Научная статья на тему 'Общественные праздники в городах Сибири в конце XIX начале XX в'

Общественные праздники в городах Сибири в конце XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1095
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / ГОРОД / ГОРОЖАНЕ / ПРАЗДНИКИ / ДОСУГ / РАЗВЛЕЧЕНИЯ / SIBERIA / CITY / CITIZENS / CELEBRATION / LEISURE / SOCIAL EVENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончаров Юрий Михайлович

Показано, что во второй половине XIX начале XX в. в праздничной культуре горожан происходят значительные изменения. Появляется целый ряд новых общественных светских мероприятий, что свидетельствовало о расширении сферы общественного и формировании нового городского образа жизни. К числу новых видов досуга жителей сибирских городов конца XIX начала XX в. можно отнести различные общественные праздники, связанные с чествованием памятных дат и различных юбилеев, например: День Сибири, 100-летие Отечественной войны 1812 г.. 300-летие династии Романовых. В некоторых сибирских городах в начале прошлого столетия сложилась традиция проведения литературных праздников, например, широко отмечалось в 1899 г. 100-летие А. С. Пушкина. В начале XX в. количество общественных праздников постоянно увеличивалось. Появляются новые праздники: Татьянин день, праздник Белого цветка и др. Новые праздники, становившиеся частью городской жизни, свидетельствовали о дальнейшем социокультурном развитии региона и предоставляли горожанам значительно больше возможностей для общения и культурного отдыха. Новые формы городских праздников были признаком продолжавшейся трансформации традиционной культуры и дальнейшего формирования городского образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гончаров Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Celebrations in Siberian Cities at the End of the XIX Beginning of the XX Centuries

The second half of the XIX the beginning of the XX century saw considerable changes in celebrations and festivals of urban citizens. There appeared a number of new public secular events that testified to expansion of the public sphere and formation of new urban lifestyle.The end of XIXthe beginning of the XX century witnessed the appearance of new social activities such as public celebrations devoted to commemoration of memorable days and anniversaries, for example, Day of Siberia, 100th anniversary of Patriotic war of 1812, tercentennial anniversary of the Romanov dynasty. Some Siberian cities at the beginning of last century introduced celebrations of literature-related events. For example, A. S. Pushkin’s 100 th anniversary was widely celebrated in 1899. The beginning of the XX century saw the constantly growing number of public celebrations such as Tatiana Day, Festival of a white flower, etc. The new holidays that became a part of urban life were eloquent of further social and cultural development of the region and provided citizens with new forms of leisure activities and social interaction. The new forms of city social activities were a sign of continuous transformation of traditional culture and further development of urban lifestyle.

Текст научной работы на тему «Общественные праздники в городах Сибири в конце XIX начале XX в»

УДК 94(571.1/.5)

ББК 63.3(253)-22

Ю. М. Гончаров

Общественные праздники в городах Сибири в конце XIX — начале XX в.*

Yu. M. Goncharov

Public Celebrations in Siberian Cities at the End of the XIX — Beginning of the XX Centuries

Показано, что во второй половине XIX — начале XX в. в праздничной культуре горожан происходят значительные изменения. Появляется целый ряд новых общественных светских мероприятий, что свидетельствовало о расширении сферы общественного и формировании нового городского образа жизни.

К числу новых видов досуга жителей сибирских городов конца XIX — начала XX в. можно отнести различные общественные праздники, связанные с чествованием памятных дат и различных юбилеев, например: День Сибири, 100-летие Отечественной войны 1812 г.. 300-летие династии Романовых. В некоторых сибирских городах в начале прошлого столетия сложилась традиция проведения литературных праздников, например, широко отмечалось в 1899 г. 100-летие А. С. Пушкина.

В начале XX в. количество общественных праздников постоянно увеличивалось. Появляются новые праздники: Татьянин день, праздник Белого цветка и др. Новые праздники, становившиеся частью городской жизни, свидетельствовали о дальнейшем социокультурном развитии региона и предоставляли горожанам значительно больше возможностей для общения и культурного отдыха. Новые формы городских праздников были признаком продолжавшейся трансформации традиционной культуры и дальнейшего формирования городского образа жизни.

Ключевые слова Сибирь, город, горожане, праздники, досуг, развлечения.

