УДК 791.6 В.П. Курбатов
ПРАЗДНИК КАК АКТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ
В статье рассматривается массовый праздник, как эффективная форма сохранения и передачи ценностей прошлого и выработки современной системы ценностей, способный оставить след в истории человечества. Обозначены структура и направленность культурного бытия посредством массового праздника.
Ключевые слова: бытие, культура, праздник, информация, актуализация, ценность.
V.P. Kurbatov HOLIDAY AS CULTURAL LIFE ACTUALIZATION
Mass holiday as an effective form of keeping and transferring the values of the past and development of modern system of the values capable of leaving a record in the mankind history is considered in the article. The structure and trend of cultural life are emphasized by means of a mass holiday.
Key words: life, culture, holiday, information, actualization, value.
Традиционная культура постоянно обращается к прошлому, как к живому источнику своего современного существования, соизмеряя свою деятельность в создании собственного культурного бытия с ценностями и нормами, заданными в прошлом.
Культура - это то, что творится человеком и живет в человеке. Стремление к актуализации древности возникает как потребность современного человека, осознающего недостаточность своей культурной среды и порожденных ею социальных институтов и форм деятельности для существования и развития людей. Она вызвана нарастающими в современном обществе процессами отчуждения человека от природы, друг от друга и от своей собственной деятельности.
Эпоха Возрождения первой обратилась к культуре античности, как к источнику и критерию создания новых норм и ценностей, дала первый опыт масштабной актуализации древности в культурной практике. Доказательством этого явились праздники Великой французской революции.
Обращаясь к историческому опыту отдельных народов или всего человечества, современные люди стремятся найти соответствующие человеческим потребностям формы взаимодействия с другими людьми, обществом, природой; открыть новые формы, а точнее вспомнить существовавшие, и, в конечном счете, придти к изначальным ценностям существования человека и общества.
Отсюда основные задачи:
- определить понятие актуализации;
- выяснить причины актуализации в современном мире;
- уточнить, почему массовый праздник является способом актуализации бытия.
В существующих словарях актуализация не нашла однозначного определения. Исходя из определений, данных в философском [9], философском энциклопедическом [5] и новейшем философском словарях [3], возьмем за рабочее, следующее определение: актуализация - это деятельность, направленная на изучение, переосмысление и применение исторической культуры, как источника создания новых норм и ценностей в соответствии с реальностью, для использования в развитии современного культурного бытия.
Рассмотрим актуализацию культурного бытия посредством массового праздника, потому что он обладает определенной, присущей только празднику эстетикой, чувственно-эмоциональной выразительностью, экспрессивностью, алогизмом, зрелищностью, карнавальными элементами, театрализацией реального бытия. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением. Его психологический механизм воздействия близок к катарсису при воздействии искусства.
Обращение к празднику мотивировано еще и тем, что он сопровождает человека всю сознательную жизнь и является копилкой человеческой истории. Именно благодаря празднику, происходит передача накопленного опыта от поколения к поколению, возрождаются забытые традиции, как в праздничной, так и в
повседневной деятельности, отдельно взятых людей и общества в целом. Только в праздничной атмосфере человек может заменить индивидуальное «Я» на коллективное «МЫ».
Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями.
Издревле существовала общечеловеческая потребность в празднике, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую; он выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся начиная исследование праздника, - отсутствие четкого определения самого понятия «праздник».
О нем писали и давали определения И.М. Снегирев [6], Т.А. Бернштам [1, с. 136], В.И. Даль [2, с. 380-381], В.Н. Топоров [7, с. 329-331]. В Толковом словаре русского языка мы находим семь значений понятия «праздник» [8, стб. 699].
Исходя из существующих определений, предлагаем собственное определение, имеющее непосредственное отношение к нашему исследованию. Праздник - отражение, точнее, восстановление реальных событий, имеющих важное значение для жизнедеятельности общества, посредством синтеза художественных изобразительно-выразительных средств всех видов искусств, используемых в празднике, в соответствии с политическими, историческими, духовными интересами и запросами самых различных социальных слоев общества.
