Научная статья на тему 'ПРАЗДНИКИ И ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ВЕЧЕРА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ГИМНАЗИЙ И ПРОГИМНАЗИЙ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.'

ПРАЗДНИКИ И ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ВЕЧЕРА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ГИМНАЗИЙ И ПРОГИМНАЗИЙ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / СИБИРЬ / ГИМНАЗИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕЧЕР / ПРАЗДНИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончаров Юрий Михайлович, Богданов Евгений Дмитриевич

Модернизационные процессы в России во второй половине XIX - начале XX в. обусловили значительные изменения в системе образования. Это проявилось в том числе и в повседневной жизни средних учебных заведений - гимназий и прогимназий. Важной частью повседневной жизни гимназий в этот период являлись праздники и вечера. Программа праздников, как правило, включала в себя торжественную часть, нередко молебны, спектакли, чтение стихотворений, пение, исполнение музыкальных произведений, раздача наград за успехи в учебе. Обычно праздники и вечера завешались неформальной частью, представлявшей собой угощение, иногда танцы. Вечера в учебных заведениях организовывались с целью общения и развлечения и носили менее формальный, чем учебные занятия, характер. При устройстве вечеров и праздников могли быть и определенные трудности. За финансовой помощью приходилось обращаться к благотворителям, в этой роли чаще всего выступали купцы. Мероприятия могли устраивать совместно разные учебные заведения, в том числе гимназии и реальные училища. Праздники и вечера, организованные в учебных заведениях среднего образования (гимназиях и прогимназиях), выполняли воспитательные и социализирующие функции. Расширявшаяся практика их проведения стала следствием процессов модернизации в сфере образования Российской империи второй половины XIX - начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLIDAYS AND EVENINGS IN THE GYMNASIUMS AND PROGYMNASIUMS OF THE TOMSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY OF THE 20TH CENTURY

Modernization processes in Russia in the second half of the 19th - early of the 20th centuries led to significant changes in the education system. This was also evident in the daily life of secondary educational institutions: gymnasiums and progymnasiums. Holidays and evenings were an important part of the daily life of high schools during this period. The program of holidays, as a rule, they included a solemn part, often prayers, performances, reading poems, singing, performing musical works and distributing awards for academic success. Usually the holidays and evenings ended in an informal part, consisting of a treat, sometimes there could be dancing. Evenings in educational institutions were organized for the purpose of communication and entertainment and were less formal in nature. When arranging evenings and holidays, there could be certain difficulties. For financial help, they had to turn to benefactors, in the role of which merchants most often acted. Events could be organized jointly by different educational institutions, including gymnasiums and real schools. Holidays and evenings organized in educational institutions of secondary education (gymnasiums and progymnasiums) performed educational and socializing functions. The expanding practice of their implementation was a consequence of the modernization processes in the field of education of the Russian Empire in the second half of the 19th - early of the 20th centuries.

Текст научной работы на тему «ПРАЗДНИКИ И ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ВЕЧЕРА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ГИМНАЗИЙ И ПРОГИМНАЗИЙ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

УДК 94(571.1) ББК 63.3(253.3)

Праздники и торжественные вечера в повседневной жизни гимназий и прогимназий Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в.

Ю.М. Гончаров1, Е.Д. Богданов2

'Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

2Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

Holidays and Evenings in the Gymnasiums

and Progymnasiums of the Tomsk Province in the Second

Half of the 19th — Early of the 20th Century

Yu.M. Goncharov1, E.D. Bogdanov2

'Altai State University (Barnaul, Russia)

2Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)

Модернизационные процессы в России во второй половине XIX — начале XX в. обусловили значительные изменения в системе образования. Это проявилось в том числе и в повседневной жизни средних учебных заведений — гимназий и прогимназий. Важной частью повседневной жизни гимназий в этот период являлись праздники и вечера. Программа праздников, как правило, включала в себя торжественную часть, нередко молебны, спектакли, чтение стихотворений, пение, исполнение музыкальных произведений, раздача наград за успехи в учебе. Обычно праздники и вечера завешались неформальной частью, представлявшей собой угощение, иногда танцы. Вечера в учебных заведениях организовывались с целью общения и развлечения и носили менее формальный, чем учебные занятия, характер. При устройстве вечеров и праздников могли быть и определенные трудности. За финансовой помощью приходилось обращаться к благотворителям, в этой роли чаще всего выступали купцы. Мероприятия могли устраивать совместно разные учебные заведения, в том числе гимназии и реальные училища.

