Научная статья на тему 'Природа праздника: поиск истины'

Природа праздника: поиск истины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
617
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ПРАЗДНИКА / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ / ВЛАСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ТЕОРИЯ СМЕХА / METHODOLOGY OF HOLIDAY / FREE TIME / LEISURE / ELEMENT OF CULTURE / AUTHORITIES / UPBRINGING OF PERSON / THEORY OF LAUGHTER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лаврикова Ирина Николаевна

Праздник есть мерило человечности и один из источников упорядоченного бытия. Переживая упадок в отдельные периоды истории, этот элемент культуры не исчезает совсем; он считается наиболее древним из постоянно воспроизводимых. Всякий раз, сталкиваясь с проблемой досуга в обществе, власть использует проверенные веками праздничные стандарты: важное средство формирования общественной цельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE OF THE HOLIDAY: SEARCHING THE TRUTH

The holiday is a criterion of humanity and one of sources of the ordered life. Experiencing decline during the separate periods of history, this element of culture does not disappear absolutely; it is considered to be the most ancient of constantly reproduced. Every time, facing a problem of leisure in a society, authorities use the celebratory standards checked up by centuries: the important means of formation of public integrity.

Текст научной работы на тему «Природа праздника: поиск истины»

УДК 13

Лаврикова Ирина Николаевна

кандидат философских наук Тверской филиал Московского университета МВД России

^ vriko va@ramble г. т

ПРИРОДА ПРАЗДНИКА: ПОИСК ИСТИНЫ

Праздник есть мерило человечности и один из источников упорядоченного бытия. Переживая упадок в отдельные периоды истории, этот элемент культуры не исчезает совсем; он считается наиболее древним из постоянно воспроизводимых. Всякий раз, сталкиваясь с проблемой досуга в обществе, власть использует проверенные веками праздничные стандарты: важное средство формирования общественной цельности.

Ключевые слова: методология праздника, свободное время, досуг, элемент культуры, власть, воспитание личности, теория смеха.

Свободному и счастливому народу больше нужны празднества, чем театр; и самым прекрасным зрелищем для народа всегда будет сам народ... [8, с. 253]

Определение праздника имеется почти во всех толковых словарях: в русском энциклопедическом словаре библиографического общества «Гранат» [11, с. 300-302] было дано определение праздника, связанное с религиозными мотивами; Ф.А. Брокгауз, А.И. Ефрон уже различали религиозные и светские праздники [2, с. 940].

В.И. Даль [4, с. 380] вывел понятие «праздник» из понятия «праздность», «праздный», значит «порожний, свободный». Так полагал и М. Фас-мер [10, с. 353]: понятие «праздный» заимствовано из исконно русского понятия «порожний»; существует мнение, что понятие «праздник» в русском языке произошло от древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых [13, с. 388].

Одним из традиционных в русской науке является толкование праздника, предложенное И. Снегиревым: праздник как антитеза трудовых будней и проявление свободной жизни. «Самое слово праздник, - писал он [9, с. 5], - выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с веселием и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом».

Ключевое значение слова «праздник» - определенный период времени (час, день или дни), заполненный бездельем; характеристика свободного времени, когда отмечают что-то выдающе-еся-выделяющееся из потока других событий. Последнее оформляется соответствующими символами - обрядами или ритуалами, т.е. художественно-выразительно обставлено, к тому

же это время всегда необычайно радостно или торжественно.

Сверхзадача праздника - осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни, поэтому праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, он же ее и усиливает.

С давних пор и до нашего времени праздник связан не только со свободным от работы временем, это не просто отдых, а свободное время, созидающее общечеловеческие ценности. Ими являются: положительная оценка свободы, праздничности, веселья и т.п., которые предстают благодаря празднику не как исключительные состояния, а как часть жизни - равноправная и существенно необходимая.

Праздник - это вид свободной деятельности людей, собравшихся добровольно. Как правило, эта деятельность располагается вне сферы материальной пользы, соотносясь не столько с миром средств, сколько с миром идеалов. Праздник позволяет общаться свободно, создает условия для коллективных переживаний и идеальных устремлений, которые на время как бы стали реальностью. Именно праздник дает ощущение полноты жизни (индивидуальной и коллективной), позволяет пережить гармонию с собой и со всем окружающим. Праздник дает людям удовлетворение избыточно, что в будничных условиях подавляется или игнорируется. Праздничные отношения становятся своеобразной «разрядкой напряженности», которая накапливается обыденно, и вместе с тем они позволяют прикоснуться к счастливой жизни.

56

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

© Лаврикова И.Н., 2011

Типы праздников разнообразны, но все они содержат общее, в разной степени проявленное: добровольное согласие принимать и выполнять правила праздника и не искать в нем материальной выгоды. Это не значит, что праздники лишены практического смысла и целесообразности. Наоборот, в их основе самая целесообразная человеческая деятельность - моделирование способов истинно человеческого общения в сфере свободного времени. Такой взгляд на праздник позволяет создать его краткую формулу: «праздник есть территория свободы».

