Научная статья на тему 'Массовый праздник как модель культурного бытия'

Массовый праздник как модель культурного бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
384
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЙ ПРАЗДНИК / ЧЕЛОВЕК / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ БЫТИЕ / MASS HOLIDAY / PERSON / CULTURE / CULTURAL BEING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курбатов В. П.

В статье рассматривается массовый праздник как модель культурного бытия. Для решения этой цели автор определяет понятия «человек» и «культура», а также средства и способ их объединения в модель культурного бытия, в качестве которой выступает массовый праздник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS HOLIDAY AS A MODEL OF CULTURAL BEING

Mass holiday as a model of cultural being is considered in the article. To achieve this purpose the author defines the concepts "person" and "culture", and also means and the way of their integration in a model of cultural being in the form of which a mass holiday acts.

Текст научной работы на тему «Массовый праздник как модель культурного бытия»

УДК 791.6 В.П. Курбатов

МАССОВЫЙ ПРАЗДНИК КАК МОДЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ

В статье рассматривается массовый праздник как модель культурного бытия. Для решения этой цели автор определяет понятия «человек» и «культура», а также средства и способ их объединения в модель культурного бытия, в качестве которой выступает массовый праздник.

Ключевые слова: массовый праздник, человек, культура, культурное бытие.

V.P. Kurbatov MASS HOLIDAY AS A MODEL OF CULTURAL BEING

Mass holiday as a model of cultural being is considered in the article. To achieve this purpose the author defines the concepts "person" and "culture", and also means and the way of their integration in a model of cultural being in the form of which a mass holiday acts.

Key words: mass holiday, person, culture, cultural being.

Культура - среда обитания человека, которую он создает для себя, а среда, в свою очередь, создает человека. Культура - это утверждаемое бытие, поэтому всякое сущее в культуре, т.е. всякое конкретное явление (проявление) культурного бытия, предполагает активно действующего человека. Культура предполагает человека как то, ради чего она существует, и как то, благодаря чему она существует. Действительность или реальность складывается для человека из двух составляющих - природа и общество, природное и социальное бытие. И, чтобы изменить их, человек использует третье бытие - культуру или культурное бытие.

Культурное бытие - это, особая сфера сущего, которая не есть природа, а действительная реальность, создаваемая человеком во всех сферах его жизнедеятельности и существующая в соответствии со своими собственными ритмами, задаваемыми человеком и отличными от природных.

Без деятельностно-коммуникативной активности субъекта, смысла, цели и назначения нет культурного бытия, ибо только благодаря человеку оно получает право на существование. Человек - творец и материал культурного бытия. В этом и заключается его специфическая особенность.

Для осуществления деятельности человеку необходимы инструменты и в качестве такого инструмента может выступать массовый праздник, с помощью которого человек достигает поставленных целей, изменяя социальное, человеческое и культурное бытие, отсюда основная цель данной статьи -рассмотреть массовый праздник как модель культурного бытия.

Для решения этой цели необходимо разобраться с понятием «понимания» человека и культуры, а затем определить средства и способ их объединения.

«Понимание в узком смысле есть компонент только мышления как обобщенного и опосредствованного отражения существенных свойств и связей между предметами и явлениями» [2, с. 76]. Следовательно, в современной психологии весьма распространенной является точка зрения, согласно которой психологические механизмы понимания сводятся к решению мыслительной задачи.

Г.С. Костюк пишет: «Понять новый объект - это решить некоторую, пусть маленькую, познавательную задачу» [4, с. 198]. Именно в этом познавательном аспекте нам необходимо определить понимание человека и культуры как самостоятельных, так и взаимосвязанных объектов.

Понимание человека. Наше «Я» выражено как в психике, так и в теле. Отсюда два уровня человека

- духовный (душа) и физический (тело). Но эти уровни в человеке существуют только в синтезе, образуя психофизическое состояние в понимание индивида как деятельного объекта и объекта деятельности. Определить приоритет уровней практически невозможно. Потому что любая деятельность человека их увязывает. Правда у обездвижимого человека существует психологическая деятельность в отрыве от физической, но это аномальное явление. Физический уровень деятельности человека невозможен без психического. Любое, даже автоматическое, действие вначале проходит по психике, то есть через мозг человека, и ответ - физическое действие. Но сегодня в психотерапии появилось новое суждение.

Телесно-ориентированная психотерапия - это искусство и наука, это способ «исцеления души через работу с телом» (выделено мною. - В.К.) с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90 % случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте.