Modernization processes in Russia in the second half of the 19th — early of the 20th centuries led to significant changes in the education system. This was also evident in the daily life of secondary educational institutions: gymnasiums and progymnasiums. Holidays and evenings were an important part of the daily life of high schools during this period. The program of holidays, as a rule, they included a solemn part, often prayers, performances, reading poems, singing, performing musical works and distributing awards for academic success. Usually the holidays and evenings ended in an informal part, consisting of a treat, sometimes there could be dancing. Evenings in educational institutions were organized for the purpose of communication and entertainment and were less formal in nature. When arranging evenings and holidays, there could be certain difficulties. For financial help, they had to turn to benefactors, in the role of which merchants most often acted. Events could be organized jointly by different educational institutions, including gymnasiums and real schools. Holidays and evenings organized in educational institutions of secondary education (gymnasiums and progymnasiums) performed educational and socializing functions.

Праздники и вечера, организованные в учебных заведениях среднего образования (гимназиях и прогимназиях), выполняли воспитательные и социализирующие функции. Расширявшаяся практика их проведения стала следствием процессов модернизации в сфере образования Российской империи второй половины XIX — начала XX в.

Ключевые слова: повседневная жизнь, Сибирь, гимназия, образование, вечер, праздник.

DOI: 10.14258/izvasu(2021)3-01

The expanding practice of their implementation was a consequence of the modernization processes in the field of education of the Russian Empire in the second half of the 19th — early of the 20th centuries.

Key words: daily life, Siberia, gymnasium, education, evening, holiday.

Изучение истории повседневности в наши дни является активно развивающимся направлением исторических исследований [1, 2].

Во второй половине XIX — начале XX в. в российском обществе происходили значительные инновации, обусловленные очередной волной модернизации, связанной с широкомасштабными реформами, что проявилось и в сфере образования [3, 4].

Данная проблематика в последние годы привлекает внимание исследователей, в том числе и на материалах Сибири [5-7]. Особый интерес в этом плане представляет повседневная жизнь учебных заведений в широком круге аспектов.

При изучении модернизационных процессов, протекавших в российском провинциальном обществе, большой интерес представляют различные аспекты повседневной жизни учебных заведений. Актуальность изучения данной темы обусловливается сложными процессами реформирования современного российского образования, что предполагает обращение к историческому опыту.

В центре нашего внимания внеучебные практики воспитания и социализации, применявшиеся в средних учебных заведениях провинциальной России на примере Томской губернии второй половины XIX — начала XX в.

Цель работы — рассмотреть праздники и торжественные вечера в повседневной жизни гимназий и прогимназий Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в. как практики воспитания и социализации обучающихся.

Методологической основой исследования является теория модернизации, поскольку развитие системы образования являлось в изучаемый период одной из основных направлений модернизма. В работе применялись такие методы исторического исследования, как историко-описательный, историко-срав-нительный, а также общенаучные методы.

Источниками работы послужили делопроизводственная документация, мемуары и дневники современников, а также материалы периодической печати.

Одним из проявлений модернизации системы образования и воспитания в России второй полови-

не XIX — начале XX в. становятся праздники и другие развлекательные мероприятия («вечера»), которые составляют важную часть повседневной жизни гимназий и прогимназий. Характерной чертой стало празднование знаменательных дат, связанных с историей и культурой России.

Так, например, в 1899 г. широко отмечалось 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Данному празднику придавалось «высокое воспитательное значение», поэтому особое внимание было уделено организации торжеств в учебных заведениях. Во время торжеств зачитывали биографию поэта, декламировали его произведения, звучала музыка. Лучшие ученики награждались юбилейными медалями. Наградные медали были изготовлены из меди и покрыты тонким слоем бронзы. Диаметр медали составлял 6,5 см, толщина — 0,5 см [8, с. 173].

