Научная статья на тему 'ПРАЗДНИК ЭЛ ОЙЫН В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ РИТУАЛЬНОЙ РОЛИ РОДОВЫХ ЛИДЕРОВ АЛТАЙЦЕВ'

ПРАЗДНИК ЭЛ ОЙЫН В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ РИТУАЛЬНОЙ РОЛИ РОДОВЫХ ЛИДЕРОВ АЛТАЙЦЕВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙЦЫ / РЕСПУБЛИКА / НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК / ТРАДИЦИИ / ПОЧИТАНИЕ АЛТАЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С.

В статье освещены основные вопросы, связанные с развитием ритуальной роли глав сёоков-родов, называемых зайсанами. На основе собранного полевого материала дана периодизация становления их ритуальной роли в деле создания, организации и проведения общереспубликанского праздника Эл Ойын, первоначально планировавшегося как региональный чемпионат по национальным видам спорта. Дана характеристика ритуальной практики почитания природной среды Алтая-божества, осуществляемой собравшимися зайсанами утром в день открытия праздника Эл Ойын. Приведен обзор документов, а именно региональных законов, принятых по вопросам организации с учетом традиционной символики почитания природы Алтая при определении места и срока проведения мероприятия, приобретшего общереспубликанское значение и выступающего в статусе межрегионального праздника, на который съезжаются фольклорные группы и спортсмены-любители соседних районов Тувы, Хакасии, Кемеровской области и Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EL OYIN HOLIDAY IN THE LIGHT OF THE CHANGED RITUAL ROLE OF ALTAIAN CLAN LEADERS

The article under study highlights the main issues related to the development of the ritual role of the syook (clans) heads called zaisans. On the basis of the collected material, the periodization is given of their ritual role formation in the creation, organization and holding of the El Oyin holiday, which was originally planned as a championship in national sports. The article describes the ritual practice of worshiping the Altai deity carried out by the assembled zaisans in the morning on the opening day of the El Oyin holiday. The article also gives an overview of the documents, namely -regional laws, adopted on organization issues. These laws take into account the traditional symbols of reverence for the Altai nature while determining the location and the date of the event of nationwide significance which attract folklore groups from such neighboring regions as Tuva, Khakassia, Kemerovo region and Altai Territory.

Текст научной работы на тему «ПРАЗДНИК ЭЛ ОЙЫН В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ РИТУАЛЬНОЙ РОЛИ РОДОВЫХ ЛИДЕРОВ АЛТАЙЦЕВ»

over the state, maintenance and use of cultural heritage sites, measures for state protection, accounting and popularization, an increase of the number of repair and restoration work carried out, and the establishment of responsibility for violations of the requirements of protective legislation. During the period of the department's work, there has been a positive trend in the main areas of activity for the protection of historical and architectural sites in the Altai Region. As part of improving the regional regulatory legal framework, the department has prepared more than 1000 regulatory legal acts. In the region, the beginning of the formation of judicial practice of bringing to responsibility for the facts of illegal archaeological field work, as well as transactions with archaeological objects in violation of the requirements established by the legislation of the Russian Federation. This laid the foundation for the legal basis for the effective protection of the interests of the state in the field of state supervision over the circulation of cultural values and archaeological objects.

Keywords: cultural heritage objects, state supervision, licensing activities, regulatory legal acts, security obligations, objects of protection, territory boundaries, protection zones, preservation, restoration, repair

DOI: 10.14258/2411-1503.2021.27.15 УДК 39(571.151)

Н.А. Тадина, Т.С. Ябыштаев

Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия

ПРАЗДНИК ЭЛ ОЙЫН В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ

РИТУАЛЬНОЙ РОЛИ РОДОВЫХ ЛИДЕРОВ АЛТАЙЦЕВ

В статье освещены основные вопросы, связанные с развитием ритуальной роли глав сёоков-родов, называемых зайсанами. На основе собранного полевого материала дана периодизация становления их ритуальной роли в деле создания, организации и проведения общереспубликанского праздника Эл Ойын, первоначально планировавшегося как региональный чемпионат по национальным видам спорта. Дана характеристика ритуальной практики почитания природной среды Алтая-божества, осуществляемой собравшимися зайсанами утром в день открытия праздника Эл Ойын. Приведен обзор документов, а именно региональных законов, принятых по вопросам организации с учетом традиционной символики почитания природы Алтая при определении места и срока проведения мероприятия, приобретшего общереспубликанское значение и выступающего в статусе межрегионального праздника, на который съезжаются фольклорные группы и спортсмены-любители соседних районов Тувы, Хакасии, Кемеровской области и Алтайского края.

