Научная статья на тему 'Праздник по Марксу. Очень серьезно'

Праздник по Марксу. Очень серьезно Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
499
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКСИЗМ / ПРАЗДНИК / СОБСТВЕННОСТЬ / СПОСОБ ПРАЗДНОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДОСУГ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ОБЩЕСТВО / КЛАСС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаврикова И. Н.

К наиболее известным концепциям праздника относится и марксистская, которая, надо отдать должное, отличается выверенностью, тщательной проработкой деталей и обоснованностью положений. По моему мнению, это одна из наиболее полных и законченных концепций праздника со времен древних греков. Возникает вопрос: что же является причиной такого пристального внимания к празднику со стороны столь маститых политтехнологов социалистической революции?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Праздник по Марксу. Очень серьезно»

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

УДК 13

ПРАЗДНИК ПО МАРКСУ. ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО

И.Н. ЛАВРИКОВА

Тверской филиал Московского университета МВД России

e-mail: ilavrikova@rambler.ru

К наиболее известным концепциям праздника относится и марксистская, которая, надо отдать должное, отличается выверен-ностью, тщательной проработкой деталей и обоснованностью положений. По моему мнению, это одна из наиболее полных и законченных концепций праздника со времен древних греков.

Возникает вопрос: что же является причиной такого пристального внимания к празднику со стороны столь маститых политтехно-логов социалистической революции?

Ключевые слова: марксизм, праздник, собственность, способ празднования, воспитание личности, досуг, свободное время, общество, класс.

«...Лишь при условии сокрытия значительной своей части власть может быть переносима. Ее успех пропорционален тому, что из своих механизмов ей удается спрятать»1

К наиболее известным концепциям праздника относится и марксистская, которая, надо отдать должное, отличается выверенностью, тщательной проработкой деталей и обоснованностью положений. По моему мнению, это одна из наиболее полных и законченных концепций праздника со времен древних греков.

Возникает вопрос: что же является причиной такого пристального внимания к празднику со стороны столь маститых политтехнологов социалистической революции?

Прежде чем ответить на интересующий меня вопрос, обращусь к некоторым ключевым положениям данной концепции.

С точки зрения марксистской диалектики и материалистического понимания истории праздники рассматриваются в непрерывной связи с природной и социальной средой2. История общественного развития - это, прежде всего история развития и смена способов производства, которые определяют изменения всего общества. Праздник связан с обществом в целом, с его социальными, политическими и духовными процессами. Отправной точкой исследования праздника выступает способ производства, влияющий на изменение всех общественных процессов. Типу способа производства в обществе соответствует определенный исторический тип праздника. Смена типа праздника определяется сменой способа производства. Так, в условиях различных общественно-экономических формаций появление новых способов производства ведет к появлению новых типов праздников.

В тех случаях, когда способ производства находится на восходящей ступени развития, т.е. до тех пор, пока существующая форма собственности соответствует состоянию производительных сил, а интересы господствующего класса совпадают с требованиями объективных законов исторического развития, деятельность этого класса способствует в основном общественному прогрессу, в том числе развитию праздников.

В условиях классового общества каждый класс, выступающий на политической арене, является носителем тех праздников, которые соответствуют его общественной роли. Расцвет праздников приходится, как правило, на периоды роста и сплочения прогрессивных сил, ломки старых и становления новых социальных отношений.

Так как праздники есть выразители интересов определенного класса, то его отношение к средствам производства определяет и отношение к средствам производства

1 Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. - М., Касталь, 1996. С. 185.

2 Еще Ф. Энгельс указал на необходимость связывать развитие праздников с определенной географической средой, главным образом общественной. Энгельс Ф. Рейнские празднества. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 1-е изд., т. 2. С. 228.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

праздника. Если господствующие классы управляют системой праздников и занимаются, в том числе во время своих праздников преимущественно умственным трудом, то эксплуатируемые классы заняты в основном физическим трудом3. Угнетенные часто являются обслуживающим персоналом на праздниках господствующих классов. Собственные же праздники нередко служат им средством рекреации после тяжелого физического труда.

Согласно авторскому тандему К. Маркса и Ф. Энгельса, праздник - это существенная сила, которая может сыграть важную роль в классовой борьбе антагонистического общества, более того политический праздник - это арена ожесточенных классовых и политических столкновений, есть рупор классовых идей4.

