УДК 392
Т.С. Ябыштаев
Горно-Алтайский государственный университет,
Горно-Алтайск, Россия
ПРОБЛЕМА СОБЛЮДЕНИЯ РОДОВЫХ ТРАДИЦИЙ У АЛТАЙЦЕВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
На основе полевых материалов, собранных в Республике Алтай в 2019 г, автором освещены проблемы соблюдения обычаев алтайцев в современных условиях трансформации обрядовой культуры. Результаты исследования данной темы были получены при применении метода непосредственного этнографического наблюдения и полуструктурированного интервью зайсанов (глав сёоков-родов) и членов Совета зайсаната на алтайском и русском языках. Проанализированы пути решения актуальных вопросов, предлагаемые Советом зайсанов, о соблюдении экзогамного обычая, сокращении списка родственников невесты для сватовства. Обращено внимание на проблему трансформации обычаев алтайцев о запрете посещения могил родственников, сохранении табу упоминания о потустороннем мире. Заключено, что для развития ритуальной жизни алтайцев зайсанатом предложено создание «Алтайского культурного и духовного центра» в г. Горно-Алтайске, столице Республики Алтай.
Ключевые слова: алтайцы, сёок-род, зайсан, родовые традиции, трансформация. DOI: 10.14258/2411-1503.2020.26.50
В г. Горно-Алтайске периодически проводятся заседания общественной организации «Совет зайсанов», созданной в начале 1990-х гг. В Совет входят 15 зайсанов (глав родов), избранные на родовых праздниках алтайцев. Основным методом исследования явилось включенное наблюдение по изучаемому вопросу на совещаниях зайсанов, прошедших в 2012-2019 гг. Применялся также метод полуструктурированного интервью участников на алтайском языке. В данной работе предлагается рассмотреть рекомендации родовых глав по вопросу о возможностях соблюдения родовых традиций в современных условиях.
В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией актуальным становится возрождение обычая родовой взаимопомощи. Зайсаном сёока сагал А.И. Саниным было предложено открыть банковский счет, на который желающие могли бы вносить денежные средства для помощи многодетным семьям, проведения алтайской свадьбы, обучения студентов в других регионах и для решения сложных жизненных ситуаций. В архивных номерах газеты «Алтайдын чолмоны» имеются сведения о случаях родовой помощи в постсоветский период [Садыков, 1993]. В 1993 г. к зайсану майманов А.К. Бардину обратилась женщина из сёока тодош, которая была замужем за представителя сёока майман, по вопросу помощи им как погорельцам. Зайсан обратился к соплеменникам о помощи пострадавшей семье. Из сёока майман и тодош, муниципальных районов республики поддержали семью, перечислив деньги
Ябыштаев Т.С. Проблема соблюдения родовых традиций у алтайцев...
и передав вещи. Другой пример возрождения обычая родовой взаимопомощи. По инициативе зайсана сёока иркит В.Д. Кудирмекова желающие из многочисленных сёоков возводят традиционные жилища айылы, называемые «юрты сёоков-родов» (сооктордик айылдары) на территории проведения республиканского мероприятия «Эл Ойын» (Народные игры). Прибывшие на праздник родственники и другие могут отдохнуть и переночевать в таком общем айыле. По примеру зайсана сёока иркит В.Д. Кудирмекова в предстоящий праздник «Эл Ойын» в июле 2020 г. в долине Ойбок Усть-Канского района зайсаны сёоков установят свои юрты сёоков [Ябыштаев, 2019].
Следующей проблемой является соблюдение родовой экзогамии, выступающей основой обычая алышпас (не вступать в брак). Например, парень из сёока кыпчак не может жениться на девушке из своего сёока и родственных сёоков-родов - мундус и кергил. По народным представлениям соблюдение экзогамного обычая сохраняет поколение здоровых потомков и способствует увеличению сёока-рода. В случае нарушения говорят «брат и сестра женились» (ака-э)ези алышкан), что означает факт кровосмешения. Аномальным становится соблюдение обычая авункула-та, потому что дядя по матери фактически приходится братом, ведь он из одного сёока со своими племянниками, потомками брака, заключенного с нарушением экзогамии. Кроме того, теряется ритуальная значимость свадебных и послесвадебных обычаев взаимного посещения сторон жениха и невесты, если они из одного или родственных сёоков.
