124 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Философия. Социология. Право.
2014. №9(180). Выпуск 28
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 130.2
ПРАЗДНИК КАК ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'
Анализ теорий праздничной культуры в трудах отечественных и западных ученых антропологов, историков, этнографов и культурологов, позволил выявить роль и значение праздника в решении проблем современного антропологического знания. Проведенное социологическое исследование среди населения города Белгорода по теме «Отношение жителей города Белгорода к проблемам сохранения традиционной культуры в современном праздничном пространстве региона», подтверждает значимость праздника в реализации практик по сохранению ценностных императивов культуры в условиях унификации и глобализации современного общества.
Ключевые слова: праздник, культура, теория праздника, социально-культурное пространство, унификация, ценность, человек празднующий.
Т.Ю. ВЕРЕИТИНОВА А.Ю. ГАЛИЧЕНКО Л.И. АЗАРОВА
Белгородский государственный институт искусств и культуры
e-mail: [email protected]
Современная научная парадигма антропологического знания выдвигает на первый план ряд социально значимых проблем, касающихся всех областей человеческой деятельности, в числе которых: зависимость общественных отношений от экономики, влияние глобализации и интенсификации информационных ресурсов на социально-культурное пространство, воздействие техники и технологий на развитие человека, утрата роли пространственно-временных категорий, исчезновение национальных культур. Всестороннее исследование человека в рамках представленных направлений, поиск культурных практик способствующих нивелированию данных проблем, сложившихся между человеком и цивилизацией, приобретают в современном социо-гуманитарном знании особо острую значимость. Однако невозможно искать поиски решения проблем человека без всестороннего анализа и исследования противоречий, сформировавшихся в конкретных областях его деятельности, за период их организации и существования. М. Фуко выделял четыре основные области человеческой деятельности, к которым соотносил: труд, или экономическое производство; сексуальность, семью, то есть воспроизводство общества; говорение, речь; игровую деятельность, например игры и празднества1. В рамках нашего исследования мы обращаемся к феномену праздника как особой области деятельности и существования человека.
История праздников и их неоднозначная роль в современном социально-культурном пространстве формируют перед нами ряд проблем и противоречий, связанных с самим пониманием этой области человеческой деятельности. А.Ф. Некрылова
* Исследование проведено в рамках гранта РГНФ №14-13-31010.
1 Фуко М. Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 1. М.: Изд. Праксис, 2002. - С.7.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 9 (180). Выпуск 28
формулирует это противоречие следующим образом: во все эпохи в жизни любого народа праздникам отводилась огромная роль. Потребность в праздниках присуща человечеству с самых ранних времен. Homo sapiens, по всей видимости, был одновременно и Homo Ludens - человеком играющим, и Homo Feriens - человеком празднующим2. Большинство антропологических учений и направлений основано на этих трех феноменах, так как они в полной мере отражают особенности человеческой природы и способы взаимодействия с окружающим миром. И если разум и игра стали уже фундаментальными категориями, к которым апеллирует современная антропология, то к празднику и к феномену праздничности на разных исторических этапах и в разных типах общественных отношений существовал и существует неоднозначный подход.
Чем же является праздник: культурной потребностью в индивидуальном проявлении творческого начала человека и его самоутверждении; системой поддержания норм и ценностей общественных отношений, их консолидацией и коммуникацией; социально-культурной моделью поддержания и сохранения традиций народа; механизмом образно-художественного культивирования идеологии власти; особой категорией времени, поддерживающей единение природы и человека? В антропологической и культурно-философской научной мысли, уже с XIX века, появляются концепции праздничной культуры, где этнографы, антропологи, культурологи начинают анализировать традиционные праздничные формы, такие как обряд, ритуал, календарные народные праздники, структурируя, выявляя их роль в культурной и бытовой жизни социума, отмечая схожесть систем и структур праздников различных народов.
В рамках анализа отечественной школы исследования праздничной культуры, накоплен достаточно объемный материал, как по описанию традиционных праздников, так и по созданию его теоретических моделей. Таким образом, на наш взгляд, целесообразным будет разделение исследований отечественной школы на несколько направлений: этнографическое, культурфилософское и социальное.