DOI 10.14258/izvasu(2013)4.2-27

The second half of the XIX — the beginning of the XX century saw considerable changes in celebrations and festivals of urban citizens. There appeared a number of new public secular events that testified to expansion of the public sphere and formation of new urban lifestyle.The end of XIX- the beginning of the XX century witnessed the appearance of new social activities such as public celebrations devoted to commemoration of memorable days and anniversaries, for example, Day of Siberia, 100th anniversary of Patriotic war of 1812, tercentennial anniversary of the Romanov dynasty.

Some Siberian cities at the beginning of last century introduced celebrations of literature-related events. For example, A. S. Pushkin’s 100th anniversary was widely celebrated in 1899.

The beginning of the XX century saw the constantly growing number of public celebrations such as Tatiana Day, Festival of a white flower, etc.

The new holidays that became a part of urban life were eloquent of further social and cultural development of the region and provided citizens with new forms of leisure activities and social interaction. The new forms of city social activities were a sign of continuous transformation of traditional culture and further development of urban lifestyle.

Key words: Siberia, city, citizens, celebration, leisure, social events.

Во второй половине XIX — начале XX в. в праздничной культуре горожан происходят значительные изменения. Появляется целый ряд новых общественных светских мероприятий, что свидетельствовало о расширении сферы общественного и формировании нового городского образа жизни.

К числу новых видов досуга жителей сибирских городов конца XIX — начала XX в. можно отнести различные общественные праздники, связанные с чествованием памятных дат и различных юбилеев.

В Сибири особым событием становится годовщина победы Ермака у Чувашского мыса и вступле-

ния его в столицу Сибирского ханства. Впервые его праздновали, отмечая 300-летие завоевания Сибири русскими. Инициатива его учреждения принадлежит видным сибирским деятелям Г. Н. Потанину и Н. М. Ядринцеву. В Тобольске торжественные мероприятия прошли 6 декабря 1882 г.: «В этот день в Тобольском кафедральном соборе совершена была, в присутствии начальника губернии и представителей всех сословий города... торжественная литургия... По окончании молебствования... на соборной площади происходил парад от Тобольского кадрового резервного батальона». В программе празднования

* Работа выполнена при поддержке Программы фундаментальных исследований ТКНС УрО РАН №Ф-Г-13-1.

история

также были открытие приюта для бедных детей, завтрак в общественном собрании и танцевальный вечер [1, с. 19-20].

Впоследствии праздновать этот день становится традицией, а за праздником утвердилось название «День Сибири». Праздник закрепился и существовал до 20-х гг. XX в. Датой его проведения считалось 26 октября по старому стилю (8 ноября по новому). В конце XIX — начале XX в. в этот день во многих городах региона устраивались публичные лекции, чтения, молебны, банкеты, выходили газеты с подборками материалов по истории края.

Вот как этот праздник отмечали в Иркутске в 1896 г.: «26 октября. День Сибири. Днем состоялся торжественный обед по подписке, вечером в Общественном собрании прошел концерт в пользу «недостаточных» учащихся. После концерта — бал и ужин. Затем местные общественные деятели, не исключая ссыльных, выступали с речами и требовали введения в Сибири земства, новых судов и отмены уголовной ссылки» [2, с. 115]. В начале XX в. это мероприятие в городе называли «традиционным Сибирским вечером», который отмечали в общественном собрании.

В это время складывается традиция проведения юбилеев великих исторических дат, что было одной из форм пропаганды монархических и патриотических идей. Повсеместно отмечали 200-летие Полтавской битвы. В Иркутске, например, в программу празднования входили: чтение лекций о битве в учебных заведениях, панихида по павшим воинам (26 июня), а также литургия и благодарственный молебен в день 200-летия битвы (27 июня), совершенный епископом Тихоном в Казанском кафедральном соборе [2, с. 220, 222].

Весьма торжественно праздновали и 100-летие Отечественной войны 1812 г. В конце августа 1912 г. Иркутск принял праздничный вид. Городские здания были украшены флагами, вечером зажглась иллюминация. На Тихвинской площади, напротив здания городской управы, был установлен бюст Александра I, в Казанском соборе была отслужена литургия. Основные мероприятия проходили 26 августа, в годовщину Бородинской битвы. Они включали службу в соборе, молебен о здравии Николая II, возложение венков к бюсту, концерт народного хора и войсковой парад. В дни праздника синематографы города демонстрировали киноленту «Столетие 1812-1912 года. Отечественная война» [2, с. 254-255].