По мнению В. И. Ленина, праздники в антагонистическом обществе как бы фокусируют глубокие социальные, классовые изменения в общественной жизни, а участие рабочих в своих праздниках - средство политической и классовой закалки5.

Исследование связи между способами производства и видом общественноэкономической формации показали, что, помимо общих черт, внутри формации существует особенное, то есть историческое своеобразие различных вариантов одного и того же способа производства6, что становится причиной своеобразия эволюции праздников на различных этапах развития внутри одного общества.

Со способом производства связан способ празднования (далее СП) как способ общественного существования праздников. СП определяется также базисом и надстройкой общества, образом жизни, классами, историческими общностями людей. В антагонистическом обществе способы празднования эксплуататорских классов и класса угнетенных различны: празднования рабовладельцев кардинально отличаются от празднований рабов, СП феодалов от СП крепостных крестьян, СП капиталистов от СП рабочих.

Способы празднования могут быть различны и в условиях неантагонистического общества. Так, в социалистическом обществе возможен единый социалистический способ празднования, однако это единство не исключает возможности неантагонистических различий в способах празднования людей, занятых преимущественно умственным или физическим трудом, живущих в городе или в деревне, в разных регионах, людей, принадлежащих к различным нациям и народностям. В условиях же коммунистического общества, когда стираются грани между городом и деревней, умственным и физическим трудом, образом жизни различных классов и слоев населения, происходит сближение наций и народностей, стираются неантагонистические различия и формируется единый для всего общества коммунистический способ празднования, что, естественно, не исключает широкого разнообразия его форм. Таким образом, способ празднования определяет содержание празднования, а содержанию празднования соответствует определенная форма празднования.

Марксизм выделяет праздничное производство в качестве специфического способа общественной деятельности, вида общественного производства. Общественное производство - это воспроизводство социальных условий человеческого существования, его продуктом являются не только материальные и духовные ценности, но, по существу, вся человеческая деятельность, связанная с конкретно-историческим состоянием общества.

Общую обусловленность социальной деятельности классов и социальных групп нельзя понять в отрыве от образа жизни. В большинстве марксистских работ образ жизни рассматривается как философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов (способов) деятельности индивида, социальной группы, класса, нации, общества в целом, поскольку образ жизни - это вид деятельности, в основе которого лежит определенный способ производства7. Образ жизни, социальная деятельность и потребности находятся в тесной взаимосвязи.

3 Бенифанд А. В. Праздник, сущность, история, современность. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. С. 13.

4 Энгельс Ф. Письмо организационному комитету Международного празднества в Париже 13 февраля 1887 года. - Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. 2-е изд., т. 21. С. 354-355.

5 Ленин В. И. Маевка революционного пролетариата. - Полн. собр. соч., т. 23., т. 23. С. 296-297. Ленин В. И. Начало демонстраций. - Полн. собр. соч., т. 5. С. 370. Ленин В. И. К вопросу о национальной политике. - Полн., собр. соч., т. 25. С. 66.

6 Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1980. С. 349.

7 Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т. 3. С. 19.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

Праздники - часть образа жизни. Праздники удовлетворяют широкий спектр материальных и духовных потребностей общества и личности. Потребности - источник деятельности людей, средство возникновения социальной активности. Изучение личных потребностей в неразрывной связи с общественными и в зависимости от социальной среды позволяет правильно понять социальную обусловленность их возникновения и удовлетворения8.

Благодаря празднику, прежде всего, реализуются потребности в праздничном отдыхе9: потребности психофизиологические, в коллективной добыче и приготовлении пищи, в коллективном застолье, разрядке, рекреации, регенерации. Очень важную группу составляют идеологические потребности. Они возникли с появлением общества, функционируют в государстве и отмирают при исчезновении вызвавших их причин. Большое значение в обществе имеют мировоззренческие потребности, которые удовлетворяются праздниками.

Художественно-эстетические и нравственные потребности возникли еще в первобытном обществе, в классовом обществе они также стали частью идеологических потребностей. К ним можно отнести потребности в наслаждении прекрасным, художественном творчестве, общении с искусством, потребности в художественной самодеятельности, самовыражении, в нравственной ориентации, нормах, нравственных традициях, добре, долге, чести, совести, справедливости, уважении и самоуважении, а также многие другие.

