Научная статья на тему 'Праздник по Марксу. Очень серьезно'

Праздник по Марксу. Очень серьезно Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКСИЗМ / ПРАЗДНИК / СОБСТВЕННОСТЬ / СПОСОБ ПРАЗДНОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДОСУГ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ОБЩЕСТВО / КЛАСС / MARXISM / A HOLIDAY / THE PROPERTY / A WAY OF CELEBRATING / EDUCATION OF THE PERSON / LEISURE / A FREE TIME / A SOCIETY / A CLASS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаврикова И. Н.

К наиболее известным концепциям праздника относится и марксистская, которая, надо отдать должное, отличается выверенностью, тщательной проработкой деталей и обоснованностью положений. Это одна из наиболее полных и законченных концепций праздника со времен древних греков. Что же является причиной такого пристального внимания к празднику со стороны столь маститых политтехнологов социалистической революции?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLIDAY BY KARL MARX. IT'S A VERY SERIOUSLY

Marxist concept of a holiday is one of the most known concepts. It differs by its accuracy, careful study of details and validity of positions. In my opinion, it is one of the fullest and finished concepts of a holiday since times of ancient Greeks. There is a question: what is the reason of such steadfast attention to a holiday from so venerable politicians of the socialist revolution?

Текст научной работы на тему «Праздник по Марксу. Очень серьезно»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

30% 20% 10% 0% -10% -20% -30% -40% -50%

□ низкий ■ средний

□ высокий

когнитивным

коммуникативным операциональным

рефлексивно-мотивационный

Рис. Изменения в структурных компонентах

По когнитивному компоненту число слушателей, находившихся на низком уровне умений по завершению эксперимента, уменьшилось на 23%, на среднем — увеличилось на 3%, на высоком — увеличилось на 20%.

Таким образом, включение слушателей в целостный процесс «среда — деятельность — отношение», используя дистанционные технологии, позволяет организовать достаточно эффективную поддержку слушателя дополнительного профессионального образования в его самостоятельной учебной деятельности. Целью педагогического взаимодействия в условиях самостоятельной учебной деятельности становится организация смыслообразующей учебной среды, построенной на андрагогических принципах: само-

стоятельности, кооперативное™, индивидуализации, опоры на личностный опыт, инновационности, контекстности обучения, актуализации результатов обучения, элективности, развитии образовательных потребнос-

тей, рефлексивности. Применение дистанционных технологий позволяет организовать как горизонтальное взаимодействие в виде общения и совместной деятельности слушателей, так и вертикальное как диалог между преподавателем и слушателем, что позволяет утверждать о большей продуктивности самостоятельной деятельности слушателей.

1 Акмеология: методология, методы и технологии : мат-лы науч. сессии / под ред. А.А. Деркача. М., 1998.

2 Коломенский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия. М., 2007; Липский И.А. Воспитание как социальный институт // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания : сб. науч. тр. Волгоград, 2004. С. 280-287.

3 Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой. М., 2002.

4 Трофимова Т.Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. М., 2004.

ПРАЗДНИК ПО МАРКСУ. ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО

И.Н. ЛАВРИКОВА,

кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Тверского филиала Московского университета МВД России

24.00.01 - теория и история культуры ilavrikova@rambler.ru

Аннотация. К наиболее известным концепциям праздника относится и марксистская, которая, надо отдать должное, отличается выверенностью, тщательной проработкой деталей и обоснованностью положений. Это одна из наиболее полных и законченных концепций праздника со времен древних греков. Что же является причиной такого пристального внимания к празднику со стороны столь маститых политтехнологов социалистической революции?

Ключевые слова: марксизм, праздник, собственность, способ празднования, воспитание личности, досуг, свободное время, общество, класс.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

HOLIDAY BY KARL MARX. IT'S A VERY SERIOUSLY

I.N LAVRIKOVA,

the candidate of philosophical sciences, the senior lecturer of faculty of socially-humanitarian disciplines of the Tver branch of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; sphere of interests - social philosophy. A theme of researches of the thesis for a doctor's degree is the socio-political value of laughter

Annotation. Marxist concept of a holiday is one of the most known concepts. It differs by its accuracy, careful study of details and validity of positions. In my opinion, it is one of the fullest and finished concepts of a holiday since times of ancient Greeks. There is a question: what is the reason of such steadfast attention to a holiday from so venerable politicians of the socialist revolution?