По сходному сценарию эти праздники проходили и в других сибирских городах [3, с. 14]. В Барнауле вновь открытой мужской гимназии было присвоено имя Александра Благословенного, 26 августа во всех церквах города прошла торжественная литургия. В городе были вывешены национальные флаги, устроена иллюминация. На Полковой площади был установ-

лен особый павильон, украшенный государственными флагами. В нем были выставлены портреты импера-тора-победителя Александра I и Николая II. Войсками Барнаульского пехотного полка был проведен военный парад. Праздник продолжался на Соборной и Демидовской площадях, в саду Общества попечения о начальном образовании. В газетах отмечалось, что часть мужской публики была изрядно пьяна.

В Красноярске после проведения торжественной части прошли спортивные состязания. Гимнасты общества «Сокол» устроили лазанье по стене, езду на конях, бега с препятствиями и в мешках. Победители состязаний получили в награду рубашки, будильники, балалайки и гармошки [4, с. 276].

Значимым событием в это время становится празднование годовщины отмены крепостного права. Так, например, в 1901 г. иркутяне праздновали 40-летие этого события (в здании городской думы прошел музыкально-литературный вечер), а в 1911 г. — 50-летие (в общественном собрании состоялся торжественный акт с речами, выступлениями хора, оркестра, показом живых картинок, в театре на Детской площадке был дан концерт, в синематографе «Гранд-Иллюзион» демонстрировали снятую к юбилею киноленту «Осени себя крестным знамением») [2, с. 133, 237].

Зачастую подобные праздники, связанные с официально признанными именами или фактами российской истории, проводились по инициативе администрации. Программа таких праздников обычно включала службу в соборе, торжественные речи в честь празднуемого события, выступления учащихся с чтением стихов, пение хора. Повсеместно и очень пышно отмечалось 300-летие дома Романовых.

В это событие старались внести вклад все общественные организации. Так, Томское мещанское общество создало специальную комиссию по подготовке праздника, наметило программу участия общества в нем: «.. .в день исполнения 300-летия... устроить иллюминацию дома Управы, выставить портрет Первого Царя из Дома Романовых, кроме того устроить на берегу Ушайки вечером фейерверк, на что ассигновать до 100 руб., помимо устройства иллюминации и фейерверка отпустить в распоряжение господина начальника губернии от 50 до 100 руб. на устройство народных увеселений». На имя императора мещанским обществом была послана поздравительная телеграмма с выражением верноподданнических чувств [5, л. 3-18].

В Барнауле программа праздника включала в себя службу в соборе, крестный ход, троекратное исполнение гимна, церемониальный марш воинских частей, народные гуляния с участием песенников и оркестров, демонстрацию на открытой сцене картин синематографа и фейерверк, представлявший собой по сути большой бенгальский огонь, на который администрация выделила 250 руб. Кроме того, по пред-

ложению особой комиссии в городе была сооружена часовня в память об юбилее. «Романовская» часовня была построена при Знаменской церкви к 1916 г. на средства купца Ивана Спорыхина.

Улицы Иркутска к юбилею династии были богато украшены флагами, сосновыми ветками и транспарантами «с соответствующими надписями». На фасаде Общественного собрания была выставлена картина художника-декоратора Николаева «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство». В день праздника — 21 февраля 1913 г. — после богослужения состоялось чтение манифеста, большой парад всех частей Иркутского гарнизона, чтения для народа во всех городских аудиториях, на Тихвинской площади и в Александровском сквере — народные гуляния, на которых играли воинские оркестры. Вечером Большая и прилегающие улицы были «роскошно иллюминированы электрическими свечами и плошками». В городском театре состоялся парадный спектакль, иллюзион «Модерн» демонстрировал «гранд-картину» «300-летие дома Романовых» [2, с. 260-261].

С членами императорской фамилии связаны и праздновавшиеся в сибирских городах годовщины их посещений города. Так, например, в Тюмени вплоть до 1880-х гг. ежегодно 31 мая праздновали день посещения города в 1837 г. будущего (на тот момент) императора Александра II [6, с. 291].