В 1899 г. в Томске мужская и женская гимназии и реальное училище совместно праздновали 100-летие А.С. Пушкина двумя собраниями. Первое собрание прошло 26 мая, в час дня, в зале реального училища, второе — 27 мая, также в час дня, в актовом зале Томского университета. На первом собрании были заслушаны речи, произнесенные П.Н. Бережковым — «Характерная черта поэзии Пушкина», П.М. Вяткиным — «Народность в поэзии Пушкина» и Н.В. Борзовым — «Педагогическое значение поэзии Пушкина». Преподаватель А.П. Васильев прочел стихотворение.

Второе чествование состояло из литературно-музыкальных номеров, исполненных учащимися. Программа праздника была следующей: биографический очерк А.С. Пушкина, декламация стихотворений поэта, исполнение песен («Вы мне писали»), каватина из оперы «Руслан и Людмила» (рояль), хоровое пение («Что смолкнул веселия глас» (мужской хор), «Заплетится плетень» и «Как на горе» (смешанный хор), номер из оперы «Пиковая дама» (рояль), чтение монолога из драмы «Борис Годунов», «апофеоз» перед бюстом поэта при участии всех исполнителей «Я памятник воздвиг себе» (смешанный хор) и др. Ученик реального училища Коренев прочел два собственных стихотворения.

Праздник продолжался 3,5 часа. Публика реагировала «оживленными аплодисментами». В заключение была устроена овация Н.В. Борзову — организатору праздника [9, с. 2].

Председатель педагогического совета Барнаульской казенной женской прогимназии получил распоряжение с указанием устроить вокально-музыкальный вечер к 100-летию Пушкина. Необходимо было также организовать угощение участвующих в празднике детей. В документе также предлагалось разделить чествование памяти Пушкина на 2 дня — 26 и 27 мая, поскольку 26 мая приходилось на канун праздника Вознесения Господня [10, л. 4].

Достаточно широко отмечался в учебных заведениях юбилей Н.В. Гоголя. Так, например, 20 марта 1909 г. в Мариинской женской гимназии Томска состоялось чествование Н.В. Гоголя по случаю 100-летия со дня его рождения. В программе праздника было знакомство с биографией писателя и отрывками из некоторых его произведений. Накануне была совершена панихида по Н.В. Гоголю. Праздник в честь юбилея со дня рождения Н.В. Гоголя состоялся также в Томской мужской классической гимназии.

В Томской частной женской гимназии Миркович 20 марта была совершена панихида по писателю, по окончании которой состоялось чествование Н.В. Гоголя. Г. Маренгоф был прочитан реферат на тему «Гоголь как художник-реалист», биография писателя и отрывки из «Мёртвых душ». Воспитанниками гимназии была исполнена «Слава» Гоголю. В зале, где происходило чествование, был выставлен портрет писателя [11, с. 3].

Учитель Барнаульской женской гимназии Н.Ф. Шубкин писал в своем дневнике, что 8 ноября 1911 г. в гимназии отмечали юбилей М.В. Ломоносова. Распоряжение отпраздновать его пришло за несколько дней. Автору было поручено составить речь. Потом ученицы продекламировали «Школьника» и несколько од Ломоносова. К этому выступлению Н.Ф. Шубкин готовил их почти целую неделю. Было и пение, а в заключение гимн, на исполнении которого настоял директор [12, с. 49].

Достаточно широко по всей стране в 1911 г. отмечался юбилей отмены крепостного права. 19 февраля 1911 г. к 50-летию освобождения крепостных крестьян для учащихся Барнаульской частной женской гимназии был устроен праздник в помещении общественного собрания, куда к двум часам дня собрались гимназистки всех классов. Праздник открылся народным гимном, исполненным хором под управлением А.И. Марцинковского. Преподавательница Е.М. Попова после исполнения хором произведения «Ах ты воля» произнесла речь о великом значении этой реформы. Ученица 7-го класса Бочкарёва

прочитала реферат о крепостном праве в России. Затем ученицы разных классов продекламировали до 10 стихотворений, было исполнено несколько номеров хорового пения, после окончания праздника присутствовавшим были розданы портреты Александра II — «царя-освободителя». Как указывалось в материале газеты «Жизнь Алтая», в казенной женской гимназии был устроен такой же вечер, приблизительно с такой же программой чтения стихотворений и пения хора учениц. Каждая ученица получила в подарок коробку конфет [13, с. 4].