Key words: marxism, a holiday, the property, a way of celebrating, education of the person, leisure, a free time, a society, a class.

...Лишь при условии сокрытия значительной своей части власть может быть переносима. Ее успех пропорционален тому, что из своих механизмов ей удается спрятать

М. Фуко. «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности»

С точки зрения марксистской диалектики и материалистического понимания истории, праздники рассматриваются в непрерывной связи с природной и социальной средой1. История общественного развития — это прежде всего история развития и смена способов производства, которые определяют изменение всего общества. Праздник связан с обществом, его социальными, политическими и духовными процессами. Отправной точкой исследования праздника выступает способ производства, влияющий на изменение всех общественных процессов. Типу способа производства в обществе соответствует определенный исторический тип праздника. Смена типа праздника определяется сменой способа производства. Так, в условиях разных общественно-экономических формаций появление новых способов производства ведет к появлению новых типов праздников.

В тех случаях, когда способ производства находится на восходящей ступени развития, т.е. до тех пор, пока существующая форма собственности соответствует состоянию производительных сил, а интересы господствующего класса совпадают с требованиями объективных законов исторического развития, деятельность этого класса способствует в основном общественному прогрессу, в том числе развитию праздников.

В условиях классового общества каждый класс, выступающий на политической арене, является носителем тех праздников, которые соответствуют его общественной роли. Расцвет праздников приходится, как правило, на периоды роста и сплочения прогрессивных сил, ломки старых и становления новых социальных отношений.

Так как праздники есть выразители интересов определенного класса, его отношение к средствам производства определяет и отношение к средствам производства праздника. Если господствующие классы управляют системой праздников и занимаются в том числе во время своих праздников преимущественно умственным трудом, эксплуатируемые классы заняты в основном физическим трудом2. Угнетенные часто являются обслуживающим персоналом на праздниках господствующих классов. Собственные же праздники нередко служат им средством рекреации после тяжелого физического труда.

Согласно авторскому тандему К. Маркса и Ф. Энгельса, праздник — это существенная сила, которая может сыграть важную роль в классовой борьбе антагонистического общества, более того, политический праздник — это арена ожесточенных классовых и политических столкновений, есть рупор классовых идей3.

По мнению В.И. Ленина, праздники в антагонистическом обществе как бы фокусируют глубокие социальные, классовые изменения в общественной жизни, а участие рабочих в своих праздниках — средство политической и классовой закалки4.

Исследование связи между способами производства и видом общественно-экономической формации показали, что, помимо общих черт, внутри формации существует особенное, т.е. историческое, своеобразие разных вариантов одного и того же способа произ-водства5, что становится причиной своеобразия эволюции праздников на разных этапах развития внутри одного общества.

Со способом производства связан способ празднования как способ общественного существования праздников. Способ празднования определяется также базисом и надстройкой общества, образом жизни, классами, историческими общностями людей. В антагонистическом обществе способы празднования эксплуататорских классов и класса угнетенных различны: празднования рабовладельцев отличаются от празднований рабов, способ празднования феодалов — от способа празднования крепостных крестьян,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

способ празднования капиталистов — от способа празднования рабочих.

Способы празднования могут различаться в условиях неантагонистического общества. Так, в социалистическом обществе возможен единый социалистический способ празднования, однако единство не исключает возможности неантагонистических различий в способах празднования людей, занятых преимущественно умственным или физическим трудом, живущих в городе или в деревне, в разных регионах, людей, принадлежащих к разным нациям и народностям. В условиях коммунистического общества, когда стираются грани между городом и деревней, умственным и физическим трудом, образом жизни разных классов и слоев населения, происходит сближение наций и народностей, стираются неантагонистические различия и формируется единый для всего общества коммунистический способ празднования, что, естественно, не исключает широкого разнообразия его форм. Таким образом, способ празднования определяет содержание празднования, а содержанию празднования соответствует определенная форма празднования.

Марксизм выделяет праздничное производство в качестве специфического способа общественной деятельности, вида общественного производства. Общественное производство — это воспроизводство социальных условий человеческого существования, его продуктом являются не только материальные и духовные ценности, но и вся человеческая деятельность, связанная с конкретно-историческим состоянием общества6.

