Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 2 (6). С. 136-139.
УДК 930
О. В. Гефнер
ВОЕННЫЕ ПАРАДЫ В ОБЩЕСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Представлена характеристика парадной культуры военных русской армии в провинциальном западносибирском городе конца XIX - начала XX в. как важного элемента общественной жизни и культурных традиций. Анализируется роль военных парадов в монархическом, патриотическом воспитании горожан, сплочении городского сообщества, осуществлении культурного диалога армии и общества.
Ключевые слова: военный парад; город, культура; патриотическое воспитание.
O. V. Gefner
MILITARY PARADE IN SOCIAL AND CULTURAL LIFE OF THE CITIES OF WESTERN SIBERIA IN LATE XIX - EARLY XX CENTURY
This article is devoted to the culture of the military parade of the Russian army in the West Siberian provincial town of the late XIX - early XX century as an important element of social life and cultural traditions. The article analyzes the role of the military parades in monarchical and patriotic education of citizens, in rallying the urban community, in the implementation of cultural dialogue army and society.
Keywords: military parade; city; culture; patriotic education.
Военная культура в настоящее время стала объектом пристального внимания ученых самых различных областей - историков, философов, военных педагогов. Особенностью современных исследований истории и культуры русской армии является, однако, их главным образом интерналистский характер, изучение вооруженных сил России, военных традиций как бы самих по себе, вне широкого социокультурного контекста, без учета взаимосвязи с обществом, региональной и локальной специфики. Альтернативой, или дополнением, в военно-исторических исследованиях, в том числе и при изучении военной культуры, может стать диалоговый подход, согласно которому культура понимается как диалог различных традиций, идей, смыслов. Согласно взглядам одного из основоположников школы диалога культур, известного философа и культуролога В. С. Библера, «культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур, форма диало-
га и взаимопорождения этих культур» [1]. Культура представляет собой «многоголосье» различных субъектов истории, которые через разнообразные механизмы коммуникации находятся в состоянии взаимодействия, соотнесения, согласования (или противоборства) смыслов, содержаний, порождая ее сложную, многоуровневую структуру.
В соответствии с данным подходом и военная культура может быть рассмотрена в диалоге с культурой гражданской, «штатской» (представленной, в частности, культурой городского сообщества). Такой подход позволяет расширить наши представления как об армии, развивающейся в тесной связи с обществом и его культурой, так и о гражданском социуме, испытывающем влияние военных ценностей и традиций.
Одной из значимых военных традиций и одновременно важным явлением в социальной и культурной жизни общества (в том числе и в городах Западной Сибири) конца XIX - начала XX в. были военные парады.
© Гефнер О. В., 2015 136
Военные парады в общественной и культурной жизни городов Западной Сибири...
Парад - торжественный смотр войск, проводимый в дни официальных праздников, торжеств в ознаменование важных событий государственного и военного значения, после завершения крупных учений [2]. В России подобные торжественные военные церемонии известны с XIV в. Однако наиболее широкое распространение в русской армии торжественные смотры получили с XVIII в. С течением времени парад постепенно утратил свои чисто военные функции и приобрел в большей степени культурное, символическое значение.
Парады проводились в «царские дни» (дни рождения и тезоименитства лиц правящего дома, восшествия на престол и коронования государя-императора), орденские и полковые праздники, в честь приезда коронованных особ, высоких государственных и военных деятелей иностранных держав, по случаю военных юбилеев, полковых праздников. Наиболее пышные, зрелищные военные смотры в присутствии императора и представителей царской фамилии устраивались, конечно, в столице империи. В Петербурге наиболее массовые и значимые военные парады проводились зимой на Дворцовой площади, весной - на Марсовом поле, летом - в Красном селе [3].
В провинциальном западносибирском городе военные парады также были важным элементом общественной жизни и культурных традиций.
Церемония проведения парада такова. Вначале происходило построение войск на военном плацу или центральной городской площади. Затем под звуки военного оркестра, играющего полковой марш, командующий воинского подразделения, выведенного на парад, встречал старшего начальника, принимавшего парад, отдавал честь, рапортовал, подавал строевую записку. Офицеры также отдавали честь, а затем начальник обходил войска, при этом объявляя им благодарность за службу. Затем войска проходили церемониальным маршем, сопровождаемым музыкой полкового оркестра.