Данная теоретическая абстракция является сущностным определением, наряду с другими, она отражает один из самых существенных моментов содержания праздника: соединение людей узами общности, порождение чувства свободы и коллективности. Только праздник позволяет конкретно, чувственно ощутить единство и общность, открыто демонстрировать себя и в таком же качестве видеть других. Именно поэтому праздник является личным опытом почти всех, ведь нет таких людей, кто не пережил хотя бы один раз в жизни состояние праздничности, а пережив, не связывал бы с ним представления о свободной и по-своему счастливой жизни. Общение с другими в празднике позволяет прикоснуться к идеальному в жизни, физически и душевно гармонировать. Именно это время сопровождается особым настроением: провозглашая радостное «да» определенному событию, мы утверждаем целостность жизни. Праздник, как попытка избавить человека «от узко утилитарного или односторонне будничного отношения к жизни» [6, с. 12], позволяет задержать мгновенное состояние праздничности, зафиксировать его не завтра и не там где-то, а именно «здесь и теперь». Традиционно праздник остается тем типом деятельности, который имеет прямое отношение к свободе, изобилию, радости и смеху, к периодическому обновлению всей жизни.

В современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятия «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный. Д.Н. Ушаков,

С.И. Ожегов, авторы словаря современного русского языка, гораздо шире понимают функционирование праздников, связывая их проведение с определенными событиями в природе и обществе, но не углубляются в его социально-политическое значение. М.М. Бахтин, Д.М. Генкин,

Н.М. Закович, Д.С. Лаптева, А.И. Мазаев и др. внесли ценный вклад в определение праздников, но до сих пор в философско-социологической литературе практически нет комплексного подхода к изучению функций праздников и их сущности.

Попытка изучения функций праздника предпринималась различными авторами. К. Кереньи видит в праздниках реализацию в основном социально-психологических функций, О. Больнов к социально-психологическим функциям прибавляет материальные и художественные. X. Кокс [12] большое место уделяет рассмотрению психофизиологических функций праздников, обращает внимание на игровую и творческую функции, В. Эберхард рассматривает идеологическую функцию праздника, его политический характер, Л.С. Лаптева [5] - социально-эстетическую.

Естественно, что праздник, его функции основаны на определенных потребностях, которые успешно реализуются в этом виде общения. Если совокупные потребности общества условно разбить на группы, то в одну из них войдут потребности в праздничном отдыхе [1, с. 26]: потребности психофизиологические, в коллективной добыче и приготовлении пищи, в коллективном застолье, разрядке, рекреации, регенерации и многие другие естественно-физиологические, материальные и духовные потребности.

Разумеется, не все потребности из этого далеко не полного списка переходили из одного типа общественно-экономических отношений в другой. Так, некоторые естественно-физиологические потребности в коллективных половых актах были санкционированы обществом лишь в некоторые периоды его становления.

Игровые потребности занимают исключительное место в иерархии естественно-физиологических потребностей. Они включают в себя потребности участия в праздничных состязаниях, турнирах, игрищах, переплетаются со многими другими потребностями, их в чистом виде выделить довольно трудно. К указанной группе можно отнести и различные эмоционально-психологические потребности: в радости, горе, печали и т.п. Развитие и изменение их связано с различными факторами, эти потребности наблюдаются на протяжении всей общественной истории.

Очень важную группу составляют идеологические потребности. Они возникли с появлением общества, функционируют в государстве и отмирают при исчезновении вызвавших их причин.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

57

Различают потребности политические - применительно к социально значимым современным и историческим событиям, идейно-патриотические - по отношению к делам общества, государства, классов, партий и т.п. Важную роль играют в обществе и правовые потребности - в демократии, равенстве, правосознании, свободе слова и демонстраций, отдыхе, свободном участии в праздниках.

Большое значение в обществе имеют мировоззренческие потребности, которые удовлетворяются праздниками. Появившись в доклассовом обществе, они способствовали формированию принципов, взглядов и убеждений людей. В классовом обществе мировоззренческая потребность выступает как составная часть идеологических потребностей, она носит классовый характер. Праздники удовлетворяют потребности в религиозном или атеистическом мировоззрении.

Художественно-эстетические и нравственные потребности возникли еще в первобытном обществе, в классовом обществе они также стали частью идеологических потребностей. К ним можно отнести потребности в наслаждении прекрасным, художественном творчестве, общении с искусством, потребности в художественной самодеятельности, самовыражении, в нравственной ориентации, нормах, нравственных традициях, добре, долге, чести, совести, справедливости, уважении и самоуважении, а также многие другие.

Очень важную группу составляют коммуникативные потребности - познавательные (в передаче социального и трудового опыта в обмене информацией, познании нового и закреплении старого). Кроме того, праздники удовлетворяют одну из главных и древнейших человеческих потребностей в общении, которая взаимосвязана с другими потребностями в празднике. Праздники удовлетворяют целый круг коммуникативных потребностей - в массовом, межличностном и групповом общении, а также в коллективном переживании. Б.Д. Парыгин считает, что участники праздников ощущают себя органической частью данной общности и почти синхронно реагируют на происходящее действие и предлагаемую информацию. Общность предполагает единство общечеловеческих признаков и охватывает любую совокупность индивидов, способных к общению друг с другом [7, с. 246].

