Научная статья на тему 'Праздник и праздничность: деградация смыслов?'

Праздник и праздничность: деградация смыслов? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
307
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
праздник / праздничность / трансформация / общество потребления / десакрализация / возрождение традиций / festivity / festiveness / transformation / consumer society / desacralization / revival of traditions

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кибалко Василиса Владимировна

В работе рассматривается проблема трансформации современной праздничной культуры на ценностно-содержательном уровне под влиянием всеобщей утверждающей праздничности; обосновываются отличия между понятиями «праздник» и «праздничность». Также дается предположительный путь выхода из сложившейся ситуации через возрождение традиций, актуализацию имеющихся празднеств и создание новых, сакрально наполненных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FESTIVITY AND FESTIVENESS: DEGRADATION OF IMPLICATIONS?

The paper considers the problem of transformation of the modern festive culture at the value-content level under the influence of universal uplifting festivity; the differences between the concepts "festivity" and "festiveness" are substantiated. Besides, the author provides a tentative way out of the current situation through the revival of traditions, the actualization of existing festivities and the creation of new, sacredly filled ones.

Текст научной работы на тему «Праздник и праздничность: деградация смыслов?»

УДК 008 Кибалко В. В.

Кибалко В. В. Праздник и праздничность: деградация смыслов? // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 3, № 4,2017. С 54-58

DOI: 10.18413/2408-932X-2017-3-4-54-58

ПРАЗДНИК И ПРАЗДНИЧНОСТЬ: ДЕГРАДАЦИЯ СМЫСЛОВ?_

Белгородский государственный институт искусств и культуры, ул. Королёва, д. 7, г. Белгород, 308034, Россия, fiokla-07@mail.ru

Аннотация. В работе рассматривается проблема трансформации современной праздничной культуры на ценностно-содержательном уровне под влиянием всеобщей утверждающей праздничности; обосновываются отличия между понятиями «праздник» и «праздничность». Также дается предположительный путь выхода из сложившейся ситуации через возрождение традиций, актуализацию имеющихся празднеств и создание новых, сакрально наполненных.

Ключевые слова: праздник; праздничность; трансформация; общество потребления; десакрализация; возрождение традиций.

V. V. Kibalko

FESTIVITY AND FESTIVENESS: DEGRADATION OF IMPLICATIONS?

Belgorod State Institute of Arts and Culture, 7 Korolev St., Belgorod, 308034, Russia;

fiokla-07@mail.ru

Abstract. The paper considers the problem of transformation of the modern festive culture at the value-content level under the influence of universal uplifting festivity; the differences between the concepts "festivity" and "festiveness" are substantiated. Besides, the author provides a tentative way out of the current situation through the revival of traditions, the actualization of existing festivities and the creation of new, sacredly filled ones.

Keywords: festivity; festiveness; transformation; consumer society; desacralization; revival of traditions.

С 80-х годов XX века начинается современная стадия развития цивилизации с переходом к новой культурной эпохе -эпохе постмодерна. Человечество большинства индустриальных государств мира попадает под воздействие определенных специфических мировоззренческих концепций, влияющих на все сферы и процессы жизнедеятельности общества, включая сферу искусства, науки и политики. Эти изменения находят отражение в глобальном развитии массовой («поп») культуры, распространившейся в современном социуме и преобладающей во всех сферах действительности.

Утверждающая праздничность (которая понимается как внешние проявления праздника - веселость, пышность, красочность, радостность и т.д.), заполняет повседневность, становится будничной нормой. Меняется система духовных ценностей, нарушается праздничная реальность - она теперь обыденна и привычна, ведь «в обществах, достигших современного уровня развития производства, вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей» [2, а 3]. Преобразование исторически сложившегося мировоззрения влияет на трансформацию культуры в целом, что влечет за собой перестройку эстетических восприятий, стереотипов,

Кибалко В. В. Праздник и праздничность: деградация смыслов? // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 3, № 4,2017. С 54-58

стандартов. Смена ценностной парадигмы, урбанизация и технизация, потребность в новых героях и образах приводит к деконструкции праздничной культуры. Праздник как «временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое институциализированное (даже если оно носит импровизационный характер) действо» [5, с. 823], - в любых формах -лишается идейной и традиционной самоценности: сказывается утрата причинно-следственных и традиционных связей, смена религиозных и сексуальных норм, ценностных ориентиров, культ беспроблемности, оптимизма, благополучия и независимости, отсутствие предпраздничной аскезы, перемены в отношении гендерных ролей, увеличение уровня потребления и многое другое.