Наша страна имеет богатую праздничную культуру, праздник для русского человека издревле играл особую роль, возможно, это связано с природно-климатическими условиями, повлиявшими на формирование особого уклада аграрного типа общества, возможно с самим менталитетом русского характера. В рамках этнографического направления мы можем выделить таких ученых как: И.М. Снегирев, А.П. Сахаров, А.В. Терещенко, А.Ф. Некрылова и другие. Одним из первопроходцев в исследовании праздника стал известный русский историк, этнограф и фольклорист И.М. Снегирев. На основе собранного им этнографического материала по русским «простонародным» обрядам и праздникам, он отметил связь праздника с природными циклами. Работа в этом направлении была продолжена А.П. Сахаровым и А.В. Терещенко, помимо формирования богатого описательного материала, они разрабатывают метеорологическую или цикловую концепцию праздничной культуры. Данные работы представляют большой интерес с точки зрения этнографических исследований, так как полностью основаны на материале русских праздников.
Культурфилософское понимание праздника в отечественной школе формируется позднее, и связано с именами Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, А.А. Потебня, А.Н. Весе-ловского, Е.В. Аничкова, В.Ф. Миллера, М.М. Бахтина. Исследования данных ученых принято связывать с определением теоретической модели праздника условно обозначенной как «мифологическая». Здесь авторы уже представляют антропологический концепт, основанный, во-первых на исследовании генезиса праздника с точки зрения его связи с сознанием человека, картиной мира, особенностями мировосприятия, во-вторых на влиянии процессов культурных диффузий, способствовавших формированию объемного и разнопланового праздничного календаря России. Огромный вклад в развитие культур-философской концепции праздничной культуры внес М.М. Бахтин и его карнавальная теория праздника, которую он освятил в труде «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». М.М. Бахтин в своих исследованиях опирался на теорию лингвистики, изучая и анализируя творчество Франсуа Рабле, он выявил устой-
2 Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII -начало XX века. Санкт-Петербург: Изд. Азбука, 2004. - С.3.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 9 (180). Выпуск 28
чивые признаки характерные для праздничной речи и карнавальной речи, именно ему удалось выявить такие категории праздника как «праздничное время», «праздничная свобода», «праздничный смех». Тем самым, он заложил основу для исследования феномена праздника как особого явления культуры. В своей теории М.М. Бахтин видел в празднике «народный идеал жизни». По М.М. Бахтину празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание. Они (праздники) должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, то есть из мира идеалов. Без этого нет, и не может быть никакой праздничности3. М.М. Бахтин по-новому взглянул на праздничную культуру, его исследования средневекового карнавала основываются как на культурологических, так и философских параметрах. Он рассматривает карнавал как проявление официальной и народной жизни общества, где народная жизнь выступает доминирующей, выходящей за пределы узаконенных будней, как временной момент смены власти («верх» и «низ» меняются местами). Эта череда сменяемости позволяла, по М. Бахтину, сохранять жизнеутверждающую идею места и роли человека, победы «смеха». Несмотря на свою концептуальную завершенность, теория М.М. Бахтина зачастую подвергалась и продолжает подвергается критике, никто не отрицает огромного вклада автора, но очевидна сложность в применении данной теории при анализе истории праздничной культуры и праздников различных типов общества. Например, на сегодняшний день, беря во внимание только российский праздничный календарь сложно в каком бы то ни было празднике (даже если он проводится в форме карнавала) выявить наличие смены власти или высмеивания существующего политического строя.
В советский период особенно активно развивается социальное направление праздника, где он рассматривается отечественными учеными с позиции особенностей общественно-экономической организации жизни человека. Так, мы можем выделить в рамках социального направления изучения праздничной культуры исследования таких ученых как: Каган М.С., Орлов О.Л., Пропп В.Я., Хренов Н.А., Чичеров В.И. и другие. В основе исследований данного направления с одной стороны заложена мысль о связи праздника с трудовой деятельностью, с другой раскрывается его социальная функция и изначальная социальная направленность. Так, М.С Каган, выдвигает предположение о том, что социальная сущность праздника связана с коллективной природой его восприятия и участия, коллективность сама по себе понимается как зрелище4.