Праздник имеет три модальности:
- человеческую, в которой он предстает как культурный потенциал человека (и человечество, и личности), выступающего в качестве творца не только праздника, но и культуры и ее творения;
- процессуально-деятельностную, в которой праздник выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;
- предметную, в которой праздник охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих «вторую природу», - создаваемые человеком «миру» искусственных объектов: «мир вещей», «мир идей» и «мир образов».
В этой трехмерности праздник реально живет, функционирует и развивается как целостная система.
В чем уникальность и ценность праздника? Понятие « уникальность» не имеет точного словарного определения. Поэтому под этим термином воспринимается все, что не имеет аналогов, отличается исключительностью свойств и функциональных возможностей.
Под уникальностью праздника мы будем понимать его непохожесть на другие виды искусств, которая заключается в том, что он:
- синтезирует все виды искусств, их изобразительно-выразительные средства, придавая им новые качества и возможности;
- обладает большими возможностями в использовании неограниченного числа предметов, которые выступают как выразительные средства, - всевозможная техника, реальные здания и архитектурные ансамбли, предметы быта, костюмы, практически все, что окружает человека в процессе его жизнедеятельности;
- может использовать в качестве сценической площадки историческое место, где когда-то произошло важное событие, архитектурный ансамбль, памятник, улицу, площадь, стадион, озеро и т.п.;
- обладает огромным эмоциональным воздействием в силу своей масштабности и предоставлением возможности для активного коммуникативного процесса зрителей;
- может активизировать и побудить зрительскую массу к действию;
- использует любой художественный материал: словесный, музыкальный, документальный, наглядный;
- может воздействовать на все органы чувств человека одновременно;
- совмещает все функции культуры, искусства и социума;
- обладает суммой ценностей, принятых в конкретном обществе.
На последнем положении остановимся более подробно, но чтобы определить ценность праздника, необходимо определить, что такое «ценность» вообще.
Ценность - это особый вид реальности. Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Мир полон ценностей - материальных (вещи, деньги, собственность и т.п.), художественных (произведения искусства, литературы,), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты и т.п.), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок и т.п.).
Ценность всегда и одновременно ценность чего-то (кого-то) и ценность для кого-то. Подчеркнем еще раз, что ее основой может быть объективная реальность, продукты человеческого творчества и содержания сознания, как соответственно камень, вода, автомобиль, теория, образ и т.д. Но ценность обязательно антропогенна, поскольку возникает в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценки человеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы.
Виды ценностей могут быть самыми разными: объективными, виртуальными, несуществующими в природе (мечты, идеалы), фантастическими. Но в любом случае они обретают статус ценностей при потенциальном или наличном существовании человека, т.е. того, кто способен ценить. Алмаз не имеет никакой ценности, если никогда не попадет в руки человека. Автомобиль - не более чем груда железа, если он был брошен угонщиками там, где его никто и никогда не найдет и если о нем все забыли.
Ценности существуют там и тогда, где и когда существует человек. Специфический признак существования ценности - значимость. Значимость - это синоним ценности, но только в том случае, если это положительная значимость. Значения могут быть и отрицательными.
Ценности бывают материальными и духовными, однако в любом случае они устанавливаются (т.е. конституируются) человеком, поэтому в них заложена определенная виртуальность, связанная с тем, что сама оценка - это дело разума человека, его вкуса, предпочтений, симпатий, потребностей, целей, идеалов и т.д.
Исходя из этого, попытаемся вывести ценности, характерные для праздника, которые могут проявляться и проявляются через его функции.
1. Главная и основная ценность праздника - это, как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, - ценность человеческого общения. Праздник, как правило, кроме основных целей и задач (где будет проходить действо, для чего оно предназначено и на кого рассчитано), предназначен для активизации и осуществления процесса общения или коммуникации, как между актерами и зрителями, так и между зрителями. Если в первом случае зритель получает определенный объем информации и знаний, неизвестных для него, то во втором он, укрепляя эти знания, делится ими и своими впечатлениями с окружающими. И отсюда возникает еще одна из основных задач для организаторов праздника - создать условия и вызвать у зрителя потребность к общению, что и является коммуникативной ценностью праздника.