Учитывая тематику нашего исследования, мы не будем вдаваться в подробности психотерапии, согласимся, что тело может существовать «самостоятельно» от разума (психики) вести диалог с «Я». Этот факт доказывают работы А. Лоуэна [5], работы российских психологов [3], П. Холмса [7] и назовем этот синтез души и тела как познавательный, и все-таки приоритет в данном случае мы отдадим психологии. Потому что для создания модели праздника как культурного бытия приоритетность уровней нам необходима.

В свою очередь, понимание культуры имеет несколько уровней существования. Культура, как деятельность, коммуникация, семиотика, семантика, вербальная, невербальная и т. п. Практически все эти уровни понимания культуры мы разбирали в своих предыдущих работах. А сейчас через универсалии культуры попробуем увязать или объединить два понимания - человека и культуры.

Универсалии культуры (от лат. universalis - общий) - это общечеловеческие репрезентации культурного опыта и деятельности. Когда мы говорим об универсалиях культуры, мы имеем в виду то общее, что присутствует в любой культуре. Так, в каждой культуре мы обнаруживаем почтительное отношение к материнству, гостеприимство, коллективный труд. В каждой культуре такие качества человека, как мужество, смелость, самообладание в экстремальных условиях, вызывают восхищение, а трусость -сожаление и порой презрение. Универсалии культуры являются вечными константами человеческого бытия, фундаментальными категориями картины мира.

Начиная с архаического общества, базовые универсалии культуры по мере их осознания начинают выстраиваться в некую пирамиду, в основании которой лежат мифологемы атонических сил (огонь, вода, земля, воздух) и связанные с ними элементы Космоса (Солнце, звезды, Луна, планеты в их именных персонификациях).

Следующим является ближний мир предметов (камень, дерево, зерно, масло, утварь быта), затем -природная органика (птицы, рыбы, насекомые) в ее пространственно-временной и хроматической определенности. Над ними свой мир строят универсалии терминов родства (в широком смысле) и древнейшие «метафоры» артефактов (дом, зеркало), экзистентных ситуаций (обмен, встреча, путь), границы состояний (сон, смех, слезы, тайна, экстаз) или их следов (тень, двойник, голос). Завершается пирамида универсалий культуры списком видов деятельности.

Современная наука предлагает систематизировать универсалии по субъект-объектному принципу, согласно которому к объектному ряду относятся мир, целое, причина, изменение и т.п.; к субъектному ряду - человек, честь, справедливость, счастье и т.п., к субъект-объектному ряду -познание, истина, деятельность, коммуникация и т. п. Их содержание специфицируется в различных традициях, выражаясь в характерных для этих традиций системах символов.

Исходя из сказанного, мы приходим к выводу, что с помощью универсалий культуры субъектнообъектного ряда - познание, истина, деятельность, и универсалий, - выделенных Т. Парсонсом (1) система коммуникаций; 2) система родства; 3) определенная форма религии; 4) технология) происходит объединение человека и культуры. Основным побуждающим фактором опять же выступают культурные универсалии - субъектного ряда - человек, честь, справедливость, счастье и факторы обучения и воспитания, вырабатывающиеся в совместной жизнедеятельности; формирование базовой культурной привычки (навыка), которая обеспечивает возможность воспроизведения тех или иных реакций при одинаковых условиях и стимулах.

И все это происходит посредством и благодаря массовому празднику. Для определения модели праздника необходимо проанализировать универсальную модель культуры и на ее основании построить модель праздника.

Универсальная модель культуры - концепция единого плана построения культуры, сформулированная в антропологии как результат разработки сравнительного метода. Анализ нескольких сотен конкретных культур позволил выделить повторяющиеся черты, названные всеобщими или универсальными. Выше мы называли универсалии культуры, поэтому не будем повторяться.

Широкие границы универсальной модели культуры были намечены еще в XIX в. Л. Морганом и Г. Спенсером, однако целостное представление об этом феномене сформировалось в 30-40-е гг. XX в. на стыке антропологии и психологии.

Количество, качественный состав и сочетание рубрик у каждого автора (Уисслер, Мердок, Малиновский) было оригинальным, не совпадало с концепциями коллег, однако суть оставалась единой [6].

Универсальная модель культуры существует во всех культурах: простых и сложных, древних и современных и ее основа может быть найдена в особенностях биологической природы человека и условиях человеческого существования.