Общую обусловленность социальной деятельности классов и социальных групп нельзя понять в отрыве от образа жизни. В большинстве марксистских работ образ жизни рассматривается как философско-социо-логическая категория, охватывающая собой совокупность типичных видов (способов) деятельности индивида, социальной группы, класса, нации, общества, поскольку образ жизни — это вид деятельности, в основе которого лежит определенный способ про-изводства7. Образ жизни, социальная деятельность и потребности находятся в тесной взаимосвязи.

Праздники — часть образа жизни. Они удовлетворяют широкий спектр материальных и духовных потребностей общества и личности. Потребности — источник деятельности людей, средство возникновения социальной активности. Изучение личных потребностей в неразрывной связи с общественными и в зависимости от социальной среды позволяет правильно понять социальную обусловленность их возникновения и удовлетворения8.

Благодаря празднику реализуются прежде всего потребности в праздничном отдыхе9: потребности психофизиологические, в коллективной добыче и приготовлении пищи, в коллективном застолье, разрядке, рекреации, регенерации. Важную группу составляют идеологические потребности. Они воз-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

никли с появлением общества, функционируют в государстве и отмирают при исчезновении вызвавших их причин. Большое значение в обществе имеют мировоззренческие потребности, которые удовлетворяются праздниками.

Художественно-эстетические и нравственные потребности возникли еще в первобытном обществе, в классовом обществе они также стали частью идеологических потребностей. К ним можно отнести потребности в наслаждении прекрасным, художественном творчестве, общении с искусством, потребности в художественной самодеятельности, самовыражении, в нравственной ориентации, нормах, нравственных традициях, добре, долге, чести, совести, справедливости, уважении и самоуважении.

Немаловажную группу составляют коммуникативные потребности — познавательные (в передаче социального и трудового опыта в обмене информацией, познании нового и закреплении старого). Кроме того, праздники удовлетворяют одну из главных и древнейших человеческих потребностей в общении, которая взаимосвязана с другими потребностями в празднике. Праздники удовлетворяют целый круг коммуникативных потребностей — в массовом, межличностном и групповом общении, а также в коллективном переживании.

Необходимым для общества являются потребности, которые можно объединить в одну группу — организационные. Удовлетворяя их в условиях любого общества, праздники выступают как средство социализации людей, сплочения и объединения их в единый коллектив, что формирует у личности чувство принадлежности к обществу, готовность к участию в общественных делах.

Отдельную группу составляют воспитательные потребности, которые всегда актуальны. Удовлетворяя общественные потребности в воспитании людей, особенно молодежи, праздники выступают как воспитательная, педагогическая система. Потребности в воспитании, в структуре потребностей в празднике тесно переплетены с другими.

Особую роль в иерархии потребностей в празднике играют творческие потребности10. На праздниках удовлетворяются потребности в самых широких формах социального, духовного творчества, в самодеятельности, самовыражении, что характерно для любого общества.

Участие в праздниках дает возможность удовлетворять разные общественные и личные материальные и духовные потребности, изменение количественных и качественных характеристик которых, по мнению Ф. Энгельса, ведет к преобразованию функций праздника11.

Рассматривая праздник как социальное явление, основоположники марксизма-ленинизма высказывали мысль об особом значении праздничного отдыха. По мнению В.И. Ленина, последний оли-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

цетворяет собой не только фактор восстановления здоровья и физических сил рабочих, но и средство их социального пробуждения и развития12. Кроме того, праздничный отдых подразумевает и высокое чувственно-эмоциональное состояние субъектов, особое приподнятое настроение.

В чистом виде функция активного отдыха выделяется лишь условно, тесно переплетаясь с другими основными функциями праздника, она выступает интегрировано. Праздник — это специфическое социальное явление, представляющее собой форму активного отдыха, основанного на самодеятельности субъектов и способствующего восстановлению и развитию их физических и духовных сил посредством создания особого чувственно-эмоционального состояния. Кроме того, вместе с традициями, обычаями, обрядами и ритуалами праздник представляет собой часть более емкого понятия «праздничная культура», которая как часть духовной культуры включена в духовную жизнь общества.