Одной из важнейших функций парада была функция демонстрации власти, реализации ее сценариев (термин введен американским историком Р. С. Уортманом и означает «индивидуальные способы презентации
императорского мифа») [4]. В сценарии власти конца XIX - начала XX в., кризисного, переломного периода российской истории, основополагающими элементами были: демонстрация единения царя и народа, освещенного церковью, представление монархии как символа согласия и примирения, а в отношении армии - декларация тесной связи императора с национальными вооруженными силами, а армии - с обществом. Военные парады предоставляли благодатную возможность для реализации этих идей, что имело большое значение именно в провинции, где и армия, и народ были лишены возможности непосредственного общения с императором. Мощь, дисциплина, выучка войск, участвующих в параде, звуки народного гимна демонстрировали зрителю силу самого государства. Парад декларировал единение армии и ее верховного вождя - императора, позиционировал армию как надежную опору власти и защитницу народа, актуализировал в каждом участнике и зрителе патриотические чувства. Парад представлял собой очень торжественное, эмоционально захватывающее действо, оказывавшее чрезвычайно глубокое духовное воздействие как на самих военных, так и на зрителей.
Во время парадов и сопровождающих их торжественных церемоний произносились здравицы государю и всему августейшему дому, в праздничных речах постоянно подчеркивалась сопричастность монархов к армии, великим военным победам. 19 августа 1908 г. в Томске состоялся парад по случаю освещения Георгиевских знамен, пожалованных 8-му пехотному сибирскому резервному Томскому полку и 7-му пехотному сибирскому резервному Красноярскому полку за «подвиги мужества и храбрости», проявленные в русско-японской войне. Парад принимал генерал-губернатор, командующий войсками округа генерал Е. О. Шмит, который, поздравляя полк, сказал, что «Государь Император, посылая его на службу командования войсками, повелел передать полкам слова Высочайшей милости и Царское спасибо» [5]. 27 июня 1909 г. в Томске проходил парад в честь юбилея Полтавской битвы. В ходе церемонии начальник томского гарнизона генерал-майор А. Е. Редько обратился к нижним чинам 42-го Сибирского стрелко-
137
О. В. Гефнер
вого полка с речью: «Доблестная Полтавская победа, как вам, ребята, так и вашим товарищам, служит примером, что единственно беззаветная любовь и преданность царю и родине ведет к победе на процветание родины и радость Верховного Вождя» [6]. На парадах военным вручались памятные подарки от императора, что имело огромное значение в формировании образа царя, близкого армии, внимательного, заботливого покровителя, любящего своих подданных. На параде 30 августа 1912 г. в Томске военнослужащим 42-го Сибирского стрелкового полка был представлен юбилейный альбом в память 100-летия Отечественной войны, подаренный императором. На альбоме собственной рукой императора была сделана надпись: «Достойным потомкам доблестных предков». Этот альбом был пронесен командиром полка в сопровождении офицеров по рядам войск [7].
Таким образом, в ходе военных парадов в городах Западной Сибири транслировался образ монарха как сосредоточия патриотических настроений и символа единства нации, олицетворяемой армией.
Большие возможности мощного идеологического воздействия парадов на горожан были связаны с тем, что в провинциальных городах, в том числе и в Западой Сибири, они привлекали огромное количество зрителей. В условиях недостаточного развития инфраструктуры досуга и развлечений каждый военный праздник становился важным событием для всего городского сообщества. Блестящая выправка солдат и офицеров, великолепие мундиров, знамен и штандартов, блеск и звон оружия, торжественность военной музыки не могли не вызывать активного интереса населения к военным церемониям. Для гражданской публики военный парад представлял красивейшее и драматическое действо, великолепное с художественноэстетической точки зрения зрелище. Вот как отзывалась местная периодическая печать о многочисленной публике, пришедшей посмотреть воинский парад, состоявшийся 6 декабря 1908 г. в Омске: «Чудесный день привлек на площадь большие толпы народа, который задолго до окончания службы унизал панели и свободные места, оставшиеся после размещения на парад воинских частей» [8]. Скопление народа во время подобных
мероприятий иногда было настолько велико, что часто создавало неудобства для их организации. Это заставило в 1898 г. уездного воинского начальника в Томске обратиться к полицмейстеру с просьбой «во время различных парадов принимать меры к тому, чтобы толпа не стесняла движение войска, т. е. чтобы держать ее в почтительном отдалении». «Трудная задача выпадает на долю полицмейстера, - сочувственно писала газета, - так как русский человек глазам не верит, и любит всегда быть ближе к месту действия» [9].