Первые попытки объяснить сходство и различия культур исходили из психического единства человека и строились на изучении реакций человеческого организма на разнообразные стимулы и условия жизни. В 20-х гг. XX в. импульсы, формирующие культурное поведение, приравнивались к инстинктам, однако после публикации книги Бернарда «Инстинкт» (1924 г.) теория инстинктов потеряла значение единств, объяснения механизма формирования культурного поведения и тем более универсальной модели культуры.

Самнер и Келлер предложили свой вариант классификации - основа побуждений и стимулов самосохранение, увековечение себя, самоудовлетворение и религия. Эта классификация строилась на четырех чувствах: голоде, любви, тщеславии и страхе.

Классификация Малиновского основывалась на удовлетворении человеческих потребностей и соответствовала трем аспектам культурного процесса [1, с. 147-176].

Универсальная модель культуры Уисслера включала девять компонентов: речь, материальные особенности, искусство, знание, религия, общество, собственность, правительство, война.

Не отрицая иных подходов к поиску общего знаменателя культур, Мердок остановился на «культурной привычке» и факторах, управляющих формированием привычки, как структуре, определяющей универсальную модель культуры. Первый фактор - это научение или воспитание, второй - стимул или сигнал. Любые известные стимулы могут быть соотнесены с культурными реакциями во множестве обществ. Третьим важным фактором является «базовая» культурная привычка (навык), которая несет особую нагрузку в структуре универсальной модели Мердока. Четвертый фактор психологии обобщения автор понимает свойство воспроизведения при одинаковых условиях и стимулах. Так, для общения со сверхъестественными силами им придаются человеческие формы, что делает возможным обращение к ним как к людям: просьба - молитва, подарок - жертва, лесть - восхваление, самоуничижение - аскетизм, этикет

- ритуал и т.д. Сходства культур, исходящие из такого рода обобщений, бесчисленны. Пятый фактор - это ограничение числа возможных реакций. В любой ситуации число возможных реакций ограничено физиологическими и психологическими способностями человека и условиями его существования.

Рассмотрим универсальную модель праздника. И так как основой любого праздника в широком смысле является культура, то за основу модели праздника мы естественно возьмем универсальную модель культуры.

Из рассмотренных моделей культуры для модели праздника больше всего подходит модель Джорджа Питера Мердока (1897-1985). Он построил свою модель на «культурных привычках» и факторах, управляющих формированием привычек. Кстати, в качестве этих факторов может выступать массовый праздник. Доказательство этого положения мы увидим ниже. Рассмотрим основные факторы модели Д.П. Мердока в соотнесении с моделью праздника.

Первый фактор - это научение или воспитание. Праздник любого вида и жанра обладает подобной функцией. А у праздников, предназначенных для детей, этот фактор является ведущим.

Второй - стимул или сигнал. В каждом празднике обязательно предусмотрена система стимулов или сигналов, которые или «включают» собравшихся в действо праздника или «выключают» их из действа, переводя его в нужном направлении.

Третий фактор - «базовая» культурная привычка (навык), которая несет особую нагрузку в структуре универсальной модели Д.П. Мердока, в празднике - это фактор повторяемости или традиционности, он более всего присущ государственным, обрядовым, профессиональным и историческим праздникам. Во-первых, они имеют постоянную основу (факт), лежащую в основе праздника, во-вторых, обязательное повторение определенных фрагментов из праздника в праздник, в-третьих, постоянный набор изобразительно-выразительных средств (эмблемы, флаги, гимн и т. п.).

Четвертый фактор - психология обобщения, под которым автор понимает свойство воспроизведения при одинаковых условиях и стимулах. Так, для общения со сверхъестественными силами им придаются человеческие формы, что делает возможным обращение к ним как к людям.

Кроме этого, данный фактор включает в себя систему коммуникаций как общение между актерами и зрителями, так и общение между зрителями.

Коммуникация, или общение, это обязательный атрибут каждого праздника и основной фактор, побуждающий зрителей собраться на праздник.

Пятый фактор - это ограничение числа возможных реакций. В любой ситуации число возможных реакций ограничено физиологическими и психологическими способностями человека и условиями его существования. На празднике эти ограничения выступают ярче, чем в самой культуре. Потому что праздник в закрытом помещении подчиняется одним законам, на открытой площадке - другим в зависимости от типа, вида и жанра праздника.

Праздник есть культурное бытие, существующий по особым законам и обладающий следующими характеристиками:

1. Идентификация и цель. Праздник дает людям ощущение идентичности реальности, точнее, все происходящее на празднике принимается за реальность, где каждый осознает свое место через общение и деятельность в рамках праздничного действа и удовлетворяет свои потребности, приведшие его сюда.