Западная школа исследования праздника в целом подробно раскрывает его аксиологический характер, связывает праздник со спецификой деятельности человека, анализируя генезис праздника сквозь призму генезиса человеческой культуры. Наиболее ярко западная школа исследования праздничной культуры связана с именами Р. Кайуа, К. Маркса и Ф. Энгельса, Дж. Фрейзера, Й. Хейзинги, М. Элиаде и других. Интересный взгляд на теорию праздника представлен у родоначальников исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Их идеи, основанные на материалистическом понимании истории, позволили посмотреть на праздник совершенно с иной точки зрения, определив ему особую роль в развитии истории. Так, марксистская теория праздничной культуры характеризуется как социальная или трудовая концепция праздника. С позиции диалектики материализма, праздник не может существовать вне социума, как следствие он напрямую зависим от производственной жизни общества и классовой принадлежности человека. Здесь выделяется такое понятие как «способ празднования», в основе теории -система трудовых практик общества, смена экономических отношений, которая ведет к смене способов празднования. В зависимости от социальной ступени человека, ему принадлежит и свой способ празднования. Ф. Энгельс, исследуя праздничную культуру Рейна, дает предположение, что развитие праздников напрямую зависит от географической среды и главным образом от общественной. К. Маркс и Ф. Энгельс, поимо такого понимания истории развития праздничной культуры, первые высказали мысль о связи празд-
3 Бахтин М.М. Собрание сочинений Т. 4 (2) Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Изд. Языки славянских культур, 2010. - С.17.
4 Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М.: Изд. Политиздат, 1974. - С.206.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 9 (180). Выпуск 28
ника с механизмами власти. Они считали, что посредством праздничных действ, происходит трансляций прогрессивных идей власти. Праздник выступает той существенной силой, которая может сыграть важную роль в классовой борьбе антагонистического общества, более того политический праздник - это арена ожесточенных классовых и политических столкновений, есть рупор классовых идей5. Марксистская теория праздничной культуры имеет весомую аргументацию восходящую к истории общества, благодаря ей очевидным становится смена форм праздничных действ, которая была неотделима от смены исторических формаций общества.
Рассмотрев различные подходы к исследованию праздничной культуры, мы можем выделить несколько концептов, которые при любых ракурсах рассмотрения, сохраняются в празднике, к ним мы относим:
- понимание праздника как особой культурной области действия и проявления человека, присущей только человеку как высшей форме эволюции;
- понимание праздника как особой ценностной системы, позволяющей поддержанию эмоционально-психологического баланса человека и узаконивающей сам факт его бытия;
- понимание праздника как кода культуры, зеркально отражающего идеологию и организацию общественных отношений в тот или иной исторический период;
- понимание праздника как особой социо-культурной модели, отражающей быт, нравы, традиции и основные идейно-ценностные ориентиры той или иной этнической группы.
Таким образом, мы можем предположить, что на сегодняшний день, праздник в полной мере может быть использован в решении современных антропологических проблем, в частности сохранения ценностных, этнических, культурных компонентов в социальной организации современного мира. Анализируя состояние современной праздничной культуры России О.Л. Орлов, среди актуальнейших проблем современного российского праздника, выделял момент развития отечественной праздничной культуры «на фоне жесткой конкуренции между общероссийскими и планетарными праздниками». Он считал это одним из «специфических проявлений конкуренции различных культур, что условно и традиционно называется борьбой Запада и востока в сфере культуры»6.