2. Объем знаний - важнейшая ценность, которую присутствующие получают в процессе праздника. Причем, следует заметить, что получают они его не в сухой форме констатации фактов, а благодаря особому языку праздника, который можно определить как систему коммуникаций, использующих звуки и символы, имеющих условное, но строго определенное структурное значение, благодаря которому новые знания воспринимаются в яркой зрелищной форме, способствующей лучшему восприятию и запоминанию. Другими словами, праздник обладает большими познавательными возможностями и способностями. Данная познавательная ценность выступает и как его уникальность.
3. Воспитательная ценность во время праздника происходит гораздо интересней и запоминается надолго. Например, в одном из обрядов «Посвящения в воины» перед молодыми выходят старики и начинают себя вести как дети. Несоответствие внешнего вида и поведения говорит само за себя и является лучше пустых слов.
4. Информационная ценность, когда во время праздника параллельного с объемом новых знаний собравшимся передается социальный опыт предыдущих поколений. Особенно это характерно для исторических, государственных и семейных праздников (трансляция социального и культурного опыта от человека к человеку, от старшего поколения - младшему).
5. Человекотворческая ценность заключается в том, что праздник «творит» человека, превращает биологический объект - живое тело - в социального субъекта - личность, объясняя ему, как нужно вести себя в социальной и культурной жизнедеятельности в существующих или изменяющихся условиях.
6. Регулятивно-нормативная ценность видится в социальном контроле за поведением человека в обществе. Праздник позволяет за достаточно ограниченный отрезок времени показать собравшимся, как развивалось общество, какие были правила и законы, почему и как происходит видоизменение этих правил и социальных систем.
7. Символическая (выработка символов (знаков) ценность предназначена для обозначения тех или иных явлений окружающей действительности (язык, жесты, научные понятия и символы и т.д.).
8. Ориентационная ценность кроется в выработке жизненных систем ценностей, правил поведения, общения как личностных, так и общественных, в связи с изменением социальных норм и законов жизнедеятельности. Данная ценность праздника, она же функция, помогает индивиду приспособиться к законам жизни, принятым в обществе.
Как видно из сказанного, уникальность и ценность праздника взаимосвязаны и взаимозаменяемы, его уникальность является и ценностью. Процесс актуализации культурного бытия посредством праздника и происходит через его ценностные характеристики.
Мы достаточно подробно проанализировали ценностную основу праздника, потому что именно она заставляет современников обращаться к прошлому, чтобы сопоставить и вывести необходимое сегодня, которое существовало в прошлом. Исходя из этого анализа, можем предложить структуру процесса актуализации культурного бытия:
1) Определить базовую основу процесса актуализации (какую культуру мы берем за основу при постановке праздника; античную, средневековую; городскую или сельскую).
2) Провести анализ выбранного основания (что воспринималось ценностью в выбранном периоде, как выстраивались взаимоотношения индивидов в обществе, что являлось ведущим в деятельности «Я» или «МЫ»).
3) Сопоставить достижения прошлого с целями и задачами современности.
4) Выбрать путь актуализации: духовное, материальное, физическое или синтетическое воплощение.
5) Отобрать необходимые средства для актуализации.
6) Провести процесс актуализации.
Таким образом, прошлые ценности приобретут новое звучание в сегодняшнем дне и культурное прошлое воплотиться в современности.
Данный процесс возможен только благодаря массовому празднику. Потому что праздник с помощью художественных изобразительно-выразительных средств превращает прошлое в настоящее, создавая тем самым культурное бытие современности или вторую природу.
В качестве примера приведем исторические праздники, связанные с поворотными датами истории, когда прошлое оживает вокруг нас, находясь в настоящем. Например, 4 сентября 2006 г. На Бородинском поле снова произошло сражение между русскими и французами, оно было посвящено 194-й годовщине реального сражения. В театрализованном представлении было задействовано 1,5 тысячи человек и более 100 лошадей. В состоявшейся реконструкции сражения была использована пиротехника, звучали узнаваемые мелодии обоих стран. Несмотря на пасмурную погоду, зрители не расходились до конца битвы.
