УДК 94(571.151)
Т.С. Ябыштаев
Горно-Алтайский государственный университет,
Горно-Алтайск, Россия
О ПРИЧИНАХ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ «ПОДНЯТИЯ НА ВОЙЛОКЕ» ЗАЙСАНА АЛТАЙСКИХ ТЁЁЛЁСОВ
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (ОГОН) и Министерства образования и науки Республики Алтай, проект №°17-11-04004а(р)
Статья посвящена традиции избрания главы рода (зайсана) у алтайцев, которая имеет глубокие исторические корни и возрождена в постсоветский период в Республике Алтай с целью решения разных внутриэтнических проблем. Излагаются обычаи, процедура и другие особенности специально реализуемых мероприятий, среди которых особое место занимает церемония «поднятия на войлоке» избранного зайсана. С целью придания сакральности родового события его дата назначается на период новолуния, а место проведения - на родовой территории или в районе проживания большинства его представителей. Приводятся конкретные примеры и иллюстрации. В настоящее время зайсанат рассматривается как институт самоуправления, отражает наличие родовой элиты и ее деятельность. Данное явление требует специального и детального изучения.
Ключевые слова: алтайцы, этнография, род, зайсан, обычаи.
В Республике Алтай в период этнического возрождения возобновилась традиция избрания родового главы, называемого зайсан (/айсан'). До сих пор в народе живет память об ойратском периоде (XVII - середина XVIII в.), когда предки алтайцев входили в состав Джунгарского ханства. Одним из ойротских титулов остается «зайсан», означающий главу сёока-рода. Считается, что этот термин произошел от наименования китайского титула «цзяй-сян» [Вайнштейн, 1989, с. 580]. В условиях интеграции алтайцев в российское общество родовой принцип управления поэтапно упразднялся (XIX - начало XX в.), а вместе с ним упразднилась и должность зайсана. Возрожденный зайсанат призван решать внутриэтнические проблемы соблюдения обычая родовой экзогамии, взаимопомощи, авункулата, урегулирования сватовских расходов и не случайно явился формой этнического самоопределения алтайцев.
Зайсан избирается на собрании-курултае сёока-рода. Для его проведения назначают исполнительный комитет, обязанности которого -разработка сценария, повестки дня и проекта решений предстоящего мероприятия. Место и время проведения объявляется в республиканской газете «Алтайдын" чолмоны», выходящей на алтайском языке, и в программах регионального телевидения ГТРК «Эл Алтай». С целью
придания сакральности родового события его дата назначается на период новолуния, а место проведения - на родовой территории или в районе проживания большинства его представителей.
Ранним утром в день проведения праздника старейшины рода совершают ритуал почитания Алтая, называемый «мургуул». Для этой цели берут белые ленты, называемые щалама» или «кыйра», можжевельник «арчын», молоко и угощение (лепешки, сыры) и поднимаются на восточный склон горы. Там со словами благопожелания старший повязывает ритуальные ленты на березу, разжигает небольшой костер и четное количество раз кропит молоком в сторону восхода солнца. Этими действиями выражается почитание Алтая и испрашивание благословения предстоящего мероприятия.
На массовых празднествах алтайцев обычно устанавливают юрту (айыл), коновязь (чакы) и родовой камень «кожо таш» (дословно «камень-занавес»), на котором высечена тамга сёока и дата проведения родового курултая. С установлением айыла и коновязи как этнокультурных символов образуется «определенная зона одомашненности» родовой территории [Жуковская, 1988, с. 24]. Здесь же приготовляют ритуальное угощение - мясной суп (кочо) из конины или баранины и ячменной крупы. Согласно картине мира алтайцев, человек с его жильем и скотом, живущий отдельно от дикой природы, придя в нее, заявляет о себе символами, каковыми выступают жилище-айыл и коновязь [Та-дина, 2011, с. 151-152].
Перед началом родового собрания проводится регистрация участников - в журнале записывают имя, фамилию, возраст, место проживания, работы или учебы и сёок-род. Число прибывших оглашается - из какого сёока и района проживания. Следует отметить, что участники могут быть из родственных сёоков-родов. Так, на праздник сёока тёёлёс приезжают из родственных родов кёбёк, алмат, оргончы, а также сватовских сёоков: кыпчак из Кан-Ябаганской долины (Усть-Канский район), майман Каракольской долины (Онгудайский район) и др. Здесь принимают участие племянники, к числу которых относятся те, у кого мать из рода тёёлёс, организующего курултай.
Современное родовое мероприятие открывается ритуалом торжественного поднятия родового знамени «мааны», заимствованным от советского периода, из которого вышло старшее поколение, обычно организующее курултай. На светлом фоне родового знамени изображены священное животное и тамга. Так, на желтом знамени сёока тёёлёс начертан олень (марал), как почитаемое животное, и тамга «шире» (престол). Следует отметить, если айыл, коновязь и тамга остаются традиционными этнокультурными атрибутами, то родовое знамя конструируется в наши дни. Обычно на собрании рода оговариваются цвет, размеры и даже материал, из которого оно будет изготовлено.