Проблема соблюдения обычая алышпас активно обсуждается молодыми алтайцами. Дискуссии разворачиваются в социальных сетях и форумах Интернета. Противники следования правилу родовой экзогамии приводят примеры благополучного брака, заключенного внутри сёока. Например, в социальной сети «ВКонтакте» девушка из сёока кыпчак пишет: «Мои родители оба кыпчаки, я и сестренка совершенно здоровые, счастливые люди. Я вышла замуж за кыпчака. Люди, это же в наше время абсурд» [Молодые с одного рода...]. Высказывается мнение о допустимости брака внутри крупного сёока, так как жених и невеста, относящиеся к одному сёоку, тем более многочисленному, проживают в разных районах и поэтому генетически и родственно отдалены друг от друга (ыражып калган). Другие, допускающие нарушение экзогамии брака, объясняют «правилом седьмого колена» - когда у родственников отца юноши и отца девушки до седьмого поколения нет родства, то такой брак считают возможным [Тюхтенева, 2015].
По мнению зайсана сёока чапты Н.Е. Мендина, «сёок - это генофонд алтайского народа, и случаи нарушения обычая „алышпас" грозят генетическому здоровью этноса» [ПМА-1]. Им было предложено к фамилии приписывать название сёока, например, Кыпчак-Ябыштаев. Такая составная фамилия будет указывать родовую принадлежность и поможет избежать нарушения родовой экзогамии. Следует отметить, что частич-
но эта идея реализуется в социальных сетях Интернета. Встречаются ак-каунты (личные страницы) с указанием имени и названия сёока, например Алтынай Майман или Владимир Тодош [Ябыштаев, 2019].
Очередным важным вопросом внутриэтнической жизни алтайцев остается запрет посещения кладбища. Начиная с конца 1980-х гг. алтайцы, живущие в смешанных селах и городе, под влиянием традиций местных русских ухаживают за могилами умерших родственников, особенно в дни поминок и «родительский день» (православный праздник «Радоница»). Алтайцами этот день называется 0лг0нд0рдик байрамы, что переводится как «праздник умерших». У алтайцев не принято посещать кладбища, что считается дурным знаком (ыра) - к несчастью. Посещение кладбища городские алтайцы объясняют необходимостью ухаживать из-за опасения засорения могилы и/или повреждения оградки.
По материалам этнографа В.А. Клешева [2011, с. 120-121] в старину поминки отводили на третий и седьмой день, при этом не проводили на сороковой день и годовщину. Существуют представления о том, что посещающего могилки преследуют «духи кладбищ» (KöpMöcu-алдачы). Исходя из народных поверий, этнограф В.А. Муйтуева [2004] отмечала, что останки оберегает «сторож могилы» (cöök сакычы), который может поймать душу человека и навлечь недуг и/или смерть. Для соблюдения границы между земным и потусторонним мирами зайсанат предлагает внедрить в практику традицию кремации и/или организовать «алтайские кладбища» на общественные пожертвования.
Другой проблемой остается проведение алтайской свадьбы (алтай той) с непосильными расходами для стороны жениха, когда составляется список родственников невесты, включающий до 50 домов, которые следует посетить и совершить сватовство путем сватовских подношений. Родители жениха или сам жених и его близкие родственники вынуждены отправиться на заработки в северные регионы страны с хорошо оплачиваемой работой. Большие расходы на сватовство считаются бессмысленными и не имеющими отношения к традициям алтайской свадьбы. С другой стороны, в сватовстве перечисленных в списке родственников невесты видится своеобразное испытание новых сватов. Во время больших собраний алтайцев, таких как собрание-курултай, родовые праздники, заседание Совета зайса-нов, предлагается не включать в список родственников невесты ее младшую родню, которую согласно народной традиции сватать не обязательно. К младшим родственникам относятся племянники (jеендери), дети сестер (б0л0л0ри) и холостые старшие братья [Тадина, 2013].
Совет зайсанов предлагает сократить количество семей-домов в списке (не более 20-30) и равномерно распределить финансовые расходы между родственниками. Предлагается утвердить список со стороны невесты (куда тужуретен), который следует просватать стороной жениха. Ритуал сватовства следует проводить сначала у родителей невесты (ада-энези) или тех, кто воспитал невесту (чыдаткан улузы). Затем ее
Ябыштаев Т.С. Проблема соблюдения родовых традиций у алтайцев.
старших родственников, к которым относятся бабушка и дедушка (карган адазы, карган энези), родные братья отца невесты (ака-карындаштары), семейные старшие братья (айылду^урту jаан акалары), семью родного дяди по матери (таай), семью дяди по матери отца (тос таай) [ПМА-2].
В последние два десятилетия городские алтайцы стараются провести алтайскую свадьбу с соблюдением ключевых обрядов. Основной смысл свадьбы заключен в двух ритуалах, связанных с преображением невесты: смены ее девичьей прически на две косы с пробором (чач орори) и приобщения к родовому огню жениха (башпаады), которые принято проводить в традиционном жилище - айыл. После ритуала за-плетения волос невесты родственницами за белым свадебным занавесом (кожого) совершается ритуал его открывания, символизирующий переход новобрачной в статус замужней женщины (келин). Занавес относится к табуированным предметам, поэтому не принято касаться его руками. Старший родственник жениха (у алтай-кижи его дядя по матери, у теленгитов - его старший брат) открывает занавес при помощи «мужского» предмета: рукоятки плетки, приклада ружья, ножен или двух веточек можжевельника (арчын). Открывший занавес относится к тем старшим родственникам, по отношению к которым невеста должна соблюдать взаимный обычай избегания (кайындаш/келиндеш).