Очень важную группу составляют коммуникативные потребности - познавательные (в передаче социального и трудового опыта в обмене информацией, познании нового и закреплении старого). Кроме того, праздники удовлетворяют одну из главных и древнейших человеческих потребностей в общении, которая взаимосвязана с другими потребностями в празднике. Праздники удовлетворяют целый круг коммуникативных потребностей - в массовом, межличностном и групповом общении, а также в коллективном переживании.

Важными для общества являются потребности, которые можно объединить в одну группу - организационные. Удовлетворяя их в условиях любого общества, праздники выступают как средство социализации людей, сплочения и объединения их в единый коллектив, что формирует у личности чувство принадлежности к обществу, готовность к участию в общественных делах.

Отдельную группу составляют воспитательные потребности, которые всегда актуальны. Удовлетворяя общественные потребности в воспитании людей, особенно молодежи, праздники выступают как воспитательная, педагогическая система. Потребности в воспитании, в структуре потребностей в празднике тесно переплетены с другими.

Особую роль в иерархии потребностей в празднике играют творческие потребности10. На праздниках удовлетворяются потребности в самых широких формах социального, духовного творчества, в самодеятельности, самовыражении, что характерно для любого общества.

Таким образом, участие в праздниках дает возможность удовлетворять различные общественные и личные материальные и духовные потребности, изменение количественных и качественных характеристик которых, по мнению Ф. Энгельса, ведет к преобразованию функций праздника11.

Рассматривая праздник как социальное явление, основоположники марксизма-ленинизма высказывали мысль об особом значении праздничного отдыха: по мнению

В. И. Ленина, последний олицетворяет собой не только фактор восстановления здоровья и физических сил рабочих, но и средство их социального пробуждения и развития12, кроме того, праздничный отдых подразумевает и высокое чувственно-эмоциональное состояние субъектов, особое приподнятое настроение.

8 Злотников РА. Духовные потребности советского рабочего. Саратов: Изд.-во Сарат. ун-та, 1975. С. 90.

9 Бенифанд A.B. Праздник, сущность, история, современность. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. С. 26.

10 Энгельс Ф. Рейнские празднества. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 1-е изд., т. 2. С. 228.

11 Энгельс Ф. Положение в Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее». Маркс К., Энгельс Ф. -

Об искусстве. В 2-х т. Сост. и авт. вступит, статьи М. Лифшиц. 3-е изд. М.: Искусство, 1976, т. I. С. 416.

12 Ленин В. И. Политическая стачка и уличная борьба в Москве. - Полн. собр. соч., т. II.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

В чистом виде функция активного отдыха выделяется лишь условно, тесно переплетаясь с другими основными функциями праздника, она выступает лишь интегрировано.

Таким образом, праздник - это специфическое социальное явление, представляющее собой форму активного отдыха, основанного на самодеятельности субъектов и способствующего восстановлению и развитию их физических и духовных сил посредством создания особого чувственно-эмоционального состояния. Кроме того, вместе с традициями, обычаями, обрядами и ритуалами праздник представляет собой часть более емкого понятия «праздничная культура», а праздничная культура как часть духовной культуры включена в духовную жизнь общества.

Как вкратце невозможно пересказать Библию, так и в 6-ти страницах изложить взгляды марксистов по поводу значения праздников. Несомненно одно, пристальное внимание к праздникам объясняется их влиянием на общество: они равновелики по своей силе системам устрашения. Ведь неслучайно, в обиход вводятся праздники нового типа, нового календаря, новых методик.

Возможен еще и такой вариант: в обществе молодом, зарождающемся (и не только при переходе от классов антагонистических к неантагонистическим), технологии устрашения со стороны новой власти будут в высшей степени непривлекательны. Общество, охваченное ликованием побед, не поймет «форматирование страхами». Хотя, по моему мнению, такое форматирование дает самый надежный для власти результат: общество становится максимально предсказуемым в основных своих движениях и, как следствие, более контролируемым и управляемым. Вывод небезосновательный, ведь влияние страха на общество замечено давно, и опыт в этой части накоплен немалый.