Одним из приоритетных направлений решения данных проблем может стать создание и реализация такой культурной практики, в основе которой заложена интеграция в социально-культурное пространство традиционных праздничных форм этнических групп. Другими словами, мы предполагаем, что нивелированию современных проблемы унификации культуры может способствовать сохранение, организация и проведение национальных праздников. На сегодняшний день общество и государство всецело поддерживают направление сохранения традиционной культуры, видя в этом огромный как социальный и культурный, так и политический и экономический потенциал. Недаром сегодня так популярны туристические маршруты под эгидой «fiesta», когда туристы узнают о культуре другого народа посредством наблюдения, участия в национальных праздниках, помимо позитивной коммуникации это приносит принимающий стороне и весомые дивиденды.
В Белгородской области также реализуются программы так называемого сельского туризма, посредством которого человек полностью погружается в быт, традиции и обычаи традиционной культуры Белгородчины. Мы провели социологическое исследование и попытались выявить мнение белгородцев относительно эффективности реализуемых программ и роли традиционных праздников для развития современного общества, какие они видят перспективы, согласны ли с механизмами их реализации, готовы ли сами вносить вклад в этот процесс?
Проведенное социологическое исследование показало следующие результаты: 21,5 % жителей Белгорода согласны с тем, что в городе существует положительная динамика трансляции традиций народной культуры в городских массовых праздниках; 37 %
5 Маркс К., Энгельс Ф. Собрание Сочинений Об Искусстве. Т. (1). М.: Изд. Искусство, 1976. - С.416.
6 Орлов О.Л. Праздничная культура России. Санкт-Петербург: Изд. Санкт-Петербургского гос. Унта культуры и искусств, 2001. - С.109.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 9 (180). Выпуск 28
жителей Белгорода не интересуются проблемами сохранения традиционной культуры и не принимают активного участия в массовых праздниках города, считая это устаревшей формой социального общения; 41,5 % жителей Белгорода интересуются проблемами сохранения традиционной культуры, но считают, что в городских массовых праздниках трансляция народной культуры осуществляется недостаточно эффективно. Таким образом, жители Белгорода на сегодняшний день видят перспективы и осознают значимость национальных традиционных праздников, они всецело готовы принять их в современный праздничный календарь России, рекомендуя в свою очередь государственным структурам оказывать поддержку в финансировании и контроле за качеством осуществления трансляции традиционной культуры.
В заключение отметим, что очевидным является факт кардинальных изменений, которые произошли как с праздниками, так и с их социальным, философским и культурным смыслом. Можно с уверенностью сказать, что феномен праздника и праздничности характерен для нашей цивилизации и современных процессов развития общества, ведь праздник и игра уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. И здесь возникает другой вопрос: удастся ли нам в будущем сохранить те грани, поддерживающие равновесие между тремя феноменами и областями деятельности: Homo sapiens (человека разумного), Homo Ludens (человека играющего) и Homo Feriens (человека празднующего)?
1. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 1. М.: Изд. Праксис, 2002. 384 с.
2. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. Санкт-Петербург: Изд. Азбука, 2004. 256 с.
3. Бахтин М.М. Собрание сочинений Т. 4 (2) Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Изд. Языки славянских культур, 2010. 752 с.
4. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М.: Изд. Политиздат, 1974. 328 с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание Сочинений Об Искусстве. Т. (1). М.: Изд. Искусство, 1976.
600 с.
6. Орлов О.Л. Праздничная культура России. Санкт-Петербург: Изд. Санкт-Петербургского гос. Ун-та культуры и искусств, 2001. 160 с.
Список литературы
HOLIDAY AS HISTORICAL AND ANTHROPOLOGICAL PHENOMENON
Belgorod state institute of arts and culture
T.U. VEREITINOVA A.U. GALICHENKO L.I. AZAROVA
The paper discusses the theories of holiday culture in the works Russian and foreign anthropologists, historians, ethnographers and culturolo-gists has revealed the role and significance of the holiday in solution actual problems anthropological knowledge. The survey conducted among residents from Belgorod, confirm significance holiday in realization practices for the conservation axiological imperatives culture into conditions unifications and globalizations contemporary society.
Keywords: holiday, culture, holiday theory, socio-cultural space, unifie-mail: [email protected] cation, axiological, a people celebrating.