Газета «Сибирская жизнь» сообщала, что в Томске празднование 50-летнего юбилея освобождения крестьян носило в значительной степени официальный характер. Нигде не было сколько-нибудь заметного подъема настроения.

Только на праздновании в частных учебных заведениях были заметны кое-какие попытки создать более приподнятое настроение, но и те не выходили за пределы, предначертанные администрацией. Как отмечалось в газете, «...празднование прошло вяло» [14, с. 4].

Достаточно широко отмечался в учебных заведениях Томской губернии столетний юбилей Отечественной войны 1812 г. В частности, в Барнауле в ходе празднования вновь открытой мужской гимназии было присвоено имя Александра Благословенного [8, с. 172].

В 1913 г. по всей стране пышно праздновали 300-летие дома Романовых. Это, безусловно, был важный праздник, которому придавалось большое государственное значение. Понимая патриотиче-ско-воспитательную роль праздника, администрация учебных заведений отнеслась к его организации с большим вниманием. В честь этого события проводились церковные службы, торжественные акты и обеды. В учебных заведениях по утвержденным программам состоялись юбилейные мероприятия. Барнаульская дума постановила присвоить наименование «В память 300-летия Дома Романовых» школьному зданию, которое возводилось в Нагорной части города, а также учредить девять стипендий в местных учебных заведениях [15, с. 42].

Согласно документу, направленному попечителям учебных округов, накануне 21 февраля 1913 г. учащиеся должны были присутствовать в ученических церквях (где таковых не имелось, в тех храмах, которые были определены для этого по решению учебного начальства с местной епархиальной властью), для присутствия на торжественном всенощном бдении со служением панихиды по всем почившим на тот момент членам дома Романовых. В сам день празднования 300-летия дома Романовых учащиеся должны были присутствовать на торжественном богослужении с молебном. После богослужения учащиеся должны

были собраться в своих заведениях на торжественные акты. Предлагалось устраивать с учащимися беседы и чтения исторического характера и задавать сочинения на те же темы, с удостоверением особо выдающихся из них. В этот день предлагалось выдавать документы об окончании курса, медали отличившимся ученикам [16, л. 2].

Учитель Барнаульской женской гимназии Н.Ф. Шубкин в своем дневнике подробно описывал праздник. Учитель выбрал 10 стихотворений из периода царствования разных представителей Дома Романовых, начиная со Смутного времени и кончая Александром II [12, с. 203-204].

В дневниковой записи от 21 февраля 1913 г. Н.Ф. Шубкин описал подробности акта: «Зал был полон гимназисток в белых фартуках. В первом рядку педагоги и гости; члены попечительского совета и родительского комитета... На эстраду за пюпитр поднялся председатель педагогического совета Б-ский. Он был в форменном сюртуке с белым жилетом. Председатель прочитал речь об опере Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Закончился акт раздачей Б-ским книжек издания Союза Михаила Архангела, выписанных по рекомендации министерства и по настоянию председателя» [12, с. 204-205].

Кроме празднования официальных праздничных дат, приуроченным к историческим годовщинам и культурным юбилеям, в повседневной жизни средних учебных заведений провинциальной России практиковалось проведение различных вечеров, имевших развлекательный характер, целью которых в большей степени было неформальное общение и «увеселение».

Например, 30 октября 1911 г. ученицами VIII класса Барнаульской частной женской гимназии М.Ф. Будкевич был устроен ученический вечер. Программа вечера: спектакль, дивертисмент (концертные номера), танцы [17, с. 4].