Народ, объединенный победой над прошлым, устремленный в будущее, консолидированный мечтами о лучшем, очень тонко и точно настроен на праздник. До тех пор, пока новая власть не упрочит свои позиции на столько, чтобы перейти к технологиям запретов и устрашений, она и будет опираться на праздник. Тем более, эти технологии отшлифованы веками, дают быстрый эффект в отличие от более тонко организованного, затратного, требующего хлопотной подготовки праздника. У устрашений один финал, один сценарий - изъятие жизни, с праздником наоборот: каждый требует новых сценариев, новых версий и т.п., иначе праздник перестанет таковым быть, он перестанет радовать и объединять. Кроме того, праздник должен содержать элементы прогресса, эволюционировать в соответствии со своей природой. Возможно, именно в связи с этими затратными особенностями властные структуры предпочитают в обществах с низким качеством жизни и, как следствие, образовательным цензом активно использовать технологии устрашения. Чем общество более развито, тем более цивилизованы и каналы его управления, они более щадят и оберегают человеческую жизнь, ведь, как показывает передовая мировая практика более ценного, чем человеческая жизнь на Земле нет ничего.

Актуальность темы в нашей стране очевидна: техники поддержания страха удачно реализуются в народе. Природное долготерпение русской души, «подогретое» перспективами построения светлого коммунистического будущего, оправданное годами военного лихолетья, стало благодатной почвой для внедрения и поддержания различных страхов. Миллионные людские потери на войнах, намеренное истребление сильных и талантливых принесло плоды: страх стал частью нации, намертво въелся в тела и души.

Возможно, пришла пора вспомнить, что мы имеем право на жизнь, на тело, на здоровье, на счастье, на удовлетворение потребностей, право - «по ту сторону всех и всяческих притеснений и “отчуждений” - обнаружить то, что мы есть, и то, чем мы можем быть»13. Возможно, пришло время разобраться в природе сложившейся ситуации, прозреть и попытаться вылечиться от страха, чтобы выжить как нация.

1. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. - М., Касталь, 1996. С. 185.

Список литературы

13 Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. - М., Касталь, 1996. С. 251.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

2. Еще Ф. Энгельс указал на необходимость связывать развитие праздников с определенной географической средой, главным образом общественной. Энгельс Ф. Рейнские празднества. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., i-е изд., т. 2. С. 228.

3. Бенифанд А. В. Праздник, сущность, история, современность. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. С. 13.

4. Энгельс Ф. Письмо организационному комитету Международного празднества в Париже 13 февраля 1887 года. - Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. 2-е изд., т. 21. С. 354-355.

5. Ленин В. И. Маевка революционного пролетариата. - Полн. собр. соч., т. 23., т. 23.

С. 296-297. Ленин В. И. Начало демонстраций. - Полн. собр. соч., т. 5. С. 370. Ленин В. И. К вопросу о национальной политике. - Полн., собр. соч., т. 25. С. 66.

6. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1980. С. 349.

7. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т. 3. С. 19.

8. Злотников Р. А. Духовные потребности советского рабочего. Саратов: Изд.-во Сарат. унта, 1975. С. 90.

9. Бенифанд A.B. Праздник, сущность, история, современность. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. С. 26.

10. Энгельс Ф. Рейнские празднества. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., i-е изд., т. 2. С. 228.

11. Энгельс Ф. Положение в Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее». Маркс К., Энгельс Ф. - Об искусстве. В 2-х т. Сост. и авт. вступит, статьи М. Лифшиц. 3-е изд. М.: Искусство, 1976, т. I. С. 416.

12. Ленин В. И. Политическая стачка и уличная борьба в Москве. - Полн. собр. соч., т. II.

13. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. - М., Касталь, 1996. С. 251.

HOL I DAYBYKARL MARX IT S VERY SERIOUS

Tver branch of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs

I. N. LAVRIKOVA

Marxist concept of a holiday is one of the most known concepts. It differs by its accuracy, careful study of details and validity of positions. In my opinion, it is one of the fullest and finished concepts of a holiday since times of ancient Greeks.

of the Russian Federation

There is a question: what is the reason of such steadfast attention to a holiday from so venerable politicians of the socialist revolution?

e-mail: ilavrikova@rambler.ru Key words: marxism, holiday, property, way of celebrating, educa-

tion of the person, leisure, free time, society, class.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.