mart (дата обращения: 7.01.2018).
2 Държавен вестник. № 27. 5 април 1991 г.
3 Петър Стоянов: Като президент чувствах изключително силната подкрепа на българските граждани. БНР. Архив фонд. 22.01.2017 : http://archives.bnr.bg/2795/ petar-stoyanov-kato-prezident-chuvstvah-izklyuchitelno-silnata-podkrepa-na-balgarskite-grazhdani/ (дата обращения: 20.10.2018).
4 Марчева Ил. Българите в края на ХХ век — в търсене на нова идентичност. Сбогуване с Изтока // Проблемът Изток-Запад, съвременни измерения. София, 2004. С. 129.
5 Илчев Ив. Митът за Санстефанска България като «свещена крава» на българския национализъм // История. 1995. № 6. С. 60.
6 Марчева Ил. Българите в края на ХХ век. С. 136; Илчев Ив. Другата война. Яну-совото лице на героите. Част II // Сега. 22 февруари 2003 г.
7 Митев Пл. Размисли върху Руско-турската Освободителна война (1877-1878) // История. 1994. № 2. С. 57.
8 Въжарова М. Проф. Пламен Цветков: 3 март не може да е националният празник на България. Това е по-скоро ден, поругаващ националното достойнство. Деба-ти^, 03.03.2018.:https://debati.bg/prof-plamen-tsvetkov-3-mart-ne-mozhe-da-e-natsionalniat-praznik-na-balgaria-tova-e-po-skoro-den-porugavasht-natsionalnoto-dostoynstvo/ (дата обращения: 29.10.2018).
9 Санстефанските митове и българските комплекси. Интервю на «Дойче веле» с проф. Пл. Цветков. Медиапул, 03.03.2012: https://www.mediapool.bg/sanstefanskite-mitove-i-balgarskite-kompleksi-news190243.html (дата обращения: 29.10.2018).
10 Петков П. Българските национални празници и българския национален идеал // Електронно списание LiterNet. 17.11.2005. № 11 (72) https://liternet.bg/publish11/ petko_petkovZbylgarskite.html (дата обращения: 29.10.2018).
11 Димитрова Сн. Когато теорията на историята се мисли за излишна // Социологически проблеми. 2005. № 1-2. С. 125.
12 Ватова Ив. Идентичност и култура в съвременния европейски контекст // Социологически проблеми. 2003. № 3-4. С. 262.
13 Марчева И. Болгаро-российские отношения в 1992-2013 г.: заметки и наблюдения // Российская и болгарская государственность: проблемы взаимодействия Х1Х-ХХ1 вв. М., 2014. сноска 9. С. 339.
14 В центре столицы 28 августа 2008 г. был открыт памятник болгарским ополченцам, а 2 марта 2013 г. — бюст генерала И.В. Гурко.
15 Проф. Андрей Пантев: Ако престанем да почитаме Трети март, преставаме да бъдем народ с достойнство. Агенство «Фокус», 3 март 2013 г. :http://www.focus-news.net/opinion/2013/03/03/23780/ (дата обращения: 7.01.2019).
16 Слово на президента Росен Плевнелиев по повод Националния празник на Бълга-рия — Трети март (2013).:https://www.president.bg/speeches-and-statements1075/ slovo-na-prezidenta-rosen-plevneliev-na-tarzhestvenata-zarya-proverka-po-sluchay-natsionalniya-praznik-3.html (дата обращения: 30.10.2018 г.).
17 Слово на президента Росен Плевнелиев по повод Националния празник на България — Трети март (2012): https://dariknews.bg/novini/bylgariia/slovo-na-prezidenta-rosen-plevneliev-po-sluchaj-nacionalniq-praznik-3-mart-864620 (дата обращения: 30.10.2018 г.).
18 В Народното събрание беше учреден Национален инициативен комитет «135 години от Освобождението на България», 23.11.2012.: http://www.parliament. bg/bg/news/ID/2530 (дата обращения: 30.10.2018 г.).