В современную эпоху пренебрегают не только теоретическим осмыслением формирования праздника, но и разрушают общий комплекс установок и представлений о нем. Упускается из вида сама суть праздника, забывается о том, что праздник мифопоэтичен, сакрален, что это феномен культуры [1, 3], а не просто увеселение масс. Порождаются новые виды праздников, которые кардинально отличаются от ритуально-традиционных не только по формам, методам и выразительно-изобразительным средствам, но и по смысловому содержанию.

В свою очередь празднику, как отражению эпохи, свойственно трансформироваться под влиянием актуальных механизмов социума, исторических преобразований, политических течений и социальных проблем. Происходит модификация всех социально-культурных систем эпохи, ввиду их тесного взаимодействия и взаимовлияния. Современное общество отсекает прошлые стандарты. Такая позиция находит отражение в окультуренно-организованной активности масс с необычным, не

свойственным празднику, содержанием и с упором на личностное самовыражение. Совершенно новые функции, замыслы и задачи проникают в структурные элементы праздничной культуры благодаря специфичности общества потребления со свойственным постмодерну эпатажным дилетантизмом, парадоксальностью и абсурдом, с повсеместной «праздничностью» и пограничными с праздником событийными мероприятиями. Праздник современной эпохи выступает «продуктом», а элементы праздника активно используются в сфере маркетинга и торговли. Надуманные мероприятия, лишенные глубокого жизненного смысла, фундаментальной культурной базы, требуемого энергетического ритма и коммуникаций социального характера, заполняют будничное пространство: в основном это мероприятия для «галочки», которые преследуют цель показать количество, а не качество, создать видимость работы. Потребность общества в празднике теряет свой смысл, подменяется сиюминутной фальсификацией и заменой вовлечения в процесс технически-поставленной (или художественно-оформленной) зрелищностью. Т.В. Чередниченко в своей работе «Праздничность» акцентирует внимание на имеющейся проблеме: «Праздничность - дело рыночное... Праздничность искушает: кажется, легко соорудить праздник из чего угодно. Но праздничность сама по себе в праздник не концентрируется. В итоге праздник, густо облепленный праздничностью, ... стал успешным товаром и многократно всучен по самым разным поводам. Праздничность повседневна и потому глушит традиционные ежегодные праздники» [6, с. 155-156] Распространившиеся тенденции повсеместной праздничности занижают значимость феномена праздника, делает вывод М.В. Литвинова, «приводят к выхолащиванию духовной сущности праздника, низводят массовый праздник до уровня потребительского развлечения» [4, с. 11].

Кибалко В. В. Праздник и праздничность: деградация смыслов? // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 3, № 4,2017. С. 54-58

Праздничность повсеместно довлеет над праздником. Открытия новых «сезонов», телевизионных программ, торговых центров, магазинов, выпуски «новинок» товаров, презентации проектов -всё сопровождается помпезными рекламными кампаниями при участии СМИ, к ним приурочивают акции в кинотеатрах и масс-маркетах, выпускают специальную продукцию, устраивают концерты в попытке привлечь как можно больше участников к лицезрению некоего «пустого фантика». Различные учреждения культурно-досуговой деятельности участвуют в гонках по количеству проводимых мероприятий, где качество самих мероприятий отходит на задний план. Участники так называемого «праздника» приходят на него по велению служебных записок в обязательном порядке.