Как показывает практика проведения родовых собраний, ключевым вопросом остается избрание главы рода - зайсана. В настоящее время избраны 16 зайсанов, объединенных в общественную организацию «Совет зайсанов». Впервые такую должность возродил сёок май-ман в 1989 г. в долине р. Каракол (Онгудайский район) [Кыдыева, 1994, с. 55]. Среди выдвинутых кандидатов зайсаном становится тот, кто набирает большинство голосов. На курултае сёока чапты (27 июня 2012 г.) избранному зайсану вручили старинный знак власти - плетку «камчы». Новый зайсан формирует исполнительный комитет, в состав которого входят заместители «темичи» из районов проживания представителей сёока-рода. Известны случаи, когда люди, попавшие в чрезвычайную ситуацию, обращались к зайсану за помощью [Тадина, 2009, с. 77-81]. Национальное движение известно в Республике Алтай, поэтому родовая должность зайсана престижна и авторитетна. Избранные родовые главы видят в ней возможность быть вовлеченным в общественную деятельность региона [Ябыштаев, 2013, с. 112-117].
На курултае сёока тёёлёс, состоявшемся 10 июля 2013 г., была проведена репрезентация древнего обычая интронизации выбранного зай-сана. Он, наряженный в национальную одежду «чекпен», имея мужскую косичку «щеге», в шапке «борук», был посажен на войлочный ковер белого сакрального цвета. Шестеро мужчин, получившие право по жребию поднять избранного зайсана, дважды по кругу посолонь пронесли его (рис.). В заключение зайсану подвязали шелковую опояску согласно обычаю благословения у алтайцев.
Признание зайсаном рода (фотоснимок автора)
Древнетюркский церемониал обряда «поднимать вверх» (божествам неба) кагана известен из древнекитайской истории «Чжоушу» в переводе Н.Я. Бичурина [1950, с. 229]. О чем Л.П. Потапов [1991, с. 123] написал так: «Упомянутая церемония заключалась в следующем. Избираемого кагана поднимали на войлоке и несли высокие чиновники. Девять раз они совершали круг (по солнцу) и после каждого кланялись ему. Потом его сажали на лошадь и отпускали скакать верхом. Затем они душили его шелковым платком так, что он едва оставался живым. Тогда они быстро развязывали опояску и спрашивали: "Сколько лет ты будешь нашим каганом?"». Ритуал возведения на трон кагана поднятием на войлоке получил доказательство в рунической надписи, найденной на р. Тесь в Северо-Западной Монголии. В ней говорится о поднятии на войлоке, т.е. интронизации, уйгурских каганов в 761-762 гг.: «Новый каган был поднят» [Кляшторный, 1983, с. 81, 88]. В примечании Л.П. Потапов обращает внимание на тот факт, что на обычай поднятия кагана/хана на белой кошме у тюрок и монголов при его избрании указал А.Н. Кононов [1958, с. 95], снабдив свои соображения ссылками на исследовательскую литературу. Древний ритуал возведения избранного главы был связан с представлением о легитимности небесного происхождения, что наделяло его получать и испрашивать небесных патронов о гарантии жизни и благополучии в земном мире.
Таким образом, период возрождения зайсаната в Республике Алтай показал активную позицию алтайцев в деле подъема этнической культуры. В постсоветский период зайсанат рассматривается как институт самоуправления в социально-политическом пространстве региона. В нем нет и не может быть одного лидера: сколько сёоков, столько и знаменитых личностей. Такой установкой объясняется устойчивость родовой структуры алтайцев. Этот принцип общинности во внутриэтнической жизни продолжает действовать до сих пор. Современный зайсанат стал явлением возврата престижа родовой элиты, авторитета старшинства по возрасту, родству, социальному статусу, что вызывает интерес как внутри республики, так и за ее пределами.
Библиографический список
Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., Т. 1. 1950. 382 с.
Вайнштейн С.И. Примечания в книге «Из Сибири» В.В. Радлова // Рад-лов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989. С. 580-637.
Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988. 200 с.
Кляшторный С.Г. Тэсинская стела // Советская тюркология. 1983. №6. С. 76-90.
Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази, хана Хивинского. М.; Л., 1958. 192 с.
Кыдыева В.Я. О празднике алтайских сёоков (послепраздничные размышления о празднике и не только о нем) // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий. М., 1994. С. 51-57.
Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 320 с.
Тадина Н.А. Возрождение зайсаната в Республике Алтай: взгляд сквозь собственную этническую идентичность // Гуманитарные науки в Сибири. 2009. №3. С. 77-81.
Тадина Н.А. Картина мира как основа коммуникативной культуры алтайцев // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень, 2011. №1 (14). С. 146-153 [Электронный журнал]. Режим доступа: http://www.ipdn.ru/rics/va/ index.htm
Ябыштаев Т.С. Родовые праздники алтайцев в этнокультурном дискурсе Республики Алтай // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. №1 (20). С. 112-117.
T.S. Iabishtayev
Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia
ON THE REASONS OF "RAISING ON THE FELT" OF THE ZAISAN OF THE ALTAI PEOPLE (The Tjojolyos)
The article considers the tradition of electing by the Altai people of the head of the clan (zaisan), which has deep historical roots and was revived in the postSoviet period in the Republic of Altai in order to solve various intra-ethnic problems. It outlines the customs, procedure and other features of specially kept events, among which a special place is occupied by the ceremony of "raizing the chosen zaisan on felt ". In order to make the tribal event more sacred, its date is assigned for the period of the new moon, and the event is held on the patrimonial territory or in the area where the majority of residents live. Specific examples and illustrations are also presented. Currently zaisanat is considered to be the institution of self-government, reflecting the existence of the tribal elite and its activities. This phenomenon requires special and detailed study.
Key words: Altaians, ethnography, genus, zaisan, customs.