Обрядовые праздники, как Рождество, Масленица, Иван Купала и другие, зримо представляют традиции и обычаи наших предков, адаптированные для нашего восприятия, но не потерявшие смысла и назначения.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы:
- актуализация - самый действенный процесс сохранения наследия прошлого в любой сфере нашей жизнедеятельности;
- потребность в актуализации возникает в «смутные времена» жизни общества, когда ломаются устоявшиеся нормы, правила и меняются законы жизнедеятельности;
- массовый праздник - эффективная форма сохранения и передачи ценностей прошлого и выработки современной системы ценностей, способных оставить след в истории человечества и не «кануть в лету», потому что он сопровождает человека на протяжении всей жизни и охватывает все сферы и процессы человеческой жизнедеятельности;
- прошлое всегда было, есть и будет основой развития современности, без прошлого нельзя создать будущее;
- массовый праздник, кроме информационности, обладает зрелищностью и возможностями активизации зрителя, тем самым давая ему увидеть, оценить и сравнить прошлое и настоящее.
Литература
1. Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX века) // Этнические стереотипы поведения. - М., 1985.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955. - Т. 3.
3. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа http://slovco.rU/novfil/a/ AKTUALIZATSIYA-27370.html.
4. Резолюция Международной научно-практической конференции «Война и мир: классика и мы»
(Москва-Бородино-Можайск, сент. 2006 г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа
http://www.voskres.ru/idea/sobinfo6.htm.
5. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.slovarnik.rU/html_tsot/a/aktualizaci8.html.
6. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М.: Сов. Россия, 1990. - 37 с.
7. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира: энцикл. - М., 1980. - Т. 2.
8. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1939. - Т. 3.
9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с. .
УДК 002.6 Ж.В. Пампура
СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)
В статье рассматривается применение семиотического метода для изучения средств массовой информации (на примере телевидения). Проанализирована традиция применения семиотического метода в отношении средств массовой информации в России и на Западе с начала века. Сделаны выводы о необходимости переосмысления процессов коммуникации посредством электронных средств массовой информации, которые конструируют символический порядок.
Ключевые слова: символ, семиотика, культура, информация.
Zh.V. Pampura
SEMIOTIC APPROACH TO MASS-MEDIA (MM)
Semiotic method application in order to study mass media (on TV example) is considered in the article. The tradition of the semiotic method application to mass media in Russia and in the West from the beginning of the century is analyzed. Conclusions about necessity of reconsideration of the communication processes by means of electronic mass media which design symbolical order are drawn.
Key words: symbol, semiotics, culture, information.
Изучение средств массовой информации (СМИ) сегодня требует применения междисциплинарного подхода, в том числе с использованием средств семиотики. СМИ одновременно являются экономическим, политическим и социокультурным институтом, уже поэтому подходы к его изучению могут быть различными (как к элементу политической системы, институту гражданского общества, механизму предоставления информации).
Современные СМИ выполняют намного больше функций, чем простая репрезентация реальности. В современных теориях коммуникации сообщения они рассматриваются как часть процесса, с помощью которого индивиды конструируют события, таким образом, конструируют «символический порядок». СМИ выражают коллективные желания, надежды, страхи и, следовательно, выполняют ту же функцию, что мифы в традиционном обществе. Так, например, событие не будет представлять интереса для широких слоев населения, пока не подвергнется интерпретации посредством символического процесса через СМИ.
С начала века семиотический подход претерпел значительные изменения. Исследователи, использовавшие его для изучения культуры, большое значение уделяли «сложным» знаковым системам -мифологии, фольклору, литературе. Основной категорией, используемой в этих исследованиях, было понятие «текст». К семиотическому анализу текстов (в самом широком смысле этого слова) относятся исследования мифа (Вяч. Вс. Иванов, В.Н. Топорова и др.), фольклорных и авторских текстов (М.И. Лекомцевой, Т.М. Николаева, Т.В. Цивьян и др.) Другое направление представлено в работах Ю.М. Лотмана. В этом случае речь идет о «тексте культуры». Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Семиотический подход к культуре основан на том, что в ее основе текст, как упорядоченный в соответствии с правилами языка набор знаков. Текст можно трактовать как специфическую конструкцию, созданную для передачи другому (другим) своих представлений в какой-либо предметной области. Сам Ю. Лотман называет эту конструкцию «смыслопорождающим механизмом» [3].