Ключевые слова: алтайцы, республика, народный праздник, традиции, почитание Алтая

В Республике Алтай популярен национальный праздник Эл Ойын (Народные игры), возникший в постсоветский период этнического возрождения как наследник межродовых встреч в среде алтайцев и ставший общереспубликанским мероприятием межрегионального

значения. В нем остается важным участие родовых глав - зайсанов, а собранные материалы позволяют определить периоды развития их ритуальной роли:

1) конец 1980-х - середина 1990-х гг. (становление общественной значимости будущих родовых литеров через участие в создании и подготовке праздника Эл Ойын);

2) конец 1990-х - 2000-е гг. (участие в определении срока и места проведения праздника Эл Ойын, сотворении утренних ритуалов почитания Алтая в день открытия Эл Ойын, демонстрации маркеров сёоков-родов, обычно родовых флагов определенного цвета с изображением родовых почитаемых животных, птиц, деревьев и пр.);

3) начало 2010-х гг. - настоящее время (участие в урегулировании антропогенного влияния на окружающую природную среду во время проведения праздника Эл Ойын, участие в решении возврата статуса «кочующего» праздника, принятии запрета фейерверков и прочих шумных мероприятий в вечернее и ночное время).

Первоначально праздник Эл Ойын задумывался для проведения соревнований по национальным видам спорта, а инициаторами в реализации этой идеи была активная часть алтайцев - журналисты, спортсмены-любители и общественные деятели того времени. История происхождения этого праздника изложена в одной из статей электронной газеты «Звезда Алтая» в юбилейный 2018 год, когда Эл Ойыну исполнилось 30 лет. Из воспоминаний известного республиканского журналиста, зайсана рода иркит А. Сельбикова о подготовке к первому Эл Ойыну: «Первая группа энтузиастов (корреспондент комсомоль-ско-молодежного отдела «АЧ» Сергей Темеев, журналист, переводчик и известный шатрист Борис Кортин, завотделом информации и спорта «ЗА» Григорий Немов, сотрудник научно-методического центра Валерий Тюхтенев, директор спортшколы «Ирбизек» Мадий Каланаков) собралась в нашей редакции. Напомнив о значении национальных видов спорта и необходимости чемпионата, Георгий Александрович предложил мою кандидатуру в качестве председателя инициативной группы. В группу пригласили сотрудников Горно-Алтайского НИИ алтаистики Клару Укачину и Валерия Ойношева, корреспондента радио Алтайчы Санашкина, режиссера Ногона Шумарова, тренера Кызыл-Озекской госконюшни Анатолия Иванова и других имеющих непосредственное отношение к национальному спорту людей. По предложению Сергея Темеева и Бориса Кортина утвердили название - Эл Ойын (Народный праздник). Местом проведения председатель Онгудайского районного спорткомитета Казак Койлукович Майчиков предложил выбрать Ело: «Там недавно провели районную спартакиаду, построили большой стадион...». Зампредседателя райисполкома В.П. Паянтинова, переговорив с руководством совхоза «Еловский» и сельского Совета, получила от

них добро. Позже мы узнали, что идею районное начальство встретило, мягко говоря, прохладно, поэтому Валентина Казакпаевна сама собрала районный оргкомитет по проведению праздника и сама же его возглавила» [Эл Ойын..., 2018].

Первый праздник Эл Ойын состоялся в 1988 г. в с. Ело Онгудай-ского района. Затем проводился раз в два года, по четным годам, причем каждый раз в новом районе республики. Структура праздника Эл Ойын выработана в единый сценарий: утренний ритуал освящения места праздника, открытие мероприятия, конкурс традиционного костюма и жилища, выступления творческих коллективов, выставка-ярмарка изделий народных промыслов и ремесел, спортивные национальные состязания. Участники праздника могут соревноваться в девяти видах спорта: борьбе на поясах (куреш), стрельбе из лука (ок-'аа адыш), поднятии камня (кодурге таш), беге с партнером на спине (тонжаан ''угуриш), выбивании плетью бабок (камчы), подбрасывании ногой воланчика (тебек), игре в алтайские шашки (шатра), объездке и укрощении необученной лошади, скачках и других конных видах соревнований. Спортивные состязания имеют разработанную систему правил, организованное судейство, призы, в решении которых участвуют и родовые лидеры - зайсаны. Участие в национальных видах спорта определяет личное и коллективное первенство: выступающие борются не за свой личный приз, а главное - за честь района, селения и, конечно, сёока-рода.