Важными для общества являются потребности, которые можно объединить в одну группу -

организационные. Удовлетворяя их в условиях любого общества, праздники выступают как средство социализации людей, сплочения и объединения их в единый коллектив, что формирует у личности чувство принадлежности к обществу, готовность к участию в общественных делах.

Отдельную группу составляют воспитательные потребности, которые всегда актуальны. Удовлетворяя общественные потребности в воспитании людей, особенно молодежи, праздники выступают как воспитательная, педагогическая система. Потребности в воспитании, в структуре потребностей в празднике тесно переплетены с другими.

Особую роль в иерархии потребностей в празднике играют творческие потребности, которые могут в нем значительно реализоваться. На праздниках удовлетворяются потребности в самых широких формах социального, духовного творчества, в самодеятельности, самовыражении, что характерно для любого общества.

Таким образом, участие в праздниках дает возможность удовлетворять различные общественные и личные материальные и духовные потребности. Конечно, выделение тех или иных потребностей в чистом виде довольно условно, кроме того, удовлетворение одной потребности сопряжено с необходимостью удовлетворения ряда других. Можно говорить лишь о неравнозначности тех или иных общественных потребностей в условиях различных общественно-экономических отношений (и даже внутри каждой из них), в целом влияющих на характер и содержание комплексной потребности в празднике.

Необходимость удовлетворения потребности в празднике побуждает к деятельности, направленной на ее удовлетворение, - праздничной деятельности, обусловленной конкретно-историческим характером развития общества.

Известно, что деятельность, формирующая потребности, может быть в значительной мере шире той, которая связана с их удовлетворением, так как потребности формируются в связи со всей социальной деятельностью личности, а удовлетворение может ограничиться лишь отдельными видами деятельности. Д.М. Генкин [3] полагает, что праздничная деятельность очень близка к игре, обеспечивающей многогранность общения. Действительно, игровая деятельность на праздниках, как и коммуникативная, присутствует практически во всех видах деятельности. Но посколь-

58

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

ку праздники удовлетворяют комплекс различных потребностей, рамки праздничной деятельности могут быть значительно раздвинуты.

Итак, празднику, как, впрочем, каждому социальному явлению, свойственна система социальных функций, которая характеризует воздействие данного явления на общество и на общественную жизнь; именно функции праздника помогают определить его социальную роль в обществе.

Несомненно, праздник есть мерило человечности и один из источников упорядоченного бытия. Именно поэтому, переживая упадок в отдельные периоды истории, этот элемент культуры не исчезает совсем; он считается наиболее древним из постоянно воспроизводимых.

Основное призвание праздника - организовывать и эстетически оформлять свободное время. Именно поэтому, всякий раз сталкиваясь с проблемой досуга в обществе (классе или сословии), власть использовала успешно проверенные веками праздничные стандарты, которые до сих пор являются важным средством формирования и утверждения общественной цельности, одним из действенных средств воспитания личности.

Существует мнение, что до сих пор не создана «сколько-нибудь обоснованная методология научного изучения праздника» [6, с. 4] и необходимо синтезировать то, что накоплено по разным отраслям знания.

Возникает вопрос: возможно ли создать единую систему праздника? Считаю, что основания для сомнения имеются: всякий праздник, по сути, есть «территория свободы» или феномен со столькими степенями свободы, что описать его избыточным количеством переменных не представляется возможным, а это есть одно из условий для истинной систематизации.

Полагаю, что обобщения достижимы в социально-политическом аспекте исследования: моделирование контроля за праздником со стороны

органов власти, определение его эффективности в иерархии способов управления обществом и др. Проблема актуальна и интерес к ней вполне обоснован.

Библиографический список

1. Бенифанд А.В. Праздник, сущность, история, современность. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986.

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - СПб., 1898. - Т. XXIV.

3. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955. - Т. III.

5. Лаптева Л. С. Социально-эстетическая природа и функции массового праздника: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1975.

6. МазаевА.И. Праздник как социально-художественное явление. - М., Наука, 1978.

7. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.

8. РолланРомен. Собр. соч.: В 14-ти т. - Т. 14. -М., 1958.

9. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1. - М., 1837.

10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. -М.: Прогресс, 1964.

11. Энциклопедический словарь русского библиографического общества «Гранат». - М., 1897, т. 33.

12. Воllnоw О.F. Neus Geborgenheit. Das Problem einer Uberwindung des Existentislimus. -Stuttgard, 1955; Cox H.I. Feast of Fools. A theological essay on festivity and fantasy. -Cambridge (Mass). Harvard univ. press, 1969; Кerenуi La Religion autique. Sess Lignes fondamentales. - Geneva, 1957.

13. Zygulski K. Swieto i Kultura (Swieta dawne i nowe Rozwazania socjologa). - Warszawa, 1981.

Вестник КГУ им. KA. Некрасова ♦ № 2, 2011

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.