19 Бончева Ю. Борисов откри приятелски огън по САЩ // Сега. 13 ноември 2015 г.: http://old.segabg.com/article.php?id=773466 (дата обращения: 5.01.2019 г.).
20 Слово на президента Росен Плевнелиев по повод Националния празник на България — Трети март (2015): https://www.president.bg/speeches-and-statements2457/ slovo-na-prezidenta-rosen-plevneliev-na-tarzhestvenata-zarya-proverka-po-sluchay-natsionalniya-praznik-3-mart-i-137-godini-ot-osvobozhdenieto-na-balgariya.html (дата обращения: 01.11. 2018 г.).
21 Петър Волгин: В България е проява на лош тон да говориш нещо хубаво за Ру-сия. Алтернативен поглед. 31.10.2018: http://pogled.info/tv/alternativen-pogled/ petar-volgin-v-balgariya-e-proyava-na-losh-ton-da-govorish-neshto-hubavo-za-rusiya.98618) (дата обращения: 2.11.2018 г.).
22 Колев К. Русия — основна заплаха за България? Гласове.15.09.2017: http:// glasove.com/categories/komentari/news/rusiya-osnovna-zaplaha-za-bylgariya) (дата обращения: 2.11. 2018 г.).
23 Откриване на паметна плоча на ген. Николай Столетов: http://pomnim.bg/otkrivane-na-pametna-plocha-na-gen-nikolay-stoletov (дата обращения: 03.01. 2019 г.).
24 Слово на президента Румен Радев по повод Националния празник на България — Трети март (2018):https://www.president.bg/speeches-and-statements4285/ slovo-na-prezidenta-rumen-radev-po-povod-natsionalniya-praznik-na-balgariya-treti-mart.html (дата обращения: 30.10. 2018 г.).
25 Борисов: Почитаме паметта на всички воини, загинали за свободата на България. БГНЕС, 3 март 2018: https://dariknews.bg/novini/bylgariia/borisov-pochitame-pametta-na-vsichki-voini-zaginali-za-svobodata-na-bylgariia-2082421 (дата обращения: 5.11.2018).
26 Банкова Е. Стенограмите: Какво са си говорили патриарх Кирил и президента Радев? // Дарикнюс, 29 март 2018: https://dariknews.bg/novini/bylgariia/ stenogramite-kakvo-sa-si-govorili-patriarh-kiril-i-prezidenta-radev-2087896) (дата обращения: 5.11.2018 г.).
27 Московският патриарх се обиди, че почитаме и падналите за свободата ни поля-ци, литовци и финландци. OFFNews, 04.03.2018 г. :https://offnews.bg/obshtestvo/ moskovskiat-patriarh-se-obidi-che-pochitame-i-padnalite-za-svobodata-676075. html (дата обращения: 5.11.2018).
28 Константинов Ж. Патриарх Кирил: «Чрез българите русите са получили езика си», NOVA, 02.03.2018: https://nova.bg/news/view/2018/03/02/208727/ (дата обращения: 5.11.2018).
29
Путин към Георги Иванов: Славянската писменост идва от македонската земя. NOVA, 24.05.2017 г.: https://nova.bg/news/view/2017/05/24/183139 (дата обращения: 7.01.2019 г.).
30 Дърева В. Кому это выгодно? Защо руският патриарх атакува погрешния редут. Поглед.инфо, 13.03.2018: http://pogled.info/avtorski/Velislava-Dareva/komu-%D1%8Dto-v%D1%8Bgodno.93131 (дата обращения: 5.11.2018).
31 Посланикът отказа «Златен скункс» за думите на Путин за писмеността «от маке-донска земя», HASKOVONET, 25.05.2017: http://www.haskovo.net/news/427882/ Poslanikat-otkaza-%E2%80%9DZlaten-skunks%E2%80%9D-za-dumite-na-Putin-za-pismenostta--ot-makedonska-zemya (дата обращения: 5.11.2018 г.).