Праздник Эл Ойын проводится с учетом символики традиционной культуры алтайцев, что закреплено в законе «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай», принятом в 2005 г. и периодически корректируемом. Данное мероприятие назначается в начале июля четного года, в четный день новолуния второй половины недели и длится три дня. Праздник переезжал с места на место и за 18 лет побывал во многих районах Горного Алтая. Идея «кочующего» праздника подчеркивала былую кочевую жизнь алтайцев-скотоводов. Возникнув как межрегиональный праздник алтайского народа, Эл Ойын поочередно проходил в районах, где большинство населения южные алтайцы, а после 2000 г. - в районах смешанных русско-алтайских сел и стал инструментом, объединения северных и южных алтайцев, казахов, русских. Его проведение имеет общереспубликанский масштаб, потому что этот праздник обошел почти все районы республики. Эта особенность на одном из сайтов Интернета была освещена так: «Праздник Эл Ойын выступает как общенациональная идея, объединяющая все районы Горного Алтая, его разнообразные этнические группы и диалекты» [Празднование.].

Все население республики к празднику готовится заранее, каждый район проводит свой Эл Ойын, отбирая участников, которые могут быть делегированы от района, представляя свои таланты. Подготовку

и проведение праздника возглавляет специальный комитет, в который входят представители правительства республики, главы районных администраций и делегаты от каждого района, в роли которых обычно бывают зайсаны. В «Положении о народном празднике Республики Алтай Эл Ойын» сказано, что целями и задачами являются сохранение обычаев алтайского народа, повышение интереса подрастающего поколения к их изучению, развитие традиционных народных промыслов и ремесел, утверждение принципов толерантности во взаимодействии народов региона [Положение Межрегионального праздника...].

Началу Народных игр предшествует обряд поклонения Алтаю и освящения земли, на которой состоится праздник. В алтайской этнической среде основным принципом взаимоотношений выступает престиж старших. Ни одно общественное мероприятие, в том числе и праздник Эл Ойын, не проходит без участия старших, в том числе за-йсанов, иначе событие не будет иметь социальную значимость. В день проведения праздника рано утром старейшины группой, состоящей из четного количества участников, поднимаются на восточный склон наиболее почитаемой в окрестности вершины. Повернувшись в сторону восходящего солнца, с просьбой об успехе предстоящего мероприятия повязывают на березу белые ритуальные ленты (парное число каждый), кропят молоком на четыре стороны и разжигают огонь, совершая обряд поклонения божеству-Алтаю. В огонь кладут «угощение»: принесенные с собой сыр, лепешки, масло, талкан - мелко дробленый обжаренный ячмень. Ритуальными действиями выражается чувство уважения и благодарности духам Алтая, что проходит в приватной обстановке - без СМИ, сопровождающих и прочих лиц [Ябыштаев, 2019, с. 141].

В 2006 г. праздник Эл Ойын, получивший республиканский статус и ставший всенародно признанным, вернулся на место исхода. Организуемый и финансируемый из федерального бюджета, он потерял возможность передвижения по районам. Основной причиной стали затраты на строительство площадок в каждом районе проведения. Постоянным местом явилась долина Кабайлу Межелик, что на алтайском языке означает «Ложбина с колыбелью». Эта священная долина на протяжении последних четырех Народных игр пострадала от антропогенных перегрузок, в народе говорят «об усталости местных духов природы», поэтому предлагается проводить праздник не через 2, а через 4 года. Силами активной части алтайцев, в том числе родовыми зайсанами, был отменен вечерний фейерверк, противоречащий устоям почитания природы. Согласно картине мира алтайцев считается, что Алтай, приютивший людей, - живое божество, и у каждого места есть дух-покровитель, который не следует беспокоить [Тадина, 2020, с. 36]. Проблему возврата «кочующего» праздника зайсаны - родовые главы поднимают на съездах-курултаях. По причине проведения на одном

и том же месте уменьшился интерес к празднику Эл Ойын, а при «кочующем» мероприятии была возможность побывать в других районах, так как ландшафт и население республики разнообразны.