Проведение очередного ритуала башпаады, означающего поклонение родовому огню жениха, проблемно в городских условиях. Семья, живущая в благоустроенной квартире, ограничивается ритуалом на кухне у электрической или газовой плитки. Бывают случаи, когда родители жениха решаются провести этот ритуал во дворе многоэтажного дома, найдя укромное место; обычно их стесняет невольное присутствие посторонних, их любопытство и непонимание. Если родители жениха живут в частном доме, свадебный ритуал разжигания родового очага совершается в айыле, находящемся во дворе дома. Если его нет, то ставят символический айыл, натянув ленты в форме конусообразного шатра, в центре которого устанавливают очаг. Некоторые предприниматели сдают айылы в аренду на время свадьбы. В г. Горно-Алтайске известен ресторан «Меркит», названый по сёоку владельца, предоставляющий услуги аренды для проведения свадебного церемониала.
В силу ритуальной важности проведения свадебных обрядов Совет зайсанов планирует построить «Алтайский культурный и духовный центр». По замыслу центр должен состоять из комплекса юрт, где семьи алтайцев будут проводить обряды, связанные с ритуальной жизнью: алтайская свадьба, праздник нового года Чага байрам, весеннего равноденствия Jылгайак, юбилеи выдающихся личностей сёоков и памятные исторические события алтайцев. Планируется совершать общественные моления Алтай кодурери (Возвышения Алтая) два раза в год: весенние (¡ажыл буур) и осенние (сары буур). Строительство этнокультурного комплекса предполагается на горе Айан в городском микрорайоне Байат [Ябыштаев, 2018].
Источники
ПМА-1 - Полевые материалы автора. Республика Алтай, г. Горно-Алтайск. Информант: Мендин Николай Екченович, 1941 г.р., соок чапты (07.06.2019).
ПМА-2 - Полевые материалы автора. Республика Алтай, г. Горно-Алтайск. Заседание общественной организации «Совет зайсанов» (20.09.2019).
Библиографический список
Клешев В.А. Народная религия алтайцев: вчера, сегодня. Горно-Алтайск, 2011. 245 с.
Молодые с одного рода, говорят, не могут создавать семью // Сообщество Алтай сёёктёр. URL: https://vk.com/topic-7525637_15895123 (дата обращения: 10.03.2020)
Муйтуева В.А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. Горно-Алтайск, 2004. 166 с.
Садыков У Jайзан' ]аны - албатынын' ]аны // Алтайдын чолмоны. 1993. №12. С. 1 (на алт. яз.).
Тадина Н.А. О родовом очаге в контексте свадьбы у городских алтайцев // Х конгресс этнографов и антропологов России. М., 2013. С. 193.
Тюхтенева С.П. Личность и общество у алтайцев: от родовой принадлежности до общеалтайской идентичности // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. №4. С. 72-81.
Ябыштаев Т.С. О Городском курултае алтайцев // Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты. Омск, 2018. С. 273-274.
Ябыштаев Т.С. Об актуализации родовой идентичности у алтайцев // Материалы Первого Международного алтаистического форума «Тюрко-монголь-ский мир Большого Алтая: историко-культурное наследие и современность». Барнаул, 2019. С. 181-183.
T.S. Yabyshtaev
Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia
THE PROBLEM OF KEEPING GENERAL TRADITIONS WITH THE ALTAI PEOPLE IN MODERN CONDITIONS
Based on field materials collected in the Altai Republic in 2019, the author highlights the problems of observing the customs of Altai people in modern conditions when the ritual culture is transformed. The results of the topic under study were obtained by applying the method of direct ethnographic observation and a semi-structured interview with zaisans (heads of breeders) and members of the Zaisanat Council in Altai and Russian. Also, the analysis is given to the ways to address pressing issues proposed by the Zaisan Council, such as observing an exogamous custom and reducing the list of bride's relatives for matchmaking. Attention is drawn to the problem of transforming the customs of the Altai people concerning the ban on visiting the relatives' graves, preserving the taboo of mentioning the other world. It was concluded that to develop the ritual life of the Altai people, the zaisanat proposed the creation of an "Altai Cultural and Spiritual Center" in Gorno-Altaisk, the capital of the Altai Republic.
Key words: Altai people, Syok-clan, Zaysan, clan traditions, transformation.