Обилие корпоративных праздников превратилось в фантасмагоричный парад достижений, в котором вынуждены принимать участие и простые обыватели, к данным празднествам не относящиеся: каждая компания, просуществовавшая больше года, начинает неистово отмечать свои «дни рождения» и «дни рождения» отделов, привлекая к этому действу десятки всевозможных служб, арендуя кафе, рестораны, парки (наиболее платежеспособные снимают ролики, которые транслируются СМИ в рекламных целях). Не очень приятно себя показывают растиражированные фестивали-однодневки, целью которых становится получение прибыли. Несколько особняком в этом списке стоят сравнительно молодые праздники (День России, День народного единства, День православной молодежи и т.д.). На данном этапе, пока еще не сформирована новая традиционность и обрядность, в силу сохранившейся памяти старшего поколения о другом времени (СССР) и при отсутствии передачи праздничных традиций поколению среднего возраста - только новая генерация социума, рожденная в молодом государстве, способна поднять, развить и передать эти праздники

своим потомкам. Пока же новым праздникам не остается ничего, кроме как апеллировать к праздничности, растворяясь в потоке каждодневного «конфетти».

Праздник, со свойственной ему семантической наполненностью, трансляцией смыслов и содержания культурной памяти народа, призван вовлекать подсознание участников в творчество, проникать в неосознаваемые структуры личности, будить первостепенность связей и отношений традиционных ценностей культуры, на которой воспитываются сразу несколько поколений. В основе каждого праздника лежит значимое событие; само празднование ориентировано на изменения к лучшему в ближайшем будущем, на периодичность повторений в жизни социума с характерными обычаями, обрядами и ритуалами. Празднику свойственно соединять профанное с сакральным, разрывать трудовое повседневное время, выступать в качестве социального института, способного привлечь празднующих в коллективную сопричастность действию, через социально-психологическую потребность личности - стремление к разгрузке от повседневности. Соответственно, при полном пресыщении праздничностью, товарном изобилии, отсутствии строгого деления времени на будни и праздники, современный человек утрачивает необходимость в праздниках. Ведь особый праздничный сказочный мир подается социуму ежедневно в неограниченных дозах: посредством телевидения, глянцевых журналов, брендовых рекламных роликов, различных развлечений и тому подобного.

Однако, несмотря на негативные тенденции праздничности, частично (или полностью) утраченные социально-бытовые реалии, народный фольклор, обычаи и приметы, многие современные народные праздники с их разнообразием видов и форм всё же сумели сохранить культурные традиции, восходящие к древним ритуалам. Такие праздники, основывающиеся на принципах единства, сохраняют полифункциональность и в полной мере

Кибалко В. В. Праздник и праздничность: деградация смыслов? // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 3, № 4,2017. С. 54-58

реализуют возложенные на них обязательные задачи. В качестве примера можно привести христианский праздник религиозной направленности - Пасху. Великий пост перед Пасхой сейчас соблюдают не только убежденные теисты и вероятно верующие, но и многие атеисты. И хоть у последних просматривается явно несвойственное для праздника отношение к происходящему (дань моде, повод ограничить себя в пище), воздержание, тем не менее, присутствует. Даже в эпоху постмодерна современное общество потребителей способно на аскезу во имя веры, традиций, самоидентификации личности, культурного бытия. Пасхальное богослужение с обязательным освящением куличей и крашенок посещают люди разных возрастов, социальных слоев, деятели сферы искусств, культуры, административные руководители различных уровней. Праздничный стол и забавы, народные гуляния, концерты, увеселения и прочие, уже ставшие традиционными формы мероприятий сопровождают Пасху. Параллельно с христианским праздником во многих регионах России уже стало традицией отмечать студенческую Пасху в высших и средних учебных заведениях при поддержке местных администраций.

Ярким примером возрождения народных традиций может также служить другой традиционный восточнославянский праздник - Масленица, сохранившая в себе элементы мифологии, древние обряды и ритуалы. По своей колоритности, веселью, вовлечению масс в недельное празднование с радостным ожиданием весны и всеобщим прощением, Масленица по праву является истинно народным праздником.