2. Коммуникации и язык. Общение в границах праздника отличается своими собственными системами как вербальной, так и невербальной связи.

3. Одежда и внешний вид. Праздничное бытие проявляет себя через предметы одежды, художественное оформление, украшения и т.д. Длина волос и прическа, макияж или его отсутствие, наличие драгоценностей, спецодежда или униформа могут характеризовать участников праздника, определяя их разделение на друзей - врагов - сочувствующих - помощников, главных действующих лиц праздника.

4. Время и осознание времени. В реальной жизни человек воспринимает время точно (рабочий ритм) или относительно (внерабочее время). В празднике существует собственный временной ритм, не подчиняющийся реальному. В нем время может прессоваться, а может и растягиваться, и человек подчиняется этому особому праздничному времени.

5. Взаимоотношения и различия людей. Праздник устанавливает свои, присущие каждому празднику индивидуально, человеческие и организационные отношения к возрасту, полу, статусу и степеням родства, богатству, власти и мудрости, рангу, протоколу, религии и гражданству, роду, наградам и признанию.

6. Ценности и нормы. Праздник устанавливает собственные отношения и восприятия ценностей и норм поведения, то, что невозможно в реальной жизни, возможно в празднике. В жизни - рабочий, на празднике - король. Стандарты поведения диктует праздник. Систему ценностей определяет тоже он. Обыкновенная цветная бумага на празднике играет роль валюты. В культурном бытии играет все и все.

7. Убеждения и отношения. Праздник через оформление, общение и целенаправленное действо формирует собственную систему взглядов на такие фундаментальные вопросы жизни, как особенности человеческой сущности; смысл жизни человека; отношение людей к природе; временной фокус жизни (на прошлое, настоящее или будущее); модальность человеческой деятельности (непосредственное выражение, саморазвитие, измеримое достижение); отношение одного человека к другому. Через праздничную систему отношений формируется система отношений, необходимая в реальной жизни. Формируются убеждения, которые проявятся в жизненных отношениях к молодежи, ветеранам, женщинам, руководству и т.д.

8. Ментальные привычки и обучение. Способы обдумывания, изучения, организации и обработки информации у всех людей уникальны и часто различны. Праздник «подает» информацию в особом, присущем только ему, виде, помогая через набор средств воздействия наиболее быстрому ее восприятию и

обработке. Праздник через показ, демонстрацию, столкновение может изменить некоторые привычки, точнее дать толчок к их изменению.

9. Особенности воздействия. Каждый праздник имеет собственные, присущие только ему, способы воздействия на человека. Через систему организационных, изобразительно-выразительных средств праздник формирует внутренний мир и внешний облик человека, делая его лучше или хуже, чем он есть. Все зависит от системы власти и норм, принятых в данном обществе.

Рассмотрев факторы, объединяющие культуру и праздник, перейдем непосредственно к структуре создания модели праздника. Под моделью мы будем понимать реконструкцию традиционного или организацию (создание) современного праздника по сценарно-режиссерским законам. Любой праздник, или его модель, создается по устоявшимся законам и состоит из следующих этапов.

Первый этап - определяется тип праздника, название, место проведения (закрытое помещение или открытое - улица, парк, площадь, стадион и т. п.), аудитория и технические средства, которые возможно использовать. Здесь же необходимо уточнить, является ли праздник, взятый в работу, традиционным или это абсолютно новый праздник. Если традиционный, необходимо проанализировать историю существования подобных праздников и определить, что можно применить из анализируемого материала сегодня. Как правило, исторические, обрядовые и государственные праздники повторяются из года в год. Структура их действия практически не меняется. Усовершенствуется только техническое обеспечение, звук, свет, эффекты. Для нового все разрабатывается изначально, так как он не имеет аналогов.

Второй этап - уточняется идейно-тематическая основа праздника, тема, идея, сверхзадача. В зависимости от типа праздника этот процесс может происходить по двум направлениям: первое, это когда отталкиваются от имеющегося материала (в обрядовых праздниках), второе, когда тема, идея и сверхзадача определяются исходя из названия праздника и диктуют отбор материала.

Здесь особо следует отметить, что обрядовый праздник всегда имеет основу - религиозные (сакральные), аграрные (обряды, связанные с покровительством богов), социальные (обряды нерелигиозного направления и содержания), семейно-бытовые (история семьи, традиции, сложившиеся в ней, обычаи, повторяющиеся из года в год).