Не обошла эта традиция и Иркутск. 23 июня 1901 г. здесь отпраздновали десятилетие посещения Иркутска наследником цесаревичем (на момент праздника уже императора Николая II). В Казанском кафедральном соборе состоялось торжественное богослужение, а затем на площади, украшенной флагами, молебен и парад пожарных частей. Город был украшен флагами и вензелями, а вечером была зажжена иллюминация [7, с. 457].

В начале августа 1914 г. правительство планировало очень пышно отметить 200-летнюю годовщину битвы при Г ангуте, однако из-за начавшейся Первой мировой войны праздник отменили.

В некоторых сибирских городах в начале прошлого столетия сложилась традиция проведения литературных праздников. Широко отмечалось в 1899 г. 100-летие А. С. Пушкина. Этому придавалось «высокое воспитательное значение», и поэтому было уделено особое внимание организации торжеств в учебных заведениях. Во время мероприятий зачитывалась биография поэта, его произведения, звучала музыка. Лучшие ученики награждались юбилейными медалями. Награды были изготовлены из меди и покрыты тонким слоем бронзы. Диаметр медали составлял 6,5 см, толщина — 0,5 см. Подготовка к празднику в Барнауле не обошлась без эксцессов: учитель пения в реальном училище «применил чрезмерное усердие в подготовке учеников в виде рукоприкладства» [8].

В Барнауле отмечали даже такие даты, как в 1902 г. 50-летие со дня смерти Н. В. Гоголя, в 1909 г. — 100-летие со дня его рождения, в 1911 г. — 200-летие М. В. Ломоносова. Именно с литературными датами связано переименование ряда улиц в Барнауле: Иркутской в Пушкинскую (1899 г.), Кузнецкой в Гоголевскую (1902 г.), Большой Тобольской в улицу имени Льва Толстого.

В Иркутске в 1899 г. отмечали 100-летие со дня рождения Пушкина, в 1902 г. — 50-летие со дня смерти Гоголя, в 1909 г. — 100-летие со дня его рождения, в 1911 г. — 200-летие Ломоносова, 70-летие со дня смерти Лермонтова и 50-летие со дня смерти Шевченко, в 1914 г. — 100-летие со дня его рождения.

В программу обычно входили богослужения, народные чтения, концерты, утренники для учащихся, литературно-музыкальные вечера, спектакли. Учебным заведениям присваивались имена писателей.

Традиция литературных праздников распространялась и в небольших городках. Так, в 1902 г. в Нижнеудинске отмечали память Гоголя, в Киренске в 1910 г. — память Толстого [9, с. 174]. В 1911 г. во многих городах праздновали 200-летие со дня рождения Ломоносова. В частности, в Таре накануне юбилейного дня отслужили панихиду. На следующий день после молебствования для учащихся был устроен чай с бутербродами и конфетами. Празднование продолжалось в учебных заведениях пением гимна, затем — кантаты на стихи Ломоносова и чтение его биографии. В программу входило также литературное утро с декламацией стихотворений Михаила Васильевича Ломоносова и вручение наград лучшим учащимся.

Праздновались и годовщины различных обществ и учебных заведений. Например, в Иркутске, в 1911 г. — 50-летие публичной библиотеки, 1912 г. — 30-летие Общества любителей музыки и литературы, 1913 г. — 50-летие Общества врачей Восточной Сибири, 1914 г. — 10-летие частной женской гимназии В. С. Некрасовой, 1916 г. — 50-летие промышленного училища. Торжественно было отпраздновано в 1901 г. 50-летие Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества (ВСОРГО). Здание музея, а также другие общественные здания города были украшены флагами и гирляндами. В помещении музея была отслужена панихида по императорам, президентам и основателям отдела. После этого состоялось чтение биографий известных ученых и открытие на фронтоне здания отдела досок с их фамилиями. Играл «оркестр военной музыки». Вечером в гостинице «Метрополь» редакция газеты «Восточное обозрение» чествовала обедом приехавших на юбилей гостей [2, с. 139].