32 Дърева В. Кому это выгодно? ; Боян Чуков: Не руският народ, а руската импе-
рия освободи България основно с благородни мотиви: https://www.youtube. com/watch?v=dF6JE17KiVI. Опубликовано 8.03.2018 г; Проф. Румяна Михнева: Патриарх Кирил даде сериозен коз в ръцете на българските русофоби. Епи-център, 08.03.2018: http://epicenter.bg/article/Prof--Rumyana-Mihneva--Patriarh-Kiril-dade-seriozen-koz-v-ratsete-na-balgarskite-rusofobi-/148918/11/33(дата обращения: 6.11.2018 г.).
33 Руско тв предаване: Българите са неблагодарници, а президенты" им продаж-ник // Архивна версия на в. Сега, 09.03.2018: http://old.segabg.com/article. php?sid=2018030900019985043) (дата обращения: 5.11.2018 г.).
34 Президентството след видеото с патриарха: Признателни сме на всеки войн, загинал за свободата ни! Отговорът е вследствие на скандала около визитата на патриарх Кирил. BGONAIR, 7 март 2018: https://www.bgonair.bg/bulgaria/2018-03-07/ prezidentstvoto-sled-videoto-s-patriarha-priznatelni-sme-na-vseki-ruski-voyn-zaginal-za-svobodata-ni (дата обращения: 6.11.2018 г.).
35 Президентството пред Вести.бг: Няма стенограма от срещата Радев-патриарх Кирил. ТВ Европа, 27.03.2018 г.: https://www.tvevropa.com/2018/03/prezidentstvoto-pred-vevesti-bg-nyama-stenograma-ot-sreshtata-radev-patriarh-kiril/ (дата обращения: 5.01.2019 г.).
36 Николов Йв. Разговорът между Радев и руския патриарх излезе на светло Президенты" обяснява на митрополит Кирил, че няма от какво да е огорчен. BGONAIR, Опубликувано 29.03.2018 г.: https://www.bgonair.bg/bulgaria/2018-03-29/ razgovorat-mezhdu-radev-i-ruskiya-patriarh-izleze-na-svetlo; Банкова Ел. Разпрос-траниха записи от разговорите между президента Радев и руския патриарх. Дарикнюс, 29.03.2018: https://dariknews.bg/novini/bylgariia/razprostraniha-zapisi-ot-razgovorite-mezhdu-prezidenta-radev-i-ruskiia-patriarh-2087888 (дата обращения: 5.01.2019).
37 Цветан Цветанов: Освиркаха Караянчева заради Радев! Епицентър, 04.03.2018: http://epicenter.bg/article/Tsvetan-Tsvetanov--Osvirkaha-Karayancheva-zaradi-Radev-/148576/2/0 (дата обращения: 02.11.2018).
38 Подробнее об этой конференции см.: Марчева И. Международна българо-ру-ска научна конференция // Информационен бюлетин на БАН. Бр. 4. Април 2008 г. С. 13.
39 Исторически изследвания, конференции, семинари, проекти: http://pomnim.bg/ programa (дата обращения: 9.11.2018).
40 Акценти от програмата «България помни»: http://pomnim.bg/ (дата обращения: 9.11.2018).
41 Международна научна конференция «Балканите и Европа в Източната криза 18751881 г.». 2 март — 4 март 2018 г.: http://pomnim.bg/mezhdunarodna-konferentsia-balkanite-i-evropa-v-iztochnata-kriza-1875-1881 (дата обращения: 9.11.2018 г.).
42 Отбелязваме 1000 г. от смъртта на цар Самуил (програма). OFFNews, 06.10. 2014 г.: https://offnews.bg/kultura/otbeliazvame-1000-g-ot-smartta-na-tcar-samuil-programa-399326.html; С редица събития в София отбелязваме 1000-годишнината от смъртта на цар Самуил София. В1^. bg, 04.10.2014: https://www.blitz.bg/obshtestvo/ stolitsa/s-reditsa-sЫtiya-v-sofiya-otbelyazvame-1000-godishninata-ot-smrtta-na-tsar-samuil_news294368.html (дата обращения: 9.11.2018 г.).