Народные игры Эл Ойын сложились как многосторонний праздник. Одних интересуют спортивные состязания, других - конкурс творческих коллективов, третьих - выставки изделий народного творчества, а разные мероприятия совершаются одновременно, и порою непросто посетить каждое событие. Состязание во всем - на «лучшую юрту», «лучшее блюдо национальной кухни», «лучшую сбрую», «лучший национальный костюм». Эл Ойын стал местом демонстрации не только традиционного костюма, но и современной одежды в народном стиле. В течение всех дней идет состязание творческих коллективов. Соревнуются исполнители песен «об Алтае и Эл Ойыне». Соревнуются мастера игры на народных инструментах, звучат «комыс»-варган, смычковый «икили», струнный «топшуур». Заслуживают внимания творческие коллективы из соседних регионов: шорский «Чылдыс» из Новокузнецка и телеутский «Эне Байат» из Беловского района, Кемеровской области, хакасский «Тан» из Республики Хакасия, казахские певцы из Монголии, Баян-Улэгенского аймака и монгольские исполнители «Танца орла». Приезд гостей способствует общению и знакомству с их творческими успехами. Мероприятия проходят весело, шумно, зрители участвуют в обсуждении итогов, включаются в борьбу. Сила, ловкость, смелость, выносливость, упорство участников - это персонифицированное молодечество и удаль их группы, их села, их сёока-рода. Игра и состязание и сегодня для алтайских этнических групп - составная часть быта и этнической культуры, без нее немыслима социализация личности и признание авторитета, социальной значимости родовых лидеров-зайсанов.

Библиографический список

Тадина Н.А. Современный бурханизм через историю в ритуальной жизни алтайцев // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Геоархеология. Этнология. Антропология. 2020. Т. 31. С. 31-40.

Ябыштаев Т.С. Пути возрожденного зайсаната в Республике Алтай // Вестник Томского государственного университета. 2019. №440. С. 139-145.

Источники

Положение Межрегионального праздника алтайского народа Эл Ойын // Министерство культуры Республики Алтай [Электронный ресурс]. URL: http:// www.culture-altai.ru/index.php/80-all-news/584-polozhenie-el-ojyn.html (дата обращения 10.03.2021).

Празднование Эл-Ойын на Алтае // Отдых на Алтае [Электронный ресурс]. URL: http://gotoaltay.ru/altay/kulturnye-i-istoricheskie-dostoprimechatelnosti/ kulturnye/prazdnovanie-Jel-Ojyn-na-altae

Эл Ойын. Тридцать лет // Звезда Алтая [Электронный ресурс]. URL: https://zvezdaaltaya.ru/2018/06/yel-oyyn-tridcat-let/ (дата обращения 10.03.2021)

N.A. Tadina, T.S. Yabyshtaev

Gorno-Altai State University, Gorno-Altaisk, Russia

EL OYIN HOLIDAY IN THE LIGHT OF THE CHANGED RITUAL ROLE OF ALTAIAN CLAN LEADERS

The article under study highlights the main issues related to the development of the ritual role of the syook (clans) heads called zaisans. On the basis of the collected material, the periodization is given of their ritual role formation in the creation, organization and holding of the El Oyin holiday, which was originally planned as a championship in national sports. The article describes the ritual practice of worshiping the Altai deity carried out by the assembled zaisans in the morning on the opening day of the El Oyin holiday. The article also gives an overview of the documents, namely -regional laws, adopted on organization issues. These laws take into account the traditional symbols of reverence for the Altai nature while determining the location and the date of the event of nationwide significance which attract folklore groups from such neighboring regions as Tuva, Khakassia, Kemerovo region and Altai Territory.

Keywords: Altai people, republic, folk holiday, traditions, reverence for Altai

001: 10.14258/2411-1503.2021.27.16 УДК 902(571.13)+39(571.13)

К.Н. Тихомиров

Омский историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская», Большеречье, Омская лаборатория археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН, Омск, Россия

РЕКРЕАЦИОННЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ БОЛЬШЕРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Рекреация - важнейшая часть современной жизни. Однако в России, до сих пор мало развит внутренний и особенно сельский (этнографический) и археологический туризм. В работе производится анализ возможности проведения указанных видов познавательного отдыха широких масс населения на территории Большереченского района - одного из самых туристически развитых в Среднем Прииртышье. В результате автор приходит к выводу о том, что здесь есть несколько территорий, наиболее подходящих для указанной деятельности: это цепь старых русских деревень, районы компактного проживания татар - потомков переселенцев из Средней Азии, уникальные места сосредоточения объектов археологического наследия (урочища Батаково и Инберень, грива Чигарь и др.). Для ознакомления с этими местами предлагается несколько видов маршрутов (линейно-радиальный, радиально-кольцевой и т.д.) различной археологической и этнографической тематики, при проведении которых возможно ознакомление с традиционными занятиями сельского населения, осмотр археологических памятников разного типа и посещение археологических раскопок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.