Третий этап - основной в создании модели праздника. Здесь разрабатывается структура и последовательность развития действия в празднике. Именно от динамики действия зависит успех праздника.

Четвертый этап - определяется количество площадок (если праздник проходит в парке или во всем городе). Для каждой площадки определяется характер и содержание того, что будет проходить на данной площадке. Количество исполнителей и их профилизация (актеры драматические, комические, спортсмены, ветераны и т.п.).

Пятый этап - разрабатываются или отбираются изобразительно-выразительные средства для каждой площадки индивидуально, исходя из определенного действа. Разрабатываются звуковые и шумовые партитуры и фонограммы. На данном этапе определяется принцип организации действа, или принцип театра, - четкое деление присутствующих на зрителей и исполнителей, или разрабатываются способы и виды активизации зрителя и включение всех присутствующих в действие. В последнем случае нужно запланировать два варианта развития событий: зрители активизировались и приняли участие в общем действии, значит, нужно подробно разработать предполагаемое действо и вывод зрителя из него. Второй вариант, когда зрители «не поддаются» на факты активизации, и тогда последующее действие должно сгладить неудачную попытку активизации. Единого рецепта в данном случае не существует, и каждый режиссер находит собственный выход. Главное - если активизация не удалась, не должно быть «ямы или разрыва» действия.

После поэтапной разработки модели праздника необходим переход к разработке подсистем этой модели. Потому что сам праздник выступает как единая система, системообразующим фактором которой является событие, положенное в основу праздника. Рассмотрим данные подсистемы:

Первое самое главное - это событие, лежащее в основе праздника, на котором выстраивается вся система событий праздника.

Второе - определяется сверхзадача конкретного праздника, но, по сути, сверхзадача всех праздников - передача накопленного опыта праздничной культуры молодому поколению.

После этого определяется этнотематическая основа праздника, которая включает в себя определение содержания праздника, в данном случае это набор определенных ритуалов и обрядов откристаллизованных

временем и имеющих конкретную цель проведения, особенности и формы проведения праздника. И здесь при одинаковых целях и задачах видоизменяется форма воплощения задуманного.

Третье - логическая последовательность праздничного действа, которое включает в себя сквозное и контрсквозное действие, событийную линию и способы разрешения конфликта.

Четвертое - изобразительно-выразительные средства. Они делятся на три группы: а) изобразительные средства - костюмы, реквизит, необходимый для праздника, где основное внимание, уделяется символическим предметам, набор которых зависит от вида и жанра праздника; б) выразительные средства - вербальные и невербальные, то есть слово и жест, мимика, пантомима. Сюда же входят пение, танец как по отдельности, так и в синтезе, музыкальное сопровождение действа; в) синтез изобразительных и выразительных средств, например, ряжение для колядования, когда колядующие превращаются в медведя, козу и других животных с помощью костюма, грима и атрибутики. И вот эти «животные», приходя в дом, поют, танцуют и поздравляют хозяев. Отдельной группой сюда входят обрядово-символические предметы, но не сами по себе, как факт, а предметы в действии; бубен в руках шамана при камлании, нож в руках старейшины при совершении акта жертвоприношения, набор мешочков для передачи пищи предкам. И вот здесь могут быть расхождения при использовании обрядовых предметов. Обрядовые и символические предметы должны принадлежать только данному празднику и ни в коем случае нельзя проводить смешения этих вещей.

Пятое - финал праздничного действа, своеобразное подведение итогов всего торжества. Финал ставит точку пройденному жизненному отрезку и подчеркивает готовность человека к новому, его стремление и уверенность в том, что предстоящее будет лучше прошедшего.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1) человек и культура объединяются в празднике посредством универсалий культуры, которые присущи всем культурам без исключения;

2) модель праздника формируется по универсальным законам культуры;

3) праздник является моделью культурного бытия;

4) праздник обладает собственными характеристиками, которые утверждают его как культурное

бытие.

Литература

1. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. - СПб.: Университетская книга, 1997.

2. ДоблаевЛ.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. - М., 1982.

3. Играть по-русски. Психодрама в России: истории, смыслы, символы: коллективная моногр. / сост. Е.В. Лопухина, Е.Л. Михайлова. - М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 320 с.

4. Костюк Г.С. О психологии понимания // Избранные психологические труды. - М., 1988. - 304 с.

5. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом. - М.: Речь, 2000. - 272 с.

6. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология: пер. с англ., нем., фр. / сост.

и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - 432 с.

7. Холмс П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама: пер. с англ.

Р.Р. Муртазина. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 288 с.

---------♦-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.