Обычно подобные вечера организовывались по так называемой товарищеской подписке, когда участники вносили определенные суммы на финансирование расходов. Но поскольку товарищеская подписка обычно собирала недостаточно средств, а расходы по устройству вечера были велики, то учителя и учащиеся нередко обращались за помощью к попечителям, чаще всего купцам, которые или жертвовали деньги, или отпускали бесплатно продукты из своих магазинов, или нанимали оркестр, иногда к чиновникам.

Встречались и такие случаи. Например, при подготовке вечера 30 октября 1911 г. воспитанницы Барнаульской частной женской гимназии пришли к молодому коммерсанту Х. и попросили его пожертвовать им для вечера конфет. Тот охотно согласился на это и дал не только конфет, но еще несколько сове-

тов, которые приводятся в газете «Жизнь Алтая» так: «Вы — сказал он им-ступайте еще к тому то и к тому то. Зайдите также к старичку N. Он всегда дает и всем. Нищие просят, и им не отказывает» [18, с. 4].

Нередко разного рода вечера организовывались с целью собрать средства в пользу «недостаточных» учащихся. Например, 16 августа 1911 г. госпожой Басыревой было устроено гуляние в пользу Общества помощи учащимся в средних учебных заведениях Барнаула в саду Народного дома. Сбор от продажи билетов составил более 400 руб. В программе вечера был водевиль «Не зная броду, не суйся в воду» и концерт, в котором большой успех имел номер балалаечников [19, с. 3].

По воспоминаниям З.М. Сириченко, благотворительные вечера устраивались для того, чтобы помочь нуждающимся оплатить учебу в гимназии. Часто такие вечера делали совместно с юношами, учащимися мужской гимназии. Поэтому вечера проводились в зале мужской гимназии или в Торговом корпусе Новониколаевска. Билеты на такой вечер продавались заранее. З.М. Сириченко вспоминала, как они с подругой ходили продавать билеты в Офицерское собрание, и двое молодых офицеров купили билеты с условием, что девушки согласятся танцевать с ними в тот вечер.

На вечерах выбирали девочек, которым поручали продавать напитки, мороженое, цветы и бижутерию. Обычно благотворительная торговля велась в углах зала. Все было дорого. З.М. Сириченко приходилось продавать мороженое. Часто бывало, что подходивший покупатель оставлял деньги, а товар не брал. На балах танцевали разные танцы. Мазурку танцевали не все, но очень любили военные. На балах мальчики относились к девочкам очень почтительно. Юноша, приглашая на танец, спрашивал согласие, а получив его, подставлял руку и вел свою даму в круг. По окончании танца провожал ее до места и благодарил [20, с. 78].

Н.Ф. Шубкин писал в дневнике 7 ноября 1911 г.: «Вчера состоялся ученический вечер, устроенный ученицами VI и VII классов. Сначала был спектакль, а потом танцы и игры. Спектакль сошел недурно и весело; но пьеса была довольно пошленькая... Вообще дело развлечений учениц составляет у нас монополию начальниц, которые одним классам беспрепятственно разрешают устраивать вечера, а другим (нелюбимым) — нет, выбирая и самое время для вечеров, и пьесы для спектаклей, ничуть не соображаясь при этом ни с учебным делом, ни с воспитательным влиянием этих вечеров» [12, с. 48].

Из воспоминаний современников следует, что весьма важной частью повседневной жизни гимназии были гимназические вечера. При этом наблюдается стремление администрации контролировать

порядок проведения и программу вечеров. На вечерах в обязательно присутствовали педагоги.

Характерный пример подобного ученического вечера, устроенного на средства реального училища, 8 января 1912 г. в Барнаульском общественном собрании. На вечере присутствовало более 200 реалистов, около 200 учениц казенной и частной гимназий и много различных приглашенных лиц, в том числе и членов бывшего родительского комитета. Программа вечера состояла из спектакля и музыкального отделения. После спектакля гостям и молодежи были предложены чай и конфеты. Вечер закончился танцами и играми около 12 часов ночи [21, с. 4].