Военные парады не просто удовлетворяли любопытство горожан и возмещали недостаток развлечений. Они способствовали воспитанию патриотических чувств у населения, осознанию единения армии и народа, повышению авторитета военных в обществе, служили консолидации городского сообщества, частью которого являлись военные.
На военных торжествах, как правило, присутствовали представители городского самоуправления, зачитывали перед строем войск поздравительные адреса от сообщества горожан. В Томске 29 июня 1911 г. на параде в честь 200-летия 42-го Сибирского стрелкового полка депутация от городского общественного управления подарила военным икону Спасителя и торжественный адрес. Готовясь к юбилею полка, Городская Дума провела заседание, на котором гласный К. Э. Эман заявил, что «вышеозначенный полк состоит, так сказать, из нашей родной крови... и к юбилейному торжеству его следует отнестись более тепло, не ограничиваясь холодным приветствием» [10]. В адресе были такие слова: «.Интересы полка всегда были близки населению Томска, оно болело его болезнями и радовалось его радостями. Пусть же эта связь крепнет, а полк да сохранит свои заветы и останется таким же доблестным и в будущем на славу дорогого отечества». В ответ на адрес командир полка полковник Н. М. Пепеляев выразил признательность представителям городского самоуправления «за дорогое внимание» и поблагодарил «за те заботы, которые город всегда оказывал Томскому полку» [11]. В свою очередь, военные парады сопровождали и собственно городские праздники. 1 июня 1887 г. Тобольск праздновал свой 300-летний юби-
138
Военные парады в общественной и культурной жизни городов Западной Сибири...
лей, праздник сопровождался парадом Тобольского резервного батальона c участием военного оркестра [12].
Общественность высоко оценивала патриотический и сплачивающий характер подобных мероприятий. В одной из томских газет отмечалось, что во время парада 19 августа 1908 г. по случаю освещения Георгиевских знамен, пожалованных 8-му пехотному сибирскому резервному Томскому полку и 7му пехотному сибирскому резервному Красноярскому полку, «масса публики из города окаймляла плац, где совершалось торжество; лица у многих из публики светились гордостью за свои родные полки, в коих служат дети и родные многих из присутствующих здесь обывателей» [13]. Одна из омских газет писала по поводу Георгиевского праздника 26 ноября 1908 г.: «26 ноября - это день особого оживления в нашем городе. Все общество объединилось для торжественного празднования кавалерского праздника в честь героев войны и почетного ордена, особо популярного в населении... Несомненно, что в душе народной не пройдут бесследно такие дни, как 26 ноября. Такой порядок празднования этого военно-народного торжества в честь героев войны, вместе всем городом, есть объединяющее начало» [14].
Таким образом, военные парады, возникшие первоначально как элемент собственно военной культуры, постепенно переросли по размаху проведения и своему значению узкие армейские рамки и стали со-
ставной частью культурных традиций общества в целом. Торжественные военные смотры были неотъемлемой частью городской зрелищной культуры, играли важную роль в гражданском и патриотическом воспитании горожан, способствовали осуществлению культурного диалога армии и гражданского общества в России второй половины XIX -начала XX в.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библер В. С. Культура. Диалог культур // На
гранях логики культуры. Книга избранных очерков. - М., 1997. - URL: http://www.bibler.ru/ bim_ng_kultura_d.html (дата обращения:
10.03.2015).
2. Военный энциклопедический словарь. - М., 2001. - Т. II. - С. 271.
3. Гефнер О. В. Праздничная культура военных русской армии (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Вестник Омского университета. -2009. - № 3. - С. 77-87.
4. Уортман Р. С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. - М., 2004. - Т. 1. -С. 22.
5. Сибирская жизнь. - 1908. - 20 августа.
6. Томские губернские ведомости. - 1909. -5 июля.
7. Томский вестник. - 1912. - 2 сентября.
8. Омский телеграф. - 1908. - 9 декабря.
9. Сибирская жизнь. - 1898. - 4 ноября.
10. Государственный архив Томской области. Ф. Ф-233. Оп. 2. Д. 3588. Л. 2.
11. Сибирская жизнь. - 1911. - 29 июня ; 1 июля.
12. Голодников А. Празднование г. Тобольском 300-летней годовщины своего существования. - [Б. м., б. г.]. - С. 1.
13. Томские губернские ведомости. - 1908. -10 сентября.
14. Омский телеграф. - 1908. - 30 ноября.
139