Пристальное внимание к праздникам объясняется их влиянием на общество: они равновелики по своей силе системам устрашения. Не случайно в обиход вводятся праздники нового типа, нового календаря, новых методик.

Возможен и такой вариант: в обществе молодом, зарождающемся (и не только при переходе от классов антагонистических к неантагонистическим) технологии устрашения со стороны новой власти будут в высшей степени непривлекательны. Общество, охваченное ликованием побед, не поймет «форматирование страхами». Хотя такое форматирование дает самый надежный для власти результат: общество становится максимально предсказуемым в основных своих движениях и как следствие более контролируемым и управляемым. Вывод небезосновательный, ведь влияние страха на общество замечено давно, и опыт в этой части накоплен немалый.

Народ, объединенный победой над прошлым, устремленный в будущее, консолидированный мечтами о лучшем, очень тонко и точно настроен на праздник. До тех пор пока новая власть не упрочит свои позиции на столько, чтобы перейти к технологиям запретов и устрашений, она и будет опираться на праздник. Тем более эти технологии отшлифованы веками, дают быстрый эффект в отличие от более тонко организованного, затратного, требующего хлопотной подготовки праздника. У устрашений один финал, один сценарий — изъятие жизни; с праздником наоборот: каждый требует новых сценариев, новых версий и т.п., иначе праздник перестанет таковым быть, не будет радовать и объединять. Кроме того, праздник должен содержать в себе элементы прогресса, эволюционировать в соответствии со своей природой.

Возможно, именно в связи с этими затратными особенностями властные структуры предпочитают в обществах с низким качеством жизни и как следствие образовательным цензом активно использовать техно-

логии устрашения. Чем общество более развито, тем более цивилизованы и каналы его управления, они более щадят и оберегают человеческую жизнь, ведь, как показывает передовая мировая практика, более ценного, чем человеческая жизнь, на Земле нет ничего.

Актуальность темы в нашей стране очевидна: техники поддержания страха удачно реализуются в народе. Природное долготерпение русской души, «подогретое» перспективами построения светлого коммунистического будущего, оправданное годами военного лихолетья, стало благодатной почвой для внедрения и поддержания разных страхов. Миллионные людские потери на войнах, намеренное истребление сильных и талантливых принесло плоды: страх стал частью нации, намертво въелся в тела и души.

Возможно, пришла пора вспомнить, что мы имеем право на жизнь, на тело, на здоровье, на счастье, на удовлетворение потребностей, право — «по ту сторону всех и всяческих притеснений и «отчуждений» — обнаружить то, что мы есть, и то, чем мы можем быть»13. Пришло время разобраться в природе сложившейся ситуации, прозреть и попытаться вылечиться от страха, чтобы выжить как нация.

1 Еще Ф. Энгельс указал на необходимость связывать развитие праздников с определенной географической средой, главным образом общественной (Энгельс Ф. Рейнские празднества // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 228).

2 Бенифанд А.В. Праздник, сущность, история, современность. Красноярск, 1986. С. 13.

3 Энгельс Ф. Письмо организационному комитету Международного празднества в Париже 13 февраля 1887 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ; 2-е изд. Т. 21. С. 354-355.

4 Ленин В.И. Маевка революционного пролетариата // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т 23. С. 296-297; его же. Начало демонстраций // там же. Т. 5. С. 370; его же. К вопросу о национальной политике // там же. Т. 25. С. 66.

5 Философский словарь / под ред. И.Т Фролова ; 4-е изд. М., 1980. С. 349.

6 Сиземская И.Н. Человек и труд: условия гармонии и развития: Социально-философский анализ общественного производства. М., 1981.

7 Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ; 2-е изд. Т. 3. С. 19.

8 Злотников Р.А Духовные потребности советского рабочего. Саратов, 1975. С. 90.

9 Бенифанд А.В. Указ. соч. С. 26.

10 Энгельс Ф. Рейнские празднества. С. 228.

11 Энгельс Ф. Положение в Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее» // Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве : в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. М. Лифшиц ; 3-е изд. М., 1976. Т I. С. 416.

12 Ленин В.И. Политическая стачка и уличная борьба в Москве // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. II.

13 Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет : пер. с франц. М., 1996. С. 251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.