Новогодние и рождественские праздники также могут выступать примером массового добровольного празднования - от момента подготовки к празднику (украшение жилища, выбор костюма, заготовки для праздничного стола с некоторым ограничением в период ожидания праздника) до самого празднования - многоуровневого, изобильного, с непременным ожиданием перемен к

лучшему в приходящем году. Набирающие популярность фестивали культур и исторических реконструкций тоже служат хорошим примером ренессанса культурно-исторического наследия.

Народную мудрость, основанную на социальном и духовном опыте, богатстве знаний, невозможно чем-то заменить и трудно воссоздать без стихийной репрезентации традиций в поколениях. Восстанавливая по крупицам потерянные исторические связи, бережно храня, взращивая традиции и обычаи своего народа, возможно возродить настоящие традиционно-обрядовые праздники в век высокоразвитой современной культуры. Праздничность ни в коей мере не способна заменить праздник: она пуста, не имеет смыслового основания, не способна к производству и трансляции духовного опыта, когда социальная интеграция выражается в реализации всё увеличивающегося стремления к потреблению. Общество, несмотря на повсеместное распространение праздничности, продолжает испытывать потребность в истинных праздниках с их особой атмосферой, колоритом, непередаваемой индивидуальностью и самобытностью. Праздник всегда актуален и является неотъемлемой частью национальной культуры и социокультурной практики. Дошедшие до наших дней обычаи, сохранившиеся традиции и наследие, а также некоторые довольно новые, но принятые народом праздники отмечаются «на широкую ногу» и совершенствуются с каждым годом. Возрождение и создание идейно наполненных праздников, с их неподдельной ценностью, без усиливающих, но пустых эффектов, является подспорьем в укреплении духовной силы и единства народа.

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflict of Interests: author has no conflict of interests to declare.

Кибалко В. В. Праздник и праздничность: деградация смыслов? // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 3, № 4,2017. С. 54-58

Литература

1. Бахтин, М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М.: Эксмо, 2015. 640 с.

2. Дебор, Г. Общество спектакля. М.: Логос, 1999. 224 с.

3. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. 296 с.

4. Литвинова, М.В. Массовый праздник как полифункциональное явление // Наука. Искусство. Культура. 2013. № 2. С. 5-13.

5. Топоров, В.Н. Праздник // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 2. С. 823-825.

6. Чередниченко, Т.В. Праздничность // Новый мир. 2002. № 11. C. 155-167.

References

1. Bakhtin, M. M. (2015), Tvorchestvo Francua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ya i renessansa [François Rabelais and folk culture of the Middle Ages and Renaissance], Eksmo, Moscow, Russia. (in Russ.)

2. Debor, G. (1999), Obshhestvo spektaklya [La Société du spectacle], Logos, Moscow, Russia. (in Russ.)

3. Kaiua, R. (2003), Mif i chelovek. Chelovek i sakral'noe [Myth and Man. Man and the Sacred], OGI, Moscow, Russia. (in Russ.)

4. Litvinova, M.V. (2013), Mass holiday as a functional phenomenon (in Russ.), Belgorod State Institute of Arts and Culture, 2, 5-13.

5. Toporov, V.N. (1980) "Festivity". In "Myths of the World" (in Russ.), Sovetskaya entsiklopediya, 2, 823-825.

6. Cherednichenko, T.V. (2002), "Festiveness" (in Russ.), Novyj mir, 11, 155-167.

ОБ АВТОРЕ:

Кибалко Василиса Владимировна, аспирант по направлению подготовки «Теория и история культуры», Белгородский

государственный институт искусств и культуры, ул. Королева, д. 7, г. Белгород, 308034, Россия; fiokla-07@mail. ru

ABOUT THE AUTHOR:

Vasilisa V. Kibalko, Postgraduate Student of Theory and History of Culture, Belgorod State Institute of Arts and Culture, 7 Korolev St., Belgorod, 308034, Russia; fiokla-07@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.