В начале XX в. количество общественных праздников постоянно увеличивалось. Например, несмотря на то, что в Иркутске не было вузов, в городе очень быстро прижился и стал традиционным студенческий

история

праздник Татьянин день, который по старому стилю отмечали 12 января. В этот день в Общественном собрании устраивали общедоступные вечера в пользу «недостаточных» студентов-иркутян. В программе вечеров были концертное отделение и танцы [2, с. 236, 247, 293, 311].

Среди необычных праздников, которые появились в то время, можно отметить День белого цветка. Он отмечался с 1911 г. повсеместно, в том числе и в городах Сибири. Проводился он в разное время. В первый раз в Екатеринбурге его праздновали в мае, в Иркутске — в августе, в Барнауле — в июле. Это был день борьбы с туберкулезом. Он начинался утром с проведением молебна, затем девушки и женщины ходили по улицам, продавая белые цветы (ромашки), которые заранее готовились ими из ткани или бумаги. Цветок стоил 5 коп. Выручка от торговли цветами направлялась для лечения чахоточных больных. 20 мая 1912 г. к празднику «Белого цветка» иркутские доктора прочитали в нескольких учебных заведениях города и музее ВСОРГО лекции о чахотке и мерах борьбы с нею [2, с. 252].

Если обычно праздник ассоциировался в народном сознании с употреблением спиртных напитков, то в конце XIX в. в России в связи с борьбой с пьянством появляется традиция проведения дней трезвости. Например, 28 апреля 1913 г. в Барнауле проводился Всероссийский праздник трезвости. На Соборной площади и около Александро-Невской часовни были отслужены молебны, представители властей и духовенства произнесли речи и раздали брошюры о вреде пьянства.

Во время революции, на волне ломки традиций, появлялись и другие праздники, например, «Долой

стыд!». Революционно настроенная молодежь считала, что брак, семья, стыд — это все лишние условности. В итоге, по городу разъезжали на извозчике или в трамвае молодые обнаженные пары, на которых были лишь цилиндр, бабочка, шарфик и шляпка. Зафиксировано, что в Сибири этот праздник отмечали в Томске и Иркутске. Но подобная практика, получив общественное осуждение, быстро сошла на нет.

Вот как описывала это событие иркутянка Лидия Тамм: «Теплым весенним днем молодой человек и девушка подошли к извозчичьей бирже, что находилась возле кирхи, и наняли извозчика. Не успел он тронуться с места, как они прямо в экипаже сбросили с себя всю одежду. Оставшись совершенно голыми, накинули через плечо голубые ленты с надписью золотыми буквами: «Долой стыд» и приказали извозчику ехать по улице Большой. Проезжая по Большой, они начали выкрикивать: «Долой стыд! Это ложное чувство!». Когда молодые люди стали сворачивать на Ланинскую, их задержала милиция и препроводила в участок. Большинство прохожих возмущалось их поведением» [10, с. 127].

Таким образом, во второй половине XIX — начале XX в. в праздничной культуре горожан происходят значительные изменения. Новые праздники, становившиеся частью городской жизни, свидетельствовали о дальнейшем социокультурном развитии региона и предоставляли горожанам значительно больше возможностей для общения и культурного отдыха. Новые формы городских праздников были признаком продолжавшейся трансформации традиционной культуры и дальнейшего формирования городского образа жизни.

Библиографический список

1. Голодников К. Тобольская губерния накануне 300-летней годовщины завоевания Сибири. — Тобольск, 1882.

2. Иркутская летопись 1661-1940 гг. / сост. Ю. П. Кол-маков. — Иркутск, 2003.

3. Гончаров Ю. М. Городские праздники в Западной Сибири в середине XIX—начале XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2004. — № 4.

4. Кискидосова Т. А. Повседневная жизнь горожан Енисейской губернии во второй половине XIX — начале XX века. — Абакан, 2012.

5. Государственный архив Томской области. — Ф. 130. — Оп. 1. — Д. 65.

6. Гончаров Ю. М. Очерки истории городского быта дореволюционной Сибири (середина XIX — начало XX в.). — Новосибирск, 2004.

7. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 18811901 гг. — Иркутск, 1993.

8. Шилин С. А. Общественные праздники в Барнауле (конец XIX — начало XX в.). — Барнаул, 2008.

9. Гончаров Ю. М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX — начале XX в. — Барнаул, 2012.

10. Тамм Л. И. Записки иркутянки. — Иркутск, 2007. —

Ч. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.