Частью гимназической жизни были также гулянья на природе, которые организовывались обычно весной, в начале мая. Устраивались и неформальные вечеринки по поводу окончания курса обучения. Подробно описывает такие гуляния барнаульский учитель словесности Н.Ф. Шубкин: «1 июня все экзамены в гимназии закончились. Семиклассницы, желая ознаменовать окончание курса, устроили вечеринку. Вечеринку устраивали в частном доме, у родителей одной из семиклассниц. Но педагогического совета еще не было, и из-под ведения гимназического начальства ученицы еще не вышли, поэтому, боясь председателя, все опасались «как бы чего не вышло». На вечер были приглашены кроме гимназисток и все преподаватели старших классов [12, с. 250].

Таким образом, можно сделать вывод, что праздники и вечера являлись важной частью повседневной жизни гимназий в Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в. Программа праздников, как правило, включала в себя торжественную часть, нередко молебны, спектакли, чтение стихотворений, пение, исполнение музыкальных произведений, раздача наград за успехи в учебе. Обычно праздники и вечера завершались неформальной частью, представлявшей собой угощение, иногда могли быть танцы. Вечера в учебных заведениях организовывались с целью общения и развлечения и носили менее формальный характер. При этом при устройстве вечеров и праздников могли быть и определенные трудности. Так, часто инициативы учащихся не получали одобрения начальства, у которого было свое видение мероприятия. За финансовой помощью приходилось обращаться к благотворителям, в этой роли чаще всего выступали купцы. Мероприятия могли устраиваться совместно разными учебными заведениями, в том числе гимназиями и реальными училищами. Праздники и вечера, организовавшиеся в учебных заведениях среднего образования (гимназиях и прогимназиях), выполняли воспитательные и социализирующие функции. Расширявшаяся практика их проведения являлась следствием процессов модернизации в сфере образования Российской империи второй половины XIX — начала XX в.

Библиографический список

1. Everyday Life in Russia Past and Present / Choi Chatterjee, David L. Ransel, Mary Cavender (Hg.). Bloomington, 2015.

2. Пушкарева Н.Л., Любичансковский С.В. Понимание истории повседневности в современном историческом исследовании: от школы Анналов к российской философской школе // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2014. № 1, т. 4.

3. Мамкина И.Н., Блинов А.В. Региональные модели управления образованием в императорской России: сибирский вариант. Чита, 2020.

4. Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. № 3.

5. Макеева И.Ф., Романов В.В. Российская классическая гимназия и повседневная жизнь провинциальных гимназистов // Современная научная мысль. 2019. № 6.

6. Гончаров Ю.М. Провинциальная женская гимназия: повседневность глазами учителя // Уральский исторический вестник. 2008. № 1 (18).

7. Кискидосова Т.А. Повседневная жизнь учащихся гимназий и прогимназий городов Енисейской губернии во второй половине XIX — начале XX в. // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2012. № 1 (3).

8. Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX — начале XX в. Барнаул, 2012.

9. Мужская и женская гимназии и реальное училище // Сибирская жизнь. 1899. № 112 (29 мая).

10. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 36. Оп. 1. Д. 43.

11. Чествование Н.В. Гоголя // Сибирская жизнь. 1909. № 64 (21 марта).

12. Шубкин Н.Ф. Повседневная жизнь старой русской гимназии. СПб., 1998.

13. Праздник для учащихся // Жизнь Алтая. 1911. № 40 (22 февр.).

14. 19 февраля в Томске // Сибирская жизнь. 1911. № 41 (22 февр.).

15. Литягина А.В. Светское просвещение и повседневная жизнь горожан Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX вв. Бийск, 2014.

16. ГААК. Ф. 36. Оп. 2. Д. 65.

17. Гимназические спектакли // Жизнь Алтая. 1911. № 235 (26 окт.).

18. По поводу гимназических вечеров // Жизнь Алтая. 1911. № 238 (29 окт.).

19. Гуляние «Ярмарка» // Жизнь Алтая. 1911. № 181 (18 авг.).

20. Щукин М.Н. Белый фартук, белый бант. Новосибирск, 2013.

21. Барнаульское Обществ. Собрание // Жизнь Алтая. 1912. № 7 (10 янв.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.